Научная статья на тему 'Музей-заповедник «Лудорвай» как этнографичекий ресурс для организации детско-юношеского туризма'

Музей-заповедник «Лудорвай» как этнографичекий ресурс для организации детско-юношеского туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнографический туризм / архитектурноэтнографический заповедник / туристский потенциал / туристский ресурс / Удмуртия.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пахомова Ольга Михайловна, Юкляевская Анастасия

В статье рассмотрены вопросы развития этнографического детско-юношеского туризма в Республике Удмуртия на базе архитектурно-этнографического комплекса «Лудорвай». Дан анализ туристского потенциала музея-заповедника и раскрыты перспективы развтия туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пахомова Ольга Михайловна, Юкляевская Анастасия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей-заповедник «Лудорвай» как этнографичекий ресурс для организации детско-юношеского туризма»

ную, неформальную и т.д.) приобретенные навыки элементарного народного исполнительства (музицирования).

Характерной чертой владения музыкально-фольклорной грамотностью выступает свободное функционирование ребенка в народной традиции, когда путём трансмиссии (собственной передачи) он становится новым сформированным «звеном» фольклорной культуры и ее теперь уже ее носителем. Все это-служит как для личностного творческого роста и самосовершенствования ребенка, так и для развития музыкальной этнотради-ции в целом.

Литература:

1. Мир детства и традиционная культура. - М., 1990. - 176 с.

2. Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт. Перспективы. - М., 1999. - 54 с.

3. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 368 с.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЛУДОРВАЙ» КАК ЭТНОГРАФИЧЕКИЙ РЕСУРС ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

О. М. Пахомова, А. В. Юкляевская.

Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: devirashmi@yandex. ru

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы развития этнографического детско-юношеского туризма в Республике Удмуртия на базе архитектурно-этнографического комплекса «Лудорвай». Дан анализ туристского потенциала музея-заповедника и раскрыты перспективы развтия туристской деятельности.

Ключевые слова: этнографический туризм, архитектурно-этнографический заповедник, туристский потенциал, туристский ресурс, Удмуртия.

В Удмуртской Республике одним из значимых объектов туристской индустрии является архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Главная задача музея состоит в сохранении объетов народной культуры и быта, природной и историко-этнографической среды, в которой развивались культуры удмуртского и русского народов. Туристы и экскурсанты, значительную часть которых составляют дети, школьники и семьи, знакомятся с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами, обрядами. Популярность музея можно объяснить общими тенденциями к изучению культурного наследия, парковым характером экспозиции, располагающим к длительному отдыху на территории.

Музей-заповедник расположен в 17 км от столицы Удмуртии г. Ижевска. Территорияобщей площадью 40 гапредставляет собой живописный ландшафт, где переплетаются луга, ручьи, родники, березовая роща, хвойные и лиственные перелески, холмы. Датой основания музея следует считать 11 июля 1986 г., а 26 декабря 1988 г. была утверждена научная концепция, определяющая главную линию развития музея. На территории музей было предусмотрено создание пяти основных национальных секторов: трех удмуртских (южные, центральные и северные удмурты), русского и татарского. Этническую самобытность народов края отражают жилые и хозяйственные постройки, общественные и административные сооружения,расположенныев естественной природной среде.домашняя утварь и крестьянский костюм.

Строительство музея началось в 1991 г. Было перевезено, отреставрировано и воссоздано было девять объектов крестьянского деревянного зодчества: ветряная мельница из Чем-Куюк Ал-нашского района; постройки усадьбы М. И. Вострикова (дом, клеть, амбар, хлев), ворота из деревни Гамберово Селтинского района, куала - семейное святилище из усадьбы Н. П. Хомякова д. Средний Постол Завьяловского района; ворота с усадьбы З. Н. Гусевой (д. Писеево Алнашского района); баня по-черному. С 1997 г. музей открыт для посетителей [2].

Новый этап в развитии музея начался 13 октября 2003 г., когда архитектурно-этнографический музей - родники. Территория музея - это большая ландшафтная экспозиция, в том

числе священная роща «Луд» - место удмуртского языческого моления. Само же название «Лудорвай» переводится с удмуртского языка как «ветка священной рощи». Среди лесной опушки заповедника расположен пасечный комплекс Муш бакча. На традиционную дегустацию мёда съезжаются в день Медового Спаса жители и гости республики. Соблюдая исторически сложившиеся виды деятельности, архитектурно-этнографический комплекс раскрывает проблемы земледельческих и животноводческих традиций с представлением в экспозициях орудий труда. Особый интерес у туристов вызывают сезонные крестьянские работы: посадка урожая, сбор лекарственных трав, сенокос, медосбор, сбор урожая. В практике работы музея особое внимание уделяется обслуживанию посетителей. Так, туристам предлагаются экскурсии и традиционный обряд встречи гостей с дегустацией национальных блюд и напитков, выступлением фольклорного коллектива, который знакомит гостей с музыкально-игровой культурой удмуртского и русского народов. В музее туристам предлагают широкий спектр услуг: выступление фольклорного ансамбля; мастер-классы по ткачеству, плотницкому ремеслу, изготовлению традиционных кукол, национальной кухне; программы национальных игр; посещение конюшни и катание на лошадях. В основе культурного брендинга лежат наследие и традиции.

В музее-заповеднике «Лудорвай» традиционно проводятся событийные мероприятия этнографической направленности: фестивали устного народного творчества, национальные праздники Новый год (Выль ар пумитан), Колядки (Портмаськон), масленица (Вой келян), праздник первой борозды (Гуждор), праздник нового урожая (Выльнулан), Медовый Спас и др.

Накопленный практический опыт музея сформировался в узнаваемый культурный и туристский продукт. Сегодня музей «Лудорвай» - бренд Удмуртии. Проведение маркетинговых исследований помогает музею вырабатывать мероприятия по созданию позитивного имиджа, найти свою нишу в культурном пространстве, продуктивно работать с посетителями. Сейчас 50% процентов посетителей это рабочие и служащие, 29% школьники и дошкольники, 7% студенты, 6% многодетные се-

мьи и пенсионеры, 4% инвалиды, 3% иностранные гости. Активно развивается просветительская деятельность.

Эффективность работы музея как культурно-туристского центра зависит от того, насколько активно включены в работу объекты туристского показа, как материальные, так и нематериальные. Сегодня «Лудорвай» - живой и действующий центр под открытым небом, является интересным объектом и туристским продуктом для развития внутреннего и въездного туризма в России.

Важным моментом является возможность проведения учебных исследовательских практик для школьников и студентов на базе музей музея-заповедника. Ведь учебная практика позволяет студентам не просто провести исследовательскую работу, но и научиться разрабатывать собственные варианты туристских и экскурсионных маршрутов [1].

Литература:

1. Пахомова О. М. Учебная практика как один из компонентов исследовательской работы студентов // Современное образовательное пространство: новые методы и технологии. / отв. ред. Е. А. Ильина. -Чебоксары, 2017. - С. 119-122.

2. Шкляева Т. Г. Из истории создания и развития архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. - 2016. - № 2 (31). - С. 168-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.