Научная статья на тему 'Музыкальная деятельность как способ бытия человека в культуре'

Музыкальная деятельность как способ бытия человека в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1141
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Затямина Т. А.

Рассматриваются существующие подходы в теории и практике организации музыкального воспитания. Анализируются природа и специфика музыкальной деятельности, ее культурологический, психологический и духовный аспекты. Описываются место, виды и функции специальных музыкальных способностей в жизнедеятельности и развитии человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная деятельность как способ бытия человека в культуре»

ноническим подходом в образовании может и должна быть триединность. Данный подход, восходящий по своей сути к богословскому догмату о Пресвятой Троице, позволяет снизить высокую ныне степень субъективизма, личных пристрастий, симпатий и антипатий при целостном осмыслении наследия, что приводит к убеждению в истинности трех форм познания мира (вера, наука, искусство). В данном контексте краеведение выступает в качестве краеугольного камня в основании гуманитарного исследования.

• Замечена логика каждого этапа: человек, носитель определенной идеи - сообщество единомышленников - организационная структура - содержание - результаты. Сегодня, исходя из этой логики, НИР нуждается в создании новых организационно-управленческих структур. На уровне университета это может быть Центр гуманитарных исследований, Институт психолого-педагогических проблем регионального образования, на уровне области - Национальный парк «Бунинская Россия», что и будет способствовать дальнейшему изучению КОС.

• КОС выполняет соборную функцию для всех, кто служит в образовании и заинтересован в развитии и процветании Ельца, Липецкой области и России.

Т. А. Зат ямина (Волгоград)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ

Рассматриваются существующие подходы в теории и практике организации музыкального воспитания. Анализируются природа и специфика музыкальной деятельности, ее культурологический, психологический и духовный аспекты. Описываются место, виды и функции специальных музыкальных способностей в жизнедеятельности и развитии человека

Предоставление возможности каждому человеку развиваться оптимально с точки зрения его неповторимости, своеобразия, уникальности является одной из задач со-

временного образования. Новый взгляд на характер протекания образовательных процессов связывается с активностью каждого из субъектов, направленностью на развитие их бытийственного аспекта, диктуемого особенностями и потребностями целостной личности. Такой подход разрабатывают сегодня в своих исследованиях Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова.

В унисон с общепедагогическими идеями звучат и идеи ученых, занимающихся вопросами музыкальной педагогики, музыкальной психологии, музыкальной философии. Л. В. Школяр, развивая идеи

В.В. Давыдова, разрабатывает основные положения теории развивающего образования, на основе которых разворачивается содержание преподавания музыкального искусства в школе. Согласно этим положениям, стратегия развития ребенка определяется как процесс формирования теоретического мышления. В работах А.Л. Готс-динера, Д.К. Кирнарской, В.В. Медушев-ского, Е.В.Назайкинского, М.С. Старчеу-са, Г.С. Тарасова, Г.М. Ципина раскрываются важные аспекты музыкально-психологической проблематики, связанные с развитием музыкального мышления, музыкального восприятия, способностей, личностных качеств. В. К. Суханцева, исследуя музыку как мир человека, убедительно показывает, что данный феномен является единственной действительностью, данной человеку, постигая которую он самоосуществляет свою человеческую сущность.

Несмотря на то, что развивающая доминанта музыки является вполне очевидной, в практике музыкального воспитания преобладает искусствоведческо-просветительский подход. В результате:

• музыка продолжает рассматриваться как «великая сила», способная воздействовать на человека. Педагог, совершенствуя свое мастерство, ищет все более виртуозные формы, методы, а ребенок остается по-прежнему объектом педагогического воздействия;

• остается актуальным вопрос: урок музыки - это урок искусства или учебный предмет? Полагаю, что эта оппозиция строится на противопоставлении двух явлений культуры - науки и искусства.

© Затямина Т. А., 2006

Ответ не может быть найден, пока не будет уточнена позиция искусства в образовании современного человека;

• развитие ребенка осуществляется на основе социального заказа, формируемого учителем, школой, программой, родителями. Потребности самого ребенка в данной ситуации остаются вторичными. В итоге творческое самоосуществление отодвигается на второй план.

