Научная статья на тему 'Мужские архетипы в романах Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит»'

Мужские архетипы в романах Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОРДЖ МАКДОНАЛЬД / АРХЕТИП / МИФОПОЭТИКА / GEORGE MACDONALD / ARCHETYPE / MYTHOPOETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черемисина А.И.

Целью работы является анализ архетипов Юноши, Героя, Отца, представленных в художественных образах, на материале романов Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит». В работе использованы историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования. Рассмотрены характерные черты архетипов Юноши и Героя в их реализации в образах протагонистов романов. Отмечена связь мужских архетипов с женскими. Проанализирован архетип Отца, воплощённый в образе христианского Бога. Сделан вывод о том, что протагонисты исследуемых романов претерпевают смену архетипических ролей в процессе пути индивидуации: Юноша становится Героем. Такое преобразование в мифопоэтическом мире Дж. Макдональда имеет этический подтекст. Для реализации своей религиозно-философской концепции автор использует архетип Отца. Нравственное взросление связывается с развитием христианского мировоззрения. Дж. Макдональд использует архетипы, наделяя их этическим, религиозным, философским содержанием, соответствующим авторской мифопоэтической модели мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Male archetypes in G. MacDonald''s novels “Phantastes” and “Lilith”

The goal of the research is to analyze the archetypes of the Puer, the Hero, the Father represented in the literary figures of G. MacDonald''s novels "Phantastes" and "Lilith". Historical-literary and comparative-typological methods are used in the research. The features of the Puer and the Hero archetypes in their realization in the protagonists'' figures have been considered. The connection between male and female archetypes has been pointed out. The Father archetype embodied in the figure of the Christian God has been analyzed. The conclusion was made, that the protagonists of the novels undergo the change of archetypical roles in the process of individuation path: the Puer becomes the Hero. This transformation in G. MacDonald''s mythopoetic world has ethical interpretation. The author uses the Father archetype for the realization of his religious-philosophical conception. Moral maturation is connected with the cultivation of the Christian worldview. G. MacDonald uses archetypes giving them ethical, religious, philosophical content corresponding to the author''s mythopoetic model of the world.

Текст научной работы на тему «Мужские архетипы в романах Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит»»

2. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. Lavrent'evskaia letopis'. Troitskaia letopis'. Izd. 2-e. L.: AN SSSR, 1926-1928. S. 10.

3. Ibid . S. 11-12.

4. Rossiiskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. T. 1. Zakonodatel'stvo Drevnei Rusi. M.: IuL, 1984. S. 192.

5. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. S. 292.

6. Ibid. S. 158.

7. Borisov N. S. Povsednevnaia zhizn' srednevekovoi Rusi nakanune kontsa sveta. M.: Molodaia gvardiia, 2004. S. 291.

8. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. S. 159.

9. Suzdal'skaia letopis' po Akademicheskomu spisku. Izd. 2-e. L.: AN SSSR, 1928. S. 364.

10. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. S. 143.

11. Borisov N. S. Ukaz. rab. S. 288.

12. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. S. 279.

13. Nazarov I. I. Tiurko-tatarskie elementy v iazyke drevnikh pamiatnikov russkoi pis'mennosti // Uchenye zapiski Kazanskogo gos. ped. ins-ta. Vyp. 15. Kazan', 1958. S. 143.

14. Suzdal'skaia letopis' po Akademicheskomu spisku. S. 152.

15. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1. S. 111.

16. Ibid. S. 120.

17. ibid. S. 443.

18. ibid. S. 444.

УДК 821.111

А. И. Черемисина

Мужские архетипы в романах Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит»

Целью работы является анализ архетипов Юноши, Героя, Отца, представленных в художественных образах, на материале романов Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит». В работе использованы историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования. Рассмотрены характерные черты архетипов Юноши и Героя в их реализации в образах протагонистов романов. Отмечена связь мужских архетипов с женскими. Проанализирован архетип Отца, воплощённый в образе христианского Бога. Сделан вывод о том, что протагонисты исследуемых романов претерпевают смену архетипических ролей в процессе пути индивидуации: Юноша становится Героем. Такое преобразование в мифопоэтическом мире Дж. Макдональда имеет этический подтекст. Для реализации своей религиозно-философской концепции автор использует архетип Отца. Нравственное взросление связывается с развитием христианского мировоззрения. Дж. Макдональд использует архетипы, наделяя их этическим, религиозным, философским содержанием, соответствующим авторской мифопоэтической модели мира.

