Научная статья на тему '"МУЗЕЙ РЕКИ" - КАК НОВАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ'

"МУЗЕЙ РЕКИ" - КАК НОВАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ВОДЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / THE WATER MUSEUM / ETHNOGRAPHIC MUSEUMS / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухитов Р.К., Миннегулова З.Н.

Постановка задачи. Основная задача данной статьи - раскрытие понятия «Музей Реки» и анализ существующих музеев мира, связанных с темой воды. В настоящее время подобных музеев уже множество, например, «Музей воды» (г. Штирум, Германия), Музей «Вселенная воды» (г. Санкт-Петербург, Россия), «Музей воды» (г. Нью-Йорк, США) и т.д. Они интересны и разнообразны по своей тематике, ориентированы на историю городского водопровода, авторы рассматривают этнографический аспект, который представляется актуальным на сегодняшний день. Результаты. Основные результаты исследования состоят в раскрытии понятия «Музей Реки». Выявление музеев, связанных с темой воды, за рубежом и в России в содержании этнографии поселений. В статье выявляются этнографические деревни в структуре музея, музейного комплекса, как форма сохранения историко-культурного наследия народов. Анализируется современное состояние и структура музеев воды с выявлением отрицательных и положительных сторон. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что «Музеи Реки» являются новой формой сохранения историко-культурного наследия народов. «Музей реки» представляет собой культурно-образовательное учреждение, объединяющее в себе несколько тематик, связанных с природными водоемами. Это музей под открытым небом, один из наиболее перспективных способов сохранения и изучения истории реки, а также презентация и популяризация памятников истории и культуры. «Музей Реки» не только показывает и знакомит с экспозицией и иллюстрациями, но и реализует возможность участия посетителей через интерактивные экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE RIVER MUSEUM" AS A NEW FORM OF PRESERVATION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF PEOPLES

Problem statement. In this article, the main task is to reveal the concept of the «Museum of the River», to consider and analyze the existing museums of the world related to the theme of water. Currently, there are many similar water museums: «The Water Museum», Styrum, Germany, «The Universe of Water» Museum, St. Petersburg, Russia, «The Water Museum», New York, USA, etc. They are interesting and diverse in their subjects, oriented to the history of the city water supply, but we are interested in the ethnographic aspect, which today seems to be relevant. Results. The main results of the study lie in the disclosure of the concept of «The River Museum». Identification of museums related to the theme of water abroad and in Russia in the content of ethnography of settlements. The article identifies ethnographic villages in the structure of the museum, the museum complex, as a form of preservation of the historical and cultural heritage of peoples. The current state and structure of water museums are analyzed with the identification of negative and positive sides. Conclusions. The Museum of the river is a cultural and educational institution, combining several topics related to natural reservoirs. This is an open-air museum as one of the most promising ways to preserve, study the history of the river, as well as the presentation and popularization of historical and cultural monuments, at the same time not only shows, lets in, but also converts the opportunity for visitors to participate through interactive expositions. The goal of the study is to uncover the role of «The River Museum» for society, as a new form of preservation of the historical and cultural heritage of peoples.

Текст научной работы на тему «"МУЗЕЙ РЕКИ" - КАК НОВАЯ ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ»

УДК 72.01

Мухитов Ринат Киямович

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: mukhitov@list.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Миннегулова Зайнап Наисовна

архитектор

E-mail: zainap95@mail.ru

ООО «Неолит-Дизайн»

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, проспект Победы, д. 18а

«Музей Реки» - как новая форма сохранения этнического историко-культурного наследия

Аннотация

Постановка задачи. Основная задача данной статьи - раскрытие понятия «Музей Реки» и анализ существующих музеев мира, связанных с темой воды. В настоящее время подобных музеев уже множество, например, «Музей воды» (г. Штирум, Германия), Музей «Вселенная воды» (г. Санкт-Петербург, Россия), «Музей воды» (г. Нью-Йорк, США) и т.д. Они интересны и разнообразны по своей тематике, ориентированы на историю городского водопровода, авторы рассматривают этнографический аспект, который представляется актуальным на сегодняшний день.

