Научная статья на тему 'МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ДАГЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ'

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ДАГЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ДАГЕСТАНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майитханова Ирадат Рашитхановна, Иниева Зайнаб Джанаевна

В статье рассмотрены особенности эволюции музейного дела в Дагестане в постсоветский период. Освещаются исторический опыт развития, особенности деятельности музеев Дагестана, а также перспективы ее дальнейшего совершенствования в рамках «Стратегии развития музейного дела в Российской Федерации до 2030 г.». Исследование проведено с использованием сравнительно-исторического метода. С учетом того, что музейное дело - это в основном прерогатива государства, проанализированы основные документы, свидетельствующие о становлении музеев в Дагестане, которые отложились в государственных архивах, опубликованные правительственные постановления. Исследование показало, что поступательное развитие музейного дела в Дагестане привело к созданию обширной и устойчивой сети музеев, ведущих плодотворную работу. В настоящее время сеть музеев Дагестана обеспечивает культурно-воспитательное, образовательное, научное и медийное направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM CASE IN DAGESTAN AT THE BORDER OF THE XX - XXI CENTURIES

The article considers the features of the evolution of museum work in Dagestan in the post-Soviet period. The historical experience of development, the features of the activities of museums in Dagestan, as well as the prospects for its further improvement within the framework of the "Strategy for the development of museums in the Russian Federation until 2030" are highlighted. The research was carried out using the comparative historical method. Considering that the museum business is mainly the prerogative of the state, the main documents that testify to the formation of museums in Dagestan, which were deposited in the state archives, and published government decrees, have been analyzed. The research has shown that the progressive development of museum work in Dagestan has led to the creation of an extensive and stable network of museums, conducting fruitful work. Currently, the network of museums in Dagestan provides cultural and educational, educational, scientific and media directions.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ДАГЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ»

4. Троценко П. По соседству с хаосом: как события в Афганистане влияют на Центральную Азию и как она реагирует. 15 сентября 2021. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus.azattyk.org/a7314608 79.html

5. Каримов А., Неъматов А. Стратегия Узбекистана по выстраиванию большой трансрегиональной коннективности // Международная жизнь. - 2021. - №8. - С. 42-51.

6. ИоноваЕ. Стратегический курс Душанбе // Россия и мусульманский мир: научно-информационный бюллетень. - 2015. - № б (276). - С. 115-122.

7. Армия Мансура: Талибы разместят на границе с Китаем и Таджикистаном батальоны смертников. 2 октября 2021 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://new9.ru/news-2782623-armiya-mansura-taliby-razmestyat-na-granitse-s-kitaem-i-tadgikistanom-batalony-smertnikov.html

8. Додхудоева Л. Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам // Россия и мусульманский мир: научно-инф. Бюллетень. - 2015. - № 1 (27). - С. 78-86.

9. Халид А. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. -304 с.

10. Мелкие стычки возможны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/1228684/kseniia-loginova/osennee-obostrenie-tadzhikistan-i-afganistan-stoiat-na-poroge-voennogo-konflikta

11.ХабермасЮ. Против "воинствующего атеизма". "Постсекулярное" общество - что это такое? // Русский журнал. - 2008. - 23 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma

12. Гасанов К. Америка ушла. Что будет дальше с Афганистаном? // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/amerika-ushla-chto-budet-dalshe-s-afganistanom/

13. ТурицынИ.В., РауИ. "Китайская мечта" о великом возрождении нации и внешняя политика КНР эпохи Си Цзиньпина (20122018 гг.) // Современная научная мысль. - 2019. - № 1. - С. 135-159.

References and Sources

1. Glavnoj temoj sammita ODKB v Tadzhikistane stal Afganistan. 16 sentyabrya 2021 // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.1tv.ru/news/2021-09-16/413179-glavnoy_temoy_sammita_odkb_v_tadzhikistane_stal_afganistan

2. Afganistan stanet goryachej temoj na sammitah ODKB i SHOS v Dushanbe // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tj.sputniknews.ru/20210824/afganistan-stanet-goryachey-temoy-sammit-dushanbe-1041859477.html

3. Kogda v Afganistane pridet mir? Posol Kitaya v Rossii: SSHA doveli stranu do gumanitarnoj katastrofy // Afganistan i fakty. - 2021. - №42. - S.20-26.

