Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА - ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ: ГЕНЕЗИС И АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА - ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ: ГЕНЕЗИС И АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЭСТЕТИКА / ФИЛОСОФИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА / ГЕНЕЗИС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутчер А.Е.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с генезисом музыкальной эстетики в философской мысли. Отдельное внимание в процессе исследования уделено философско-методологическим основам музыкальной эстетики. Также отмечено, что интеграция музыкально-теоретического знания воплощается в задачах музыкальной культурологии, в которых актуализируется направленность на фундаментальные исследования ключевых для искусства философско-эстетических и культурологических категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА - ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ: ГЕНЕЗИС И АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ»

И С К У С С Т В О В Е

Д

Е Н И

Е

А.Е. Кутчер

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА - ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ: ГЕНЕЗИС И АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с генезисом музыкальной эстетики в философской мысли. Отдельное внимание в процессе исследования уделено философско-методологическим основам музыкальной эстетики. Также отмечено, что интеграция музыкально-теоретического знания воплощается в задачах музыкальной культурологии, в которых актуализируется направленность на фундаментальные исследования ключевых для искусства философско-эстетических и культурологических категорий.

Ключевые слова: музыка, эстетика, философия, содержание, форма, генезис.

Музыка — это, пожалуй, то искусство, которое представляет больше всего философских загадок. В отличие от живописи, ее произведения часто имеют несколько экземпляров, ни один из которых не может быть отождествлен с самим произведением. Таким образом, вопрос о том, чем именно является творение, изначально гораздо более сложный, чем тот же вопрос о работах живописи, которые кажутся (по крайней мере, изначально) обычными физическими объектами. В отличие от литературы, инстанциями музыкального произведения являются перформансы, которые предлагают его интерпретации. Однако творение композитора может трактоваться (возможно, в другом смысле) независимо от любого перформанса. С древних

© А.Е. Кутчер, 2022.

времен считалось, что музыка способна воздействовать на нашу психологию, интеллект, эмоции, она может смягчить одиночество или разжечь человеческие страсти, поэтому понимание эстетики музыки является крайне важным заданием для всех эпох [1].

Эстетика музыки включает в себя философские размышления о происхождении, природе, силе, цели, создании, исполнении, восприятии, значении и ценности музыки. Некоторые из обозначенных проблем являются общими проблемами эстетики, поставленными в музыкальном контексте, например, каков онтологический статус произведения искусства в музыке, или каковы основания ценностных суждений в музыке. Другие проблемы более или менее характерны для музыки и не имеют четких параллелей в других искусствах; например, какова природа движения, воспринимаемого в музыке, или как лучше всего понимать сочетание музыки и слова.

Эволюция музыкальной эстетики и музыкального искусства на протяжении последних веков побуждает к обобщениям концептуального характера, связанных с соотношением сущностных, транзитных и кризисных явлений как в теории, так и в художественной практике. Современное эстетическое сознание заметно трансформируется под влиянием новых идей, артефактов, необычных форм и средств художественной выразительности. Происходит микширование, порой вплоть до слияния, креативных установок гуманитарных наук и искусства. Все это требует осмысления, вернее, перманентного переосмысления музыкальной эстетики в стремительно меняющейся социокультурной ситуации. Особого внимания в данном контексте заслуживают философско-методологические основы современного музыкально-эстетического знания.

Таким образом, обозначенные обстоятельства обуславливают актуальность, теоретическую и практическую значимость темы данной статьи.

Вопросы музыкальной эстетики привлекают в последнее время пристальное внимание исследователей - как отечественных, так и зарубежных. Не только для науки о музыке, но и для других отраслей искусствоведения эстетика становится сегодня необходимой для фундаментальности научных обобщений.

Методологическую специфику музыкальной эстетики изучают такие авторы как: Старикова В.В., Коробова А.Г., Горячева Т.А., Штенникова Е.Г., Grassi, Massimo; Kasdan, Anna; Belfi, Amy M.

Вопросы перевооружения культуры и музыки в поставангардный период неоднократно поднимались в работах Ифтоди И.Н., Даниловой А.В., Ерзауловой А.Г., Behr, Adam; Negus, Keith; Street, John.

Однако, несмотря на имеющиеся труды и наработки, ряд дискуссионных моментов на сегодняшний день все еще остается открытыми. В частности, отдельного внимания и осмысления заслуживают различные виды эстетического содержания в музыке, такие как музыкальное понимание, музыкальная форма, эмоциональность и выразительность.

Таким образом, цель статьи заключается в рассмотрении музыкальной эстетики как неотъемлемой части философии музыки через призму ее генезиса и актуальной современности музыковедения.

Музыкальная эстетика в целом стремится понять воспринимаемые свойства музыки, в частности те свойства, которые приводят к переживанию музыкальной ценности для слушателя. Ее также можно понимать в более широком смысле как синоним философии музыки, включая вопросы музыкальной онтологии, эпистемологии, этики и социологии [2].

