Научная статья на тему 'МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ'

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУРЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / MUSEUM BUSINESS / MUSEUM EDUCATION / BURYATIA / PROFESSIONAL STANDARD / EAST-SIBERIAN STATE INSTITUTE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишакова Оксана Эдуардовна

В статье автор рассматривает историю формирования и современное развитие музейного дела, а также традиции музейного образования в России в целом и Бурятии в частности. Показана роль в организации музеев Западного Забайкалья предпринимателей (представителей купеческого сословия), местного научного сообщества и интеллигенции. Специфика организации музейного дела в регионе заключалась в том, что коллекции первых музейных собраний складывались как результат экспедиционной и научно-исследовательской работы по изучению и освоению богатств сибирской земли. Появляющиеся музеи имели тесную связь с научными обществами. В этом заключалась специфика, позволившая осознать роль музея, в первую очередь, как научно-исследовательского учреждения и лишь позже - культурной нормы, социально-культурного института. Также показана трансформация роли и значения музея со сменой политического строя. В конце 80-х годов ХХ века в некоторых вузах Москвы и Ленинграда открываются специализированные кафедры для подготовки музейных специалистов. Третьим вузом в стране, где была открыта музееведческая кафедра, стал Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Анализ процессов развития профильного музейного образования, в том числе на основе внедрения профессиональных и новых образовательных стандартов, проведен на базе кафедры музеологии и наследия Восточно-Сибирского государственного института культуры. Автор считает важным процесс интеграции профессиональных стандартов, определяющих конкретные трудовые функции по уровням квалификаций, и современного практико-ориентированного компетент-ностного подхода в музейном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM BUSINESS AND MUSEUM EDUCATION IN BURYATIA: PARADIGMS OF DEVELOPMENT

In this article, the author considers the history of the formation and modern development of museum business as well as traditions of museum education in Russia in general, in Buryatia in particular. The role of entrepreneurs, of local scientific community and intellectuals in the organization of museums in Western Transbaikalia is shown. The specifics of organizing the museum work in the region consisted in the fact that the collections of the first museums were formed as a result of expeditionary research to study and develop the wealth of the Siberian land. The emerging museums had a close relationship with scientific societies. This was the specificity that grew into an awareness of the role of the museum, first of all, as a research institution, and only later the cultural norm, socio-cultural institute. It is shown in the transformation of the role and significance of the museum with a change in the political system. In the late 1980s. some universities in Moscow and Leningrad opened specialized departments for training the museum specialists. The third university in the country where the department of museology was opened was East-Siberian State Institute of Culture. The analysis of the development processes of specialized museum education, including the introduction of professional and new educational standards, was carried out on the basis of Department of Museology and Heritage of East-Siberian State Institute of Culture. The author considers it important to integrate professional standards that define specific labor functions by qualification levels and a modern practice-oriented competency-based approach in museum education.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ»

4. Dzya Syaolu. Vystavki kitayskogo iskusstva v Sovetskom Soyuze (1930-1960-e gody) i mesto v nikh zhivopisnykh proizvedeniy "tsvety i ptitsy" [Exhibitions of Chinese art in the Soviet Union (1930-1960s) and the place of paintings "flowers and birds" in them]. Voprosy muzeologii [Museology Issues], 2017, no. 1 (15), pp. 72-80. (In Russ.).

5. Dzya Syaolu. Vystavka kitayskoy zhivopisi v otzyvakh posetiteley (Gosudarstvennyy Ermitazh 1934 goda) [Exhibition of Chinese painting in visitor reviews (State Hermitage Museum, 1934)]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal. Seriya "Filologicheskie i istoricheskie nauki, iskusstvovedenie". [University Scientific Yournal. Series "Philological and historical sciences, art criticism"], 2017, no. 28, pp. 88-97. (In Russ.).

6. Efimov G.V. Istoricheskaya nauka v SSSR. K izdaniyu zhurnala "Sovetskoe kitaevedenie" [Historical science in the USSR. To the publication of the yournal "Soviet Sinology"]. Voprosy istorii [Questions of history], 1958, no. 9, pp. 209-212. (In Russ.).

