Научная статья на тему 'МУЗЫКА ПРИ ТИМУРИДАХ'

МУЗЫКА ПРИ ТИМУРИДАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мехтар / «Правила Темура» / Нагорахона (комната / где играют на ударных инструментах) / «Радость» / «Бахри тобил» / «Аскарий» / «Сарбозча» / «Дучава» / эпос / битва при Анкаре / Oсмания / Бахши. / mehtar / «The Regulations of Temur» / Nagorahona (a room where percussion instruments are played) / «Joy» / «Bahri tobil» / «Askari» / «Sarbozcha» / «Duchava» / epics / the Battle of Ankara / Osmania / Bakhshi.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матякубов Батир Жуманиязович

в статье рассказывается о военной музыке времен Тимуридов, искусстве мехтаров, их изображении в средневековой миниатюре, произведении исполняемых на ударных инструментах нагора хане в разное время дня. В ”Правилах Тимура“ говорится о том, что Амир Темур первым в истории ввел в военный обиход обычай награждать воинов боевыми знаменами и музыкальными инструментами, а также об ”Османия“, сочиненных маршах в честь победы в ”Битве при Анкаре“ 1402 года и дошедших до нашего времени. Европейские творческая интеллигенция и композиторы создали около шестисот сценических произведений, в которых фигурирует образ Амира Темура. И о поэмах, созданных в Центральной Азии, “Сахибкирон”, “Темурнома”, в частности, о поэме “Темур и Баязид” и ее музыкальном анализе. Также комментируются фото “Фил гечти копру” (мост, по которому прошли слоны), на котором были выставлены тридцать два боевых слона, участвовавших в битве при Анкаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC UNDER THE TIMURIDS

the article tells about the military music of the Timurids, the art of the Makhtars, their images in medieval miniature, works performed on percussion instruments at different times of the day. The «Regulations of Timur» says that Amir Temur was the first in history to introduce into military use the custom of awarding soldiers with battle banners and musical instruments, as well as about ”Osmania“, composed in honor of the victory in the ”Battle of Ankara“ in 1402 and extant to our time. European composers will tell about six hundred stage works featuring Amir Temur, about the poems «Sahibkiron», «Temurnoma» created in Central Asia, in particular, about the poem “Temur and Bayezid». Ankara was also awarded the official «Fil kechti koprik» (the bridge over which elephants passed), on which thirty-two war elephants who participated in Battle were exhibited.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА ПРИ ТИМУРИДАХ»

МУЗЫКА ПРИ ТИМУРИДАХ Матякубов Б.Ж.

Матякубов БатирЖуманиязович - доктор Ардаханского (Турция) университета, кандидат наук искусствоведения, и.о.

профессора,

Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассказывается о военной музыке времен Тимуридов, искусстве мехтаров, их изображении в средневековой миниатюре, произведении исполняемых на ударных инструментах нагора хане в разное время дня. В "Правилах Тимура " говорится о том, что Амир Темур первым в истории ввел в военный обиход обычай награждать воинов боевыми знаменами и музыкальными инструментами, а также об "Османия ", сочиненных маршах в честь победы в "Битве при Анкаре " 1402 года и дошедших до нашего времени. Европейские творческая интеллигенция и композиторы создали около шестисот сценических произведений, в которых фигурирует образ Амира Темура. И о поэмах, созданных в Центральной Азии, -"Сахибкирон", "Темурнома", в частности, о поэме "Темур и Баязид" и ее музыкальном анализе. Также комментируются фото "Фил гечти копру" (мост, по которому прошли слоны), на котором были выставлены тридцать два боевых слона, участвовавших в битве при Анкаре.

Ключевые слова: Мехтар, «Правила Темура», Нагорахона (комната, где играют на ударных инструментах), «Радость», «Бахри тобил», «Аскарий», «Сарбозча», «Дучава», эпос, битва при Анкаре, Oсмания, Бахши.

MUSIC UNDER THE TIMURIDS Matyakubov B.J.