Результаты. Основные результаты исследования состоят в раскрытии понятия «Музей Реки». Выявление музеев, связанных с темой воды, за рубежом и в России в содержании этнографии поселений. В статье выявляются этнографические деревни в структуре музея, музейного комплекса, как форма сохранения историко-культурного наследия народов. Анализируется современное состояние и структура музеев воды с выявлением отрицательных и положительных сторон.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что «Музеи Реки» являются новой формой сохранения историко-культурного наследия народов. «Музей реки» представляет собой культурно-образовательное учреждение, объединяющее в себе несколько тематик, связанных с природными водоемами. Это музей под открытым небом, один из наиболее перспективных способов сохранения и изучения истории реки, а также презентация и популяризация памятников истории и культуры. «Музей Реки» не только показывает и знакомит с экспозицией и иллюстрациями, но и реализует возможность участия посетителей через интерактивные экспозиции.

Ключевые слова: музей воды, этнографические музеи, историко-культурное наследие.

Введение

Музей является центром сохранения культурного и исторического наследия и формирования культуры. Он служит местом хранения и передачи знаний и местом образовательной и рекреационной деятельности человека, связанным культурными, социальными и политическими процессами, происходящими в обществе. В последнее время их значимость, как транслятора определенных типов знания и образов, существенно увеличилась.

Экспозиции и выставки, создаваемые музеями, являются важным ресурсом для образования, воспитания, понимания традиционной культуры. Но в настоящий момент музеи сохраняют консервативный характер.

Музей любого профиля осуществляет отбор и хранение образцов культур, вывешивание экспонатов и передачу знаний на коммуникационном общении. Музеи не дают полного ознакомления с материалом, нет контакта и тактильной связи с экспонатами.

Музейные выставки включают в себя воплощение научных замыслов и идей сотрудников музея, способ коммуникации с посетителями на актуальные темы, и идеологические проекты. Интерактивные экспонаты также являются моделью выражения музейного знания.

В настоящее время музей начал выступать центром активной коммуникации. Музеи приобретают новые функции, становятся платформами для социального взаимодействия специалистов из разных научных областей, постепенно превращаются в пространство для экспериментов, нововведений и открытий. Следовательно, появляется потребность в современных формах организации музейного пространства. Больше внимания уделяется коммуникативной функции музея и его взаимодействию с разными аудиториями. Многие музеи вынуждены искать пути модернизации, для того чтобы увеличивать значимость музея среди его настоящих и будущих посетителей.

На сегодняшний день наиболее активно стали создаваться музеи воды, которые посвящены истории городского водопровода и водоснабжения. Они территориально располагаются в городах, в бывших зданиях и сооружениях, связанных с городским водопроводом.

Развитие тематики музея позволяет расширить культурную составляющую, так как они сегодня привлекают не только горожан, но и туристов в силу развития туристической инфраструктуры.

Формирование историко-архитектурных комплексов в загородной зоне на берегу рек неизбежно приводит к расширению музейных экспозиций. С этой целью естественным является выделение истории реки в отдельный музей.

Архитектура и планировочная структура зарубежных музеев «воды»

В зарубежных странах термин «посетитель» сегодня утрачивает значимость, в данном контексте применяется слово «клиент» [1], и этим подчеркивается тот факт, что современные музеи предоставляют продукт, обеспечивающий информационную, духовную эстетическую выгоду для человека.

В настоящее время, за рубежом, городские музеи воды обладают повышенной привлекательностью для туристов. К примеру, здание «Музей воды» в г. Лиссабоне в Португалии расположен в здании первой паровой насосной станции Барбадинош, построенном еще в 1880 году. Музей воды состоит из четырех тематических разделов -акведук 1746 года, Патриаршее водохранилище, водохранилище Аморейраш и насосная станция. Среди огромного количества экспонатов музея есть паровые двигатели и насосы, и котлы XIX века. Некоторые приборы находятся в рабочем состоянии, и есть возможность посмотреть их в работе. В музее есть архив, где на обозрение посетителей выставлены документы и фотографии. Музей пользуется большой популярностью у местных жителей, а также завоевал признание и за пределами Португалии. В 1992 году при музее был создан выставочный зал, в котором проводятся временные художественные выставки и другие мероприятия культурно-социального характера [2].

По такому же принципу был построен «Музей воды» в Нидерландах. Это современный, интерактивный музей, посвященный всем аспектам, связанным с пресной водой, не только в Нидерландах, но и в мире. Музей находится в городе Арнеме. Пресная вода в мире становится все менее доступной. Поэтому в Музее воды убеждены, что каждый человек должен знать о проблемах, связанных с водой. Музей воды Нидерландов вносит свой вклад в расширение диапазона для посетителей интерактивным способом.