7. Leleko V.D. Prostranstvo povsednevnosti v evropeyskoy kul'ture [The space of everyday life in European culture]. St. Petersburg, 2002. 303 p. (In Russ.).

8. Obrazy Petrograda-Leningrada: al'bom [Images of Petrograd-Leningrad. Album]. Compilers T.A. Alekseeva, O.A. Chekanova. St. Petersburg, Art Deko Publ., 2005. 348 p. (In Russ.).

9. Petrovskiy A.E. Perekrestnye gody regionov - novye vozmozhnosti dlya rossiysko-kitayskogo prigranichnogo i mezhregional'nogo sotrudnichestva [Cross years of regions - new opportunities for Russian-Chinese cross-border and interregional cooperation]. Kitay v mirovoy i regional'noy politike. Istoriya i sovremennost' [China in world and regional politics. History and Modernity]. Moscow, Institut Dal'nego Vostoka RAN, Tsentr izucheniya i prog-nozirovaniya rossiysko-kitayskikh otnosheniy Publ., 2018, vol. 23, no. 23, pp. 238-247. (In Russ.).

10. Ryabchenko O.N. Iz istorii sovetsko-kitayskikh kul'turnykh svyazey [From the history of Soviet-Chinese cultural ties]. Rossiya i ATR [Russia and Asia-Pacific], 2010, no. 2, pp. 134-139. (In Russ.).

11. Sapanzha O.S. Obrazy Indii v sovetskoy povsednevnoy kul'ture 1950-1960-kh godov [The images of India in Soviet everyday culture of the 1950-1960s]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2018, no. 4 (37), pp. 22-27. (In Russ.).

12. Sapanzha O.S., Balandina N.A. Balet "Krasnyy mak" v prostranstve sovetskoy povsednevnoy kul'tury [The ballet "Red Poppy" in the space of Soviet everyday culture]. Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoy. [Bulletin of the Academy of Russian Ballet named after A.I. Vaganova], 2017, no.1 (48), pp. 33-39. (In Russ.).

13. Sapanzha O.S. Balandina N.A. Sovetskaya farforovaya melkaya plastika v prostranstve povsednevnoy kul'tury 1950-1960-kh godov: k voprosu razvitiya khudozhestvennykh obrazov [Soviet porcelain small plastic in the space of everyday culture of the 1950-1960s: on the issue of the development of artistic images]. Novoe iskusstvoznanie. Istoriya, teoriya i filosofiya iskusstva [New art history. History, Theory and Philosophy of Art], 2019, no. S1, pp. 64-70. (In Russ.).

14. Sovetsko-kitayskie otnosheniya. 1917-1957: sbornik dokumentov [Soviet-Chinese relations. 1917-1957. Collection of documents]. Moscow, Akademiya nauk SSSR, Institut kitaevedeniya, Izdatel'stvo vostochnoy literatury Publ., 1959. 467 p. (In Russ.).

15. Czhehn I. Vzaimodeystvie teatral'nogo iskusstva Kitaya i SSSR v 1950-1960-kh godakh [The interaction of theatrical art of China and the USSR in the 1950-1960s]. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art], 2019, no. 6, pp. 10-15 (In Russ.).

УДК 069(571.5)+378.147(571.5)

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ

Мишакова Оксана Эдуардовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой му-зеологии и наследия, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: oksana_mishakova@mail.ru

В статье автор рассматривает историю формирования и современное развитие музейного дела, а также традиции музейного образования в России в целом и Бурятии в частности. Показана роль