Matyakubov Batir Jumaniyazovich - Doctor of Ardahan (Turkey) University, Professor, PhD in Art, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article tells about the military music of the Timurids, the art of the Makhtars, their images in medieval miniature, works performed on percussion instruments at different times of the day. The «Regulations of Timur» says that Amir Temur was the first in history to introduce into military use the custom of awarding soldiers with battle banners and musical instruments, as well as about "Osmania", composed in honor of the victory in the "Battle of Ankara" in 1402 and extant to our time. European composers will tell about six hundred stage works featuring Amir Temur, about the poems «Sahibkiron», «Temurnoma» created in Central Asia, in particular, about the poem "Temur and Bayezid». Ankara was also awarded the official «Fil kechti koprik» (the bridge over which elephants passed), on which thirty-two war elephants who participated in Battle were exhibited. Keywords: mehtar, «The Regulations of Temur», Nagorahona (a room where percussion instruments are played), «Joy», «Bahri tobil», «Askari», «Sarbozcha», «Duchava», epics, the Battle of Ankara, Osmania, Bakhshi.

УДК 78.075

Ремесленники, ученые и певцы, привезенные из разных стран в результате военных походов времен Амира Темура, внесли большой вклад в рост культуры города и обучили ремеслу молодежь, интересующуюся изяществом искусства. В этот период начинают появляться «Нагарахона» цехи на котором работали специалисты на духовых и ударных инструментах. В обязанности музыкантов и главного барабанщика входило исполнение мелодий на восходе солнце, в полдень и на закате, а также исполнение макомов, шуба и овоза, предназначенных для каждого часа дня, и особенно во время месяца Рамадан, чтобы разбудить постящихся до рассвета.

Всестороннее награждение Амиром Темуром конных, борцовских, штыковых, фехтовальных, лучных и других военно-игровых состязаний и многих других повысило значение военной музыки, особенно духовых и ударных инструментов, исполняемых на открытом воздухе. Это открыло широкие возможности для развития талантливых певцов. Такие крупные торжества проходили в Герате, Самарканде и других крупных городах на таких площадях, как «тарабхона», «тамошагох», «Сайилгох».

Амир Темур, высокообразованный представитель узбекской военной знати, считал важным эстетическое значение музыкального искусства как духовного фактора, как силы, высоко поддерживающей боевой дух войск, и уделял большое внимание его развитию. Он первым в истории ввел в военный обиход обычай награждать воинов боевыми знаменами и музыкальными инструментами: «Я повелел, - пишет в «Правилах», - чтобы каждый Эмир, покоривший крепость или победивший войско врага, классифицировал его тремя вещами - почетным восклицанием, знамей и Нагорой и назвал его Бахадыром» («Правила Тимура». 97 с.). По этой причине группе мехтаров в то время уделялось большое внимание. Они действовали в городских «Нагорахонах». Перед началом представления, группа мехтаров, состоящая из сурная, карнай, нафла, бургу, тобила, джараса и нагоры разных размеров, исполняла такие произведения, как «Оломон йигнар», «Шодиёна», «Бахри тобил», «Аскарий», «Мехтарий», «Сарбозча», «Илгорий», «Дучава», «Шаркия». Важное эстетическое значение музыкального искусства Амир Темур видел в духовном факторе, как силе, способной

поддерживать на высоком уровне боевой дух войск виды военной музыки и уделял большое внимание ее развитию.

Важно отметить, что в войске Амира Темура музыкальные инструменты считались не только духовной символикой, но и в большинстве случаев знаком воинской доблести и звания, обозначавшим класс и чин воинов. В «Правилах» по этому поводу говорится: «Я повелел, чтобы каждому из двенадцати великих эмиров был дан один флаг и одна нагора. Амиру уль-муминун подарят флаг и барабан, туманная (туман -войсковая единица из 10 тысяч всадников) знамя и чортуг. А мингбаши пусть дадут знамя и карнай. Пусть юзбаши (сотникам) и онбаши (десятникам) дадут по одному большому нагору. Пусть эмирам аймаков подарят хотя бы одну бургу. Дать каждому из четырех бегларбегов по одному флагу, нагору, чортугу и бургу» («Правила Тимура», стр. 100).

