Научная статья на тему 'МУЗЕЙ В ГЛАВНОМ ДОМЕ УСАДЬБЫ С.М. РУКАВИШНИКОВА'

МУЗЕЙ В ГЛАВНОМ ДОМЕ УСАДЬБЫ С.М. РУКАВИШНИКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЬБА РУКАВИШНИКОВЫХ / МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА / МУЗЕЙ-ДВОРЕЦ / РЕСТАВРАЦИЯ / СРЕДОВАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ESTATE OF THE RUKAVISHNIKOV / MUSEUMS OF NIZHNY NOVGOROD / MUSEUM PALACE / RESTORATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / MUSEUM USE / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варэс Людмила Николаевна

Рассматриваются судьба и функционирование исторического здания, особняка С.М.Рукавишникова (1875-1877) в Нижнем Новгороде, практический опыт его музеефикации в процессе и после комплексной реставрации, проводившейся в 2007-2010гг. Отмечается особый подход к музейному использованию памятника архитектуры дворцового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM IN THE MAIN HOUSE OF S.M.RUKAVISHNIKOV

The article discusses the fate and functioning of the historical building, the mansion of S.M.Rukavishnikov (1875-1877) in Nizhny Novgorod, practical experience of its museification during and after the complex restoration, which was carried out in 2007-2010. There is a special approach to museum use of the palace-type architectural monument.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ В ГЛАВНОМ ДОМЕ УСАДЬБЫ С.М. РУКАВИШНИКОВА»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2020/3(41)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

Музееведение

DOI 10.34685/HI.2020.73.21.009

Варэс Л.Н.

Музей в главном доме Усадьбы С.М. Рукавишникова

Аннотация. Рассматриваются судьба и функционирование исторического здания, особняка С.М.Рукавишникова (1875-1877) в Нижнем Новгороде, практический опыт его музеефикации в процессе и после комплексной реставрации, проводившейся в 2007-2010 гг. Отмечается особый подход к музейному использованию памятника архитектуры дворцового типа.

Ключевые слова: усадьба Рукавишниковых, музеи Нижнего Новгорода, музей-дворец, реставрация, средовая культура, музейное использование, экспозиция.

Музеефикация памятника архитектуры дворцового типа признана одной из самых сложных задач музейной практики. Внешний облик дворца, особенности внутреннего пространства определяют основу и идеологию концепции музейной экспозиции, задают направления в поиске особых творческих решений на путях адаптации и музейного использования здания, которые напрямую связаны с его историей и индивидуальными особенностями.

По мнению исследователей, современная музеефикационная деятельность развивается в двух направлениях: «Первое направление определяется восприятием памятника как музейного объекта и характеризуется пониманием исторических и художественных особенностей, на основании которых его можно воспринимать своего рода экспонатом. В рамках этого подхода формируется особое отношение к объекту наследия, обуславливающее его включение в живую ткань культуры путем восстановления. Второе направление определяется приспособлением памятника «под музей» с непременным сохранением его подлинных архитектурных форм и особенностей, а также с размещением в нем различных музейных структур» [1].

http://cr-iournal.ru/rus/iournals/515.html&j id=44

Опыт музеефикации исторического здания, в котором размещается Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, показал, что эти оба направления очень тесно взаимосвязаны и важны не только для сохранения, но и для развития памятника в культурном пространстве города.

Имя нижегородского купца I гильдии Сергея Михайловича Рукавишникова чаще всего связывают с его усадьбой и знаменитым дворцом, который стал украшением Верхне-Волжской набережной города Нижнего Новгорода. Сергей Михайлович слыл приверженцем всего модного и современного и, унаследовав старый двухэтажный дом с мезонином, принял решение перестроить его на свой лад. К реконструкции строения были привлечены талантливые архитекторы Р.Я.Килевейн и П.С.Бойцов. Архитектуру дворца определили художественные тенденции той поры и желание заказчика жить «в ногу со временем». В результате творческих изысканий и их практического воплощения в течение двух лет (1875-1877) на бровке высокого берега Волги - Откосе, излюбленном месте прогулок нижегородцев, был возведен особняк, богато украшенный лепниной и напоминающий итальянское палаццо. Новый вид получили и другие строения усадьбы: флигель, конюшни, обустройство внутреннего дворика. «Так строили, чтоб не только в день, когда леса падут, но и на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного», - именно так отмечает статусность семейного особняка Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» [2].