в организации музеев Западного Забайкалья предпринимателей (представителей купеческого сословия), местного научного сообщества и интеллигенции. Специфика организации музейного дела в регионе заключалась в том, что коллекции первых музейных собраний складывались как результат экспедиционной и научно-исследовательской работы по изучению и освоению богатств сибирской земли. Появляющиеся музеи имели тесную связь с научными обществами. В этом заключалась специфика, позволившая осознать роль музея, в первую очередь, как научно-исследовательского учреждения и лишь позже - культурной нормы, социально-культурного института. Также показана трансформация роли и значения музея со сменой политического строя. В конце 80-х годов ХХ века в некоторых вузах Москвы и Ленинграда открываются специализированные кафедры для подготовки музейных специалистов. Третьим вузом в стране, где была открыта музееведческая кафедра, стал Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Анализ процессов развития профильного музейного образования, в том числе на основе внедрения профессиональных и новых образовательных стандартов, проведен на базе кафедры музеологии и наследия Восточно-Сибирского государственного института культуры. Автор считает важным процесс интеграции профессиональных стандартов, определяющих конкретные трудовые функции по уровням квалификаций, и современного практико-ориентированного компетент-ностного подхода в музейном образовании.

Ключевые слова: музейное дело, музейное образование, Бурятия, профессиональный стандарт, Восточно-Сибирский государственный институт культуры.

MUSEUM BUSINESS AND MUSEUM EDUCATION IN BURYATIA: PARADIGMS OF DEVELOPMENT

Mishakova Oksana Eduardovna, PhD in History, Associate Professor, Department Chair of Museology and Heritage, East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: oksana_ mishakova@mail.ru

In this article, the author considers the history of the formation and modern development of museum business as well as traditions of museum education in Russia in general, in Buryatia in particular. The role of entrepreneurs, of local scientific community and intellectuals in the organization of museums in Western Transbaikalia is shown. The specifics of organizing the museum work in the region consisted in the fact that the collections of the first museums were formed as a result of expeditionary research to study and develop the wealth of the Siberian land. The emerging museums had a close relationship with scientific societies. This was the specificity that grew into an awareness of the role of the museum, first of all, as a research institution, and only later the cultural norm, socio-cultural institute. It is shown in the transformation of the role and significance of the museum with a change in the political system. In the late 1980s. some universities in Moscow and Leningrad opened specialized departments for training the museum specialists. The third university in the country where the department of museology was opened was East-Siberian State Institute of Culture. The analysis of the development processes of specialized museum education, including the introduction of professional and new educational standards, was carried out on the basis of Department of Museology and Heritage of East-Siberian State Institute of Culture. The author considers it important to integrate professional standards that define specific labor functions by qualification levels and a modern practice-oriented competency-based approach in museum education.

Keywords: museum business, museum education, Buryatia, professional standard, East-Siberian State Institute of Culture.

DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-37-44

Музейное дело России своими корнями уходит в Средние века, но на государственном уровне в рамках правового поля и патронажа начинает оформляться в XVIII веке при императоре Петре I. Это в свою очередь было связано с планомерным научным изучением и освоением недр России. Большей частью богатства земли были сосредоточены в Сибири. Помимо минеральных изысканий сибирских земель, шло изучение истории, археологии и этнографии народов, населяющих эти земли. Так зарождается краеведение, которое явилось мощным импульсом для создания местных краеведческих музеев. Особенность музейного строительства на окраинах империи заключалась в том, что музеи возникали за счет частных пожертвований предпринимателей, по инициативе местного научного сообщества и интеллигенции.

В Восточной Сибири зарождение музейной практики приходится на конец XVIII - первую половину XIX века. Возникающие музеи изначально имели крепкую связь с научными институциями (Российской академией наук, Русским географическим обществом, Вольным экономическим обществом, Московским обществом сельского хозяйства и др.) и учебными заведениями (училищами, гимназиями, институтами). В этом заключалась специфика, которая повлияла на осознание роли музея, в первую очередь, как научно-исследовательского учреждения и лишь позже -культурной нормы, социально-культурного института.

Научно-исследовательская функция складывалась на основе выявления, собирания и изучения коллекций уникальных предметов - артефактов, реликвий и реликтов. Таким образом формировалась информационная модель мира, отражающая и реконструирующая развитие человеческого общества и природы, основанная на аксиологическом, то есть ценностном, восприятии человеком действительности или музеальном отношении к окружающему миру.

В Забайкалье деятельность местных краеведов-любителей, составлявших описание своего края, проводивших метеорологические и фенологические наблюдения, создавших свои частные музеи, получает широкое распространение в 50-60-е годы XIX века (наибольшую извест-

ность приобрели коллекции А. М. Курбатова в Верхнеудинске и М. А. Зензинова в Нерчинске) [4, с. 130].