Высокая оценка Амиром Темуром музыкального искусства, использование инструментов в качестве военного знака, символа мужества - беспрецедентное событие в истории мирового военного искусства. В качестве доказательства можно привести миниатюры, над которыми работали восточные художники:

Рис. 1. Завоевание войсками Амира Темура Сейистана в «Зафарноме»

В миниатюре завоевание войсками Амира Темура Сейистана в «Зафарноме» изображена жестокая схватка между войсками Тимура и Сейистанцами. Карнайист стоит на крепостной стене и, отдавая воинам Тимура духовное одеяние, подносит к сердцу врага страх. Под звуки карная войска штурмуют сейстонцев. В «Правилах Тимура» приводятся сведения о том, что при мобилизации воинов широко использовался человеческий голос, некоторые специальные интонационные структуры: «Опять же, я приказал, - говорит он, - как только сипахи заметят войска врага, пусть они громко произнесут такбир «Аллаху Акбар» и с этим шумом (боевой призыв» Урхо-УР») вторгнутся на вражескую линию» («Правила Тимура», стр. 125).

Военный оркестр армии Амира Темура - духовые и ударные инструменты состоит из разных видов. Многие из них были популярны во времена Тюркского каганата, Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов. Для этого издавна использовались хорошо знакомые в Средней Азии виды кус-нагоры, табира, Аль-табира, односторонняя нагора, чиндоул, доул-паз, большая нагора. Судя по изображениям в средневековых миниатюрах, двойные нагоры играли мехтар сипахи, сидя на коне, по обе стороны седла висела нагоры. А большой кус-нагора на большинстве миниатюр изображается установленным на верблюжьей горбе. Инструмент давул был известен в то время как духул. Описывая сцену взятия крепости, Али Язди пишет: «В ней (т.е. в крепости Б.М.) 300 мужчин были полностью заняты игрой на духулах и сурнаях». В оркестре Амира Темура также широко использовались ударные инструменты табла и медный Джарас (тарелка), издавна популярные на мусульманском Востоке. Инструмент коварга - коварка в Зафарноме упоминается во многих местах. Судя по тому, что приведено в источниках, вероятно, это ударный инструмент. Этот инструмент практически не упоминается в источниках последних веков. Группа духовых инструментов военного оркестра Сахибкирана отличается разнообразием. Это карнай из меди, баргул (изогнутый карнай), найи-руми, найи-эбан (флейта Панна), бургу («рог оленя» Б.М.) сурнай. Духовые инструменты входили в состав оркестра группы мехтаров. При резиденции Амира Темура всегда присутствовали мехтары. В одном сообщении, приведенном Али Язди, говорится, что во время осады Карши «Сахибкиран - хазрат издал указ, чтобы мехтары играли в Бургу, в конце концов, спасаясь от звуков Нафира и Бургу, ударил их по голове ...» (Зафарнома, 119 а). После покорения Карши Сахибкиран особо оценил службу военному музыканту по имени бургучи Дервешак. Инструмент Бургу также позже вошел в индийскую культуру как музыкальный инструмент армии Бабура. Среди популярных с древних времен и до наших дней труб широко используются также инструменты «Чабчиг» и «Шон», связанные с новыми тюркскими традициями в эпоху правления Тимуридов. По сведениям Ходжи Абдулкадира Мараги, чабчиг был многоголосным «мусикаром» (похожим на европейскую «флейту Пан» Б.М.) - это своего рода инструмент, с помощью которого умелые мастера добавляли к ним вспомогательные отверстия для продления диапазона. О содержании видов военной музыки того времени, о системе мелодики в источниках сведений не приводится. От них сохранились лишь

названия и формы инструментов. Например, Марагий в своем трактате приводит усул-ритмы «Зарбул Фатх» и «Даври Шахи», созданные в Самарканде.

Инструменты, используемые в военных походах во времена Тимура и Тимуридов, также отражены в миниатюрах, посвященных знаменитому Бабурноме. На миниатюре ниже изображена одна из битв Захириддина Мухаммада Бабура, в которой войско Бабура стремительно набрасывается на врага. Группа мехтаров, состоящая из карнаев на баргулях - кривых карнаях со склонов гор, барабанщиков на дол-нагорах, установленных на верблюдах, и сурнайчи на белых лошадях, исполняют сарбазскую мелодию и с энтузиазмом отдают дань уважения воинам.

