Научная статья на тему 'МУЗЫКА АРВО ПЯРТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВ'

МУЗЫКА АРВО ПЯРТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРВО ПЯРТ / КИНОМУЗЫКА / АБУЛАДЗЕ / "ПОКАЯНИЕ" / "СТРАСТИ ПО АДАМУ" / РОБЕРТ УИЛСОН / GESAMTKUNSTWERK / ARVO PАRT / FILM MUSIC / ABULADZE / FILM "REPENTANCE" / "ADAM'S PASSION" / ROBERT WILSON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савенко С.И.

Статья посвящена взаимодействию музыки известного современного композитора Арво Пярта с другими видами искусств. Прежде всего это касается кино, самого массового из них. Общий список фильмов, где звучит музыка Пярта, достигает двух сотен и подразделяется на два рода материалов. Первый из них фильмы, в которых Пярт участвовал как композитор, то есть как автор специально созданной музыки. Они относятся к периоду до 1980 года, к временам, когда Пярт жил в СССР и, подобно многим коллегам, активно работал в кино. После отъезда из СССР, когда композитор осел в Западном Берлине, эта деятельность прекратилась. Но очень скоро кино само стало искать его музыку. С этого момента начинается вторая часть пяртовской кинобиографии и второй род его киномузыки: использование в фильмах его произведений, не предназначенных специально для кино. Эта практика успешно продолжается по сей день. В статье рассматривается два примера контактов музыки Пярта и визуальных искусств: эпизод из фильма Тенгиза Абуладзе Покаяние (1984) и спектакль Роберта Уилсона Страсти по Адаму (2015) на материале большой композиции Пярта Плач Адама и других сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC BY ARVO PАRT IN INTERACTION OF ARTS

The article is devoted to the interaction of the music of the famous contemporary composer Arvo Pаrt with other arts. First of all, it concerns the cinema, the most popular of them. The general list of films where the music of Pаrt sounds reaches two hundreds, and is divided into two kinds of materials. The first of them consists of films in which Pаrt participated as a composer, that is, as the author of specially created music. They belong to the period before 1980, to the times when Pаrt lived in the USSR and, like many colleagues he worked actively in the cinema. After leaving the USSR, when the composer settled in West Berlin, this activity ceased. But very soon the cinema itself began to look for his music. From this moment on, the second part of Pаrts cinema biography and the second kind of his film music has begun: the use of his works, not specificall intended for cinema, in films. This practice continues successfully up to the present day. The article discusses two examples of contacts between Pаrts music and media arts: an episode from Tengiz Abuladzes film Repentance (1984) and Robert Wilsons performance Adams Passion (2015) based on Pаrts great composition Adams Lament and other works.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА АРВО ПЯРТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВ»

DOI: 10.26086/NK.2019.52.2.015 УДК78.01

© Савенко Светлана Ильинична, 2019

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Москва, Россия), профессор кафедры современной музыки, Государственный институт искусствознания (Москва, Россия), ведущий научный сотрудник сектора истории музыки, доктор искусствоведения E-mail: savenkosi@mail.ru

МУЗЫКА АРВО ПЯРТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВ

Статья посвящена взаимодействию музыки известного современного композитора Арво Пярта с другими видами искусств. Прежде всего это касается кино, самого массового из них. Общий список фильмов, где звучит музыка Пярта, достигает двух сотен и подразделяется на два рода материалов. Первый из них — фильмы, в которых Пярт участвовал как композитор, то есть как автор специально созданной музыки. Они относятся к периоду до 1980 года, к временам, когда Пярт жил в СССР и, подобно многим коллегам, активно работал в кино. После отъезда из СССР, когда композитор осел в Западном Берлине, эта деятельность прекратилась. Но очень скоро кино само стало искать его музыку. С этого момента начинается вторая часть пяртовской кинобиографии и второй род его киномузыки: использование в фильмах его произведений, не предназначенных специально для кино. Эта практика успешно продолжается по сей день. В статье рассматривается два примера контактов музыки Пярта и визуальных искусств: эпизод из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984) и спектакль Роберта Уилсона «Страсти по Адаму» (2015) на материале большой композиции Пярта «Плач Адама» и других сочинений.