Музей состоит из 4 частей: лаборатория воды - акцент на обучение; водный мир -раскрывает историю воды; водный инновационный центр - знакомит с новыми технологиями, связанными с водой; кино воды - кинозал, где показывают документальные фильмы о воде [3].

«Музей воды» в г. Штурме в Германии (рис. 1) был обустроен в санированной водонапорной башне, в музее имеется смотровая площадка на высоте более 40 метров. Уникальным и особенным делает это место устройство лифта в резервуаре с 500 тоннами воды, в котором можно прокатиться.

Рис. 1. Музей воды, г. Штирум, Германия. Фотограф Михаил Аверкамп (источник: https://www.fotocommunity.de/photo)

По своему размещению помимо городских музеев существуют и загородные, связанные с темой этнографии и экологии. Этнографические музеи отличаются своей масштабностью и тем, что они располагаются за пределами городов и поселков.

Загородный музейный комплекс «Биосфера» в г. Монреале в Канаде является природоведческим музеем, посвященным окружающей среде и водным ресурсам реки Святого Лаврентия. Тематика, оригинальна тем, что рассматривается и описывается природный водоем реки. Архитектура музея впечатляет. Внешняя «оболочка» музея представляет собой геодезический купол, высота которого 62 м, а диаметр - 76 м. Музей разместился на месте бывшего павильона США на Всемирной выставке «Экспо-67». Музейный комплекс расположен на холме с большим массивом деревьев. Вдоль комплекса протекает река. Природа вокруг комплекса активно участвует в экспозиции музея.

Этно-деревня «Музей Зердейзее» в Нидерландах уникальна разделением территории на три части: рыбацкая деревня, городской квартал и гавань. Все здания и судоходные строения, подлинные XIX века. В основу проектирования музея были положены фрагменты планов реальных городов и деревень этого региона.

Этнографическая деревня «Музей прибрежного рыболовства» (рис. 2) был открыт в поселке Баабе в Германии в 2001 году.

Рис. 2. «Музей прибрежного рыболовства» поселок Бааба Германия (источник: http://www.openarium.ru/poi)

Жизнь местного населения издавна была связана с морем, с добычей и переработкой рыбы. По этой причине был создан данный музей. В музее собрана

большая коллекция старых лодок, разных по времени создания и по назначению. Их объединяет то, что все они были построены в Баабе [4]. Рыбацкие снасти: сети, ловушки, тралы - все это реальные орудия лова, отслужившие свой век. Здесь же находится машина для сортировки сельди, которая до сих пор является основным объектом рыбного промысла. На музейных стендах располагаются старые фото, исторические документы, изображения и описания промысловых пород рыб. В этом музее нет табличек «Не трогать руками», музей свободный для посещения и экспонаты являются тактильными.

В некоторых случаях существующие поселения, входящие в структуру этнографических деревень, могут превратиться в интересные музейные комплексы. Примерами таких музеев являются музей на воде на Охридском озере на полуострове Градиште в Македонии и Древний китайский город на воде в Китае т.д.

Есть ряд интересных по своему замыслу музеев, которые можно назвать условно нестандартными. Среди них «Музей европейских и средиземноморских цивилизаций» в Марселе. Архитектура музея состоит из двух параллелепипедов, вставленных один в другой. Ажурный внешний, отлитый из бетона, представляет собой защитную оболочку; внутренний - из стекла и бетонных колонн, и есть собственно музей с залами и прочими помещениями. Между внутренними и внешними объемами проложен пандус, начинающийся на первом этаже, плавно опоясывающий музей и выходящий на крышу. В коллекцию музея входит огромное количество различных экспонатов, рассказывающих о быте, истории и достижениях различных народов, обитавших (и обитающих) в Европе и на берегах Средиземного моря. Секции музея посвящены разным темам: религии, изобразительному искусству, истории гражданского общества, сельскому хозяйству и даже мореходству. Здесь нашли своё отражение все сферы жизни человека на протяжении веков: от позднего палеолита и вплоть до наших дней.

Существует плавающий музейный комплекс Amazon Jungle Palace (рис. 3), в Бразилии, который представляет собой объединение отеля и музея.

