Научная статья на тему 'Музыкальная деятельность как условие развития музыкально-творческого потенциала личности в процессе дополнительного образования'

Музыкальная деятельность как условие развития музыкально-творческого потенциала личности в процессе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев М. А.

В статье поставлена проблема музыкальной деятельности как условия развития музыкально-творческого потенциала студентов педагогического колледжа, занимающихся в творческой студии «Музыкальный фольклор». Представлена структура музыкально-творческого потенциала личности, методика его диагностики, программа развития, результаты поискового эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical activity as a prerequisite for developing a person' musical and creative potential in the process of getting extracurricular education

The problem of musical activity as an environment for the development of musical-creative potential of the Pedagogical College students who are trained in the «Musical folklore» studio is discussed in this article. The structure of musical creative potential of a personality, the methods of its diagnosing, the program of its development and the results of the research experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Музыкальная деятельность как условие развития музыкально-творческого потенциала личности в процессе дополнительного образования»

Сер. 12 2008 Вып. 1

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М. А. Васильев

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования предоставляет широкий спектр образовательных услуг с целью развития творческих способностей и разнообразных интересов личности в сфере искусства. Принцип культуросообразности в образовании (Е. В. Бонда-ревская, А. П. Валицкая) ориентирован на преодоление учеником позиции пассивного потребителя результатов культуры и формирования позиции активного субъекта куль-туротворческой деятельности, который овладевает ею и творчески развивает лучшие образцы народной и мировой культуры. В нашем исследовании поставлена задача развития музыкально-творческого потенциала личности средствами музыкальной деятельности в процессе дополнительного образования обучающихся. Экспериментальной базой явились педагогический колледж, который готовит социальных педагогов, и музыкальная школа как учреждение дополнительного образования детей. Педагогический колледж дает среднее профессиональное образование по специальности «социальный педагог», относящейся к группе профессий «человек — человек» (Е. А. Климов). Овладение музыкальной деятельностью социальным педагогом в процессе дополнительного образования по интересам открывает для него новые возможности в решении профессиональных задач, делает его интересной, неординарной личностью.

Программа поискового этапа эксперимента включала такие задачи, как: определение понятия «музыкально-творческий потенциал личности», разработка методики его диагностики, разработка и реализация программы развития музыкально-творческого потенциала средствами музыкального фольклора. Музыкально-творческий потенциал — это многоэлементная структура, включающая комплекс общих и специальных способностей, в том числе музыкальных, личностные качества, мотивационную и эмоционально-волевую сферы личности. Системообразующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала — это сознательная и целеустремленная деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Через творчество проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению обучающимся собственной индивидуальности, мы помогаем развитию его креативности, что вносит свою лепту в решение проблем целостного развития растущего человека. Музыкально-творческий потенциал — это потенциал самореализации личности в музыкальном творчестве, в структуру которого включаются мотивация и артистизм личности, ее креативность и музыкальность (комплекс музыкальности или музыкальные способности). В нашем исследовании реализован акмеологический подход как его теоретико-методологическая основа (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, Н. Ф. Вишнякова и др.)1. Акмеологический подход в педагогике ориентирован на внутренние механизмы развития личности в процессе образования, на мотивацию достижений,

© М.А. Васильев, 2008

саморазвития, творческую самореализацию индивидуальности, рефлексию, позитивную самооценку. Программа развития музыкально-творческого потенциала обучающихся музыкальной деятельности как дополнительной в системе профессионального образования студентов педагогического колледжа разработана нами в соответствии с этапами акмеологического развития личности: самопознание — самоопределение — саморазвитие — самореализация.

С целью самопознания и самоопределения студентов в выборе музыкальной деятельности в студии «Музыкальный фольклор», куда студенты записываются по собственному желанию, был разработан и проведен комплекс методик диагностики их музыкально-творческого потенциала.