Ключевые слова: Арво Пярт, киномузыка, Абуладзе, «Покаяние», «Страсти по Адаму», Роберт Уилсон, Gesamtkunstwerk

© Savenko Svetlana, 2019

Moscow State Conservatory P. I. Tchaikovsky (Moscow, Russia), Professor of the Department of Contemporary Music, State Institute ofArt Studies (Moscow, Russia), Leading Researcher of the Music History Sector, PhD in Art History E-mail: savenkosi@mail.ru

MUSIC BYARVO PART IN INTERACTION OF ARTS

The article is devoted to the interaction of the music of the famous contemporary composer Arvo Part with other arts. First of all, it concerns the cinema, the most popular of them. The general list of films where the music of Part sounds reaches two hundreds, and is divided into two kinds of materials. The first of them consists of films in which Part participated as a composer, that is, as the author of specially created music. They belong to the period before 1980, to the times when Part lived in the USSR and, like many colleagues he worked actively in the cinema. After leaving the USSR, when the composer settled in West Berlin, this activity ceased. But very soon the cinema itself began to look for his music. From this moment on, the second part of Part's cinema biography and the second kind of his film music has begun: the use of his works, not specifically intended for cinema, in films. This practice continues successfully up to the present day. The article discusses two examples of contacts between Part's music and media arts: an episode from Tengiz Abuladze's film "Repentance" (1984) and Robert Wilson's performance "Adam's Passion" (2015) based on Part's great composition "Adam's Lament" and other works.

Key words: Arvo Part, filmmusic,Abuladze, film "Repentance", "Adam's Passion", Robert Wilson, Gesamtkunstwerk

Творчество Пярта предрасполагает к изучению не только ее религиозно-философских аспектов или историко-стилистических параллелей, но и интердисциплинарных, межвидовых связей. Целостный охват творческого наследия композитора не позволяет миновать соприкосновений с другими видами искусств, прежде всего пространственно-временных — с кино, видеоартом и театром любого рода. Подобный синтез, новый Оезат1киш1'№егк — примета времени, и он не мог не затронуть творчество Пярта, художника мирового масштаба, на протяжении последних лет неизменно возглавляющего список самых исполняемых композиторов из числа ныне живущих.

Масштабы видовых интервенций музыки Пярта поистине впечатляют. Прежде всего, это касается кино, самого массового из временных искусств. Но и не массовые виды не отстают — например, балет, где постановки на музыку Пярта продолжают умножаться, в первую очередь в области современного танца (modern dance) и свободных пластических композиций. Приведем лишь один из последних примеров, фактически первый попавшийся: спектакль театра «Сатирикон» #НЕБАЛЕТ, где музыка Пярта используется наряду с Моцартом. Аннотация к этому «пластическому спектаклю» поясняет замысел: «MOZART&PÁRT — это черно-белый "вихрь

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

любовников" на музыку двух великих маэстро: радостного гения небес и тревожного "монаха", чьи ноты падают, словно капли в глубокий колодец». Премьера состоялась 8 ноября 2017 года. Подобный факт свидетельствует больше чем о популярности — можно даже сказать, о народной любви.

Но обратимся к фильмам, в которых звучит музыка Пярта. Общий их список достигает двух сотен и подразделяется на два рода материалов. Первый из них — фильмы, в которых Пярт участвовал как композитор, то есть как автор специально созданной музыки. Они относятся к периоду до 1980 года, к временам, когда Пярт жил в СССР и, подобно многим коллегам, активно работал в кино. Такая деятельность в советские времена хорошо оплачивалась и была творчески интересна. Самые ранние из пяртовских фильмов относятся к началу 1960-х годов (очевидно, первый он сделал в 1962-м). Это художественные ленты, среди которых есть также короткометражки и мультфильмы — например, кукольная анимация из четырех фильмов про оператора Кыпса, который попадает в разные переделки, оказывается на необитаемом острове, затем в стране грибов и т.п. Вся эта продукция выпускалась студией Таллинфильм, отнюдь не последней по качеству в тогдашних советских условиях1. Кроме того, с участием Пярта-кинокомпозитора вышли и такие бестселлеры того времени как «Дознание пилота Пиркса» (1979), советско-польский научно-фантастический боевик, или еще более известный криминал «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), в котором Пярт не только написал музыку, но и снялся в эпизоде, в роли ресторанного тапера2. Для этой сцены Пярт написал сентиментальный романс для Эдиты Пьехи — ударный эпизод, который стал хитом и впоследствии исполнялся ею в концертах. Бывал у Пярта и другой стилистический опыт: впоследствии он вспоминал, что именно в кино можно было иногда позволить себе написать гораздо более «левую» музыку, чем в академических жанрах.