Первый официальный музей на территории Западного Забайкалья (Бурятии) открылся в 1894 году в г. Троицкосавске (в настоящее время - г. Кяхта), крупном на востоке страны приграничном торговом форпосте Российской империи. Большую роль при создании музея играли не только ученые, представители интеллигенции, врачи, учителя, краеведы-любители, купцы, но и политические ссыльные, которые были людьми образованными и просвещенными.

Предпосылками для основания публичного музея в г. Троицкосавске явились особая роль и значение города в XVШ-XIX веках как крупнейшего торгово-экономического и культурного центра не только Забайкалья, но и Восточной Сибири.

В последней трети XIX века г. Троицко-савск стал отправным пунктом центральноази-атских экспедиций Императорского русского географического общества (ИРГО). В городе завершались подготовительные работы будущих исследований. В этом свою посильную помощь оказывало местное купечество, которое обеспечивало экспедиции снаряжением, проводниками и охраной. Известные ученые и путешественники Н. М. Пржевальский, М. В. Певцов, В. И. Ро-боровский, Д. А. Клеменц, Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, П. К. Козлов и В. А. Обручев, возглавлявшие экспедиции, способствовали тому, что передовая интеллигенция города более пристально стала изучать природу, историю, материальную и духовную культуру народов Забайкалья и соседней Монголии [1, с. 35].

Постепенно музей как научно-просветительское учреждение становится центром по изучению не только обширного региона в Восточной Сибири, но и сопредельных территорий.

В начале XX века музей приобретает статус «культурной нормы». После смены политического строя и с приходом к власти большевиков в стране начинает складываться разветвленная музейная сеть. У музея расширяются социальные функции. На первый план выдвигается идеологическая миссия музея - политическое просвеще-

ние народных масс. Музей становится мощным мировоззренческим «орудием» нового режима в насаждении «новой религии».

В 20-е годы ХХ века поднимается вопрос о проблеме подготовки музейных кадров. Но до музейного образования в современном его представлении было еще далеко. В это время в Москве и Ленинграде на гуманитарных факультетах создаются музейные циклы лекций. Музееведение как наука и учебная дисциплина не получила тогда своего подтверждения и признания.

Лишь в 1977 году на XI Генеральной конференции ИКОМ (Международного совета музеев / ЮНЕСКО, г. Париж, Франция), проходившей в СССР (Москве - Ленинграде) музееведение было признано самостоятельной наукой, учебной дисциплиной, и было рекомендовано преподавать музееведение в высших учебных заведениях.

Музейному образованию России - чуть более 30 лет. Вплоть до 1985 года предмет «музееведение» не преподавался в вузах, не считая спецсеминара по истории и теории музейного дела в МГУ им. М. В. Ломоносова. Начиная с 1984/85 учебного года аналогичные курсы были введены на исторических факультетах университетов и пединститутов. В Ленинградском институте культуры открылась специализация «организатор-методист музейного дела», а в Московском историко-архивном институте - «архивист-музеевед». В сибирских вузах подобным специальностям не обучали.

В конце 80-х годов XX века в некоторых вузах Москвы и Ленинграда открываются специализированные кафедры для подготовки музейных специалистов [7, с. 7]. Третьим вузом в стране, где была открыта музееведческая кафедра (1991), стал Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГИК) в г. Улан-Удэ. Это событие без преувеличения сыграло важную роль в культурной и научной жизни не только Бурятии, но и всей Восточной Сибири и Крайнего Севера, так как музейная сфера и область сохранения наследия остро нуждались в высокопрофессиональных кадрах.

На данном этапе в обществе и государстве происходили процессы, возвращавшие понимание общечеловеческих ценностей, роли культуры и, как части ее, культурного и природного насле-

дия в духовном развитии. Установки общества и государства в области культуры и наследия инициировали поиски вузами, готовящими специалистов для этой сферы, новых решений в организации и содержании учебного процесса.

