Научная статья на тему 'Музыка как отражение жизни: органическая методология изучения музыкального искусства'

Музыка как отражение жизни: органическая методология изучения музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1595
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ФЕНОМЕН ЖИЗНИ / ЕВРАЗИЙСТВО / ЭТНОС / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / MUSIC EDUCATION / ORGANIC METHODOLOGY / CREATIVITY / LIFE PHENOMENON / EURASIANISM / ETHNOS / FOLK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коптелова Татьяна Ивановна

В статье рассм,атривается проблема мотивации современного музыканта и педагога в системе общего и дополнительного музыкального образования. Исследуется феномен музыкального творчества и проблема понимания жизни в отечественной интеллектуальной традиции. Представлена органическая методология изучения творчества, музыкального искусства, предложенная евразийством 20-30-х годов ХХ века и дополненная Л. Н. Гумилёвым. Показаны перспективы и актуальность народных, национальных музыкальных традиций в начале XXI века. Раскрыты некоторые особенности «динамического» и «статического» языка музыкального искусства, которые позволяет увидеть органическая методология. Как важнейшая составляющая российской интеллектуальной традиции органическая методология раскрывает принцип цельности в искусстве как следование ритму и потребностям реальной жизни, которая всегда многообразна и уникальна. В связи с этим особую актуальность в музыкальном образовании приобретает истомно-деятельностный подход, позволяющий объединить уроки музыки с внеурочными занятиями, выстраивающий органичные связи между преподаваемыми дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music as Reflection of Life: Organic Methodology of Studying of Musical Art

In article the problem of motivation of the modern musician and teacher in system of the general and a,dditional music education is considered. The phenomenon of musical creativity and a problem of understanding of life in domestic intellectual tradition is investigated. The organic methodology of studying of creativity, musical art offered by eurasianism and added with Lev Gumilyov is presented. Prospects and relevance of national musical traditions at the beginning of the twenty first century are shown. Some features of “dynamic” and “static” langua,ge of musical art which the organic methodology allows to see are opened. As the most important component of the Russian intellectual tradition organic methodology discloses the principle of integrity in art as following to a rhythm and requirements of real life which is always diverse and unique. In this regard special relevance in music education is a,cquired by the system and activity approa,ch allowing to unite music lessons with after-hour occupations, building organic communications between all taught disciplines.

Текст научной работы на тему «Музыка как отражение жизни: органическая методология изучения музыкального искусства»

МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ: ОРГАНИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Т. И. Коптелова,

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации современного музыканта и педагога в системе общего и дополнительного музыкального образования. Исследуется феномен музыкального творчества и проблема понимания жизни в отечественной интеллектуальной традиции. Представлена органическая методология изучения творчества, музыкального искусства, предложенная евразийством 20-30-х годов ХХ века и дополненная Л. Н. Гумилёвым. Показаны перспективы и актуальность народных, национальных музыкальных традиций в начале XXI века. Раскрыты некоторые особенности «динамического» и «статического» языка музыкального искусства, которые позволяет увидеть органическая методология. Как важнейшая составляющая российской интеллектуальной традиции органическая методология раскрывает принцип цельности в искусстве как следование ритму и потребностям реальной жизни, которая всегда многообразна и уникальна. В связи с этим особую актуальность в музыкальном образовании приобретает системно-деятельностный подход, позволяющий объединить уроки музыки с внеурочными занятиями, выстраивающий органичные связи между преподаваемыми дисциплинами.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, органическая методология, творчество, феномен жизни, евразийство, этнос, народное искусство.

Abstract. In article the problem of motivation of the modern musician and teacher in system of the general and additional music education is considered.. The phenomenon of musical creativity and a problem of understanding of life in domestic intellectual tradition is investigated. The organic methodology of studying of creativity, musical art offered by eurasianism and added with Lev Gumilyov is presented. Prospects and relevance of national musical traditions at the beginning of the twenty first century are shown. Some features of "dynamic" and "static" language of musical art which the organic methodology allows to see are opened. As the most important component of the Russian intellectual tradition organic methodology discloses the principle of integrity in art as following to a rhythm and requirements of real life which is always diverse and unique. In this regard special relevance in music education is acquired by the system and activity approach allowing to unite music lessons with after-hour occupations, building organic communications between all taught disciplines.