Попытки определить эстетику музыки обычно начинаются с того факта, что музыка включает в себя звук, но также иногда выдвигаются такие концепты, как культурная традиция, реализация целей композитора или выражение эмоций в качестве основных характеристик эстетического содержания музыки. Однако, вероятно, любая правдоподобная концепция должна включать в себя создание звуков людьми для эстетического восприятия, в широком смысле этого слова. При определении того, что подразумевается под музыкальным произведением, в игру вступают дополнительные соображения, которые могут привести к отождествлению его со звуковой структурой, определенной данным композитором в конкретном музыкально-историческом контексте.

Многовековой традиции эстетической мысли известно немалое количество концепций музыкального искусства. Анализ истории развития музыкально-эстетической мысли разных эпох позволяет определить философско-методологические основы современного музыкально-эстетического знания и четко осознать предмет музыкальной эстетики, ее категориальный и понятийный аппараты.

Рассмотрим более подробно генезис в понимании эстетики музыки с точки зрения философских позиций.

Хотя термин «эстетика» не использовался до XVIII века, люди всегда размышляли о создаваемых ими интеллектуальных продуктах, включая музыкальные творения. В мифах древности музыке и ее влияние зачастую принадлежала существенная роль, как, например, в мифе об Орфее. Также музыка занимала особое место в философии пифагорейцев: они считали гармонию и число фундаментальным принципом бытия, а музыку и ее интервальные отношения - парадигмой этого всеобъемлющего порядка. Для Платона

в диалоге «Симпозион» музыка как techné (в смысле художественного мастерства) является лишь перевалочной станцией на пути к познанию сущего, поскольку она способна вызвать любовь к чувственно прекрасному. В «Политейе» Платона музыка рассматривается как инструмент воспитания членов общины, но как таковая она имеет узкие ограничения в содержании и исполнении [3].

Музыкально-эстетические высказывания средневековых мыслителей относятся исключительно к литургической музыке. В раннем средневековье (например, у Боэция) доминирующее место занимают мысли о трактовке музыки как математической науки, ей приписывалась красота в изображении гармонии космоса. Несколько позже начинают проявляться и музыкально-практические соображения. Так, после введения римской литургии во франконское богослужение в IX веке, отдельное внимание уделялось роли пения в богослужении. Философы были едины в том, что песня — это слово Божье, которое может передаваться более эффективно, чем только словесные выражения. С другой стороны, это означало, что музыка рассматривается только в качестве «средства перенесения звуков» и не может существовать сама по себе.

В XVIII веке музыка считалась настолько далекой от сферы эстетической теории (которая тогда трактовалась в визуальных терминах), что она едва упоминается в работе Уильяма Хогарта «Анализ красоты». Автор считал танец прекрасным (завершая трактат обсуждением менуэта), но при этом музыка являлась важной лишь постольку, поскольку она могла обеспечить надлежащий аккомпанемент для танцующих [2].

Таким образом, музыкальная эстетика древности и средневековья, отражая несамостоятельность музыки и неотделимость искусства от практической деятельности, не выделялась в отдельную сферу и была ограничена аксиологической и онтологической проблематикой.

Музыкальная эстетика в современной академической литературе утвердилась в определенном единстве с философией музыки, но отличная от последней развернутостью к музыковедческой специфике в ее традиционном картезианском значении: «... философия музыки - раздел эстетики, в рамках которого исследуют основополагающие вопросы, касающиеся музыки. Философское изучение музыки имеет много связей с философскими вопросами в метафизике и эстетике» [3].

Рассматривая музыку в качестве гносеологического аналога природы, философы XIX в. определяют ее как ключ к пониманию других искусств, что в ХХ в. приобретет значение понимания цивилизации в целом (Ф. Ницше, С. Георге, А. Шпенглер). С точки зрения современной философской мысли, музыкальное произведение искусства - это полностью самодостаточный мир, живущий и живой, наделенный особым духом - художественным, а шире - эстетическим, имеющий реальное самостоятельное бытие и выполняющее собственно эстетические функции в Универсуме.

Подводя итоги, отметим, что эстетическое понимание музыки в философском концепте прошло длительную эволюцию, начиная от математических и космологических измерений ритмичности и заканчивая на сегодняшний день гармонической организацией. Определяющей чертой современной музыкально-эстетической рефлексии стала направленность на широкие культурологические обоснования, которые выходят за рамки традиционных методов теории музыки и искусствоведения.

Библиографический список:

1. Grassi, Massimo Investigating a self-reference effect in musical aesthetics // Experimental results. 2020. Volume 1; рр 87-93.

2. Маковецкая М.В. Основные стратегии концептуализации музыкального значения // Философская мысль. 2022. № 1. С. 1-12.

3. Clemente, Ana Musical Aesthetic Sensitivity // Psychology of aesthetics, creativity, and the arts. 2022. Volume 16: Number 1; 2022; pp 58-73.

КУТЧЕР АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, Институт современного искусства, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.