Научная статья на тему 'МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬМИНАЦИЙ В КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА Л. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА"'

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬМИНАЦИЙ В КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА Л. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬМИНАЦИЯ / "АННА КАРЕНИНА" / КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОМПОЗИТОР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДРАМАТУРГИЯ / ЛЕЙТМОТИВ / КИНОМУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шак Татьяна Федоровна, Александрова Диана Александровна

Статья посвящена анализу кульминаций с точки зрения влияния на них музыкального компонента в нескольких киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина". Цель исследования - выявить роль музыки в создании кульминаций как одного из важнейших компонентов драматургии. Новизна исследования определяется отсутствием систематизации данного явления в контексте анализа киномузыки. В качестве материала избрана музыка следующих экранизаций романа Л. Толстого "Анна Каренина": СССР, 1967, режиссер А. Зархи, композитор Р. Щедрин; США, 1997 режиссер Б. Роуз; Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт, композитор Д. Марианелли; Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров, композитор Ю. Потеенко. В результате выявлена необходимость глубокой взаимосвязи музыки и вербально-визуального ряда в кульминациях фильма для достижения максимального эффекта воздействия на зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS A MEANS OF CREATING CLIMINATIONS IN CINEMA INTERPRETATIONS OF L. TOLSTOY'S NOVEL "ANNA KARENINA"

The article is devoted to the analysis of climaxes from the point of view of the influence of the musical component on them in several film interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina". The purpose of the study is to identify the role of music in the creation of climaxes as one of the most important components of drama. The novelty of the study is determined by the lack of systematization of this phenomenon in the context of the analysis of film music. The music of the following film adaptations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina" is chosen as the material: USSR, 1967, directed by A. Zarkhi, composer R. Shchedrin; USA, 1997, directed by B. Rose; Great Britain, 2012, directed by J. Wright, composer D. Marianelli; Russia, 2017, director K. Shakhnazarov, composer Yu. Poteenko. As a result, the need for a deep relationship between music and the verbal-visual series in the climaxes of the film is revealed in order to achieve maximum effect on the viewer.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬМИНАЦИЙ В КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА Л. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА"»

MUSIC AS A MEANS OF CREATING CLIMINATIONS IN CINEMA INTERPRETATIONS OF L, TOLSTOY'S NOVEL "ANNA KARENLNA"

Shak Tatyana Fedorovna, DSc of Arts, Professor Alexandrova Diana Alcxandrovna, Postgraduate student Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

The article is devoted to the analysis of climaxes from the point of view of the influence of the musical component on them in several film interpretations ofL, Tolstoy's novel "Anna Karenina". The purpose of the study is to identify the role of music m the creation of climaxes as one of the most important components of drama. The novelty of the study is determined by the lack oj systematization of this phenomenon in the context oj the analysis of film music. The music of the following film adaptations ofL. Tolstoy's novel "Anna Karenina" is chosen as the material: USSR, tg6/_, directed by A. Zarkhi, composer R. Shchedrin; USA, ¡gg~, directed by B. Rose; Great Britain, 2012, directed, by ]. Wright, composer D. Marianelli; Russia, 2017, director K. Shakhnazarov, composer Yu. Poteenko. Asa res«it, the needfor a cleep relationship between music and the verbal-visual series in the climaxes of the film is revealed in order to achieve maximum effect on the viewer.

Keywords: climax; Anna Karenina; film interpretation; composer; musical component; dramaturgy; leitmotif; film music. 17,DN: ZFTFPI; DOJ: 10.2492.3/3305-8757.2.02.3-15л6

Цитировать: Шак Т.Ф., Александрова Д,Л. Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа J]. Толстого "Анна Каренина" // KANT: Social science & Humanities, -2023. -№3(15). -С, 129-134, EDN: ZFTFPI. DDI: 1 о. 249 23/ 23 05 -8757.20 23-15.i6

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КУЛЬМИНАЦИЙ В КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА Л. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА"

Статья посвящена анализу кульминаций с тачки зрения влияния на них музыкального компонента в нескольких киноинтерпретацияхромана. Л. Толстого "Анна Каренина". Цель исследования - выявить роль музыки в создании кульминаций как одного из важнейших компонентов драматургии. Новизна исследования определяется отсутствием систематизации данного явления в контексте анализа киномузыки. В качестве материала избрана музыка следующих экранизаций романа Л. Толстого "Анна Каренина": СССР, 1967, режиссер А. Зархи, композитор Р. Щедрин; США, 1997 режиссер Б. Роуз; Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт, композитор Д. Марианелли; Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров, композитор Ю. Потеенко. В результате выявлена необходимость глубокой взаимосвязи музыки и вврбально-визуального ряда в кульминациях фильма для достижения максимального эффекта воздействия на зрителя.

