Научная статья на тему 'Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное'

Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2200
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллова Оксана Владимировна

In the process of communication men and women use the same non-verbal means. Among them there are movements of shoulders, hands and head, and also they have the same skin reaction, mimics, smile, etc. But there are noticeable differences in men's and women's behaviour, which confirm the distinction, though, quite an insignificant one, in their perception of events and in their reaction to them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Masculine and feminine gestures and mimics: the common and diverse

In the process of communication men and women use the same non-verbal means. Among them there are movements of shoulders, hands and head, and also they have the same skin reaction, mimics, smile, etc. But there are noticeable differences in men's and women's behaviour, which confirm the distinction, though, quite an insignificant one, in their perception of events and in their reaction to them.

Текст научной работы на тему «Мужские и женские жесты и мимика: общее и различное»

чае возникает эффект новизны. Преодоление нормы возможно только при ее четком осознании. В языке только нормативизированное употребление знака делает его репрезентантом объекта, и именно языковые нормы разнесения элементов опыта по классам осуществляют дискретизацию мира. Выбор средств языка осуществляется с учетом их соответствия норме или отклонения от нее.

Если определять культуру как доступную человеку степень соответствия природным и социальным условиям жизни, то логично, что сложность культуры и языка говорит о развитости сознания; анализ культурных явлений в диахронии позволяет получить картину развития сознания, когнитивных способностей человека.

Человек зависит от культуры, факторы «нормы» и «ценности» имеют культурную природу. Понятие о «норме» и «ценности» субъективно для каждого автора, поэтому в исследованиях последних лет много внимания уделяется идиостилю [7]. Однако в противоположность такому направлению следует говорить о существовании некоего совокупного выбора. В каждую отдельно взятую историческую эпоху, факторы «ценности» и «нормы» изменяют границы категории поэтического, принципы построения художественного мира, форму выражения, а также влияют на механизмы формирования смысла

в поэтическом тексте, принципы формирования поэтической картины мира и базовых для нее концептов.

Несомненно, человека можно считать продуктом культуры, но смена культурных парадигм, поэтических школ, в частности, происходит во многом не по причине внешних обстоятельств, а в силу внутренних факторов, изменений в когнитивных способностях человека, в механизмах познания мира. К числу таких факторов относятся факторы «ценности» и «нормы».

1. ДанюшинаЮ.В. Соотношения разноуровневых признаков в английском стихотворном тексте (на материале лирики английских романтиков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2003.

2. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избр. тр. М., 2005.

3. Кравченко А. В. // Вопр. когнитивной лингвистики. 2007. № 1. С. 5-14.

4. Гумилев Н.С. Стихи; Письма о русской поэзии. М., 1990.

5. Boas F. Kultur und Rasse. Berlin, 1922.

6. Аверкиева Ю.П. // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1946. Вып. 1. С.89-99.

7. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов, 2003.

Поступила в редакцию 10.09.2007 г.

МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ЖЕСТЫ И МИМИКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

О.В. Кириллова

Kirillova O.V. Masculine and feminine gestures and mimics: the common and diverse. In the process of communication men and women use the same non-verbal means. Among them there are movements of shoulders, hands and head, and also they have the same skin reaction, mimics, smile, etc. But there are noticeable differences in men’s and women’s behaviour, which confirm the distinction, though, quite an insignificant one, in their perception of events and in their reaction to them.

Одной из неотъемлимых сторон жизни любого человека является общение, т. е. коммуникация.

Коммуникация - форма общения нескольких лиц или общностей, в которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, достигаются приспособление действий одного к действиям другого, общ-

ность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними [1].

Важнейшей реализацией коммуникативного поведения является речевой акт. Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер: передачу и прием речевых сообщений. Говорящий,

создавая сообщение, обращенное к реципиенту, выражает в нем свои установки, эмоции, оценки, отношение. Коммуникатор порождает речевое сообщение и передает его реципиенту, который принимает и понимает его. В то же время все это (цели общения, интенции адресата, способ сообщения, предполагающий выбор оптимальных средств, производстве текста и его предоставлении другому лицу для восприятия и многое другое) напрямую зависит и от пола общающихся индивидов. Общение происходит, как правило, не только при помощи слов, оно непроизвольно сопровождается жестами, мимикой.

