Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК МЕСТО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОДВИГАХ И ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ 5-ГО ГУСАРСКОГО АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ ПОЛКА, Г. САМАРА)'

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК МЕСТО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОДВИГАХ И ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ 5-ГО ГУСАРСКОГО АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ ПОЛКА, Г. САМАРА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ / ПОЛКОВЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / 5-Й ГУСАРСКИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПОЛК / «БЕССМЕРТНЫЕ ГУСАРЫ» / САМАРА / RUSSIAN IMPERIAL ARMY / REGIMENTAL MUSEUM COLLECTIONS / 5TH ALEXANDER HUSSARS / «IMMORTAL HUSSARS» / SAMARA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полуэктов И.Б., Юсупова С.Н.

Статья представляет краткий исторический обзор деятельности по созданию полковых музеев в Русской императорской армии в 1900-1910-х гг., а также рассказывается о работе Союза «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары» по реализации проектов по возрождению и сохранению славных традиций российских вооружённых сил путём создания музея 5-го гусарского Александрийского ЕИВ полка с целью сохранения исторической памяти об этой знаменитой и заслуженной кавалерийской воинской части Русской императорской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MUSEUM COLLECTIONS AS A PLACE TO PRESERVE HISTORICAL MEMORY OF THE FEATS AND MILITARY TRADITIONS OF THE RUSSIAN IMPERIAL ARMY (FOR EXAMPLE, THE MUSEUM OF THE 5TH HUSSAR ALEXANDRIA HER MAJESTY EMPRESS ALEXANDRA FEODOROVNA REGIMENT, SAMARA)

The article presents a brief historical overview of the development of regimental museums in the Russian Imperial army in 1900-1910-ies and describes the Union's «Military-historical club «Immortal hussars» for the implementation of projects to restore and preserve the glorious traditions of the Russian armed forces through the creation of the Museum of the 5th hussar Alexandria HME regiment with the aim of preserving the historical memory about this famous and honored cavalry troops of the Russian Imperial army.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК МЕСТО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОДВИГАХ И ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ 5-ГО ГУСАРСКОГО АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ ПОЛКА, Г. САМАРА)»

УДК 94, 069(091)

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК МЕСТО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОДВИГАХ И ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ 5-ГО ГУСАРСКОГО АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ ПОЛКА, Г. САМАРА)

И.Б. Полуэктов1

Самарский государственный медицинский университет e-mail: ivan.poluektov@yandex.ru

С.Н. Юсупова2 АНО ВО Университет «МИР» e-mail: svetlyusup@yandex.ru

Статья представляет краткий исторический обзор деятельности по созданию полковых музеев в Русской императорской армии в 1900-1910-х гг., а также рассказывается о работе Союза «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары» по реализации проектов по возрождению и сохранению славных традиций российских вооружённых сил путём создания музея 5-го гусарского Александрийского ЕИВ полка с целью сохранения исторической памяти об этой знаменитой и заслуженной кавалерийской воинской части Русской императорской армии.

Ключевые слова: Русская императорская армия, полковые музейные коллекции, 5-й гусарский Александрийский полк, «бессмертные гусары», Самара.

MODERN MUSEUM COLLECTIONS AS A PLACE TO PRESERVE HISTORICAL MEMORY OF THE FEATS AND MILITARY TRADITIONS OF THE RUSSIAN IMPERIAL ARMY (FOR EXAMPLE, THE MUSEUM OF THE 5TH HUSSAR ALEXANDRIA HER MAJESTY EMPRESS ALEXANDRA FEODOROVNA REGIMENT, SAMARA)

1 Полуэктов, Иван Борисович (Самара), заведующий архивом ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, член Российского военно-исторического общества.

2 Юсупова, Светлана Николаевна (Самара), к.и.н., заместитель первого проректора АНО ВО Университет «МИР», член Российского военно-исторического общества.

I.B. Poluektov

(Samara)

e-mail: ivan.poluektov@yandex.ru

S.N. Yusupova

(Samara)

e-mail: svetlyusup@yandex.ru

The article presents a brief historical overview of the development of regimental museums in the Russian Imperial army in 1900-1910-ies and describes the Union]s «Mili-tary-historical club «Immortal hussars» for the implementation of projects to restore and preserve the glorious traditions of the Russian armed forces through the creation of the Museum of the 5th hussar Alexandria HME regiment with the aim of preserving the historical memory about this famous and honored cavalry troops of the Russian Imperial army.

Key words: Russian Imperial army, regimental Museum collections, 5th Alexander hussars, «immortal hussars», Samara.