Диагностирование музыкально-творческого потенциала личности студента педагогического колледжа проводилось методами анкетирования и тестирования (табл. 1). Анкетирование проводилось с целью определения уровня мотивации музыкальной деятельности у студентов, записавшихся в студию «Музыкальный фольклор». Анализ разработанной нами анкеты «Мой выбор» показал, что все студенты имеют высокий уровень мотивации выбора этой студии. Было проведено 3 теста: 1-й тест был направлен на определение артистических наклонностей2, который показал особенности мотивации сделанного студентами выбора. Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство — украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства — это средство самореализации личности. По итогам этого теста можно было узнать, к какой группе относится тот или иной студент. 2-й тест был проведен по методике Е. И. Рогова «Оцените свой творческий потенциал»3. Этот тест был направлен на определение любознательности, амбициозности, слуховой памяти, зрительной памяти, самостоятельности и сосредоточенности, т. е. тех способностей, которые составляют основные показатели творческого потенциала. 3-й тест был направлен на определение и выявление непосредственно музыкальных способностей, к которым относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие умения.

Таблица 1

Диагностика музыкально-творческого потенциала

№ п.п. Ф.И.О. Тест № 1 Артистические наклонности Тест № 2 «Оцените свой творческий потенциал» Тест № 3 Музыкальные способности Общий балл

1 Баринова Альбина 17 46 18 81

2 Безрукова Надежда 16 39 18 73

3 Корешков Алексей 12 42 19 73

4 Корешков Андрей 14 41 18 73

5 Неверов Евгений 15 36 20 71

6 Санникова Валентина 13 37 14 64

7 Лушбинина Марина 14 41 14 69

8 Свирина Лилия 10 36 17 63

9 Груздева Юлия 9 39 16 64

10 Кучерова Виктория 14 42 14 70

11 Лаптева Юлия 17 46 15 78

12 Шиманова Валентина 16 48 15 79

Средний балл 13,9 41,0 16,5 71,5

Результаты теста № 1 «Артистические наклонности» показали, что вышеперечисленным студентам небезразличны красота и искусство в целом, им нравится сочетать приятное с полезным, также им свойственно рациональное мышление, они видят в искусстве, прежде всего, источник наслаждения и удовольствия, а не область упорного труда.

Результаты теста № 2 по методике Е. И. Рогова «Оцените свой творческий потенциал» показали, что у студентов достаточно развит творческий потенциал, они обладают теми качествами, которые позволяют им успешно заниматься творческой деятельностью, но есть некоторые проблемы, которые тормозят процесс творчества.

Результаты теста № 3 «Музыкальные способности» показали, что в целом музыкальные способности учащихся находятся в среднеразвитом состоянии, за исключением отдельных личностей. Причины этого, на наш взгляд, состоят в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта музыкально-творческой деятельности, неумении проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей. По итогам диагностики были выявлены три уровня развития музыкальных способностей (табл. 2) и три уровня развития музыкально-творческого потенциала личности. Высокий уровень развития музыкальных способностей в экспериментальной группе студентов выявлен у 41,6 %, средний — 33,3 %, низкий — 25 %. Уровни развития музыкально-творческого потенциала личности в целом распределились следующим образом: высокий — 25 %, средний — 50 %, низкий — 25 %. Уровень развития способностей студента определялся по соотношению набранного им количества баллов со средним показателем: средний уровень — соответствует среднему показателю (плюс/минус два балла), высокий уровень — выше среднего показателя, низкий — ниже среднего показателя. Знание уровней развития способностей учащихся помогает педагогу определить основные проблемы и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Для студентов с высоким уровнем развития способностей необходима соответствующая корректировка общих заданий, увеличение доли творческих заданий, закрепление результатов их выполнения и добавление к ним более сложных развивающих упражнений, т. е. нужен определенный индивидуальный подход.

Для развития музыкально-творческих способностей студентов педагогического колледжа нами была создана специальная программа для студии «Музыкальный фольклор» (табл. 3). Разрабатывая данную программу, мы исходили из понимания педагогической и социальной значимости музыкального русского народного творчества. Социализирующие функции воздействия народного музыкального творчества многообразны: оно служит средством познания истории и культуры народа (эпохи, обычаев, традиций); средством коммуникации (совместное исполнение народных песен, участие в народных праздниках, фестивалях); средством воспитания (эстетического, патриотического, нравственного, трудового); средством выражения ментальности русского народа, формируя взгляды, вкусы, чувства, идеалы личности (принцип культуросообразности). Другой исходной позицией явилось понимание музыкально-творческой деятельности как процесса решения творческих задач с поиском музыкальных и художественно-эстетических средств их решения, как процесса саморазвития человека в ходе реализации его творческих замыслов, его позитивного развития как субъекта музыкально-творческой деятельности (принцип акмеологической направленности). Программа направлена на приобщение студентов к русскому народному творчеству, воспитание любви и интереса к русскому фольклору, выработку умения исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма. Данная программа способна решать следующие задачи:

— способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку;

— развивать музыкальные способности (слух, память, чувство ритма);

— воспитывать музыкальный вкус;

— способствовать формированию исполнительских навыков, как пения, так и игры на русских народных инструментах;

— воспитывать, развивать и совершенствовать музыкально-творческие способности, самостоятельность, инициативу в творчестве.

Основу работы по программе составляет развитие музыкальных способностей, овладение русскими народными инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием вокальных данных, поэтому работа в ансамбле включает в себя общие занятия — ансамбль русских народных инструментов, хор, а также индивидуальные занятия. Занятия должны состоять из следующих видов музыкальной деятельности:

— музыкально-творческая деятельность, которая включает в себя импровизацию на музыкальных инструментах и сочинение мелодии;

— восприятие музыки, которое дает информацию о произведении в его целостности;

— исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах).

Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность передать эмоциональное содержание музыкального произведения. Занимаясь по программе, учащиеся имеют возможность изучить начальную нотную грамоту, познать основы сценического искусства, глубже проникнуться в сущность народного творчества.

Таблица 2

Уровни развития компонентов музыкальных способностей

Компонент Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1. Музыкальный слух - нечистое интонирование мелодической линии; - отсутствие диапазона голоса; - нет слухового внимания. - правильное интонирование отдельных отрывков; - улучшение после повторного показа; - небольшой диапазон голоса; - слуховое внимание отрывочное. - чистое интонирование мелодической линии; - слуховое внимание; - широкий диапазон голоса.

2. Чувство ритма - нет точности передачи ритмического рисунка; - нет улучшений показателей после повторного показа. - передача отдельных элементов ритмического рисунка; - улучшение показателей после повторного показа. - четкая точная передача ритмического рисунка.

3. Музыкальная память - несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания музыкального материала; - отсутствие музыкального багажа памяти. - неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала; - небольшой запас музыкального багажа. - быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала; - наличие музыкального багажа памяти.

4. Творческие умения - отсутствие умения сочинять мелодию, ритмический рисунок. - неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка. - умение досочинить мелодию, ритмический рисунок.

Таблица 3

Программа развития музыкально-творческого потенциала личности средствами музыкального фольклора

№ Задачи Содержание работы

I этап — диагностический

1 Определить особенности развития мотивации и артистических наклонностей, творческих способностей и музыкальных способностей обучающихся в студии «Музыкальный фольклор»; выявить уровни развития музыкально-творческого потенциала каждого, сформировать группы для дифференциации обучения. Проведение комплекса методик диагностики; обработка результатов; информация обучающихся.

II этап — развивающий

2 Развитие слухового внимания, знакомство с русскими народными инструментами. Знакомство с различными народными попевками, наигрышами и песнями. Знакомство с историей русского народного творчества, фольклора (теория). Знакомство с русскими народными инструментами (баян, балалайка, домра) и с историей их возникновения. На данном этапе за музыкальный материал взяты попевки Псковской, Новгородской, Брянской областей, а также умение различать их друг от друга.

3 1. Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров; 2. Развитие чувства ритма. В основу взяты русские народные мелодии и песни («Вянули цветики», «Светит месяц»).

4 Развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии. На материале простейших фольклорных попевок развитие чистого интонирования мелодии и способы правильной подачи голоса («Вя-нули цветики», «Во поле березка стояла»).

5 1. Развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма, знакомство с новыми музыкальными инструментами; 2. Развитие активного внимания. Работа над умением различать русские народные инструменты по тембру их звучания, что непосредственно влияет и на развитие внимания и слуха. Знакомство с духовыми русскими народными музыкальными инструментами (жалейки, владимирский рожок).