Постреволюционные преобразования второго десятилетия ХХ века, связанные с изменениями в жизни владельцев, города и страны, приводят к изменению функции и назначения знаменитого дома. В 1918 г. дворец на набережной был реквизирован для размещения в нем Народного музея, а в 1924 г. здесь получил свою постоянную прописку городской краеведческий музей. Именно с этим домом многие поколения нижегородцев и горьковчан связывают само понятие «Музей».

Сейчас усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения, региональной собственностью и входит в состав музейного объединения «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник». В целом, это пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти XIX в. с особняком, обильно украшенным «качественной и выразительной лепниной», что «выделяется даже на фоне современного ему архитектурного ряда эклектических построек» [3].

Размещение здесь музея во многом способствовало сохранению и дома, и самой усадьбы. Со времени создания он (комплекс) почти не претерпел серьезных изменений, если не считать двух реконструкций в середине 1950-х, которые коснулись здания конюшни и незначительной перепланировки комнат третьего этажа особняка. С той поры каких-либо серьезных

Нижний Новгород. Верхне-Волжская Набережная Нач. 20 в.

Фото. М П Дмитриев

реставрационных работ в усадьбе не проводилось. Побелки и покраски наружных фасадов и внутренних помещений, периодически проводимые без предварительных расчисток, привели к тому, что богатство лепнины потеряло былую четкость и красоту. А постоянные весенние протечки крыш стали причиной распространения в помещениях грибка и плесени. К началу «Перестройки» состояние здания ухудшилось и было признано аварийным. В 1994 г. музей закрывается на реставрацию, и год спустя, после эвакуации коллекций в главный дом усадьбы, начинаются работы по реконструкции здания депозитария (бывшей конюшни). К своему столетнему юбилею (1996) музей планировал получить в подарок обновленные, отвечающие требованиям нормативных документов, помещения хранилищ. Но социально-экономическая ситуация в стране отодвинула долгожданный «подарок» на долгие годы.

Процесс комплексной реставрации усадьбы Рукавишниковых последних лет по времени и объемам работ разделяется на три этапа:

1. Реконструкция здания депозитария, осуществленная в 1995-2007 гг.

2. Реставрация главного дома усадьбы для размещения исторической экспозиции и выставочных залов выполнена в 2007-2010 гг.

3. Реставрация флигеля для оборудования помещений дополнительных фондохранилищ и выставочных залов планируется на 2020-2021 гг.

Масштабная комплексная реставрация, проведенная в 2007-2010 гг., стала мощным прорывом к обретению исторической правды в отношении архитектурного памятника - дворца Рукавишниковых. Результаты проведенных работ весьма показательны, и, как следствие, напрашивается вполне логичный вывод о том, что до сей поры мы просто недооценивали уровень и значимость этого объекта культурного наследия, определив его статус как «памятника регионального значения». Благодаря проведенным работам появилась возможность переосмыслить и оценить многочисленные страницы его архитектурной истории. Обнаружились прямые доказательства факта реконструкции старого дома, до того прослеженные исследователями лишь по архивным документам [4]. Очевидно, что природу архитектуры, выбор материалов и приемы строительства особняка определяли не только художественные тенденции эпохи, предложения архитекторов, но, во многом, видение и самого просвещенного заказчика.

Что и как было сделано, демонстрируют находки, на первый взгляд вроде бы несущественные, но как раз они-то и раскрывают интереснейший пласт исторической информации. Представляется важной и своевременной музеефикация предметов, появившихся в ходе исследования и реставрации здания. Часть из них уже доступна для обозрения, и внимательные посетители видят не только великолепное убранство купеческого особняка, но и соответствующе оформленные фрагменты: расчистки старой кирпичной кладки, вязь вентиляционных решеток и фрагменты обоев.

