Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ'

МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
657
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТИПЫ МУЗЕЕВ / РЕГИОНЫ СТРАНЫ / АТТРАКТИВНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Анисимова Виктория Викторовна, Волкова Татьяна Александровна

В связи с пандемией COVID-19 туристская отрасль видоизменяется, переориентируется и подстраивается под реалии стран и регионов мира. На территории России также произошли изменения в отрасли туризма, стало возможным развивать в регионах страны специфические виды туризма, которые не были характерны ранее, но имели потенциал для развития. Цель проведенного исследования заключалась в выявлении возможностей для развития нового вида туризма в регионах страны, а именно, музейного туризма. Методы. Для достижения цели авторами были использованы как общенаучные методы исследования, так и специфические для изучения вопросов туризма. Так, авторами был применен системный анализ, благодаря которому удалось сформировать рекреационную ресурсную базу для развития вида туризма. Был использован метод опроса, для выявления аттрактивности изучаемого вида туризма у потенциальных потребителей. Помимо этого, авторами применены методы статистического анализа, исторический, типологии, построение таблиц и диаграмм и др. Результаты. В результате удалось выявить рекреационный потенциал для развития музейного туризма в регионах страны, изучить потенциальные возможности и перспективы. Выводы. Музейный туризм в регионах страны весьма перспективное направление, при освоении потенциала и реализации развития вида туризма возможно решить ряд экономических, социальных и культурных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM TOURISM IN RUSSIA

Due to the COVID-19 pandemic, the tourism industry is reshaping, reorienting and adapting to the realities of countries and regions in the world. There have also been changes in the tourism industry in Russia, it became possible to develop in the regions of the country specific tourism types that were not characteristic before, but had the potential for development. The aim is to identify opportunities for the development of a new tourism type in the regions of the country, it is museum tourism. Methods. To achieve the aim, the authors used both general scientific research methods and specific ones for the tourism issues studying. So, the authors applied a systematic analysis, thanks to which it was possible to form a recreational resource base for the development of the tourism type. The survey method was used to identify the attractiveness of the studied tourism type among potential consumers. In addition, the authors applied methods of statistical analysis, historical, typology, construction of tables and diagrams, etc. Results. As a result, it was possible to identify the recreational potential for the development of museum tourism in the regions of the country, to study the potential opportunities and prospects. Conclusions. Museum tourism in the regions of the country is a very promising direction, it is possible to solve a number of economic, social and cultural problems with the development of the potential and implementation of the development in the tourism type.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ»

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 379.851

DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-1-49-55

Музейный туризм в России

© 2021 Анисимова В. В., Волкова Т. А.

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия; e-mail: viktoriya23.84@mail.ru; mist-next4@inbox.ru

РЕЗЮМЕ. В связи с пандемией COVID-19 туристская отрасль видоизменяется, переориентируется и подстраивается под реалии стран и регионов мира. На территории России также произошли изменения в отрасли туризма, стало возможным развивать в регионах страны специфические виды туризма, которые не были характерны ранее, но имели потенциал для развития. Цель проведенного исследования заключалась в выявлении возможностей для развития нового вида туризма в регионах страны, а именно, музейного туризма. Методы. Для достижения цели авторами были использованы как общенаучные методы исследования, так и специфические для изучения вопросов туризма. Так, авторами был применен системный анализ, благодаря которому удалось сформировать рекреационную ресурсную базу для развития вида туризма. Был использован метод опроса, для выявления аттрактивности изучаемого вида туризма у потенциальных потребителей. Помимо этого, авторами применены методы статистического анализа, исторический, типологии, построение таблиц и диаграмм и др. Результаты. В результате удалось выявить рекреационный потенциал для развития музейного туризма в регионах страны, изучить потенциальные возможности и перспективы. Выводы. Музейный туризм в регионах страны весьма перспективное направление, при освоении потенциала и реализации развития вида туризма возможно решить ряд экономических, социальных и культурных проблем.

Ключевые слова: музейный туризм, рекреационный потенциал, типы музеев, регионы страны, ат-трактивность, перспективы.

