ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 37.02; 371
Т. В. Галкина
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ
Впервые в российском музееведении сделана попытка классификации современных музейных проектов. Особое внимание уделяется образовательным и социальным проектам.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейный ный музейный проект.
Тенденции в работе с детской аудиторией в полной мере отражают общественные и экономические перемены, которые произошли в жизни страны. Теперь со значительно большей определенностью, чем это было в предыдущие десятилетия, стала ощущаться потребность в создании музейных проектов, которые помогали бы детям ориентироваться в современном мире, разобраться в его противоречиях и конфликтах, понять самих себя и научиться решать свои проблемы.
Современную музейно-детскую коммуникацию отличает реализация социально значимых идей и проектов, выполнение определенного социального заказа. Если прежде музей, как институт социальной памяти, стоял на позиции преимущественно памяти, считая своей первоочередной задачей «погружение» в глубины истории и культуры, то постепенно, не отрекаясь от этого своего предназначения, он начал выполнять миссию социализации подрастающего поколения. Он стал обсуждать в форме увлекательной игры, эксперимента или творческого самовыражения важные для самих детей или актуальные в плане их становления темы: страхи, наркотики, права человека, расизм, экология и пр.
Проектная деятельность, как новая технология, в музейном деле приобретает в последнее время не только все больший размах, но и демонстрирует значительную коммуникационную эффективность по сравнению с традиционными формами музейно-педагогической деятельности. Однако проекты - это, как правило, яркие музейные мероприятия, дающие большой общественный резонанс и делающие современное «лицо» музея, но осуществляющиеся (в основном) в довольно сжатые сроки по сравнению с долгосрочными программами. По мнению Т. Б. Царевой, проектная деятельность учит добиваться результата, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели необходимые знания, становясь, таким образом, и путем познания, и способом организации познания, и результирующей константой [1, с. 190-191].
проект, социальный музейный проект, образователь-
Проектная работа, обладающая инновационной направленностью, как правило, представляет собой глубокий компетентный анализ и модернизацию музейной сферы.
В последнее время изучение структуры и содержания музейного проекта как комплексной музейнопедагогической формы привлекло много исследователей. Первые публикации на эту тему появились в конце 1990-х гг., а затем получили значительное развитие в 2005-2009 гг. Однако эти публикации посвящены в основном конкретным музейным проектам, реализованным в разных музеях страны. Поэтому целью данной работы является анализ и обобщение опубликованной литературы и создание классификации музейных проектов.
Анализ изученной литературы позволил классифицировать музейные проекты по возрастному составу аудитории, по целевому назначению и по содержанию.
Так, по возрастному составу аудитории проекты представляют собой детские и молодежные (студенческие и др.). По целевому назначению музейные проекты являются социальными, образовательными и досуговыми. По содержанию социальные проекты включают следующие: 1) арттерапевтические; 2) проекты, направленные против негативных социальных явлений (наркомания, алкоголизм, террор); 3) проекты, направленные на обустройство среды обитания, развитие городской среды. По содержанию образовательные проекты классифицируются следующим образом: 1) проекты по изобразительному искусству; 2) проекты музейного профиля; 3) проекты, направленные на профессионализацию детей и молодежи; 4) проекты, посвященные возрождению народных традиций; 5) историко-культурологические проекты; 6) экологические проекты; 7) краеведческие проекты.
Классификация музейных проектов по возрастному составу аудитории
По возрастному составу аудитории музейные проекты делятся на детские и молодежные (студенческие и др.).
Детские проекты
Примером интересного детского проекта является интерактивный детский проект «Барби XXI века» Детского музея г Ноябрьска Тюменьской области, который включал выставку, конкурс детского творчества, мини-выставки из фондов музея, музейные натюрморты и другие музейно-педагогические формы, в каждой из которых разворачивалась своя специальная программа с указанием дат и времени событий в календаре. Календарь событий выставки содержал 13 мероприятий, рассчитанных на месяц: открытие выставки, «О чем может рассказать кукла хантов
- опсань» (шьем кукол), «Все для наших меценатов» (игра-калейдоскоп), «День творчества», «Барыня-сударыня» (раскрашиваем «дочку»), «Рожденная из ткани» (шьем кукол), «Как сделать шелк живым» (раскрашиваем шелк), «Все цвета радуги» (окрашиваем ткани), «Барби в гостях у хозяйки Медной горы» (делаем украшения для Барби), шоу-концерт «Барби-XXI» (финал), «Ковер для Барби» (шьем из лоскутков ткани), «В гостях у мастерицы» (вышиваем), закрытие выставки, вручение приза зрительских симпатий, розыгрыш призов по входным билетам. Организация творческой зоны - «Твор.Двор» (творческий двор) с разработкой творческих заданий, викторин, настольных игр, листков активности [2, с. 117-119].