The goal of the research is to analyze the archetypes of the Puer, the Hero, the Father represented in the literary figures of G. MacDonald's novels "Phantastes" and "Lilith". Historical-literary and comparative-typological methods are used in the research. The features of the Puer and the Hero archetypes in their realization in the protagonists' figures have been considered. The connection between male and female archetypes has been pointed out. The Father archetype embodied in the figure of the Christian God has been analyzed. The conclusion was made, that the protagonists of the novels undergo the change of archetypical roles in the process of individuation path: the Puer becomes the Hero. This transformation in G. MacDonald's mythopoetic world has ethical interpretation. The author uses the Father archetype for the realization of his religious-philosophical conception. Moral maturation is connected with the cultivation of the Christian worldview. G. MacDonald uses archetypes giving them ethical, religious, philosophical content corresponding to the author's mythopoetic model of the world.

Ключевые слова: Джордж Макдональд, архетип, мифопоэтика.

Keywords: George MacDonald, archetype, mythopoetics.

Джордж Макдональд - шотландский писатель и проповедник XIX в. Его романы «Фантастес» (1858] и «Лилит» (1895] обладают общностью тематики и проблематики, сходством сюжета, системы образов, формы повествования, философско-эстетическим единством. В каждом из романов главным героем является юноша, который попадает в иной мир, проходит череду испытаний и возвращается, обогащённый важным духовным опытом. Данные произведения насыщены традиционными мифологическими образами, мотивами, архетипами, которые в процессе автор-

© Черемисина А. И., 2016 116

ского переосмысления становятся базой мифотворчества Дж. Макдональда. В рамках исследования мифопоэтики указанных романов рассмотрим мужские архетипы, воплощённые в художественных образах. Под архетипами мы понимаем фундаментальные первообразы, имеющие общечеловеческий смысл, врожденные универсальные модели, запечатленные в коллективном бессознательном. Архетипы проявляются в мифологии, религии, искусстве. В современной психоаналитике выделяют следующие мужские архетипы: Юноша, Герой, Отец, Мудрый Старец [1]. В подсознании человека на определённом этапе жизни может преобладать тот или иной архетип как модель поведения. Смена архетипических ролей связана с процессом индивидуации, становлением самосознания.

Протагонисты исследуемых романов Анодос («Фантастес»] и Вейн («Лилит»] - юноши, которым недавно исполнился 21 год. Их родителей уже нет в живых, и, достигнув совершеннолетия, герои готовятся вступить в права наследства родовым имением. В образах Анодоса и Вейна воплощаются все ключевые черты архетипа Юноши (Вечного Юноши, Puer Aeternus), выделенные юнгианским аналитиком Марией-Луизой фон Франц [2]: мечтательность, сентиментальность (герои часто плачут от избытка эмоций], бегство от обыденной жизни (герои отправляются в путешествие по иному миру], энергичность, интерес к приключениям (герои с любопытством исследуют другой мир], свободолюбие, необязательность (герои нарушают запреты], асоциальность (Вейн предпочитает чтение книги обществу её автора]. Юноша как архетипиче-ская фигура - это незрелый мальчик-мужчина, ребёнок в душе, который инфантильно следует своим чувствам, избегая ответственности.

В исследуемых романах подчеркиваются феминные черты архетипического Юноши, которые можно выделить в контексте оппозиции «мужское - женское», характерной для художественного мира Дж. Макдональда. В романе «Фантастес» мужчины и мальчики, живущие в Волшебной стране, отличаются рациональностью и прагматичностью: они не верят в таинственных существ и смеются над женскими «сказками». Женщины и девочки, в свою очередь, обладают глубокой интуицией и чувствительностью, позволяющей им видеть волшебных обитателей леса. Подобное гендерное разграничение черт характера соответствует оппозиции Логоса и Эроса как мужского и женского начал в концепции К. Г. Юнга. Юноши Анодос и Вейн наделены способностью видеть волшебных существ, они обладают такими феминными чертами, как интуиция, чувствительность, эмоциональность, нежность.