В настоящее время, когда одной из ключевых задач современного российского образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, особое значение приобретает деятельность по созданию, сохранению, распространению и развитию патриотических ценностей в различных формах и видах для культивирования у подростков высоких духовных и нравственных качеств.

Одно из этих направлений - разработка и реализация проектов по возрождению и сохранению славных традиций российских вооружённых сил, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и осознанной готовности к защите Отечества.

В этих целях, необходимо увлечь учащихся славными примерами преданности Родине и воинскому долгу в различные периоды нашей истории. Данное стремление должно подкрепляться развитием исторических знаний, повышением интереса подрастающего поколения к военной истории своей страны, в том числе путём создания музейных образований, посвящённых сохранению памяти о знаменитых и заслуженных воинских частях Русской императорской армии.

Следует отметить, что деятельность по созданию полковых музеев в Российской империи приобрела свою особую актуальность в самом начале XX века, когда после неудачной войны с Японией 1904-1905 гг., на фоне роста революционного движения

в 1905-1907 гг., со всей остротой стал вопрос необходимости укрепления обороноспособности страны, в том числе принятия мер по укреплению авторитета вооружённых сил и повышению престижа военной службы.

Как отмечал «журнал Военный и литературный» «Разведчик», 1900-е-1910-е гг. стали периодом «200 и 100-летних юбилеев славных побед русского оружия, имевших для судеб России значение первостепенной важности, покрыв неувядаемой славой знамёна её доблестной армии. <.. .> Многие войсковые части в текущем году3 празднуют 100-летние юбилеи своего существования»4.

Данные обстоятельства способствовали тому, что во многих воинских частях стали уделять пристальное внимание работе по «<...> ревностному собиранию и хранению как вещественных (предметных), так письменных и литературных памятников былой боевой славы <...>. Тщательно отыскивается материал - наглядный и правдивый памятник седого, славного прошлого полка, учреждаются то здесь, то там при полках музеи <... >»5.

Так, например, в том же «Разведчике» через несколько номеров было опубликовано обращение «К устройству полкового му-зея»6, в котором секретарь музея 83-го пехотного Самурского полка штабс-капитан Ф.А. Лебедев просил «<...>всех когда-либо служивших в полку или имевших хотя бы временно какую-либо связь с полком не отказать помочь в собрании драгоценных для каждого Самурца памятников о прошлой жизни полка»7. При этом выражалась твёрдая уверенность, что «каждый, кто связан более или менее с жизнью полка не отнесётся, конечно, безразлично к собиранию и группировке памятников нашего славного прошлого, и то, что ещё уцелело от всеразрушающего времени, сохранится вечно в сокровищницах музея, явится лучшим украшением части, научит последующие поколения любить своё

3 1911 год.

4 С.К.К. Наши архивы // Разведчик. 1911. № 1087. С. 547.

5 Разведчик. 1911. № 1087. С. 547.

6 Разведчик. 1911. № 1094. С. 654.

7 Там же.

прошлое и послужит путеводной звездой к дальнейшему преуспеянию полка»8.

Одновременно с этим, Московский отдел Императорского русского военно-исторического общества принял решение «<...> приступить к составлению обозрения предметов военной старины, хранящихся в русских провинциальных музеях, в частных собраниях лиц и при частях войск»9. Целью данной работы являлось получение обобщённой информации об «<...> уцелевших материальных памятниках военного прошлого, <...> сгруппированных в музеях при частях войск или сохраняющихся в городских и других музеях и известных частям войск частных собраниях и пунктах расположения части <...>»10. Как считал руководитель этого проекта генерал-майор Никандр Александрович Маркс11, реализация намеченных планов позволила бы исследо-

8 Разведчик. 1911. № 1094. С. 655.

9 Разведчик. 1911. № 1085. С. 510.

10 Разведчик. 1911. № 1085. С. 510.