Музыкальное воспитание, направленное на развитие возможностей и запросов самого ребенка, требует пересмотра механизмов его реализации. Основываясь на выводах Н. М. Борытко о трех способах бытия человека в культуре и интерпретируя их применительно к музыкальному воспитанию, мы выделяем в нем три аспекта: предмет - музыкальное искусство как явление художественной культуры, процесс - развитие ребенка в его человеческой сущности, способ - музыкальная деятельность. Три аспекта музыкального воспитания соответствуют трем аспектом его реализации в педагогической деятельности: цель - вхождение ребенка в музыкальное искусство, результат - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры, содержание и средство - музыкальная деятельность ребенка. Музыкальная деятельность является определяющей в этой триаде, т.к. она не только связывает музыкальное искусство и музыкальную культуру ребенка, выступая в качестве средства, но и соединяет их внутри себя, становясь при этом содержанием музыкального воспитания. Данный вывод был сделан на основе трех аспектов экспликации природы и специфики музыкальной деятельности: культурологического, психологического, духовного.

В культурологическом аспекте музыкальная деятельность предстает как неотъемлемая часть содержания музыкального искусства, которое связано, прежде всего, с «позитивным, гармонизующим отношением к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия с миром и самим собой» (В. Н. Холопова). В данном контексте специфика музыкальной деятельности опосредуется своеобразием музыки как вида искусства. При этом физическая и психологическая реальность музыкальной деятельности наделяется ценностно-смысловым содержанием. Имманентные основы музыки, связанные с природой ее чувственного материала и логи-

кой музыкального мышления, формируют законы самодвижения этой деятельности.

Проявляя себя в произведениях музыкального искусства, музыкальная деятельность включает предметные результаты деятельности человека, а также его силы и способности, реализуемые в этой деятельности. Основываясь на том, что в центре музыкального произведения стоит не столько сам мир, сколько отношение человека к нему, музыкальную деятельность можно рассматривать как воспроизводящую явления жизни, события, отношения, чувства. В отличие от других искусств, содержание музыки «определяет не отношение человека к природе, а отношение человека к человеку, прямое общение людей» (М.С. Коган). Д. Б. Кабалевский подчеркивал, что музыка - это искусство, всецело связано с человеком. Оно создается человеком, о человеке и для человека. Л. П. Казанцева отмечает, что человек во всем богатстве своего самопроявления является «предметным компонентом музыки». Отсюда смысл музыки может заключаться в самопознании, в представлениях о собственных ресурсах (Л.П. Казанцева).

Музыкальная деятельность атрибутивна человеческой природе. В пользу атрибутивности, по словам В. К. Суханцевой, свидетельствуют: а)органическая связь музыки с психофизиологическими параметрами человека, в первую очередь, рит-мо-двигательными реакциями и процессами дыхания; б)дорефлективный, внепо-нятийный и спонтанный тип восприятия музыкального потока, апеллирующий к чувственности и интуиции и являющийся скорее «звуковым созерцанием», нежели звукообразным мышлением. Данную позицию поддерживает и Л. В. Школяр, определяя музыкальное искусство как родовую деятельность человека.

В содержании музыкального искусства музыкальная деятельность помогает проявить и обнаружить личностный смысл явлений жизни, действий, поступков человека. Эту особенность выделяет А. Н. Леонтьев, рассматривая музыкальную деятельность как единственную деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности. Личностный смысл является неотъемлемым условием осуществления музыкальной деятель-

ности, который делает ее реальной, жизненно значимой для человека.

В музыкальной деятельности человек и музыка находятся не в соподчинении, а на правах со-бытийности. Человек является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования музыкальной деятельности. Человек как деятель перевоссоздает абстрактно-нейтральное знание, взятое из сферы музыки, наделяя его личностным смыслом. Музыка, благодаря своей пространственно-временной материи, концентрирует в своем содержании пережитый исторический опыт человечества, «объективированные константы» (Л. П. Казанцева), т.е. смыслы, выработанные культурой, которые позволяют очертить и высказать собственное видение на ту или иную предметную область жизни человека. В данном аспекте музыкальной деятельности пересекаются потребности, мотивы человека, его сложившиеся взгляды, убеждения и опыт человечества, создавая естественные условия выхода человека за пределы самого себя, в область «незнакомого себя». Благодаря этому раздвигаются границы творческого самоосуществления.