Архетип Юноши тесно связан с архетипом Матери: Юноша ещё не нашёл баланс между зависимостью и автономией от Матери, он боится боли разобщения. В анализируемых романах архетип Матери воплощается в образах древней старухи (Великой Матери], женщин-помощниц, «Матушки Природы». Материнские фигуры заботятся о главном герое, кормят его и дают ночлег, называя при этом малышом, дитём, сынком, мальчиком. Они рассказывают об особенностях иного мира и предупреждают об опасностях. Герои чувствуют сильную привязанность к материнским персонажам. Так, Анодос говорит о приютившей его старухе: «Мне казалось, что другая, великая и богатая душа нежно поддерживает, обнимает, окутывает мою душу всей своей полнотой и щедростью. Мне чудилось, что она может дать мне все, чего я когда-либо желал, что мне уже никогда не захочется расстаться с ней, что я был бы счастлив вечно слушать ее песни и есть ее похлебку день за днем, сколько бы ни прошло лет» [3]. Затем Мать отправляет Юношу в дорогу с напутствием совершить достойный поступок, поскольку задача архетипической Матери - отпустить дитя в мир. Юноша тяжело переживает расставание, не хочет уходить, но в итоге подчиняется воле Матери.

Другой аспект связи архетипа Юноши с архетипом Матери выражается в мифологическом образе умирающего и воскресающего божества. Вечным Юношей ("Puer Aeternus"] древнеримский поэт Овидий в «Метаморфозах» называет молодого бога, которого отождествляют с Дионисом и Эросом. Дионис как бог вегетационного цикла связан с богинями плодородия Деметрой, Персефоной, Кибелой, воплощающими архетип Великой Матери. Кроме того, Дионис выводит свою мать Семелу из подземного царства. Здесь можно провести параллель с романом «Фанта-стес». Имя главного героя Анодос в переводе с греческого значит 'восхождение': анодосом называлось цикличное весеннее возвращение богинь земли. По мнению исследователя Ф. Сото, роль Анодоса в структуре романа состоит в выведении на свет богинь ежегодного обновления земли (Кибелы, Персефоны, Эвридики, Изиды), которые воплощаются в женских персонажах [4]. С развитием патриархального общества меняется роль мужской фигуры в мифе о вечном возвращении богини плодородия: со временем богиню из подземного царства выводит не сын, а возлюбленный (например, в мифе об Орфее и Эвридике]. В исследуемых романах Дж. Макдональда роль протагониста также меняется: то он ведёт себя как сын, то как возлюбленный. Подобное поведение связано со сменой архетипических ролей: с отделением от Матери Юноша преображается в Героя. Смена архетипических ролей возможна только через боль инициации.

Архетип Героя К. Г. Юнг отождествляет с развивающимся сознанием человека [5]. Чтобы повзрослеть, необходимо выполнить опасную задачу: спуститься в «подземный мир» - в область бессознательного. Архетип Героя проявляется в героических мифах, которые с психоаналитической позиции наиболее полно исследованы Джозефом Кэмпбеллом в работе «Тысячеликий Герой» [6]. Странствия и подвиги героя отражают процесс индивидуации - становления и развития личности. Главные подвиги Героя - победа над чудовищами, олицетворяющими бессознательные комплексы, и добывание волшебной царевны, воплощающей женское начало. Итогом процесса индивидуации является становление Самости - изначальной потенциальной целостности личности. По Дж. Кэмпбеллу, центральным блоком мономифа является формула обряда перехода: исход - инициация - возвращение. Мифологический Герой отправляется из обыденного мира в сверхъестественный, где встречается с волшебными силами и совершает подвиги, получает важный духовный опыт и возвращается, способный поделиться своими знаниями с соплеменниками. Как можно заметить, сюжет романов Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит» разворачивается по схеме героического мифа.

