Научная статья на тему 'Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: трансформация политики памяти'

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: трансформация политики памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
391
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАМЯТНИК / URBAN SPACE / COLLECTIVE MEMORY / POLITICS OF MEMORY / HISTORICAL MEMORY / MONUMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрельникова Анна Владимировна

«Рабочий и колхозница» как значимый символ советского прошлого и «эталон соцреализма» имеет свою непростую биографию в городском пространстве столицы. В данной статье автор рассматривает особенности функционирования и восприятия памятника «Рабочий и колхозница», опираясь на концепцию политики памяти. Автор анализирует меняющиеся векторы символической нагруженности памятника за последние десятилетия, а также рассогласованность смыслов, генерируемых памятником и находящимся при нем музейно-выставочным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum and exhibition center “Worker and collective farm girl”: The transformation of the politics of memory

“Worker and Collective Farm Girl” as a significant symbol of the Soviet past and the “standard of socialist realism” has its complicated biography in Moscow urban space. In this article, author examines the performance and perception of the monument “Worker and Collective Farm Girl”, based on the concept of the politics of memory. Author analyses some changing vectors symbolic loading of the monument over the past decade, as well as the mismatch of meanings generated by the monument and located beside it the museum and exhibition centre.

Текст научной работы на тему «Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: трансформация политики памяти»

А.В. Стрельникова

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ

«Рабочий и колхозница» как значимый символ советского прошлого и «эталон соцреализма» имеет свою непростую биографию в городском пространстве столицы. В данной статье автор рассматривает особенности функционирования и восприятия памятника «Рабочий и колхозница», опираясь на концепцию политики памяти. Автор анализирует меняющиеся векторы символической нагруженности памятника за последние десятилетия, а также рассогласованность смыслов, генерируемых памятником и находящимся при нем музейно-выставочным центром.

Ключевые слова: городское пространство, коллективная память, политика памяти, историческая память, памятник.

Памятники, посвященные различным событиям, персоналиям и объектам, представляют собой овеществленную коллективную память. По мнению П. Нора, места памяти (музеи, архивы, монументы, коллекции) призваны поддерживать существование сообщества, поскольку несут в себе материальный, символический и функциональный смысл1. Коллективная память как «канал передачи сведений о прошлом»2 зависит от тех групп общества, которые являются ее непосредственными носителями, и «от тех идей и образов, которыми более всего интересуются эти группы»3. Предположение об изменчивости этих интересов и образов приводит нас к рассмотрению концепции «политики памяти», которая становится все более популярной в междисциплинарных исследованиях последних лет.

Под политикой памяти понимается идея о непрерывном реконструировании исторической памяти в зависимости от текущей социально-политической ситуации, о тех или иных практиках и нормах, регулирующих коллективную память, о «ранжировании»

© Стрельникова А.В., 2015

исторических сюжетов по степени их важности, о смещении фокуса интерпретации и т. д. Иными словами, содержание коллективной памяти может меняться в соответствии с актуальными приоритетами: «Переупорядочивание или изменение коллективной памяти означает постоянное "изобретение прошлого", которое бы подходило под настоящее»4. Политика памяти в отношении тех или иных городских памятников проявляется в символической реконструкции определенного взгляда на запечатленное в нем прошлое. В свою очередь, от «поворота» в символической реконструкции может зависеть судьба памятника в разные временные периоды. При этом, по мнению А. Миллера, «границы базового исторического сюжета могут расширяться и сужаться, его изучение может допускать обнародование большего или меньшего количества "негатива", а истолкование - большую или меньшую свободу мнений»5.

В статье мы рассмотрим, как происходила подобная символическая реконструкция на примере памятника «Рабочий и колхозница» - важного образа советской эпохи, растиражированного в фильмах и сувенирах советского времени в качестве неофициальной эмблемы советского государства в период его расцвета. Памятник был сконструирован для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Скульптура представляет собой юношу и девушку на высоком пьедестале, которые уверенно шагают вперед и держат в руках символ Советского Союза (серп и молот). Автором монумента является скульптор Вера Мухина, концепция и композиционный замысел принадлежит архитектору Борису Иофану. Скульптура оказалась столь обсуждаемой и заметной, что было принято правительственное решение о ее установке в Москве. После возвращения из Парижа памятник был установлен на подъездной аллее к Главному входу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Наше исследование опиралось на анализ публикационного массива, который формировался по наличию ключевых слов «Рабочий и колхозница»: новостные ленты, массовые печатные издания, он-лайн-дискуссии (временной интервал - последние 15 лет). Также мы использовали результаты наблюдений на территории музейно-выста-вочного центра «Рабочий и колхозница» и полуформализованных интервью с посетителями музейно-выставочного центра6.

