Научная статья на тему 'Музейные информационно-коммуникационные технологии и их возможности качественного улучшения культурной среды'

Музейные информационно-коммуникационные технологии и их возможности качественного улучшения культурной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
529
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / МУЗЕЙ / A MUSEUM / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ONLINE-MUSEUM (VIRTUAL MUSEUM)

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пичкурова И. А.

Представлен анализ взглядов современных отечественных учёных в области культурологии на содержание научного понятия «культурная среда», элементный состав культурной среды; охарактеризован потенциал интеграции новейших информационно-коммуникационных технологий в область музейной работы с целью оптимизации качественных характеристик культурной среды. Изложены авторские доводы в пользу признания положительной роли информационно-коммуникационных технологий в повышении культурно-образовательного уровня населения, содействии качественному улучшению культурной среды территории, в т. ч. благодаря обеспечению доступности культурных продуктов и услуг для всех категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES, THEIR OPPORTUNITIES FOR IMPROVING CULTURAL ENVIRONMENT

The paper analysis modern Russian culture researchers’ views on a concept “cultural environment” and elementary composition of cultural environment, considers chances for enhancing cultural environment quality that integration of information and communications technologies into museum practice offers. The author argues a positive role of information and communications technologies in acculturation of population, as well as in promoting qualitative improvement of cultural environment of a region partly owing to provision of accessibility to cultural products and services for every group of citizens.

Текст научной работы на тему «Музейные информационно-коммуникационные технологии и их возможности качественного улучшения культурной среды»

РАЗДЕЛ IV

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

УДК [069:004.9]:316.7

Б01 10.32340/2414-9101-2020-2-84-88

И. А. Пичкурова,

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

Научный руководитель - Е. А. Полякова, доктор исторических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

МУЗЕЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Представлен анализ взглядов современных отечественных учёных в области культурологии на содержание научного понятия «культурная среда», элементный состав культурной среды; охарактеризован потенциал интеграции новейших информационно-коммуникационных технологий в область музейной работы с целью оптимизации качественных характеристик культурной среды. Изложены авторские доводы в пользу признания положительной роли информационно-коммуникационных технологий в повышении культурно-образовательного уровня населения, содействии качественному улучшению культурной среды территории, в т. ч. благодаря обеспечению доступности культурных продуктов и услуг для всех категорий граждан.

Ключевые слова: культурная среда, культурное пространство, информационно-коммуникационные технологии, музей, виртуальный музей.

В современном обществе постоянно происходят изменения, обновления, преобразования. Человек непрерывно находится в поиске новых решений, ответов на вопросы для качественного улучшения процессов своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно сказать, что индивид сам формирует собственную среду обитания. Однозначного определения понятия «среда» в науке не существует.

Важнейшим условием формирования человека, как полноценной, всесторонне развитой личности является создание собственной культурной среды. Как отмечает российский культуролог А. Я. Флиер «культурная среда - это комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определённого пространства. Причём эти культурные предпочтения в основном выражаются в нормах социального поведения людей, фактически материализуются в них [1]. Из этого можно сделать вывод, что на каждой определённый территории существует своя культурная среда, со своими ценностными ориентирами, понятиями, а если пересечь границы данной территории, то можно попасть в совершенно другую среду. Как отмечает А. И. Кравченко «культурная среда - совокупность социально культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе» [2, с. 278]. Из этого следует, что культурная среда представляет собой сочетание предпочтений, устоев, ценностей населения, сосредоточенных в одних пространственных границах.

Формирование культурной среды в пространственных границах сложный и неоднозначный процесс. Культурная среда состоит из определённых составляющих, которые являются ориентиром в формировании правильного направления. А. Я. Флиер выделяет четыре составляющие,

определяющие культурную среду - символическую деятельность, нормативно-социальное поведение, язык и нравы [1].

Основной составляющей культурной среды является символическая деятельность, выполняющая функции обучения людей нормам предпочитаемого социального поведения. Символическая деятельность необходима обществу для формирования личности человека в нравственном и интеллектуальном развитии, корректировке эмоциальных решений. Не менее важной составляющей культурной среды является социальное поведение, без которого не произойдёт становление личности. Благодаря социальному поведению общество устанавливает связи, контактирует, осуществляет социальное взаимодействие. Язык, с помощью которого осуществляется информационное обеспечение социальных взаимодействий, является не только средством передачи информации, но и средством к существованию. Культурная среда может формироваться только благодаря активному, интенсивному диалогу между людьми. С помощью нравов происходит осуществление регуляции социальных взаимодействий. Таким образом, становление и развитие культурной среды происходит благодаря обществу, в котором существует человек, и культурная среда преобразовывается одновременно с социальным сознанием общества.