Keywords: musical art, music education, organic methodology, creativity, life phenomenon, eurasianism, ethnos, folk art.

13

14

Проблема воспитания музыканта и педагога в системе общего и дополнительного музыкального образования особенно актуальна сегодня. Деятельность современных педагогов, как правило, направлена на реализацию модульно-дифференциро-ванного подхода, обосновывающего целесообразность практико-ориенти-рованных обучающих модулей по всем профильным дисциплинам, «что обеспечивает освоение каждым выпускником максимально широкого спектра компетентностно-квалифика-ционных комплексов, гарантирующих конкурентоспособность, мобильность, перспективность выпускников вуза на рынке труда» [1, с. 11]. Но как обстоит дело с мотивацией и учащихся, и педагогов, осуществляющих такой колоссальный труд?

Двойственность массовой культуры (с одной стороны, нацеленной на среднего потребителя, а с другой -воспитывающей крайний эгоизм, провозглашающий идеи лидерства и успеха) способна дезориентировать современную элиту. И результаты такой дезориентации можно уже наблюдать в виде неожиданных последствий реформ в сфере образования. Необходимо повысить статус образования России как такового и дополнительного образования в частности. Потребительская модель поведения, сформированная современной культурой, «оставляет за бортом» труд и творчество. Зачем что-то делать самому, если можно купить? Современная техника позволяет копировать, воспроизводить, сохранять любую мелодию в различном исполнении и качестве. Музыка может звучать из динамиков компьютера, плеера, телефона и т. д. Зачем нужны живой исполнитель и

огромные усилия для овладения искусством музыканта? Все эти вопросы неизбежно задаёт себе современная молодёжь. И что поможет возродить ценность творчества? Только осознание, что без творчества невозможна жизнь (полноценная жизнь в индивидуальном плане и существование новых поколений, если речь идёт о народе или этносе).

В раскрытии феномена жизни может помочь современная наука. Определение жизни всегда связано с проявлением её неповторимых, разнообразных форм, но оно неизбежно должно фиксировать такое важнейшее свойство, как органическая целостность, отличающая все формы живого от неживой природы. Жизнь не измерима точными науками, она не может рассматриваться как нечто завершённое, в отношении чего необходимо сформулировать окончательное для всех времён и народов определение. Представители евразийства (направления в философии русского зарубежья 20-30-х годов ХХ века, продолженного Л. Н. Гумилёвым) рассматривали жизнь как целостность, находящуюся в непрерывном взаимодействии с подобными себе. Жизнь общества (национального организма), личности для евразийцев всегда уникальна [2, с. 282]. Процесс рождения нового - неотъемлемое свойство жизни, а потому феномен жизни продолжает непрерывно раскрываться, всё больше и больше проявляясь с каждым последующим поколением, в каждом новом организме. Новое в человеческой деятельности, направленной на созидание и продолжение жизни в будущих поколениях, всегда связано с творчеством. Творчество - это ответ человека на вызовы постоянно меня-

ющегося окружающего мира, это то, что помогает преодолеть индивидуальную ограниченность и эгоизм.

Согласно органической методологии евразийства, для обеспечения полноценного развития каждого народа и человечества в целом необходимо сохранение всего многообразия национальных культур. Дело в том, что в начале XXI века особенно важны различные этнические традиции организации жизни, выработанные в процессе адаптации к тем или иным природным и социальным условиям. Всё множество существующих «традиций жизней», как никогда, необходимо сейчас для сохранения человечества и биосферы [3, с. 530-531]. Все эти традиции имеют свой конкретный пространственно-временной и культурный характер. Органическая методология евразийства позволяет понять индивидуально-национальное и общее в культуре различных народов и предлагает новый взгляд на феномен творчества и музыкальное искусство.