Социально-исторический контекст функционирования памятника «Рабочий и колхозница» неразрывно связан с 77-летним отрезком истории нашей страны, пережившей за этот период немало переломных моментов. С момента установки в 1937 г. в Москве перед Главным входом ВСХВ памятник находился на одном и том же месте (сейчас это Северный вход на ВДНХ с пр. Мира). В период

1990-х монумент был в забвении, находился под угрозой утраты (разрушения либо продажи третьим лицам), в 2003 г. был разобран для реставрации, которая была завершена в 2009 г. В настоящее время памятник является частью музейно-выставочного центра, который и служит пьедесталом для памятника.

Вписываясь в городское пространство, памятники превращаются в городские символы, отображаются в кино и литературе. Начиная с 1939 г. скульптурная группа «Рабочий и колхозница» стала одним из символов советского кинематографа - как значимый элемент московского городского пейзажа, затем - как символ кинокомпании «Мосфильм»7. С 1938 г. монумент стал изображаться на советских почтовых марках, пластинках, других объектах массовой культуры. Подобная растиражированность привела к всеобщей узнаваемости образов рабочего и колхозницы и появлению стойких ассоциаций этих образов с советской повседневностью.

С 1953 г., после смерти И.В. Сталина, монумент некоторое время воспринимался как одно из олицетворений культа личности, памятник не охранялся, повреждался посторонними надписями. Позднее в Большой советской энциклопедии «Рабочего и колхозницу» назвали «эталоном социалистического реализма». А в 1960 г. скульптурная группа «Рабочий и колхозница» стала госохранным объектом культурного наследия (памятником монументального искусства) федерального значения (охранный № 18, Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.)8.

В 1976 г. памятнику потребовалась реконструкция, обсуждалась также возможность его переноса. Но реконструкции помешала смерть архитектора памятника Б. Иофана. Спустя 11 лет, в 1987 г., был объявлен конкурс на реконструкцию памятника, но перестройка (а вместе с нею и рост негативных настроений по поводу памятников советского прошлого) отодвинула эту инициативу. Как отмечает А. Миллер, «в конце 80-х могло возникнуть ощущение, что вся страна решила осудить сталинизм и покаяться»9. Таким образом, крупные события и перемены в социальных условиях, накопление и осмысление нового опыта порождают изменение сознания и переоценку прошлого.

Начиная с 90-х годов и по настоящее время самыми обсуждаемыми событиями, связанными с «Рабочим и колхозницей», стали реставрация монумента и открытие музея внутри постамента, а также дискуссии вокруг символики и смысла памятника. Именно эти информационные поводы освещались чаще всего в медиапро-странстве. В период до реставрационных работ «Рабочего и колхозницу» неизменно сопровождали тема ветхого состояния мону-

мента, его заброшенности, а также слухи о продаже скульптуры за рубеж. Новостной шлейф вокруг «Рабочего и колхозницы» в конце 1990-х имел скорее скандальный характер: новость о том, что памятник якобы покупает гражданин США и увозит за рубеж (февраль 1998 г.), облачение рабочего и колхозницы в форму 560 размера, выполненную в цветах российского триколора (март-апрель 1998 г.), при этом СМИ подробно описывали состояние памятника в негативных тонах: «завелись бомжи», «прогнил каркас», «монумент в плачевном состоянии» и т. д., делался акцент на «равнодушии» властей10.

В 2002 г. была начата реконструкция скульптурного сооружения, которая длилась почти семь лет и не обошлась без скандалов и финансовых разногласий. Неоднозначность с бюджетным финансированием и несоблюдением сроков реставрации активно обсуждалась в медиапространстве 2003-2010 гг., в том числе на различных площадках сети Интернет11. Как правило, подобные обсуждения были связаны с резкой критикой и разоблачениями, на этом фоне происходило столкновение ностальгирующих и негативно относящихся к советской эпохе. Кроме того, в течение реставрационного периода активно обсуждался внешний вид и внутреннее наполнение памятника: изменение высоты пьедестала, создание многофункционального комплекса внутри павильона-пьедестала. Так, озвучивались идеи с кинотеатром, ресторанами, конгресс-центром, гостиницей, офисами, огромной многоярусной парковкой и даже драматическим театром («За всё, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом»12, «неудивительно будет, если в голове рабочего будет ресторан...»13). Также значительное внимание на форумах в этот период было уделено слухам по поводу переноса памятника и заморозки реставрации: «Даже не верится, что его установят», «уже давно говорят, что их невыгодно реставрировать и скорее всего так и не установят обратно»14. Часть дискуссий посвящалась пересмотру смысла памятника: «. та статуя - символ единения. она воспевала труд, подвиг -вечные ценности, не имеющие отношения к какому бы то ни было политическому строю»15, «не станешь же ты отрицать, что это своего рода символ, и не только Мосфильма, но и ушедшей эпохи... Никуда не денешься от того, что историю переписывают, но то, чем гордились, нельзя же так просто на слом...», «И мне очень приятно, что символы Родины сохраняются. И итальянским друзьям буду показывать с гордостью»16.