Важной составляющей культурной среды являются музеи и учреждения музейного типа, которые одновременно выполняют функцию её формирования. Музей как социокультурный институт осуществляет документирование, изучение, сохранение и трансляцию материального и нематериального наследия человечества. В свете этого потенциал музейной сферы важно использовать в решении качественного улучшения культурной среды. Музей определяется как фактор развития культурологического сознания в связи с тем, что он может оказывать синхронное влияние на ценностное отношение человека к окружающей действительности. Из этого следует, что музей в данном случае является участником культурной среды, её «развивателем» и «коммуникатором», решающим задачи передачи объективного знания. Основоположник теории музейной коммуникации Д. Камерон в своих работах подчёркивает, что музейная коммуникация это, прежде всего процесс общения посетителя с «реальными вещами» и конечно понимание языка вещей на основе выстроенной экспозиции, так сказать невербальные пространственные «высказывания». Таким образом, через экспозиции, музейные предметы и музейную коммуникацию происходит формирование сознательно-развивающейся культурной среды.

В настоящее время особенно остро ставится вопрос качественного улучшения жизни, культурной среды в условиях информационного общества, которое не может продолжать развитие без использования различных информационных ресурсов. Культурная среда стремительно меняется, происходит активное развитие её виртуальной части. Доказательством этому служит повсеместное использование таких терминов как «интернет-пространство», «виртуальная реальность», «виртуальный музей», свидетельствующих о том, что культурная среда бывает как реальная, так и виртуальная. Информационно-коммуникационные технологии изменяют процессы трансляции, происходит виртуализация культурной среды. В этом случае человек сам выбирает способ взаимодействия с культурной средой, оно становится более мобильным, комфортным, доступным. Создание и развитие культурной среды происходит для полноценного удовлетворения культурных потребностей общества и для комфортного взаимодействия между людьми.

Применение новых информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности открывает ряд неоспоримых возможностей в представлении информации, процессах трансляции и репрезентации культурно-исторического наследия, и как следствие - качественное улучшение культурной среды. Основным направлением в использовании информационно-коммуникационных технологий является оцифровка объектов культурного наследия, которая позволяет при помощи специальной аппаратуры перевести объекты в цифровой вид. Полученные данные могут быть использованы для компьютерной обработки (редактирование, передача, сохранение, копирование). После цифровизации объекты могут быть представлены в сети Интернет, в связи с чем происходит более широкое информирование пользователей, расширяются границы коммуникации и культурной среды региона, появляется возможность в обеспечении мобильного доступа к репрезентациям музея, возникает новая, ускоренная форма во взаимодействии с пользователями. Выстраивается новая коммуникация, формируется новая культурная среда, которая постепенно приобщает к себе составляющие виртуального мира. Использование информационных технологий в музее обеспечивает их сохранность на качественно новом уровне. Обеспечение сохранности музейных коллекций, полномасштабный доступ для проведения научно-исследовательских работ, информационная поддержка экспозиций - предоставление дополнительной и более расширенной информации о предметах экспонирования, предоставление доступа

к музейной коллекции людей с ограниченными возможностями, популяризация коллекций, для тех, кто живёт далеко от музея - все это является неоспоримыми преимуществами оцифровки объектов в музейном пространстве. В качестве примера, можно привести Российский этнографический музей, на сайте которого находится раздел «Коллекции онлайн», экспонаты музея переведены в цифровой формат и представлены в сети Интернет.

Новые информационные ресурсы предлагают представлять информацию по-новому, в новых формах, видах и способах отображения. В связи с этим появляются иные каналы взаимодействия с информационным обществом, принципиально новые пути, с помощью которых можно охватить огромное количество пользователей. Современный музей рассматривает информатизацию как новацию, которая совершенствует процесс применения новых средств обработки и представления данных. На современном этапе развития музейного мира информационные ресурсы всё активнее используются профессиональным сообществом в рамках экспозиционно-выставочной деятельности. Неотъемлемой чертой современного экспозиционного пространства становятся встроенные мультимедийные элементы, которые способны выполнить многие функции: от объяснения необходимой информации и изображения экспонатов, отсутствующих в музее, до погружения и вовлечения посетителя в виртуальное музейное пространство. Происходит виртуализация музея, то есть формируется некое виртуально-информационное пространство, способное в качественном формате предъявить экспонаты музейного мира. Различные технические новинки, используемые музейными специалистами, помогают в привлечении пользователей глобальной сети. В связи с этим, информационные ресурсы выступают как важнейшее звено в выстраивании межкоммуникационных отношений. В виртуальном пространстве человек сам строит свою культурную среду, выбирает способы взаимодействия и коммуникационные каналы, появляется возможность создать свой собственный виртуальный мир. Виртуализация в корне изменила процессы коммуникации, появились новые способы передачи данных, которые являются мощным механизмом в выстраивании коммуникационных связей.