11 Маркс Никандр Александрович (24 сентября 1861 г. - 29 марта 1921 г.). Происходил из дворян Минской губернии. Общее образование получил в Михайловско-Воронежской военной гимназии. В службу вступил 09.08.1878 г. Окончил 3-е военное Александровское училище (1880). Выпущен подпоручиком (со старшинством с 08.08.1880). Переведён в лейб-гвардии Волынский полк чином прапорщика гвардии (со старшинством с 28.08.1881). Подпоручик гвардии (со старшинством с 30.08.1884). Поручик гвардии (со старшинством с 01.01.1885). Старший адъютант штаба 3-й гвардейской пехотной дивизии (с 28.01.1885). Переименован в штабс-капитаны (со старшинством с 01.09.1887). Исполняющий должность помощника старшего адъютанта штаба Кавказского военного округа (ВО) (с 30.01.1888). Старший помощник старшего адъютанта того же штаба (с 08.05.1889). Капитан (со старшинством с 30.08.1889; за отличие). Подполковник (со старшинством с 26.02.1896; за отличие). Полковник (со старшинством с 27.03.1900; за отличие). Исполняющий должность правителя канцелярии военно-окружного совета Кавказского ВО (с 27.03.1900). Член от Военного министерства в военно-окружном совете Сибирского ВО (с 10.02.1902). Член от Военного министерства военно-окружного совета Московского ВО (с 23.04.1904). Генерал-майор (со старшинством с 31.05.1906; за отличие). Окончил Московский археологический институт (1910), профессор кафедры палеографии там же, читал курс по древнерусскому праву, собрал и издал «Легенды Крыма» (выпуски 1-3). Генерал-лейтенант (со старшинством с 31.05.1913; за отличие). В отставке по домашним обстоятельствам с мундиром и пенсией (с 21.07.1914). С 13.01.1916 г. вернулся на службу в чине генерал-лейтенанта (со

50

вателям военного прошлого не только легко ориентироваться при «проверке и обследовании» имеющихся исторических материалов, но и сформировала бы предпосылки для дальнейшей планомерной научно-исследовательской деятельности, в ходе которой можно прийти «<...> к новому освещению того или иного вопроса <...>», а также помочь воинским частям получить информацию «<...> о забытой или заброшенной в чужой угол той или другой войсковой реликвии»12. Для систематизации получаемой информации был разработан специальный «Вопросник», включавший следующие позиции: «<...> 1) Место хранения. 2) Краткий очерк возникновения музея или собрания. 3) Имеется ли печатный каталог и описание предметов (год издания). 4) Перечень предметов военной старины и их краткое описание (если не имеется печатанных) с указанием, при возможности, на докумен-

старшинством с 14.04.1914). Исполняющий должность начальника штаба Одесского ВО (13.01.1916 - 04.09.1917). С 04.09.1917 г.назначен в резерв чинов при штабе Одесского ВО. С 10.09.1917 г. - вновь исполняющий должность начальника штаба Одесского ВО. После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти. 28.04.1919 -07.05.1919 гг. - комиссар народного просвещения г. Феодосия, затем член коллегии Отдела народного просвещения, заведующий школьной и хозяйственной секциями. С 22.06.1919 г. арестован белыми в Феодосии, доставлен в Екатеринодар; подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. 15.07.1919 г. признан военным судом виновным «в работе с большевиками, без нанесения вреда и ущерба Добровольческой армии» и приговорен «по лишении всех прав состояния, к каторжным работам сроком 4 года»; по конфирмации приговора А.И. Деникиным освобождён ввиду возраста от фактического отбытия наказания. Большую в роль в защите Маркса от самосуда и смягчении приговора сыграл М.А. Волошин, оставивший воспоминания «Дело Н.А. Маркса". 14.09.1919 г. выслан распоряжением генерал-лейтенанта Н.Н. Шиллинга из Таврической губернии на Тамань. Осенью 1919 г. отклонил предложение возглавить части Красной Армии на Кубани. 19.12.1920 г. избран первым ректором Кубанского университета. Умер от воспаления лёгких. Похоронен в Екатеринодаре. Награждён орденами: Святого Станислава 2-й степени (1903), Святой Анны 2-й степени (1905), Святого Владимира 3-й степени (1909), Святого Станислава 1-й степени (1912), Святой Анны 1-й степени

(01.03.1916), Святого Владимира 2-й степени (10.04.1916), Белого Орла

(14.03.1917) // Сайт «Офицеры РИА». - URL: https://www.ria1914.info-

/index.php/Офицеры_русской_императорской_армии_(дата обращения:

22.11.2020).

12 Разведчик. 1911. № 1085. С. 510.

тальное прошлое материального памятника или на легенду о нем. 5) Научные издания, относящиеся до предметов военной старины, помещенных в описываемом собрании. 6) Кто заведует собранием предметов или музеем (фамилия, имя, отчество, адрес). 7) Доступны ли коллекции для осмотра и по каким дням»13. Так же высказывалась просьба о представлении каталога либо краткого описания наиболее интересных предметов с приложением их фотоизображений.

