Научная статья на тему 'Музыка как катализатор процесса коммуникации для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья'

Музыка как катализатор процесса коммуникации для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ГРУППОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таниева Гульнара Маратовна

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются носителями целого комплекса особенностей, связанных с трудностями контроля активности и поведения, эмоциональной неустойчивостью. Роль музыки в их социализации остается малоисследованной сферой педагогики и психологии. Автором предлагается концепция воздействия музыки и музыкальной деятельности на самоопределение и духовное становление детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместные музыкальные действия рассматриваются как транслятор для трансформации навыка музицирования в коммуникативные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка как катализатор процесса коммуникации для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.2

Г.М. Таниева

МУЗЫКА КАК КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. НИ. ЛОБАЧЕВСКОГО

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются носителями целого комплекса особенностей, связанных с трудностями контроля активности и поведения, эмоциональной неустойчивостью. Роль музыки в их социализации остается малоисследованной сферой педагогики и психологии. Автором предлагается концепция воздействия музыки и музыкальной деятельности на самоопределение и духовное становление детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместные музыкальные действия рассматриваются как транслятор для трансформации навыка музицирования в коммуникативные способности.

Ключевые слова: музыка, музыкальная терапия, коммуникативное пространство, духовно-культурная эволюция, групповая идентификация, социализация, самовосприятие людей с ограниченными возможностями здоровья.

В глазах большинства дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют недостатки в физическом или психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий для обучения. Интересный факт: в европейском сообществе их называют «individuals with special needs», лица с особыми потребностями, а в России мы говорим «люди с ограниченными возможностями». На наш взгляд наименование, принятое в Европе, связано с тем, что для европейского общества потребности более важны, чем возможности, так как европейский «постмодерн в определенном смысле «возвращает» человека обществу, но обществу особому, где доминирующую роль играет уже не материальное производство, не политика, а личное творчество и духовно-культурная эволюция индивидов» [1, с. 87].

Основной заботой родителей таких детей, а также органов социальной защиты является обеспечение не только физиологических потребностей детей с ограниченными возможностями, но и развитие их способностей, в том числе интеллектуальных и природных склонностей, позволяющих добиться успехов в современном обществе. Известно, что ребенок-инвалид является носителем целого комплекса особенностей, связанных с изменённой физиологией, в том числе повышенной истощаемостью, трудностями с контролем активности и поведения, эмоциональной неустойчивостью. Конечно же, музыкальные вкусы и предпочтения таких детей социологами редко изучаются: слишком сложным и тонким представляется объект - музыка и её усвоение детьми с изменённым восприятием действительности. Тем более важно сопровождать социализацию таких детей музыкой, потому что «любая эстетическая форма, в том числе музыкальная, - как показали многочисленные исследования А.Ф. Лосева, - своё содержание обретает в социальной жизни, в оформлении её духовных элементов, поэтому сама по себе уже является «жизненной формой» [1, с. 90]. В этом смысле музыка может заместить некоторые недоступные для таких детей виды деятельности и помочь в процессе духовного становления и оказать положительное воздействие впоследствии, во взрослой жизни. Об исключительной пользе музыкального воспитания высказываются многие авторы - специалисты в коррекционной психологии и педагогике [2, с. 27].

Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО, установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций и интеллекта. Снижаются агрессивность по от-

ношению к окружающим, замкнутость и отстранённость, повышаются самооценка и мотивация к деятельности. Недаром в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья знания в области искусств - практика художественного ремесла и художественного творчества - музыкальное воспитание является одним из приоритетных направлений [3]. Благодаря музыке развиваются коммуникативные навыки детей, сокращается потребность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы.

В подходах использования музыки в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сформировалось два направления: психотерапевтическое и педагогическое. Прежде чем мы подробно рассмотрим, как эти подходы используют в практике, надо оговориться, что психотерапевтическое направление требует тесного контакта музыкального терапевта с ребёнком, при этом компетенция врача должна быть несомненной. Например, врач может содействовать развитию моторной координации через развитие музыкальных навыков, таких, например, как игра на барабанах. Эти занятия - средство для развития не только и не столько двигательных навыков, сколько для развития глазной координации [4, с. 163].

