нет нарушении диагноз
осанки и нарушения осанки плоскостпия и плоскостопия снят частично
диагноз без изменений
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа □
Рисунок 1. Средние показатели изменений состояния осанки и плоскостопия после серии
педагогических экспериментов
Выводы. Разнообразие применяемых средств и многогранность воздействия упражнений программы «Лечебно- профилактический танец» находит самое широкое применение в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также с детьми-инвалидами, как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных медицинских центрах, фитнесс-клубах, учреждениях дополнительного образования.
Программа лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» является инновационной, востребованной и пользуется большой популярностью у специалистов по физической культуре, детскому фитнесу (по данным опроса слушателей курсов повышения квалификации). В течение 7 лет в институте дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена по ней проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Она включена в учебные дисциплины студентов, обучающихся в институте по физической культуры и спорта по направлениям: «Физическая культура», «Физкультурное образование», «Адаптивная физическая культура».
Литература:
1. Лукина Г.Г., Семёнова Т.В. Профилактика нарушений осанки у детей 5-6 лет средствами фитбол-гимнастики // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сборник научно-методических трудов. - СПб.: Белл, 2004. - С. 121-125
2. Панфилов О.П., Борисова В.В., Артамонова Л.Л., Фризен А.В. Специализация «Адаптивный фитнесс» в структуре подготовки специалистов по физической культуре // Подготовка специалистов по физической культуре в условиях модернизации образования: матер. Всерос. науч.- практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию фак-та физ. культуры. - СПб.: Стратегия будущего, 2006. - 282 с.
3. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2007. - 464 с.
4. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. - СПб.: Образование, 2008. - 301 с.
5. Смирнова Ю.В. Психорегуляция в занятиях физическими упражнениями с музыкальным сопровождением: монография. - СПб.: Арт-Экспресс, 2017. - 168 с.
6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: учебное пособие. -СПб.: Детство-пресс, 2016. - 384 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна
Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),
Казанский федеральный университет (г. Казань);
доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
МУЗЕЙ ВУЗА - КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ
Аннотация. Музеи являются центрами сохранения, изучения культуры и наследия. Одна из главных задач музеев заключается в актуализации экспозиции в культурном и образовательном значении. Экспозиции музея предназначены для интеллектуального прочтения истории. Музеи вузов представляют собой особый ряд музеев, поскольку они дают информацию для студенческой молодежи и являются образовательным ориентиром для сохранения культурного наследства, связанного с формированием различных видов деятельности и признаны вызывать интерес в первую очередь в профессиональной области. Музей истории Казанского государственного энергетического университета обращается к потребностям студентов, магистрантов и абитуриентов и представляет историю энергосистемы и энергетического образования региона.
Ключевые слова: музей университета, история образования, высшие учебные заведения, образовательное программное обеспечение.
Annotation. Museums are centers of conservation, study of culture and heritage. One of the main tasks of museums is to update the exposition in the cultural and educational sense. Museum expositions are intended for intellectual reading of history. University museums are a special series of museums, because they provide information for students and are an educational guide for the preservation of the cultural heritage associated with the formation of various activities and are of interest primarily in the professional field. The History Museum of the Kazan State Energy University addresses the needs of students, undergraduates and applicants and presents the history of the region's energy system and energy education.
Keywords: university museum, history of education, higher educational institutions, educational software.
Введение. Музей вуза представляет область образовательной и воспитательной деятельности, которые реализуются посредством практического применения в системе высшего образования, сквозь культуру вуза, его научно-технический потенциал, формируют и пропагандируют традиции университета, ведут просветительскую работу. Образовательная функция университетского музея для обучающейся молодежи имеет особое значение, поскольку является формой получения знаний и способствует развитию их личности.