Молодежные проекты
Проект «Студент±искусство» осуществляется в картинной галерее Томского государственного педагогического университета с марта 2004 г. по настоящее время. Проект нацелен на приобщение молодежи к культурным (художественным, скульптурным, архитектурным и др.) ценностям современного г. Томска, современной России и мира. Разработанная система выставок предусматривает экспонирование произведений разных направлений, стилей, жанров, при этом для участия в выставках приглашаются не только известные российские и сибирские художники, но и начинающие молодые художники и даже студенты и школьники. Для осуществления проекта был выбран инновационный путь - концепция активного контакта, выдвигающая на первый план приоритет активности в художественно-познавательном процессе. Данная концепция предусматривает введение активного контакта, носящего разносторонний характер: со стороны автора (художника), со стороны экскурсоводов, со стороны посетителей, а также между посетителями. Концепция направлена на разработку активных форм усвоения творческого мировосприятия автора. Таковыми являются регулярные встречи с автором (1 раз в неделю), мастер-классы, лекционные блоки («Кредо творчества», «Направления, жанры, техники» и др.), худ-ринги (художественные ринги) между художниками разных направлений, конкурсы, нацеленные на установление обратного контакта с посетителями. При этом важное значение имеет осознание задач своего творчества автором, воспринима-
ющим конструктивную критику и открывающим для себя новые стимулы, сюжеты, идеи. Для реализации проекта «Студент ± искусство» в картинной галереи ТГПУ был выбран режим временных выставок (как правило, в течение 2 месяцев) и определен круг авторов, поддерживающих концепцию активного контакта [3, с. 122-125].
Классификация музейных проектов по целевому назначению
По целевому назначению музейные проекты делятся на социальные, образовательные и досуговые.
Социальные музейные проекты
Арттерапевтические проекты
Новая социальная ориентация музея была вызвана к жизни самой жизнью, а точнее, проблемами общества, которые достаточно известны: низкий уровень жизни, высокий уровень преступности, распространение наркомании, алкоголизма, самоубийств, в том числе в молодежной среде.
Российские социальные проекты представлены
1) арттерапевтическими проектами; 2) социальными проектами, направленными против негативных явлений в социуме; 3) социальными учебными (экспериментальными) проектами; 4) социальными проектами, направленными на развитие городской среды.
Примером арттерапевтического проекта может служить проект «Реабилитация детей с ограниченными физическими возможностями средствами искусства и художественной деятельности» (руководитель проекта М. В. Новак, Томский областной художественный музей). Этот проект выиграл грант Президента России в 2001 г. Важной особенностью проекта явилось то, что «особые» дети знакомились в музее с подлинными произведениями искусства, изучали историю искусства, занимались активной художественной деятельностью. Таким образом, доминанта активности такого ребенка перемещается из узкой зоны его окружения в более широкую творческую зону, доступную его контролю и воздействию. В течение 2002/03 учебного года в Томском областном художественном музее работала воскресная художественная школа, которую посещали 14 детей-инвалидов из общества «Радуга». В рамках проекта были организованы для этих детей практические занятия в художественной студии, в студии ручного творчества, в дизайн-студии, встречи с художниками, искусствоведами, а также осуществлялось психологическое сопровождение детей, проводились групповые тренинги и индивидуальные консультации с родителями. Учебный год был завершен выставкой детей-инвали-дов в залах художественного музея, что явилось свидетельством успешной художественной деятельности детей в музее, а дети, в свою очередь, получили первый обнадеживающий опыт успешности [4, с. 212216].