Протагонисты исследуемых романов, оказавшись в ином мире, сталкиваются с проблемой самоидентификации. Например, Вейн даже не может вспомнить собственное имя. Ворон, проводник Вейна, говорит, что в человеке живут разные ипостаси, которые проявляются в его поведении, но всех их нужно привести в согласие и гармонию [7]. Герои переживают внутренний конфликт: они осознают свои пороки (гордыню, тщеславие, зависть и т. д.] и пытаются от них избавиться. В романе «Фантастес» человеческие пороки изображаются в архетипическом образе Тени, преследующей Анодоса, а в романе «Лилит» - в образах подземных чудовищ. Согласно Дж. Кэмпбеллу, стадия инициации, то есть испытаний Героя, представляет собой «процесс разложения, преодоления или преобразования инфантильных образов нашего собственного прошлого» [8]. Но герои Дж. Макдональда не только борются с «теневыми» сторонами собственной души. Анодос и Вейн мечтают совершить «нечто стоящее». Они разочаровываются в прежнем умозрительном образе жизни и ставят себе задачу принести пользу другим людям. Протагонисты понимают героизм в этическом аспекте - как служение людям, готовность к самопожертвованию. По К. Г. Юнгу, «герой всегда олицетворяет собой самое высокое и самое сильное стремление» [9]. Инициация через борьбу с собственными пороками и через подвиги ради блага других людей способствует преобразованию архетипического Юноши в Героя.

Важным этапом инициации Героя, по Дж. Кэмпбеллу, является битва с чудовищем или выполнение опасного задания. В исследуемых романах герои претерпевают ряд поражений, прежде чем совершить достойный подвиг. В романе «Фантастес» Анодос в своих поступках ориентируется на рыцаря, с которым знакомится в Волшебной стране. В образе этого рыцаря воплощается идеальный Герой, которым хочет стать протагонист. Рыцарь совершает подвиги и добивается взаимной любви Прекрасной Дамы - Мраморной Девы, о которой мечтает Анодос. Только после того как Анодос меняет архетипическую роль пассивно наблюдающего Юноши на роль активно действующего Героя, он становится соратником рыцаря. Анодос совершает подвиг - вместе с двумя названными братьями побеждает великанов и освобождает пленников. Битва и тщательная подготовка к ней имеют отсылку к обряду инициации. Но, возгордившись победой, Анодос попадает в плен к собственной Тени, олицетворяющей пороки героя. Анодоса спасает женщина, прошедшая путь страданий. Очистившись смирением, герой избавляется от Тени и присоединяется к рыцарю. В финале Анодосу удается совершить подвиг - победить чудовище, а именно -убить волка и тем самым спасти обреченных на гибель. Анодос погибает и только в смерти обретает духовную гармонию. В романе «Лилит» Вейн поначалу упускает шанс совершить подвиг -помочь беззащитным Малышам избавиться от гнета великанов. Будучи в архетипической роли Юноши, он только размышляет о судьбе детей, но ничего не предпринимает и вскоре бросает их ради поиска приключений. В архетипической роли Героя Вейн начинает действовать: он пытается воссоединить Малышей с их родителями. Однако, поддавшись собственному тщеславию и упрямству, Вейн ведёт детей в военный поход, который заканчивается гибелью девочки Лоны. Осознав свою ошибку, герой глубоко раскаивается. В финале Вейну удается совершить подвиг -выполнить опасное задание, а именно закопать магический артефакт и тем самым возродить мир. Так же, как и Анодос, только в смерти Вейн обретает духовную гармонию.

