Научная статья на тему 'Музыка в контексте риторического канона: к постановке проблемы'

Музыка в контексте риторического канона: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН / ЭТОС / ЛОГОС / ПАФОС / ДИАЛОГ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / RHETORICAL CANON / ETHOS / LOGOS / PATHOS / DIALOGUE / PERSONAL CONTACT / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Полина Станиславовна, Горбатова Олеся Васильевна

В статье представлен опыт рассмотрения музыки с позиции риторического канона в рамках концепции диалогической природы гуманитарного знания М.М. Бахтина. В данной концепции субъект восприятия, вступая в диалог с художественным текстом, выступает как создатель личностного смысла. Авторами анализируется процесс овладения этическим моментом содержания музыкального произведения, который осуществляется методами эстетического анализа: сопереживание, вчувствование, сооценка. В работе предложен вариант актуализации этического момента музыкального произведения, связанный с созданием новой художественной формы, в которой музыка является составной частью другого вида искусства: кино, балет. По мнению авторов статьи, процесс общения выступает аналогичным диалогическому процессу с той лишь оговоркой, что собственно диалог являет собой диалог сознаний, в рамках которого происходит взаимодействие рационального и эмоционального, внешнего и внутреннего, познавательного и этического, текста и контекста. Другими словами, если общение являет собой опыт взаимодействия двух субъектов, то диалог в контексте научной концепции М.М. Бахтина опыт взаимодействия субъекта речи и предмета речи, в котором второй субъект представлен лишь опосредованно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music in the context of rhetorical canon: on the problem statement

Viewing experience of music from the perspective of the rhetorical canon within the concept of the dialogic nature of human knowledge of Mikhail Bakhtin has been presented in the article. In this concept, the subject of perception, entering into dialogue with the artistic text appears as a creator of personal meaning. The process of mastering the ethical point of detention of a musical work that is carried out by methods of aesthetic analysis empathy, imbuing with sense, joint appraisal is analyzed by the authors. Associated with the creation of a new art form version of actualization of ethical moment of a musical work in which music is an integral part of another art form cinema, ballet has been proposed in the work. According to the authors, the communication process acts as the analogous one to dialogical process with the only reserve, that the actual dialogue is a dialogue of consciousnesses, in which the interaction of rational and emotional, external and internal, cognitive and ethical, text and context occurs. In other words, if the communication is an experience of cooperation between the two entities, the dialogue in the context of the scientific concept of Mikhail Bakhtin is the experience of interaction between subject and object of speech in which the second entity is represented only indirectly.

Текст научной работы на тему «Музыка в контексте риторического канона: к постановке проблемы»

та над прошлым»: XX век в коммуникации и памяти послевоенных поколений Германии и России: сб. статей / редкол.: О.С. Нагорная и др. - Челябинск: Каменный пояс, 2014. - С. 210-223.

13. Shutz A. Constructs of though objects in common sense thinking // Shutz A. Collected Papers. The Hague, 1962. - Vol. 1. - P. 10-85.

УДК 78

14. Ortner Sh. Theory in Anthropology since the Sixties // Comparative Studies in Society and History, 1984. - P. 126-166.

15. Searle John. The Background of Meaning // Speech Act Theory and Pragmatics / ed. J. Searle et al. Dortrecht, 1980. - 227 p.

Болкова полина Отаниславовна

доктор философских наук, доктор искусствоведения Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова

Polina7-7@yandex.ru

Горбатова Олеся Васильевна

учитель музыки, Московская прогимназия «Гармония» Olesia.Gorbatova@yandex.ru

МУЗЫКА В КОНТЕКОТЕ РИТОРИЧЕСКОГО КАНОНА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье представлен опыт рассмотрения музыки с позиции риторического канона в рамках концепции диалогической природы гуманитарного знания М.М. Бахтина. В данной концепции субъект восприятия, вступая в диалог с художественным текстом, выступает как создатель личностного смысла. Авторами анализируется процесс овладения этическим моментом содержания музыкального произведения, который осуществляется методами эстетического анализа: сопереживание, вчувствование, сооценка. В работе предложен вариант актуализации этического момента музыкального произведения, связанный с созданием новой художественной формы, в которой музыка является составной частью другого вида искусства: кино, балет.

По мнению авторов статьи, процесс общения выступает аналогичным диалогическому процессу с той лишь оговоркой, что собственно диалог являет собой диалог сознаний, в рамках которого происходит взаимодействие рационального и эмоционального, внешнего и внутреннего, познавательного и этического, текста и контекста. Другими словами, если общение являет собой опыт взаимодействия двух субъектов, то диалог в контексте научной концепции М.М. Бахтина - опыт взаимодействия субъекта речи и предмета речи, в котором второй субъект представлен лишь опосредованно.