Изложение основного материала статьи. Музей вуза - это коллекция, фонды, выставки, изучение и исследования, которые поддерживают академическое обучение, не только как коммуникационный аспект, но и как особую аудиторию, связанную с учебной и внеучебной работой. Государственная политика в сфере образования направлена на включение в образовательный процесс - воспитание. В действующем законе «Об образовании», образование названо единым целенаправленным процессом воспитания и обучения... [1]. Важнейшим компонентом музея вуза является его востребованность у студенческой аудитории. Исходя из этого, необходимо рассмотреть особенности модернизации экспозиций и оснащения вузовских музеев современными средствами трансляции с использованием информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей. Важную роль в процессе образования и воспитания обучающихся несут именно музеи, как трансляторы знаний и духовных ценностей. Музейная экспозиция - пространство, соединяющее визуальный ряд и историческую реконструкцию эпохи.
Музей является структурным подразделением университета и участвует в образовательном процессе [2, С. 133-139]. Отличительной особенностью музейного собрания по истории вуза - это участие в его формировании ветеранов вуза - современников эпохи. В наше время музей вуза - это средство трансляции историко-культурного наследия. Как пишет Л. З. Боголепова: «На основе музейных предметов и сведений о нематериальном историко-культурном наследии научно-педагогической интеллигенции должна создаваться объективная картина формирования и развития высшего профессионального образования» [3, С. 12-17].
Исторически университеты являются прямыми предшественниками средневековых университетов, от них унаследована структура, в виде учебного процесса и научной деятельности, которая стремится сохранить традиционную дисциплинарную форму и суть образования. Мы согласны с В. П. Арзамасцевым в том, что «хранящиеся в фондах музейные предметы и представленные в музейной экспозиции выступают знаковыми компонентами информационной системы с определенным смыслом, предполагающим понимание со стороны посетителя» [4, С. 134-135].
Формирование вузовских музейных экспозиций в Казани связано с основанием первого высшего учебного заведения в Казанской губернии - Казанского императорского университета, учрежденного в 1804 г. Университет стал центром образования, науки, просвещения и культуры. В нём формируется ряд научных направлений и школ: математическая, химическая, медицинская, геологическая, геоботаническая, лингвистическая [5, С. 255-257]. Музей университета хранит уникальные исторические коллекции, представляющие собой историко-культурное наследие региона, в результате, как метко отмечено в [6] университетское образование дает системные, рациональные знания и профессиональные компетенции, которые формируются через активную работу сознания. Музейное образовательное пространство привлекает эмоции и чувства посредством погружения в определенную эпоху или историческую ситуацию. Сегодня музей вуза играет ключевую роль в приобретении знаний и эмоциональном переживании молодого поколения студентов, оставаясь центром сохранения культурных традиций учебного заведения. Именно музей позволяет актуализировать патриотические чувства молодежи через визуализацию информации.
Концепция экспозиции музея вуза тесно связана с развитием истории музееведения и социальным заказом общества [7]. В конце XIX века музеологию как научную дисциплину впервые представил директор дрезденского музея «Зеленые своды» Иоганн Георг Теодор фон Грассе, это произошло в 1883 году, когда ученый опубликовал статью в издававшемся в Дрездене (Саксония) «Журнал по музеологии и антиквароведению», где писал о необходимости признать музеологию наукой [8, С. 17-21]. В тот период в исторической науке господствовала позитивистская эпистемология и литературно-исторический подход к первоисточникам (то есть анализ, ориентированный на подлинность документов). Первые историки ориентировались на критическое восстановление текстов представленных в музейных экспозициях, и повествовательную реконструкцию прошлого. В этот исторический период можно было уже говорить о музееведении, как сфере культурной жизни, о становлении музейной науки. Распространяется учение философа-утописта Н. Федорова, в учении которого рассматривается идея «патрификации», то есть мысленное, а затем и реальное воскрешение всех когда-либо живших поколений отцов. Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но собрание лиц. [9]. В начале ХХ века появилось направление на объяснение качественных изменений с помощью количественных преобразований в музейных коллекциях. Позже музееведы переориентировались на опыт обычных людей и повседневную жизнь, что привело к переходу от повествования общих исторических событий к описанию в экспозиции истории отдельной группы, основанной на ее отличительных особенностях. На западе в эпоху постмодернизма, музееведение как наука стала использовать концептуальные инструменты и методы культурологии, где сюжет имел повествовательную направленность. В России в советский период возобладал взгляд на музей как на политпросветкомбинат [9]. После войны с образованием Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры музееведение обретает международное официальное признание. В 1977 г. был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ) который официально признал музеологию научной и академической дисциплиной и заложил международную платформу для
теоретических разработок в этой области. Исследователь из Чехословацкой советской социалистической республики (ЧССР) З. Странский впервые разработал развернутое определение музееведения и такое понятие как «музейная ценность». Благодаря деятельности Странского ЧССР стала первой страной, где музееведение было включено в круг научных дисциплин. Сейчас музееведение считается развивающейся наукой. Складывается сеть особых музееведческих учреждений, музеологи объединяются в отдельное профессиональное сообщество.
