Научная статья на тему 'Музыкальная драматургия в академических произведениях Пола Маккартни'

Музыкальная драматургия в академических произведениях Пола Маккартни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛ МАККАРТНИ / "КОРОЛЕВСТВО ОКЕАНА" / "ВОТ СЕРДЦЕ МОЁ" / РИТМО-ТЕМБРАЛЬНОСТЬ / ИНТОНАЦИОННОСТЬ / ТЕМБРОВОЕ ДЕЙСТВО / PAUL MCCARTNEY / "OCEAN'S KINGDOM" / "HERE IS MY HEART" / RHYTHM-TIMBRE / INTONATION / TIMBRE ACTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виниченко Андрей Анатольевич

В статье анализируются параметры академических произведений Пола Маккартни балета «Королевство океана» и оратории-мессы «Вот сердце моё». Рассматриваются стилистические особенности этих произведений и их взаимодействия, параметры интонационности, тембральности, некоторые аспекты драматургии. В связи с художественными текстами анализируемых опусов производятся ссылки на творчество П. Маккартни и произведения других композиторов П. Чайковского, Д. Шостаковича, К. Дебюсси, Дж. Тавенера, Э. Л. Уэббера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL DRAMATURGY IN PAUL MCCARTNEY’S ACADEMIC WORKS

The article analyzes parameters of academic works by Paul McCartney the ballet “Ocean’s Kingdom” and the oratorio-mass “Here Is My Heart”. The paper discusses stylistic features of these works and their interaction, parameters of intonation, timbre and some aspects of dramaturgy. In connection with the artistic texts of the analyzed opuses, references are made to P. McCartney’s creativity and works by other composers P. Tchaikovsky, D. Shostakovich, C. Debussy, J. Tavener, A. L. Webber.

Текст научной работы на тему «Музыкальная драматургия в академических произведениях Пола Маккартни»

Виниченко Андрей Анатольевич

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЛА МАККАРТНИ

В статье анализируются параметры академических произведений Пола Маккартни - балета "Королевство океана" и оратории-мессы "Вот сердце мое". Рассматриваются стилистические особенности этих произведений и их взаимодействия, параметры интонационности, тембральности, некоторые аспекты драматургии. В связи с художественными текстами анализируемых опусов производятся ссылки на творчество П. Маккартни и произведения других композиторов - П. Чайковского, Д. Шостаковича, К. Дебюсси, Дж. Тавенера, Э. Л. Уэббера. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/4/10.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 43-45. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

EVERYDAY WORK AND INCOME SOURCES OF RUSSIAN PROVINCIAL CITIZENS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (BY THE MATERIALS OF VYATKA PROVINCE)

Burdina Gul'nara Mansurovna, Ph. D. in History Yelabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University burdinagm@yandex.ru

The article examines citizens' labour activity, their sources of income as an element of everyday life of the Russian provincial family in the second half of the XIX - at the beginning of the XX century. The author analyzes new for the urban family phenomena: increasing role of woman's and child's labour, their expanding contribution into the family budget, differentiation of labour activity and the family's everyday life. Relying on archival materials and other sources the researcher justifies dependence of citizens' occupations on the town's specificity.

Key words and phrases: urban family; provincial town; everyday life; everyday work; income; The Russian Empire; Vyatka province.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

В статье анализируются параметры академических произведений Пола Маккартни - балета «Королевство океана» и оратории-мессы «Вот сердце моё». Рассматриваются стилистические особенности этих произведений и их взаимодействия, параметры интонационности, тембральности, некоторые аспекты драматургии. В связи с художественными текстами анализируемых опусов производятся ссылки на творчество П. Маккартни и произведения других композиторов - П. Чайковского, Д. Шостаковича, К. Дебюсси, Дж. Тавенера, Э. Л. Уэббера.

Ключевые слова и фразы: Пол Маккартни; «Королевство океана»; «Вот сердце моё»; ритмо-тембральность; интонационность; тембровое действо.

