ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСКУССТВА
Н. А. Астафьева
Ценности и смыслы. 2023. № 1 (83). С. 100-112 Values and Meanings. 2023. No.1 (83). P. 100-112 (In Rus) УДК [247:069]:746.346
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-1-100-112
Музейный памятник — инструмент исторической реконструкции. Пелена «Зачатие святой Анны»
Астафьева Надежда Анатольевна
Хранитель коллекции тканей Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское», Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Работа посвящена комплексному исследованию музейного памятника — пелене «Зачатие святой Анны» и его меморативной принадлежности. Персона заказчика пелены — Григория Васильевича Годунова — и его роль в замысле ее изготовления были установлены посредством технико-технологического, иконографического, смыслового анализа памятника в целом. В результате исследования была выявлена семантическая программа пелены — «моление о чадородии», памятник получил новую датировку — 1590-е гг., были определены и датированы началом XIX в. его монастырские поновления. Личность заказчика и интерпретация уникального вышитого «маркера» позволили предположить производственный центр пелены — неизвестную ранее золотошвейную мастерскую.
Ключевые слова: пелена «Зачатие святой Анны», смысловая программа «моление о чадородии», монастырские поновления, светская христианская двуименность, Московский Двор второй половины XVI в., маркер мастерской, Григорий Васильевич Годунов.
Для цитирования: Астафьева Н. А. Музейный памятник — инструмент исторической реконструкции. Пелена «Зачатие святой Анны» // Ценности и смыслы. 2023. № 1(83). С.100-112.
© Астафьева Н. А., 2023 100
MUSEUM ARTIFACT AS AN INSTRUMENT OF HISTORICAL RECONSTRUCTION.
THE VEIL "CONCEPTION OF SAINT ANNA"
Nadezda A. Astafyeva
Crater of Textiles Collection of Moscow State United Museum-Reserve, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. This article presents the complex research of museum artifact — the veil "Conception of Saint Anna" and, particularly, the identification of its customer. The person of the veil's customer — Grigory Vasilyevich Godunov — and his role in the veil's design were figured out thanks to technical and technological, iconographic, semantic analysis of the artifact. As a result of the complex research, a semantic program of the veil — "prayer for childbearing" — was identified, the artifact received new dating — the 1590s, the monastic textiles repairing were identified and dated to the beginning of the 19th century. The identity of the customer and the interpretation of a unique embroidered marker allowed us to assume the artifact's production center—previously unknown gold embroidery workshop.
Keywords: the veil "Conception of Saint Anna", semantic program "prayer for child-bearing", monastic textiles repairing, dual naming of lay Christians, Moscow Court of the second half of the 16th century, workshop's marker, Grigory Vasilyevich Godunov.
For citation: Astafyeva N. A. Museum artifact as an instrument of historical reconstruction. The veil "Conception of Saint Anna" // Values and Meanings. 2023. No.1 (83). P. 100-112 (In Rus).
Введение. Памятники изобразительного шитья занимают особое место в музейных собраниях. Произведения лицевого шитья — хрупкий, подверженный утратам материал. «Домузейная жизнь» подобных памятников была связана с неизбежными многочисленными поновле-ниями: изменениями их внешнего вида и, нередко, типологии. При этом лицевое шитье вырезалось и перекладывалось на новый фон, утраченные фрагменты нередко вышивались заново. Не случайно, что исследования по атрибуции памятников изобразительного шитья и расшифровки их сложного смыслового содержания проходят в несколько этапов.
Подвесная под икону пелена «Зачатие Анны» была передана в музей «Коломенское» в 1936 г. из Государственного Исторического музея (Комментарий 1). В инвентарной книге ГИМа в графе о происхождении памятника записано «из Зачатиевского монастыря»; датировка при поступлении в ГИМ — «XVII в.» (Комментарий 2). С этой же датировкой пелена хранилась в музее «Коломенское» до 2014 г. (Комментарий 3).