Инициативная группа SOP (Sounds of Progress) из Глазго (Шотландия) провела интересное исследование в области влияния музыкальной деятельности на развитие личности с ограниченными возможностями, в частности на развитие её идентичности. Деятельность данной группы направлена на работу с людьми, у которых есть проблемы с обучаемостью или физические проблемы. Цели данной компании состоят в следующем.

1. Доступ к творческой музыкальной деятельности и профессиональной подготовке.

2. Интеграция между людьми с ограниченными возможностями и нормальными людьми.

3. Вызов существующему восприятию общественностью физиологических нарушений.

4. Создание возможностей для трудоустройства во взрослой жизни.

Работа данной компании включает такие составляющие, как разработка программ музыкального образования, работа в студии звукозаписи и музыкальная терапия. Многие проекты SOP имеют форму музыкальных семинаров, на которых в течение десяти недель ведётся кропотливая работа для достижения целей компании.

Музыкальная терапия, как считают в данной компании, может применяться как отдельно, так и во взаимосвязи с другими видами музыкальной деятельности: совместным музицированием, сочинением музыки. Один проект, например, привлекает к работе музыкального терапевта, посещающего больницу регулярно, чтобы вести занятия как с детьми, так и со взрослыми, которые имеют проблемы с обучаемостью и физические недостатки. Другой проект приглашает врача на работу в школы для проведения занятий с детьми-аутистами.

Таким образом, работа компании сосредоточена в трёх направлениях: музыкальная терапия, музыкальное образование и непосредственная работа с людьми с ограниченными возможностями. Эти направления не полностью дискретные, а наоборот, имеют общие взаимосвязанные цели и методы. Какие исследования эксперименты и наблюдения позволяют утверждать специалистам из Глазго, что музыка влияет на развитие коммуникативных навыков? Согласно разработанной специалистами программе, занятия в виде развивающих семинаров проводятся с одной группой на протяжении десяти недель. В это время дети и взрослые активно общаются между собой по поводу занятий и развивают не только данные им от природы музыкальные способности, но и самовосприятие себя как члена группы, имеющей особенные социальные характеристики. В результате у участников семинара формируется осознание себя как личности, повышается способность к общению, происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, в процессе общения с членами своей группы участник семинара проходит свой неповторимый этап социализации, сопряжённый с музыкальной социализацией и формирует музыкальную идентичность через участие в программе семинара [4, с. 34-42]. Через музыкальную идентичность, которая формируется в процессе музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, запись исполне-

ния в студии звукозаписи, сочинение музыки, развитие музыкальных и других специальных способностей через общение с музыкальным терапевтом) происходит развитие личности. В процессе занятий идёт активный поиск опоры на знания и умения, в том числе коммуникативные, которые закрепляются и превращаются в принципы общения и мотивы к социальной деятельности в дальнейшей жизни. Данный механизм обретения идентичности важен в любом возрасте человека, лишённого полноценной жизни и возможностей здорового человека. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями, потому что они, став увереннее и самостоятельней, раньше своих сверстников обретают вкус, смысл и цель жизни, активнее формируют свой жизненный мир.

Сделаем небольшое отступление, чтобы пояснить механизм воздействия музыки и музыкальной деятельности на самоопределение человека. Современные российские учёные стали обращаться к идентификационным свойствам музыки в связи с тем, что сегодня мы наблюдаем кризис идентичности, что «люди перестали осознавать себя носителями определенной культуры и не могут сказать, к какой социальной группе они относятся. На вопрос «кто ты?» при социологических опросах ответы даются самые разные. Чаще всего выделяются половая и возрастная принадлежность, не менее часто - профессиональная и территориальная привязанность» [6]. Характер современных идентификаторов изменился, они стали менее политизированными, но по-прежнему имеют глубокие корни в человеческой культуре, в частности, в современных процессах становлении личности. К таким идентификаторам можно отнести музыку [7]. Этот фактор нельзя не учитывать тем более, если мы говорим об идентичности людей с ограниченными возможностями. Музыка оказывает неоценимое влияние на психофизиологическое развитие: музыкальные игры улучшают координацию движений и скорость реакции, развивают творческую фантазию и активизируют мышление и речь. Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, тем самым укрепляя голосовые связки и улучшая речь, формирует слуховую координацию, лечит заикание.

