Научная статья на тему 'Мужской и женский стиль презентаций в формате TED'

Мужской и женский стиль презентаций в формате TED Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
362
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ВЫСТУПЛЕНИЯ В СТИЛЕ TED / GENDER DISTINCTIONS / MASCULINITY / FEMININITY / SOCIALS STEREOTYPES / TED TALKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тураева Д.И.

Целью данной работы является рассмотрение гендерных различий и связанных с ними стереотипов. Было проанализировано их влияние не только на процесс коммуникации между мужчинами и женщинами, но и на особенности публичных выступлений. В качестве базы для анализа были отобраны презентации TED, которые позволили выделить мужской и женский стиль выступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Masculine and feminine style of TED talks performance

Purpose of present article encloses the examination of gender distinctions between men and women and related to these distinctions stereotypes. Not only had its influence on the communicational process been analyzed but also its influence on the public performances. As a base for the analysis was selected some TED talks performances, which allowed highlighting masculine and feminine way of public performances as TED talks.

Текст научной работы на тему «Мужской и женский стиль презентаций в формате TED»

Мужской и женский стиль презентаций в формате TED3

Д. И. Тураева

Целью данной работы является рассмотрение гендерных различий и связанных с ними стереотипов. Было проанализировано их влияние не только на процесс коммуникации между мужчинами и женщинами, но и на особенности публичных выступлений. В качестве базы для анализа были отобраны презентации TED, которые позволили выделить мужской и женский стиль выступлений.

Ключевые слова: гендерные различия, мужественность, женственность, социальные стереотипы, выступления в стиле TED.

Masculine and feminine style of TED talks performance

Dalila I. Turaeva

Purpose of present article encloses the examination of gender distinctions between men and women and related to these distinctions stereotypes. Not only had its influence on the commu-nicational process been analyzed but also its influence on the public performances. As a base for the analysis was selected some TED talks performances, which allowed highlighting masculine and feminine way of public performances as TED talks.

Key words: gender distinctions, masculinity, femininity, socials stereotypes, TED talks.

Вопрос о гендерных различиях между мужчиной и женщиной изучается в работах многих ученых. Гендерные различия проявляются не только в межличностной коммуникации, но и в социальных взаимодействиях. Понимание особенностей мужественности и женственности, которые продиктованы не только естественными биологическими различиями, но и культурой, поможет облегчить процесс коммуникации между ними. Можно отметить, что «основная тенденция, затраги-

3 Публикация подготовлена под руководством кандидата философских наук Любовь Сергеевны Московчук.

вающая многие стороны развития современной информационной цивилизации, связана с диалогической переориентацией на восприятие женского начала в качестве действенного, системосозидающего, самостоятельного» [6, с. 118], однако часто к объективной оценке гендерных различий прибавляется субъективное восприятие мужчин и женщин самих исследователей.

В своей статье «Лихие доценты и милые дамы» М. С. Уваров отмечает, что, несмотря на большой интерес к гендерной проблематике, «проблемы вузовской педагогики совсем не часто становятся предметом серьезного анализа с точки зрения отношения в ней мужского и женского начал» [6, с. 116]. Академическая среда в целом воспринимается как воплощение рационального и мужского, однако на данный момент проводится большое количество исследований, которые показывают гендерные особенности речевого поведения. Английские ученые Р. И. М. Дунбар, Н. Д. С. Дункан и А. Марриот занялись этим вопросом, и выяснили, что и мужчины, и женщины большую часть времени уделяли обсуждению социально значимых тем: личному опыту, общественной деятельности. Различия между мужчинами и женщинами наблюдаются при упоминании политики, работы. Женщины уделяют гораздо меньше времени и внимания этим темам, но они с удовольствием обсуждают личный опыт и общественную деятельность. Мужчины же больше предпочитают говорить о себе [5, с. 4]. Можно предположить, что ученые, делая презентации и выступая с докладами, так же могут демонстрировать гендерные коммуникативные особенности.

Развитие компьютерных технологий, многократное увеличение информационного потока, распространение визуальной культуры поставило перед многими исследователями необходимость популяризации научного знания. Задачи популяризации науки - не только объяснить смысл исследований и ознакомить с результатами широкую аудиторию, но и в том, чтобы привлечь в науку молодое поколение. Такую возможность дает проект TED, созданный в 1984 году. Аббревиатура TED расшифровывается как: Technology, Entertainment, Design. TED основан фондом Sapling Foundation. В рамках проекта читаются вдохновляющие и образовательные лекции -TED talks. С 2001 года главная идея выступлений на TED следующая - «Идеи, достойные распространения» («Ideas worth spreading»).

Развитие проекта привело к формированию абсолютно уникального стиля подачи материала, о котором хорошо рассказано в книге Кармина Галло «Презентации в стиле TED. 9 приёмов лучших в мире выступлений» [2].

В соответствии с ключевыми принципами книга разделена на три части:

• эмоциональность;

• новизна;

• незабываемость.