Пелена выполнена из трех фрагментов синего шелка. В среднике по древнему фону — темно-синей камке — вышита встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима. Родители Богородицы стоят, обнявшись, прижавшись друг к другу щеками. Архитектурный фон состоит из двух
массивных палат, соединенных стеной с высокими узкими проемами и небольшими арочными окнами. Правая палата увенчана киворием на четырех колонках с наброшенным покровцом; левая палата украшена на верхних выступах архитектурными завитками. Внизу на стене левой палаты контуром отмечен трилистник на толстом основании. На поземе изображена низкая стена с арочными проемами. Наверху надпись: ЗАЧАТИЕ С[ВЯ]ТЫЯ АННЫ ЕГДА ЗАЧАТ / С[ВЯ]ТУЮ Б[ОГОРО]Д[И] ЦУ. На каймах расположены изображения святых с именующими надписями по сторонам нимбов. На верхней кайме изображен деисус: образ ветхозаветной Троицы — по центру, поясные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила. На боковых каймах друг напротив друга вышиты изображения святых в рост, в деисусном повороте на прямоугольном поземе: святителя Николая Мирликийского и митрополита Петра; святителей митрополитов Алексия и Ионы; преподобного Сергия Радонежского и святого юродивого Василия Блаженного. На нижней кайме слева направо — поясные прямостоящие изображения преподобных Александра Свирского, Кирилла Белозерского, святителя Леонтия Ростовского, преподобного Харитона Исповедника, святой великомученицы Екатерины. (ил. 1).
Пелена «Зачатие святой Анны». Москва, мастерская Григория Васильевича Годунова, 1590-е гг. (не ранее 1588 г.); поновления — начало XIX в.
В нашей первой публикации 2014 г. памятник получил подробное описание, была предложена новая датировка и доказана смысловая программа изготовления пелены — моление о чадородии [2]. Подбор русских святых на пелене определил время ее датировки. Так, изображения преподобного Александра Свирского не позволило датировать памятник ранее 1547 г.— год канонизации святого на Московском церковном соборе, состоявшемся при митрополите Макарии [5, с. 100]. Образ полностью нагого юродивого Василия Блаженного, относящийся к одному из самых ранних изображений святого 1590-х гг. (Комментарий 4), определяет нижнюю границу изготовления пелены. Это 1588 г.— год канонизации Василия Блаженного.
В сочетании основного сюжета пелены и подбора святых просматривается четкая программная направленность, связанная с «молением о чадородии». Так, именно к русским святым — святителю Леонтию Ростовскому, преподобным Сергию Радонежскому, Александру Свирскому, Кириллу Белозерскому обращались многие бездетные пары того времени. Для царя Федора Иоанновича и царицы Ирины (урожденной Годуновой) появление на свет наследника престола имело огромное политическое значение. «Моленная программа о чадородии» царя и царицы включала строительство новых храмов — храма Рождества Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря на месте погребения преподобного Кирилла Белозерского, Троицкого придела собора Покрова «что на Рву» с мощами Василия Блаженного, церкви великомученицы Екатерины Кремлевского Вознесенского монастыря [3], изготовление серебряных рак митрополитам Петру, Алексию, Ионе, и покровов на мощи преподобным Сергию Радонежскому (Комментарий 5), Александру Свирскому (Комментарий 6), Василию Блаженному (Комментарий 7) в мастерской Ирины Годуновой [8].
Особо стоит отметить, что по обещанию царя и царицы в 1580-х гг. на месте древнего Алексеевского монастыря на Остоженке был основан Зачатьевский монастырь, ставший вскоре одной из главных обителей Москвы для моления о чадородии [12].
В 2018 г. памятник был опубликован нами в каталоге церковных тканей музея-заповедника [1, с. 108-113]. Публикации предшествовал второй этап исследования, на котором особое внимание было уделено технико-технологическим характеристикам памятника, а также монастырским поновлениям пелены в начале XIX в. Изображения были
вырезаны и перенесены на русский штоф конца XVIII — начала XIX в. (Комментарий 8). К первоначальному облику пелены относится большая часть личного Иоакима и Анны, фрагментарно — святых, одежды, архитектура, нимбы. Шитье также претерпело значительные понов-ления (Комментарий 9). Фигуры преподобных Александра Свирского и Харитона Исповедника оставили на прежних местах, однако были перепутаны вышитые заново именующие их надписи.
До музейной реставрации в 2011 г. на лицевой стороне памятника и подложке были явно различимы следы ржавчины от металлических гвоздиков, которыми к пелене крепился оклад. Очевидно, что в XIX в. после поновлений пелена — большая ценность Зачатьевского монастыря — использовалась как икона в окладе (Комментарий 10).