В настоящий период основой исторической методологии в музееведении является разнообразие методов и стремление давать суждения об исторических представлениях и повествованияхс учетом места и времени. Ретроспективная этнография дает возможность соотнести историю группы, региона и эпохи и представить информацию в увлекательной форме, тому способствуют и достижения техники, такие как - кинематограф. Практика показала, что это специальный образовательный аудиовизуальный носитель и, при правильном использовании он может выявить неизвестные аспекты, вызвать дискуссию и предоставить область знаний и восприятия исторического источника. Молодые люди в большей степени развивают способность понимать (общую или образовательную) историю через изображение и, будучи очень знакомы с технологиями, они положительно настроены на внедрение технологий в педагогической практике, в том числе и в музейном деле. Как известно, каждая образовательная инновация напрямую зависит от среды ее применения. То же касается высоких музейных технологий, которые делают проще динамику восприятия информации через визуализацию и потому использование персонального компьютера (ПК) теперь широко распространено в музееведении, например, онлайн-музеи, где образовательная музейная программа использует музейные коллекции и представляет собой оригинальные конструкции, существенно отличающиеся от классического академического подхода, который основан на описании исторических событий с использованием кода языка. Использование ИКТ в музеях онлайн позволяет через музейную коллекцию сообщать посетителю музея (в данном случае студенту) информацию для индивидуального прочтения, в более востребованной для молодежи форме. Именно онлайн - музей в настоящее время является наиболее развивающимся направлением в музееведение.
Музей истории Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) принадлежит к категории музеев вуза. Он был основан в 2003 году, с целью внести вклад в подготовку студентов и преподавателей для восполнения пробела в сфере изучения истории энергетики и становления энергетического образования региона. Музей университета создан с целью сохранения истории развития университета, формирования национальной гордости студентов, сотрудников университета, бережливого отношению к истории и культуре, укреплению взаимосвязей между учебными заведениями и организациями региона.
Основными задачами музея являются:
• Содействие повышению образованности студентов, сотрудников, населения. Изучение, осмысление, хранение истории и культуры развития университета в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей студентов, воспитания у них национальной гордости, приобщения их к национальной и общечеловеческой культуре, сохранения корпоративных университетских традиций и ритуалов, патриотическое и идеологическое воспитание.
• Проведение культурно образовательной, воспитательной и идеолого-патриотической работы среди студентов, родителей, сотрудников, населения региона.
• Популяризация музейных коллекций.
• Проведение культурно-образовательных и идеолого-патриотических мероприятий.
• Открытие, наполнение и сопровождение рубрики музея на сайте университета.
• Организация встреч студентов и сотрудников университета с ветеранами университета, выпускниками с целью популяризации обучения и сохранения традиций и истории университета.
В 2018 году музей КГЭУ был полностью реконструирован, отличительной чертой художественного проекта новой экспозиции является ориентация экспозиции на «высокие музейные технологии». При оформлении экспозиции музея используется система экскурсионного аудио сопровождения с помощью автоматического запуска трансляции контента экскурсии на трех языках: русском, татарском, английском. В зале музея представлен экран-панель-транслятор для видео лекций; для трансляции фотодокументов по истории кафедр и подразделений используются пять (по количеству десятилетий истории КГЭУ) горизонтальных электронных витрин-панелей в центре зала; в экспозиции (как интерактивный элемент) применяется карта-инсталляция «Энергетика Республики Татарстан». Отличительными чертами научного проекта являются: историко-хронологический принцип оформления экспозиции, охватывающий период с 1895 года по 1967 гг. (зал № 1) и с 1968 года по настоящее время (зал № 2). Зал № 2 в свою очередь поделен на пять хронологических этапов по пяти десятилетиям истории вуза. Таким образом, достигается цель -музей центр формирования концепции истории энергетики и единственного высшего учебного заведения энергетического профиля региона. Через экспозиционную работу (экскурсии), научно-просветительскую (научный кружок «Наследие Казани»), патриотически-поисковую - воспитательную (поисковый отряд «Поисковая тропа»), профориентационную (углубленное изучения курса «Введение в специальность»), музей является центром корпоративной культуры Университета.