Ключевые слова; кульминация; "Анна Каренина''; киноинтерпретация; композитор; музыкау1ьный компонент; драматургия; лейтмотив; кино-музыкя.

Роман "Анна Каренина" был написан Л. Толстым в XIX столетии, но до сих пор не теряет своей актуальности. История об Анне Карениной - яркая и драматичная - и сегодня находит отклик в сердцах людей, пользуясь неизменной популярностью у создателей фильмов. Кинематографичносгь произведений писателя отмечали многие исследовател и: "Романы Толстого - это созданные одним человеком кинофильмы, где точнейшим образом описан каждый кадр. <.„>. Толстой не только создавал великие характеры, он был: режиссером своих романов" [5, ю]. Существует более тридцати кшюи11тсрпрстаций "Анны Каре-

УДК 78

ВАК д. 10.3 (Музыкальное искусство)

© Шак Т.Ф., 2023

(£) Александрова Д.А., 2023

ШАК Татьяна Фёдоровна, доктор и скусствоведения, профессор

АЛЕКСАНДРОВА Диана

Александровна,

аспирант

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

нииой". Каждая из них своеобразна, самобытна,и является субъективным отражением индивидуального видения режиссера. "Любая хорошая экранизация - это особое построение реальности, это своеобразный диалог между создателем фильма и автором литературного произведения" [1, 72].

Большое влияние на восприятие сюжета фильма оказывает музыкальный компонент, сопровождающий экранное действие. Б качестве материала статьи будут рассмотрены четыре киноинтерпретации "Анны Карениной"/ Музыка к ним создавалась разными композиторами. В их числе Р. Щедрин ("Анна Каренина", СССР, 1967, режиссер А. Зархи), Д. Марирнелли ("Анна Каренина", Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт), Ю. Потеенко ("Анна Каренина. История Вронского", Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров) и другие. В качестве музыкального компонента также использовались цитаты классических произведений,

Выявление роли музыки в экранизациях классической литературы нашло отражение в работах Т. Егоровой [2], 3. Лиссы [4], Ю. Цицишвили [у], Т. Шак [10] и др. Новизна подхода в данной статье определяется тем, что киноинтерпретации "Анны Карениной" не были систематизированы и изучены с точки зрения влияния музыки на построение и восприятие кульминаций как важнейшего аспекта драматургии. "В художествен ном фильме кульминация - это главное событие или перелом в действии, эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение, наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла" [ю, 226-227]. Таким образом, кульминация - важная часть драматургического процесса, раскрывающая основной конфликт произведения, характеры и мотивы поступков героев.

В рассматриваемых в статье киноинтерпретациях присутствуют лейтмотивы, сопровождающие определенные чувства или психологические состояния персонажей. "Музыке в структуре эфирных произведе-

ний благодаря ее способности передавать настроение часто отводится роль внутреннего монолога" [3,53]. При опоре на вербал ь-но-визуальный ряд, а также при анализе музыкального компонента, каждому лейтмотиву бы/10 дано название, соответствующее его назначению. Лейтмотивы выражаются разными музыкальными средствами, авторской музыкой или цитатами классических произведений.

К киноинтерпретации режиссера А. Зархи (СССР, 1967} музыку написал Р. Щедрин. Его экспрессивные темы с обилием диссонансов во многом определили характер фильма, подчеркнули и выразили душевное состояние главных героев. Изначально музыка вступает в конфликт со стилизованным под XIX век визуальным рядом, усугубляя психологический конфликт драматического действия. Т. Егорова отмечает: "К сожалению, излишнее увлечение экспрессивными мелодико-ритмическими средствами, терпкими дассонантными гармониями, персонификацией тембров привело в итоге к некоторой дисгармонии закадровой авторской и вну три кадровой аксессуарной музыки и, в равной мере, с выдержанным в стилистических канонах изобразительной эстетики XIX века образным строем кинолент" ¡2, 204]. Композитор, помимо прочей закадровой и внутрикадровой музыки, создал несколько характерных лейтмотивов, которые, опираясь на визуально-вербальный рад, можно обозначить как лейтмотив судьбы, страсти, смерти. Данные темы играют важную роль в драматургии фильма, сопровождая Ключевые моменты действия.

