Научная статья на тему 'Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания студентов первого курса'

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выс­тавка / экспозиция / аудитория / зрительное восприятие / көрме / экспозиция / аудитория / кө­рермен қабылдауы / exhibition / ex­ position / audience / visual per­ ception.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акниязова Айша Бакитжановна

Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры в настоящее время выступает музей колледжа, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акниязова Айша Бакитжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum performance as a means of spiritual and moral upbringing of the first-year students

Familiarization with the cultural and historical heritage should begin with knowledge of one’s land, small homeland. The source of “living” culture is currently the college museum, which contains authentic antiques, collections, historical documents, and has built meaningful exhibitions.

Текст научной работы на тему «Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания студентов первого курса»

116 Педагогическая наука и практика

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 377.5.02 Акниязова А.Б.,

ГРНТИ 14.33.05 преподаватель истории,

Житикаринский

МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО политехнический колледж,

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

г. Житикара,

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Казахстан

Аңдатпа

Мәдени-тарихи мұрамен таныстыруды өз жерін, Негізгі сөздер: көрме,

шағын Отанын танудан бастау керек. «Тірі» мәдени- экс­­позиция, аудитория, кө­

еттің қайнар көзі қазіргі уақытта шынайы антиквари- рермен қабылдауы.

ат, коллекциялар, тарихи құжаттардан тұратын және Ключевые слова: выс­

мазмұнды көрмелер салынған колледж мұражайы бо- тавка, экспозиция, аудито-

лып табылады. рия, зрительное восприя-

Аннотация тие.

Приобщение к культурно-историческому наследию Key words: exhibition, ex­

должно начинаться с познания своего края, малой ро- position, audience, visual per­

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

дины. Источником «живой» культуры в настоящее вре- ception.

мя выступает музей колледжа, в котором собраны под-

линные предметы старины, коллекции, исторические

документы, выстроены содержательные экспозиции.

Annotation

Familiarization with the cultural and historical heritage

should begin with knowledge of one’s land, small

homeland. The source of “living” culture is currently

the college museum, which contains authentic antiques,

collections, historical documents, and has built meaningful

exhibitions.

Духовно-нравственное воспитания подрастающего

поколения в настоящее время является одним из прио­

ритетных направлений образовательной системы, это

отражено в законе об образовании, концепциях и стан-

дартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано

ухудшением морально-нравственной обстановки в об-

ществе, подменой ценностей.

Задача формирования духовного опыта и ценно-

стей может осуществляться посредством приобщения

ребят к культуре, быту, традициям своего народа, как

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

117

известно, издавна детей в семье приу- тия способствуют более глубокому зна-

чали к почитанию старших, прививали комству с историей и культурой нашей

такие качества, как честность, забота о родины, а также развивают познаватель-

ближнем, любовь к труду. Обращение к ную активность, творческие способно-

своим истокам сегодня является залогом сти, духовные потребности и интересы.

развития и укрепления будущего, так как Дея­тельность в условиях музея порожда-

именно современные подростки в боль- ет единство словесно-логического и эмо-

шей степени подвержены негативным ционально-образного воздействия на ра­

социальным влияниям, происходящим зум и чувства аудитории. Именно в музее

в нашем обществе. Приобщение к куль- информация приобретает наглядность,

турно-историческому наследию долж- образность, способствует активизации

но начинаться с познания своего края, воображения, визуального мышления,

малой родины. Источником «живой» обогащает словарный запас, становит-

культуры в настоящее время выступает ся средством передачи культурного и

музей колледжа, в котором собраны под- духовного опыта. С методической сто-

линные предметы старины, коллекции, роны, данная культурно-образователь-

исторические документы, выстроены со- ная деятельность требует от музейных

держательные экспозиции. Его создание работников, преподавателей высокой

вызвано стремлением участников обра- квалифицированной подготовки, знания

зовательного процесса знать больше о методики проведения музейной работы,

своей местности, о колледже; о людях, а также понимание особенностей той ау-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

которые здесь трудились и трудятся в дитории, с которой приходится взаимо-

настоящее время, воевали во время Ве- действовать. В нашем исследовании при

ликой Отечественной войны, а также же- организации музейной деятельности со

ланием сохранить историю своей малой студентами-первокурсниками мы при-

Родины. держивались следующих принципов:

Все это создает особую атмосферу по- 1.Осуществлять связь музейных заня-

гружения в прошлое, дает возможность тий с темой урока, внеклассными меро-

изведать тайны своей земли, понять, приятиями, праздниками.

прочувствовать, пережить историю свое- 2.Использовать разнообразные прие­

го народа. Только человек, знающий свое мы и формы музейной деятельности,

прошлое, лучше ценит и настоящее. включать игровые и творческие задания.

Музейная педагогика имеет обширный 3.Учитывать развитие познаватель-

запас форм образовательно-воспитатель- ных процессов в данном возрасте: па-

ной работы, к основным относятся: лек- мяти, внимания, мышления, так как

ция; экскурсия; консультация; научные преобладаю­щим является наглядно-об-

чтения; кружки; студии, клубы; литера- разное мышление, на основе которого

турные вечера, киносеансы; концерты; формируется и абстрактно-логическое.

встречи с интересными людьми; празд- 4.При проведении музейной экскур-

ники; исторические игры; конкурсы и сии учитывать главенствующую роль

викторины. Помимо основных сущес­ зрительного восприятия.