Виниченко Андрей Анатольевич, к. искусствоведения, доцент

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова yuzer1965@mail. ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЛА МАККАРТНИ

Факт обращения рок-музыкантов к академическим стилям и жанрам европейской музыки давно известен как точка соприкосновений культурных традиций. С самого начала формирования и развития рока, как одного из пространств культурной глобализации (середина 1960-х годов), классическая музыка ассимилируется со стилями "Beatles", "Rolling Stones", "Kinks", "Velvet Underground" и подавляющего множества других представителей рок-культуры. Вместе с тем в рок-музыке возникают и стилистические и жанровые комплексы, традиционно считающиеся приоритетными для академической музыкальной культуры. Их многочисленный список хорошо известен.

Одним из выдающихся рок-музыкантов, перу которого принадлежит постоянно пополняющийся список академических произведений, стал П. Маккартни. Как известно, свойствами различных стилей и жанров европейской классической музыкальной культуры пронизана вся музыка "Beatles", в том числе и композиции П. Маккартни, но академическая музыка представлена отдельными звеньями в цепи его произведений. Два из них - балет «Королевство океана» [2] и ораторию-мессу "Ecce Cor Meum" [Там же] мы рассмотрим в некоторых их свойствах.

Все академические опусы композитора принадлежат к настоящему периоду творчества композитора. Среди них две оратории - автобиографическая «Ливерпульская», оратория-месса "Ecce Cor Meum" (памяти первой жены Линды), балет «Королевство океана», камерная сюита «Стоящий камень» и альбом "Working Classical" [Там же], представляющий собой квартетные и симфонические аранжировки нового материала и композиций из ранее выпущенных альбомов. (Название можно перевести двояко: «рабочий класс» или «сделано классически». И тот и другой вариант составляет комплексную идею: с одной стороны, уважение автора к своему простонародному происхождению, с другой - осознание возможности существования и развития старого песенного рок-материала по академическим принципам. Думается, на выбор названия повлияла определённая «нероковость» интонационности и тембральности музыки П. Маккартни.)

Балет «Королевство океана» отличается впечатляющей действенностью музыкального материала. Написанный традиционным музыкальным языком, характерным для симфонической музыки XX столетия, он не представляет сколь-нибудь заметного присутствия эксперимента. Темы балета лирически эпичны в неторопливом развёртывании, оркестровка самобытна и выразительна и призвана служить характеристикой героев, так же как и интонационный слой музыкальной части произведения. Идея сопоставления идеального подводного мира с живущими там «чистыми» людьми и земного мира, населённого злодеями, явно связана с концепцией "Yellow Submarine" [6, с. 75], с её Синими Жадинами и Спасителями сказочного Пепперлэнда.

44

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Начиная с экспозиции четырёхкартинного (in four movements, в четырёх движениях или перемещениях -что связано с сюжетом балета, перемещаемым из подводного мира в земной) балета, многослойную фактуру организует принцип тембровой драматургии, заставляющий вспомнить о самых выразительных и ярких произведениях подобного типа развития - от музыки П. Чайковского и Д. Шостаковича до симфонических произведений современных композиторов.

Завораживающее тембровое действо начинает балет. Импрессионистическая скупость фактуры окрашена духовыми и струнными, как будто разделяющими музыкальную материю на два полярных совмещающихся пространства. Тембровые «нарастания» в чём-то родственны аналогичным моментам «Празднеств» К. Дебюсси. В обоих случаях импрессионистическая «скупая роскошь» тембра как бы зарождает остинатные повторы, создающие иллюзию расцветающего, «рассветающего» пространства, и они же в своём тембральном развитии образуют те ритмо-интонационные движущие силы, которые становятся основанием формирования тематиз-ма и его драматургического развития. Тембро-ритмическая действенность организует параметры плотности фактурных единиц в развитии формы и симфонизирует материал балета.

Несмотря на обилие возникающих ассоциаций с предыдущей музыкальной историей ритмо-тембральности, самобытность колористической палитры балета и его ритмическая «трофика» вполне уникальны.

Ритмическое начало играет персонифицирующую роль в развитии различных эмоциональных состояний. Оно же организует интонационную и тембровую выразительность, разделяющую психологическими характеристиками оба вымышленных пространства. И если в светлом подводном мире преобладают плавные «перетекающие» мелодические линии, то мир земной с его противоречиями и пороками характеризуют танцевальные интонации и диссонирующие гармонии.

