Научная статья на тему 'МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА "ВЕСТНИК ЕВРОПЫ"'

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА "ВЕСТНИК ЕВРОПЫ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСКУССТВО / В. В. СТАСОВ / ЛИБЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артемьева Елена Владимировна, Сиднева Татьяна Борисовна

Статья посвящена анализу публикаций о музыке в одном из самых влиятельных в дореволюционной России либеральном журнале «Вестник Европы». Избраны статьи, наиболее показательные для определения роли музыки в отечественной культуре. Авторы приходят к выводу, что публикуемые тексты носили важный просветительский характер и были обращены к музыкально образованному кругу любителей искусства. Публикации также свидетельствуют о достаточно серьезной осведомленности читателей, которым адресованы анализируемые в статье тексты, а также о важной роли музыки в общественно-политическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS A SUBJECT OF DISCUSSION ON THE PAGES OF THE SOCIO-POLITICAL JOURNAL "VESTNIK YEVROPY"

The article is devoted to analysis of publications about music in one of the most influential in the pre-revolutionary Russian liberal journal «Vestnik Yevropy». The articles most significant for revealing the role of music in the national culture have been chosen. The authors have come to the conclusion that the published texts were of important educational character and were addressed to musically educated circle of art lovers. The publications also testify to rather serious awareness of readers to whom the texts analyzed in the article were addressed and about important role of music in socio-political development of the country.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА "ВЕСТНИК ЕВРОПЫ"»

© Артемьева Е. В., 2016 УДК 78.06

© Сиднева Т. Б., 2016

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ.»

Статья посвящена анализу публикаций о музыке в одном из самых влиятельных в дореволюционной России либеральном журнале «Вестник Европы». Избраны статьи, наиболее показательные для определения роли музыки в отечественной культуре. Авторы приходят к выводу, что публикуемые тексты носили важный просветительский характер и были обращены к музыкально образованному кругу любителей искусства. Публикации также свидетельствуют о достаточно серьезной осведомленности читателей, которым адресованы анализируемые в статье тексты, а также о важной роли музыки в общественно-политическом развитии страны.

Ключевые слова: музыка, искусство, журнал «Вестник Европы», В. В. Стасов, либерализм

В отношении к музыке существует многовековая традиция, восходящая к древнейшим цивилизациям: с одной стороны очевидна притягательность предмета для самых общих рассуждений (о государстве, об основаниях жизни, о воспитательной силе искусства и т. п.), а с другой — не менее очевидно осторожное к ней отношение, связанное с известной неопределенностью ее смыслов, высокой степенью условности ее языка, определивших ее отграниченность от идеологических процессов общества.

Культура России XIX столетия — даже с учетом событий последующего времени — и сегодня свидетельствует о кипящей атмосфере полемически острого столкновения философских учений, борьбы материализма и идеализма, западничества и славянофильства, личностных баталий. В этом круговороте позиций и мнений чрезвычайно интересно обратиться к публикациям о музыке в одном из влиятельнейших общественно-политических журналов России — «Вестнике Европы».

Особенно часто вопросы развития искусства становились предметом обсуждения на страницах журнала «Вестник Европы» во второй половине XIX - начале XX веков. Несмотря на четко обозначенные политические векторы издания и вполне определенные функции, которые был призван реализовывать журнал в общественной жизни страны, публикации в нем не ограничивались темами политического характера. С самого начала деятельности редакция журнала ставила перед собой также и масштабные просветительские задачи: способствовать широкому распространению научного

и художественного знания среди образованных читателей. Проблемы музыкального искусства были активно включены в контекст обозначенных задач.

В целом, как издание «Вестник Европы» прожил по сути три полноценные жизни. Первую — в 1802-1830 годы, вначале под редакцией М. Н. Карамзина, затем П. П. Сумарокова, М. Т. Каченовского, В. А. Жуковского. Закладывая традицию толстого журнала, «Вестник Европы» тех лет занимал довольно явно выраженную консервативную позицию, публиковал в основном переводы статей европейских публицистов, также некоторые литературные произведения современников (в частности, А. С. Пушкина), критические заметки (преимущественно редакторов) о литературе и изящных искусствах, некоторых политически значимых событиях.

Третий этап деятельности «Вестника Европы» начинается уже в 2001 году и связан с историей уже современной России. Его основатели Ек. Ю. Гениева, Е. Т. Гайдар и В. Н. Яро-шенко с самого начала поставили перед журналом задачу продолжения лучших традиций «Вестника Европы», которая заключается в создании платформы культурного диалога в обществе. Среди материалов журнала — статьи истории и философии, критические очерки о современных культурных событиях и произведениях искусства.