На этом фоне в декабре 1912 г. и в январе 1913 г. в Москве проводятся сборы хранителей музейных образований, созданных при различных войсковых частях и учреждениях военного ведомства, с целью разработки и обсуждения общей программы по организации и дальнейшему развитию войсковых музеев14. При этом высказывались предложения о необходимости создания подобных музеев при каждом кавалерийском и пехотном полку с выделением в законодательном порядке «сумм специального отпуска» на реализацию данных мероприятий, что позволило бы войсковым частям «<...> получать необходимые средства на создание достойного хранилища для различного рода «памятей» своего исторического существования»15. Также ставился вопрос и о необходимости придания полковым музеям обучающих и воспитательных функций, чтобы они стали не только «<...> местом упокоения «дорогого прошлого», а местом живого общения с ним для его изучения и совершенствования в деяниях «настоящего» и «будущего »»16.

В этой связи ставилась задача определённой систематизации полковых коллекций, приведения их к некоему единому стандарту. Так, упомянутым выше штабс-капитаном Лебедевым предлагалась следующая примерная структура полкового музея: «<...> 1) обмундирование, вооружение, снаряжение полка, со дня сформирования; 2) обмундирование, снаряжение и вооружение-

13 Разведчик. 1911. № 1085. С. 510.

14 Учебно-исторический музей Офицерской кавалерийской школы. Несколько слов о значении и устройстве хранилищ полковой старины и об Учебно-историческом музее Офицерской кавалерийской школы // Вестник русской конницы. 1913. № 21-22. С. 825.

15 Вестник русской конницы. 1913. № 21-22. С. 825.

16 Там же.

неприятеля, с которым приходилось вести войны; 3) личные знаки отличия, грамоты, жетоны, полученные когда-либо служащими в полку; 4) меню, программы, приглашения, письма, дневники, записки, телеграммы и т.п.; 5) всевозможные сочинения о службе и жизни полка; 6) разные рассказы, описания, биографии, дневники, записки и другие литературные труды, независимо от темы, но принадлежащие перу кому-либо из бывших членов полка; 7) портреты, группы и всевозможные фотографии и рисунки относящиеся к жизни полка и к тем местам, где когда-либо полк или часть его находились хотя бы и временно»17.

В тоже время никто не оспаривал мнения редакции «иллюстрированного журнала, издаваемого, два раза в месяц, с разрешения Генерал-Инспектора Кавалерии, при офицерской Кавалерийской школе» «Вестник русской конницы» о том, что «рациональное оборудование и устройство каждого из полковых музеев в значительной степени будет зависеть от чисто индивидуальных условий и обстоятельств, характеризующих полковую жизнь в её прошлом и настоящем»18.

В частях русской кавалерии определённым образцом для данной работы стал Учебно-исторический музей Офицерской кавалерийской школы, открытый в Санкт-Петербурге 20 мая 1913 года19. Вместе с тем, данное музейное образование имело определённые особенности, связанные с тем, что в нём экспонировались не только исторические предметы, но и современные (на тот исторический период) учебные образцы кавалерийского вооружения и снаряжения российской и иностранных армий20. Музей состоял из четырёх отделов: «заповедного», оружейно-кузнечного, седельного и архива-библиотеки, представляя собой, таким образом, как хранилище «заповедного имущества школы», так и место «для занятий гг. офицеров переменного состава по наглядному ознакомлению с различными образцами оружия, сёдел и кузнечного имущества, принятых в нашей и иностранных армиях»21.

17 Разведчик. 1911. № 1094. С. 655.

18 Вестник русской конницы. 1913. № 21-22. С. 825.

19 Там же. С. 828.

20 Там же. С. 826.

21 Там же. С. 828.

Поэтому в ряде кавалерийских полков Русской императорской армии, в том числе в 5-м гусарском Александрийском Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полку (сформирован в 1776 г., дислоцировался в г. Самаре в 19101914 гг.; неофициальное название - «Бессмертные гусары»), функции полковых музеев выполняли помещения офицерских собраний, где размещались памятные предметы, так или иначе связанные с историей и боевым путём части.