Исследования шотландских учёных SOP (Sounds of Progress) показывают, что ребенок с проблемами во время участия в проводимых ими семинарах получает возможность для самовыражения и самореализации. Воспроизведение и создание ребенком музыкальных произведений в процессе творческой музыкальной деятельности облегчает процесс коммуникации со взрослыми и сверстниками. Этот процесс заостряет внимание на тонких особенностях взаимодействия, таких как невербальная коммуникация. Например, в одном из семинаров был задействован набор ударных инструментов под названием Гамелан. Гамелан совсем не популярен в Европе, это специфический набор, состоящий из настроенных гонгов, металлофонов, тарелок и барабанов. Они родом из Малайзии и Индонезии, их количество в группе от четырех до сорока инструментов.

Исполнитель на Гамелане попадает в непростую ситуацию: ему необходимо координировать музыкальные события, происходящие в процессе исполнения музыки группой музыкантов, его роль похожа на роль дирижёра оркестра. Игра на Гамелане включает комбинацию слушания воспроизводимой музыки, внимание к другим участникам ансамбля и син-хронирование собственного исполнения. Это и музыкальная и социальная координация. Чтобы успешно играть на Гамелане в контексте музыкального произведения и в группе, важно следовать за темпом и акцентами в музыке [4, с. 166]. Совместное внимание в процессе исполнения на один и тот же объект (исполняемая музыка) двумя и более людьми есть не что иное, как «общая социальная реальность» [4, с. 167]. Через механизм совместного воспроизведения музыки исполнитель на Гамелане получает неоценимый опыт общения через музыку и можно с уверенностью сказать, что этот опыт поможет ему в дальнейшей жизни за пределами совместного музицирования.

Что является определяющим в развитии коммуникативных способностей в этом процессе с психологической точки зрения? Отношение между социальными и когнитивными факторами привело к необходимости исследовать процесс совместного внимания или «об-

щей социальной реальности», потребности в сосредоточении на общей деятельности согласованной цели, о которой договариваются партнеры или члены группы. Как теоретическая конструкция «общая социальная действительность» была хорошо исследована в лингвистическом развитии (Хьюз, 1998; Морали и др., 1998; Сигмен, 1998). Например, дети матери, которые более длительное время проводят в активном совместном развитии разговорного языка, имеют большой словарный запас и синтаксически развитые структуры речи (Томасе-льо и Тодд, 1983; Tomasello, 1992, 1995) [4, с. 169].

Во время исследования взаимодействия между людьми, посещающими музыкальные семинары независимые эксперты просмотрели короткие видеоклипы участников экспериментальной группы и контрольной группы. Они оценили каждого участника по результатам, достигнутым в области коммуникации, оценив качество совместного музицирования. Участники в экспериментальной группе показали существенные улучшения после 10-недельного периода совместного музицирования по сравнению с контрольной группой. Это исследование свидетельствует о том, что успехи в навыках коммуникации, которые наблюдались в результате участия в музыкальных семинарах, могут быть фактически связаны с опытом совместного музицирования. Исследования таких авторов, как Маккэтрен (1995) и Харрис (1996) свидетельствуют о том, что «общая социальная реальность» нарушена у детей с нетипичным развитием. Например, для детей с Синдром Дауна ситуация общей социальной реальности особенно трудна (Kasari и др., 1995; Рот и Лесли, 1998). Но участие в музыкальных семинарах эффективно для развития совместных навыков внимания, так как различные виды музыкальной деятельности включают выполнение запланированной последовательности совместных действий.