Экспозиция начинает повествование с первых лекций по физике, прочитанных профессором Николаем Ивановичем Лобачевским в 1819 году в Казанском Императорском университете, которые были посвящены «...электричеству, магниту и свету». Открывает экспозиционный ряд выпущенная в конце XIX века бельгийским акционерным обществом «Газ и электричество города Казани» - акция. Акция, как и Устав (макет которого представлен в предметном ряду музея) - правоустанавливающие документы этой компании занимавшейся строительством и эксплуатацией первой общественной электрической станции, газового завода и электрических сетей в Казани. Разрешение на начало работы данного общества в Казани, подписанное императором Николаем II, было получено 31 декабря 1899 года. Одно из центральных мест в экспозиции занимает оригинал студенческого билета Казанского энергетического института (КЭИ) принадлежавшего Сергею Матвеевичу Донскому. КЭИ как высшее учебное заведение существовало с 19301933 гг., в экспозиции также представлена фотография первого выпуска энергетиков тепломеханического факультета КЭИ. Еще один подлинник в экспозиционном ряду музея - рукописные лекции учебного курса «Электрические станции», курс читал управляющий РЭУ «Татэнерго» и основатель кафедры электрические станции в КФ МЭИ Виктор Константинович Шибанов. Украшением экспозиции стали награды Виктора
Константиновича Шибанова, в том числе Орден Красной Звезды и Орден Великой Отечественной войны второй степени, любезно предоставленные музею дочерью В. К. Шибанова профессором нашего университета Татьяной Викторовной Лопуховой.
В оформлении экспозиции использованы фотографии и документы различных эпох, которые отражают содержание и динамику развития энергетики региона и историю вуза. Книги, представленные в экспозиции, давно стали библиографической редкостью.
К настоящему времени коллективом создано несколько тематических экспозиций, опубликовано более двадцати научных статей, сформированы фонды. Первым этапом становления музея КГЭУ стало активное формирование фонда: сбор коллекций, составление картотек, изучение истории вуза и истории энергетики Республики Татарстан. Сотрудниками музея были организованы встречи выпускников вуза, передвижные выставки выездных экспозиции, выставки к юбилейным датам вуза. В этот период фонды постоянно пополнились. Направление деятельности расширялось, музей стал профилироваться как музей истории вуза и энергетики региона.
Музей вуза имеет определенную специфику, что отражается и на направлениях работы, определяющими являются вопросы воспитания, образования, просвещения, научная работа, поисковая, профориентационная. В музее вуза проходят учебные занятия по дисциплине «Введение в специальность», военно-патриотические мероприятия «встреча поколений» и др.
В настоящее время коллектив музея истории КГЭУ продолжает работу по сбору фонда музея, новые поступления - это подарки выпускников, студентов, преподавателей, ректората. Ежегодно собрание музея пополняется благодаря поисковой и выставочной работе. Состав фонда разнохарактерный, это - личные вещи, фотографии, документы, предметы быта, художественные произведения, государственные награды, монографии, технические приборы и др. Экспозиционная работа музея университета реализовывается в выставочном режиме, что позволяет вести просветительскую деятельность. За период существования музея реализовано более тридцати различных тематических выставок, посвященных отдельным историческим вехам в энергетике региона, а также презентации выставок, посвященных творчеству сотрудников и работников вуза: «О выдающихся руководителях КГЭУ». Музей истории КГЭУ ведет активную просветительскую и воспитательную работу со студенческой молодежью, различные массовые мероприятия, встречи преподавателей и студентов, абитуриентов. Ярким событием музейной жизни стала презентация выставки «Сергей Матвеевич Донской - о времени и о себе.» (о выдающемся энергетике республики Татарстан). В музее студенты узнают много нового о вузе, что помогает трансляции традиций вуза новому поколению энергетиков. Коллектив музея участвует в издание научных и методических материалов. Методистами музея был произведен сбор материалов по истории КГЭУ для монографии, посвященной первому директору Казанского филиала МЭИ Фарелю Закировичу Тинчурину к 80- летию со дня рождения; монографии по истории вуза к сорокалетию и к пятидесятилетию организации.