В перспективе планируется показ отдельных частей балок, демонстрирующих технику их крепления, элементов отопительной и вентиляционной систем, массивных кованых скоб и гвоздей. Для расширения познаний в области строительного искусства не меньший интерес представляют самые разные, даже незначительные материальные следы, оставленные

Фрагмент кирпичной кладки в интерьер» экспозиц.....господской «у,не. .2020. МЭСТ6 РЭ М И'СТрО ИТ6 Л Я М И ТОЙ ПОрЫ. К НИМ МОЖНО ОТНвСТИ

Фото ТА Кузьмина

образцы разнообразной металлической фурнитуры (крючки, петли, задвижки и т.д.) и прочие примечательные детали, свидетельствующие об уровне и качестве производившейся в свое время С.М.Рукавишниковым реконструкции. Таким образом, дворец-памятник дает нам хорошую возможность трансляции и культурных, и технологических традиций прошлого.

Восстановление архитектурно-художественного облика главного дома усадьбы, приближенного к первоначальному, оказало определенное влияние на реконструкцию представлений о средовой культуре памятника и во многом определило характер его последующего приспособления для музейного использования.

Особняк Рукавишниковых - интереснейший образец строительного искусства и технологий своего времени. Работы, связанные с его восстановлением, еще раз подтвердили это, поэтому представляется важным сделать музейное здание - главный дом городской купеческой усадьбы -полноправным объектом показа широкому кругу посетителей. Те, несомненно, оценят архитектурные особенности дворца, эстетические качества его интерьеров - их «стильность», характер и насыщенность отделок, художественную цельность необычного сооружения.

С 1924 г. усадьба Рукавишниковых с ее роскошным дворцом ассоциируется у местного сообщества с Нижегородским (ранее Горьковским) краеведческим музеем, неоднократно менявшим свое название, но сохранившим свой изначальный тип музея исторического. Поэтому работа над концепцией музея проходила с учетом многих факторов, в том числе и вышеуказанного. Судьба памятника и его функционирование предопределили основные идеи его музеефикации на

Авторский коллектив: сотрудники музея, члены координационного совета и дизайнеры Комбината музейно-выставочного искусства из Санкт-Петербурга, учитывая современные подходы к оптимизации музейного пространства, уже на стадии проектных изысканий столкнулся с целым

Залы парадной анфилады второго этажа особняка. 2016.

Фото: М.П.Фвдина

данном этапе.

рядом трудностей, которые «продиктовал» дом Рукавишникова. Но, как ни странно, именно они и подсказали интересные предложения, воплощенные в жизнь.

Одним из самых сложных было решение задачи приспособить интерьеры здания-памятника к исполнению музейной функции. Разработанные проекты создания служебных помещений и зон (входная группа, касса, торговая точка, информационные стойки и т.д.) не нарушили целостного единства памятника. На наш взгляд, это было сделано очень тактично по отношению к историческому пространству купеческого дома. Входная группа оборудована в непосредственной близости от парадного входа и вполне соответствует его духу и характеру. Музейный буфет разместился в бывшей господской кухне, что позволяет организовать здесь дополнительное экспозиционное пространство, в котором возможно совместить приятное времяпровождение с приобретением полезных знаний и их практическим применением.

Реставрационные работы были основаны на истории, степени сохранности и планах дальнейшего использования залов Рукавишниковского дворца. В частности, это касалось, например, трех залов третьего этажа, в которых в соответствии с проектом музеефикации сейчас размещена «Особая кладовая». Для этого потребовалось своевременное проведение целого ряда специальных работ по дополнительному укреплению стен, дверей и оборудованию охранными системами. Но все что было сделано никак не повлияло на облик этих интерьеров, внешне ничем не отличающихся от соседних помещений.

Во внешнем облике господского дома появилось и нововведение - пандус у западного крыльца, оборудованный для удобства приема посетителей с ограниченными физическими

возможностям. Таким образом упрощается посещение первого этажа, где проектом музеефикации предполагается оборудование

камерного мультимедийного зала, который органично тематически вписывается в будущую историческую экспозицию. Он продолжит тему предыдущего зала экспозиции, который познакомит с уровнем развития культуры и технических достижений синематографа на рубеже Х1Х-ХХ столетий и посвящен истории кинематографа. Интерьер зала будет иметь соответствующее оформление, а размещенный экспозиционный материал даст посетителям представление о первых кинотеатрах, появившихся в Нижнем Новгороде в конце Х1Х столетия и быстро

завоевавших популярность у горожан. Кроме того, здесь можно организовать просмотр фрагментов кинохроники того времени.