Идейным вдохновителем создания музейной кафедры на базе ВСГИК стала В. В. Гапоненко, в течение долгого времени возглавлявшая Общественный совет при Объединении музеев Бурятии, за что в 1990 году была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». Отстаивая идею открытия музейной специальности, она исходила из понимания наследия «как фактора сохранения историко-культурного и природного разнообразия, его развития и трансляции, превращения его в достояние общества» [2, с. 8].

Первый набор студентов по специальности «Музейное дело и охрана памятников», квалификация «музеевед-историк», состоялся в 1992/93 учебном году. Из 33 выпускников 1997 года -14 получили диплом с отличием.

Кафедра музеологии и наследия ВСГИК подготовила и продолжает готовить кадры для Эвенкийского автономного округа (Красноярского края), Иркутской области и Забайкальского края, Республик Тыва, Алтай, Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Калининградской области. Выпускники кафедры работают в музеях и музейных институциях различного ведомственного подчинения, сфере государственной охраны культурного наследия, в системе особо охраняемых природных территорий (природных заповедниках, национальных парках) и туристских компаниях не только в Республике Бурятия, но и за пределами Восточной Сибири, в том числе за рубежом.

На кафедре выстроена многоступенчатая траектория музейного образования, за счет средств государственного финансирования (государственного задания на подготовку кадров Министерства культуры Российской Федерации): бакалавриат -магистратура - аспирантура по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профили «культурный туризм и экскурсионная деятельность», «выставочная деятельность».

С 2004 года при кафедре успешно функционирует учебная лаборатория «Музейно-выставоч-

ный центр», на базе которой проходят практики бакалавров и магистрантов как очного, так и заочного обучения (фондовая, экспозиционная, экскурсионная, музейная педагогическая). Из фондов лаборатории обучающимся предоставляются различные материалы для осуществления научно-исследовательской работы. Ежегодно в рамках проектно-технологического метода обучения на базе учебной лаборатории студентами реализуются ставшие уже традиционными проекты: «Книга памяти»; «Дневник первокурсника»; дни открытых дверей, другие культурные и просветительские акции. Плодотворно осуществляется инклюзивный партнерский проект со специализированной коррекционной школой-интернатом № 2. Только в 2019 году студентами-музеологами разработано и проведено 20 мероприятий, среди которых совместные выходы в музеи, музейные квест-игры, циклы музейных уроков, мастер-классы, проходящие как в лаборатории, так и в школьном музее и др.

Кроме того, при кафедре осуществляет свою деятельность научный студенческий кружок «Природное и историко-культурное наследие Восточной Сибири. Недвижимые памятники историко-культурного наследия».

Помимо программ очного и заочного обучения разработаны и успешно внедрены программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по музейному делу и туризму в части разработки туров и проведения экскурсий, в том числе на основе применения образовательных онлайн-технологий с участием высококлассных модераторов и практиков из ведущих музеев Москвы, Иркутска и федеральных экспертов.

В рамках дополнительного обучения занятия организовываются по следующим модулям: музейный менеджмент и маркетинг в соответствии с профессиональными стандартами; законодательство музейно-фондовой работы и регламент комплексной проверки сохранности музейных предметов, государственный каталог; экспертиза культурных ценностей; комплектование, учет и хранение музейных предметов; архивная и научно-исследовательская работа в музее; музейное проектирование; научное проектирование экспозиций; организация - кураторство выставочных проектов; организация экскурсионной

работы и рекреационно-образовательной деятельности музеев; профессиональное мастерство экскурсовода [3].

В области международной деятельности кафедра осуществляет проекты совместно с образовательными учреждениями и музейными институциями Польши, Монголии, Китая, Кореи; сотрудничает с Комитетом музеологии стран АТР в рамках Международного совета музеев (1СОМ)/ ЮНЕСКО.

В современной России развитие музейного дела жестко регламентируется нормативно-правовым полем, федеральным законодательством, гарантом и источником которого выступает Конституция Российской Федерации и Федеральный закон о культуре.

Кроме того, Российская Федерация как член Международного совета музеев (1СОМ) при ЮНЕСКО ратифицирует международные Конвенции ЮНЕСКО и принимает на себя обязательства по их соблюдению.