Порой кажется удивительным тот факт, что одна мелодия способна выразить настроение, стремление, дух целой эпохи. Но так звучат гимны стран, песни, сопровождающие войны и революции. И народная музыка способна рассказать очень многое о душе и характере своего создателя. Она живёт, пока существует народ или этнос, её создавший, и уходит из памяти и сердца людей вместе со своим творцом. Могут ли мелодии и ритмы сохраняться и передаваться из поколения в поколение, от народа к народу? Ответ на этот вопрос не будет универсальным. Два с половиной тысячелетия относительно хорошей исторической памяти - это всего

лишь небольшой фрагмент в жизни человечества. Но произведения искусства порой переживают своих творцов (народы), подтверждением чему служат шедевры в области архитектуры, скульптуры и живописи. И памятники искусства, воплощённые в камне, отражают в себе мелодии и ритмы эпохи - ушедшую музыку. Возможно почувствовать вибрацию, испытать переживания, близкие людям минувших эпох. Не случайно память - это феномен, относящийся и к сознательным, и к бессознательным слоям человеческой психики. Мы воспринимаем мир гораздо более многопланово, чем может представить себе наш разум. Лев Николаевич Гумилёв замечал, что памятники искусства переживают этносы, их создавшие. «Иными словами, народное искусство - это кристаллизация той же самой энергии живого вещества биосферы, причём оно выводит свои шедевры из цикла рождения - старения - смерти и хранит не нарушенными формы, уже не подвластные всеразрушающему времени» [4, с. 78], - писал Л. Н. Гумилёв.

Искусство - это та сфера, где всегда рождается что-то новое, уникальное. И, как справедливо замечал выдающийся физик ХХ века В. Гейзенберг, «у искусства другие задачи, чем у науки», и «если наука объясняет, делает понятным, то искусство должно изображать, просветлять и делать зримой основу человеческой жизни» [5]. При этом ритм жизни объемлет все сферы человеческой деятельности, искусства и находит самое близкое, непосредственное своё воплощение в мелодии, в музыке эпохи.

Именно народная музыка является тем живительным родником, который на протяжении столетий питает

15

16

все жанры музыкального искусства. Дело в том, что народная музыка всегда созвучна ритму жизни, стремлениям и надеждам человеческого общества, всегда находящегося в конкретных культурно-исторических и географических условиях. Она отражает настроение эпохи и возраст своего создателя (архаические мотивы «детства» или классические формы «зрелости»). И многие современные исследователи рассматривают проблему перенимания, наиболее точно отражающую процесс освоения музыкальных знаний и овладение музыкальными умениями и навыками в практике народного музицирования. Сам термин «перенимание» подразумевает «включённость творческого начала» в процесс запоминания и адаптации народных мелодий к тем или иным конкретным жизненным ситуациям [6, с. 134-135].

Язык музыки представляет собой синтез динамического и статического отражения реальности. «Статический» язык всегда ориентирован на протокол, стремится к точности, а «динамический» направлен на живое общение и тесную взаимосвязь личности с окружающим миром. «Динамический» язык не даёт точного, неизменного отражения реальности, а выражает её «живой» образ, более богатый и многогранный. Так и музыка всегда несёт в себе соединение «динамического» языка (яркие образы, альтруистическое стремление, рождающее всё новые и новые смыслы) и «статического» (жёсткое определение формы произведения, математически выверенный ритмический рисунок и т. д.). Особенности «динамического» языка музыки проявляются в том, что мелодия способна соединить в себе

ощущение прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее раскрываются в процессуальности музыки, которая звучит здесь и сейчас и звучала мгновение назад. Будущее -это художественный образ, стремление, далёкий идеал.

Достаточно интересны некоторые современные исследования, в результате которых «на основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть "продлевает жизнь"), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой» [7, с. 32].