Арттерапевтический проект Центрального музея Всероссийского общества слепых направлен на ис-
пользование нематериального наследия, когда перестает во всей полноте работать типичный (визуальный) музей, когда посетитель ограничен в общении с предметными экспозиционными рядами. Для музеев слепых - это музыкальное сопровождение, ведение экскурсии и различного рода мероприятий с акцентом на голос, звук, осязание музейных предметов. Оптимальный проектный путь развития музея - создание для инвалидов по зрению естественной, «живой» обстановки, проектирование и создание таких психологических, бытовых и социальных ситуаций, у которых они оказываются каждый день и час. Музей здесь выступает как центр диалога между людь-ми-инвалидами, в перспективном варианте музей вполне посильно превратить в музей-клуб, устанавливающий неформальные коммуникативные связи между всеми, кто причастен к этой проблеме, кто способен оказать реальную помощь посетителям. Музей может быть консультативным пунктом по проблемам релаксации инвалидов, использования их труда, опыта, навыков в производственной сфере, бюро знакомств и т. д. [5, с. 185-189].
Социальные проекты, направленные против негативных явлений в социуме
Первый музейно-образовательный проект социальной направленности для детской аудитории в России был создан в 1996 г. благодаря сотрудничеству фонда «Образование во имя мира» (У трехт, Нидерланды) и Детского открытого музея (ДОМ) в Москве (при поддержке других европейских и российских фондов). Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа. На первом этапе была создана путешествующая выставка «Я и другой» для подростков 12-15 лет, для которых актуальна проблема формирования терпимого отношения к людям иной национальности, иных взглядов, иного образа жизни. За 1996-1999 гг. выставка побывала в 13 городах России. На втором этапе проекта в 1999 г. была создана выставка «Возможно быть другим», раскрывающая механизм формирования и действия предрассудков и дискриминационного поведения.
По структуре выставка представляла собой настольную экспозицию, выполняющую функцию образовательной игры. Она состояла из раскладывающихся картонных стендов (с цветными изображениями, текстами и творческими заданиями), которые помещаются в небольшом «чемоданчике предрассудков». В чемоданчике находится и «Книга для учителя», в которой излагаются идея проекта, рекомендации по организации осмотра и предложения по дальнейшей работе с детьми. 1000 чемоданчиков была безвозмездно передана в музеи и школы Центральной России, Поволжского региона, Восточной и Западной Сибири. Инициатором третьего этапа проекта выступил постоянный партнер ДОМа Детский исторический музей (ДИМ) Музея политической истории России в Санкт-Петербурге. Здесь на основе настоль-
ной экспозиции была создана музейная выставка, дополненная фондовыми материалами. Применяя принцип «научи учителя», был проведен семинар-тренинг «Воспитание толерантности - проблема музейной и школьной педагогики» для учителей и выданы чемоданчики с настольной экспозицией для создания собственных выставочных версий [6, с. 64-69].
Большой интерес представляет социальный проект «Наедине с собой» против наркомании - интерактивная выставка для подростков Тольяттинского краеведческого музея, начавшего работу по социальной тематике с середины 1990-х гг. К работе над выставкой были привлечены специалисты-наркологи из специализированных служб города. Выставка-лабиринт из трех пространств - белого («Мир и ты»), красного («Первая проба наркотика»), черного («Наркомания»). На выставке происходила индивидуальная работа каждого посетителя «наедине с собой» с путеводителем, который содержал не только вопросы и задания, но и информацию о наркотиках и наркомании, включая «Дневник одной ломки», адреса и телефоны служб, оказывающих помощь наркоманам. По результатам работы планировалось издание книги, написанной самими подростками на выставке (мысли, чувства, факты из жизни, рисунки). Выставка пользовалась большим успехом у молодежи (за 4 месяца выставку посетило около 9 тысяч человек) и получила приз как лучший образовательный проект на Красноярской биеннале-1999. Эта выставка экспонировалась во многих городах России [7, с. 153-157].
Социальную направленность имела интерактивная выставка «КРУГ» (креативность, развитие, уверенность, гармония), способствующая самопознанияю и социальной адаптации детей 5-7 лет (разработчики -Тольяттинский краеведческий музей и комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти). Выставка построена в форме круга, разбитого на квадраты: «Твое настроение» (соотнеси свое настроение с определенным цветом); «Стена превращений» со всевозможными костюмами на выбор посетителей; «Азбука настроений» (передача настроения с помощью мимики, движения, рисунка); «Неожиданные картинки» (дети дорисовывают рисунки друг друга и составляют общую картину); «Волшебный тоннель» (как среда воздействия на различные органы чувств); «Теневой театр» (учит преодолевать различные детские страхи и чувство неуверенности в себе); игра «Да и нет» (в которой используются комиксы, учащие детей сказать «нет», когда это необходимо). Так, выставка развивает в малышах эмоциональность, креативность и коммуникационные навыки. Результатом выставки стало создание самостоятельной организации «КРУГ», которая продолжила разработку социальных проектов для детей (в том числе была создана интерактивная выставка «ШИРЕ КРУГ» для подростков, включающая 4 блока: «Кто я», «Здравствуйте, люди!», «Зачем ты мне?», «Я не
могу? Я могу!» и развивающая позитивное отношение к себе и окружающим) [6, с. 83-84].