В процессе общения разнополых индивидов, когда коммуникация осуществляется с помощью невербальных средств, которые дополняют речевое сообщение, наблюдается множество отличий.

Мужчины и женщины существенно отличаются не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностями поведения и общения.

Мужчина обладает такими чертами, которые связаны с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. У них более развиты пространственные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.

Женщины же способны на эмоциональную поддержку, теплоту чувств, у них более

развиты вербальные способности. Они дружелюбны и способны на любой контакт [2].

Мужчины и женщины, реагируя на какие-то сообщения тех, с кем они общаются, испытывают общие чувства, такие как смущение, злость, недоумение, радость и т. д. Поэтому в художественной литературе, как правило, при характеристике действующих лиц используется: 1) описание их реакции на какие-то события, действия, поступки других героев; 2) жестовая реакция; 3) комбинация описания и жестов.

Рассмотрим каждую из подобных характеристик в отдельности.

1. Описание реакции.

Приведенные примеры, включающие мимику и жестикуляцию героев, не позволяют догадаться, какие именно жесты используются. Здесь отсутствует собственно жест: жеста не «видно», но по описанию понятно, что некоторое содержание общения передается не каким-либо, а именно невербальным способом.

2. Жестовая реакция.

Эта реакция может передавать разные значения: недоумение, злость, волнение, радость ИТ. д.

3. Комбинация описания и жестов.

При передаче тех или иных ситуаций, реакций героев на какие-либо сообщения в текстах, как правило, используется комбинация описания и жестов, позволяющая выражать более ясно те же чувства: недоумение, злость, волнение, радость.

МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА

1. Описание реакции

- Мельник уже два раза приходил ко мне отсрочки просить и Христом-богом божился, что денег у него нет... да он и теперь здесь: так не угодно ли вам будет самим с ним поговорить? - Что же он говорит? - спросил папа, делая головою знак, что не хочет говорить с мельником (Л. Толстой. Детство) - Ведь добро бы мужик хворый был, - с живостью и жестами говорила Арина, - а то ведь только смотреть на него, ведь словно боров с мельницы раздулся (Л. Толстой. Утро помещика)

- Я распоряжений своих не переменю, но если в получении этих денег действительно будет задержка, то, нечего делать, возьмешь из хабаровских, сколько нужно будет. - Слушаю-с. По выражению лица и пальцев Якова заметно было, что последнее приказание доставило ему большое удовольствие (Л. Толстой. Детство) Анна Павловна отозвала его [Бориса] под предлогом тетушки, которая желала его слышать. - Вы ведь знаете ее [Элен] мужа? - сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен (Л. Толстой. Война и мир)

МУЖЧИНА

ЖЕНЩИНА

2. Жестовая реакция

Недоумение

- Не понимаю, не понимаю, - сказал он (Левин).

- Чего ты не понимаешь?

- Не понимаю, что вы делаете, - сказал Левин, пожимая плечами. - Как ты можешь это серьезно делать? (Л. Толстой. Анна Каренина)

жест (движение плечами)

Недоумение

Анна стояла, как и всегда, чрезвычайно прямо держась, и, когда Кити подошла к этой кучке, говорила с хозяином дома, слегка поворотив к нему голову.

- Нет, я не брошу камня, - отвечала она ему на что-то, - хотя я не понимаю, - продолжала она, пожав плечами. (Л. Толстой. Анна Каренина) жест (движение плечами)_________________________

Злость

- Вы, кажется, гласный красноперского земства?

- спросил прокурор.

- Извините, я не думаю, чтобы это имело связь с моей просьбой, - вспыхнув, злобно ответил Нехлюдов (Л. Толстой. Воскресение)

кожная реакция + тон голоса

Злость

Я должен сказать вам, что вы неприлично вели себя нынче...

- Чем я неприлично вела себя? - громко сказала Анна, быстро поворачивая голову и глядя ему (мужу) прямо в глаза...