Так, по неопубликованным до настоящего времени воспоминаниям одного из офицеров-александрийцев - бывшего полкового адъютанта полковника Сергея Александровича Топоркова, в период дислокации полка в г. Калише одноименной губернии22 т.н. «Привислинского края»23 Офицерское собрание располагалось в двухэтажном особняке из 11 комнат. На втором этаже находился огромный зал, по стенам которого были развешаны портреты бывших командиров полка. Весь нижний этаж состоял из 10 комнат: передняя, голубая гостиная, гостиная, биллиардная,

22 Образована в 1837 г. из Калишского воеводства. Центр - г. Калиш. Включала уезды: Велюньский, Калишский, Конинский, Петроковский, Се-радзский. В 1844 г. территория губернии вошла в состав Варшавской губернии. В 1866 г. восстановлена, Петроковский уезд выделен в самостоятельную губернию, из Варшавской губернии к Калишской губернии отошли Кольский, Слупецкий и Турекский уезды. В 1897 г. площадь губернии - 9,9 тыс. кв. верст, население - около 900 тыс. чел., в 1912 г. - 1206,1 тыс. чел., в т. ч. Городское - 269,9 тыс. чел. 13 городов (в т.ч. 5 заштатных), 40 посадов, 142 гмины. Основные занятия жителей - земледелие и переработка сельскохозяйственной продукции (заводы винокуренные, пивоваренные, сахарорафинадные). 44,7% земли в губернии - частновладельческие, 50,1% - крестьянские надельные. В 1903 г. построена железная дорога Варшава - Калиш, в 1906 г. -железная дорога в Пруссию. Из губернии вывозили хлеб, спирт, масло, молоко, шерсть и др. товары. На территории действовали 670 фабрично-заводских предприятий (в 1911 г. - 16,6 тыс. рабочих), в т.ч. суконные, бумагопрядильные, перчаточные, чулочные, кирпичные, около 550 учебных заведений. В начале 1-й мировой войны Калишская губерния оккупирована германскими войсками. См.: Штакельберг Ю.И. Калишская губерния // Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. Т. 2: Д - К. М., 1996. С. 462.

23 Так с 1888 г. в официальных документах именовались земли Царства (Королевства) Польского. О нем см.: Привислинский край// Большая советская энциклопедия. Второе издание: в 51 т. Т. 34: Польша - Прокамбий. М., 1955. С. 484.

дамская, дежурная, круглая, читальня, библиотека и столовая с буфетом.

В голубой гостиной висел в золотой раме, исполненный масляной краской, портрет бывшего первого командира полка Александра Петровича Тормасова (впоследствии главнокомандующего 3-й Резервной Армией в войне 1812 года). Тормасов изображён в три четверти роста в форме Александрийского легкоконного полка. Здесь же размещалось несколько изображений полковых групп времён 1878 года.

В гостиной посередине комнаты возвышалась колонна, поддерживающая сводчатый потолок. На колонне, в раме красного дерева с короной, под стеклом, висел выполненный сепией большой поясной портрет императрицы Александры Феодоровны, подаренный ею александрийцам при назначении шефом полка. На стене напротив располагался огромный портрет масляной краской работы художника Сверчкова, изображающий бывшего бригадного командира маркиза де Траверсе в полной парадной форме кирасир Его Величества на «взведённом» коне. Портрет был доставлен в полк по завещанию маркиза. В этой же комнате находились небольшой портрет бывшего командира полка полковника Рейтерна, а также изображение работы масляной краской бывшего александрийца корнета барона М. Розена конного гусара-александрийца 1870-х годов с пикой наперевес в шинели внакидку на фоне зимнего пейзажа.

В помещении возвышался великолепный громадный чёрный рояль, на котором размещалась фотография в рамке с изображением французских офицеров, бывших гостями полка в 1900 году. На небольшом стеллаже в кожаном чёрном футляре с серебряными обрезами, под стеклом, хранился полковой альбом. Каждый офицер, поступавший в полк, обязан был представить в полк полковому адъютанту одну фотографическую карточку с надписью и датой года выпуска в офицеры, которая вкладывалась в этот альбом. Альбом был громадных размеров с надписью на верхней крышке «Альбом 15-го драгунского Александрийского полка».

В углу гостиной на небольшом столике в стеклянной коробке хранились парадный мундир и шашка бывшего шефа полка Великого Князя Николая Николаевича Старшего.

В читальне все стены были увешана групповыми фотографиями и рисунками александрийцев, а также изображениями

форм полка в различные эпохи. Здесь же располагалась картина художника Г. Жижиленко, изображавшая группу офицеров дивизии в форменной одежде образца 1870-х гг. полков, входивших в её состав: Каргопольского драгунского, Александрийского гусарского и Литовского уланского.