Социальный заказ (ГИБДД и мэрии г. Тольятти) выполняла интерактивная выставка «ЗНАКомьтесь -ДОРОГА» для дошкольников и школьников младших классов, нацеленная на снижение детского травматизма и формирование навыков ориентации в городской среде (Тольяттинский краеведческий музей). Здесь знакомились не только с правилами дорожного движения, но и с происхождением дорог, первыми средствами передвижения, историей дорожных знаков. Выставка пользовалась большой популярностью у посетителей и способствовала приобретению музеем нового имиджа - друга и помощника [6, с. 84].
Социальные музейные проекты, направленные на развитие городской среды
Большой резонанс получил проект «Наш музей», разработанный в Саратовском государственном художественном музее, который был реализован в 2001 г. в партнерстве с детскими художественными студиями города, художественным училищем им. А. П. Боголюбова и промышленными предприятиями города. Цель проекта состояла в объединении усилий местного сообщества для решения одной из проблем развития городской среды - формирования единого эстетического пространства Театральной площади. Первым (1 июня) был детский конкурс эскизов для художественного оформления временного ограждения, поставленного вокруг ремонтирующегося здания старого корпуса Радищевского музея. Детские художественные коллективы Саратова и Энгельса представили работы, в которых была отражена музейная тема. Лучшие из этих работ были выставлены в залах музея. В сентябре юные друзья музея украсили блоки бетонного ограждения своими рисунками. Торжественная церемония открытия панно «Наш музей» и награждение победителей конкурса состоялось 8 сентября 2001 г. Таким образом, реализация проектов, направленных на развитие городской среды - перспективное направление деятельности музея, созвучное его миссии [1, с. 191-192].
Сохранению городской исторической среды способствовали музейно-педагогический социальный проект «Защитим вал в Кремле», осуществленный в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике в 2003 г. [8, с. 171-173], а также социальный проект «Градозавр», разработаный в г. Тольятти в 2000 г. [6, с. 81].
Таким образом, налицо актуальность разноплановых социальных музейных проектов, характеризующих выход музея на новое функциональное поле, на ранее не задействованный сегмент аудитории.
Классификация образовательных музейных проектов по содержанию
1. Проекты по изобразительному искусству
Проекты данного профиля стали традиционными для музейного комплекса Томского государственно-
го педагогического университета. Так, музейный дипломный студенческий проект «Третьяковская галерея
- мини-ремейк» был осуществлен в 2004/05 уч. г. [9, с. 204-211], а в 2005/06 уч. г. - проект «Эрмитаж -мини-ремейк» [10, с. 139-143]. Студентами в соответствии со своими музейными должностными обязанностями были разработаны концепции выставок, тематико-экспозиционные планы, составлены монтажные листы, написаны ведущие тексты, этикетаж и эк-скурсоводки, выпущена оригинальная рекламная продукция. Эта практическая работа имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности будущего учителя, способного не только воспринимать и транслировать общекультурные ценности, но и принимать участие в музейной деятельности, например руководить школьным музеем или кружком.
2. Образовательные проекты музейного профиля
Международный проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» в 2004-2005 гг. осуществлялся в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева (одновременно с реализацией этого проекта в 8 регионах России, в том числе и в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Целью проекта было исследование восприятия изобразительного искусства, эффективности образовательной деятельности художественного музея в современных условиях, направленное на оптимизацию взаимодействия художественного, музейного и общего образования [11, с. 183-186].