Формат цитирования: Анисимова В. В., Волкова Т. А. Музейный туризм в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2021. Т. 15. № 1. С. 49-55. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-1-49-55

Museum Tourism in Russia

© 202i Viktoriya V. Anisimova, Tatyana A. Volkova

Kuban State University

Krasnodar, Russia; e-mail: viktoriya23.84@mail.ru; mist-next4@inbox.ru

ABSTRACT. Due to the COVID-19 pandemic, the tourism industry is reshaping, reorienting and adapting to the realities of countries and regions in the world. There have also been changes in the tourism industry in Russia, it became possible to develop in the regions of the country specific tourism types that were not characteristic before, but had the potential for development. The aim is to identify opportunities for the development of a new tourism type in the regions of the country, it is museum tourism. Methods. To achieve the aim, the authors used both general scientific research methods and specific ones for the tourism issues studying. So, the authors applied a systematic analysis, thanks to which it was possible to form a recreational resource base for the development of the tourism type. The survey method was used to identify the attractiveness of the studied tourism type among potential consumers. In addition, the authors applied

methods of statistical analysis, historical, typology, construction of tables and diagrams, etc. Results. As a result, it was possible to identify the recreational potential for the development of museum tourism in the regions of the country, to study the potential opportunities and prospects. Conclusions. Museum tourism in the regions of the country is a very promising direction, it is possible to solve a number of economic, social and cultural problems with the development of the potential and implementation of the development in the tourism type.

Keywords: museum tourism, recreational potential, museums types, regions in the country, attractiveness, prospects.

For citation: Anisimova V. V., Volkova T. A. Museum Tourism in Russia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2021. Vol. 15. No. 1. Pp. 49-55. DOI: 10.31161/1995-06752021-15-1-49-55 (In Russian)

Введение

На стыке XX и XXI вв. существенно меняется предназначение музеев по всему миру. Мировой опыт показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в сложные культурно-исторические и досуговые культурные центры. Музейный туризм пользуется высокой популярностью у рекреантов не только из-за возможности полюбоваться экспонатами, но и из-за инновационных технологий, которые в последнее время широко применяются в разных музеях. Суть их в том, чтобы максимально погрузить рекреанта в давно минувшие времена и создать определенную атмосферу эпохи, представленной в экспозиции [2, с. 21]. Именно поэтому тема исследования актуальна.

Главной целью проведенного исследования является выявление возможностей для развития нового вида туризма в регионах страны в связи с новыми возможностями из-за пандемии новой коронови-русной инфекции, а именно, музейного туризма.

Музейный туризм - разновидность культурно-познавательного туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев (его запасников) и территорий с инфраструктурой, которые к ним прилегают [1, с. 47].

Материал и методы исследования

Авторами были использованы как общенаучные методы исследования, так и специфические для изучения вопросов туризма. Так, был применен системный анализ, благодаря которому удалось сформировать рекреационную ресурсную базу для развития вида туризма. Был использован метод опроса, для выявления аттрактивности изучаемого вида туризма у потенциальных потребителей. Помимо этого, авторами примене-

ны методы статистического анализа, исторический, типологии, построение таблиц и диаграмм и др.

Результаты и их обсуждение

Поговорим о музеях России как ресурсном потенциале для развития вида туризма. Современный музейный мир России характеризуется невиданным ранее разнообразием музейных учреждений. Авторами был проанализирован официальный сайт «Культура.РФ» [3] на предмет современной типологии музеев страны. Данные сайта на сегодняшний день являются наиболее актуальными для анализа в научной работе. Итак, согласно сайту, на территории России выделяют типы и подтипы музеев, представленные в таблице (в ед.).

Из приведенного материала видно, что общее количество зарегистрированных музеев, ведущих официальную деятельность, зафиксированных в сети Интернет и имеющих официальные сайты для взаимодействия, составляет 3 666 ед. Это, по мнению авторов, достаточно большое количество музеев, все они представляют определенную историческую, научную, образовательную, экономическую и социальную ценность для России, а также являются ресурсной базой для развития музейного туризма в регионах страны. Колоссальное количество экспонатов, хранящихся в музеях, представляют собой невероятную ценность и потенциал для вовлечения в туристскую деятельность регионов страны.