Первое требование, которому должна отвечать презентация - эмоциональность. Примером эмоциональности, а точнее эмоционального отклика от аудитории, могут служить презентации Стива Джобса. Человек на сцене в неброской одежде, без каких-либо фокусов, не только приковывает к себе взгляды всего зала, но и влечёт за собой умы и сердца.

Следующая составляющая успешной презентации - это новизна. По словам тренд-менеджерàYouTube - Кевина Алло-ка, ежеминутно на YouTube выгружается порядка 48 часов видео, и единственный способ выделиться и набрать просмотров - это оригинальный видеоролик [2, с. 4].

Выступление должно быть незабываемым. Для этого можно говорить об известных вещах, раскрывая их неизвестные прежде стороны. Самое главное - любить то, о чем Вы говорите и верить в свои слова.

Унифицированный формат TED-презентаций позволяет проверить, проявляются ли гендерные особенности в коммуникации мужчин и женщин. Для изучения гендерных различий между мужчинами и женщинами были просмотрены 6 лекций TEDtalks (3 мужских и 3 женских выступления), и в ходе их анализа были выявлены некоторые закономерности, которые, несомненно, нуждаются в дальнейшей проверке, но уже сейчас могут задать перспективы исследования. Эти выступления объединяет большое число просмотров и схожая тематика, связанная с изучением природы и психологии человека.

Первое женское выступление называется «15 способов улучшить себя» («Hello, I am awesome») [9] и представлено оно Ташей Эврих, чья профессия консультанта помогает лидерам и руководителям становиться лучше.

Краткое содержание выступления, которое призывает лидеров объективно оценивать свои способности и не останав-

ливаться в саморазвитии, можно резюмировать в нескольких пунктах:

1. Смотрите на объективные мерила успеха.

2. Найдите кого-то, кто может оценить со стороны, найди то, над чем нужно поработать.

3. Ежедневная практика. Совершенство - не врожденное качество. Нет ежедневной практики - нет совершенства.

Среди особенностей в подаче материала, которые обращают на себя внимание, можно назвать эмоциональность и бурную жестикуляцию. Спикер использует открытые жесты, например, Таша Эврих показывает свои ладони, живую мимику, много шутит, демонстрируя свое тонкое чувство юмора. У выступления есть и структурные особенности: очень долгое предисловие, начало речи с % выступления. Если длительность выступления составляла 14 минут, то вступление (контакт со зрителями без раскрытия темы) составил около 3 минут.

Второе женское выступление называется «Хватит бояться лишнего веса». Свой рассказ о фэтфобии - необоснованной предвзятости к полным людям, начинает Келли Джин Дрин-куотер [3]. Главная мысль спикера заключается в том, что «настоящий слон в посудной лавке - это и есть фэтфобия». К внешним характеристикам выступления можно отнести некоторое вступление, около 1/6 от самого выступления, а также юмор, волнение, прерывистое дыхание, беспокойный, почти срывающийся голос и активное передвижение по сцене. Спикер много улыбается, будто ищет поддержки у зала.

Следующим было просмотрено женское выступление Софи Скотт, она рассказывала о том, почему мы смеемся [4]. По словам спикера, основной причиной нашего смеха является то, что мы хотим, чтобы окружающие знали, что вы их любите. К специфическим особенностям настоящего смеха относится то, что естественным смех всегда немного выше по тону. Поведение Софи Скотт отличается оживленностью, немного нервным голосом, размашистыми жестами, увлечённостью, очень быстрым темпом речи и яркой мимикой (возможно, это не зависит от характера спикера, а продиктовано темой выступления).

Также были проанализированы три мужских выступления.

Первое мужское выступление принадлежит Анджану Чаттери. Тема его выступления - «Как ваш мозг узнаёт красоту» [8]. Он рассказал о том, что

красота - это определенное сочетание линий, цвета и формы, а привлекательность - это красота смешанных рас.

Восприятие красоты лица складывается из нескольких составляющих: симметрии, как показателя здоровья, и влияния гормонов.

Женская красота формируется под влиянием эстрогена, который обеспечивает фертильность, юность (красоту) и зрелость (готовность воспроизводить потомство). Выработка эстрогена во внешности женщины отражается в виде больших глаз, пухлых губ.

Мужская привлекательность формируется под влиянием тестостерона, отражаясь на внешности в виде тяжелых бровных дуг, массивного подбородка и большой мышечной массой.

По словам Анджана Чаттери, мозг реагирует на красоту, даже если мы не заостряем на ней внимание. Однако под влиянием СМИ, красота превращается в стереотип. Инновации меняют саму суть того, что значит быть красивым.

К внешним составляющим выступления следует отнести сдержанность выступающего, вдумчивый спокойный взгляд, размерный темп речи и неброские цвета в одежде. Как только спикер появился перед аудиторией, он сразу же приступил к теме своего выступления.