Впечатляет органика драматургической действенности, с которой композитор преобразует образные характеристики и приводит к новым тематическим единствам. В значительном количестве случаев и здесь главную роль играет тембро-ритмическая драматургия. Это хорошо слышно, например, в микроритмизации внутренних фактурных пространств второго «перемещения» - "Hall of Dance". Тембр «разносит» непрерывно меняющиеся ритмические комплексы по всем зонам партитуры. Музыка часто останавливает действо, превращаясь в статические тематические фигуры, тем самым варьируя процесс драматургического развития и обнаруживая всё новые вариации мотивных образований постоянно действующих ритмо-интонационных «ядер».

Несмотря на отсутствие явной интонационной родственности с песенной стихией "Beatles" и "Wings", в академической музыке П. Маккартни можно услышать ту же несколько тяжеловатую, в чём-то импрессионистическую пластику развития интонационного материала.

Движущей силой интонационного строя оратории-мессы "Ecce Cor Meum" («Вот сердце моё») стал григорианский хорал. Именно его речитативный мелос развивается в традициях свободной полифонии более поздних литургических и светских ораториальных жанров.

Поразительное впечатление производит диалог светского и сакрального начал в первой части оратории -"Spiritus". Жизнь как будто зарождается из недр отстранённого хорала, наполняясь его светом, чему способствует внезапная активность оркестровой и хоровой партии.

Вся музыка оратории проходит под знаком интонаций "Ave Maria". Эти интонации не появляются в виде идиоматических икон символа, но приводятся в постоянном обновлении, вступая в консонансный диалог с оригинальной интонационностью П. Маккартни, символизируя перманентной активностью своей сферы неизбывность течения жизни и вечную память бессмертной души об ушедших в другую плоскость Бытия.

В определённом смысле это поражающее своей духовной мощью симфоническое хоровое полотно - потомок хоровых притч К. Орфа и Дж. Тавенера. Подобному впечатлению способствует принцип развития вокальной интонационности «внутри» оркестрового пространства. Такая вокально-инструментальная прорисовка фактуры характерна для особого узнаваемого склада письма П. Маккартни. Гимнически торжественная эмоциональная приподнятость тематизма образует несколько обособленные вертикали образных состояний-символов, «свет» которых распространяется по всему пространству оратории. Один из них, также с явной ссылкой на "Ave Maria", - основной во второй части ("Gratia") - наполнен по-человечески трогательными мемориальными интонациями. Этот раздел, своего рода тихая печальная "Gloria", напоминает об органике претворения сакрального и профанного в Реквиеме Э. Уэббера В "Gratia" и в следующих "Interlude" и величественно-возвышенной "Musica" слышны отголоски «Суперзвезды» Э. Л. Уэббера и интонации "Beatles". И всё это, наполненное глубокой человеческой скорбью и сакральным духовным светом, преобразовано композитором в некую синестетическую выразительную образность. Образный строй мессы глубоко и уникально прорисовывает тот эмоциональный статус, который может испытывать зрелый человек, осознающий невосполнимую потерю близкого существа и в то же время помещающий отблеск ушедшей личности в метафизическое пространство, где образ покинувшей земной мир Линды развивается по иным, отличным от земных, законам.

Месса пронизана настроениями возвышенной печали и по-человечески трогательными изъявлениями беззащитности перед грозной неумолимостью высшей духовной силы, которая постоянно присутствует в многомерном внутреннем диалоге любого художника.

Примечателен контраст последней части оратории - непосредственно "Ecce Cor Meum" («Это сердце моё») - величественный мемориал светлому и вечному чувству, в последнем разделе напоминающий о безбрежности гимна "All You Need Is Love". Таким образом, композитор ставит торжествующую светлую точку в скорбном и возвышенном рассказе о невозвратимой потере.

Невозможно не упомянуть о решающей профессиональной поддержке в создании оратории соаранжи-ровщика Джона Фрэйзера.