Ключевые слова: риторический канон, Этос, Логос, Пафос, диалог, общение, коммуникация.

Принимая во внимание обстоятельство, согласно которому всякий художественный текст являет собой риторически организованную речь, основанную на триединстве Этоса, Логоса и Пафоса, где Этос позиционируется в качестве внутреннего мотива речи, Логос - ов-нешненного или, что то же - опредмеченного в том или ином языке высказывании творца, а Пафос -как развернутое во времени единство внутреннего и внешнего [см.: 5], нельзя не признать следующего. Среди самых разных видов искусства именно музыка оказывается наиболее сложным для эстетического анализа типом речи, что обусловлено посреднической ролью исполнителя. Действительно, если изначально запечатленное в нотах невербальное высказывание опознается музыкантом-исполнителем на уровне Логоса, подобно тому как опознается читателем книга либо зрителем - картина, то собственно исполнение музыкального произведения являет собой процесс развертывания речи на уровне Пафоса, что ставит слушателя перед необходимостью восполнить ущербность последнего собственными Логосом и Этосом. Причем актуализация этической составляющей музыкального содержания выступает здесь самым уязвимым моментом в деятельности воспринимающего музыкальное искусство субъекта. Почему? Для

ответа на этот вопрос обратимся к проблеме содержания словесного художественного творчества, разработанной М.М. Бахтиным в контексте диалогической природы гуманитарного знания [1]. Специально оговорим, что актуальность поставленной отечественным мыслителем в 20-е годы ХХ века проблемы обусловлена отчасти несовпадением терминологического аппарата, характерного для гуманитарной науки начала прошлого века, и современной научной парадигмы.

Так, одним из камней преткновения становится несовпадение такого базового для М.М. Бахтина понятия, как «диалог», с распространенным в современной гуманитарной науке понятием «коммуникация», которое, в свою очередь, теснейшим образом связано с понятием «общение». Удивительно, но, появившись в научной литературе лишь в начале ХХ века, термин «коммуникация» весьма быстро завоевывает авторитет в среде ученых-гуманитариев. Например, в 60-е годы только в американской научной литературе существовало более пятидесяти различных описаний процессов коммуникации. Знаменательно, что и отечественная научная литература предлагает широкий спектр различных толкований содержания данных понятий. Весьма распространенной является точка зрения, согласно которой понятия «диалог», «ком-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «iv- № 6, 2014

© Волкова П.С., Горбатова О.В., 2014

328

муникация» и «общение» рассматриваются в качестве синонимичных.

В частности, в словаре иностранных слов коммуникация определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» [13, с. 240]. Аналогичным образом в «Философском энциклопедическом словаре» под коммуникацией (от лат. communicatio - связь, сообщение) рассматриваются процессы социального взаимодействия, при этом данный термин трактуется как синонимичный общению [15, с. 237]. Точно так же и в «Большом энциклопедическом словаре» коммуникация квалифицируется как «специфическая форма взаимодействия», «общение, передача информации от человека к человеку» [4, с. 609]. В своих исследованиях такие авторы, как А.С. Золотнякова, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин, доказывают, что и общение, и коммуникация - это процесс взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, осуществляется личностное взаимодействие и контакт, реализуется нравственное отношение и происходит передача ценностных установок [7; 11; 14].

Напротив, отказываясь от точек зрения, в которых акцентируется внимание на синонимичности интересующих нас понятий, М.С. Каган считает недопустимым ставить знак равенства между «общением» и «коммуникацией», поскольку последнее исключает какое бы то ни было личностное начало в силу односторонности коммуникативного процесса: в отличие от отправителя информации ее получатель всегда пассивен. Подобное неравенство приводит к обособленности участников обозначенного процесса, и только совместное общение порождает общность партнеров [8, с. 145-150]. В свою очередь, отрицая ценность homo communicans, И.В. Пешков также настаивает на том, что в ситуации, когда входящая или исходящая информация обладает самодовлеющей ценностью, ее массовое усвоение приводит человечество к «миру, лежащему в честно распространяемой лжи» [12, с. 8]. Очевидно, что в данном контексте термин «коммуникация» выступает синонимом понятия «воздействие», тогда как термин «общение» в большей степени отвечает понятию «взаимодействие».