Психологический аспект раскрывает те внутренние механизмы музыкальной деятельности, которые необходимы для ее осуществления. Они являются теми психологическими «устройствами», «приспособлениями», которые запускают в действие весь процесс функционирования музыкальной деятельности. Механизмы музыкальной деятельности можно разделить на две группы. Первая поддерживает внутренние действия, служащие опорой сознания, вторая - внешние формы взаимодействия, которые представлены в таком виде, которые можно определить как «то, с помощью чего».

Учитывая, что любая деятельность, прежде всего, связана с потребностями как необходимостью в чем-либо, в качестве регулятора музыкальной деятельности выступают мотивы, цели, установки, вкусы, переживания. Переживания интегрируют в себе эффект влияния других регуляторов, поэтому им отводится роль координатора музыкальной деятельности. Выбор переживания в качестве координатора обусловлен самой чувственной природой музыкального искусства. Цементи-

рующей составляющей переживаний являются эмоции. Через эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности. Эмоции представляют тот канал, благодаря которому происходит проникновение ценностей в смысловую сферу человека. Именно эмоциональное переживание проблематики музыкального искусства становится основой музыкальной деятельности.

По словам Г. С. Тарасова, «в условиях музыкальной деятельности мы имеем уникальный случай зависимости содержания предмета от меры его эмоциональной нацеленности, обращенности». Качественное изменение переживания, обусловленное ценностными ориентациями, мотивационными потребностями, определяет результат музыкальной деятельности, который заключается в изменении не просто сознания, а субъекта в целом. Переживание является не только условием, но и результатом музыкальной деятельности. Ценностно-смысловая основа музыкального искусства наделяет его эстетическим качеством. Эстетическая сущность музыкального переживания возникает в результате интуитивного осознания сложных структурных отношений элементов музыкальной формы в их гармоничной целостности. В результате эстетическая сущность музыкального переживания дает качественное изменение субъекта деятельности, что будет сказываться на широте его интересов, богатстве духовных запросов и влечений, общем интеллектуальном кругозоре, которые Л. Л. Бочкарев выделяет в качестве психологических параметров измерения музыкальной деятельности.

Задача второй группы внутренних механизмов направлена на оказание помощи субъекту в осуществлении музыкальной деятельности. Этимологическое значение слова «помощь» (от «пособъ») является смысловой основой понятия «способность». Способности представляют относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств человека. Они обусловливают качество музыкальной деятельности, но ни в коей мере не ставят под сомнение возможности ее осуществления.

Основным «строительным» материалом музыкальной деятельности является звук. Поэтому необходимы такие способности, которые связаны с восприятием отдельных качеств музыкального звука, их

функциональными связями. Не все виды восприятия музыкального звука обладают художественностью. Сердцевиной художественного восприятия звука является музыкальность. Музыкальность - способность ощущать и переживать музыку как воплощение определенного содержания, эмоционально откликаться на музыкальновыразительное. Музыкальность Б.М. Теп-лов считает главным свойством, необходимым для занятий «музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой». Музыкальность представляет собой особое, суммарное, комплексное свойство. Специальные музыкальные способности являются лишь его составной частью.

Б. М. Теплов указывал, что в музыкальной деятельности, помимо специальных музыкальных способностей, проявляются и более общие способности человека: творческое внимание, воля, творческое вдохновение и т.д. Специальные музыкальные (ритмическое чувство, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) и более общие способности необходимы не только для музыкальной деятельности, но и для любой другой, которая связана со слухом человека, творчеством. В эпоху развития звукового информационного пространства количество профессий, связанных с художественным восприятием звука, увеличивается.