Рис. 3. Передвижной музейный комплекс Amazon Jungle Palace, Бразилия (источник: http://www.toyrism.ru/2014)

Комплекс передвигается по реке Амазонке, через самые красивые и памятные места, имеет причальную конструкцию, которая позволяет причаливать к берегу в любых местах. Это позволяет не только туристам, но и населению небольших городов и поселков, к которым он приплывает, так же пользоваться музейной экспозицией.

Существует небольшая группа музеев, расположенных под водой. К числу таких музеев можно отнести Музей «Atlantico Lanzarote» на Канарских островах и Музей под водой Карибского моря в Мексике. Основная экспозиция расположена под водой и представляет собой галерею скульптур из немасштабных человеческих фигур. Скульптуры под водой имеют свою композицию, они несут определенную мысль и идею в себе. Постановка элементов и размер скульптур привлекают туристов. Произведения

искусства выполнены из экологически чистых материалов и не причиняют ущерб экосистеме. Посетители Подводного музея могут увидеть экспозиции в специальной одежде с инструктором (дайвинг) или через прозрачное дно лодки.

Большое количество музеев, музейных комплексов, этнографических деревень, связанных с водой, можно разделить на несколько типов:

1) Городские музеи - это музей воды;

2) Этнографические музеи - это музейные комплексы, этнографические деревни, жилые поселения в составе этнографических деревень;

3) Нестандартные музеи - это подводные музеи, масштабные музейные комплексы: воды мира, передвижные музеи;

Архитектура и планировочная структура отечественных музеев «воды»

В России в последние годы также появился новый тип музея - «Музей Воды», который стал создаваться в крупных городах страны.

В городских музеях, связанных с темой воды, раскрываются все технические стороны «воды»: технология добывания воды, история и использование её. Экспозиции формируются из инструментов, оборудования, труб водопровода разных эпох и времен. Так же раскрывается история воды: время возникновения природных водоемов (озер, рек), выставляются исторические фотографии.

К числу таких музеев можно отнести выставочный павильон «Куб воды» - это первый объект, сданный в эксплуатацию, строящегося центра «Планета Океан».

Музей «Вселенная воды» в г. Санкт-Петербурге в России. Он состоит из 3-х частей:

1. «Мир воды Санкт-Петербурга» (историческая часть расположена в здании Водонапорной башни). Здесь представлена история водоснабжения в Санкт-Петербурге и история водопроводов у разных народов. Из числа экспонатов - инструменты, деревянные трубы, медные умывальники и гончарные рукомои, исторические фотографии и чертежи.

2. «Подземный мир Петербурга» (представлены мультимедийные экспозиции, расположенные в левой пристройке Водонапорной башни). Эта часть расположена под землей, она повторяет путь воды.

3. «Вселенная воды» (расположена в здании бывшего подземного резервуара воды основной водопроводной станции).

В музее рассказывается и раскрывается все о воде. Вода - как величайшая тайна, как лекарство, как разрушитель, как эталон, как музыка [5]. Музей «Вселенная воды» считается одним из самых новых и интересных музеев в Санкт-Петербурге. Его относят к современным интерактивным музеям и утверждают, что он нужный и познавательный для взрослых и детей.

Рис. 4. Музей реки Оби, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ (источник: http://geophoto.ru/?action=show&id=128447&view=medium)

Помимо музея воды есть и пример музея реки. Музей реки Оби (рис. 4) является единственный в России и располагается в Тюменской области (Ханты-Мансийский

автономный округ) в городе Нефтеюганске. Музей реки Оби работает в форме некоммерческого учреждения со специализацией в области краеведения. Музей ведет, прежде всего, научную деятельность и решает задачи пополнения и систематизации фондов, проведения профильных исследований. Здесь изучаются все коллекции музейного комплекса. В выставочных залах работают постоянные выставки: «Югорское наследие», «Природа реки Оби», «История судоходства на Оби». Периодически организовываются фондовые сменные экспозиции.

По аналогии с зарубежными примерами существуют и этнографические музеи, как научные учреждения [6], осуществляющие сбор, сохранение, изучение и популяризацию коллекций, определяющих культуру, быт, уклад жизни, общественные взаимоотношения и общественный строй различных народов.