Под эгидой 1СОМ, членом которого является заведующий кафедрой О. Э. Мишакова, кафедра музеологии и наследия на средства гранта федеральной целевой программы Министерства культуры Российской Федерации «Культура России (2012-2018 годы)» неоднократно разрабатывала, организовывала и проводила международные музеологические молодежные школы и форумы на базе вуза и оздоровительно-спортивного лагеря на озере Байкал. Активное участие в данных мероприятиях принимали коллеги из Монголии, Германии, Чехии.

В настоящее время модель подготовки му-зеолога кардинально отличается от обучения в недавнем прошлом, и связано это также с переосмыслением на научной основе самого музео-логического знания.

Наряду с пониманием музеологии как со-циогуманитарной науки культурологического толка, имеющей ярко выраженный когнитивный и аксиологический характер, осмысление интер-дисциплинарности музеологии и ее интегратив-ной методологии явилось основополагающим при разработке концепции подготовки музеоло-га в вузе и продолжает оставаться фактором совершенствования учебных планов и программ [6, с. 156].

Современному, динамично развивающемуся музею нужны специалисты, не просто широко эрудированные, но владеющие профессиональными компетенциями в совокупности таких видов деятельности, как: научно-исследовательский, технологический, проектный, педагогический, культурно-просветительский и организационно-управленческий. Ушла в прошлое узкая специализация музейного сотрудника. При необходимости специалист музея должен быть готовым мобильно сменить профиль своей деятельности.

Российское музейное образование четко регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами [8]. С 1 января 2019 года актуализированные стандарты третьего поколения перешли на более качественный уровень, в результате они стали гармонично соотноситься с профессиональными стандартами. В музейном деле Министерством труда в 2015 году приняты три профессиональных стандарта: «Хранитель музейных ценностей», «Специалист по учету музейных предметов» и «Экскурсовод (гид)» [5].

Именно профессиональные стандарты с июля 2016 года стали определять в России кадровую политику и управление персоналом, разработку должностных инструкций, влиять на принципы установления системы оплаты труда, организацию обучения и аттестацию работников на предприятиях.

Суть профессиональных стандартов заключается в том, что они, определяя конкретные

трудовые функции по уровням квалификаций, задают четкие требования к знаниям, умениям и навыкам музейных специалистов.

На этой основе и построено компетентност-но ориентированное обучение в соответствии с образовательными стандартами, к разработке которых были активно привлечены представители сферы работодателей, то есть директора и главные хранители крупнейших музейных центров и объединений страны.

Таким образом, можно говорить о том, что современное музейное образование и музейное дело неразрывно связаны, органично развиваются и не могут быть в отрыве друг от друга.

Именно высококвалифицированные музейные кадры могут сегодня оперативно воспринимать вызовы современности и развивать музейное дело на основе перспективного планирования и руководства музеями.

В настоящее время музеи для успешного функционирования в конкурентной среде должны сформировать свой бренд, имидж и устойчивое позитивное представление о себе в обществе, находить друзей и партнеров во власти и бизнесе, заниматься форсайт-технологиями, то есть предвидеть и прогнозировать будущее развитие, а также фандрайзингом - уметь привлекать и распределять дополнительные источники финансирования. А музейное образование должно быть все более практико-ориентированным и получать профессиональную комплексную оценку и помощь со стороны работодателей.

Литература

1. Бураева С. В., Мишакова О. Э., Саяпарова Е. В. Музейное дело Бурятии в конце XIX века - первом десятилетии XXI века: формирование, развитие и современное состояние. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2012. - 253 с.

2. Гапоненко В. В. Факультет историко-культурного и природного достояния: хроника и факты // Историко-культурное и природное наследие: проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров: мат-лы Между-нар. науч.-практ. конф., г. Улан-Удэ, 26 ноября 2004 года. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2004. - 470 с.

3. Итоги программы профессиональной переподготовки «Актуальные тенденции в развитии музейного дела»: архив новостей [Электронный ресурс] // ВСГИК: офиц. сайт. - URL: http://vsgaki.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).