После отъезда из СССР, когда композитор осел в Западном Берлине, эта сфера деятельности по понятным причинам для него закрылась. Но очень скоро кино само стало искать его музыку. С этого момента начинается вторая часть пяртов-ской кинобиографии и второй род его киномузыки: использование в фильмах его произведений, не предназначенных специально для кино. Эта практика успешно продолжается по сей день. Сразу отметим, что Пярт здесь никакое не исключение. Звучание музыки академических жанров, прежде всего, классической, в качестве саундтреков са-

мых разных фильмов, то есть переосмысление ее в качестве прикладной — это большая тема кинематографической практики, давно обратившая на себя внимание исследователей (в данном случае мы не имеем возможности на ней останавливаться). Немало здесь примеров и из музыки новой, в том числе авангардной. Можно вспомнить хотя бы сочинения Дьердя Лигети, которые звучат в первой и второй «Космической Одиссее» Стэнли Кубрика (соответственно 1968 и 1984 годы), или музыку Валентина Сильвестрова в фильмах Киры Муратовой. У Пярта на сегодняшний день насчитывается более сотни таких фильмов, созданных самыми разными режиссерами со всего мира, включая российских. Среди отечественных известны ленты Андрея Звягинцева («Изгнание», 2007, и «Нелюбовь», 2017), или документальный фильм религиозно-экологической направленности «Русский заповедник» (2008) Валерия Тимощенко, лауреат нескольких фестивалей, как и картины Звягинцева. Среди последних фильмов с музыкой Пярта можно назвать телевизионный сериал «Молодой папа» Паоло Соррентино (его героем стал Пий XIII, первый папа-американец) и его же фильм «Великая красота» (La grande bellezza). Игровые фильмы, где звучит музыка Пярта, в основном классифицируются в рекламе как драмы, иногда с оттенками криминала или боевика, т. е. в целом они относятся к разновидностям артхаус-ного кино. Что касается музыкальных произведений, избираемых режиссерами, то в основном это самые популярные опусы Пярта — небольшие пьесы или части сочинений 1970-1980-х годов. Среди них есть своего рода шлягеры: иногда даже может показаться, что режиссеры, сильно не напрягаясь, заимствуют их друг у друга. Здесь можно назвать такие пьесы как «Зеркало в зеркале», «Песнь Силуана», «К Алине», Cantus in memori-am Benjamin Britten, Da pacem Domine, Summa, Tabula rasa (особенно ее вторая часть Silentium, на которой мы остановимся ниже). Практически всё это используется как закадровая музыка, то есть как комментарий к визуальному действию. Казалось бы, эти сочинения сами по себе не содержат собственно кинематографического потенциала и не вызывают особых зрительных ассоциаций: все они относятся к чистой разновидности автономной музыки. Не так обстояло дело в более раннем творчестве композитора, до формирования стиля tintinnabuli. Кинематографические черты явно присутствуют в коллажной полистилистике Пярта — например, в Credo, или Концерте для виолончели с оркестром Pro et contra. И даже Третья симфония, выдержанная «в старинном стиле», с ее полифонией и готическими кадансами, отнюдь

не чужда «кинематографических» черт. Примером может служить конец 2-й части, обрывающейся на кульминации, где сталкиваются общий и крупный планы, далекое и близкое.

Однако киномузыка, как известно, не пошла по пути тавтологического «удваивания» визуального ряда. Напротив, она позаимствовала у автономной музыки принцип контрапункта, добавив к нему и другие фундаментальные приемы, как, например, технику лейтмотивных связей. Одной из таких контрастных пар стал контрапункт типов движения.