В столовой по стенам размещались многочисленные картины, в том числе портреты: императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны (художник Бадаревский, 1910 г.), императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II; подарен командиром полка графом А.П. Шуваловым Офицерскому собранию в 1910 г.) и бывших командиров полка: князя Мадатова в двух вариантах, Де Ламберта, Роговского, Оффенбер-га, Ефимовича, Дика, Карамзина, Рейтерна, герцога Лейхтен-бергского (в гусарской форме полка), Бистрома, князя Гагарина, Боборыкина, Таля, Ковалевского, Карцова, графа Келлера (в драгунской форме; работы его сестры). При этом изображения Таля и графа Келлера - круглые портреты в овальных рамках. На главной стене висела картина художника Жижиленко (2,5 метра шириной и 1,5 метра высотой) - дар Офицерскому собранию поручиков Хондзынского, Якобса и Пулевича, изображающая конную атаку Александрийского дивизиона под командой князя Мадато-ва с поднятой саблей, оборотившегося к дивизиону через левое плечо (этим занята правая часть полотна). Вдали слева очень талантливо изображена паника турецкой конницы, где офицеры впереди ободряют турок, но и в их рядах чувствуется замешательство. На раме внизу серебряная дощечка с надписью жертвователя.

Помимо этого, в столовой находились картины: неизвестного художника (50/70 см), изображающая Александрийского гусара времён царствования императора Александра I, стреляющего свою раненную лошадь, с надписью: «Сегодня ты, завтра я», а также современника войны 1829 года «Атака Александрийских гусар под крепостью Шумлой» (приобретена в 1909 г.; размер - 1,5 квадратных метра).

Кроме этих полотен, в Офицерском собрании полка размещалось много фотографических изображений групп и портретов офицеров, в том числе большая группа Александрийцев, снятых вместе с немецкими гусарами в 1900 г., а также групповое фото вместе с начальником 5-й кавалерийской дивизии генерал-майором Козловским, по случаю сдачи дивизии в 1905 году.

56

Особый вид памятных предметов, отражающих историю полка, представляло собой полковое серебро.

Со всех офицеров, поступающих в полк, было заведено удерживать из первого месячного жалования около 60 рублей на полковое серебро. На эти деньги заказывались:

- стопка серебряная для вина, размером несколько больше обыкновенной стопки, внутри вызолоченная. На наружной стороне изображалась эмблема полка - череп с костями внизу, а с другой стороны гравировались фамилия владельца и год его выпуска в офицеры;

- столовый прибор: нож, вилка, ложка и десертная ложечка. На рукоятке те же эмблемы и надписи.

Всего в полку было 200 столовых приборов, хранившихся в 4-х специальных ящиках под контролем заведующего Офицерским собранием. Всё это было собственностью Офицерского собрания, и лишь в случае ухода из полка по принуждению или по Суду чести эти предметы возвращались владельцу.

Во время парадных, а также товарищеских обедов и ужинов, серебро вынималось из ящиков и ставилось на столы, которые красиво декорировались. Каждый офицер, садясь за стол, прежде всего, обращал внимание на то, чьё серебро ему попалось, таким образом, вспоминались старые Александрийцы, давно оставившие полк. Редко, когда серебро попадалось владельцу, так его было много. Так всегда начинался обед или ужин.

Кроме этого, среди предметов полкового серебра выделялись:

- серебряная ваза и два канделябра. Приобретены полком на деньги Собрания путём ежемесячных вычетов из содержания на проектируемый памятник в год столетия Кобринского сражения в г. Кобрине. Другие кавалерийские полки вели с полком переписку о создании памятника, но, по неизвестным причинам, этот проект не привёл к положительным результатам. И полк на собранные деньги приобрёл эту вазу и два канделябра. Они были очень массивны и высотой 50 см. На пьедестале изображена фигура гусара времён царствования Императора Александра II с обнажённой саблей. Подставками были черепа. Канделябры на 15 свечей каждая. Верхняя чаша вазы снималась. По модели этой вазы была заказана такая же и преподнесена офицерами своему бывшему командиру графу Шувалову при сдаче им полка. В надписи на чаше: «Дорогому командиру полка от Александрий-

цев» была сделана ошибка и не указано фамилии командира полка;

- ковш серебряный, в русском стиле с эмалью и ручкой, дар поручика Д. Иваненко. Этот ковш был призом, взятым Иваненко на международном состязании в 1900 г. в Лондоне;

- Кубок короля Георга. На международном состязании в Англии в 1910 г. русские кавалеристы: поручики Эксе, Родзянко и Д. Иваненко три года подряд выиграли приз Короля Георга, и этот кубок ежегодно передавался в полки, в которых служили выигравшие его офицеры. В Александрийском полку кубок находился до 1918 г.;

- Кубок небольшой серебряный с надписью: «За лучших в полку новобранцев 1906 года». Дар Офицерскому собранию поручика А. Гофмана. Обычай раздачи призов за лучших в полку новобранцев и разведчиков установил командир полка граф Ф.А. Келлер.