Необходимо помнить, что у музыки всегда есть своя история и география, так же как и у её создателя - этноса. Универсальность музыки, её язык, понятный многим поколениям и порой не знающий национальных границ, воплощает в себе нечто общеродовое, свойственное каждому человеку. С точки зрения Л. Н. Гумилёва, универсальное в искусстве - это, прежде всего, проявление аттрактивно-сти. Аттрактивность (от лат. аИгас-tio - влечение, стремление) - это врождённое качество каждого человека, его способность к развитию собственного духовного мира, выражающаяся в индивидуальной устремлённости к высшему и совершенному [8, с. 29]. Важно заметить, что аттрактив-ность всегда формируется в системе конкретной национальной культуры (детерминация прошлого), но её реализация невозможна без индивидуального творчества, которое всегда обра-

щено в будущее. И будущее производит свой отбор, открывая дорогу самым активным и творческим представителям этноса. Настоящее хранит память о героях, о выдающихся деятелях искусства и науки. Память в сознании новых поколений выступает как одна из причинных детерминаций, а последующее альтруистическое творчество молодёжи - как целевая детерминация [9, с. 143-144].

Именно альтруистическое творчество как проявление родового, присущего каждому человеку стремления к высшему и совершенному (то, что Гумилёв назвал аттрактивностью), позволяет современным искусствоведам говорить об «обобщённой человечности». В музыкальном искусстве представления об «обобщённой человечности» можно увидеть у многих выдающихся композиторов XIX века. Так, например, Р. Вагнер, раскрывая характер Зигфрида, известного персонажа народного немецкого мифа, писал: «Я сбрасывал с него одну одежду за другой, безобразно накинутые позднейшей поэзией, чтобы наконец увидеть его во всей целомудренной красоте. И то, что я увидел, была не традиционная историческая фигура, в которой драпировка интересует нас больше, чем её действительные формы, - это был во всей своей наготе настоящий живой человек, в котором я различал нестеснённое, свободное волнение крови, каждый рефлекс стальных мускулов: это был истинный человек вообще» [10, с. 30].

Многие учёные ХХ и XXI века рассматривают жизнь как вибрацию. У Льва Гумилёва именно эта вибрация заставляет звучать «струну истории». И струна - не просто художественный образ, но и научное выражение осо-

бенности динамики жизни, у которой всегда есть свой ритм и поле. Согласно органической методологии евразийства, жизнь как свойство культуры, общества, человека, любого организма выражается в неизменном следовании по пути от рождения к смерти через расцвет, зрелость и старение [11, с. 76-77]. Прекращение жизни происходит в индивидуальном или массовом порядке, но никогда не во всеобщем, что означало бы её полное окончание и невозможность появления новых поколений, новых форм и видов. Жизнь, всегда разворачивающаяся в конкретном пространстве и времени, способна создавать условия для появления и развития множества других жизней [12, с. 146-147]. Поэтому результатом полноценной жизни всегда является многообразие, а не унификация. Рождение новой жизни происходит при совпадении, уникальном сочетании огромного количества разнообразных факторов, при этом «код», «узор» такого сочетания всегда неповторим [13, с. 190-191]. С точки зрения евразийства, где есть различия, там и рождается жизнь, и творчество всегда предполагает многообразие. Жизнь - это движение, которое прерывается и начинается снова -с другой скоростью, частотой, в иной форме и виде, что иллюстрирует, например, теория этногенеза Л. Н. Гумилёва [14, с. 34-35; 15, с. 197; 16, с. 297-299].

Органическая методология евразийства позволяет понять невозможность жизни без взаимодействия с подобными себе, с миром в целом. Поэтому «абсолютная свобода», разрушающая все связи и отменяющая взаимодействие, означает «абсолютную смерть», небытие, что характерно и для искус-

17

18

ства, и для этноса в целом [13, с. 88]. Жизнь предполагает согласованность, но данное качество лишено абсолютности и всеобщности, иначе всякое развитие прекратилось бы и на смену многообразию пришло бы единообразие. «Любое "всечеловеческое" явление, с позиций евразийства, представляется как завершение, конец чего-либо в истории общества» [17, с. 71]. Важно также заметить, что жизнь всегда цельна, а не универсальна. Об этом свидетельствует тот факт, что отдельная жизнь не может в равной степени соединиться со всем природным и культурным разнообразием и всегда отличается от тех жизней, которые существуют, а степень отличия будет особой в каждом конкретном случае.