Рис. 2. Миниатюра из «Бабурнаме»

Из этого видно, что во времена Тимура и Тимуридов военная музыка как самостоятельный жанр формировалась непрерывно. Творчество мехтаров обогащалось новыми произведениями. Из таких произведений, в честь победы Сахибкирана в «битве при Анкаре» над Баязидом и Османской империи мехтарами были созданы инструментальные (маршевые) мелодии «Османия I», «Османия II», «Османия III». Дошедшие до наших дней, эти произведения исполняли представители династии мехтаров, издавна проживавшие в Булакбашинском районе Андижана Ашурали Мехтар, Рустам Мехтар, Адиль Мехтар, признавая, что они передавались из уст в уста от своих учителей и предков. Около тридцати лет назад покойый педагог Худойбердиев Собиржон Турсункул оглы, который полвека был директором Детской школы музыки и искусств города Шахрихан, записал нотные тексты этих произведений у пожилых музыкантов от Хакимовых Орифжона, Фозилжона, Бахромжона и переложил их на баян. Приведем в качестве примера небольшие отрывки марш Османия:

yCMOHMflI

C. Xyfloiiôep^iieB ôaaHra Mor.ianiTJipraH

Moderato

В свое время о Сахибкиране Амире Темуре Озанами, жировами, ашиками, бахши и другими творцами были созданы прекрасные произведения, в таких эпосах, как "Сахибкиран", "Темурнома" воспевались все качества и героические подвиги Амира Темура. Слово «Бахши» как творец и исполнитель дастанов-эпоса также использовалось в те времена.

Следующая миниатюра, выполненная по «Зафарноме» Шарафиддина Али Язди, называется «газатский поход Амира Темура против карабахских неверных». На ней изображена фигура Бахши, держащего в руках

домбра перед лошадью Сахибкирана. Неудивительно, что тот же Бахши поет эпос «Сахибкиран», в котором описываются богатырские походы нашего предка.

Рис. 3. Миниатюра "Газатский поход Амира Темура против карабахских неверных "

Подтверждением этому может служить тот факт, что Лютфи в своем эпосе «Гул ва Навруз» (Цветок и Навруз)

Янадур ухшатдим бир яхшилардин

Могул савтин билган бахшилардин

Бахши, знавшие монгольскую савта, мелодий и песен) [5].

О Амире Темуре писали не только Бахши и эпосы мусульманского Востока и Средней Азии, но и европейские творческие элита создали множество романов и сценических произведений. Особенно вдохновленные результатами войны между Тимуром и Баязидом, вошедшей в историю под названием «Битва при Анкаре».

Созданные представителями немусульманской религии отражают различные взгляды двух мусульман на то, что два турецких полководца пролили другдругу кровь. Об этом подробно рассказано в статье Азиза Татибаева «Образ Тимура в европейской культуре: мифы и реальность» на страницах 63 - 76 книги Анкаринский Межрелигиозный Конгресс «Саваши (Нылдырым--Тимур) Билдири Китаби». В статье говорится: образ Тимура не утратил своего значения в европейской культуре до настоящего времени. Первые сценические образы Амира Темура были созданы в 1689 году - «Великий Темерлан», созданный А. Зиани, в 1690 году опера И.Ф. Фортча «Баязид и Темерлан» не только изображали различные насыщенные событиями захватывающие сцены, но и в определенной мере формировали у европейского зрителя представления о культурной и общественно-политической жизни мусульманского Востока.

Образ Амира Темура также фигурирует в качестве «важного персонажа» в различных сценических произведениях таких композиторов, как А. Скарлатти, Ф. Гаспарини, Л. Лео, Г. Телеман, Н. Поппера, Дж. Порта, А. Вивальди, Дж. Джойс, Э. Дауни, Дж. Сколари, А.Саккини, Я. Мисливечек, И. Райнхард, П. Винтер, С. Майр, Н. Ваккай, А. Сапиенса, П. Гуглуелми, Г. Бишоп, Дж. Холбрук, С. Ник, живших в XVII-XX веках.