Нам неизвестно, насколько велика роль каждого из соавторов произведения в создании настоящего акустического вида "Ecce Cor Meum". И, скорее всего, композитор осознавал необходимость помощи классически образованного музыканта. Но узнаваемые оригинальные черты мелодизма, индивидуальная выпуклость оркестрового стиля и уникальность претворения идеи вечной любви позволяют определить мессу "Ecce Cor Meum" как одно из самых выдающихся творений Пола Маккартни.

Список источников

1. Бенсон Р. Пол Маккартни. Личность и миф. М.: Новости, 1993. 320 с.

2. Дю Нойер П. Беседы с Маккартни. М.: АСТ, 2017. 400 с.

3. Максимов А. McCartney. День за днём [Электронный ресурс]. URL: http://www.wingspan.ru/booksrus/daybyday/add.html (дата обращения: 21.03.2017).

4. Одиссея Пола Маккартни / под ред. В. Бокарева. СПб.: Век, 1997. 160 с.

5. Паттерсон Р. Пол Маккартни: история жертвоприношения [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/ patterson_r/pol_makkartni_istoriya_gertvoprinosheniya.html (дата обращения: 21.03.2017).

6. Шмидель Г. Битлз: жизнь и песни. М.: Музыка, 1989. 144 с.

7. Giuliano G. Blackbird: Life and Times of Paul McCartney. Massachusetts: Da Capo Press, Inc., 1977. 440 p.

MUSICAL DRAMATURGY IN PAUL MCCARTNEY'S ACADEMIC WORKS

Vinichenko Andrei Anatol'evich, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Sobinov Saratov State Conservatory yuzer1965@mail.ru

The article analyzes parameters of academic works by Paul McCartney - the ballet "Ocean's Kingdom" and the oratorio-mass "Here Is My Heart". The paper discusses stylistic features of these works and their interaction, parameters of intonation, timbre and some aspects of dramaturgy. In connection with the artistic texts of the analyzed opuses, references are made to P. McCartney's creativity and works by other composers - P. Tchaikovsky, D. Shostakovich, C. Debussy, J. Tavener, A. L. Webber.

Key words and phrases: Paul McCartney; "Ocean's Kingdom"; "Here Is My Heart"; rhythm-timbre; intonation; timbre action.

УДК 94(47)

Исторические науки и археология

В данной статье показано, что сельскохозяйственная наука играет важную роль, являясь производственной силой и фактором развития аграрного сектора экономики, а также формируя особую социокультурную среду. Автор обосновывает положение о том, что кризис агропромышленного комплекса был обусловлен либеральными реформами, которые проводились в 1990-е годы и привели к сокращению финансирования научных исследований. Обращается внимание на новаторский подход при создании ассоциации «Аграрное образование и наука», активизацию науки как фактора экономического роста.

Ключевые слова и фразы: наука; сельскохозяйственная наука; производительные силы; факторы производства; аграрный сектор; научная ассоциация «Аграрное образование и наука».

Власов Сергей Дмитриевич, к.и.н., доцент

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова kafedгa_epiг@ssea.гunnet. т

НАУКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Вопросы развития производительных сил агропромышленного комплекса всегда являются актуальными, они стоят в центре внимания как политиков и практиков, так и ученых. Их развитие и совершенствование объективно способствует развитию села в целом. Те новые аграрные отношения, которые складывались в 1990-е годы, могли придать дополнительный импульс развитию сельскохозяйственной отрасли только при наличии современной материально-технической базы, способной поставить производство на интенсивные рельсы. Хорошо известна простая истина: если производительные силы успешно развиваются, экономические показатели растут, значит, государство и общество идут верным курсом. Важнейшей производительной силой, мощным фактором производства уже не одно десятилетие является наука, в том числе сельскохозяйственная. Её влияние на социальный прогресс в целом и экономический рост конкретного аграрного производства непрерывно возрастает. Благодаря получению и освоению новых знаний, социум постоянно укрепляет и расширяет свой интеллектуальный потенциал, что способствует совершенствованию процессов познания и успешному применению их результатов в практической деятельности. Развитие сельскохозяйственной науки способствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.