Было просмотрено выступление «Как человек стал править миром», которое представил Юваль Ной Харари [7]. Суть его выступления в том, что человек творит субъективную или необъективную реальность, в отличие от животных. Люди не только описывают реальность, но и формируют ее словами. Именно люди стали управлять миром, потому что они легко приспосабливаются к обстоятельствам, в отличие, например от пчел, что не могут в одночасье приспособиться к обстоятельствам.

Юваль Ной Харари во время своего выступления крайне мало передвигался по сцене, но ярко жестикулировал. У него был серьезный и сосредоточенный взгляд. Он изучал свою аудиторию, уверенно доказывая ей свою точку зрения на те, или вопросы. Что касается внешнего вида спикера - одет он был в довольно сдержанных цветах.

Третьим мужским выступлением был рассказ психолога Адама Альтера о том, что смартфоны делают нас несчастными [1]. По мнению Адама Альтера, люди слишком много времени проводят не только в социальных сетях, но и просто держа смартфон рядом с собой. По его наблюдениям, человек на хо-

рошие и полезные программы тратит примерно 9 минут в день, а на плохие - 27 минут. Психолог предложил использовать телефон как фотоаппарат, плеер, но не делать из него постоянного спутника своей жизни.

К ярким характеристикам выступления спикера можно отнести уверенность во взгляде и в походке, и увлеченность темой доклада. Адам Альтер, также, как и Юваль Ной Харари, и Анджан Чаттери приступил к теме своей речи без какого-либо вступления. Также была отмечена по большей части односторонняя ручная жестикуляция, и подвижность верхней части тела. Взаимодействие с аудиторией осуществлялось, в основном, посредством взгляда.

Подведем итоги и суммируем выводы на основании проанализированного материала. Женщины выбирают более лич-ностно ориентированные темы, в отличие от мужчин, которые тяготеют к наукообразности. Жесты у женщин более размашистые. Они больше перемещаются по сцене и ярче одеваются. У выступающих женщин в двух из трёх случаев голос нервный, почти срывается. Женщины больше улыбаются. Отношение к аудитории открытое, как к своим друзьям, в то время как мужчины настроены убеждать. Они меньше передвигаются по сцене, и в основном, у мужчин задействована верхняя часть туловища. Один из трёх спикеров вовсе не передвигался по сцене. Одежда спокойных тонов. Все свои эмоции передают во взгляде.

Женские презентации отличались большим количеством слайдов. Слайды демонстрировали личную жизнь женщин, в то время как мужские презентации отличались научностью и точностью, а в одном из трёх выступлений слайдов представлено не было. Взаимодействие с залом происходило только посредством вербальной коммуникации. Однако в презентации лучше использовать больше иллюстраций, так как мозг через пару дней вспомнит около 65% информации, представленной в виде изображений, в отличие от информации, представленной в виде текста [2, с. 9].

Истории, основанные на личном опыте более успешны, так как именно повествование о себе способствует установлению теплой, дружественной атмосферы. Вот почему так важно расположить к себе слушателя перед тем, как делиться своими знаниями. В женских выступлениях просматривалось желание единения с аудиторией путём повествования о себе.

Немаловажными остаются жесты; у мужчин и женщин жестикуляция различается. Более широкие и открытые жесты используются в определенные моменты, для выделения ключевых моментов. Позы женщин и мужчин тоже отличаются. Мужчины стоят более фундаментально, в то время как женщины, может быть неосознанно, стремятся занять более «красивую, удачную» позу.

Литература

1. Альтер А. Смартфоны делают нас несчастными URL: https://www.ted.com/talks/adam_alter_why_our_screens_make_ us_less_happy?language=ru (Дата обращения: 26.11.18).

2. Галло К. Презентации в стиле TED. 9 приёмов лучших в мире выступлений. URL: https://www.litmir.me/br/?b= 431273&p=6 (Дата обращения: 26.11.18).

3. Дринкуотер К. Д. Хватит бояться лишнего веса. URL: https://www.ted.com/talks/kelli_jean_drinkwater_enough_with_ the_fear_of_fat?language=ru (Дата обращения: 26.11.18).

4. Скотт С. Почему мы смеемся. URL: https://www.ted.com/ talks/sophie_scott_why_we_laugh? language=ru (Дата обращения: 26.11.18).

5. Тамбиева К.Т. Гендерный аспект мужской и женской разговорной речи. URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/ e8c / uch_2009_v_00047.pdf (Дата обращения: 26.11.18).

6. Уваров М.С. Лихие доценты и милые дамы // Мужское и женское в культуре. СПб., 2005. С. 116-120.

7. Харари Ю. Н. Как человек стал править миром. URL: https://www.ted.com/talks/yuval_noah_harari_what_explains_t he_rise_of_humans?language=ru2. (Дата обращения: 26.11.18).

8. Чаттери А. Как ваш мозг узнаёт красоту. URL: https://www.ted.com/talks/anjan_chatterjee_how_your_brain_d ecides_what_is_beautiful?language=ru (Дата обращения: 26.11.18).

9. Эврих Т. 15 способов стать лучше. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=FkenzXZXJmY (Дата обращения: 26.11.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.