Из таких литературно-художественных произведений XVI - XIX веков были созданы десятки произведений, таких как «Великий Темерлан Ирана», или «Месть богов» Луиса Велиса де Геррера (15701640), «Великий Темерлан, или смерть Баязида» Жана Магнона (1662), Парижская новелла «Темерлан и смерть Баязида» Николаса Прадонны (1632-1698), «Великий Темерлан» английского драматурга Чарльза Сандреса (1681), «Жертвоприношение» Франсиска Фене (1689). Во многих из них образ Тимура звучит позитивно.

Одним из них является трагикомедия «Темерлан» английского драматурга Николаса Роу (1674-1718), творчество которого в свое время не уступало творчеству Шекспира. Эта работа была очень популярна и много раз переиздавалась до восемнадцатого века. Во введении к произведению Роу дает характеристику своему герою: - «Он заботился об интересах своего государства и вступил в бой. Этот правдивый царь был готов даже пролить кровь, чтобы добиться мира», - скромно описал об Амир Темуре. Его образ еще более проясняется в общении с Дервишем из близких Боязида. Дервиш: - «Он считает, что мусульманин не должен воевать с мусульманами, иначе сам создатель накажет их! Вы должны объединить свои силы с

Баязидом и бороться с неверными». В ответ Тимур сказал: - «Ты хочешь меня напугать. Это ваша политическая игра. Аллах создал много религий, и все они называются религиями. Конфликты и борьба между религиями будут расценены как предательство родных братьев!» он позиционируется как борец за свободу вероисповедания, религиозную терпимость и толерантность.

Также в музыкально-сценических произведениях в единстве с героическим образом Тимура пытаются воплотить его романтический характер. Но в этих произведениях также большое место отводится любовную тему Тимура с дочерью Баязида Астерией. К ним можно отнести оперу «Темерлан» Агостино Пьовене (1671-1721), произведения пятнадцати композиторов, таких как Марк Антонио Зиани, Франческо Гаспарини, Фортунато Челлери, Леонардо Лео. Каждый из них по-своему красив и интересен. Но то, что опера «Темерлан» великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя была признана в свое время настоящим шедевром, признается и по сей день. 1995 году состоялся примера опера «Темерлан» в тетатре оперы и балета имени Алишера Навоии в котором дирижировал Захид Хакназаров (З. Хакназаров «О себе -о музыке воспоминания дирижера». Издат. «Baktriya press» Т., 2021 г. 34 с.) В некоторых из вышеперечисленных произведениях наряду с героическими, мужественными и патриотическими качествами обоих турецких завоевателей выражены и романтические переживания Амира Темура. Это, конечно, говорит о том, что создатели произведения далеки от реальности из-за плохого знания личности Тимура, незнания эпохи, среды, в которой он жил (в 1402 году Амиру Темуру было 66 лет. Б.М.).

Из историков, писавших в то время, для познания истины и для логического подхода можно привести работы Низамиддина Шами и Шарафиддина Али Язди в «триумфах», Руи Гонсалеса де Клавихо, посла испанского короля, "путешествие из Кадиса в Самарканд ко дворцу Амира Темура" (1403 - 1405), Ибн Арабшаха «История Амира Темура». В этих произведениях наряду с прославлением личности великого Сахибкирана, в них нашли содержание писемь и взаимные оскорбления в переписках Тимура и Баязида и их диалоги. Кара Юсуф Туркман который предал Амира Темура, и правител Ирака Султан Ахмад Джалаир. Можно сказать, что предательство губернатора Арзинджана Тохуртана Йылдыриму Баязиду все эти были причиной ускорения войны при Анкаре.