Цель последнего этапа изучения памятника была связана с определением его меморативной принадлежности, с выявлением личности вкладчика и его роли в историко-культурологическом замысле изготовления пелены.
Историография пелены включила изучение источников: архивных сведений — описных, вкладных монастырских книг и музейных документов — передаточных ведомостей, актов, инвентарей, книг поступлений. В процессе исследования пелены анализировалась искусствоведческая литература по истории русского художественного средневекового шитья, прежде всего фундаментальные работы Н. А. Маясовой [4, 7, 8], а также труды по иконографии святых. В поиске точно датированных аналогий были использованы памятники художественного текстиля и изобразительного шитья XVI-XVIII вв., введенные в научный оборот с помощью выставочных каталогов, каталогов музейных коллекций [1, 4, 7]; (4, 5-8, 17-21). Историко-культурологическая литература позволила синхронизировать пелену с контекстом эпохи, помогла осмыслить ее как памятник отечественной культуры и истории [3, 6, 9-12]. Решающую роль в определении меморативной принадлежности пелены и идентификации личности вкладчика сыграл Ф. Б. Успенский — член-корреспондент РАН, ведущий ученый-медиевист, занимающейся феноменом светской христианской двуименности Московской Руси [13-16].
Методы. Методика исследования соединила искусствоведческий и историко-культурологический методы. В атрибуцию пелены входили тщательный визуальный осмотр, искусствоведческий и технико-технологический анализы, изучение архивных документов. Применяемый
на последнем этапе историко-культурологический подход, близкий по методу к детективному расследованию, позволил выявить художественную значимость памятника, причинно-следственные связи между памятником и личностью, соотнося его с культурно-историческим фоном Московской Руси последней четверти XVI в.
Результаты исследования. Последний этап изучения памятника был связан с его меморативной принадлежностью. При этом личность вкладчика оказалась определяющей в понимании историко-культурологиче-ского контекста изготовления пелены. В памятниках изобразительного шитья нижняя кайма является традиционным местом патрональных святых вкладчика (Комментарий 11). На пелене это место занимают преподобный Харитон Исповедник и великомученица Екатерина — святые, соименные неизвестной супружеской паре.
У каждого средневекового православного человека любого сословия было распространено в миру два и более имени: крестильное, публичное (семейное, родовое), монашеское [16]. Крестильное и публичное имена брались из православного месяцеслова. Монашеское имя давалось при принятии пострига, в подавляющем большинстве оно начиналось на ту же букву, что и крестильное имя [16, с. 191]. Существенную часть жизни православного средневекового человека составляли его церковные вклады и поминовение в монастырских книгах. «Таким образом, благочестивый христианин эпохи Годунова на протяжении жизни мог накопить от одного до четырех имен в почти любой комбинации, причем только один из элементов — крестильное имя — присутствовало в ней обязательно» [16, с. 191]. Несколько имен обеспечивали вкладчику единовременное покровительство нескольких святых. Светская христианская средневековая двуименность была ярким социальным явлением.
Крестильное имя Харитон практически не встречалось в высших кругах московского общества второй половины XVI в. (Комментарий 12). Единственным аристократом этого времени, соответствовавшим вышеуказанным обстоятельствам, был Григорий Васильевич Годунов — троюродный брат царя Бориса Годунова, боярин на службе царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, начальник Дворцового приказа, с 1561 г.— дядька царевича Федора [9]. Григорий Васильевич Годунов был крещен с именем Харитона, принял постриг с именем Христофора в Псково-Печерском монастыре, где и скончался в 1598 г. (Комментарий 13) [9, с. 108]. (ил. 2). Григорий Годунов был похоронен в родовой усыпальнице
Дверь дьяконника из Троицкого кафедрального собора г. Пскова. (Псковский государственный объединенный музей-заповедник). /
Изображение преподобного Харитона на нижней кайме пелены «Зачатие святой Анны».
Годуновых Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря [10, с. 108]. В кормовых, вкладных книгах три имени фигурируют в разных комбинациях: семейное — Григорий, крестильное — Харитон, монашеское — Христофор (Комментарий 14); [13-15]. Так, в кормовой книге ярославского Спасского монастыря его поминали и как Григория, и как Христофора [14, с. 74]. Во Вкладной книге ярославского Толгского монастыря его именуют Григорием, но предписывают поминать в день памяти преподобного Харитона — 28 сентября. Во вкладных книгах Александро-Свирского и Псково-Печерского монастырей упоминается три имени: Григорий, Харитон, Христофор [13, с. 392]. В кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря присутствуют два имени: Григорий и Христофор [15, с. 257-258].