Следующим этапом инициации Героя как архетипической фигуры является добывание волшебной царевны (встреча с богиней]. В анализируемых романах фигура богини - это архетип Вечной Женственности, воплощённый в образах Мраморной Девы («Фантастес»] и Лилит («Лилит»]. Это тип прекрасной, роковой женщины, гордой царевны. В архетипической роли Юноши протагонист испытывает «собственническое чувство» к царевне, поскольку он помог ей пробудиться от сна-смерти. Так, Анодос пытается овладеть Мраморной Девой, а Вейн старается привя-118

зать к себе Лилит. В архетипической роли Героя чувства протагониста возвышаются до чистой, духовной, платонической любви. Так, Анодос смиряется с тем, что Мраморная Дева предпочла ему идеального рыцаря, - он замечает, что его любовь стала ещё сильнее. Вейн надеется, что любовь Бога спасёт Лилит. Дж. Кэмпбелл отмечает диалектику мужского восприятия образа богини: «Несовершенный взор низводит ее до низшего состояния... но взор понимания восстанавливает ее в ее величии» [10]. Чувство протагонистов развивается от юношеского стремления к обладанию до героической духовной любви.

Дальнейшим этапом инициации Героя, по Дж. Кэмпбелу, является «примирение с Отцом». Архетип Отца, согласно К. Г. Юнгу, является всеобъемлющим образом Бога, это «auctor и авторитет, а потому закон и государство» [11], он имеет детопорождающую направленность. Архетип Отца тесно связан с архетипом Мудрого Старца, который воплощает знание, мудрость, дух, спокойствие. Его отличает магическая внутренняя сила, руководящая человеком и поддерживающая его во внутренней борьбе. Мудрого Старца рассматривают как производную от архетипического Отца [12]. В религиозно-философской концепции Дж. Макдональда архетипы Отца и Мудрого Старца воплощаются в христианском Боге. Бог - это идеальный Отец, Отец отцов. Предназначение человека состоит в духовном взрослении, самосовершенствовании, чтобы стать истинным сыном Бога и вернуться «домой», к Отцу [13]. Путь героев Дж. Макдональда - это путь не только к самопознанию, но и к Богу, и лежит он через символическую смерть, то есть инициацию. В романе «Лилит» образ христианского Бога присутствует непосредственно: к Нему возвращаются все герои после сна-смерти. В романе «Фантастес» нет образа Бога как такового, но герой чувствует, что кто-то незримый направляет его и заботится о нём. Дж. Кэмпбелл замечает, что примирение архетипического Героя с Отцом требует отрешения от привязанности к Эго [14]. Так, Вейн узнаёт, что отвращение к себе «часто становится первым шагом на пути домой, в объятия отца, где блудный сын наконец-то забывает о том самом "я", которое так ему противно» [15]. Вейн как ар-хетипический Герой стремится вернуться, приблизиться к Отцу (Богу], чтобы обрести понимание божественной истины и любви.

Путь испытаний как процесс индивидуации формирует самосознание архетипического Героя. Ему открываются как тайны человеческой души, так и тайны мироздания. Герой осознаёт мир как единство материнского и отцовского начал, времени и вечности. Каждый из протагонистов исследуемых романов, находясь в символическом состоянии сна-смерти, ощущает материнскую энергию природы, притом Вейн предполагает, что находится «в сердце Самого Бога» [16]. Кроме того, Анодос ранее замечает в образе идеального рыцаря как мужские, так и женские (материнские] черты. Также герои обогащаются знанием о человеческой душе. Процесс духовного самосовершенствования осознаётся ими как цикл смертей и возрождений самости, внутреннего «я». Герои понимают значение абсолютной любви как средства приближения к другой человеческой душе и Богу. У них формируется представление о подсознании. Анодос замечает: «В человеческом существе. есть то, что глубже и сильнее этого "я", и однажды оно непременно поднимется из неведомых глубин души» [17]. Вейн переживает своё духовное странствие как сон, возникший в глубине подсознания, куда был привнесён свыше. Вернувшись в повседневный мир, архетипический Герой задумывается о том, как обогатить полученным духовным опытом земную жизнь. Например, Анодос размышляет, как исправить свои прежние ошибки, помочь собратьям и «сделать мир ярче и светлей» [18].