О Амире Темуре создано очень много художественных произведений, подобных описанным выше. Один из таких эпосов «Темур и Баязид» был создан известной династии Бахши, выходца Кашкадаринской области Узбекистана из села Ходжамахмуд Дехканабадского района, народного Бахши Узбекистана Кадира Бахши Рахимова. В Советское время называли Амира Темура завоевателем, кровожадным. Поэтому Кадыр Бахши не исполнял этот эпос в широких открытых кругах. Ни один ученый-фольклорист даже не расшифировал и не издал этот дастан. В 2000-е годы после обретения независимости его сын Народный Бахши Узбекистана Каххар Бахши Рахимов неоднократно исполнял эпос «Темур и Баязид» на свадьбах и представлениях. Эпос был записан на радио Узбекистана 2 марта 2017 года. Двухчасовой эпос был записан на магнитную ленту и зарегистрирован в архиве. Эта запись в виде компакт-диска была предоставлена в приложении к нашей книге «Темур и Баязид», изданной в Анкаре в 2019 году на турецком и узбекском языках.

В эпосе Бахши восхваляет обоих своих героев за их страну, богатство, политику, патриотизм и другие качества. Он также описывает столицу Самарканд и его погоду, воды, сады, различные фрукты. Текстовые образы в эпосе, такие как Амаль-визирь, Шангуль Момо и его сын Давлат, дочь Баязида Севинч Бека, сын Шаблихан-падишах еще больше обогатили развитие эпоса.

В восемнадцати стихах эпоса использованы девятнадцать мелодий домбры:

1. Ководиён нома,

2. Гариб нома,

3. Норгулой нома,

4. Келиной нома,

5. Нома лакай джилаш (используется как инструмент),

6. От хайдаш нома,

7. Эркалаш нома,

8. Кадыр нома 1,

9. Сурдов нома,

10. лакай жилаш 2,

11. гариб нома 2,

12. Ковадиён нома,

13. Ой Пари нома,

14. Норгулой Нома,

15. Ой Пари нома II,

16. Одилхак нома,

17. Кадыр нома II (Йоклов нома),

18. Кадыр нома III,

19. Кадыр нома IV.

Эти мелодии-нома соответствуют стихам из семи, девяти, одиннадцати слогов. Бахши исполняет стихи, включенные в эти мелодии-нома, и под другими названиями, соответствующими характеру и содержанию стихотворения. В этом помогает опыт Бахши, опыт и эмоциональные аспекты. Поэтому в эпосах конкретная мелодии-нома может повторяться два, три и более раз в зависимости от размера стихов. В поэме Темур и Баязид «Гариб Нома» дважды, «Норгулой Нома» трижды, «Лакай джилаш Нома» дважды, «Ой Пари Нома»

дважды повторялись в соответствии со своими стихами. Из-за непостоянства исполнения Бахши и нестабильности импровизаций в процессе творчества стихотворение, начинающееся с семи слогов, может в течение одной четверти перейти на восемь, девять или даже одиннадцать слогов и, таким образом, вернуться или не вернуться к главному слогу. В этом процессе домбра куй либо опускается, либо продолжается в неустойчивой манере, либо в неадекватной манере, которая гармонирует со слогом стихотворения.

Можно сказать, что при исполнении эпоса Темура и Баязида использовались следующие два направления:

1. Исполнения с обширными объемными мелодиями.

2. Существуют системы в виде декламационно-речитативных (протяжно-речевых-декламационных) тонов.

Первое направление: относительно широкое, отражающее определенное настроение, в котором выражено содержание, присущее каждому из разделов эпоса. Второе: направление очень упрощенное, заключающееся в исполнении стихотворных разделов эпоса без сопровождения в виде декламаций. Также между словами во время повествования прозаических фрагментов домбра служит "фоном" и инструментом, не отвлекающим внимание слушателя от себя. Кроме того, Бахши привлекает к себе внимание слушателей не только инструментальным исполнением "мелодии домбры", но и тем, что дает себе некоторую эмоциональную энергию, и немного отдых голосу исполнителю.

Исполнение поэмы Темур и Баязид - творческий процесс. Чем свободнее и непостояннее в поэмах эпоса экспромт, тем более изменчива его суть. Если проследить такую ситуацию в нотных текстах мелодии-нома, то наблюдаются случаи перехода их веса от одного такта к другому, и даже случаи, когда в результате увеличения или уменьшения слогов стихотворения происходит смена одних мелодии-нома на другие путем внезапной «Атаки» (Атака - переход от одной мелодии к другой без остановки). Иногда, когда заканчивается история и наступает очередь стихотворения, предисловие к мелодии с разными тактами звучит в смешанных тактах. Здесь Бахши стараются не ослаблять внимание слушателей, играя отрывки из предисловий домбры к мелодиям, Чупони Нома или других имен. Потому что Бахши начинает исполнять свою прелюдию после того, как находит подходящее мелодии-нома, которое определяет смысл, характер и образ стихотворения.