"Классическая музыка как фоновая частично или полностью заменяет собой авторский саундтрек; при этом ее появление не связано напрямую ни с историческим контекстом, ни с автором произведения" [8, 151]. В киноинтерпретации Б. Роуза (США, 1997) были использованы исключительно цитаты классической музыки. Чувства и переживания героев углубляют творения П. Чайковского и С. Рахманинова. На них стро-

ятся два основных лейтмотива: любви (П. Чайковский, побочная партия первой части симфонии №6 1>шо11, соч.74) и обреченности (С. Рахманинов, реприза "Элегии" е$-тоИ, соч-з, №1). Следует отметить, что использование режиссером шедевров русской классической музыки делает героев и их чувства более возвышенными.

Б экранизации Дж. Райта звучит музыка итальянского кииокомнозитора Д. Мари-анелли. По функциям музыкал ьный компонент фильма можно разделить на две сферы: зарисовка жизни в России и выражение чувств героев. Композитором созданы несколько лейтмотивов (России, любви, страсти, гибели). По звучащей музыке можно понять отношение создателей фильма к происходящему действию. Здесь явно прослеживается цинизм и насмешка, особенно в первой половине фильма. Но, при этом, драматизм действия сохраняется, смысловые кульминационные точки расставлены.

Б киноинтерпретации К. Шахназарова (Россия, 2017) в качестве музыкального компонента используется музыка композитора Ю. Потеенко. Есть несколько важных лейтмотивов: любви, страдания, неизвестности перед будущим. Отличительной особенностью данной Экранизации является то, что повествование ведет А. Вронский. Он рассказывает историю их с Анной любви много лет спустя. Потому тип драматургии - контрастно-эпический. Музыка, звучащая в фильме, имеет ностальгическую окраску, влияя на общий характер истории. Соответственно, кульминационные моменты сглажены и перенесены в финал.

Кульминаций далее будут проанализированы и классифицированы по принципу, предложенному в монографии Т. Шак [ю, 226-234], ТО есть обозначены по трем критериям: местоположению в форме (кульми-нация-источник, кульминация в точке золотого сечения, кульминация-эпилог, множественные кульминации - волновой принцип развития или кульминация различных драматических линий), по эмоцио-

нально-выразител ьному фактору (лирическая, драматическая, психологическая, трагическая, комическая, эксцентрическая, трагикомическая), по музыкально-языко-вым средствам создания кульминации (на основе репрезентации того или иного элемента музыкального языка: динамическая, тихая смысловая, созданная средствами мелодии / метроритма / гармонии / через взаимодействие всех средств выразительности / колоритом звучания (сопор) или шумовыми эффектами; созданная средствами характеристики через первичные жанры; кульминация на музыкальной цитате; кульминация, основанная на взаимодействии и наложении разных тем) [ю, 227-229].

Б истории об Анне Карениной можно выделить нескол ько основных кульминаций: бач, любовная сцена, эпизод скачек, попытка суицида Вронского, появление Анны в театре и осуждение ее светским обществом, гибель Анны. Рассмотрим, какова роль музыки в создании кульминаций в данных киноинтерпретациях.

Танец Анны Карениной и Вронского на балу - кульмипация-источник по местоположению в форме, драматическая - по эмоци-оиально-выразительному фактору, динамическая - по музыкально-языковым средствам создания кульминации. В киноинтерпретации Б. Роуза кульминация решена на музыкальной цитате - П. Чайковский, Вальс из багета "Лебединое озеро" (00.16. цУ'.В фильме А. Зархи танец главных героев (00.21.09) сопровождает стремительная музыка вальса, которая характеризует чувства Кити, передает эмоциональное состояние Анны и Вронского, а также - атмосферу блестящего бала. Без яркой музыки вальса кульминация не обрела бы достаточной драматической силы. В киноинтерпретации Дж. Райта во время танца Анны и Вронского (00.27.16) звучит лейтмотив любви - незатейливый минорный вал ьс с мелодикой в жанре сентиментального романса. Постепенно музы-

1 Здесь и далее указан хронометраж фильмов.

ка ускоряется и становится громче, герои кружатся быстрее, и на кульминационной точке раздается гудок поезда, как предзнаменование трагического финала. В фильме К. Шахназарова танец Анны и Вронского (00.21.58) не выделен как кульминационная зона.