4. Мишакова О. Э. Специфика организации музейной практики в Западном Забайкалье в конце XIX - начале XX века // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - № 394. - С. 130-134. DOI 10.17223/15617793/394/22.

5. Профессиональные стандарты: «Xранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 537н «Об утверждении профессионального стандарта "Xранитель музейных ценностей"» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2014 № 33965)), «Специалист по учету музейных предметов» (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 521н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по учету музейных предметов"» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 № 33915)) и «Экскурсовод (гид)»

(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 года № 539н «Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"», с изменениями и дополнениями от 18 марта, 12 декабря 2016 года) [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов. Раздел: профессиональные стандарты. - URL: https:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.pdf (дата обращения: 10.10.2019).

6. Родионова Д. Д., Мастеница Е. Н., Мишакова О. Э., Степанова Е. Ю., Сизова И. А. [и др.] Проектирование примерной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»: условия, принципы, опыт // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. -2018. - № 32. - Томск: Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2018. - С. 155-167. DOI: 10.17223/22220836/32/16.

7. Сотникова С. И. Музеология: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», введенный в действие приказом Минобрнауки России № 1180 от 06.12.2017 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. - URL: https:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.pdf (дата обращения: 10.10.2019).

References

1. Buraeva S.V., Mishakova O.E., Sayaparova E.V. Muzeynoe delo Buryatii v kontse XIX veka - pervom desyatiletii XXI veka: formirovanie, razvitie i sovremennoe sostoyanie [Museum work in Buryatia at the end of the 19th century -the first decade of the twenty-first century: formation, development and current status]. Ulan-Ude, VSGAKI Publ., 2012. 253 p. (In Russ.).

2. Gaponenko V.V. Fakul'tet istoriko-kul'turnogo i prirodnogo dostoyaniya: khronika i fakty [Faculty of Historical, Cultural and Natural Heritage: Chronicle and Facts]. Istoriko-kul'turnoe i prirodnoe nasledie: problemy sokhraneni-ya, translyatsii i podgotovki kadrov: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Ulan-Ude, 26 noyabrya 2004 goda [Historical, Cultural and Natural Heritage: Problems of Preservation, Translation and Training: Materials of the International Scientific and Practical Conference of Ulan-Ude November 26, 2004]. Ulan-Ude, VSGAKI Publ., 2004. 470 p. (In Russ.).

3. Itogi programmy professional'noy perepodgotovki «Aktual'nye tendentsii v razvitii muzeynogo dela»: arkhiv novostey [The results of the professional retraining program "Actual Trends in the Development of Museum Business": news archive]. VSGIK: ofitsial'nyy sayt [VSGIK. Official website]. (In Russ.). Available at: http://vsgaki. ru/ (accessed 10.10.2019).

4. Mishakova O.E. Spetsifika organizatsii muzeynoy praktiki v Zapadnom Zabaykal'e v kontse XIX - nachale ХХ veka [The specifics of the organization of museum practice in Western Transbaikalia in the late nineteenth and early twentieth centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2015, no. 394, pp. 130-134. DOI 10.17223/15617793/394/22. (In Russ.).

5. Professional'nye standarty: «Khranitel' muzeynykh tsennostey» (Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 № 537n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Khranitel' muzeynykh tsennostey"» (Zaregistrirovano v Miny-uste Rossii 04.09.2014 № 33965)), «Spetsialist po uchetu muzeynykh predmetov» (Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 № 521n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Spetsialist po uchetu muzeynykh predmetov"» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.09.2014 № 33915)) i «Ekskursovod (gid)» (Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 4 avgusta 2014 goda № 539n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Ekskursovod (gid)"», s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 18 marta, 12 dekabrya 2016 goda) [Professional standards: 'The Keeper of Museum Values' (Order of the Ministry of Labor of Russia dated 04.08.2014 No. 537н 'On the approval of the professional standard 'The Keeper of Museum Values" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 04.09.2014 No. 33965)), 'Specialist in the registration of museum objects' (Order of the Ministry of Labor of Russia dated 04.08.2014 No. 521н 'On Approval of the Professional Standard 'Specialist for the Registration of Museum Objects" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 01.09.2014 No. 33915)) and 'Guide (Guide)' (Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from August 4, 2014 No. 539н 'On approval professional standard 'Guide (guide)", with amendments and additions from March 18, December 12, 2016)]. Portal federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. Razdel: professional'nye standarty [Portal of federal state educational standards. Section: professional standards]. (In Russ.). Available at: https:// fgosvo.ru/fgos-vo/92/91/4.pdf (accessed 10.10.2019).