Таким образом мы можем сделать вывод, что структурированные музыкальные семинары могут быть эффективными в развитии музыкальных способностей, коммуникативных способностей и восприятия «общей социальной реальности». Мы предполагаем, что эта особая взаимосвязь между музыкальным, познавательным и социальным качествами нашла отражение в совместном музицировании. Таким образом это позволяет утверждать, что совместные музыкальные действия могут стать превосходным транслятором для трансформации навыка совместного музицирования в коммуникативные способности. Исследование развития идентичности продемонстрировало эффект развития социальных и коммуникативных навыков, производимый участием в музыкальных семинарах, оно направлено на раскрытие механизма, который лежал в основе этих эффектов. Данное исследование проведено с подходом на микро уровне, который может установить причинно-следственные связи между музыкальной деятельностью и определенными музыкальными и психологическими переменными. Развивая личную и музыкальную идентичность, семинары дают уверенность в себе и коммуникативные способности. Инициативная группа SOP (Sounds of Progress) продолжила исследование и решила, что важным представляется прослушать подробные нарративы небольшой выборки участников семинаров с ограниченными возможностями, которые длительное время (с 1990 по 2000) работали с SOP. Это связано с более широкими целями самого SOP, который старается учесть мнение людей, которые работают с компанией, что помогает в дальнейшем развитии компании. Несколько участников - очевидцев дали интервью.

После глубокого анализа данных интервью учёные сделали очень важный вывод о том, что эксперимент и наблюдение в области воздействия музыкальной деятельности не проливает свет на наиболее типичные мнения и личности людей, которые принимали участие в семинарах. Интервьюеры в своих нарративах сосредоточились на жизненных историях и личных историях людей со специальными потребностями. Их рассказы длились между часом и полутора часами и проводились в домашней обстановке. Интервьюер был из SOPа, его хорошо знали те, кто давал интервью. Интервью было неофициальным по форме и структуре, начиналось с периода раннего детства человека и момента установления наличия нетрудоспособности в детском возрасте, а затем и молодого человека, включая периоды учёбы в школах и Учебных центрах для взрослых. Далее исследовалась их самая ранняя связь с му-

зыкой; как они пришли в SOP, какие чувства они испытывали по поводу участия в семинаре; их осознание приобретаемой самостоятельности и впечатления от произошедших трансформаций. Анализ материалов интервью продолжался посредством углублённого слушания данных и контроля расшифровок стенограммы. Повторное интервью позволило обсудить с интервьюерами тему идентичности. В разговоре об идентичности были использованы тематический и аналитический методы (Дензин и Линкольн, 1998).

Обсуждение и анализ мнений привели к трём важным аспектам понимания природы идентичности. Во-первых, идентичность подвижна и изменчива, она находится в процессе развития (пересмотра). Во-вторых, идентичность относительна и процесс её развития происходит во время общения как со значимыми другими так и в процессе общения в группе. Относительность природы идентичности личности приводит к важному заключению, что множественные идентичности возможны в отношениях между людьми: одна из них актуализируется в нужный момент времени с определённым человеком. Однако общество может наложить штамп, сформировать стереотип в отношении людей, как принадлежащих этому обществу, так и находящихся за его пределами. (Croghan и Miell, 1998, 1999).

Обсуждая модель нетрудоспособной личности, можно утверждать, что такие штампы и стереотипы негативно влияют на самовосприятие людей с ограниченными возможностями здоровья, так как их ощущение изолированности усугубляется и на самом деле больше связано с восприятием общества, чем с истинными физическими характеристиками, и это ограничивает их возможности для личного развития [5, с. 169].

Социальная модель нетрудоспособности подчеркивает, что очень часто не геоэкологические характеристики самого ухудшения, а выражения, которые мы используем, чтобы описать людей с ограниченными возможностями, не дают им шансов для личного продвижения. Поэтому так важно услышать голоса людей с ограниченными возможностями во время таких интервью.

Библиографический список

1. Таниева, Г.М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодёжной среде [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2011. №1. С.86-93.

2. Бедретдинова, С.М. Из опыта работы на уроках музыки во вспомогательной школе [Текст] // Дефектология. 1991. № 3.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Альманах ИКП РАО №20, 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (Дата обращения 01.06.2016).

4. Raymond A.R. MacDonald, Dorothy Miell, Musical identities. Oxford University Press, 2002. - 223 p.

5. Таниева, Г.М. Групповая и личностная идентификация молодёжи в сфере музыки [Текст] / Г.М. Таниева. - дисс... канд. соц. наук. - Н. Новгород, 2012. - 185 с.

6. Козырьков, В.П. Социокультурные предпосылки и противоречия реализации идентификационных возможностей музыки [Текст] / В.П. Козырьков, Г.М. Таниева // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 2. С. 31-41.

7. Таниева, Г.М. Музыка как критерий социальной идентификации [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2011. №4. С. 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.