Самая долгая, вторая жизнь журнала — с 1866 по 1918 годы. В основном она была связана с именем отставного петербургского профессора истории М. М. Стасюлевича. За-

тем, после 1908 года изданием и редактурой «Вестника Европы» занимались М. М. Ковалевский и К. К. Арсеньев, Д. Н. Овсянико-Ку-ликовский. Журнал этого периода относился к традиционному для России второй половины XIX века типу «толстого» общественно-политического журнала. Наряду с постоянными рубриками — «Внутреннее и Литературное обозрения», «Иностранная политика», «Из общественной хроники», «Библиографический листок», «Корреспонденция» и «Известия» — в его структуру входили беллетристика, передовые и критические статьи.

Первоначально (с 1866 года) «Вестник Европы» был отраслевым научным печатным органом, где наряду со специально историческими исследованиями публиковались художественные произведения и критические статьи по искусству. Однако слабость либерального фронта русской журналистики в конце 60-х годов XIX века подталкивала редакцию к политизации журнала. Ведущий обозреватель «Вестника Европы» К. К. Арсеньев впоследствии вспоминал, что «в 1865-м году русская периодическая печать представляла собою далеко не полное отражение течений, существующих в русском обществе». Среди толстых журналов «менее всего благоприятно было положение центра», где находились сторонники «безостановочного движения по той дороге, которую взяла Россия в эпоху великих реформ». Правые позиции успешно отстаивал «Русский Вестник», редактируемый М. Н. Катковым; слева находились «Современник» и «Русское слово», а «между теми и другими зияло пустое пространство, которого не могли заполнить опустившиеся и обесцвеченные "Отечественные записки"» [4, с. 216-217]. Политизация журнала нашла отражение даже в смене подзаголовка «Вестника Европы». Из «Журнала историко-полити-ческих наук» «Вестник Европы» превратился в «Журнал Истории. Политики. Литературы».

С 1868 года «Вестник Европы» становится идейным рупором либерально мыслящей части российского общества [1]. Журнал стал выходить ежемесячно (вместо четырех книг в год) объемом до четырехсот страниц, и наряду с отделами критики (например, «Литературное обозрение»), в нем появились такие постоянные рубрики, как «Иностранная политика» и «Внутреннее обозрение», а с 1882 года — «Из общественной хроники». Постепен-

но к 80-м годам XIX века «Вестник Европы» прочно занял позиции лидера легальной оппозиции правительству. Показательно, что в начале XX века ведущие публицисты журнала вошли в партию кадетов, а затем в 1906 году организовали «Партию демократических реформ». В 1918 году журнал был закрыт как контрреволюционное издание.

«Вестник Европы» второго «издания» занимает довольно важное место в общественно-политической жизни страны: на его страницах формулируются программные принципы нового социального либерализма, совмещающего базовые принципы либеральной идеологии и идей социального государства. Во второй половине XIX века он был одним из самых читаемых общественно-политических «толстых» журналов России, в начале десятилетия уступая по тиражу только «Отечественным Запискам». По данным В. Е. Кельнера, например, в период 1880-1890-х годов число подписчиков либерального журнала ежегодно составляло более 6 тыс. человек [5, с. 158]. Ведущее положение «Вестника Европы» базировалось не только на стабильном количестве читателей, но и на высоком качестве публикуемого материала. К работе в журнале привлекались маститые ученые (И. М. Сеченов, И. И. Янжул), специалисты в сфере образования (Н. А. Корф, В. Я. Стою-нин), искусствоведы и критики (В. В. Стасов, И. В. Цветаев), известные писатели и поэты (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. И. Жемчужников, Э. Золя, И. А. Бунин и др.).

В публикациях художественной направленности преобладали тексты, связанные с искусством словесности (критические очерки, публикации глав романов, повестей, литературные обзоры и т. д.). Тем не менее, при доминировании литературы в журнале важное место занимают статьи о живописи, скульптуре и музыке, что связано со спецификой самих видов искусства и особенностью их восприятия. Размещение в журнале новой поэзии и современной прозы привлекало новых читателей, и одновременно провоцировало на дальнейшую публикацию критических очерков. Об актуальных событиях в музыкальном и изобразительном искусстве можно было говорить после приобщения к ним широкой публики (после премьер, вернисажей и т. п.). Кроме того, до середины 1880-х годов среди публицистов,

пишущих об искусстве, преобладали сторонники позитивистского подхода, тяготеющего к реализму: А. Н. Пыпин — редактор литературного отдела и крупнейший представитель культурно-исторической школы литературоведения, А. А. Потебня — теоретик и практик психологического направления в языкознании, А. Н. Веселовский — сторонник сравнительно-исторического метода изучения памятников литературы и др.