4. Trocenko P. Po sosedstvu s haosom: kak sobytiya v Afganistane vliyayut na Central'nuyu Aziyu i kak ona reagiruet. 15 sentyabrya 2021. // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rus.azattyk.org/a/31460879.html

5. Karimov A., Ne"matov A. Strategiya Uzbekistana po vystraivaniyu bol'shoj transregional'noj konnektivnosti // Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2021. - №8.

- S. 42-51.

6. Ionova E. Strategicheskij kurs Dushanbe // Rossiya i musul'manskij mir: nauchno-informacionnyj byulleten'. - 2015. - № 6 (276). - S. 115-122.

7. Armiya Mansura: Taliby razmestyat na granice s Kitaem i Tadzhikistanom batal'ony smertnikov. 2 oktyabrya 2021 // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://new9.ru/news-2782623-armiya-mansura-taliby-razmestyat-na-granitse-s-kitaem-i-tadgikistanom-batalony-smertnikov.html

8. Dodhudoeva L. Tadzhikistan: sociokul'turnyj kod epohi i publichnyj islam // Rossiya i musul'manskij mir: nauchno-inf. Byulleten'. - 2015. - № 1 (27).

- S. 78-86.

9. Halid A. Islam posle kommunizma: Religiya i politika v Central'noj Azii. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. - 304 s.

10. Melkie stychki vozmozhny. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://iz.ru/1228684/kseniia-loginova/osennee-obostrenie-tadzhikistan-i-afganistan-stoiat-na-poroge-voennogo-konflikta

11. Habermas Yu. Protiv "voinstvuyushchego ateizma". "Postsekulyarnoe" obshchestvo - chto eto takoe? // Russkij zhurnal. - 2008. - 23 iyulya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma

12. Gasanov K. Amerika ushla. CHto budet dal'she s Afganistanom? // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/amerika-ushla-chto-budet-dalshe-s-afganistanom/

13. Turicyn I.V., Rau I. "Kitajskaya mechta" o velikom vozrozhdenii nacii i vneshnyaya politika KNR epohi Si Czin'pina (2012-2018 gg.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - № 1. - S. 135-159.

ШМАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет (natalyashmakova13@mail.ru).

ГРИШАКОВА ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет (larisa1789@mail.ru).

SHMAKOVA, NATALIA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University. GRISHAKOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University.

УДК 94(470.67):069 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-140-145

МАЙИТХАНОВА И.Р., ИНИЕВА З.Д. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ДАГЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.

Ключевые слова: Дагестан, культурно-просветительские учреждения, музей, экспозиция, выставка, музейный предмет, история музейного дела в Дагестане.

В статье рассмотрены особенности эволюции музейного дела в Дагестане в постсоветский период. Освещаются исторический опыт развития, особенности деятельности музеев Дагестана, а также перспективы ее дальнейшего совершенствования в рамках «Стратегии развития музейного дела в Российской Федерации до 2030 г.». Исследование проведено с использованием сравнительно-исторического метода. С учетом того, что музейное дело - это в основном прерогатива государства, проанализированы основные документы, свидетельствующие о становлении музеев в Дагестане, которые отложились в государственных архивах, опубликованные правительственные постановления. Исследование показало, что поступательное развитие музейного дела в Дагестане привело к созданию обширной и устойчивой сети музеев, ведущих плодотворную работу. В настоящее время сеть музеев Дагестана обеспечивает культурно-воспитательное, образовательное, научное и медийное направления работы.

MAYITKHANOVA, I.R., INIEVA, Z.J. MUSEUM CASE IN DAGESTAN AT THE BORDER OF THE XX - XXI CENTURIES

140

Key words: Dagestan, cultural-educational institutions, museum, exposition, exhibition, museum item, history of museum work in Dagestan.