Специальные музыкальные способности определяют возможности выполнения каждого из видов музыкальной деятельности. Структура специальной способности является сложной и многокомпонентной. Опора на специальные, т.е. связанные со слухом музыкальные способности, является условием необходимым, но еще недостаточным для осуществления музыкальной деятельности. По мнению

С. Л. Рубинштейна, музыкальные способности опираются на общеслуховые закономерности. Комплекс способностей реализуется в процессах сознания, связанных с анализом, синтезом, генерализацией. Эти свойства составляют ядро всех способностей. Так, если ребенок больше поет, звуковысотный слух, ладовое чувство будут доминировать над способностью к анализу, обобщению. Если в музыкальной деятельности преобладают аналитические формы (слушание), звуковысотный слух становится вторичным по отношению к обобщению. Различное сочетание преобладающих способностей будет обусловливать и

контекст музыкальной деятельности (профессиональной или любительской).

Психологическая концепция музыкальной деятельности А. Л. Готсдинера основана на взаимосвязи многосторонних способностей. Все способности, связанные с музыкальной деятельностью, А. Л. Гот-сдинер разделил на три основные видовые группы: интеллектуальные, художественные и практические - на основании преимущественного вида мышления, личностной направленности и способа осуществления деятельности. Каждая из этих групп способностей может быть ориентирована на определенный вид музыкальной деятельности на основе доминирующей формы мышления и единых способов действий.

Основой интеллектуальной группы способностей является научно-логическая форма мышления. В эту группу входят способности к обобщению большого и часто разрозненного фактического материала из разных областей знания, к нахождению причинно-следственных связей по аналогии или парадоксальным ассоциациям.

В художественной группе многосторонних способностей основной формой мышления и программой деятельности является художественный образ.

Практическая группа включает способности, связанные с наглядно-действенным видом образного и интуитивного мышления, сильным и богатым воображением, отличными координацией с двигательной сферой.

Психологический аспект показывает то значение, которым обладает музыкальная деятельность для определения направлений развития человека. Опираясь на общепсихологические свойства, она не только становится условием построения отношений с музыкальным искусством, но и прежде всего, гармонизирует отношения человека с самим собой. В музыкальной деятельности человек познает себя изнутри, т.к. происходит процесс не только интериоризации ценностей музыкального искусства во внутренний план человека, но и экстериоризации, когда внутренние изменения человека проявляются в его внешних действиях.

Духовный аспект музыкальной деятельности раскрывает ее как форму жизнедеятельности человека. Музыка как явление жизни человека сопровождает его на протяжении всей жизни. Музыкальная

деятельность детерминирована законами протекания человеческой деятельности, что выражается в стремлении человека к преобразованию себя и окружающего мира, потребности в самовыражении. Исследования специфики человеческой деятельности дают основания для выявления особенностей музыкальной деятельности.

Художественная деятельность является одной из основных деятельностей человека (М. С. Каган). Одним из ее видов является музыкальная деятельность. Своеобразием художественной деятельности является синкретическое единство четырех основных видов человеческой деятельности: общения, познания, оценки, преобразования. Характеризуя своеобразие этой деятельности, М. С. Каган применяет понятие «эмерджментность», которое обозначает возникновение в структуре целого новых качеств, отсутствующих в его элементах. Эмерждментность есть проявление художественности как специфического свойства, присутствующего в музыкальной деятельности. Эмерджментность характеризует данную деятельность не как взаимосвязь ее элементов, а как целостность. Организация музыкальной деятельности в образовательном процессе как целостности - одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Понимание музыкальной деятельности как целостности стало стержнем музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Восприятие он выделяет как определяющий вид деятельности на уроке музыки и подчеркивал, что восприятие музыки нельзя сводить к одному из видов деятельности учащихся, как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. В традиционной отечественной педагогике виды музыкальной деятельности подразделяются на основе способов их осуществления: слушание музыки, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация.

