МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ОТВАГИ
Наталья Михайловна Данкова,
методист центра «Гражданин» средней школы № 93 г. Тольятти Самарской области, руководитель музея Отваги
В сентябре 2007 года в школе № 93 города Тольятти был открыт интерактивный музейный комплекс Отваги: музей нового поколения с использованием современных музейных, информационных, дизайнерских технологий, инновационным подходом к экспозиционно-выставочному пространству.
овременные информационные технологии и технические средства, Интернет стали сегодня для молодёжи необходимой и естественной средой, без которой ребята не могут уже и дня прожить. Интернет-технологии стали стимулом развития музейношкольной деятельности, формирования облика нашего музейного комплекса Отваги.
Опыт использования информационных технологий в деятельности нашего музея, конкретные примеры проектов, ориентированных на популяризацию деятельности музея, убеждают в том, что дети, которые раньше мало интересовались музеем, становятся главными действующими лицами в реализации проектов, где нужно освоить новые технологии: они создают видеоролики, электронные каталоги, сайт, представляющий музей в интернет-пространстве, мультимедийные проекты, налаживают контакты со школьниками из других городов и всё чаще и чаще используют для поиска и исследования многочисленные интернет-ресурсы.
Проект «Виртуальный гид по музею Отваги»
Создан «виртуальный музей» как воплощение представлений школьников
о музее. Участники: ученики 10-го класса Иван Спиридонов, Евгений Ермаков, Роман Салов, Александр Кривов.
Электронная виртуальная экскурсия по музею выполнена в программе для создания презентаций Microsoft PowerPoint, музыка подобрана под различные тематические композиции, помогает эмоционально воспринять информацию. Виртуальный гид даёт возможность просмотреть видео: исторические хроники Великой Отечественной войны, войны в Афганистане. Не дадут «уснуть» пользователю и мини-игры, которые включены в экскурсию. Программа рассчитана на вдумчивое изучение, нельзя просто «перепрыгивать» через слайды: при невнимательном подходе придётся начинать просмотр заново.
Проект положил начало веренице виртуальных экскурсий по музею. Анонс деятельности музея в виде короткого ролика интересен для самых различных категорий посетителей.
«Каталог «Экспонаты музея Отваги»
Презентационно-информационный каталог музейного комплекса Отваги, в котором обобщена и систематизирована
информация об экспонатах. Участники: ученики 10-го класса Алёна Ещенко, Настя Семёнова, Олеся Ельцова.
Презентационно-информационный каталог музея Отваги представляет собой книгу из 130 страниц в печатном и электронном (на сайте музея) вариантах. В нём содержится информация об экспонатах музея, их описание, красочные фотографии. Отметим, что далеко не каждый городской музей имеет свой каталог, нет их и в школьных музеях нашего города.
Проект «Чтобы город спал спокойно»
Проект стал итогом поисково-исследовательской работы, использования информационных технологий; ориентирован на изучение и обобщение истории отряда милиции особого назначения. Участники проекта: ученики 11-го класса Кристина Тутаева, Анна Кикина, Ирина Петрова, Павел Филанов, Павел Зверев.
Жители больших городов мало что знают об отрядах милиции особого назначения, людях, обеспечивающих безопасность горожан. В таком отряде в Тольятти есть сапёры, которые постоянно выезжают на опасные задания, в том числе и по обезвреживанию взрывных устройств; есть сотрудники, спасшие не одну жизнь; бойцы отряда командируются в Чечню с самого начала боевых действий. Отряд обеспечивает безопасность городских массовых мероприятий, поэтому важно, чтобы горожане знали, кто их защищает и охраняет от беспорядков и с уважением относились к людям этой профессии.
Результатом проекта стала исследовательская работа и информационная брошюра «Чтобы город спал спокойно» о создании и деятельности отряда милиции особого назначения ГУВД по Самарской области, два видеоролика об отряде (один из них — «Наша работа» — размещён на школьном сайте) и компьютерная презентация о командире отряда.