The article considers the features of the evolution of museum work in Dagestan in the post-Soviet period. The historical experience of development, the features of the activities of museums in Dagestan, as well as the prospects for its further improvement within the framework of the "Strategy for the development of museums in the Russian Federation until 2030" are highlighted. The research was carried out using the comparative historical method. Considering that the museum business is mainly the prerogative of the state, the main documents that testify to the formation of museums in Dagestan, which were deposited in the state archives, and published government decrees, have been analyzed. The research has shown that the progressive development of museum work in Dagestan has led to the creation of an extensive and stable network of museums, conducting fruitful work. Currently, the network of museums in Dagestan provides cultural and educational, educational, scientific and media directions.

В условиях, когда перед человечеством, стремящимся сохранить целостность мировоззрения и историческую память, в современном культурно-цивилизационном контексте объективно ставится ряд серьезных задач, на одно из лидирующих мест в обеспечении преемственности накопленного опыта и его своеобразного встраивания в систему развития конкретно взятого социума и цивилизации в целом, вновь выходят музеи и музейные сообщества. Музеи в настоящее время, с их привычными экспозициями и фондами, все больше расширяют свое пространство привлечением технических новинок и возможностями мировой паутины, все чаще становятся своеобразным фундаментом, на котором выстраивается абсолютно новая концепция взглядов на музей и музейной дело. Стоит отметить, что эта тенденция стала проявляться лишь на рубеже нового тысячелетия.

Истории музейного дела в Дагестане посвящен ряд работ и статей. Так, в 2020 г. вышла в свет работа Х. Доного о становлении музейного дела в Дагестане, важная тем, что вводит в научный оборот архивные документы и материалы, охватывающие период с 1891 по 1930 гг. [1]. Музейное дело, как неотъемлемая часть национальной культуры, освещается в публикациях Г.Ф. Гебекова [24]. Музеи им рассматриваются как важная часть единого культурного контекста, способствующая прогрессу всей культуры Дагестана в целом, несмотря на все трудности материального и бытового обеспечения. Роль в становлении музейного дела в Дагестане первого директора Дагестанского краеведческого музея в Махачкале Д.М. Павлова осмыслена в работе Ю.М. Лысенко, которым приводятся важные архивные сведения о первых шагах отрасли, ее роли в культурном развитии края [5]. Развитию краеведения и музейного дела в Дагестане посвящена статья М.С. Гаджиева, М.В. Мугадовой и Э.М. Эльдарова [6], которые в своем очерке смогли подробно рассмотреть связь между краеведческими исследованиями и возникновением музеев и музейного дела в Дагестане, показать особенности и перспективы их эволюции.

Обращаясь к истории дагестанского музейного дела, следует признать, что за относительно небольшой срок своего существования оно знало много разных периодов «взлетов и падений». Несмотря на то, что официально датой возникновения Дагестанского государственного объединенного музея (ДГОМ) в республике принято считать 1923 г., тем не менее важен и 1891 год, когда врачом Дагестанского конно-иррегулярного полка и известным просветителем И.С. Костемеровским было завещано около 3000 рублей на поддержку кустарной промышленности путем создания Музея кустарных промыслов. Через несколько лет эта сумма значительно возросла, и к 1913 году в доме губернатора, в городе Темир-Хан-Шура был создан музей имени И.С. Костемеровского с экспозицией, состоявшей из 283 экспонатов. Его коллекция продолжала достаточно регулярно пополняться и довольно быстро разрослась. К сожалению, в годы Гражданской войны фонды первого музея были утрачены.