Созданая в 2011 г. виртуальная версия знакомства с дворцом Рукавишниковых поможет рассмотреть убранство интерьеров двух верхних этажей. Таким образом, посетитель сможет увидеть экспозиционные залы музея как бы в объективе времени. Кроме того, наличие специальных кресел-подъемнков позволяет решить проблему преодоления трех сложных лестниц особняка для желающих воочию наблюдать все великолепие купеческого дома и музейные экспозиции.

Следует отметить, что процесс комплексной реставрации особняка Рукавишниковых позволил музейщикам и реставраторам выявить и подчеркнуть важнейшие качества интереснейшего памятника гражданской архитектуры, «размытые» и скрытые временем. Проектом реставрации было предусмотрено и восстановление фрагмента внутреннего дворика усадьбы Рукавишниковых. внутренний дворик усадьбы Рукавишниковы». 2019. Восстановлен фонтан, появилась стилизованная

Фото: С.Н.Дремин

реконструкция деревянной беседки, оборудованы цветники. В результате музей получил дополнительную площадку для проведения музейных программ, адресованных публике, а посетители получили возможность осмотра памятника архитектуры с разных сторон.

Если говорить о взаимовлиянии музея и здания-памятника, в котором он располагается, то следует остановиться на некоторых акцентах пространственно-тематических и архитектурно-художественных предложений.

Стремление обеспечить максимальную целостность облика каждого интерьера повлияло на некоторые экспозиционные решения, поскольку именно уникальность интерьеров во многом обуславливает технические возможности и ограничения существующих и будущих экспозиций. Использование залов главного дома усадьбы в экспозиционных целях потребовало привнесения в них и специального экспозиционно-выставочного оборудования, в разработке которого художники-дизайнеры опирались на облик и стилевые особенности мемориальных предметов мебели, некогда бытовавших в этих стенах.

Колорит архитектурного пространства дворца Рукавишниковых, литературное наследие - роман И.С.Рукавишникова «Проклятый род», в основу которого легла история рода и подробное описание особняка, сама судьба усадьбы, донельзя правдиво документирующая местную историю, неразрывно связанную с историей страны, - все вместе взятое задало тон и направление сценарной концепции экспозиционного проекта. Одним из основных экспозиционных приемов - там, где позволяет наличие соответствующих музейных предметов - является реконструкция образа самого дома с точки зрения его функционального использования.

Органично вписался в пространство бывшего кабинета С.М.Рукавишникова фрагмент стилизованной реконструкции кабинета последней четверти Х1Х века, созданный в соответствии с описанием, которое дает нам сын хозяина особняка в романе «Проклятый род». Гарнитур мемориальной мебели нашел свое место в парадной столовой, завершающей анфиладу второго этажа. А гарнитур мебели для будуара середины Х1Х столетия, выполненный в стиле «второго рококо», стал естественным оформлением спальни хозяйки

С.М.Рукавишникова. 2012.. ПО Л Л Я Фото: С.НДремин Д и М С1.

Таким образом, основное направление музеефикации усадьбы Рукавишниковых предлагает показ самого здания как самоценного музейного экспоната, что обеспечивает понимание посетителем музея художественного и исторического значения этого архитектурного сооружения в контексте русской истории и культуры. Вместе с тем, можно трактовать усадьбу с ее главным домом и гораздо шире - как памятник, имеющий многообразные связи со многими этапами отечественной истории. А факт пребывания в нем краеведческого (регионального) музея с его богатыми коллекциями, хронологически охватывающими большой временной диапазон, позволяет разместить в пространствах здания многочисленные тематические экспозиции, построенные на разнообразном материале.