Так как опубликованных источников по этой теме нет, издание брошюры с материалами о жизни и деятельности отряда, его задачах и подразделениях стало оригинальным и своевременным решением этой проблемы. Видеоролики и компьютерная презентация пополнили музейную медиотеку, используются в экскурсиях по музею. Исследование было полезным как школьному музею, где каждый житель нашего города сможет познакомиться с интересующей его информацией, примерами проявления отваги, так и авторскому коллективу. Ребята изучили огромное количество источников информации, познакомились с интереснейшими людьми и убедились: несмотря на постоянный риск, на длительные командировки, омоновцы любят свою опасную работу, преданы своему делу.
Проект «Войны длиною в вечность»
При создании новых форм представления музейных материалов использовались современные информационные технологии. Участники: ученики 11-го класса Антон Тризна, Александр Лаврушин.
Результатом проекта стали видеоролики «Опалённые солнцем Афганистана», «Чечня. Крещение в аду», «Чечня. Похоронные марши» и технологическая карта, предназначенная для помощи в создании видеоролика (слайд-шоу) тем, кто хочет создать свой фильм, но не очень хорошо разбирается в программе Adode Premiere Pro 1.5.
Школьный музей Отваги наполнен разнообразными экспонатами, созданы образные музейные пространства. В разделе «Медаль «За отвагу» — боевая награда» установлен мультимедийный проектор, который позволяет демонстрировать фильмы, кадры хроники. Видеоролики эмоционально воздействуют на посетителей: погружают человека в атмосферу боевых действий, передают скорбь матерей,
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
сыновья которых погибли в Афганистане и Чечне, пробуждают у молодёжи чувство долга и ответственности перед Родиной. Создаётся медиатека компьютерных работ школьников в музейном комплексе Отваги.
Эта технология перспективна для дальнейшего показа многих музейных предметов, особенно тех, которые по объективным причинам не могут экспонироваться в экспозиции музея.
Проект «Создание сайта музея Отваги»
Цель проекта — популяризация деятельности музея (www.museum-otvagi.ucoz.ru). Участники: ученики 11-го класса Дмитрий Тихонов, Александр Балакин, Антон Луптаков.
Сайт предоставляет любому пользователю сети Интернет доступную информацию о музее Отваги. Меню сайта включает разделы:
• Визитная карточка музея.
• Экспозиция: история создания музея; концепция; разделы «Мир отважных», «Граница», «Медаль «За отвагу» — боевая награда»,
«На пути к Отваге», «Отважные люди. Твоя Отвага».
• Коллекции: военное снаряжение, вооружение, военное обмундирование, награды, диски и пластинки, документы, фотографии, фалеристика, символика, бонистика, книги и плакаты, сувенирная продукция, предметы быта.
• Деятельность:
> поисково-исследовательская: представлены «Книга отважных» (включает информацию о воинах, награждённых медалью «За отвагу» и ряд поисково-исследовательских работ учащихся);
> выставочная;
> культурно-образовательная: заочная экскурсия по музею, интерактивный путеводитель, ряд видеороликов, презентаций;
> методическая: методические статьи, опубликованные в сборниках, перечень методических
мероприятий, организованных сотрудниками музея;
> публикации: перечень изданий периодической печати, в которых рассказывается о деятельности музея;
> достижения: дипломы достижений учащихся и методистов музея по годам.
• Новости.
• Фотоальбом: фотографии музейных коллекций и мероприятий, организованных при участии музея (35 альбомов).
• Архив.
• Гостевая книга.
Сайт широко используется в работе с разными категориями посетителей как в музее, так и вне него. Благодаря комментариям к сайту ведётся переписка с виртуальными посетителями музея из разных городов России.
Сайт был представлен в областном информационном марафоне «В XXI век с инфотех»: занял первое место на городском этапе и второе место на областном. Участвовал в третьем городском конкурсе социально-культурных проектов для учащихся и студентов «Наш город — Тольятти», организованном Поволжским государственным университетом сервиса и стал одним из победителей (диплом III степени).
Эти примеры проектов наглядно подтверждают: чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен «шагать в ногу со временем», быть «живым», что сегодня означает создание современных интерактивных экспозиций, внедрение информационных технологий, постоянный поиск новых экспонатов, форм и методов музейно-педагогической работы, которые поддерживают в детской аудитории интерес к обучению и творчеству. НО