К сожалению, до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг., несмотря на славные свершения и героические подвиги Александрийских гусар, не было издано официальной истории полка, ни создано полкового музея. Великая война, стремительные события Великой Российской революции и кровавый вихрь Гражданской войны также не способствовали этому.

После ухода в эмиграцию отдельные офицеры полка подготовили воспоминания о своей службе и боевой деятельности в ходе Первой мировой и Гражданской войн. Инициатором этой работы и, по гамбургскому счёту, настоящим Нестором-летописцем Александрийских гусар стал С.А. Топорков, посвятивший свою жизнь в эмиграции (около 40 лет) сбору различных материалов, в том числе мемуаров сослуживцев, для составления подробной истории «бессмертных гусар». Благодаря подвижнической многолетней работе С.А. Топоркова, в его парижской квартире был возрождён полковой музей, включавший документы и предметы, отражавшие почти полуторавековую историю александрийцев.

Очередной этап в изучении истории 5-го гусарского Александрийского полка, сохранении памяти о пребывании «Бессмертных гусар» в Самаре наступил в августе 2015 г., когда был организован Союз «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары».

Союзом проведена значительная практическая работа по реализации проектов возрождения и сохранения славных тради-

ций Русской армии: в частности, располагая сведениями о коллекции исторических предметов, хранившихся в помещении полкового офицерского собрания и в музейном собрании С.А. Топоркова, представителями ВИК «Бессмертные гусары» был создан музей Александрийского полка, посвящённый памяти воинов-гусар.

При открытии данного музейного образования, функционирующего на базе Военно-исторического экспозиционного отдела Дома офицеров Самарского гарнизона, его создатели постарались использовать опыт своих предшественников из 1910-х гг. и следовать структуре и принципам систематизации исторического материала, предлагавшимся упомянутым штабс-капитаном Лебедевым и организаторами Учебно-исторического музея Офицерской кавалерийской школы.

За короткий срок осуществлён сбор исторического материала, записаны интервью с проживающими в разных странах потомками «бессмертных гусар». В музее организована экспозиция, в которой в двух залах показана история Александрийских гусар за почти полуторавековую историю полка, представлены подлинные фотографии, документы, обмундирование, оружие, портреты выдающихся лиц российской истории, в разное время служивших в полку или имевших к нему какое-либо отношение.

Хронологически первый зал посвящён историческому периоду от создания полка в 1776 г. вплоть до 6 декабря 1907 г., когда армейским драгунским полкам были возвращены их исторические названия, и 15-й драгунский полк вновь стал 5-м гусарским Александрийским24. Посередине зала размещён верховой манекен Александрийского гусара в исторической форме времён Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов Русской армии 1813-1814 гг. Особый интерес в зале представляют подлинные предметы обмундирования гусарских полков XIX в., в том числе кивера александрийцев времён царствования Николая I, а также форменное кепи, принадлежавшее бывшему шефу полка Великому князю Николаю Николаевичу Старшему. В витринах размещены предметы вооружения русских кавалеристов XIX в., в частности, русская сабля лёгкой кавалерии образца 1827 г., кремнё-

24 Высочайший приказ по военному ведомству от 6 декабря 1907 года / / Вестник русской конницы. 1907. № 23. С. 1041.

59

вые и капсюльные пистолеты, 4,2-линейный револьвер системы Смита-Вессона, введённый в русской армии в 1871 г. для вооружения офицеров пехотных частей и военнослужащих уланских и гусарских полков, а также драгунская 4,2-линейная винтовка Бер-дана № 2 образца 1870 года. Из личных предметов следует отметить блюдо из сервиза шефа полка в 1845-1856 гг. генерал-фельдмаршала Светлейшего князя Варшавского, графа И.Ф. Паскевича-Эриванского и перстень, принадлежавший командиру 2-й бригады 5-й кавалерийской дивизии в 1882-1891 гг. генерал-майору маркизу Л.А. де Траверсе.