Искусство и творчество как отражение и воплощение жизни обладают той же цельностью, органичностью. Современная система образования, сохраняя свою собственную способность следовать ритму и потребностям реальной жизни, также должна стремиться к цельности и органичности. Поэтому многие современные специалисты настаивают, например, на реализации системно-деятельност-ного подхода и «единстве урока музыки и внеурочных музыкальных занятий хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием» [18, с. 133].

Именно музыка способна выразить и сознательное, и бессознательное на индивидуальном и коллективном уровне (настроение, предчувствие и даже физическое состояние: рост, расцвет, угасание). Музыка как коллективное действие способна сформировать в отдельном человеке чувство причастности к общей судьбе

народа. «Соборность», представления о «симфонической» личности в русской философии XIX века появились не только благодаря православию [19, с. 192-193], но и с развитием оперы в России. Само название этого музыкального жанра обозначает коллективное действие, а народ с точки зрения «соборности» можно представить как оркестр, где у каждого есть своя строго определённая роль. Сколько общего труда необходимо для того, чтобы вместе сыграть одну мелодию, ощутить общий ритм и настроение! И только слаженное народное единство можно рассматривать как самостоятельную, уникальную «симфоническую личность» на исторической арене человечества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мансурова, А. П. Концептуальные положения модульно-дифференцированной подготовки музыканта-педагога в вузе [Текст] / А. П. Мансурова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. - № 3 (11). -С. 11-24.

2. Савицкий, П. Н. Континент Евразия [Текст] / П. Н. Савицкий. - М. : Аграф, 1997. -464 с.

3. Коптелова, Т. И. Органический принцип евразийства и предпосылки изменения господствующего в современной науке стиля мышления [Текст] / Т. И. Коптелова // Российский гуманитарный журнал. -СПб. : Социально-гуманитарное знание. -2015. - Т. 4. - № 6. - С. 524-533.

4. Гумилёв, Л. Н. Из истории Евразии: очерк [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : Искусство, 1992. - 80 с.

5. Гейзенберг, В. Соотношение науки, искусства и религии в рукописи 1942 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. iph.ras.ru/elib/Nauka_iskusstvo_3.html

6. Николаева, Е. В. Особенности освоения традиционной музыкальной культуры на

начальном этапе развития отечественного музыкального образования народной ориентации [Текст] / Е. В. Николаева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. -№ 3 (7). - С. 134-147.

7. Гажим, И., Лакуста, В. Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или О том, как музыка продлевает жизнь [Текст] / И. Гажим, В. Лакуста // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. -№ 3 (11). - С. 32-43.

8. Гумилёв, Л. Н. Чтобы свеча не погасла: сборник эссе, интервью, стихотворений, переводов [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : Айрис-Пресс, 2003. - 560 с.

9. Коптелова, Т. И. Логика органического. Наука для жизни или жизнь для науки? [Текст] : монография / Т. И. Коптелова. -Н. Новгород : Гладкова О. В., 2015. - 236 с.

10. Вагнер, Р. Избранные работы [Текст] / Р. Вагнер. - М. : Искусство, 1978. - 695 с.

11. Гумилёв, Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - Баку : Азернешр, 1990. - 312 с.

12. Гумилёв, Л. Н. Открытие Хазарии [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : Наука, 1966. -192 с.

13. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : АСТ, 2001. - 560 с.

14. Гумилёв, Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : Рольф, 2001. - 384 с.

15. Гумилёв, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации [Текст] / Л. Н. Гумилёв. -СПб. : Кристалл, 2003. - 608 с.

16. Гумилёв, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : Экопрос, 1993. - 544 с.

17. Коптелова, Т. И. Унификация - основа глобальной экономики или самоуничтожение человечества? Ответ с точки зрения евразийской философии истории [Текст] / Т. И. Коптелова // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. - 2015. -№ 2. - С. 64-72.

18. Николаева, Е. В., Абдуллин, Э. Б. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования [Текст] / Е. В. Николаева, Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 3. - С. 133-157.