Григорий Васильевич не оставил после себя мужского потомства, но документально известно, что у него была дочь — Анна, получившая в приданое обширные вотчины своего отца [11, с. 187]. В настоящее время с большой долей вероятности можно предположить, что супругу Григория Годунова звали Екатериной (Комментарий 15). Пелена могла быть изготовлена, как «моление о чадородии» Григория Васильевича Годунова и его супруги о мужском потомстве, а также о наследнике дочери Анны.
Хороший рисунок и искусное шитье пелены свидетельствуют о мастерской высокого уровня и об искусной вышивальщице. Шитье личного (Комментарий 16) дает основание сравнить пелену с московскими памятниками второй половины XVI в. [7, с. 152-153, 156-157, 159-160]. Характер изображения фигур средника — пропорции, переданные в движении складки одежд, а также архитектурных форм — массивные палаты, объединенные стеной с узкими вытянутыми проемами, киворий,
волютообразные завитки, низкая стена — близок к изобразительным традициям Новгорода и Пскова второй четверти — середины XVI в. (Комментарий 17). По нашему мнению, извод средника может корреспондировать с псковской иконой «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» второй четверти XVI в. (Комментарий 18). (ил. 3).
Григорий Васильевич Годунов — высокопоставленный представитель Московского Двора — имел неограниченные возможности и мог пригласить любого иконописца, работающего в Московском Кремле во второй половине XVI в. Великолепная композиция пелены (правильные пропорции фигур, живые складки одежд), твердый рисунок, выразительные лики свидетельствуют о профессионализме знаменщика. Но несоразмерно крупные руки по отношению к стопам, а также особенности рисунка Троицы (Комментарий 19) не позволяют отнести знаменщика к первоклассным представителям московской живописной школы второй половины XVI в.
Хотелось бы остановиться еще на одной важной особенности пелены. Внизу на золотном фоне стены левой палаты черным шелком вышито контурное изображение трифолия на толстом основании. (ил. 4). Подобные символические образы являются «отголосками того исторического времени», когда христианство «использовало художественные
Икона «Встреча Иоакима и Анны у
Золотых ворот». Псков, вторая четверть XVI в. (Псковский государственный объединенный музей-заповедник).
Изображение маркера золотошвейной мастерской Григория Васильевича Годунова на пелене «Зачатие святой Анны».
образы язычества в своих целях» [4, с. 85]. Символические языческие изображения на культовых предметах были связаны с «особенностями духовной жизни русского человека XVI в.», с «сохранением своеобразного двоеверия» [4, с. 85]. Трифолий — трилистник — неотъемлемый элемент готического стиля, может являться догматически обоснованным визуальным образом Троицы в культуре христианского средневековья [6]. Так, стилизованное изображение трилистника мы находим в Псковской иконописи (20). Отличительный знак мастерской — вышитое изображение трилистника — может быть трактован как стилизованное символическое изображение Троицы. Как известно, Троица была одним из самых почитаемых образов рода Годуновых. Так, в родовую усыпальницу Годуновых — Троицкий Ипатьевский монастырь — Дмитрий Иванович Годунов вложил четыре иконы «Троица» [10, с. 89]. Несколько шитых произведений, посвященных Троице, вышло из мастерской Матрены Годуновой (Комментарий 21). В нашем случае никогда не встречавшийся ранее в практике лицевого шитья охранительно-благожелательный языческий символ мог трансформироваться в христианский символ и использовался намеренно, как «маркер» неизвестной нам ранее золотошвейной мастерской семьи Годуновых.
Заключение. В результате многолетнего комплексного исследования тканей и нитей, техники шитья, иконографических и исторических источников пелена «Зачатие святой Анны» получила новую датиров-
ку — конец 1580-х — 1590-е гг. (не ранее 1588 г.) Также были определены и датированы началом XIX века монастырские поновления.