В день города Москвы 4 сентября 2010 г. состоялось торжественное открытие монумента после реставрационных работ. В основании скульптуры был создан музей, в нем разместились материалы, посвященные истории создания памятника, макеты экспозиции, фотографии монтажа, награды, полученные в Париже, а также личные вещи В. Мухиной и архитектора Б. Иофана, которым был спроектирован павильон.

К моменту открытия памятник «Рабочий и колхозница» продолжал быть предметом борьбы разных политических сторон. Символическую ленту перед входом в комплекс перерезал мэр Москвы Юрий Лужков, который отметил: «Этот монумент, как никакой другой, показатель развития советского государства, показал всему миру, что страна стремится к прогрессу»17. Таким образом руководство города подчеркивало «советскую» символику скульптуры для массового сознания россиян. В то же время один из руководителей реставрационной группы отметил, насколько неоднозначным был политический контекст: «Было очень обидно слышать критику в свой адрес в связи с начавшейся травлей Ю.М. Лужкова. Также на открытие не приехал ни Д.А. Медведев, ни В.В. Путин»18. Опальность уходящего мэра Ю. Лужкова негативно отразилась на реставраторах и на самом памятнике. Реставрацию обсуждали как чрезмерно затратную: «.мне никогда этот памятник не нравился. Столько денег на реконструкцию потратили, лучше бы в детские дома отдали»19.

Упоминания о «Рабочем и колхознице» с отсылкой к советскому прошлому нередки в коммунистических СМИ. Так, Д. Дубовен-ко в коммунистической газете «Правда» за август 2012 г. пишет о 25-м Кипрском фестивале молодежи20. В рамках статьи он упоминает, что на входе в здание фестиваля стоит уменьшенная копия памятника «Рабочий и колхозница», что вызывает улыбку гордости у русского человека: «У нас много общего. Каждый год 1 Мая федерация организует массовые митинги и шествия. Транспаранты, красные флаги, лозунги - всё напоминает о советском прошлом». Таким образом, памятник представляется читателю символом эпохи, вызывающим гордость и олицетворяющим величие СССР.

Также в СМИ последних лет поднимается вопрос о всплеске интереса к советской архитектуре как к наблюдаемому тренду: «До недавнего времени гигантские дома с огромными портиками и устремленными в светлое будущее фигурами счастливых строителей коммунизма казались инородными телами в исторической застройке Москвы. Но вот им присваивают статус памятников истории и культуры, ставят на охрану и реставрируют. Что случилось? С чего это вдруг мы полюбили то, что еще недавно недолюблива-

ли?»21. Больше всего при этом обсуждается именно «Рабочий и колхозница», поскольку «летящие в едином порыве, взмывающие ввысь, эти люди-символы прославляют государство победившего народовластия».

Не политизированные медиаресурсы в 2011-2013 гг. сообщают читателю о различных артсобытиях, проходящих в выставочном центре «Рабочий и колхозница». В целом прослеживается общий позитивный фон, памятник по-прежнему воспринимается как гордость страны, символ силы государства и советского прошлого. Негативные выступления связаны с непрозрачностью финансирования в ходе реставрационных работ, чрезмерными затратами бюджетных ресурсов. В публикациях 2012-2013 гг. продолжается обсуждение факта, что «Рабочий и колхозница» является одним из самых дорогостоящих московских памятников за последние 20 лет22.

Следует отметить, что исходная структура музейных выставок «Рабочего и колхозницы» отличалась о той, которая функционирует на данный момент. После реставрации в течение двух лет (с 2010 до 2012 г.) соблюдался следующий формат. Три верхних этажа занимали сменные экспозиции, в основном посвященные советскому периоду 30-х годов (развитию техники и отражению того времени в работах художников). На первом этаже были размещены небольшие постоянные экспозиции: первая - о становлении сталинского стиля в архитектуре 1930-х годов, и вторая - архивные документы и фотографии, макеты сооружений, живописные работы и скульптура, а также мемориальные вещи, принадлежащие Б. Иофану и В. Мухиной; демонстрировался фильм о творчестве В. Мухиной и о подготовке к Всемирной выставке 1937 г.