По-видимому, первым случаем использования музыки Пярта как цитатного саундтрека стала «сцена с бревнами» из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984, вышел в 1987). В ней звучит вторая часть концерта Tabula rasa — Silentium («Безмолвие»).

Сцена с бревнами, в основе которой лежит подлинная история, о которой рассказывал сам режиссер, — драматическая новелла, снятая в предельно реалистической манере. Этим она резко отличается от многих других эпизодов фильма, с их демонстративной условностью, порой на грани издевательского китча. Напомним, что сразу после нее врывается очень громкий «Свадебный марш» Мендельсона, который исполняет на белом рояле гротескная пара — продажная квази-Фемида и дешевый альфонс, ее любовник: всё это снято почти в стилистике треша, где музыка выполняет функцию прямой иллюстрации. Не так обстоит дело в сцене с бревнами: реалистическая достоверность изображения и ритма монтажных смен комментируется застывшим временем пребывания в летейских водах, в реке вечности. Можно заключить без всякого преувеличения, что в фильме Абуладзе был предложен своего рода эталон для дальнейшего использования пяртовских саундтреков.

Другой пример заимствован не из кино, а из театра, но не простого — это тотальный театр знаменитого режиссера Роберта Уилсона, который в 2015 году осуществил монументальную постановку на музыку Пярта под титулом "Adam's Passion" («Страсти по Адаму»). Ее основой стал созданный Пяртом в 2010 году крупный опус для хора и струнного оркестра «Адамов Плач» ("Adam's Lament") на слова преподобного Силуана Афонского, чье духовное творчество и сам образ вошли в музыку Пярта еще в 1970-е годы3. Кроме «Плача» в спектакль Уилсона вошла и другая музыка Пярта — Miserere, включающее Секвенцию Dies irae, которую Пярт заново обработал и посвятил режиссеру как мировую премьеру, а также Silentium — вышеупомянутая вторая часть Tabula

rasa, со времен «Покаяния» многажды использованная в кино и театре. Премьера спектакля состоялась в Таллине в мае 2015 года, в помещении бывшего завода по производству подводных лодок ("Noblessner Foundry", 1913). Там была сооружена большая сцена и подиум. В исполнении участвовали оркестр, солисты и хор под управлением Тыну Кальюсте (за запись «Адамова плача» он был удостоен премии «Ерэмми»). В спектакле участвовали актеры без речей и световая проекция. Стилистика инсталляции, замедленный темп — типичные свойства постановок Уилсона — оказались чрезвычайно органичными для музыки Пярта. Художественный результат можно определить как подлинный синтез искусств, как настоящий Gesamtkunstwerk.

Примечания

1 Кинопроизводство существовало в независимой Эстонии начиная с 1920-х годов, продолжилось в советские времена до 1991 года и затем после восстановления независимости сохранялось до 2001-го, когда киностудия была упразднена по финансовым причинам.

2 Фильм был снят по сценарию тогдашнего короля жанра Юлиана Семенова и представляет собой часть саги о Штирлице.

3 Преподобный Силуан переложил покаянный стих «Плач Адама», относимый к XV веку.

Источники

1. Центр Арво Пярта [Электронный ресурс]. URL: http://www.arvopart.ee (дата обращения: 15.06.2019)

2. Покаяние. Режиссер Тенгиз Абуладзе. 1984. Фрагмент [Электронный ресурс]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=UNp1-MF6qUw (дата обращения: 15.06.2019).

3. Adam's Passion. Arvo Pärt Robert Wilson. August 2015. Trailer [Электронный ресурс]. URL: http://adamspassion.de/theperformance/ trailer/ (датаобращения: 15.06.2019).

References

1. Center Arvo Pärt (2019), available at: http:// www.arvopart.ee (accessed 15 June 2019).

2. Repentance. Directed by Tengiz Abuladze. 1984. Fragment (2019), available at: https:// www.youtube.com/watch?v=UNpl-MF6qUw (accessed 15 June 2019).

3. Adam's Passion. Arvo Pärt Robert Wilson. August 2015. Trailer (2019), available at: http://adamspassion.de/theperformance/trailer/ (accessed 15 June 2019).

loo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.