Как известно, русское средневековое лицевое шитье носило ярко выраженный элитарный характер. Для содержания золотошвейной мастерской необходимы были привозные шелковые и драгоценные ткани, золотные нити, наличие знаменщика — иконописца и штата мастериц. Очевидно, что вкладчиком пелены был аристократ, который мог содержать мастерскую высокого уровня. Была установлена меморатив-ная принадлежность памятника: выявлено имя вкладчика — Григорий (Харитон) Васильевич Годунов и имя его супруги — Екатерина. Персона вкладчика, особенности иконографии, уровень технического исполнения, уникальный «маркер» мастерской — все это позволило предположить, что производственным центром пелены была неизвестная ранее золотошвейная мастерская, принадлежавшая Григорию Васильевичу Годунову.
Комментарии
1. В 1936 г. музей «Коломенское» являлся филиалом Государственного Исторического музея. Передаточная ведомость ГИМ от 20 мая 1936 г. № 854 (ОПИ ГИМ. Ф. НВА. Оп. 3. Ед. хр. 210); Книга поступлений № 1 музея «Коломенское» за 19241930 (МГОМЗ, отдел учета).
2. Инвентарная книга ГИМ № 11. Акт от 17ШП-1934 г. ГИК ГИМ № 76263 / РБ-2655. Зачатьевский монастырь на Остоженке был закрыт в 1927 г. Первоначально, пелена «Зачатие Анны» поступила из монастыря в Государственный музейный фонд (ГМФ), оттуда — между 1927-1929 гг. в музей-усадьбу «Остафьево», ликвидированного в 1930 г. Затем из музея «Остафьево» памятник поступил в Московский областной отдел народного образования (МООНО / Рогожское кладбище), расформировавшего коллекции музея. Наконец, в 1934 г. из МООНО пелена поступила в ГИМ, в 1936 г.— в музей-заповедник «Коломенское».
3. Инвентарная книга № Т-1 музея «Коломенское» (1965-1995). МГОМЗ, отдел учета экспонатов. Инв. № Т-520.
4. Самое раннее изображение святого юродивого Василия — надгробный покров из мастерской Ирины Годуновой — датируется по вкладной надписи 1589 годом (Музей «Покровский собор», инв. № 2-44). Полностью нагим блаженный Василий изображен на иконе конца XVI — начала XVII в. (ГТГ, инв. № 12078).
5. Покров 1580-х гг. из Сергиево-Посадского музея-заповедника (СПМЗ, инв. № Тк-401).
6. Покров 1582 г. из Русского музея (ГРМ, инв. № ДРТ-303).
7. Покров 1589 г. из Музея «Покровский Собор» (инв. № 2-44).
8. Образцы аналогичных тканей конца XVIII в. хранятся в музеях Московского Кремля, в ГИМ. См.: Русские узорные ткани. XVII — начало ХХ века. М., 2004. С. 91, кат. № 8 (инв. № ГИМ 71633 А-34623). Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. М., 2004. С. 124-128, кат. № 21 (инв. № ТК-3272). Праздничная одежда народов России. Из собрания Исторического музея. М., 2017. С. 28-31, кат. № 2 (шугай, инв. № ГИМ 34239 Ч-279).
9. Большая часть личного шитья святых, отдельные части личного Иоакима и Анны, фрагменты архитектуры, одежд, надписи, жемчужная обнизь были вышиты заново.
10. В русской церкви существовала практика вешать аналойные, выносные, подвесные пелены самостоятельно и использовать их как иконы. См.: Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. М., 2004. С. 88-89, кат. № 6; с. 112-114, кат. № 16; с. 275-277, кат. № 90.
11. См. пелены из ММК: 1. «Богоматерь Одигитрия; деисус и избранные святые», 1462-1467, мастерской великой княгини Марии Борисовны (ММК, инв. № ТК-2430); 2. «Преподобная Матрона; Дмитрий Солунский; Крещение; митрополиты Петр и Алексей», конец 1590-х, мастерской Стефаниды (в крещении Матроны) Андреевны Годуновой (ММК, инв. № ТК-2548).
12. Святой получил относительно большее распространение в северо-западных землях и изображался, как правило, в числе избранных святых.
13. Мученик Христофор, происходящий, по одной из версий, из народа кинокефа-лов, появляется на Руси в составе месяцесловов в XI-XII вв., получил распространение также в северо-западных землях.
14. Так, Ф. Б. Успенский, поделившись своими многолетними наработками, указал на Харитона — Григория Васильевича Годунова.
15. Нет ни одного письменного свидетельства о супруге Григория Годунова.