В каких бы образовательных сферах человеческой жизнедеятельности не бытовала музыкальная деятельность, сохраняются ее главные характеристики: художественность и целостность (художественность как содержательная направленность; целостность как форма ее проявления). Способы осуществления музыкальной деятельности опосредованы природными формами бытования музыкального искус-

ства, т.е. слушанием, исполнением, сочинением. На основе способов осуществления музыкальной деятельности определяются ее виды: слушательская (воссоздающая), исполнительская (перевоссоздаю-щая), творческая (преобразующая).

Музыкальная деятельность, наделенная художественностью, является высшей формой эстетического отношения. В психологической интерпретации категория «отношение» раскрывается как сущностное личностное образование. Отношение трактуется как характеристика личности (В. Г. Ананьев), т.к. оно определяет его мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, и как базис (И. Т. Бхилава) для поведенческих актов, на основании которых организм для достижения цели включает в деятельность из большого числа имеющихся определенные органы. Содержательно отношение включает в себя присвоенные человеком ценности общественного сознания, ценности окружения, самой жизни. Д. А. Леонтьев представляет отношения как часть внутреннего мира человека, как характеристику тех внутренних смыслов, которые имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Н. Е. Щуркова формулирует отношение как реальную связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании.

Эстетический характер отношения предполагает его духовно-практическую сущность. Эстетическое отношение антиутилитарно: оно изымает предмет из плоскости привычного практического функционирования и открывает его «непотребляемое нутро» (М. М. Бахтин). По мнению И. В. Арановской, именно в эстетическом отношении наиболее ярко проявляется творческий характер деятельности человека. Поэтому эстетическое отношение становится источником саморазвития человека, условием его творческой самореализации.

Эстетическое отношение как духовнопрактическое освоение мира позволяет говорить о направленности музыкальной деятельности к абсолютным ценностям, смыслам человеческого существования, к поиску истины, личностного смысла социально значимых ценностей. Это связано с тем, что музыкальная деятельность предстает не как пассивное созерцание содержания музыкального искусства и его интерпретации, а как активная интеллек-

туально-эмоциональная переработка увиденного, услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением субъекта деятельности к объекту.

Выделенные аспекты музыкальной деятельности позволяют предположить, что ее «внутренняя форма» (Гегель) представляет собой совокупность трех основных сфер: сферы ценностей - ее содержательной основы (культурологический аспект), благодаря которой ребенок обращается к образам, идеалам, пространству, где «живут ценности»; субъективно-личностной сферы, которая является психологической опорой музыкальной деятельности (психологический аспект) и обращает ребенка к поиску, открытию собственных возможностей; инструментальной сферы, которая является «энергоносителем», действенным регулятором творческого самоосуществле-ния (духовный аспект). Ни одна из этих сфер не может быть исключена. В обратном случае музыкальная деятельность становится бессмысленной для ребенка и теряет свою развивающую функцию.

Е.Т. Булгакова ( Ставрополь)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ

Раскрывается сущность, функции, структура, специфика информационной культуры специалиста-гуманитария с учетом особенностей его профессиональной деятельности и личностной сферы. На основе анализа существующих подходов к пониманию информационной культуры формулируется авторское ее определение. Сопоставляются понятия информационной культуры и информационной грамотности.

Сегодня профессионально значимые качества специалиста основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ста-

вить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных путей их решения. В подобной ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности. Поэтому перед преподавателями вузов стоит задача сформировать полноценного, конкурентноспособного специалиста, имеющего в своем профессиональном «багаже»:

- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

- знания об основных алгоритмических структурах и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

- элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

- навыки использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач, понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

- навыки решения задач с помощью ЭВМ и применения результатов в практической деятельности.

Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения среднего уровня компьютерной грамотности, а в максимальном объеме - воспитание информационной культуры [5].

Использование средств информатики кардинально изменяет профессиональную и, в частности, интеллектуальную деятельность человека. Информатизация общества требует от конкретного члена этого общества способности самостоятельно удовлетворять свои информационные потребности. Например, за последние 10 лет период полураспада компетентности резко сократился во всех областях знаний, а в наиболее передовых областях науки и техники достиг 5 - 10 лет [14. С.4].

© Булгакова Е. Т., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.