В 1920 году было принято решение о создании на базе музея И.С. Костемеровского «Народного музея Дагестана». Первым руководителем, заведующим секцией по охране памятников и старины Дагестана был назначен С.И. Полторацкий. Но через непродолжительное время из-за финансовых трудностей музей закрылся, а его фонды перевели в Порт-Петровск. И лишь в 1924 году, по предложению и при активном содействии народного комиссара просвещения Алибека Тахо-Годи, а также при участии Северо-Кавказского института краеведения, музей был вновь воссоздан. Руководителем его был назначен Д.М. Павлов, немало сделавший для развития ряда музеев и научных центров Дагестана и Кавказа в целом. Уже к октябрю 1929-1930 года в музее насчитывалось более 8196 единиц хранения.

Все последующие годы, несмотря на трудности и переезды (в частности, в годы войны эвакуация в Дербент), музей продолжал работать и развиваться. Расширялась экспозиция, в районах республики открывались филиалы. Но конец ХХ в., как известно, был отмечен тяжелым экономическим и политическим кризисом, затронувшим все сферы жизни России, в целом, и республики Дагестан - в частности. На фоне общего падения жизненного уровня основной массы населения, наблюдалось снижение трат в культурном сегменте, что не могло не отразиться и на деятельности культурно-просветительских учреждений Дагестана. Крайне слабое финансирование социально-культурной сферы в нашей стране в постперестроечный период привело к многочисленным сокращениям и общему оттоку кадров. Только за 1993 г. из этой отрасли в регионе ушло более 300 специалистов [7]. Были утрачены (ликвидированы) многие учреждения культуры, резко сократилась сеть библиотечных, клубных и других объектов. Эти процессы повлекли за собой также тотальное ухудшение деятельности оставшихся учреждений. Крах материально-технической базы обусловил снижение их активности в организации культурно-массовых мероприятий.

Все эти проблемы не могли не сказаться на состоянии музейной сети республики. Музеи оказались неподготовленными к изменениям, происходившим в стране. Отсутствие бюджетных средств на осуществление закупок новых экспонатов и выплату зарплат музейным работникам, ослабление материально-технической базы выявили многие проблемы в деятельности. Тем не менее, анализ ряда источников позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие всех этих проблем, Министерство культуры Дагестана прилагало все возможные усилия к сохранению хотя бы оставшихся специалистов и проведению хоть какой-то культурно-просветительной работы среди населения. Крупнейшим музеем республики оставался Дагестанский государственный объединенный музей (ДГОМ), который позже был преобразован в Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи и Архив Национального музея РД им. А. Тахо-Годи. На примере ДГОМ можно проследить основные тенденции в музейном деле Дагестана. Документы, хранящиеся в архиве музея, содержат ценную информацию о его создании и деятельности [8].

Основной проблемой в музеях того времени явилось снижение посещаемости. К примеру, в 1992-1997 годах, в сравнении с 1985 г., посещаемость музея сократилась в среднем более чем в 4 раза [9]. Постепенное увеличение числа посетителей отмечается здесь лишь с 1998 года. Основную часть посетителей в это время составляли школьники и студенты, что позволяет предположить, что увеличение посещений именно в молодежном сегменте было связано с известным ростом национального и духовного самосознания, возвращением к традиционным истокам. В то же время основная масса взрослого населения не входила в число активных посетителей музея. На наш взгляд, во многом это объяснялась тем, что существовавшие экспозиции не менялись десятилетиями, а новые интересные проекты и выставки сотрудниками музея не реализовывались. Сами сотрудники не были заинтересованы в этом, потому как руководство не могло, да и не хотело материально поощрять их работу. К тому же в рассматриваемый период острейшей проблемой стало банальное отсутствие достаточного числа квалифицированных музейных специалистов.

Остро стояла также проблема отсутствия помещений для экспонирования и фондохранилищ. Из 140 тыс. единиц хранения, находившихся в фондах музея, из-за отсутствия помещений экспонировалось только около 20% [2]. В ДГОМ фондохранилища в основном располагались в непригодном для хранения подвальном помещении, что противоречило всем инструкциям и регламентам деятельности. Самое главное, что там не соблюдался температурно-влажностный режим, что не позволяло содержать экспонаты в надлежащих условиях. Такая же удручающая ситуация складывалась и в сфере реставрации музейных экспонатов. Поскольку в музейное дело проникли вульгарно трактуемые «рыночные» отношения, в музее были сокращены площади собственных реставрационных мастерских. Между тем, в коллекции ДГОМ большая часть ценных экспонатов нуждалась в незамедлительной реставрации.