16. Личное шито по вертикали без резких оттенений с преобладанием сканых нитей; для доличного характерны неброские прикрепы золотного шитья.
17. Иконы «Благовещение» из Псковского музея-заповедника (ПГОМЗ, инв. № ПКМ 1414); «Преполовение» (ПГОМЗ, инв. № ПКМ 1415); икона «Благовещение» из музеев Московского Кремля (ММК, инв. № Ж-800).
18. ПГОМЗ, инв. № КП-2804.
19. Линейная композиция Ветхозаветной Троицы в центре деисуса, изображение относительно длинного стола с тремя чашами, небольших крыльев ангелов, коротких посохов отличаются от московских памятников изобразительного шитья конца XVI в. (см.: Пелена «Троица в деяниях» мастерской Матрены Годуновой, 1592-1593, из музеев Московского Кремля (ММК, инв. № Т-2824); походный иконостас царя Федора Иоанновича мастерской царицы Ирины Годуновой, 1592, из Русского музея (ГРМ, инв. № ДРТ-314); сударь «Троица» мастерской Матрены Годуновой, 1590-1594, из музеев Московского Кремля (ММК, инв. № ТК-2554) и скорее характерны для греческих изобразительных традиций XIV-XVII вв. (Иконы «Троица» (Гостеприимство Авраама), конец XIV в., музей Бенаки, инв. № 2973; «Троица» (Гостеприимство Авраама), конец XIV в., ГЭ, инв. № М).
20. Иконы деисусного и праздничного чинов середины XVI в.: Преподобный Савва и Рождество Богоматери, Георгий и Благовещение, икона евангелист Лука, пишущий икону Богоматери. См.: Родникова И. С. Псковская икона XШ-XVI веков. Л., 1990. № 128, 130, 139.
21. Пелена «Троица в деяниях, 1592-1593 (ММК, инв. № Т-2824); сударь «Троица», 1590-1594 (ММК, инв. № ТК-2554).
Литература
1. Астафьева Н. А. Исторический текстиль XVI — начала ХХ века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника. Каталог. М.: МГОМЗ, 2018. 260 с.: ил.
2. Астафьева Н. А. К вопросу об атрибуции пелены «Зачатие святой Анны; Деисус и избранные святые» // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. XIV. М.: «Луг духовный», 2014. С. 211-226.
3. Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича // Архив архитектуры. Вып. 5: 1: Заказчик в истории русской архитектуры. М.: ТОО «ОВАЛ», 1995. С. 117-140.
4. Вишневская И. И., Маясова Н. А. Русское художественное шитье XVI — начала
XVIII века. Каталог выставки. М.: Б. и., 1989. 134 с.: ил.
5. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. 2-е изд. М.: Имп. О-во истории древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. 600 с.
6. Лапшин А. Г., Бисерова А. В. Тринитарная символика трехчастной розетки в визуальной культуре средневековой Европы // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2018. Вып. 2 (59). С. 49-57.
7. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. М.: Крас. площадь, 2004. 495 с.: ил.
8. Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Материалы и исследования. Труды ММК. Вып. 2. М.: Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-куль-турный музей-заповедник «Московский Кремль», 1976. С. 39-61.
9. Морозова Л. Е. Два царя: Борис и Федор: канун Смутного времени. 4-е изд. М.: Русское слово, 2012. 413 с.: ил.
10. Островский, П., протоиерей. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. Кострома: тип. Андроникова, 1870. 307 с.
11. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). СПб.: Наука: С.- Петербург. Отд., 1992. 278 с.
12. Смирнов Л. П. Историческое описание московского Зачатиевского девичьего монастыря. М.: тип. И. Г. Чуксина, 1884. 90 с.
13. Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Как звали думного дьяка Ивана Елеазаровича Цыплятева? (из истории имянаречения в XVI в.) // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М.: Индрик, 2018. С. 387-396.
14. Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Манифестация связи с правящим домом в женских именах: ранние Романовы и семья Дмитрия Годунова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М.: Индрик, 2018. С. 63-79.
15. Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси // Средневековая Русь. М.: Индрик, 2018. Вып. 13. С. 241-280.
16. Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Подлинные и мнимые имена Бориса Годунова // Словене: международный славистический журнал М.: Ин-т славяноведения РАН, 2020. Т. 9. № 1. С. 185-231.
