Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОУЧАСТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ-РЕЗИДЕНЦИИ "АРТКОММУНАЛКА. ЕРОФЕЕВ И ДРУГИЕ", Г. КОЛОМНА)'

МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОУЧАСТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ-РЕЗИДЕНЦИИ "АРТКОММУНАЛКА. ЕРОФЕЕВ И ДРУГИЕ", Г. КОЛОМНА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
287
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ-РЕЗИДЕНЦИЯ "АРТКОММУНАЛКА. ЕРОФЕЕВ И ДРУГИЕ" / КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / КОЛОМНА / MUSEUM-RESIDENCE "ARTCOMMUNAL FLAT. EROFEEV AND OTHERS" / COPARTNERSHIP CULTURE / MUSEUM COMMUNICATION / ART RESIDENCE / CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA / KOLOMNA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Купцова Ирина Александровна, Воробьева Валерия Дмитриевна

В статье проанализирована содержательная динамина музейной деятельности, трансформация ведущих функций музея от просветительской к коммуникативной. Музей рассматривается как центр коммуникации, способный формировать культуру соучастия у представителей местного сообщества его посетителей. Рассмотрены современные музейные практики музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» г. Коломна, выступающего драйвером развития локального социокультурного пространства и культурного ландшафта города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM COMMUNICATION AS A SOURCE FOR BUILDING A COPARTNERSHIP CULTURE (AS SEEN IN THE MUSEUM-RESIDENCE "ARTCOMMUNALFLAT. EROFEEV AND OTHERS", THE TOWN OF KOLOMNA)

The article analyzes the conceptual dynamics of the Museum's activities, the transformation of the leading features of the Museum - from education to communication. The Museum is considered as a communication center capable of forming a copartnership culture among the representatives of local visitors. Modern museum practices of the Museum-residence «Artcommunal flat. Erofeev and others» of the town of Kolomna are considered. Museum acts as a driver of the local socio-cultural space and cultural landscape of the city.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОУЧАСТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ-РЕЗИДЕНЦИИ "АРТКОММУНАЛКА. ЕРОФЕЕВ И ДРУГИЕ", Г. КОЛОМНА)»

НАСЛЕДИЕ

Ирина Купцова; Валерия Воробьева

Музейная коммуникация как средство формирования культуры соучастия (на примере музея-резиденци и «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», г. Коломна)

В статье проанализирована содержательная динамика музейной деятельности, трансформация ведущих функций музея от просветительской к коммуникативной. Музей рассматривается как центр коммуникации, способный формировать культуру соучастия у представителей местного сообщества его посетителей. Рассмотрены современные музейные практики музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» г. Коломна, выступающего драйвером развития локального социокультурного пространства и культурного ландшафта города.

Ключевые слова: музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», культура участия, музейная коммуникация, арт-резиденция, культурное наследие России, Коломна

Со времени своего возникновения, как особого института культуры, музей претерпел ряд существенных трансформаций, пройдя путь универсальных коллекций до конкретной специализации, от «хранилища древностей» к пространству коммуникаций. Одним из ведущих содержательных аспектов деятельности музея был и остается образовательно-просветительский, наиболее полно воплощенный начиная с XX века. «Просветительство и распространение знаний в народе являлось одним из главных идеалов общественного движения, и музей стал рассматриваться в качестве средства для реализации этого идеала» [11, с. 85].

Наряду с трансформацией функций музея, происходило изменение общественного отношения к нему, оно зависело от конкретной историко-культурной эпохи. Наиболее ярко прослеживается динамика от идей модернизма, где главенствовала элитарность, до концеп-

Купцова Ирина Александровна,

доктор культурологии, профессор кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), ia.kupcova@mpgu.su

Воробьева Валерия Дмитриевна,

студентка IV курса кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), уогоЬеуа1епа25@уапс1ех. ги

ций постмодернизма, ориентированного на массовую коммуникацию. При этом музей в этой ситуации становится важным механизмом динамики культуры.