Экскурсионная работа ведется ежедневно, музей принимает посетителей, основным контингентом являются студенты КГЭУ, абитуриенты, а также сотрудники, работники, выпускники и гости КГЭУ не только из России, но и других стран. Динамика экскурсионной деятельности с каждым годом возрастает.
Военно-патриотическая деятельность занимает особое место в работе музея. Ежегодно на площадке музея проводятся мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне: «Великая Победа: мир отстояли, мир сохраним!». Вот уже несколько лет в рамках музея экспонируются предметы военного времени с мест захоронения село Любань, ленинградской области, связанных с деятельностью студенческого поискового отряда «Поисковая тропа» КГЭУ.
Научно-исследовательская работа музея истории КГЭУ традиционно ведется в рамках: «История энергетики и энергетического образования в Республике Татарстан». В настоящее время авторами на основе источниковедческих материалов готовится к изданию научная статья, охватывающая историю развития профессионально-технического образования в Татарстане в ХХ-ХХ1 вв. на примере истории КГЭУ, ведется научное описание фонда. Сотрудники музея посещают мероприятия, организованные Государственным музеем Республики Татарстан, музеем истории Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева. Музеем истории казанского федерального университета.
Научная деятельность со студентами на базе музея ведется в рамках научно-исторического кружка «Наследие Казани», сотрудники музея создали портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакт (https://vk.com/ historyplanettatarstan). На портале студенты и работники вуза могут ознакомиться с новыми материалами экспозиции, историческими документами и научно-популярными трудами, буклетами и монографиями, посвященными истории вуза и энергетике Татарстана. Работа группы носит многогранный характер. На протяжении многих лет сотрудники музея щедро делятся своими знаниями с коллегами-музееведами, оказывают конкретную практическую и теоретическую помощь в создании экспозиций, например, музей КНИТУ в сотрудничестве с музеем КГЭУ построил экспозицию, посвященную выпускнику КНИТУ и первому директору КГЭУ Фарелю Закировичу Тинчурину. На этапе внедрения в деятельность вузовского музея инновационных технологий создана коммуникативная разработка, организованная в форме аудиолекций и мастер-классов.
Выводы. В настоящее время музей КГЭУ - это современный, модернизированный, содержательный и привлекательно оформленный, с демонстрацией и внедрением последних технических и научных достижений, привлечением инновационных методик исторический зал, посвященный энергетической промышленности и энергетическому образованию региона. Музей КГЭУ в своей научно-практической деятельности приоритетное место уделяет внедрению в экспозиционную практику современных моделей коммуникации, формируя технологичное пространство стремясь к введению коллекционных материалов в виртуальное обозрение информационного пространства через web-сайты и социальные сети. В планах музея создание электронной базы данных и виртуальных экскурсий.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [электрон.текстовые данные]. - Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/ агйс^/6770/ (дата обращения: 11.01.2018)
2. Сайфутдинова Г.Б. Формирование инновационных моделей музея вуза (музей казанского энергетического университета) / Г. Б.Сайфутдинова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 133-139.
3. Боголепова Л. З. Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе / Л. З. Боголепова // Вестник КемГУ. 2011. № 4. С. 12-17.
4. Арзамасцев В. П. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского / В. П. Арзамасцев, Е. А. Грачев // Саратов: Приволж. кн. изд-во; Пенза: Пенз. отд-ние, 1985. 127 с.
5. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. TerraUniversitatis: Два века университетской культуры в Казани / Е. А.Вишленкова,С. Ю.Малышева,А. А. Сальникова // Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2005. 500 с.
6. Мельникова Г. Ф. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи / С. И. Гильманшина// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21133 (дата обращения: 24.01.2019).
7. Павлова Н. Н. Музейный маркетинг: новый формат // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия: сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. М.: Изд-во ИКАР, Вып. 7. 2006.
8. Ананьев В. Г. И. Г. Т. Фон Грассе и его роль в развитии музеологии второй половины XIX в. / Е. Н. Метелкин // Теоретические основы музеологии. № 2. С. 17-21.
9. Возникновение и становление музейной науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://moscow-museums.ru/vozniknovenie-i-stanovlenie-muzeynoi-nauki/21133 (дата обращения: 24.01.2019).
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна
Ингушский государственный университет (г. Магас)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ
РЕГИОНАЛЬНО - НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация. В статье рассматривается научные проблемы в совершенствовании современных эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения и восприятия культурно-исторического наследия устного народного творчества Республики Ингушетия. Особо подчеркивается, роль устного народного творчества в формировании и совершенствовании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала фольклора.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, совершенствование концепции, устное народное творчество, фольклор, школьники, традиции, творчество.
Annotation. The article discusses research problems in the improvement of modern concepts of aesthetic education of pupils on the basis of deep study and perception of cultural and historical heritage of the peoples of Ingushetia. Emphasizes the role of folklore in the formation and improvement of the aesthetic education schools on the basis of the optimal involvement of the pedagogical potential of folklore.
Keywords: aesthetic education, improvement concepts, oral literature, folklore, students, traditions, creativity.
Введение. Сегодня в условиях социально-экономических и общественно-политических преобразований, происходящих в обществе, народы нашей страны получили возможность обращения к ценностям традиционной регионально-национальной культуры. Это связанно с растущим интересом к данной проблеме не только со стороны ученных педагогов, но и необходимостью ее глубокого осмысления и практического решения.
В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема национально-региональной культуры, народного творчества, заботы об охране народных ремесел, попытки возрождения своеобразия традиционной, национальной культуры в частности, фольклора, утраченной и забытой в предметом мире. В основе эстетической и регионально культурной общности лежат вырабатывавшиеся на протяжении веков характерные представления людей об окружающем мире, которые влияют на художественные особенности предметно-пространственной среды того или иного этноса и региона. Воспитание детей должно проходить с помощью приобщения к общечеловеческому через национальное, родное. Об этом в свое время так сказал В.Г. Белинский: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» [1, с. 48].
Изложение основного материала статьи. Ключевая задача современных концепций образования решается созданием условий в педагогическом творческом самоопределении подрастающего поколения в сфере исторических развивающейся культуры, по средствам приобщения детей к ценностям национальной культуры. Бесспорно устное народное творчество есть феномен национальной культуры. Иновационность традиции и новаторство, все необходимые культурные нравственные эстетические ценности, устремленность в перспективу развития делают его важной составляющей в социологической характеристики общества.
Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования художественного образования, эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и этно-педагогического наследия человечества.
«Современный народный фольклор - сложный конгломерат старого и нового репертуара, коллективного и индивидуального творчества, традиции и новаторства. Современный фольклор включает в себя богатое традиционное наследие, и вместе с тем новый или обновленный фольклор, новые песни, частушки, ритуалы новых праздников, новые народные представления и игры, порождённые современной действительностью» [4, с. 23]. Эти слова Э.В. Померанцевой можно отнести так же и к ингушскому современному фольклору. На территории Ингушетии традиционное народное творчество в его основных жанрах частично сохранилась на достаточно высоком уровне. Создаются новые произведения с новой тематикой, с новым содержанием, живет и развивается народное творчество в различных жанрах и художественных формах. Устное народное творчество пользуется такими жанрами традиционного наследия, как лирическая песня, четверостишие, пословица и поговорка, загадка, сказка, анекдот, устный рассказ.
Роль устного народного творчества в современной жизни и использование его потенциала в развитии духовно-нравственной эстетической культуре учащихся делают проблему изучения традиционного