Солидаризируясь с М.С. Каганом и И.В. Пешковым, выскажем предположение о том, что именно таким образом трактуемый процесс общения выступает аналогичным диалогическому процессу с той лишь оговоркой, что собственно диалог являет собой диалог сознаний, в рамках которого происходит взаимодействие рационального и эмоционального, внешнего и внутреннего, познавательного и этического, текста и контекста. Другими словами, если общение являет собой опыт

взаимодействия двух субъектов, то диалог в контексте научной концепции М. М. Бахтина - опыт взаимодействия субъекта речи и предмета речи, в котором второй субъект представлен лишь опосредованно. Более того, именно реальное отсутствие собеседника и ставит читателя, зрителя или слушателя перед необходимостью восполнять его отсутствие через единство или, как это называет М.М. Бахтин, - со-бытие текста и контекста, познавательного и этического, внешнего и внутреннего.

Потому, размышляя о задачах и методах эстетического анализа, М.М. Бахтин настаивает на строгом разграничении (различении) «познавательно-этического момента, действительно являющегося содержанием, то есть конститутивным моментом данного эстетического объекта, и теми суждениями и этическими оценками, которые можно построить и высказать по поводу содержания, но которые в эстетический объект не входят» [1, с. 287]. При этом ученый неоднократно подчеркивает, что содержание как таковое «не может быть чисто познавательным, совершенно лишенным этического момента», поскольку «этическому принадлежит существенный примат в содержании» [1, с. 287]. Подобное положение дел обусловлено, согласно позиции мыслителя, тем, что «по отношению к чистому понятию и чистому суждению художественная форма не может осуществить себя: чисто познавательный момент неизбежно останется изолированным в художественном произведении как нерастворенный прозаизм. Все познанное должно быть соотнесено с миром свершения человеческого поступка, должно быть существенно связано с поступающим сознанием, и только таким путем оно может войти в художественное произведение» [1, с. 287]. И далее: «...Самым неправильным было бы представить себе содержание как познавательное теоретическое целое, как мысль, как идею» [1, с. 287].

При этом овладение этическим моментом содержания осуществляется только и исключительно «путем сопереживания или вчувствования и со-оценки, но отнюдь не путем теоретического понимания и истолкования. Непосредственно этично лишь самое событие поступка (поступка - мысли, поступка - дела, поступка - чувства, поступка -желания и пр.) в его живом свершении изнутри самого поступающего сознания; именно это событие и завершается извне художественной формой, но отнюдь не его теоретическая транскрипция в виде суждения этики, нравственных норм, сентенций, судебных оценок и т. п.» [1, с. 287]. Обратим внимание на тот факт, что процесс «овладения этическим моментом» во многом коррелирует с процессом понимания, который являет собой исходный феномен мышления. Для аргументации представленной позиции достаточно вспомнить, что, во-первых, понимание возникает только и ис-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «й- № 6, 2014

329

ключительно в ситуации непонимания, ибо мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Другими словами, в данном случае речь идет о поступающем сознании, суть поступка которого заключается в преодолении ситуации непонимания. Потому понять - не значит усвоить «готовое» знание, но выступить его непосредственным создателем.

Во-вторых, мысль М.М. Бахтина, согласно которой осуществляющий эстетический анализ исследователь должен а) «вскрыть имманентный эстетическому объекту состав содержания, ни в чем не выходя за пределы этого объекта, - как он осуществляется творчеством и созерцанием» [1, с. 288] и, далее, «выделив в пределах возможного и нужного теоретический момент содержания в его чисто познавательной весомости»; б) понять связь этого теоретического момента содержания с «этическим моментом и его значение в единстве содержания» [1, с. 290], - наталкивает нас на следующие размышления. По сути, единство познавательного и этического моментов содержания полностью отвечает ситуации, в рамках которой необходимо различать «два противоположных способа перехода результатов мыследеятельности в организованности рефлексивной реальности», то есть сознания. «Одно дело, когда отпечатывается склеенное, сращенное с предметностью представление, и другое -когда отпечатывается сам путь движения, "взятия" данной предметности. Объективируясь в сознании, эти два отпечатка будут играть весьма различные роли, обслуживать различные функции»: первый -строит базу для ассоциирования, второй - строит приспособленную к интенциональным актам рефлексивную реальность [2, с. 23]. «Сращенное с предметностью представление» - это, по сути, знание как итог познавательной деятельности сознания, осуществляющейся трансцендентальной логикой мышления, в то время как рефлексивная реальность представлена феноменом понимания, для которого онтологическая функция выражена одновременно состоянием «быть» и интенцио-нальными актами «являть себя» [см.: 9].