За время своего развития отечественные и зарубежные музеи существенно изменили политику в отношении посетителей. Музейная деятельность все больше ориентируется не на абстрактную аудиторию, а на вполне конкретного человека, актуализируя коммуникативную функцию, выступающую эффективным средством формирования постоянной аудитории посетителей, а также привлечения новых участников. «Коммуникационный подход по определению является антропоцен-тристским, он ставит во главу угла человека, поэтому акценты в деятельности музеев сместились с внутренней работы в сторону взаимодействия с посетителем. Коммуникация превратилась в главную цель работы музеев, что само по себе оценивается как позитивное достижение» [13, с. 36].

Понимание музея как социокультурной институции указывает одновременно на «взаимодействие музея с обществом и культурой» и «совокупность функций, в которых реализует себя содержание и характер музейной деятельности» [3, с. 36]. A.M. Разгон писал, что «музей - исторически обусловленный многофункциональный институт

>> т 11

о, >> се

т О

>> " ^

г з т

• о. ®

(о >; Я

т Г -е-

01 л 5

5 о.

О * ,

2- ос то

о 5 ас

СО X с;

К ¡5 5

^ Ш X

5. о >>

ш а. 2

^ = 2

ГО 2 о

т о.

- ° £

» -е-

СО ^

>> 2

«Г социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов» [8, с. 18].

Общепринятым термином в международной музейной практике принято считать определение (с учетом правок), составленное Международным советом музеев (ИКОМ): «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяри-| | зацией и экспонированием материального и нематери-| 5" | ального наследия человечества и его окружения в целях к * | образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей» [5]. Музееведение перенимает идею передачи социального и исторического опыта поколений [9].

Потенциал музея, как социокультурного института, раскрывается через современные музейные практики - прикладные действия, необходимые музею для осуществления своего функционирования в обществе и для общества. В этом смысле музей должен стать тем местом, где можно найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня [4, с. 399].

Одним из существенных изменений в музейных практиках является активизация взаимодействия с местным сообществом, воплощенная в процессе формирования культуры соучастия. В этом случае музейная коммуникация выходит далеко за пределы стен музея, укореняется в местном культурном ландшафте, обретает новые формы в интернет-пространстве, имея выраженный пролонгированный характер. Крупные музеи мира давно ввели в свою практику программы под названием «друзья музея», разрабатывая способы повышения лояльности посетителей, наиболее часто встречающейся

из которых является клубная система постоянных посетителей музея, сопровождающая выпуском специальных карт «друзей музея», служащих пропуском на закрытые мероприятия, дающих право посещения выставок без очереди, предусматривающих скидки в музейных магазинах и пр. В России подобный опыт имеют музеи разного масштаба: от ГМИИ им. A.C. Пушкина, Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно» до музеев современного искусства «Эрарта», «Гараж» и т. д. Формируя круг постоянных посетителей, выступающих не только неизменными участниками музейных событий (выставок, лекций, концертов), но и людьми, привлекающими новых участников, несущими информацию о музее и его программах вовне, музеи существенно расширяют возможности по вовлечению населения в свои практики и повышению эффективности деятельности.

Наиболее яркую динамику развития коммуникационной среды музея можно проследить на локальных/региональных музеях. В ряде случаев они демонстрируют формы общественной, культурной, исследовательской деятельности, которые максимально отвечают требованиям времени, стали формой культурной деятельности, научной и общественной, которая максимально отвечает требованиям времени. В рамках музейного взаимодействия важно, что «в музейной герменевтике развивается культура участия, взаимодействие посетителя и музейной среды строится на методе свободных ассоциаций - медиации» [7, с. 123]. Связь посетителя и музея происходит через музейную экспозицию. В музейном пространстве каждый человек интерпретирует представленную информацию индивидуально, тем самым превращая музей в площадку свободного осмысления пространственно-художественного содержания экспозиции. Одновременно образовательно-просвети-

>> т 11

>> "

г з т

• о. ®

(о >; Я

т Г -е-

01 л 5

5 а.

О * ,

2- ос то

о 5 ас

СО X с;

К ¡5 5

^ Ш X

5. о >>

ш а. 2

^ ^ 2

ГО 2 о

т а. X

- ° £

<0 -е- 3-

со ^

51 ч з

>> ж

«Г тельские возможности музея обретают в настоящее время новые формы, методы и технологии работы.