С середины 1880-х годов в «Вестнике Европы» появляются поэтические, философские, литературно-критические публикации В. С. Соловьева, открывшие журналу новые горизонты обсуждения традиционных эстетических проблем. Характерной в этом отношении является статья «Поэзия Ф. И. Тютчева» [8], которая не только стала серьезной вехой в интерпретации тютчевского творчества, но и оказала непосредственное влияние на поэзию ранних символистов [10, с. 75-78].

Большое значение среди публикаций об искусстве занимают очерки о музыке известного критика, искусствоведа В. В. Стасова. Владимир Васильевич Стасов был автором журнала, начиная с самого первого номера «Вестника Европы» в 1866 году В журнале публикуются аналитические статьи Стасова о творчестве отечественных художников (И. Крамской, А. Иванов), скульпторов (П. Антокольский), композиторов (М. Мусоргский), некоторые его работы — «авторитетный отклик» (ответ на обращение редакции) на значимые культурные события (постановка оперы «Рогнеда»

A. В. Серова, выставка в Эрмитаже), но большая часть размещенных материалов — масштабные исторические обзоры развития живописи, скульптуры, архитектуры и музыки, которые во многом носили программный характер. За одно из таких исследований — «Происхождение русских былин» (опубликовано в 1868 году) — критик был удостоен премии Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

Наиболее плодотворное сотрудничество

B. В. Стасова и «Вестника Европы» относится к концу 70-80-х годов, когда в журнале было напечатано наибольшее количество его статей. Однако в 1888 году проявились разногласия между В. В. Стасовым и М. М. Стасюлевичем. Напряжение в отношениях начались со статьи о И. Н. Крамском, в публикации которой Ста-сюлевич вначале отказал Стасову, ожидая ее

от другого автора, затем, не дождавшись, все же обратился к критику (работа была напечатана в двух последних номерах журнала за 1887 год). Затем Стасов предложил новую публикацию — «Крамской по его письмам и статьям», где известный художник был показан как талантливый критик. Но редактор «Вестника Европы» затягивал с решением, в итоге так и не пропустил ее в печать, мотивируя низким научным уровнем замечаний Крамского, изначально не рассчитанных на широкую публику. Впервые в своей карьере критика получив отказ, Стасов был обижен, обвинил Стасюлевича в некомпетентности [6, с. 107-108]. Спустя несколько лет отношения были восстановлены, но за последующие шестнадцать лет в «Вестнике Европы» появилась только одна статья В. В. Стасова — некролог М. М. Антокольского [9].

Описанный поворот в отношениях автора и редактора — один из многих штрихов к портрету сложной, окруженной скандалами и интригами личности критика, от природы наделенного «недюжинной эмоционально-суггестивной мощью». В. Б. Валькова находит очень точное определение стасовской профессиональной и жизненной позиции: «Деятельность Стасова была четко и осознанно ориентирована на понимание критики как "поля боя", как средства ведения праведной войны» [2, с. 152]. Все же следует отметить, что пафос борьбы, стремление вести «священную войну за праведное искусство» [2, с. 152] в публикациях о музыке в «Вестнике Европы» не имели характера вызова на битву: доминировала просветительская установка, что более соответствовало общему строю «вестнических» статей о музыке.

Среди авторов «Вестника Европы» — Ли-верий Антонович Сакетти (1852-1916). Известный в России своей эрудицией и социальным энтузиазмом историк и теоретик музыки, музыкальный критик и педагог, он происходил из старинной итальянской семьи музыкантов. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классам виолончели у К. Ю. Давыдова (1874) и теории композиции у Ю. И. Иогансена и Н. А. Римско-го-Корсакова (1878), Л. А. Сакетти многие годы преподавал в консерватории (элементарную теорию, историю музыки, сольфеджио, гармонию и др.). Следуя примеру европейских университетов, он впервые ввел в консерваторский курс дисциплину «эстетика». Ему принадлежит важная роль в адаптации на российскую интеллек-

туальную почву многих западноевропейских философско-эстетических трудов.

Л. А. Сакетти много и активно сотрудничал со столичными периодическими изданиями («Педагогический листок», «Театр», «Вестник изящных искусств», «Северный вестник», «Вестник Европы», «Журнал Министерства народного просвещения», «Театр и искусство» и др.). Он является автором «Очерка всеобщей истории музыки» — одного из первых на русском языке трудов, в котором излагается путь становления музыки с древнейших времен до XIX в. Написанные в 1883 году «Очерки...» были очень популярны и выдержали множество переизданий. Его практически ориентированные труды по истории русской светской музыки, элементарной теории музыки, сольфеджио и эстетике были внедрены в учебный процесс и в течение ряда лет были в числе самых популярных учебников в консерваториях и музыкальных классах России.