Интересно, что в 2012 г. планировалось поддерживать профиль музея в рамках истории СССР. М. Лошак, артдиректор МВО «Столица», в которое входит и комплекс «Рабочий и колхозница», озвучил эту идею в интервью: «Из "Рабочего и колхозницы" планируется сделать музей, посвященный истории СССР. Одна из его будущих выставок так и будет называться - "История СССР в коврах"... Откроется зал, где будут демонстрироваться киноленты студии "Мосфильм"»23.

Однако с января 2013 г. произошло несколько изменений в статусе и функционировании памятника-музея. Во-первых, му-зейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» присоединили к музейно-выставочному объединению «Манеж». Как следствие, формат выставочных мероприятий был переориентирован на общегородскую досуговую тематику, исчез официальный сайт «Рабочего

и колхозницы», информация об экскурсиях перестала обновляться. Историческая экспозиция, посвященная Мухиной и Иофану, была сильно сокращена. Вместо этого в музее стали проводиться выставки для взрослых и детей, которые совершенно не связаны тематически с советским прошлым (выставка детской школы искусств, выставка фоторабот «Мужские игры» и т. д.). Таким образом, символическая целостность памятника-музея была нарушена.

В противовес отсутствию официального сайта монумента отметим наличие нескольких неофициальных сайтов, где посетители обмениваются актуальной информацией о посещении музейно-вы-ставочного центра, об основных исторических материалах24. Наличие такой неофициальной активности подтверждает важность данного исторического объекта для общественного сознания.

Интересно было изучить отзывы посетителей музея-памятника. Примечательно, что подавляющее большинство отзывов имеет позитивную окраску. Люди, которые оставляли отзывы, знакомы с историей памятника, считают его олицетворением советской эпохи, напоминанием о существовавшем СССР, памятником человеческим возможностям. По мнению посетителей музея, киностудия «Мосфильм» сделала его своим символом неслучайно, так как «фильмы того времени были посвящены рабочим подвигам и жизни трудовых коллективов». Соответственно «в советский период не было людей, которые не знали бы о существовании памятника "Рабочий и колхозница"». Таким образом, символика «Рабочего и колхозницы» достаточно глубоко укоренена в сознании россиян и интерпретируется положительно.

Интервью с посетителями музейно-выставочного комплекса говорят о том, что посетителям это место нравится прежде всего как историческая достопримечательность, а не как музей: «Это такая достопримечательность. Причем, когда памятник был на старом постаменте, еще не было никакого музея. А тут вроде памятник отреставрирован. И музей вдруг открыли. А мы с тех пор так и не были.», «Мне всё это очень даже импонирует - сохранение истории, какая бы она ни была» (посетители возле «Рабочего и колхозницы», 20-25 лет, март 2014 г.). В условиях, когда жители нашей страны не обладают достаточным объемом непротиворечивой коллективной памяти для формирования национальной идентичности, «Рабочий и колхозница» являются одной из точек опоры на мирную, неопасную повседневность прошлого.

Текущий репертуар выставок музейно-выставочного центра вступает в противоречие с памятником «Рабочий и колхозница». Экспозиции о советском прошлом в настоящий момент не демон-

стрируются (2014 г.). Однако сама скульптура «Рабочий и колхозница», по мнению посетителей данного места памяти, по-прежнему является ярким символом городского пространства столицы. Посетители активно фотографируются на ее фоне, интересуются композицией «Рабочего и колхозницы», с готовностью рассказывают интервьюерам об истории памятника. Впрочем, с такой же частотой фотографируются и с расположенной на той же территории малой скульптурной формой «Я люблю Москву».

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» - одна из столичных достопримечательностей. Это памятник монументального искусства, символ советской эпохи. За период его существования наблюдались попытки пересмотра идеологического содержания. В политике памяти отражалось критическое восприятие советского периода в истории страны, в результате происходил перенос этого восприятия на памятник. Волна негативного отношения к памятнику была связана с затратными реставрационными работами. Несмотря на это, «Рабочий и колхозница» по-прежнему является заметным сооружением в городском пространстве столицы и узнаваемым объектом, символически обращенным к позитивной стороне советского прошлого.

