Научная статья на тему 'МУЗЫКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ'

МУЗЫКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ТРАНСМУЗЫКАЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ / ЛИТЕРАТУРА / ЗВУК / СЛОВО / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирнозе Зоя Ивановна

В статье на основе сопоставительного анализа музыки и литературы предлагаются методы изучения музыки, плодотворные как для выявления ее специфики, так и для определения ее общности с искусством словесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND METHODS OF STUDYING IT

The article offers the methods of studying music, which are based on comparative analysis of music and literature. These methods are useful for both finding out the specificity of music and for defining its connection with the language arts.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ»

№ 1 [43] 2017

© Кирнозе З. И., 2017

УДК 78.01

МУЗЫКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

В статье на основе сопоставительного анализа музыки и литературы предлагаются методы изучения музыки, плодотворные как для выявления ее специфики, так и для определения ее общности с искусством словесности.

Ключевые слова: музыка, трансмузыкальность, методы, литература, звук, слово, диалог

Представление о том, что искусство являет собой систему, сформировалось еще в XIX веке Гегелем, определившим, что в восприятии различных видов искусства лежит понятие диалога.

Акт общения между двумя и более индивидуумами основан на взаимном понимании, сообщении информации от одного человека к другому или многим лицам.

Искусство, понимаемое как синтез его различных видов внутри общей системы, предполагает присутствие творца, «продуцирующего субъекта» в контексте реальности, внешние формы «наличного бытия» и потребителя искусства «созерцающего субъекта», каким может быть читатель, слушатель музыки или зритель живописного произведения «преклонившимся перед произведением искусства». Три названные части системы начинают работать «и являть себя» в произведении искусства при условии прямых и обратных связей. В формуле Гегеля его идея может быть выражена схемой: субъект, продуцирующий произведение — субъект созерцающий и преклоняющийся.

Эту общую для музыки и литературы схему возможно увидеть в трехчастной форме: автор - произведение - потребитель. В случае музыки автор — это композитор либо исполнитель музыкального произведения.

Важно отметить, что в центре системы — музыкальное произведение от самого сложного до простейшего. Для литературы — это автор произведения, читатель, либо слушатель.

Кроме гениально найденной идеи Гегеля — прямых и обратных связей — остановимся также на числе три, неслучайно ставшем сакральным и зафиксированным в Ветхом и Новом завете как нерасторжимое единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Иллюстрация ветхозаветной троицы Рублева в этом смысле может быть названа единством формы и содер-

жания, одинаково значимым для разных видов искусств, в том числе для литературы и для музыки.

В предложенной схеме системы различных вариантов искусств внутри общего инварианта помимо трехчастного членения присутствуют также традиция и реальность.

Автор —

Традиция Произ ве н и е Реальность

— Читатель

Культурная традиция и экстракультурная реальность являются разверсткой системы, той окружающей средой внутри которой происходит обмен информацией и осуществление прямых и обратных связей.

Внутри искусства в его варианте и инвариантах существует фундаментальная двойственность. Присущая литературному и музыкальному художественному образу, в реальности разных эпох фундаментальная двойственность проявляет себя в рождении «словесной музыки» из области трансмузыкальности [4, с. 16]. Среди оппонентов идеи музыки слова филологи и философы, утверждавшие, что музыка выражает непосредственное, бесструктурную текучесть, увиденную в музыке романтиками. Слово же связано с рефлексией, которая убивает все непосредственное, — вот почему в слове невозможно выразить музыкальное [4, с. 16].

На восприятие музыки в первую очередь влияет психологический фактор. С этим связана близость между музыкой и тем родом литературы, который Аристотель называл лирикой в отличие от эпоса и драмы. А. С. Пушкин, говоря о музыке, заметил, что она «любви подобна». Но и любовь есть музыка.

От слова к музыке и от музыки к слову ведут сложные связи, свидетельствующие не единственно об общности, но и о различии музыкальности и литературности. Сло-

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

весная музыкальность свидетельствует не столько о сущности музыки, сколько об ее истории, от временного и музыкального контекста.

Таким образом, в рассуждениях о способах изучения музыки целесообразно опираться одновременно и на непосредственное восприятие, и на логический системный подход, включающий разные методы постижения музыки от знакомства с биографией и историей жизни композитора до социального и исторического контекста, разных форм психологического восприятия до формального математического постижения.

Литература

1. Аристотель. Поэтика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ ARISTOTEL/aristotel1_1.txt (дата обращения: 11.11.2016).

2. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация. Систем-но-синергетический подход. М.: Флин-та-Наука, 2011. 224 с.

3. Лосев А. Ф. Из разных произведений. М.: Правда, 1990. 656 с.

4. Махов А. Е. Música literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.