В втором зале размещены экспонаты, иллюстрирующие историю полка с момента возвращения ему гусарского названия, его боевой путь в годы Первой мировой войны, а также рассказывающие о судьбах «бессмертных гусар» во время Гражданской войны в России и в эмиграции. Центральное место занимает кон-но-пешая группа из четырёх манекенов, обмундированных в различные образцы форменной одежды 5-го гусарского Александрийского полка: парадную форму мирного времени образца 1908/1913 гг. и походную форму военного времени образца 1910/1914 гг. Значительную часть экспозиции представляют документы той эпохи, исполненные александрийцами либо посвя-щённые отдельным событиям истории и боевого пути «бессмертных гусар», изданные в эмиграции работы офицеров полка исто-рико-исследовательского и мемуарного характера, книги из полковой библиотеки, оригинальные фотографии военнослужащих-александрийцев периода 1910-1920 гг. Неизменный интерес посетителей всегда вызывают подлинные полковые знаки (офицерский и нижних чинов) с изображением адамовой головы, жетон, посвящённый 100-летнему юбилею полка и оригинальные знаки на головные уборы в виде мёртвой головы - символа полка.

На площадке указанного музейного образования активистами ВИК «Бессмертные гусары» на регулярной основе проводятся экскурсионные, лекционные и мемориальные мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти и военно-патриотическое воспитание молодёжи на примерах самоотверженности, мужества и храбрости наших соотечественников и земляков.

Работа по созданию и пополнению музейной экспозиции нашла своё отражение и в ряде проектов по возрождению славных традиций Российской Армии, сохранению исторической па-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мяти о 5-м гусарском Александрийском полке, реализованных Союзом ВИК «Бессмертные гусары».

В частности, инициировано создание двух художественно-документальных фильмов25, посвящённых героическим свершениям воинов-александрийцев в ходе войн, в которых полк принимал участие в XVIII-XX веке. В сентябре 2018 г. у фасада здания Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Самарского гарнизона имени К.Е. Ворошилова» Министерства обороны Российской Федерации установлен «Памятник Александрийским гусарам» (скульптор -И.И. Мельников), представляющий собой гусара, который ведёт под узды лошадь. Прообразом для него стал герой Первой мировой войны, самарец Константин Батюшков. В сентябре 2019 г. у памятника заложена памятная капсула с землёй с поля битвы 14 августа 1813 г. при Кацбахе (в настоящее время район города Легница, Республика Польша). В ходе указанного сражения Александрийские гусары проявили мужество и героизм и заслужили своё неофициальное наименование «Бессмертные гусары»). В сентябре 2020 г. там же состоялась торжественная церемония закладки капсулы с землёй с места героической гибели уроженца Самары корнета К. Батюшкова и восьми нижних чинов-александрийцев, павших в боях Первой мировой войны у села Бучаны Виленской губернии (в настоящее время - территория Республики Беларусь).

25 «Бессмертные». 5-й гусарский Александрийский полк». Художественно-документальный фильм. (12+). Длительность - 30 минут. Сценарий -Олег Ракшин. Режиссёр - Галина Щерба. Операторы: Антон Стеллинг, Наталья Стеллинг, Александр Коломиец, Андрей Абросимов, Павел Ракитин, Радмир Бакаев. Дизайн, компьютерная графика, post-production - Дмитрий Громов. Звукорежиссёр - Александр Коноплин. Композиторы - Пётр Коря-гин и Константин Куприянов, г. Санкт-Петербург. Встречный марш 5-го гусарского Александрийского полка звучит в исполнении муниципального духового оркестра г. Самары под управлением Марка Когана. Текст читает заслуженный артист России Эдуард Баранов, г. Курск. (С) ООО «Краеве-дофф», 2016 г.; «Чёрные гусары». Художественно-документальный фильм. Длительность - 66 минут. Сценарий - Олег Ракшин. Режиссёр - Галина Щерба. Оператор-постановщик - Дмитрий Громов. Композитор - Пётр Ко-рягин. Производство - ООО «Краеведофф», 2017 г.

61

24 октября 2018 года по инициативе Союза «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары» Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 15-й отдельной мотострелковой бригаде миротворческих сил присвоено почётное наименование «Александрийская» в память о подвигах воинов 5-го гусарского Александрийского полка. При бригаде организована музейная экспозиция, посвящённая истории Александрийских гусар, центральное место в которой заняла копия исторического полкового штандарта, торжественно переданная представителями ВИК «Бессмертные гусары» воинам-миротворцам 4 ноября 2019 года.

Таким образом, можно обоснованно утверждать, что деятельность музея истории 5-го гусарского Александрийского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка во многом соответствует пожеланию, выраженному в приказе по Офицерской кавалерийской школе от 20 мая 1913 года № 141: «Да послужит вновь открытый Учебно-исторический музей Офицерской кавалерийской школы не только достойным хранилищем её славного прошлого, но и местом для наглядного изучения этого прошлого в целях постоянного совершенствования в настоящем и будущем»26.

26 Вестник русской конницы. 1913. № 21-22. С. 828.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.