Из рисунка видно, что больше всего в России представлены краеведческие музеи, как было сказано выше, - на них приходится 32 % (1 158 ед.) от общего количества 100 % (3 666 ед.); на втором месте находятся исторические музеи России, их - 18 % (662 ед.); третье место принадлежит

Естественные и точные науки ••• 51 Natural and Exact Sciences •••

персональным и мемориальным музеям - 3 % (100 ед.); естественно-научные - 2 % 15 % (560 ед.); и далее архитектурные - (89 ед.) и по 1 % приходится на музыкаль-10 % (373 ед.); художественные - 9 % (339 ные и театральные (32 и 28 ед. соответ-ед.); литературные - 5 % (191 ед.); музеи- ственно). заповедники - 4 % (134 ед.); отраслевые - Таблица Музеи России (типология по официальному сайту «Культура.РФ» (составлена авторами)

№ п/п Тип и подтип музея Количество музеев

1 2 3

1 Архитектурные музеи России: - архитектурно-ансамблевые; - дворцово-парковые ансамбли; - музеи-усадьбы; - музеи-храмы, монастыри 373 - 65 - 183 - 82 - 43

2 Естественно-научные музеи России: - биологические; - ботанические сады, парки; - геологические; - зоопарки, аквариумы; - медицинские; - морские; - палеонтологические; - почвенные 89 - 18 - 7 - 19 - 3 - 17 - 13 - 10 - 2

3 Исторические музеи России: - археологические; - военно-исторические; - военно-морские; - истории организаций России; - историко-бытовые; - историко-революционные; - общеисторические; - этнографические 662 - 54 - 159 - 30 - 85 - 94 - 11 - 78 - 151

4 Художественные музеи России: - декоративно-прикладного и народного искусства; - изобразительного искусства; - музеи скульптуры; - художественных ремесел 339: - 109; - 136; - 34; - 60

5 Отраслевые музеи России: - авиации и космонавтики; - автотранспорта; - горного дела; - железнодорожного транспорта и метро; - сельского хозяйства; - спортивные; - средств связи; - судостроения; - фотографии 100: - 28; - 11; - 5; - 11; - 7; - 6; - 12; - 7; - 13

6 Литературные музеи России 191

7 Театральные музеи России 28

8 Музыкальные музеи России 32

9 Персональные, мемориальные музеи России 560

10 Музеи-заповедники 134

11 Краеведческие музеи России 1 158

Итого 3 666

Рис. Типы музеев России, ед. (составлен авторами)

Музейный потенциал страны велик, огромное количество музеев рассредоточилось по всем субъектам РФ: где-то их много, где-то меньше. В рамках проведенного исследования авторами была проанализирована география размещения типов музеев по всем регионам России. Был получен обширный материал, который приведен в виде таблиц и рисунков - сделано 39 рисунков и 39 таблиц. В рамках материалов статьи их проиллюстрировать не удастся.

Из полученного материала становится понятно, где сосредоточено наибольшее количество музеев, какие типы и подтипы наиболее характерны для разных субъектов России [4]. Так, архитектурные музеи наиболее актуальны в гг. Санкт-Петербург, Москва, Ленинградской, Московской, Ростовской, Самарской, Псковской, Владимирской, Новгородской обл.

Естественно-научные музеи чаще всего встречаются в г. Санкт-Петербурге, Калининградской, Кировской и Иркутской обл.

Исторические музеи наиболее часто можно встретить в гг. Санкт-Петербург, Москва, Московской, Ленинградской, Ка-

лужской, Омской, Калининградской, Новосибирской, Иркутской, Ярославской обл., республиках Крым, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан и Ханты -Мансийский АО.

Художественные - гг. Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская, Ярославская, Новгородская, Владимирская, Тульская обл., республики Татарстан, Коми.

Отраслевые музеи часто можно встретить в таких субъектах, как: Смоленская, Омская обл. и г. Москва.

Литературные наиболее популярны в гг. Санкт-Петербург, Москва, республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Ростовской, Московской, Псковской, Свердловской обл. и Пермском, Ставропольском, Краснодарском кр.

Театральные и музыкальные чаще всего можно встретить в гг. Москва и Санкт-Петербург.

Персональные, мемориальные музеи характерны для всех субъектов РФ, однако в большем количестве в гг. Москва и Санкт-Петербург, Московской, Ленинградской, Тульской, Пензенской, Ростовской, Нижегородской, Ярославской, Кировской, Уль-

Естественные и точные науки ••• 53

Natural and Exact Sciences •••

яновской, Ивановской, Архангельской, Курской, Смоленской и Липецкой обл., Ставропольском, Красноярском, Краснодарском кр., республиках Татарстан, Башкортостан, Крым, Чувашская, Мордовия, Саха (Якутия).

Музеи-заповедники: Тульская, Московская, Ростовская, Псковская, Ярославская, Кемеровская и Смоленская обл., республики Крым, Татарстан.

