ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 4
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
В.М. Ахунов
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ
ДИСЦИПЛИНА: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ
Модель музея как системы культурных и художественных коммуникаций — одно из актуальных направлений развития современной гуманитарной науки и практики. Культурно-образовательная деятельность есть важный элемент музейной коммуникации, теоретическую основу этой деятельности составляет среди прочего музейная педагогика.
Понятие "музейная педагогика" было сформировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение", которая состоялась в Мангейме в 1913 г., А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.
Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил название "музейный педагог").
Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 1960-е гг., чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагоги-ческих центров:
• Рабочая группа музейной педагогики (первоначально "Музейная школа" в Восточном Берлине (1963) с собственным печатным органом "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР";
Ахунов Валерий Михайлович — кандидат искусствоведения, заведующий экскурсионно-лекционным отделом Государственного Русского музея, г. Санкт-Петербург.
• Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном Берлине (1961);
• Внешняя служба Кельнских музеев (1965);
• Художественно-педагогический центр Германского национального музея в Нюрнберге (1965);
• Музейно-педагогический центр в Мюнхене (1971), который издает журнал "Школа и музей" и др.
Деятельность центров, которая имела в целом практический характер, привела все же к активизации научных исследований, что и обусловило появление впоследствии новой науки. Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970—1980 гг. дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и др.
Ее основным итогом стали расширительная трактовка музейной педагогики и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев. Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее можно рассматривать как формирующуюся научную дисциплину.
В нашей стране понятие "музейная педагогика" вошло в употребление с начала 1970-х гг. и постепенно получало все большее распространение. А.М. Разгон в 1982 г. на конференции "Музей и школа" (г. Иваново) первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей". Ее выделение в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности на основе достижений смежных наук. Для разработки музейной педагогики имелись серьезные исторические предпосылки.
По существу отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX — начале XX в., получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Ко-ховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф.И. Шмит, Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях, созданной А.В. Бакушинским и его последователями.
В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х гг. концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными. Значительное число работ в этой сфере принадлежит заведующему Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея Б.А. Столярову.
Одновременно для исследований 1980—1990-х гг. характерно стремление связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями, которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос: как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами?
Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода становится понятие "музейная культура посетителя", трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде).
В широком смысле музейная культура — это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики влияние оказала теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой на смену старому типу монологической культуры идет новый — диалогический.
В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно-исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте.
Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист — музейный педагог — подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.
Отечественные музеи практически одновременно и повсеместно активизировали работу с детьми, стали создавать для них
интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы. Отделы массовой научно-просветительной работы и научной пропаганды во многих музеях были преобразованы в отделы музейной педагогики.
В 1990 г. в Санкт-Петербурге впервые в нашей стране был создан Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. В Москве в это же время начала действовать творческая лаборатория "Музейная педагогика" на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Музейно-педагогическими исследованиями занимаются в Российском институте культуры и в Московском институте развития образовательных систем.
Причины роста популярности музейной педагогики самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране "потеряли" туристов — основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в Лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны, особенно краеведческие и исторические: прием в пионеры и комсомольцы, встречи с делегатами партийных съездов, ветеранами войны и труда и т.д.
Отечественные музеи вынуждены были привлекать новых посетителей, используя при этом нетрадиционные методы. В итоге в практику стали внедряться музейно-педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую и школьную аудиторию, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали для местных жителей.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщению к музею и его культуре.
Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут считаться:
1) работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
2) развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
3) воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;
4) создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно;
5) использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е гг. отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых. Это лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.
Существует множество характеристик форм: традиционные-новые; динамичные-статичные; групповые-индивидуальные; активные-пассивные; простые-комплексные; разовые-цикловые; коммерческие-некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные.
В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, стано-
вится основой музейно-педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1. Информирование — это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например в форме специального информационного центра.
2. Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников.
Отличительные черты обучения в музее — неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.
Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее — объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3. Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них — возможность "вхождения" в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др.
Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория — объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника эксперименталь-
ную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль — действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
4. Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок либо в какой-то нетрадиционной форме.
• Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми, на тему, связанную с профилем музея.
• Клуб — общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.
• Посиделки — театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
5. Отдых — организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).
Чаще всего эффективные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности — предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.
Одна из ведущих форм просветительской и культурно-образовательной деятельности музея — экскурсия. Ее обычно определяют как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Термин "экскурсия" на языке коммуникационного подхода понимается как форма художественной коммуникации, воплощение диалога мира искусства и мира человека в пространстве художественного музея. В образовательной практике художественного музея сформировалось четыре основных типа экскурсии:
1) ознакомительная экскурсия, направленная на решение задач обзорно-ознакомительного характера;
2) образовательная экскурсия, направленная на расширение познаний, на более глубокое раскрытие содержания конкретной темы. В свою очередь образовательная экскурсия подразделяется на историко-искусствоведческие, монографические, искусствоведческие, проблемные экскурсии;
3) развивающая экскурсия, направленная на развитие способностей, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников;
4) воспитательная экскурсия, имеющая целью формирование познавательной активности и ценностных ориентаций.
Каждому типу экскурсии соответствует своя методика их подготовки и проведения.
В настоящее время культурно-образовательная деятельность — одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.
Таким образом, мировоззренческий потенциал музейной педагогики сегодня становится ключевым моментом, привлекающим теоретиков и практиков образовательного процесса. Учитывая изменившийся характер культурной коммуникации, а именно усиление значения визуальной коммуникации, связанной с развитием электронных средств массовой информации и мультимедийных технологий, можно говорить также о всевозрастающей необходимости более широко интегрировать визуальные средства в традиционную практику образования.
Возможности, предоставляемые электронными носителями информации, сегодня позволяют применять основные приемы музейной педагогики, в том числе и без непосредственного посещения музеев. Подобная доступность культурного наследия, хотя и носящая несколько неполноценный характер, позволяет не только повысить эффективность усвоения новых знаний, но и дает возможность сделать образовательный процесс более индивидуализированным, личностно ориентированным и в конечном итоге более соответствующим современным требованиям.
Литература
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997.
Музейная педагогика // Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.,
2004.
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999.