Согласно определению ИКОМ, основная задача образовательного процесса в музее - «актуализация зна-| >> £ ний, происходящих из музея и направленных на развитие и удовлетворение культурных потребностей человека» [5, с. 66]. Музей предоставляет «возможность получения образования через развлечение, превращая посещение музея в одну из форм досуга» [13, с. 36]. Посетитель музея в современных реалиях представляет собой культурного потребителя, который ориентирован не только на получение информации, но и на получение удовольствия.

Для достижения этой цели музеи используют помимо динамичных музейных практик культурно-символические элементы: «гений места», историю города, прочно устоявшиеся мифы и легенды и многое другое, что будет актуально и востребовано туристами. В контексте культурной и исторической динамики, музей не только совершенствовался и менялся, но и оставался верным предшествующим традициям. Он вобрал в себя мощный потенциал, помогающий развивать собственные практики. На сегодняшний день музей, как один из наиболее демократичных институтов, способен совмещать в себе и образование, и развлечение, доступные всем слоям населения.

С 1980-х годов можно говорить о том, что решающее значение для эффективности организации приобретает ее способность взаимодействовать с внешними агентами, выстраивать политику по отношению к общественным тенденциям. Предметная среда музеев с ее особой атмосферой является одновременно пространством, условием и поводом для коммуникации.

Одна из последних тенденций заключается в стремлении зафиксировать и представить зрителям различ-

ные сферы жизнедеятельности человека. Музей способствует в формировании у человека представлений о временах, нравах, образе жизни через призму предметного мира, не только аккумулируя историческое и эстетическое наследие, но и отражая картину мира определенного исторического периода.

Приоритетная деятельность музея всегда сводилась к собиранию и изучению артефактов. С течением времени набор функции в реализации музейной деятельности расширяется. «Музей включился в решение стоящей перед обществом сверхзадачи, заключающейся в высвобождении положительных общественных энергий путем создания благоприятных для этого условий» [6, с. 13]. Такое положение объясняется во многом высокой заинтересованностью публики в тематике экспозиции, в той истории, которую транслирует музей. Историко-культурный досуг, чаще всего связан с увлечениями или профессиональной, учебной деятельностью посетителей. Здесь музей играет самую главную роль в современных реалиях, предлагая различные формы времяпрепровождения. Учитывая предпочтения людей, музей модернизируется вместе с социокультурной средой, предлагая новые виды коммуникации. «Музей превращается из системы, интегрирующейся в культурно-историческую среду, в систему, ее формирующую, он переходит от пассивного отражения действительности к активному воздействию на нее» [2, с. 22].

Особенно этот аспект важен в работе локального музея, ориентированного на жителей конкретного региона, области, района и т. д. Коллекция таких музеев не носит безусловного репрезентативного характера, а особенности его деятельности определяются в первую очередь направлениями коммуникационного взаимодействия. Это, однако, не означает, что подобный музей не может выступить новатором в какой-либо

>> т 2 ™

01 >> а

Л О

>> " ^

г з т

• о. ®

га >; Я

т Г -е-

01 л 5

5 а.

О * ,

2- ос то

о 5 ас

СО X с;

К ¡5 5

^ Ш X

5. о >>

ш а. 2

^ ^ 2

ГО 2 о

т а. X

- ° £

<0 -е- 3

СО ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 ч з

>> ж

«Г сфере. К. Хадсон утверждает, что именно небольшие музеи часто являются авторами нововведений, пио-| ^ ^ нерами существенных изменений и усовершенствований, принимаемых затем во всем музейном мире в исто-рико-культурном континууме [12, с. 33]. Музеи, находящиеся в небольших городах и поселениях, обращенные к местному сообществу и концептуально близкие экому-зеям, создаются в основном так, что-либо дополняют, либо встраиваются в историко-культурный ландшафт города.