Касаемо краеведческих музеев, то они характерны для всех субъектов России.

Исходя из проведенного анализа, становится понятно, что география размещения музеев в современной России весьма обширна, в каждом субъекте РФ можно встретить тот или иной тип (подтип) музея, что в целом благоприятно сказывается на ресурсной базе для развития нового для страны вида туризма - музейного туризма.

Для определения аттрактивности вида туризма на территории страны авторами был проведен опрос. Опрос-анкетирование был проведен с помощью современного сервиса «Яндекс.Взгляд» - это сервис для исследования мнений, было опрошено 378 чел. Полученная информация позволяет сделать ряд важных выводов и ответить на главный вопрос - является ли музейный туризм на территории регионов страны аттрактивным.

На первый пункт анкеты: «Укажите Ваш возраст», респонденты указали, что в основном возраст варьируется до 20 лет и 20-30 лет, это указывает, что целевая аудитория определена верно, т. к. именно в этом возрасте в большей степени можно заинтересовать потенциального потребителя стать участником музейного туризма.

На второй пункт анкеты: «Укажите Ваш пол» ответы респондентов указывают общую демографическую тенденцию в стране: женщин больше, чем мужчин.

На третий вопрос: «Вам интересны для посещения музеи?» большинству респондентов интересен музей для посещения, времяпрепровождения, досуга, это подтверждает в некоторой степени привлекательность музейных ресурсов. Значит, их использование в туристской деятельности рационально. Большой процент ответа «затрудняюсь ответить» говорит о возможном потенциале в виде туристов, просто необходимо пояснять им какие рекреационные ресурсы характерны для современных музеев.

На вопрос-тезис: «Музейный туризм -разновидность туризма, специфика кото-

рого заключается в использовании туристского потенциала музеев и территорий, которые к ним прилегают. Согласны ли Вы с этим термином?». Ответы, полученные от респондентов, говорят, что термин «музейный туризм» знаком, в большинстве с ним согласны, по сравнению с ответом «нет», т. е. активное внедрение такого вида туризма принесет положительные результаты. Да и респонденты, которые затруднились ответить являются потенциальными потребителями такого нового туристского продукта, однако необходимо провести активную работу для их привлечения.

На последний вопрос анкеты: «Будет ли, по Вашему мнению, интересен музейный туризм в регионах страны?» респонденты в большинстве своем ответили положительно.

Итак, опрос показал, что музейный туризм на территории страны является аттрактивным, его необходимо развивать, интегрировать в туристский сегмент, продвигать на туристском рынке. Это даст положительный экономический, социальный и рекреационный результат для российских регионов.

Для оценки современного состояния музейного туризма на территории российских регионов авторами было проанализировано выборочно 100 туристских операторов России, представленных на официальном сайте Федерального агентства по туризму [5].

Анализ проводился на предмет предлагаемых туров, видов туризма, экскурсий. Было выявлено, что в 80 % на официальных сайтах была информация о турах, где предлагалось посетить определенные музеи - это уже первый шаг к развитию исследуемого вида туризма. Однако ни один туроператор не предлагал конкретных музейных туров, что говорит о необходимости разработки и апробации такого рода туров и развития музейного вида туризма.

Заключение

Делая вывод о современном состоянии развития музейного туризма на территории страны, необходимо отметить, что рассматриваемый вид туризма пока недостаточно развит на изучаемой территории. Однако возможности огромны и их начинают использовать туроператоры и музеи.

Развитие музейного туризма в России сдерживается многими факторами, среди

которых следует выделить семь самых основных.

1. Дефицит позитивной информации о музейном туризме, отсутствие должной рекламы.

2. Неразвитость туристской инфраструктуры вблизи музеев.

3. Отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в развитие музейного туризма.

4. Невысокий уровень сервиса.

5. Несовершенство законодательной базы (несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законов субъектов РФ, законодательство о туризме (не говоря о конкретном виде туризма) как отдельная совокупность правовых норм, так и не сформировалось. Одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области туризма).

6. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов (отсутствует принятая в мире система торговли tax-free).

7. Недостаток квалифицированных кадров.

Проанализировав много источников, авторами были выделены несколько важнейших перспектив развития музейного туризма на территории страны, ее регионов:

1. Благодаря активному продвижению своих продуктов современный музей становится популярным и привлекательным для туриста, поэтому музейный туризм в перспективе аттрактивен для потребителей туристских услуг.