Любовная сцена Анны и Вронского по местоположению в форме является кульминацией в точке золотого сечения, по эмо-ционально-выразительномуфактору - лирической (в киноинтерпретации А. Зархи -драматической и Психологической), по музыкально-выразительным средствам создания кульминации динамической. У А. Зархи любовную сцену сопровождает лейтмотив страсти (00.38.27). Он представляет собой диссонансную тревожную музыку. Сцена снята в красных тонах, по именно с помощью музыки зритель понимает: сближение героев - это не счастливая страница их отношен ий, а судьбоносное событие, разделившее их жизнь на до и после. Именно оно отделяет Анну от семьи и ставит ее отныне вне закона светского общества. Примечательно, что музыка обрывается выстрелом - начинается эпизод охоты Стивы и Левина. У Дж. Райта в любовной сцене ярко и драматично звучит лейтмотив страсти, переходящий в лейтмотив любви (00.47.48). У Б. Роуза (00.31.55) и К. Шахназарова (00.35.12) данная сцена не выделена как кульминация.

Сцена скачек - это драматическая кульминация, созданная с помощью метрорит-ма. В данном фрагменте в фильме А. Зархи (00.50.00) музыкальный комп&Пент отражает напряженность и развитие ситуации. В диссонансной оркестровой музыке с имитацией конных скачек главенствует ритм. Кульминация достигается благодаря удачному соединению музыки и видеоряда с частой сменой крупных планов. В фильме Б. Роуза в сцене скачек (00.43.59) звучит музыка из разработки первой части Шестой симфонии П. Чайковского, которая помогает создать напряжение во время сцены ска-

чек. Пунктирный ритм темы и напряженная мелодика обостряют и подводят к драматическому пику. Достигнув кульминационного момента, музыка обрывается выстрелом в упавшую лошадь. В фильме Дж. Райта кульминация в сцене скачек (00.59.37) создана за счет звуковых эффектов. Используется своеобразный прием: шум веера Анны переходит в стук копыт Фру-Фру. Он становится все громче, нагнетая напряжение сцены, и обрывается криком Анны в момент падения Вронского. Сцена скачек в фильме К. Шахназарова (00.38.19) не выделена как кульминация, хотя ости-натный ритм у контрабасов, а затем - сплошной "оглушающий" звук создает эффект напряжения, но кульминации не происходит, музыка неожиданно прерывается, а падение Вронского и реакция Анны Карениной происходят без участия музыкального компонента.

Суицид Вронского - это психологическая кульминация по эмоционально-выразительному фактору, созданная через взаимодействие всех средств выразительности. В фильме А. Зархи в данной сцепе (01.27.13) медные духовые и ударные инструменты имитируют звуки выстрелов, треугольник - бой часов и колокольный звон. Сразу после выстрела Вронского слышится пение хора, начинается следующая сцена. В фильме Б. Роуза внутреннее состояние Вронского передает медленная трагическая музыка: во время сцены попытки суицида (01.02.08) звучит первая тема из четвертой части Шестой симфонии П. Чайковского, которая в фильме выступает как лейтмотив смерти. В фильме Дж. Райта данная сцена отсутствует. В фильме К. Шахназарова попытка суицида Вронского не выделена как кульминация (01.07.35).

Появление Анны в театре, вызвавшее бурю негодования в светском обществе и, как следствие, психологический перелом, который становится трагическим для Анны Карениной - драматическая и психологическая кульминация по эмоционально-вы-

разительному фактору, по музыкально-язы-ковым средствам - кульминация на музыкальной цитате. В фильме А. Зархи на сцене театра (01.51.09) исполняется ария из оперы Дж. Верди "Травиата". Выбор сцены из "Травиаты" не случаен, образ падшей женщины символичсн. В фильме Б. Роуза звучит фрагмент сцены письма "Ктоты, мой ангел ли хранитель..." из оперы П. Чайковского "Евгений Онегин" (01.20.20}. Но, в от-личие от событий данной сцены в романе и других киноинтерпретациях, Анна следует совету Вронского и остается дома. В театр идет только Вронский. Но музыка из театра как наваждение преследует Анну и мучает ее. В фильме Дж. Райта данная сцена строится на оперном дуэте (01.38.05), в котором вокалисты (мужчина и женщина) поют арию с текстом первого признания Анны и Вронского (00.32.10). Интересно показано л ицемерие публи ки: 01Щ рукоплещет исполнителям на сцене, но возмущена любовью Анны Карениной, В фильме К. Шахназарова в сцене в театре звучит каватина Нормы "Casta Diva" из оперы В. Беллини "Норма" (01.28.48). На фоне оперной арии, в которой Норма просит богиню о мире, в театре происходят драматические события: люди проявляют возмущение по поводу появления Анны и выражают ей свое презрение, а Вронский не поддерживает ее и не становится рядом.