Музеи активно используют сеть Интернет для трансляции культурного наследия в открытом доступе при помощи виртуализации коллекций или создают виртуальное музейное пространство - «виртуальный музей». В словаре музейных терминов представлено два определения «виртуального музея». Так, в первом случае это созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, которая воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т. п. В источнике также отмечается, что данная модель отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трёхмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже её самостоятельного моделирования [3].

Понятие «виртуальный музей» предусматривает в себе объединение веб-страниц, которые могут быть представлены как собрание фотографий экспонатов - размещены в виде каталога, либо представлены трёхмерные изображения, которые позволяют пользователю проделывать путь по залам и комнатам с детальным отображением объектов со всех сторон. На сегодняшний день это прекрасный способ решить проблему объединения новейших технологий и культуру. Виртуальный музей - это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому. Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам). Отличие подобных музеев от простых выставок фотографий в том, что в способностях музея существует формирование виртуального тура, обширные способности в поиске любых данных об экспонатах. Примером может выступать Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на сайте которого представлены 3Б-модели, видеоролики с использованием 3Б-реконструкций и виртуальная экскурсия по будущему музейному кварталу. Государственная Третьяковская галерея с помощью виртуальных выставок позволяет детально рассмотреть картины, при этом узнавая более подробную информацию, связанную с созданием произведения искусства. Во втором случае, виртуальный музей представляет собой электронные публикации, объединённые по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций [3]. Электронный каталог Государственного исторического музея представляет коллекции по определённым категориям, также можно воспользоваться сортировкой по датировке, алфавиту и релевантности.

Доступность и интерактивность музейных коллекций являются важными факторами фор-

мирования как информационно-коммуникационной, так и культурной среды региона. Виртуальное музейное пространство создаёт условия для свободного доступа широких слоёв населения к всемирному историко-культурному наследию и, сложившаяся ситуация доказывает, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом, расширяют пространственные границы музейного мира и способствуют реализации принципа инклюзии в культуре и образовании.

На данный момент в Государственном Эрмитаже существует виртуальный музей, который можно посетить с помощью информационно-коммуникационных технологий, необходимо зайти на официальный сайт музея и во вкладке «Меню» выбрать пункт «Виртуальный визит». Там представлена схема музейного комплекса, которая включает различные туры для виртуального посещения главных достопримечательностей. Такое информационное новшество помогает продемонстрировать культурное наследие, привлечь внимание молодой аудитории (являющейся главным звеном в информатизации) и способствует формированию всестороннего развития личности, и, соответственно, развитию культурной среды [4].

Особые требования к деятельности музея в настоящее время предъявляет современное информационное общество. Представление информации традиционными способами существенно ограничивает охват аудитории. Специалисты вынуждены осваивать новое информационное пространство, то есть социальные коммуникации. В данном случае именно социальные сети выступают полноценным информационным каналом, благодаря которому устанавливается связь с активной частью населения.

Социальные сети обладают большим потенциалом, именно как площадка, на которой формируется новая цифровая культурная среда. Благодаря социальным сетям пользователь сам может моделировать и дозировать собственное потребление цифровой массовой культуры, фильтровать и сортировать контент, то есть формировать свою культурную среду. С помощью социальных сетевых коммуникаций происходит процесс выстраивания взаимоотношений среди пользователей, которые могут поделиться своими чувствами, эмоциями, переживаниями, создавать своё культурное пространство. У музейных специалистов появляется возможность прямого диалога с пользователями для получения обратной связи о качестве представленного информационного контента. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что культурная среда становится реально-виртуальной, формируются сообщества виртуального характера. Использование сети Интернет, как мощного средства коммуникации музея с окружающим миром, с посетителями, способствует освоению новых форм коммуникации, как через сайт, так и с помощью социальных сетей.