Музейные практики на протяжении десяти лет качественно изменились в отношении своих посетителей. Поменялось и отношение посетителей к деятельности музея. Снижается актуальность схемы «музей - человек», где это одностороннее культурно-образовательное воздействие на посетителей, исходившее исключительно от музея. Многообразие культурных форм обусловило отдаление музейных практик от одностороннего взаимодействия в пользу взаимной коммуникации, в результате которой возникает некий культурный продукт. Он возникает в процессе фиксации особенностей жизнедеятельности какой-то конкретной личности или целого исторического периода в детальном многообразии. Подобный феномен можно наблюдать в динамично развивающемся музее-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» (г. Коломна).

«Арткоммуналка» - творческая лаборатория, в создании которой непосредственно участвовали художники и литераторы для реализации собственных идей в пространстве города и соединении с его социокультурной средой. Авторы проекта музея «Арткоммуналка» - Наталья Никитина, Елена Дмитриева, Евгений Стрельцов, Игорь Сорокин, Анфим Ханыков. Игорь Сорокин создал концепцию арт-резиденции.

Музей должен был стать площадкой, формирующей и продвигающей культурный имидж Коломны через современные формы, сохраняя наследие города, аккумулируя творческие идеи и включая их в городской исторический ландшафт. 1 декабря 2011 года в Коломне появляется музей и арт-резиденция одновременно. Данный социокультурный институт совмещает в себе концепт музея и площадки, где развиваются культурные инициативы.

Тематика музея - история советского быта 1960-х годов Это во многом обуславливает интерес местных жителей к проектам музея, отсылающего к их собственному прошлому. Но взаимодействие - система двусторонних связей, в результате которых изменения с одной стороны непременно влекут к переменам в другой. Музейный посетитель в классическом понимании перестает быть исключительным потребителем искусства, теперь он активно участвует в музейной деятельности.

Интерактивность проявляет принцип креативности, позволяющий сделать каждого посетителя музея сопричастным творческим процессам. Такой вид коммуникации, во-первых, осуществляется через пополнение артефактами коллекции музея «Арткоммуналки» самими посетителями, в данном случае местным сообществом. Во-вторых, концепция музея не ограничивается исключительно хранением материальных памятников культуры, поэтому для реализации музейных программ и проектов необходимы и нематериальные объекты культуры, например, личные истории колом-чан (проект «Коммунальная одиссея»), ценные советы, благодаря которым удалось воссоздать коммунальный быт музея.

Концепт музея советского периода заключается в консолидации времени, места и его гения Венедикта

>> т 11

«Г Ерофеева, которые стали предтечей названия и формата нового культурного объекта Коломны. Яркое название музея говорит само за себя. Жизнь Венедикта Ерофеева проходила в Коломне, именно там, где находится здание музея. «Арткоммуналка» как государ-ственно-частный проект, схожий по функционалу с музеем, является еще и арт-резиденцией, что создает принципиально новую культурную форму, способную генерировать современное искусство по принципу работы с культурным ландшафтом города и его средой

01 >> С!

(Л О >> " ^

г з т • о. ®

ш >; Я т Г -е-

01 л 5 5 о.

О * ,

2- ос то о 5 ас

СО X с;

К ¡5 5

^ Ш X

5. о >>

ш а. 2

^ ^ 2

ГО 2 о

т а. ас

2 < по синергийному методу.

51 ч з

>> ж

Музей выходит в городское пространство, благодаря деятельности арт-резидентов, которые, в свою очередь, выводят концепт музея как творческой лаборатории на ландшафт местности, реализуя собственные творческие идеи. Таким образом, «Арткоммуналка» развивает современное искусство, актуализируя собственный концепт и символическое содержание, ориентируясь на восприятие посетителей. Значит, сам музей не ограничивается пространством собственной экспозиции.

В аутентичной среде «Арткоммуналка» апеллирует к эмоционально-чувственной сфере музейной публики через яркие образы и события, представленной экспозиции. Так, экспозиция музея советского быта стала средством создания аутентичной атмосферы и площадкой для театрализации программ о шестидесятых годах прошлого века. Поэтому все артефакты находятся не под стеклом и с личным номером, а в живом и непосредственном контакте с посетителем.