19. Коптелова, Т. И. Экономика и православие - евразийский вариант «капиталистического духа» [Текст] / Т. И. Коптелова // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. - 2014. - № 5. - С. 191-198.

REFERENCES

1. Mansurova A. P. Kontseptual'nye polozheni-ya modul'no-differentsirovannoj podgotovki muzykanta-pedagoga v vuze. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2015. No. 3 (11), pp. 11-24. (in Russian)

2. Savitskij P. N. KontinentEvraziya. Moscow: Agraf, 1997. 464 p. (in Russian)

3. Koptelova T. I. Organicheskij printsip evra-zijstva i predposylki izmeneniya gospodst-vuyushchego v sovremennoj nauke stilya myshleniya. In: Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. St. Petersburg: Sotsial'no-gumani-tarnoe znanie. 2015. T. 4. No. 6, pp. 524533. (in Russian) 19

4. Gumilyov L. N. Iz istorii Evrazii: ocherk. Moscow: Iskusstvo, 1992. 80 p. (in Russian)

5. Gejzenberg V. Sootnoshenie nauki, iskusstva i religii v rukopisi 1942 g. URL: http://www. iph.ras.ru/elib/Nauka_iskusstvo_3.html (in Russian)

6. Nikolaeva E. V. Osobennosti osvoeniya trad-itsionnoj muzykal'noj kul'tury na nachal'-nom etape razvitiya otechestvennogo muzy-kal'nogo obrazovaniya narodnoj orientatsii. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2014. No. 3 (7), pp. 134-147. (in Russian)

7. Gazhim I., Lakusta V. Osobennosti vospri-yatiya vremeni pod vozdejstviem muzyki, ili O tom, kak muzyka prodlevaet zhizn'. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2015. No. 3 (11), pp. 32-43. (in Russian)

8. Gumilyov L. N. Chtoby svecha ne pogasla: sbornik esse, interv'yu, stikhotvorenij, perevodov. Moscow: Ajris-Press, 2003. 56 p. (in Russian)

9. Koptelova T. I. Logika organicheskogo. Nauka dlya zhizni ili zhizn' dlya nauki? N. Novgorod: Gladkova O. V., 2015. 236 p. (in Russian)

10. Vagner R. Izbrannye raboty. Moscow: Iskusstvo, 1978. 695 p. (in Russian)

11. Gumilyov L. N. Tysyacheletie vokrug Kaspi-ya. Baku: Azerneshr, 1990. 312 p. (in Russian)

12. Gumilyov L. N. Otkrytie Khazarii. Moscow: Nauka, 1966. 192 p. (in Russian)

13. Gumilyov L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. Moscow: AST, 2001. 560 p. (in Russian)

14. Gumilyov L. N. Konets i vnov' nachalo: Populyarnye lektsii po narodovedeniyu. Moscow: Rol'f, 2001. 384 p. (in Russian)

15. Gumilyov L. N. Ritmy Evrazii: epokhi i tsiv-ilizatsii. St. Petersburg: Kristall, 2003. 608 p. (in Russian)

16. Gumilyov L. N. Etnosfera: Istoriya lyudej i istoriya prirody. Moscow: Ekopros, 1993. 544 p. (in Russian)

17. Koptelova T. I. Unifikatsiya - osnova global'noj ekonomiki ili samounichtozhenie chelovechestva? Otvet s tochki zreniya evra-zijskoj filosofii istorii. In: Filosofiya khozya-jstva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova. 2015. No. 2, pp. 64-72. (in Russian)

18. Nikolaeva E. V., Abdullin E. B. Kontseptsiya programmy po muzyke v svete novoj gosu-darstvennoj strategii razvitiya obshchego muzykal'nogo obrazovaniya. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie ". 2013. No. 3, pp. 133-157. (in Russian)

19. Koptelova T. I. Ekonomika i pravoslavie -evrazijskij variant "kapitalisticheskogo du-kha". In: Filosofiya khozyajstva. Al'manakh Tsentra obshchestvennykh nauk i ekonomi-cheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova. 2014. No. 5, pp. 191-198. (in Russian)

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.