6 1. Навыки снятия с голоса попевок; 2. Развитие активного внимания, музыкального движения, творческого воображения, интереса к творческому заданию. Снятие с голоса русских народных попевок способствуют развитию и совершенствованию слуховых навыков, внимания; также данные упражнения дают возможность проявить самостоятельность и тем самым определить индивидуальные способности каждого учащегося.

7 1. Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной музыке; закрепить навыки слухового внимания; 2. Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни. Для умения понимать содержание музы-кального произведения учащимся давалось следующее задание: учащийся после прослушивания данной ему песни должен был ответить какой образ и какую картину он себе представляет и чем, например, одно музыкальное произведение отличается по характеру от другого.

III этап — поисково-творческий

8 1. Знакомство с навыками импровизации; 2. Развитие воображения и самостоятельности. Задания для развития импровизации в песенном творчестве. На основе народных попевок учащийся должен сам попытаться интерпретировать данное музыкальное произведение как он сам чувствует, как оно должно звучать и какими приемами игры или пения можно добиться при реализации его замыслов — это очень полезно для развития воображения и самостоятельности.

9 1. Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения; 2. Развитие воображения, внимание, быстроты реакции. Сочиняя собственную мелодию на заданный текст, учащийся проявляет тем самым собственную индивидуальность. Это задание помогает также развитию воображения и выявлению композиторских способностей.

10 1. Развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых музыкальных инструментов; 2. Развитие речевой интонационной выразительности в пении, декламация стихов, фраз; развитие артистизма. Знакомство с шумовыми (ударными) русскими народными музыкальными инструментами (трещетки, ложки, бубны и др.) помогает развитию ритмических навыков, а также координации.

Что касается комплекса музыкальности, то от одного занятия к другому предусматривались упражнения на развитие базовых музыкальных способностей: музыкального слуха; чувства музыкального ритма; музыкальной памяти; творческих умений; интереса к русскому народному песенному и инструментальному искусству. Показателем творческой самореализации явилось участие студентов педагогического колледжа в различных смотрах-конкурсах, как среди педагогических колледжей города, так и в городских, российских и международных фестивалях народного музыкального творчества. В этих мероприятиях студенты смогли реализовать свой музыкально-творческих потенциал и оценить свои музыкально-творческие способности. Перспектива участия в международных фестивалях способствовала мотивации к творческой деятельности. Благодаря тому, что студенты овладели навыками игры на русских народных инструментах и пения, они смогли узнать много нового о музыкальном народном творчестве, сравнить свои музыкально-творческие возможности с другими студентами, познакомились с культурой и традициями народов других стран. Несмотря на то, что многие из них в дальнейшем не свяжут свою деятельность непосредственно с музыкой, эти впечатления и накопленный опыт останутся с ними на всю жизнь, обогащая их нравственный опыт и общекультурный уровень. Студенты прочувствовали, что именно они могут вносить свой вклад в сохранение и развитие народной культуры нашей страны. Естественно, что не все студенты смогли себя успешно реализовать в музыкально-творческой деятельности, т.к. у каждого разные способности к творчеству, поэтому хочется отметить особенно некоторых из них. Это группа из 4 человек:

1) Баринова Альбина проявила себя в сольном пении. У нее были очень хорошие артистические данные и вокальные возможности, поэтому она была солисткой ансамбля и смогла реализовать и развить свои способности за время обучения в колледже;

2) Корешков Андрей, Корешков Алексей и Неверов Евгений проявили себя в инструментальном музицировании. Они на хорошем уровне овладели навыками игры на балалайке, котрабас-балалайке и домре. Играли как инструментальную музыку, так и могли аккомпанировать вокалистам и певческой группе ансамбля. За 3 года обучения в колледже они овладели навыками игры на новых для себя инструментах и смогли развить свои музыкальные творческие задатки и способности до профессионального уровня. Перечисленные студенты участвовали в музыкальных фестивалях народного творчества, в которых принимали участие профессиональные музыканты. И они на их фоне выглядели на высоком уровне, что было отмечено грамотами и дипломами.

Таким образом, целенаправленно организованная музыкальная деятельность в дополнительном образовании студентов становится педагогическим условием развития музыкально-творческого потенциала и самореализации личности.

1 Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.

2 www.psytest.info. 2005-2007.

3 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пос. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.