Вкратце поэма «Тимур и Баязид» в трактовке Кадыр и Каххар Бахши воспевает поход Амира Темура на Баязида и тот факт, что это была большая ошибка двух фатихов - завоевателей. Особенно тот факт, что его внук Султанмухамед Мирза стал шахидом, заставил Амира Темура глубоко сожалеть об этом. Его можно углубить, если прослушать аудиозапись этого эпоса или прочитать текст в книге.

Рис. 4. Эрзурум, «Фил гечти копруси»

Мост «Фил гечти копруси» (мост, по которому прошли слоны) в Эрзуруме. Этот мост был построен солдатами армии Тимура в 1402 году, когда Амир Темур отправился в поход Османскую империю, вызвав Эрзурум четырех послов Баязида, с целью, чтобы послы увидели (180 тысяч солдат и 32 боевых слона, привезенных из Индии) нашу силу, расказали Баязиду и может он принимает наши условие и воздержится от борьбы с нами. Здесь был набольшой арык, через который слоны не могли пройти. В результате солдаты вырубили деревья из леса в округе, построили этот мост и по которому прошли слоны. Мост существует до сих пор. Но отремонтирован как современный. Название сохранилось в виде «Фил гечти копруси». Автор строк в картине.

Рис. 5. Обложка и аудиодиск книги "Темур и Баязид ", изданной в Анкаре в 2019 году на турецком и узбекском

языках

Рис. 6. Рабочий процесс Каххара Бахши и Батира Матякубова

Амир Темур - один из четырех правителей мира, создавший в свое время великую империю, интенсивно ведший борьбу за объединение народов, народностей и стран. Он - великая личность, получившая мировое признание, в сочетании с тем, что он чрезвычайно противоречивый, сложный, жесткий военачальник. За прошедший период об Амире Темуре было создано множество книг, сказок, романов, рассказов, легенд, эпосов и сцен, документальных и художественных фильмов. В дальнейшем, мы думаем, молодежь выявит об Амире Темуре свои творения во многих различных жанрах.

Список литературы /References

1. Правила Тимура. T. «Главный редактор Shark NMC». 97 с., 2005.

2. Мехтар (фор.) офицер, начальник. Персидско-русский словарь. Под ред. Н.А. Рубинчика. Изд. Сов. Энциклопедия. M., 1970. 755 с.

3. Салихов Б., Матякубов Б. История исполнительства на ударных и духовых инструментах в Узбекистане. Т., 2007.

4. Худойбердиев С. Руководство по узбекской народной музыке для баяна и аккордеона. Шахрихан, 2003 год 33-49 С.

5. Лутфи «Цветок и Навруз». Государственное издательство художественной литературы УзССР. Т., 1960. 220 с. 5 ряд.

6. Анкара Савашы Улуслараро Конгресс (Yildmm-Timur) Билдири Китаби, 2012. С. 33-42, 63-76.

7. Бобур Захириддин Мухаммад. «Бобурнома». Т. «Звездочка», 1989.

8. Матякубов Б. «Достон Наволари». Т., 2009. 242 с.

9. Матякубов Б.«Мелодии из наших культурных вен». «Карадениз», 2014. С. 43-51.

10. ALPAMI§ Hazirlayanlar проф. Др. Батыр Матякубов, Проф. Др. Эрдоган Алтынкынак. Karadeniz Dergi Yayilari, 2017.

11. «Тимур и Баязид» в исполнении К. Рахимова (на турецком и узбекском языках). Б. Матекубов, С. Тамай. И. Матекубов. Геч Академи Китаби. Анкара, 2019. 270 с. (вместе с СБ приложением).

12.Хакназаров З. «О себе - о музыке. Воспоминания дирижера». Издат. «Baktriya press». Т., 2021. 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.