В крайне сложных условиях, с 1992 по 1997 гг. ДМИИ удалось произвести работу по частичному воссозданию художественной исторической панорамы известного художника XIX в. Франца Рубо «Штурм аула Ахульго», посвященной одному из трагических эпизодов Кавказской войны XIX в. Панорама, которая в плохом состоянии находилась в хранилищах ДГОМ, была отправлена на реставрацию в Санкт-Петербург, откуда были возвращены уцелевшие и отреставрированные ее фрагменты. С 1997 г. в экспозиции музея в зале русской живописи представлена вниманию посетителей копия-эскиз панорамы Ф. Рубо, выполненная в масштабе 1:10.

К сожалению, в 1990-е годы музеи фактически прекратили научно-исследовательскую работу, командировки и археологические экспедиции по Дагестану. Полностью была прекращена и научно-методическая работа. Первая за долгий период археологическая экспедиция для выявления новых памятников истории и культуры в горных районах республики в постперестроечное время была осуществлена ДГОМ лишь только в 2002 году. Закономерным итогом этой экспедиции стало увеличение музейного фонда археологических артефактов более чем на 100 единиц хранения (по времени датируются от эпохи ранней бронзы до Позднего Средневековья) [9].

В целом, в 90-е гг. работа по накоплению фондов музеев новыми экспонатами значительно сократилась. Дело в том, что в советский период во многих музеях лучшие выставочные площади, а зачастую и самые большие, были отданы под экспозиции по истории КПСС, рассказывали о ее становлении и роли в жизни советского общества. Обретя свободу в выборе экспозиций, музеи получили возможность заняться другими темами. Однако они столкнулись с проблемой иного рода - отсутствием финансирования. В большинстве музеев оно и вовсе прекратилось. Например, Дагестанский музей изобразительных искусств в конце 80-х - начале 90-х годов еще осуществлял закупки работы дагестанских художников-авангардистов, однако уже со второй половины 90-х гг. он такой возможности не имел. Картины современных художников для раздела «Современное изобразительное искусство Дагестана» музей стал вновь приобретать уже после 2000 года. Это дало возможность сделать коллекцию музея более содержательной и представить в экспозиции музея современное изобразительное искусство Дагестана.

Тем не менее, существенные изменения, произошедшие в выставочной деятельности музеев, имели и свои положительные моменты. Прежде всего, музеи получили возможность свободно организовывать выставки и выставочные проекты, не оглядываясь на директивы вышестоящих организаций. Без диктата партии в этот период в музеях Дагестана была организована целая серия выставочных проектов. В их стенах проводились также авторские и передвижные выставки. В 198090 гг. ДМИИ организовывает выставки «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» практически во всех крупных странах Западной Европы, Востока, Азии - Чехословакии, Германии, Великобритании, Финляндии, Италии, Японии, Кувейте и т.д.

Представив в 1993 г. в своих залах авторский проект художника Магомеда Кажлаева «Тотальная каллиграфия», ДМИИ стал своеобразным первопроходцем в новом альтернативном направлении в музейном искусстве Северного Кавказа [9]. Но проекты такого плана из-за элитарности были достаточно редки, можно даже признать, единичны.