Помимо хранения материальных памятников культуры, имеющихся в собрании музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», данный музей успешно реализует творческие программы и проекты. Активность музея не остается незамеченной. Школьники с педагогами

приходят на тематические экскурсии, используют полученные знания в научных и творческих проектах.

Музей-резиденция «Арткоммуналка» - яркий пример развития культурно-познавательного туризма, с насыщенной экскурсионной и событийной программой. Раскрывая историческое явление города Коломны с разных точек зрения, организаторы проекта обратили свое внимание на незаурядную личность Венедикта Ерофеева, выступающего «гением места».

В своей экскурсионной деятельности музей советского быта решает ряд важных вопросов, одновременно удовлетворяя досуговую и познавательную потребность посетителей, прибегая к костюмировано-театрализованному представлению, включая в работу профессиональных артистов. Создавая новые образы, усиливая интерес посетителей, организаторы не упустили момент сохранения исторической подлинности музейного пространства и культурного ландшафта, определившего «гения места». Уникальность места обусловлена важным фактом: вещи, воссоздающие быт советского прошлого, были принесены коломчанами в дар музею. Предметно удалось восстановить хозяйственный быт жителей абстрактной коммуналки. Ядром экспозиции стали подлинные вещи эпохи 1960-х годов, которые приближают посетителя к реальному пространству информации, основанному на обеспечении смыслового и эмоционального резонанса.

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» предстает не только хранителем предметов истории повседневности, теперь он позиционирует себя как коммуникатор, где публика и посетители находятся в центре, что гораздо расширяет общественную роль музея в социокультурном пространстве небольшого города, которым является Коломна. «Арткоммуналка» -место, где взаимодействие людей происходит не только

х о- та =г <и х со г г

>> т 11

о, >> се

т О

>> " ^

г з т

• о. ®

(о >; Я

т Г -е-

01 л 5

5 а.

О * ,

2- к то

о 5 ас

СО X с;

к ¡5 ;

^ Ш X

5. о >>

ш а. 2

^ ^ 2

ГО 2 о

т о.

- ° £

« -е- 5-

СО ^

51 ч з

>> ж

на уровне посетителей и музейных сотрудников, но и самих местных жителей, которые используют данный социокультурный институт как площадку коммуникации друг с другом и для реализации проектов. Местный культурный и исторический ландшафт города Коломны меняется благодаря деятельности арт-резидентов музея.

На сегодняшний день музей «Арткоммуналка» формирует не только свой собственный и неповторимый стиль, но и повышает туристическую привлекательность города Коломны. Аутентичная музейная коммуникация с посетителем, погружение в культурную среду в интерактивных программах, квестах, ролевых и ау-дио-спектаклях показывают, что музей открыт для нового, тем самым мотивируя посетителей к обмену идеями и даже культурно-историческими артефактами. Любой может увековечить свое имя, пополнив коллекцию музея личной реликвией или фамильно-значимым предметом.

Собрание этого коломенского музея включает не только материальные памятники, но и личные истории и советы людей, которые помогают работе социокультурного института. Предоставляя ресурсы, партнеры (музей и посетители) в равной степени имеют к ним доступ. В данной ситуации музей «Арткоммуналка» служит центром распределения ресурсов. Продукт деятельности музейного кластера - создание и реализация культурных проектов. «Арткоммуналка» в культурно-историческом контексте становится объектом рефлексии для посетителей, а музейные объекты преображают весь художественный образ пространства экспозиции, вместе с этим выполняя роль декораций во время театрализации.

«Весьма примечательно, что появившиеся за последние десять лет в России музеи, так или иначе эксплуати-

рующие советский пласт материальной культуры, частные» [10, с. 26]. Музеефицированное прошлое в пространственно-предметном выражении вызывает декодирование знаков и смыслов у поколения, заставшего советский период. У молодого поколения возрожденная советская культура вызывает первичный интерес, и дает возможность имитации включенного наблюдения за бытом советских людей (особенно это помогают воплотить театрализованные экскурсии и квесты).