твуют также и нетрадиционные формы 5.Исторические факты, события долж-

работы: урок-сюрприз; исследование; ны излагаться на доступном для ребят

изоб­ретательство; анализ первоисточни- языке.

ков и многое другое. Все эти мероприя- 6.Между занятиями должна прослежи-

3(41)/2023

118 Педагогическая наука и практика

ды казахского народа;

мифология казахов; на-

родные музыкальные

инструменты. Истори-

ко-краеведческий музей

дал расширенное пред-

ставление о материаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной культуре казахского

народа.

При проведении кон-

кретной тематической

экскурсии, прежде все-

го, необходимо провес­

ваться связь, опора на принцип от про- ти вводную беседу, посвятить в тему

стого к сложному. экскурсии, выявить знания студентов по

7.Необходимо формировать самостоя- изучаемой теме, важно соблюдать прин-

тельность и творческую активность сту- цип от общего к частному. После вво-

дентов. дного этапа следует переходить к более

Студенты первого курса уже имеют подробному рассмотрению экспонатов,

определенные представления о времени, их взаимосвязи между собой, помимо

но они еще не совсем готовы воспри- сведений о назначении предметов можно

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

нимать абсолютно абстрактные поня- рассказать обучающимся об интересных

тия. В этом возрасте чрезвычайно важ- и занимательных фактах из истории этих

но предварительно подготовить ребят к предметов, что вызывает у студентов-пер-

посещению музея, помочь установить вокурсников повышенный интерес и по-

связь между увиденным в экспозиции и ложительные эмоции. Помимо основ-

своим прошлым опытом. При реализа- ных маршрутных экскурсий в музее,

ции духовно-нравственного воспитания мы включали и виртуальные экскурсии.

в пространстве музея мы опирались на Данный вид экскурсии обычно сопро-

школьный курс предмета «История Ка- вождается слайд-шоу, фото- и видео­

захстана», «Всемирная история». Музей репортажем. Преимуществами являются,

колледжа предоставляет существенные широкий диапазон охваченных объектов

возможности для реализации образова- при минимальной затрате времени. Име-

тельной деятельности. Именно на пер- ется возможность остановить фрагмент,

вом курсе закладываются основы куль- приблизить, рассмотреть детально, про-

туры, искусства, дается первоначальное комментировать, что способствует фор-

представление об окружающей действи- мированию у обучающихся навыкам

тельности. Так, например, при изучении наблюдения. На разных этапах вирту-

темы урока «Материальная культура альной экскурсии мы применяли различ-

казахского народа» мы проводили му- ные интерактивные задания, например:

зейную экскурсию на тему «Народные вставьте пропущенное слово; заполните

костюмы». Экскурсии в музей народной таблицу; отгадайте загадку, кроссворд;

культуры проводились по следующим соедините слова. На этапе рефлексии

разделам: народные ремесла и промыс- студенты дополнили предложения «се-

лы; народные праздники, обычаи, обря- годня я узнал о …», «больше всего по-

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

119

нравилось…», «я хотел

бы посетить…», «я за-

думался о том, что…».

Можно отметить, что

музейные экскурсии,

занятия являются нео-

ценимым средством раз-

вития положительных

эмоций, эстетического

вкуса студентов, позна-

вательной активности,

обогащают духовный

мир. Во время экскур-

сий у обучающихся поя­

вилась возможность

по­­лучить ответы на

мно­­гие вопросы, расширить преставле- повышенной восприимчивостью и до-

ния об окружающем мире. На музейных верчивостью ко всему происходящему.

занятиях студенты активно участвова-

ли в театрализованных представлениях ЛИТЕРАТУРА:

с костюмированием, песнями, пляска- 1.Калугина Т. П. Художественный му-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ми, инсценировали, разыгрывали быто- зей как феномен культуры. СПб.: Петро-

вые ситуации (встреча с караваем). Та- полис, 2001.

кие представления помогают студентам 2.Каулен М. Е. Роль музеев-храмов и

лучше понять, пережить определенные музеев-монастырей в сохранении хри-

изучаемые события. От преподавателя, стианского историко-культурного насле-

музейных работников требуется серьез- дия Севера (1918-1927). // Христианство

ная подготовка, но результатом является и Север. По материалам VI Каргополь-

то, что студенты из пассивных слушате- ской научной конференции / Науч. ред. и

лей становятся активными участниками сост. Н. И. Решетников. М., 2002.

музейной деятельности, лучше усваи- 3.Ключевые понятия музеологии. /

вают духовно-нравственные ценности. André Desvalléés и François Mairesse.

Музейные занятия способствовали ста- 4.Кнабе Г. С. Вещь как феномен куль-

новлению учащихся на путь усвоения туры. // Музееведение. Музеи мира / НИИ

общечеловеческих ценностей: добра, культуры. М., 1991.

истины, красоты, а также национальных 5.Коммуникация и музей. // Museum.

ценностей: любви к своей родине, гор- 1984. № 1.

дости за подвиги своего народа, уваже- 6.Мастеница Е.Н. Культурное наследие

ния к труду и творчеству своих предков и музей: проблемы взаимодетерминации.

и современников. Для достижения высо- // Научно-исследовательская работа в му-

ких результатов духовно-нравственного зее. Тезисы докладов на VIII Всероссий-

воспитания следует проводить музейную ской научно-практической конференции

работу систематически и целенаправлен- МГУКИ / Науч. ред. Н.Г. Самарина. М.,

но, а также учитывать и то, что именно 2005.

студенты первого курса характеризуются

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.