Примечательна одна из статей Л. А. Са-кетти, опубликованная в «Вестнике Европы» в 1879 году. Сформулированное автором название «Музыкальное образование в школе и в жизни» весьма условно, поскольку в статье затрагивается широчайший круг проблем: от попытки определить смысл искусства и представить путь становления музыки с древнейших времен — до роли музыки в воспитании детей.

Привлекая Дж. Милля, Сакетти дает предельно общее определение искусства («я бы склонен его назвать стремлением к совершенству исполнения») [7, с. 744], при этом в музыке автор видит «более широкую область в деле стремления к совершенству» [7, с. 744], чем в других искусствах.

Преимущества музыки заключаются и в том, что она «требует самого точного художественно-обработанного и вместе с тем ремесленно-педантического исполнения своих произведений» [7, с. 745]. Но это не пассивное исполнение «приказаний» композитора. Противопоставляя музыканта-исполнителя архитектору, которому нужен ремесленник, по значимости в творческом процессе музыканта-исполнителя Сакетти определяет его сходство с поэтом-переводчиком, талант которого должен соответствовать оригиналу. Аргумент в подтверждение своей идеи Сакетти находит в «Жизненных правилах для молодых музыкантов» Р. Шумана («вполне же постигнуть гения, быть может,

способен только гений») [7, с. 746]. Музыка занимает особенное положение среди искусств и потому, что требует много времени для музыкального образования, причем, с детства и всю жизнь требуется кропотливая работа по «поддержанию достигнутой ловкости» [7, с. 746].

Ливерий Антонович Сакетти

Идеи, которые сегодня кажутся наивными и общеизвестными (если не банальными), имеют одно оправдание: перед нами публикация 1879 года. Когда многое еще не было обсуждено, не артикулировано и требовало вынесения на открытую широкую трибуну, которую и представлял «Вестник Европы». Размышления о роли музыки в жизни приводят Л. Сакетти к выводу о том, что искусство звуков незаменимо в воспитании: для развития внимания и «быстроты соображения», стремления к совершенству и гармонизации чувства и интеллекта.

За рассуждениями автора в статье слышны весьма изящные парафразы на тексты Гегеля, Платона, В. Амброса, Г. Спенсера, Э. Ганс-лика, А. Маркса.

Наряду с этим неожиданно проявляется кьеркегоровская идея о том, что музыка по справедливости может быть названа искусством христианским («христианство вывело ее из зародышевого состояния» [7, с. 744]).

Характеризуя современную жизнь, Са-кетти обращается к «Письмам о музыке» Гейне (явно продолжая линию Гегеля, полагавшего музыку «романтическим» искусством). В этом

же русле симптоматичным представляется обращение к И. Тэну: музыка — средство от страданий «болезнью века» [7, с. 749]. За приведенными ниже строками статьи, имеющими явный привкус дидактизма, — желание найти дополнительные аргументы необходимости музыки. «Мучительное состояние современного человека, дряблого телом, вследствие покойной, роскошной обстановки жизни, слабого характером, вследствие гложущих сомнений, при глубоком анализе его просвещенной мысли, раздраженного честолюбивыми стремлениями, вследствие общедоступности всех видных общественных положений, — такое мучительное состояние происходит именно от того, что при возбужденных в высшей степени желаниях, оказывается недостаток сил для их удовлетворения» [7, с. 749]. Музыка, завершает мысль Л. Сакетти, — с ее стремлением к далекому, неясному блаженству — как нельзя более соответствует этому состоянию.

После описанного столь «неприглядного» состояния общества и неожиданном резюме о созвучности ему музыки, остается неясным пафос данных размышлений (если учесть предыдущие аргументы необходимости искусства звуков). Тем не менее, сразу же после этого ав-

тор обращается к практическому вопросу: «как ведется музыкальное образование в стране?».

При описании частного образования критический настрой автора граничит со старческим ворчанием (хотя ему ко времени написании статьи было немногим более двадцати шести лет!). Подчеркивая природный интерес ребенка к звуку, автор рисует вопиющую картину: «.засаживают ребенка за инструмент, велят сидеть смирно, заставляют играть скучные упражнения». Раздраженный педагог, громко отбивающий ритм, своей «стукотней» парализует всякий интерес к музыке. Учителя музыки, по мнению Л. Сакетти, развивают беглость пальцев, а нужно иметь своей целью «пробуждение» у ученика слуха и вкуса [7, с. 750]. Тем более что «недостаток музыкального слуха особенно часто встречается в России» (в отличие от европейского народа, имеющего традицию церковного пения всего прихода).