В настоящий момент мы наблюдаем противоречие в воспроизводстве памяти о прошлом: один контекст создается через символику «Рабочего и колхозницы», другой - через те материалы, которые предлагает музейный комплекс. Объединение музея с более крупной структурой Департамента культуры г. Москвы привело к тому, что в музее стали проводиться разноплановые выставки, никак не связанные с историей самого памятника. В отличие от скульптуры сам музей стал частью публичного пространства без своего собственного исторического лица. Внешняя символика при этом обращена к прошлому. В результате посетители в первую очередь рассказывают об истории памятника, но не о его нынешнем использовании в качестве общетематического музея.

Примечания

1 Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

2 Репина Л.П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 3.

3 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зепкипа. М.: Новое издательство, 2007. С. 24.

4 Репина Л.П. Указ. соч. С. 5.

5 Миллер А.О. О политике памяти [Электронный ресурс] // The Prime Russian Magazine. URL: http://primerussia.ru/article_materials/13 (дата обращения: 30.11.2014).

6 10 наблюдений и 13 интервью, объем публикационного массива - свыше 60 единиц. Автор выражает благодарность за участие в первичном сборе данных магистрантке НИУ ВШЭ Н. Дапиловой, студентам РГГУ О. Бессмертной, С. Заботипой, О. Мохпачевой, Н. Курносовой, П. Кривошеевой, Ю. Королевой.

7 «Рабочий и колхозница». Сложная судьба эталона соцреализма [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20070411/63472592.html (дата обращения: 30.11.2014).

8 Там же.

9 Миллер А.О. Указ. соч.

10 См., например: Костиков Р. Опи уходят [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/192043 (дата обращения: 30.11.2014); «Рабочего и колхозницу» американцам не продадут [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=181545 (дата обращения: 30.11.2014); Папилова Ю. «Рабочий и колхозница» пока невыездные [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/192428 (дата обращения: 30.11.2014).

11 См., например: Пуля И. У стальных людей - не железное здоровье [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2006/04/03/ skulptura.html (дата обращения: 30.11.2014); Ветрова В. Рабочий и колхозница загостились в ангаре [Электронный ресурс] // Труд. URL: http://www.trud. ru/article/15-03-2006/101753_rabochij_i_kolxoznitsa_zagostilis_v_angare.html (дата обращения: 30.11.2014).

12 «Рабочий и колхозница». Сложная судьба эталона соцреализма [Электронный ресурс].

13 Рабочий и колхозница (памятник па ВДНХ) [Электронный ресурс] // Бо-соногое.ру - сайт о нашем счастливом советском детстве. URL: http://www. bosonogoe.ru/blog/23.html (дата обращения: 30.11.2014).

14 МВЦ «Рабочий и колхозница» па ВДНХ [Электронный ресурс] // ВДНХ-отдых. URL: http://вднх-отдых.рф/mvc-rabochij-i-kolxoznica (дата обращения: 30.11.2014).

15 Кан А. «Рабочий и колхозница» - идеология или искусство? Интервью с внучкой В. Мухиной [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. URL: http:// www.bbc.co.uk/russian/entertainment/2009/12/091207_muhina_monument. shtml (дата обращения: 30.11.2014).

16 Форум «Клуб Я.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://clubs. ya.ru/4611686018427387983/replies.xml?item_no=3486 (дата обращения: 10.03.2014).

17 Мэр Москвы открыл музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/moscow/ 20100904/272249208.html (дата обращения: 30.11.2014).

18 Интервью проведено П. Кривошеевой.

19 «Рабочий и колхозница» снова на месте [Электронный ресурс] // Италия по-русски. URL: http: //italia-ru.com/forums/2009/12/04/rabochii-kolkhoznitsa-snova-meste (дата обращения: 30.11.2014).

20 Дубовенко Д. Советский опыт вдохновляет новое поколение [Электронный ресурс] // Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации». URL: http://kprf.ru/pravda/issues/2012/83/article-40217/ (дата обращения: 30.06.2015).

21 Кашницкий С. Сталинский ампир: юбилей имперского стиля // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/culture/35113 (дата обращения: 30.11.2014).

22 Мерцалова А. Цена камня: сколько стоят самые дорогие московские памятники [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/realty/ city/37278 (дата обращения: 30.11.2014).

23 В «Рабочем и колхознице» будут показывать картины «Мосфильма» [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «MK.ru». URL: http:// www.mk.ru/moscow/news/2012/09/17/749495-v-rabochem-i-kolhoznitse-budut-pokazyivat-kartinyi-mosfilma.html (дата обращения: 30.11.2014).

24 МВЦ «Рабочий и колхозница» на ВДНХ [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.