Сцена гибел и Анн ы - кул ьминация-эпилог по местоположению в форме, трагическая -по эмоционально-выразительному фактору, динамическая - по музыкально-языковым средствам создания кульминации, Анна Каренина принимает решение свести счеты с жизнью и приводит его в действие. В фильме А. Зархи музыкальный компонент данной сцены - лейтмотив судьбы (02.15.55). Ои проходит ярко и драматично, в оркестре солируют медные духовые инструменты. В фильме Б. Роуза, когда затуманенное созна-нисАнны возвращает сс к воспоминанию из детства (01.32.57) и она шагает под поезд, звучит медленная трагическая музыка зак-

лючительной темы из финала Симфонии №6 П. Чайковского, выступающая как лейтмотив смерти. В фильме Дж. Райта лейтмотив гибели представляет собой тематически переосмысленный лейтмотив любви, его изложение скорбно и обреченно (01.52.38). Лейтмотив гибели проходит ярко и драматично, подчеркивая трагедию. В фильме К. Шахназарова не показана сцена гибели Анны как таковая. Кульминация происходи'!' в момент, когда Анна с прислугой едет на вокзал и с ненавистью говорит о Вронском (01.57.47). Данная сцена максимально насыщена звуком; используются шумовые эффекты грохота колес повозки, ржания лошадей; звучит тематически переосмысленный лейтмотив неизвестности перед будущим с интонациями лейтмотива страдания. Возможно, момент смерти Анны Карениной не показан из-за высказанной Вронским в финале фильма мысли о том, что она на самом деле не погибла.

Таким образом, в рассмотренных четырех киноинтерпретаниях музыкальный компонент оказывает большое влияние на создание кульминации и их смысл. Примечательно, что именно музыка отражает особенности восприятия создателями фильма истории об Анне Карениной: "...звук - та область кинотворчества, где автор может наиболее точ но выразить свое субъективное отношение к "видимому миру"" |б, ш]. Аудиоряд помогает добиться наиболее острого восприятия зрителем экранного действа. Подводя к кульминации, создатели фильма используют совокупность визуальных, вербальных и звуковых эффектов, которые при удачном сочетании воздействуют на зрителя, вызывая его психологический отклик. "Вместе с тем звук в сочетании с киноизображением, безусловно, способствует более полному художественному воссозданию действительности, чем только одно изображение" [7, 228]. Потому музыкаль-ный компонент является важной и неотъемлемой составляющей киноинтерпретаций "Анны Карениной".

Литература:

1. [Отсева И.В. Кинодраматургия и строение фильма: учебное пособие/ - СПб.: Лань: Планета музыки, 2020. - 292 е.; ил.

2. Егорова Т.К. Музыка сонете кого фильма: дис... д-ра искусс твоведения. - М,, 1998. - 468 с,

3. Кфимова H.H. Звук в эфире / Н. Ефимова. -М,: Академия медиа индустрии, 2015, -146 с.

4. ЛиссаЗ. Эстетикакиномузыки / 3. Лисеа. - М.: Музыка, 1970. - 495 с.

5. МиттаА.Н. Кино между раем и адом/Д. Миг га. ■■ М.: ИТ, 2014. 355 с.

6. Михеева (0.15. Эстетика звука в сове тском и постсоветском кинематографе/ Ю.В. Михеева - М,: ВГИК, 201.6, - 241 е.; ил.

7. Нечай О.Ф., Ратников Г. В. Основы киноискусства: учеб. пособие для некинематогр. Вузов / иод ред. И, В. Вайсфельда. - 2-е изд., перераб. и доп. -Ми.: Вши. ш% 1985. 368 е.; ил.

8. Рынков К И. Классическая музыка в голливудской кино // Научный вестник Московской консерватории. - 2012.- № 1. - С. 148-169.

9. Цицишвили Ю. Г. Музыка как драма!ургичес-кий фактор в кино интерпретациях романов Ф,М. Достоевского: дис. ... канд- искусствоведения. -Ростов-на-До ну, 2013. - 208 с.

ю. ПТак Т. Ф. Музыка в структуре медиа гекста. На материалу художес твен но т о и анимационного кино: учебное пособие. 2-е издание, дополненное. -СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.