6. Rodionova D.D., Mastenitsa E.N., Mishakova O.E., Stepanova E.Yu., Sizova I.A. [i dr.] Proektirovanie primernoy obrazovatel'noy programmy po napravleniyu «Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo nasledi-ya»: usloviya, printsipy, opyt [Designing an exemplary educational program in the direction "Museology and the

protection of objects of cultural and natural heritage": conditions, principles, experience]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history], 2018, no. 32, pp. 155-167. DOI: 10.17223/22220836/32/16. (In Russ.).

7. Sotnikova S.I. Muzeologiya: posobie dlua vuzov [Museology. A manual for universities]. Moscow, Drofa Publ., 2004. 192 p. (In Russ.).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu pod-gotovki 51.03.04 «Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya», vvedennyy v deystviye pri-kazom Minobrnauki Rossii № 1180 ot 06.12.2017 [The Federal State Educational Standard of Higher Education -undergraduate in the direction of preparation 51.03.04 "Museology and the protection of cultural and natural heritage objects", enforced by order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 1180 of December 6, 2017]. Portal federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov FGOS VO po napravleniyam bakalavriata [Portal of the Federal State Educational Standards of the Federal State Educational Standard for Higher Education in undergraduate studies]. (In Russ.). Available at: https:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.pdf (accessed 10.10.2019).

УДК 069.02.908

НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ОТДЕЛА ПРИРОДЫ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ1

Феофанова Ольга Александровна, директор, Кемеровский областной краеведческий музей (г. Кемерово, РФ). E-mail: feofanova42@yandex.ru

Мамонова Ксения Владимировна, заведующая отделом природы, Кемеровский областной краеведческий музей (г. Кемерово, РФ). E-mail: mamonova.xiusha@yandex.ru

В статье излагается концепция построения новой экспозиции Отдела природы Кемеровского областного краеведческого музея (КОКМ), отражены экспозиционные и научные особенности, коммуникационные возможности. Подробно описывается становление музея в городском пространстве и формирование его коллекций с течением времени. Статья содержит несколько важных в современной музееведческой науке и практике аспектов. В ней даны подробный научный анализ построения экспозиции и своего рода режиссерское решение показа экспонатов, логика их демонстрации. Особое внимание уделяется описанию каждого тематического раздела экспозиции, перечислены естественнонаучные коллекции, формирующие данный раздел. Особую научно-познавательную, информационную ценность представляют уникальные палеонтологические материалы, собранные в ходе организованных и проведенных Кемеровским областным краеведческим музеем научных исследований Шестаковско-го палеонтологического местонахождения палеозойской и мезозойской фауны в Кемеровской области. В статье проанализированы результаты большой целенаправленной работы музея по формированию уникальных коллекций, которые экспонируются в отделе природы КОКМ. В статье рассматриваются научно-просветительские проекты музея, а также выставочные проекты. Сделаны выводы о том, что включение в классическую экспозицию интерактивных форм способствует длительному и комфортному пребыванию посетителя в музее. Приводятся примеры различных интерактивных зон для посетителей. Рассматриваются нетрадиционные формы работы с посетителями. Важным направлением деятельности музея является разработка и реализация культурно-образовательных проектов и программ. На примере культурно-образовательной программы для дошкольников «Растем вместе с музеем» дается подробное описание структуры занятий, разнообразные приемы и методы работы с детьми, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся.

Ключевые слова: экспозиция, музей, Шестаковский комплекс, динозавры, палеонтология, мезозойский период, естественная история.

1 К 90-летию основания Кемеровского областного краеведческого музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.