С 2000 г. положение в музейном деле Дагестана постепенно меняется в лучшую сторону. Стабилизация в сфере экономики позволила увеличить бюджетные средства, выделявшиеся на поддержание музеев. Так, уже в 1998 г. государством было выделено ДГОМ 947,7 тыс. руб., в 1999 г. - 1124,5 тыс. руб., в 2000 г. - 2366,3 тыс. руб., в 2001 - 5475,2 тыс. руб., а в 2003 - 11713,0 тыс. руб. [9]. Это, в свою очередь, дало возможность пополнить фонды музея новыми ценными экспонатами. Так, если в 1999 г. число предметов основного фонда ДМИИ составляло 11733, то в 2003 г. - уже 13448 единиц хранения. Таким образом, основной фонд музея увеличился на 1715 предметов. С 2002 г. по 2013 г. ДГОМ под руководством нового директора музея Д.Н. Хаппалаевой получил возможность дальнейшего успешного развития. В настоящее время, в результате многолетних усилий, он собрал в своих запасниках более 170 тысяч единиц хранения. Музей является одним из богатейших собирателей и хранителей предметов дагестанской материальной и духовной культуры, размещенных ныне в 40 зданиях (головное здание и 39 филиалов, причем 30 были созданы в тяжелый перестроечный период) [6].

Ныне музейная деятельность ориентируется не только на комплектование, хранение, изучение и экспонирование музейных артефактов, но и на их активное использование в научных, образовательных и воспитательных целях [8]. По-прежнему основным приоритетом деятельности остается работами с музейными фондами. Музей проводит экспозиционную, выставочную и культурно-просветительскую работу. Основной формой воспитательной и образовательной работы в музее стали экскурсии по экспозициям и выставкам, что является немаловажным подспорьем в патриотическом воспитании молодежи. Регулярно в музеях проходят различные мероприятия -уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда и просто интересными людьми, дни открытых дверей, ежегодные ночи в музее, концерты живой музыки, лектории и многое другое. В музеях ежегодно проходят учебно-производственную практику студенты различных вузов Дагестана. Вся

работа республиканских музеев и их филиалов направлена, прежде всего, на совершенствование работы по воспитанию молодежи в лучших традициях дагестанского народа. При этом основной упор делается на воспитании в патриотическом, нравственном и эстетическом ключе.

Конечно, и сегодня большинство музеев республики испытывают определенные трудности и проблемы. Несмотря на увеличение государственных дотаций, получение грантов или софинансирование различными фондами определенных проектов и выставок, основной проблемой нынешних музеев остается нехватка экспозиционных и выставочных помещений, необходимых для демонстрации многих ценных экспонатов, находящихся в фондохранилищах и не выставляемых в постоянных экспозициях десятилетиями. Для расширения экспозиционных площадей музеи, естественно, нуждаются в более весомой финансовой поддержке государства [8]. Но, несмотря на существующие трудности и проблемы, в последние годы значительно увеличилось количество музеев в городах и районах Дагестана, что позволяет сохранять большое количество исторических памятников и артефактов в целостности и препятствует их вывозу и перепродаже.

Таким образом, дагестанские музеи прошли в своем развитии путь от краеведческого интереса отдельных энтузиастов до создания первого музея в республике и далее - до формирования разветвленной музейной сети по всему Дагестану. Сеть музеев стала фактически краеугольным камнем в основании культурной и духовной жизни региона. Они принимают участие в создании предпосылок для развития культурно-познавательного туризма, который является одним из наиболее перспективных и востребованных сегментов внутреннего туристического рынка. Хотя музейный туризм - направление, возникшее в нашей стране сравнительно недавно (во второй половине 90-х годов ХХ столетия), в основном в связи с поиском дополнительных источников финансирования музеев, оно оказалось весьма перспективным и успешным. В качестве наглядного примера можно привести Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Древний Дербент», внесённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музеи постоянно видоизменяются, эволюционирует их управленческая структура. Музеи активно формируют новую концепцию развития в целях привлечения новой аудитории. Много сил отдается обучению молодых специалистов с другим мировоззренческим укладом и креативным мышлением, а также переподготовке опытных, а потому исключительно ценных специалистов, что и подтверждается «Стратегией развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой прямо указано: «обеспечение научно-исследовательской деятельности музеев квалифицированными научными кадрами, стимулирование притока молодых ученых в музейную науку за счет полноценной оплаты их труда, дополнительных выплат за ученые степени» [10]. В последнее время появился ряд публикаций по менеджменту и совершенствованию деятельности музеев. Согласно нынешней концепции развития музейного дела в Российской Федерации: «музеям необходимо активнее использовать свои возможности в направлении туристической деятельности, успешно взаимодействовать с турфирмами в формировании, продвижении и реализации туристического продукта» [11]. Основной целью музеев в нынешнем столетии становится трансформация их в своеобразные культурные, образовательные, воспитательные и научно-исследовательские центры, на что указывает «Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года», один из пунктов которой гласит, что она «направлена на достижение стратегической цели максимально эффективного использования потенциала музеев Российской Федерации для укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, а также создания условий для реализации каждым гражданином его неотъемлемых прав на доступ к знаниям, информации, культурным ценностям, на участие в культурной жизни, пользование организациями культуры» [10].