2. Имеющийся богатейший потенциал рекреационных ресурсов музеев постепенно будет адаптирован для потребления туристами, причем с использованием со-

сова М. Л., Баядян А. Ю. Возможности и проблемы развития музейного туризма в Краснодарском крае // Вестник Национальной академии туризма. 2017. 2 (42). С. 46-49.

2. Ляшко А. В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2012. № 3. С. 21-26.

3. Музеи России. Культура.РФ - гуманитарный просветительский проект. URL:

3. С развитием музейного туризма и привлечением рекреационных ресурсов музеев будет развиваться и туристская инфраструктура, что привлечет туристов.

4. Создавая и развивая концепцию музейного туризма, будут привлекаться инвестиции как частного характера, так и государственного, что положительно скажется на всех составляющих готового продукта музейного туризма.

5. Развивая новый вид туризма в регионах страны, понадобятся высококвалифицированные кадры, что простимулирует к увеличению спроса на получение образования в области туризма, музееведения и подобных направлений.

6. Привлекая российских туристов, не стоит забывать об иностранных, тем более, что имеется интерес иностранных граждан к историко-культурному, рекреационному потенциалу России.

7. Развивая изучаемый вид туризма, появляется возможность комфортного развития музейного дела, что положительно скажется на культуре российского общества в целом.

Итак, проведя исследование, авторами было сделано много неоднозначных выводов. Также был выявлен богатейший потенциал для развития музейного туризма в регионах страны; охарактеризована география размещения музейных ресурсов страны; проанализировано современное состояние музейного туризма; проведен опрос на предмет привлекательности у потенциальных туристов вида туризма; выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие изучаемого вида туризма; выделены основные тенденции, которые благоприятно скажутся на развитии внутреннего туризма России.

ния: 01.03.2021).

4. Типология музейных учреждений // Линг-вокультурологический тезариус «Гуманитарная Россия». URL: http://www. philol.msu.ru/ tezau-rus/library (дата обращения: 02.03.2021).

5. Туристские операторы России // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/operators/ (дата обращения: 02.03.2021).

временных технологий это становится сделать легко.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анисимова В. В., Романова И. А., Некра- https://www.culture.ru/museums (дата обраще-

Естественные и точные науки ••• ss

Natural and Exact Sciences •••

References

1. Anisimova V. V., Romanova I. A., Nekrasova Available at: https://www.culture.ru/museums

M. L., Bayadyan A. Yu. Possibilities and problems of the development for museum tourism in the Krasnodar Territory. Vestnik Natsional'noy akad-emii turizma [Journal of National Academy of Tourism]. 2017. 2 (42). Pp. 46-49. (In Russian)

2. Lyashko A. V. Museum tourism in Russia. Format Evolution. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6 [Journal of St. Petersburg University. Series 6]. 2012. No. 3. Pp. 21-26. (In Russian)

3. Muzei Rossii. Kul'tura.RF - gumanitarnyy prosvetitel'skiy proekt [Russian Museums. Cul-ture.RF is a Humanitarian Educational Project].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Анисимова Виктория Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, Институт географии, геологии, туризма и сервиса, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; e-mail: viktoriya23.84@mail.ru

Волкова Татьяна Александровна, кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, Институт географии, геологии, туризма и сервиса, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия; e-mail: mist-next4@inbox.ru

(accessed 01.03.2021). (In Russian)

4. Typology of museum institutions. Lingvokul'turologicheskiy tezarius «Gumanitarna-ya Rossiya» [Linguoculturological Thesarius "Humanitarian Russia"]. Available at: http://www. philol.msu.ru/tezaurus/library (accessed 01.03.2021). (In Russian)

5. Tourist operators in Russia. Ofitsial'nyy sayt Federal'nogo agentstva po turizmu [Official Site of Federal Agency for Tourism]. Available at: https://tourism.gov.ru/operators/ (accessed 01.03.2021). (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Viktoriya V. Anisimova, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Department of International Tourism and Management, Institute of Geography, Geology, Tourism and Service, Kuban State University, Krasnodar, Russia; e-mail: viktoriya23.84@mail.ru

Tatyana A. Volkova, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Department of International Tourism and Management, Institute of Geography, Geology, Tourism and Service, Kuban State University, Krasnodar, Russia; e-mail:

Принята в печать 12.03.2021 г.

Received 12.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.