Сложившаяся первоначально музейная идея будущей исторической экспозиции в доме Рукавишникова, рассказывающей об истории края, имела широкие хронологические рамки (с древнейших времен до наших дней). Предложенный разработчиками, в лице координационного совета, подход четко определял как хронологические, так и визуальные границы экспозиции. Первые два этажа, где идет рассказ о дореволюционной жизни купеческой семьи, города, края и наиболее значимых исторических событиях, участии в них представителей клана Рукавишниковых и др. (до октябрьского переворота 1917 г.), в повествовании фигурирует жилой дом - частная собственность купеческой семьи. Весь третий этаж, соответственно, должен демонстрировать посетителю историю города, края, страны в последующее советское время, когда дом Рукавишниковых становится общедоступным учреждением культуры - городским музеем, в организации которого после революции принимали участие и члены семьи Рукавишниковых.

Жизнь, как известно, вносит свои коррективы в наши планы... Активная экспозиционно-выставочная работа музея в последнее десятилетие наглядно показала, что далеко не все исторические темы-экспозиции и не каждая музейная коллекция «приживается» в стенах памятника-дворца. Анализ выставочной деятельности 2010-2019 гг. привел к заключению о

необходимости пересмотра использования третьего этажа особняка. Здесь наиболее перспективным представляется экспонирование музейных предметов и обширных коллекций дореволюционной поры.

В этом отношении справедливо замечание коллеги из Санкт-Петербурга Кальницкой Е.Я.: «При создании экспозиции в здании-памятнике со сложной биографией мы имеем дело с созданием музейной концепции истории. Образная характеристика памятника определяет научный подход к его использованию. Подлинность здания делает его источником знаний и объектом исследования, а также определяет его "музейность". При создании здесь любых экспозиций следует искать особые творческие решения и помнить об их расположении в исторической среде» [5].

В целом, оценивая проделанную работу, можно сказать, что прошедшие годы подтвердили правильность избранной стратегии развития музея и его заслуженный статус ведущего государственного музея Нижегородской области.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кальницкая Е.Я. Музеефикация дворцов: актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 3.

[2] Рукавишников И.С. Проклятый род: Роман - Н.Новгород: Нижегородская ярмарка; Покровка, 1999. - С. 97.

Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930), потомок известного в России купеческого рода, известный в начале ХХ в. поэт-символист, прозаик «Серебряного века» русской литературы. С 1901 по 1925 гг. вышло около двух десятков его сочинений, преимущественно поэтических сборников. Первые части его романа-трилогии «Проклятый род» впервые были опубликованы в 1911 г. на страницах журнала «Современный мир», последняя - «На путях смерти» издана отдельной книгой в 1912 г. Исследователи творчества писателя определяют роман как «типичное произведение эпохи модернизма, в котором дано конкретно-социальное и мистическое, символически обобщенное истолкование событий семейной жизни волжских купцов-миллионеров».

[3] Нащокина М.В. Бойцов. - М.: Директ-Медиа, 2016. - С. 26.

[4] Виноградова Т.П. Дворец С.М.Рукавишникова - «дом в доме»: Из истории строительства. / Новый роман старого дома: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник/ сост. Л.Н.Варэс. - Н.Новгород: РИДО-НН, 2010. - С. 28-48.

[5] Кальницкая Е.Я. Указ. соч. С. 35.

© Варэс Л.Н., 2020. © Варэс Л.Н., фото, 2020. Статья поступила в редакцию 29.08.2020.

Варэс Людмила Николаевна,

заместитель генерального директора по научной работе,

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (Нижний Новгород), e-mail: varas@ngiamz.ru

Vares L.

Museum in the main house of S.M.Rukavishnikov

Abstract. The article discusses the fate and functioning of the historical building, the mansion of S.M. Rukavishnikov (1875-1877) in Nizhny Novgorod, practical experience of its museification during and after the complex restoration, which was carried out in 2007-2010. There is a special approach to museum use of the palace-type architectural monument.

Key words: estate of the Rukavishnikov, museums of Nizhny Novgorod, museum palace, restoration, environmental culture, museum use, exposition.

Vares Lyudmila Nikolaevna,

deputy director general,

Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum Reserve (Nizhny Novgorod)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.