В контексте диалогической природы гуманитарного знания М.М. Бахтина первый способ перехода результатов мыследеятельности в организованное сознание мы связываем с овладением познавательным моментом содержания, второй -с этическим. Как пишет Г.И. Богин, «вторичные объекты принципиально рефлективны: они суть знание о знании, переживание переживания, оценка оценки» [2, с. 44]. Обратим внимание, что указание в цитируемом фрагменте на переживание и оценку позволяет нам сформулировать третий аргумент в пользу идентичности процессов «овладения этическим моментом» и понимания, поскольку аналогично тому, как этический момент содержания актуализируется посредством «сопереживания

волящему, чувствующему и действующему сознанию» [1, с. 287], так и процесс понимания актуализируется через переживание. Как свидетельствует Г.И. Богин, «все понимаемое переживается», более того, все то, что не переживается, при определенных условиях не может быть и понято [2, с. 28].

Четвертый аргумент мы связываем с положением, согласно которому и художник, и созерцатель сопереживают «отнюдь не психологическому сознанию (да ему и нельзя сопереживать в строгом смысле слова), но этически направленному, поступающему сознанию» [1, с. 288]. Действительно, словно вторя М.М. Бахтину, Г.И. Богин подчеркивает, что «если переживание является лишь компонентом "настроения", не направленного ни на что, то мы имеем не смысл, а ... эмотивное состояние» [2, с. 29].

В данном контексте указание на смысл в противоположность эмоции как сугубо психологическому феномену позволяет нам перейти к последнему, пятому аргументу, позволяющему нам поставить знак равенства между процессом «овладения этическим моментом» и процессом понимания. Для этого нам необходимо возвратиться к риторическому канону, в рамках которого Этос позиционируется в качестве внутреннего мотива речи, Логос - ов-нешненного или, что то же - опредмеченного в том или ином языке высказывании творца, а Пафос -как развернутое во времени единство внутреннего и внешнего. Дело в том, что в данном контексте собственно этический момент содержания являет собой сугубо смысловой момент авторского высказывания, который лишь потенциально присутствует в художественной речи, будучи отмечен имплицитным характером. Напомним: понять - не значит усвоить «готовое» знание, но выступить его непосредственным создателем.

Специально заметим, что прежде не подвергаемая сомнению верность этого положения на данном этапе нашего исследования требует существенной корректировки. Имеется в виду обстоятельство, согласно которому вступающий в диалог с текстом субъект в действительности является создателем не столько нового знания, сколько того, что в терминологии А.Н. Леонтьева получило название личностного смысла. Размышляя над тем, каким образом предупредить его возможную утрату в процессе жизнедеятельности субъекта, что с неизбежностью влечет за собой и устранение сознания как подлинного регулятора жизни, А.Н. Леонтьев ставит перед сознанием ряд задач. Первая связана с необходимостью осуществлять себя как познающее сознание. Процесс этот, по мысли отечественного психолога, может протекать либо в сторону развития значения, либо в сторону усвоения и использования прежних значений, где собственно «значение - представитель и носитель культуры» [10, с. 75]. Далее, по мысли

330

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

А.Н. Леонтьева, сознанию необходимо осуществлять себя как смыслообразующее сознание. Эту задачу ученый называет «задачей на смысл», предлагая решать ее в два действия: открытие личностного смысла и выражение открытого [10].

Вне всяких сомнений, в рамках рассматриваемой нами диалогической концепции гуманитарного знания М.М. Бахтина первая задача отвечает «выделению в пределах возможного и нужного теоретического момента содержания в его чисто познавательной весомости», вторая, точнее первое действие второй задачи, - «понять связь этого теоретического момента содержания с «этическим моментом и его значение в единстве содержания» [1, с. 290]. Что же касается второго действия «задачи на смысл», то мы связываем его с ситуацией, когда исследователь «должен как-то транскрибировать этический момент, которым созерцание овладевает путем сопереживания (вчувствования) и сооцен-ки». Как поясняет М.М. Бахтин, «совершая эту транскрипцию, приходится отвлекаться от художественной формы, и прежде всего от эстетической индивидуации: необходимо отделить чисто этическую личность от ее художественного воплощения и индивидуальную эстетически значимую душу, и тело, необходимо отвлечься и от всех моментов завершения; задача такой транскрипции трудная и в иных случаях - например, в музыке - совершенно невыполнимая» [1, с. 290]. На наш взгляд, представленная М.М. Бахтиным позиция относительно музыкального вида искусства не вполне убедительна по той простой причине, что как «в искусстве слова смысл не понятен и не словесен» [6, с. 47], так и «в изобразительном искусстве... безобразное впечатление является конечной целью изображения» [там же], аналогично тому, как в музыке «интонационный образ, резонирующий с человеческим мировосприятием, высоко парит над звуковым, динамическим, зримым пространственным материалом» [16, с. 139]. Более того, сам М.М. Бахтин считает необходимым после процитированного нами фрагмента сделать следующее уточнение: «.В некоторых случаях - например, при восприятии музыкального произведения - методически совершенно допустимо интенсивное углубление этического момента, в то время как экстенсивное его расширение разрушило бы данную художественную форму; этический момент вглубь не имеет границ, которые могли бы быть неравномерно нарушены: произведение не предопределяет и не может предопределить степени глубины этического момента» [1, с. 292].