Основными лидерами по применению социальных технологий (сетей) в Российской Федерации являются Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея. Большинство музеев представляют свои страницы в ВКонтакте, Одноклассниках, Фейсбуке, Инстаграме. Именно эти социальные сети пользуются наибольшей популярностью у пользователей. На странице в Инстаграм Государственного Русского музея постоянно публикуется информация о выставках, новостных событиях, размещаются фотоматериалы произведений искусства. Такое использование информационных технологий в музейной практике улучшает процесс ознакомления с предметами культуры, способствует повышенной заинтересованности среди пользователей сети, является источником в формировании культурного пространства [5]. Благодаря появлению тематических музейных сообществ в социальных сетях для потенциальных посетителей, появилась уникальная возможность получения виртуального доступа к музейному миру. С помощью сообществ пользователи фактически остаются на постоянной связи с музеем, а музеи в свою очередь для увеличения количества посещаемости ресурса представляют свои коллекции, добавляют новостную информацию, то есть стараются максимально задействовать виртуальный интерес обозревателей.

Одной из более ярких попыток разнообразить использование новейших технологий на практике в музее является использование специализированных мобильных приложений, то есть приложения-гид. Такие специальные приложения дополняют основной сайт и позволяют считывать QR-код, расположенный рядом с экспонатом, то есть помогают посетителю в интерактивной форме, более доступно и качественно получать информацию. Механизмы восприятия у всех разные, и в связи с этим QR-код может содержать информацию в различных форматах - от текстовой до мультимедиа. Попытки разнообразить формы взаимодействия со зрителем при использовании цифровых технологий учитывают тот факт, что у каждого посетителя музея своя мотивация в по-

сещении, индивидуальный субъективный опыт в познании и освоении окружающей среды, разные механизмы восприятия информации.

Суммируя опыт использования информационно-коммуникационных технологий в традиционном музейном пространстве, можно сделать вывод, что цифровые технологии и мультимедиа улучшают способы представления, помогают представлять экспозиции для неограниченного количества пользователей. Обращение к информационным технологиям, с одной стороны, обеспечивает учреждениям культуры новые перспективы развития, поддерживает интерес со стороны аудитории и популяризирует их работу. С другой стороны, при должном методическом и техническом сопровождении информационные технологии позволяют учреждениям культуры освоить совершенно новые формы представления информации и работы с посетителями, сохраняя при этом богатство содержания и глубину идеи.

Таким образом, стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий носит исключительно интеграционный характер и создаёт невиданные ранее условия информационного взаимодействия на основе интерактивности информационного взаимодействия и использования распределённого информационного ресурса. Благодаря информационным ресурсам формируется новая культурная среда, доступность которой не ограничена. Современные музеи активно используют информационно-коммуникационные технологии в своей документирующей и транслирующей деятельности. Благодаря цифровизации музейных фондов культурное наследие страны становится общедоступным, мобильным. Виртуализация музейного пространства порождает новые формы музейной коммуникации, способствуя вовлечению большего числа пользователей в процесс музейной коммуникации, и, соответственно, повышению культурно-образовательного уровня населения. Это обуславливает качественные изменения культурной среды региона, способствующие её развитию.

Список литературы

1. Флиер, А. Я. Культурная среда и её социальные черты // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 2. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 14.02.2020).

2. Кравченко, А. И. Культурология : словарь. - Москва: Академ. проект, 2000. - 671 с. -(Gaudeamus).

3. Виртуальный музей // Словарь музейных терминов Рос. музейной энциклопедии : [сайт]. -Москва, 2002-2020. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp746 (дата обращения: 14.02.2020).

4. Государственный Эрмитаж : [сайт]. - Санкт-Петербург, 1998- . - URL: https://www.hermitage museum.org/ (дата обращения: 14.02.2020).

5. [Государственный] Русский музей // Instagram, соц. сеть : [сайт]. - [Ашберн (США), Санкт-Петербург (Россия)], 2010-. - URL: https://www.instagram.com/russian_museum/ (дата обращения: 14.02.2020).

Irina A. Pichkurova,

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

[email protected]

Scientific Chief - Elena A. Polyakova, Dr. of Historical Sciences, Associate Professor

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

[email protected]

MUSEUM INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES, THEIR OPPORTUNITIES FOR IMPROVING CULTURAL ENVIRONMENT

Abstract. The paper analysis modern Russian culture researchers' views on a concept "cultural environment" and elementary composition of cultural environment, considers chances for enhancing cultural environment quality that integration of information and communications technologies into museum practice offers. The author argues a positive role of information and communications technologies in acculturation of population, as well as in promoting qualitative improvement of cultural environment of a region partly owing to provision of accessibility to cultural products and services for every group of citizens.

Key words: cultural environment, cultural space, information and communications technologies, a museum, online-museum (virtual museum).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.