«Арткоммуналка» является вместе с этим и арт-резиденцией, что предполагает творческую работу художников, литераторов, режиссеров и других деятелей искусства. Продукт такой работы становится культурным памятником, располагающимся в социокультурном пространстве города. Артефакты резиденции носят материальный и нематериальный характер, включая стрит-арт, экспонаты в «Арткоммуналке», театрализованные представления и социокультурные проекты. Данные продукты не входят в реестр историко-культурного наследия, но они представляют особую ценность для местного населения и являются неотъемлемой частью музейного пространства «Арткоммуналки». Эти объекты способны изменить визуальный облик города и репрезентовать его уникальность. Аксиологический потенциал таких объектов нуждается в актуализации как среди туристов, так и среди местных жителей: последние могут воспринимать родной город как нечто обыденное, не нуждающееся в рефлексии.

Таким образом, современные музейные коммуникации - ключевой момент всей музейной деятельности, формирующей культуру соучастия. Применяя тот или иной метод работы с наследием и городским пространством, музей может влиять не только на собственный имидж, но и на все социокультурное пространство той

местности, где непосредственно расположен. Анализ музейных практик на примере музея-резиденции «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие» показал, что деятельность музея на сегодняшний день эффективна при реализации коммуникативной модели «музей - посетитель», а также активном вовлечении музейных посетителей, включая местное сообщество, в развитие музея как социокультурного института.

Литература:

1. Абрамов Р.Н. Музеефикация советского. Историческая травма или ностальгия? // Человек. 2013. №5. С. 99-111.

2. Воротникова Е.Ю. Возможности специалиста по социокультурному сервису в му-зейно-экспозиционной деятельности // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. №3.

3. Воротникова Е.Ю. Социокультурные аспекты музейного сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2017. №4 (74). С. 35-43.

4. ИльбейкинаМ.И. Современные музейные практики: 2000-2012 гг.//Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2013. №1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8403 (дата обращения 03.11.2018)

5. Ключевые понятия музеологии / Сост. André Desvallées и François Mairesse / Пер. A.B. Урядниковой ICOM, 2012. URL: http://icom-russia.com/upload/iblock/532/532 3743f731b222714f20ba0205ec238.pdf (дата обращения 03.11.2018)

6. Комлев Ю.Э. Музей как социально культурный центр региона // Аналитика культурологии. 2011. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-sotsialno-kulturnyy-tsentr-regiona-1 (дата обращения: 11.11.2018).

7. Лермонтова E.H. Феноменологический анализ музейной среды по материалам отечественных и зарубежных музеологов // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. №14. С. 122-126.

8. Музееведение: музеи исторического профиля. М.: Высшая школа, 1988. 431 с.

9. Тельчаров А.Д. Музееведение. 2-е изд., испр. и доп. М.: Научный мир, 2011.180 с.

10. Тимофеев М.Ю. Музеефикация СССР. // Лабиринт. 2014. №5. С. 94-100.

11. Тимофеева Л.С. Трансформация образовательной функции музея: историческая ретроспектива (XVII - начало XX вв.) // Вопросы музеологии. 2010. №1 (1). С. 82-88.

12. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.194 с.

13. Чугунова A.B. Музейная архитектура в контексте современной культуры // Вопросы музеологии. 2010. №1 (1). С. 34-43.

Irína Kuptsova,

Doctor of Cultural Science, Professor of the Chair of Cultural Science, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ia.kupcova@mpgu.su

Valeria Vorobiyova,

IV year student of Chair of Cultural Science, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), vorobevaleria25@yandex. ru

Museum communication as a source for building a copartnership culture (as seen in the Museum-residence «Artcommunalflat. Erofeev and others», the town of Kolomna)

The article analyzes the conceptual dynamics of the Museum's activities, the transformation of the leading features of the Museum - from education to communication. The Museum is considered as a communication center capable of forming a copartnership culture among the representatives of local visitors. Modern museum practices of the Museum-residence «Artcommunalflat. Erofeev and others» of the town of Kolomna are considered. Museum acts as a driver of the local socio-cultural space and cultural landscape of the city.

Keywords: Museum-residence «Artcommunalflat. Erofeev and others», copartnership culture, Museum communication, art residence, cultural heritage of Russia, Kolomna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.