(Л. Толстой. Анна Каренина)

жест (движение головой + взгляд)__________________

Волнение

- Я знаю, что вы хотите, - сказал он, прищуривая глаз, взволнованно подергивая плечом и грозя мне пальцем, - вы хотите подпоить меня, посмотреть, что из меня будет; но нет, это вам не удастся (Л. Толстой. Люцерн)

жест (мимика + движение плечом + движение рукой)

Волнение

- Я столько примеров знаю, что рана осколком бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, - говорил Николай. - Надо надеяться на лучшее, и я уверен...

Княжна Марья перебила его.

- О, это было бы так ужа. - начала она и, не

договорив от волнения, грациозным движением наклонив голову и благородно взглянув на него, пошла за теткой £Л. Толстой. Война и мир) жест (движение головы + взгляд)___________________

Радость

- А! - радостно прокричал Левин, поднимая обе руки кверху. - Вот радостный-то гость!

(Л. Толстой. Анна Каренина) жест (движение руками)

Радость

- А любишь ли ты меня? Скажи ради бога!

- Отчего же тебя не любить, ты не кривой! - отвечала Марьяна, смеясь и радостно сжимая в своих жестких руках его руки (Л. Толстой. Казаки)

жест (движение руками)____________________________

3. Комбинация описания и жестов

Недоумение

Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на княгиню, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного (Л. Толстой. Война и мир) описание + жест (движение головы и губ)

Недоумение

- Что ж нам делать?

- Да что ж я могу обдумать? Я тоже ничего не могу сделать для вас в этом случае.

- Кто ж нас обдумает, коли не ты? - сказала Арина, опустив голову и с выражением печального недоумения разводя руками.

- Вот хлеба вы просили, так я прикажу вам от-

пустить, - сказал Нехлюдов после небольшого молчания (Л. Толстой. Утро помещика) описание + жест (движение головы)________________

Злость

- Вопрос в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, то Австрию принудят, и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Сатро Богто.

- Что за разговоры! - вдруг вскликнул князь Андрей, сжимая руку и ударяя ею по столу (Л. Толстой. Война и мир.)

описание + жест (движение рукой)___________________

Злость

Папенька хотел отдать все подвалы под раненых,

- сказал Петя. - Мне Васильич сказал по-моему.

- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, взмахивая рукой и обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая.я не знаю! (Л. Толстой. Война и мир) описание + жест (движение рукой)

Волнение

Мне надо с тобой поговорить, и очень серьезно. Князь Василий замолчал, и щека его начала нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его то же были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались (Л. Толстой. Война и мир)

описание + выражение глаз_________________________

Радость

Когда он очнулся, Наташа стояла перед ним на коленях.

Князь Андрей облегченно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

- Вы? - сказал он. - Как счастливо!

(Л. Толстой. Война и мир)

описание + жест (улыбка + движение рукой)

Таким образом, в процессе коммуникации мужчины и женщины могут использовать одинаковые невербальные средства. Это движения плечами, руками и головой, у них одинаковая кожная реакция, мимика, улыбка ит. д. Однако в их поведении наблюдаются и различия, подтверждающие разницу, хотя и незначительную, в мужском и женском восприятии событий и реакцию на них. Например, по частотности употребления мужские жесты можно расположить таким образом (по убыванию): движение руками ^ мимика (лицо, улыбка, кожная реакция) ^ движение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волнение

Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы.

- Я очень рада, что вы пришли, - начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце (Л. Толстой. Война и мир) описание + выражение глаз

Радость

- Еще полчасика, - убедительно говорила Сонечка.

- Право, нельзя, мой ангел.

- Ну, для меня, пожалуйста, - говорила она, прижимаясь к матери.

- Ну разве тебе весело будет, если я завтра буду больна? - сказала г-жа Валахина и имела неосторожность улыбнуться.

- А, позволила! Останемся? - заговорила Сонечка, хлопая в ладоши и прыгая от радости (Л. Толстой. Детство)

описание + жест (движение руками)__________________

плечами ^ движение головой. У женщин, в силу их эмоциональности (но при таких же условиях) наблюдается несколько иная картина: мимика (лицо, улыбка, кожная реакция, выражение глаз) ^ движение головой ^ движение руками ^ движение плечами.

1. Психология общения. М., 2004. С. 134.

2. Словарь гендерных терминов. М., 2002. С. 76.

Поступила в редакцию 8.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.