Проект «Летний университет на о. Кижи» начал реализовываться музеем-заповедником «Кижи» летом 2003 г. Проект направлен на более активное использование образовательного потенциала историкокультурного и природного наследия о. Кижи в системе «образования культурой» взрослого населения Карелии и регионов Российской Федерации. В сессиях летнего университета принимают участие студенты, аспиранты и преподаватели вузов, музейные работники, учителя школ, педагоги системы дополнительного образования. Проект использует 10-летний опыт Республиканского детского музейного центра в области музейной педагогики в новой социальной, профессиональной и возрастной аудитории. За 3 года проведено 12 сессий, в которых участвовало 177 человек. С 2004 г. в программу Летнего университета включено психологическое сопровождение, направленное на отслеживание результативности сессий [12, с. 132-133].
Проект «Музей и школа» (включает семинары для учителей истории, краеведения, начальной школы) создан в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. В рамках проекта «Музей и школа» разработана программа для младших школьников «Учим детей смотреть музей». Дети 1-3-го классов получают общее впечатление о деятельности музея, знако-
мятся с понятиями «музей», «экспонат», «экскурсовод» и др. Проект «Музейная школа профессиональной ориентации подрастающего поколения» Центрального военно-морского музея ориентирован на учащихся 8-10-х классов и рассчитан на 4 учебных года [13, с. 114].
Проект музеефикации Большого дворца М. Ф. Казакова «Увеселительное действо “Будущность царицынских руин: аукцион прожектов с прологом и эпилогом во вкусе XVIII века”» в музее-заповеднике «Царицыно» под Москвой. Она положила начало новому проекту-аукциону, готовому повлиять на судьбу Большого дворца. Гостям музея были предложены 3 проекта, т. е. лота: восстановление дворца по проекту Казакова; устройство в восстановленном дворце прибыльного объекта (казино, отеля); консервация руин Большого дворца с последующей музее-фикацией. Задача музея - не только изучать общественное мнение, но и формировать его [14, с. 104108]. Таким образом, проекты музейного профиля не только продолжают просветительскую традицию, но и поднимают знания о музее на более высокий смысловой уровень.
3. Историко-культурологические музейные проекты
Примером историко-культурологического проекта является проект «Постижение истории», разработанный в 1998 г. Музеем истории детского движения Московского городского Дворца творчества детей и юношества. Особенностью проекта является то, что приоритет в постижении истории отдается работе с историческими источниками (устными, письменными, вещественными, изобразительными, аудиовизуальными и комплексными), хранящимися в государственных, общественных, семейных хранилищах (архивах, библиотеках, музеях). Одной из интересных задач в изучении музееведения является создание домашнего музея [15, с. 111-117].
4. Проекты, способствующие профессионализации детей и молодежи
Самыми интересными проектами данного профиля являются проекты «Школьная лаборатория - Земля из космоса», «Московский детский и молодежный центр аэрокосмического образования», «Космические встречи в ММК», разработанные Мемориальным музеем космонавтики в Москве. Проекты дают возможность ввести в обучение данные, полученные с искусственных спутников Земли, которые могут использоваться на уроках географии, экологии, биологии, естествознания, химии, основ безопасности жизнедеятельности, физики, астрономии, информатики, математики, технологии. Наряду с этим данные космического мониторинга могут служить основой для различных факультативных и профориентационных занятий для разновозрастной аудитории [16, с. 99-100].
Проекты музея-заповедника «Московский Кремль» и Московского художественного лицея им.
К. Фаберже: «Ювелиры в средневековой Москве» (от экспоната к автору, собран большой справочный материал); «По залам Оружейной палаты с героями любимых сказок» (моделирование и создание костюмов сказочных героев - автор С. А. Калмыкова); проект по созданию исторических типов (кукол в костюмах князя, княгини, царя, царицы, ремесленника и т. д.); театрализация в образовательных программах. Эффективности сотрудничества музея и лицея способствовала высокая степень мотивации учебной деятельности учащихся, освоение ими старинных и современных технологических процессов, работа с подлинными произведениями искусства, приобретение навыка художественного анализа произведения искусства, формирование навыков общения [17, с. 98-104].