Здесь размышления о частном музыкальном образовании явно модулируют от дидак-тичности к фарсу. Л. Сакетти пишет о том, что музыка, особенно вокальная, «помогает музыканту расположить к себе дамские сердца» [7, с. 753]. Карикатурность картины усиливается, когда автор обращается к обучению музыке девиц: «Сплошь и рядом случается, что девушка-музыкантша бросает свое искусство по выходе замуж: музыка была иной нужна как одно из средств поймать жениха». Между тем музыка «могла бы дать женщине матери лучшее средство воспитания детей» [7, с. 753]. Остается лишь догадываться, для чего автор в столь серьезной статье допускает «бытовизмы», снижающие заданный в начале статьи высокий пафос рассуждений: возможно, вспомнив о том, что он обращается к читателю периодики, а, возможно — создает некоторую «передышку» перед описанием специфических консерваторских проблем.

Говоря о профессиональном музыкальном образовании в консерваториях, Л. Сакетти фиксирует его неудовлетворительность. По его мнению, учебный процесс нацелен на чисто техническое развитие музыкантов. История музыки не дает сравнительного изучения культур и традиций, освоение творчества композиторов сводится к познанию биографии. Сама музыка преподносится на занятиях в крайне примитивных истолкованиях. Автор упоминает сатирический очерк о композиторе-реалисте, который

изобразил в музыке «искание извозчиком кнута». У студентов не формируется понимание общего, философского, смысла музыки. Л. Са-кетти сетует, что из учебного плана исключили эстетику. Это вредит не только полноценному познанию музыкального искусства: «поощряется леность ума» [7, с. 759].

Музыка не должна уподобляться искусству акробатов, как не должна быть в одном ряду с кулинарным искусством, приготовляя «вкусные кушанья». Профессиональное музыкальное образование должно иметь иное приготовление — к сознательному выполнению своей роли будущих деятелей в области искусства, «столь благодетельно действующего на развитие лучших сторон человеческого духа» [7, с. 762].

Как видим, главный вывод публикуемого текста весьма современен: о необходимости гуманитарной полноты консерваторского образования.

Интересно, что музыка фигурирует и на рекламных страницах журнала «Вестник Европы». Весьма показательна страница апрельского номера 1879 года: «Поступило в продажу новое дешевое издание Юргенсона...» [3, с. 910].

Наряду с пьесами для домашнего музицирования и упрощенными переложениями, представлены издания профессионального репертуара («Этюды», «Баллады», «Скерцо» Шопена, Большая соната П. И. Чайковского, сонаты для скрипки Баха и Бетховена). Это важное свидетельство того, что среди читателей журнала могли быть музыкально оснащенные дилетанты.

Мы обратились лишь к немногим публикациям о музыке. Причиной избирательности стал прежде всего программный характер текстов.

Кроме того, изучение материалов «Вестника Европы», посвященных музыкально-театральным премьерам, новым сочинениям композиторов, проблемам частного и профессионального музыкального образования, роли

музыки в обществе и другим вопросам, подтверждает искренний и страстный пафос авторских позиций, при очевидной научной осведомленности и желании дать объективную картину состояния дел.

При всем различии мнений и взглядов, философских, эстетических и политических платформ авторов статей, публикации о музыке свидетельствуют и о важном непреходящем качестве: все они обращены к грамотному читателю, не только любителю музыки, но и готовому подключиться к обсуждению самых актуальных ее проблем.

Литература

1. Артемьева Е. В. Общественно-политическая программа журнала «Вестник Европы» (1880-е гг.): дис. ... канд. истор. наук. Н. Новгород, 2009. 214 с.

2. Валькова В. Б. Стасов и три модели музыкальной критики в России // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 152-159.

3. Вестник Европы. 1879. № 4. 896 с.

4. Вестник Европы. 1909. № 1. 444 с.

5. Кельнер В. Е. Человек своего времени (М. М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1993. 190 с.

6. М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911-1913. Т. 2. 560 с.

7. Сакетти Л. А. Музыкальное образование в школе и в жизни // Вестник Европы. 1879. № 4. С. 738-762.

8. Соловьев В. С. Поэзия Тютчева // Вестник Европы. 1895. № 4. С. 735-752.

9. Стасов В. В. М. М. Антокольский. Некролог // Вестник Европы. 1902. № 8. С. 835-846.

10. Чистякова О. А. Литературная критика в журнале «Вестник Европы» на примере статьи «Поэзия Ф. И. Тютчева» // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 41. С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.