References
• Astafyeva N. A. Istoricheskij textiT XVI — nachala XX veka v sobranii Moskovskogo gosudarstvennogo ob'edinennogo museya-zapovednika. Katalog. M.: MGOMZ, 2018. 260 p.: il. [in Rus].
• Astafyeva N. A. K voprosu ob atribucii peleny «Zachatie svyatoj Anny; Deisus i izbrannye svyatye» // Kadashevskie chteniya. Sbornik dokladov konferencii. Vyp. XIV. M.: «Lug duhovnyj». S. 211-246. [in Rus].
• Batalov A. L. Molenie o chadorodii i obetnoe stroitel'stvo tsarya Fedora Ioannovicha // Arhiv arhitektury. Vyp. 5: 1: Zakazchik v istorii russkoj arhitektury. M.: TOO «OVAL», 1995. S. 117-140. [in Rus].
• Vishnevskaya 1.1., Mayasova N. A. Russkoe hudozhestvennoe shit'e XVI — nachala XVIII veka. Katalog vystavki. M.: B. i., 1989. 134 s.: il. [in Rus].
• Golubinskij E. E. Istoriya kanonizatsii svyatyh v russkoj tserkvi. 2-e izd. M.: Imp. O-vo istorii drevnostej ros. pri Mosk. un-te, 1903. 600 s. [in Rus].
• Lapshin A. G., Biserova A. V. Trinitarnaya simvolika trekhchastnoj rozetki v vizual'noj kuTture srednevekovoj Evropy // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im.
S. A. Esenina. Ryazan': Ryazanskij gos. un-t im. S. A. Esenina, 2018. Vyp. 2 (59). S. 49-57. [in Rus].
• Mayasova N. A. Drevnerusskoe litsevoe shit'e. Katalog. M.: Kras. ploshchad', 2004. 495 s.: il. [in Rus].
• Mayasova N. A. Kremlevskie «svetlitsy» pri Irine Godunovoj // Materialy i issledovaniya. Trudy MMK. Vyp. 2. M.: Federal'noe gos. uchrezhdenie «Gos. ist.-kul'turnyj muzej-zapovednik «Moskovskij Kreml'», 1976. S. 39-61. [in Rus].
• Morozova L. E. Dva tsarya: Boris i Fedor: kanun Smutnogo vremeni. 4-e izd. M.: Russkoe slovo, 2012. 413 s.: il. [in Rus].
• Ostrovskij, P., protoierej. Istoriko-statisticheskoe opisanie Kostromskogo pervoklassnogo kafedral'nogo Ipatievskogo monastyrya. Kostroma: tip. Andronikova, 1870. 307 s. [in Rus].
• Pavlov A. P. Gosudarev dvor i politicheskaya bor'ba pri Borise Godunove (15841605). SPb.: Nauka: S.-Peterburg. Otd., 1992. 278 s. [in Rus].
• SmirnovL. P. Istoricheskoe opisanie moskovskogo Zachatievskogo devich'ego monastyrya. M.: tip. I. G. Chuksina, 1884. 90 s. [in Rus].
• Uspenskij F. B., Litvina A. F. Kak zvali dumnogo d'yaka Ivana Eleazarovicha Cyplyateva? (iz istorii imyanarecheniya v XVI v.) // «Vertograd mnogocvetnyj». Sbornik k 80-letiyu Borisa Nikolaevicha Flori. M.: Indrik, 2018. S. 387-396. [in Rus].
• Uspenskij F. B., Litvina A. F. Manifestaciya svyazi s pravyashchim domom v zhenskih imenah: rannie Romanovy i sem'ya Dmitriya Godunova // Drevnyaya Rus': Voprosy medievistiki. M.: Indrik, 2018. S. 63-79. [in Rus].
• Uspenskij F. B., Litvina A. F. Monasheskoe imya i fen omen svetskoj hristianskoj dvuimennosti v dopetrovskoj Rusi // Srednevekovaya Rus'. M.: Indrik, 2018. Vyp. 13. S. 241280. [in Rus].
• Uspenskij F. B., Litvina A. F. Podlinnye i mnimye imena Borisa Godunova // Slovene: mezhdunarodnyj slavisticheskij zhurnal M.: In-t slavyanovedeniya RAN, 2020. T. 9. № 1. S. 185-231. [in Rus].
Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 12.01.2023; принята к публикации 20.01.2023.
The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 12.01.2023; accepted for publication 20.01.2023.