Музейно-педагогический проект «Платье от... Шардена» создан в 2002 г. в Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева. Этот проект осуществлялся в рамках проекта «Фестиваль музейнопедагогических методик», инициатором которого были проект «Культура» и лаборатория музейно-педагогических проектов Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Проект «Платье от. Шардена» базировался на подготовке учебного курса «История костюма» для Саратовского художественного училища, на сотрудничестве с «Театром моды» лицея № 2 (демонстрация детских коллекций одежды в художественном музее), программе «Путешествие в мир костюма» (автор А. В. Жукова) и др. Участники проекта познакомились с подлинными произведениями искусства, с интерьером, костюмом, бытом, нравами, обычаями, стилями, традициями. Праздничным завершением проекта было театрализованное представление в залах музея «Тема с вариациями» - ассамблея XVIII в., бал пушкинской эпохи, купеческое гуляние в провинциальном городе [18, с. 111-115].
Таким образом, вывленная классификация музейных проектов позволяет констатировать следующее:
1) значительно усилен практический блок - творческая проектная работа в музейном и внемузейном пространстве, моделирование и создание костюмов; физический труд по наведению чистоты и порядка в населенных пунктах и их окрестностях, а также направленный на восстановление утраченных (или частично разрушенных) архитектурных и природных объектов;
2) расширен научно-исследовательский блок для школьников за счет самостоятельной поисковой работы с элементами научного исследования в научном обществе учащихся с экспедициями, педагогическими чтениями, семинарами, круглыми столами и конференциями; 3) в проектах появились новые музейные модификации - домашний музей, музейно-школьная лаборатория; 4) в проектах используются такие формы, как вечера (историко-краеведческие, вокальные и поэтические), встречи, художественные ринги, акции, аукционы, фестивали, презентации.
Такое многообразие применяемых в проектах ловной перспективности дальнейшего развития проформ позволяет говорить о повышении эффективно- ектного музейного пространства.
сти музейно-педагогической деятельности и о безус-
Список литературы
1. Царева Т. Б. Социокультурный проект как фактор развития музеев // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.
2. Макарова Н. П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. 120 с.
3. Галкина Т. В., Усольцева О. В. Картинная галерея Томского государственного педагогического университета: концепция «живого музея»
// Музей и нематериальное культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. 196 с.
4. Новак М. В. Опыт работы с детьми с ограниченными физическими возможностями в Томском областном художественном музее // Теория и методика развития в художественных музеях Сибири. Томск, 2005. 224 с.
5. Зайцева Т. М. Культурно-образовательный проект Центрального музея Всероссийского общества слепых // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4.
6. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М. Ю. Юхневич. М., 2006. 176 с.
7. Черняева Л. В. Актуальность образовательных проектов социальной направленности в музее (интерактивная выставка для подростков
«Наедине с собой» Тольяттинского краеведческого музея // Музей и общество. М., 2001. Вып. 3. 202 с.
8. Серегина М. В. Музейно-педагогический проект «Защитим вал в Кремле» // Музей и партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.
9. Галкина Т. В., Тюрина И. П. Проект картинной галереи Томского государственного педагогического университета «Студент±искусство» и первые результаты работы // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Томск, 2005. 224 с.
10. Галкина Т. В., Усольцева О. В. Мини-ремейк как маркетинговая стратегия деятельности картинной галереи Томского государственного педагогического университета // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.
11. Пакалина Е. Н. Участие радищевского музея в реализации международного проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока»: некоторые итоги // Там же.
12. Казанцева Е. А. Социологические и психологические исследования аудитории в музее-заповеднике «Кижи». Первые итоги // Там же.
13. Слесаревский Н. И. Программа работы Центрального военно-морского музея со школьниками // Там же.
14. Докучаева О. В., Фролова И. Н. Судьба и будущее Большого дворца в Царицыне: выявление и формирование общественного мнения // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.
15. Александрова Н. А. Музееведческий аспект историко-культурологического проекта «Постижение истории» // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. М., 2001. Вып. 3. 202 с.
16. Скиданова Т. Н. Инновационные музейно-педагогические проекты и программы Мемориального музея космонавтики // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.
17. Крючкова Е. Н. От обучения к творчеству // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.
18. Жукова А. В. Нетрадиционные формы работы с детьми в рамках музейно-педагогического проекта «Платье от... Шардена» // Там же.
Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан историко-географического факультета.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 25.05.2009
T. V. Galkina
MUSEUM PEDAGOGY OF XXI CENTURY: SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECTS AS A NEW FORM OF WORK WITH
CHILDREN’S AND YOUTH AUDIENCE
It is the first attempt in Russian museum studies the attempt to classify museum projects. Special attention is paid to educational and social projects.
Key words: museum pedagogy, museum project, social museum project, educational museum project.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.