Другими словами, во всех без исключения видах искусства актуализация смысла оказывается главной целью как читателя и зрителя, так и слушателя с той лишь оговоркой, что если первые два в качестве «подсобного значения средства» [1, с. 287] имеют Логос творца, который оказывается

синонимичным познавательному моменту содержания, то слушатель вынужден работать исключительно с Пафосом исполнителя, в котором Логос и Этос слиты нераздельно на уровне со-бытия данного (нотный текст) и созданного (звучащая ткань произведения). Причем, в отличие от читателя и зрителя, которые, пусть и не вполне профессионально, но в состоянии самостоятельно разобраться с тем, что написано в книге или изображено на картине, слушатель зачастую не владеет языком музыки, посредством которого оформляется художественная речь композитора. Точно так же у слушателя нет возможности длительно, не торопясь вчитываться в книгу или же вглядываться в картину. Музыка - искусство временное, а потому требует особой концентрации мысли от вступающего в диалог с композитором субъекта.

Принимая во внимание тот факт, что «теоретическая транскрипция, формула этического поступка есть уже перевод его в познавательный план, то есть момент вторичный, между тем как художественная форма - например, форма, осуществляемая рассказом о поступке или форма его эпической героизации в поэме, или форма лирического воплощения и т. п. - имеет дело с самим поступком в его первичной этической природе, овладевая ею путем сопереживания волящему, чувствующему и действующему сознанию.» [1, с. 287], один из возможных вариантов актуализации этического момента какого-либо музыкального произведения мы связываем со следующей ситуацией. Имеется в виду создание такой новой художественной формы, в которой отмеченная нами актуализация осуществляется уже в другом, не собственно музыкальном виде искусства. Например, когда конкретное музыкальное произведение является частью кинофильма, в рамках которого зрительный ряд может рассматриваться в качестве опыта перевыражения музыкальной речи в речь изобразительную, или же музыка оказывается неотъемлемой составляющей балетного спектакля и т. п.

Во всех подобных случаях смысл музыки становится доступным за счет возможностей другого вида искусства. На наш взгляд, именно такой опыт и может рассматриваться как «интенсивное углубление этического момента» [1, с. 292]. В то же время обозначенный нами опыт никоим образом не исключает возможности транскрибирования этического момента музыкальной художественной речи как таковой. Независимо от того, посредством какого языка будет осуществляться такая транскрипция - вербального, языка жестов и пластики человеческого тела и т. п., - при любых обстоятельствах «готовность к перевыражению есть лингвистический коррелят рефлективной способности человека [3, с. 9-10].

Подытоживая все вышеизложенное, заметим, что проекция риторического канона на разрабаты-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

331

ваемую М.М. Бахтиным диалогическую концепцию гуманитарного знания позволяет не только выявить проблемные места данной концепции, но и задать новое направление пути их преодоления в рамках музыкального вида искусства.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблема материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев: Next, 1996. - С. 258-318.

2. Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. - Тверь: ТГУ, 1993. - 137 с.

3. Богин Г.И. Типология понимания текста. -Калинин: Изд-во Калинин. ун-та, 1986. - 86 с.

4. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. -Т. 1 / гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 863 с.

5. Волкова П.С. Реинтерпретация современного искусства: опыт осмысления. - Saarbrüken: LAP, 2012. - 312 с.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1984. - 437 с.

7. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: социальный и личностный типы общения,

их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. унта, 1976. - 146 с.

8. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. -319 с.

9. Ковалева С.В. Структура сознания: фило-софско-онтологический аспект. - Saarbruken: LAP, 2011. - 388 с.

10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

11. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

12. Пешков И. Человек общающийся // Пешков И.В. Введение в риторику поступка. - М.: Лабиринт, 1998. - 297 с.

13. Словарь иностранных слов. - 10-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1983. - 608 с.

14. Соковнин В.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). - Фрунзе: Мектеп, 1974. - 146 с.

15. Философский энциклопедический словарь. -2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

16. Холопова В.В. Музыка как вид искусства: учеб. пособие; 4-е изд. - М.: Лань, 2014. - 320 с.

332

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.