Также в Стратегии по направлению «изучение музейных предметов, научно-исследовательская деятельность, соответствующая тематике музея, научно-исследовательские и конструкторские разработки для обеспечения музейной деятельности» указано, что сегодня должны решаться следующие задачи: «придание ведущим музейным учреждениям статуса общероссийских научных центров, с правом осуществлять подготовку научных кадров высшей квалификации и послевузовское профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации работников музеев, координировать научную деятельность музеев России по соответствующим направлениям, формировать необходимые для этого консультативные коллегиальные органы» [10].

Новыми тенденциями в подходе к деятельности музеев можно считать интерактивные экспозиции, постоянный диалог с посетителями, а также активное использование онлайн формата. Музеи в современном контексте скорее напоминают некий гармоничный симбиоз высоких технологий, выставочных центров, образовательных центров, клубов по интересам, и собственно, музеев.

Таким образом, экскурс в историю дагестанской музейной системы показывает ее устойчивость, способность адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Несмотря на тяжелые условия постперестроечного периода, музейная сеть Дагестана не только не сократилась, но и увеличила количество филиалов. Важным подспорьем для дальнейшего развития музеев и встраивания их в общероссийскую, а в дальнейшем и в глобальную мировую сеть является реализация программы «Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года».

Литература и источники

1. ДоногоХ. Становление музейного дела в Дагестане. Архивные документы и материалы. - Махачкала, 2020. - 696 с.

2. Гебеков Г.Ф. Культура Дагестана на современном этапе: основные тенденции и противоречия развития (1992-2005 гг.). -Махачкала, 2006.

3. Гебеков Г. Ф. Музеи и музеи-заповедники Дагестана в условиях рыночных отношений (1992-2004 гг.) // Историко-культурное и природное наследие народов Юга России. - Грозный, 2009. - С. 187-197.

4. Гебеков Г. Ф. Некоторые проблемы деятельности музеев Дагестана в современных условиях // Дагестанский социологический сборник. - М., 2007. - С. 33-40.

5. Лысенко Ю.М. Д.М. Павлов в становлении и развитии Дагестанского музея и Дагестанского научно-исследовательского института // Первый межрегиональный музейно-научный мемориальный семинар памяти краеведов: сборник материалов. -Ставрополь: Ставролит, 2015. - С.43-48.

6. ГаджиевМ.С., МугадоваМ.В., Эльдаров Э.М. Развитие краеведения и музейного дела в Дагестане: очерк истории // Наследие веков. - 2018. - №1. - С. 15-28.

7. Мирзабеков М.Я. Культурно-просветительская работа в городах Дагестана в 20-90 е гг. ХХ в. // История, археология и этнография Кавказа. - 2018. - Т.14. - №1. - С. 51-62.

8. Дандамаева З.Э. О возникновении и деятельности дагестанских краеведческих музеев (на примере Ахтынского краеведческого музея) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 21-26.

9. Гебеков Г.Ф. Музеи и музейное дело в постсоветском Дагестане (1992-2004 гг.) // Сохранение и актуализация историко-культурного наследия народов Северного Кавказа и формирование толерантной личности музейными средствами. Материалы региональной научно-практической конференции. Г. Майкоп, 28-31 мая 2007 г. Сб. статей. - Краснодар, 2007. - С. 77-80.

10. Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года // Электронный ресурс. Доступно по ссылке: http://www. souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22197:strategiya-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2030-goda&catid=10589&Itemid=176. Дата обращения: 14.12.2021

11. Бусыгин А.Е. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года // Электронный ресурс. Доступно по ссылке: https://studfile.net/preview/3048021/page:4/. Дата обращения: 14.12.2021.

References and Sources

1. Donogo H. Stanovlenie muzejnogo dela v Dagestane. Arhivnye dokumenty i materialy. - Mahachkala, 2020. - 696 s.

2. Gebekov G.F. Kul'tura Dagestana na sovremennom etape: osnovnye tendencii i protivorechiya razvitiya (1992-2005 gg.). - Mahachkala, 2006.

3. Gebekov G.F. Muzei i muzei-zapovedniki Dagestana v usloviyah rynochnyh otnoshenij (1992-2004 gg.) // Istoriko-kul'turnoe i prirodnoe nasledie narodov Yuga Rossii. - Groznyj, 2009. - S. 187-197.

4. Gebekov G.F. Nekotorye problemy deyatel'nosti muzeev Dagestana v sovremennyh usloviyah // Dagestanskij sociologicheskij sbornik. - M., 2007. -

5. 33-40.

5. Lysenko Yu.M. D.M. Pavlov v stanovlenii i razvitii Dagestanskogo muzeya i Dagestanskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta // Pervyj mezhregional'nyj muzejno-nauchnyj memorial'nyj seminar pamyati kraevedov: sbornik materialov. - Stavropol': Stavrolit, 2015. - S.43-48.

6. Gadzhiev M.S., Mugadova M.V., El'darov E.M. Razvitie kraevedeniya i muzejnogo dela v Dagestane: ocherk istorii // Nasledie vekov. - 2018. - №1. -S. 15-28.

7. Mirzabekov M.Ya. Kul'turno-prosvetitel'skaya rabota v gorodah Dagestana v 20-90 e gg. HKH v. // Istoriya, arheologiya i etnografiya Kavkaza. - 2018. - T.14. - №1. - S. 51-62.

8. Dandamaeva Z.E. O vozniknovenii i deyatel'nosti dagestanskih kraevedcheskih muzeev (na primere Ahtynskogo kraevedcheskogo muzeya) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2018. - № 1. - S. 21-26.

9. Gebekov G.F. Muzei i muzejnoe delo v postsovetskom Dagestane (1992-2004 gg.) // Sohranenie i aktualizaciya istoriko-kul'turnogo naslediya narodov Severnogo Kavkaza i formirovanie tolerantnoj lichnosti muzejnymi sredstvami. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. G. Majkop, 28-31 maya 2007 g. Sb. statej. - Krasnodar, 2007. - S. 77-80.

10. Strategii razvitiya deyatel'nosti muzeev v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda // Elektronnyj resurs. Dostupno po ssylke: http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22197:strategiya-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2030-goda&catid=10589&Itemid=176. Data obrashcheniya: 14.12.2021

11. Busygin A.E. Koncepciya razvitiya muzejnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Elektronnyj resurs. Dostupno po ssylke: https://studfile.net/preview/3048021/page:4/. Data obrashcheniya: 14.12.2021.

МАЙИТХАНОВА ИРАДАТ РАШИТХАНОВНА - старший преподаватель кафедры востоковедения Дагестанского государственного университета (iradat@mail.ru)

ИНИЕВА ЗАИНАБ ДЖАНАЕВНА - заведующая экспозиционного отдела, Музей им. Тахо-Годи. MAYITKHANOVA, IRADAT R. - Senior Lecturer, Department of Oriental Studies, Dagestan State University (iradat@mail.ru). INIEVA, ZAYNAB D. - Head of the Exposition Department, Museum named after Tahoe Godi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.