Таким образом, протагонисты романов Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит» претерпевают смену архетипических ролей в процессе пути индивидуации: Юноша становится Героем. Такое преобразование в мифопоэтическом мире Дж. Макдональда имеет этический подтекст: путь духовного развития человека идёт через борьбу с собственными пороками и самоотверженное служение людям. Для реализации своей религиозно-философской концепции Дж. Макдо-нальд вводит архетип Отца, воплощённый в образе христианского Бога. Стремление к единению с Отцом становится стимулом духовного совершенствования Героя. Нравственное взросление связывается с развитием христианского мировоззрения. Дж. Макдональд использует архетипы, наделяя их этическим, религиозным, философским содержанием, соответствующим авторской мифопоэтической модели мира.

Примечания

1. Самохвалов В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. Симферополь: СОНАТ, 1999.

2. Франц М.-Л. Вечный юноша. Puer Aeternus. М.: Изд-во «Класс», 2009.

3. Макдональд Дж. Фантастес / пер. с англ. О. Лукмановой. Н. Новгород: Агапе, 2005. С. 153.

4. Soto F. Chthonic Aspects of MacDonald's Phantasies: From the Rising of the Goddess to the Anodos of Anodos // North Wind. 2000. № 19. P. 19-49.

5. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Академ. проект, 2007.

6. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: АСТ, 1997.

7. Макдональд Дж. Лилит / пер. с англ. О. Лукмановой. Н. Новгород: Агапе, 2004. С. 38.

8. Кэмпбелл Дж. Указ. соч. С. 64.

9. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Академ. проект, 2007. С. 40.

10. Кэмпбелл Дж. Указ. соч. С. 72.

11. Юнг К. Г. Указ. соч. С. 33.

12. Зеленский В. В. Базовый курс аналитической психологии. М.: Когито-Центр, 2004.

13. MacDonald G. Unspoken Sermons. Hazleton, PA: The Electronic Classic Series Publication, 2012.

14. Кэмпбелл Дж. Указ. соч. С. 78.

15. Макдональд Дж. Лилит... С. 253.

16. Там же. С. 287.

17. Макдональд Дж. Фантастес. С. 190.

18. Там же. С. 210.

Notes

1. Samohvalov V. P. Psihoanaliticheskij slovar' i rabota s simvolami snovidenij i fantazij [Psychoanalytic dictionary and work with symbols, dreams and fantasies]. Simferopol. SONAT. 1999.

2. Franz M.-L. Vechnyj yunosha. Puer Aeternus [Eternal youth. Puer Aeternus]. M. "Mir Uranii".

3. MacDonald George. Fantastes [Fantastic] / transl. from English. O. Lukmanova. N. Novgorod. Agape. 2005.

P. 153.

4. Soto F. Chthonic Aspects of MacDonald's Phantastes: From the Rising of the Goddess to the Anodos of Anodos // North Wind. 2000. № 19. Pp. 19-49.

5. Jung C. G. Problemy dushi nashego vremeni [Problems of soul of our time]. M. Academic project. 2007.

6. Campbell John. Tysyachelikij geroj [Thousand-faced hero]. M. AST. 1997.

7. MacDonald George Lilit [Lilith] / transl. from English O. Lukmanova. N. Novgorod. Agape. 2004. P. 38.

8. Campbell John. Tysyachelikij geroj [Thousand-faced hero]. M. AST. 1997. P. 64.

9. Jung C. G. [Problems of soul of our time]. M. Academic project. 2007. P. 40.

10. Campbell John. Tysyachelikij geroj [Thousand-faced hero]. M. AST. 1997. P. 72.

11. Jung C. G. Problemy dushi nashego vremeni [Problems of soul of our time]. M. Academic project. 2007. P. 33.

12. Zelensky V. V. Bazovyj kurs analiticheskoj psihologii [Basic course of analytical psychology]. M. Kogito-Centr. 2004.

13. MacDonald G. Unspoken Sermons. Hazleton, PA: The Electronic Classic Series Publication, 2012.

14. Campbell John. Tysyachelikij geroj [Thousand-faced hero]. M. AST. 1997. P. 78.

15. MacDonald George Lilit [Lilith] / transl. from English O. Lukmanova. N. Novgorod. Agape. 2004. P. 253.

16. Ibid. P. 287.

17. MacDonald George Fantastes [Fantastic] / transl. from English O. Lukmanova. N. Novgorod. Agape. 2005. P. 190.

18. Ibid. P. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.