Этно-деревни разнообразны по своим функциям, специфике и целевому назначению. Можно отметить следующие цели создания этно-деревень: сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма [7].

Этнографический музей «Тальцы», расположенный между Иркутском и Листвянками. Этно-музей расположен на берегу реки, в нем раскрывается быт, культура, традиции народов этого края.

Этнографический парк «Музей реки Чусовой» (рис. 5). Музей под открытым небом расположен у подножия Арининой горы, на берегу реки Архиповки в России.

Рис. 5. Этнографический парк «Музей реки Чусовой» (источник: https://otzovik.com/review_4483434.html)

Музей включает в себя жилые дома со всем убранством, хозяйственные блоки (мельница, сельская лавка, трактир, дом промысловика, пожарная каланча, кузница, гончарная мастерская), рабочие зоны. Особенность музея в том, что он интерактивный. На территории музея можно переночевать в настоящем деревенском домике.

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник в Кижах в России также располагается на берегу воды. Имеет большую популярность и является привлекательным для туристов.

Транспортная логистика является важным аспектом при рассматривании этнографических музеев. Туристы могут добраться до музейных комплексов на личном автотранспорте, автобусом, речным транспортом и совсем новым - воздушным (вертолет). Если наземным и воздушным транспортом можно передвигаться круглый год, то речным - только в период навигации.

Основной поток посетителей приходится на весенне-летний туристический сезон. С наступлением осени и до весны поток туристов значительно снижается.

В последние годы в России появился нестандартный тип музея. Так, например, в 2018 году был организован первый передвижной музей (плавающий). В основе музея лежала выставка, посвященная проводимому в Казани Чемпионату мира по водным видам спорта. Экспозиция путешествовала по многим рекам России и Европы. С экспозицией «Солнце, воздух и вода» [8] жители и многочисленные отдыхающие могли ознакомиться непосредственно на берегу. Совместно с местным яхт-клубом и почетным членом плавания Италии - Антонио Лацци, была проведена интерактивная выставка советского времени, связанная с водными видами спорта. Также интерес публики к музею вызвал раздел, посвященный рыбалке и летнему отдыху на воде. Передвижная экспозиция стала новым форматом выставки в России.

К нестандартным типам музея в России можно отнести и «Музей под водой» в Крымском урочище Тарханкут. Подводный музей Тарханкута был образован 25 августа 1992 года. Необычный подводный музей со своей тематикой создал местный дайвер В. Боруменский. Все экспозиции подводного музея - это скульптуры деятелей власти и культуры: Ленина, Карла Маркса, Кирова, Зиновьева, Дзержинского, Сталина, Ворошилова, композитора Людвига Ван Бетховена и других известных личностей. В подводном музее Тарханкута находится более пятидесяти экспонатов. Подводный музей в Крыму считается самым интересным, уникальным местом, но есть некоторые особенности посещения таких музеев. Туристы могут ознакомиться с подводным музеем в специальной одежде с инструктором или через прозрачное дно лодки.

Проектирование современных зданий музеев во многом определяет архитектурный образ [9]. Историческая и современная архитектура, трансформируясь, формирует новый смысл, форму и вид. Сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми традиционными формами [10]. Увеличивая функциональное пространство, музей образует новый вид культурного центра. При модернизации современный музей должен не только сохранять свои основные функции, но и дополняться, быть интересным для разных категорий людей. В современном мире уникальность музеев становится определяющим фактором успеха.

Заключение

Проанализировав различные типы музеев можно сделать следующие выводы:

1. Музеи и музейные комплексы, связанные с темой воды, сегодня актуальны, поэтому имеют тенденцию к распространению, не только за рубежом, но и в России;

2. Большинство музеев построено по устаревшей типологической схеме, а музеи, функционирующие несколько лет, требуют усовершенствования, внедрения современных решений и оригинальности в архитектуре.

3. За рубежом музеи и музейные комплексы с современными интересными решениями - одни из самых популярных и востребованных объектов культуры.

4. Музей реки предлагается авторами как новый тип музея для России, который может быть потенциально интересным в загородной зоне существующих ландшафтных или историко-архитектурных комплексов.

5. Музей реки - может объединить несколько функциональных блоков:

- в составе существующего историко-культурного заповедника;

- в составе этно-деревни;

- в составе туристического комплекса;

- в составе самостоятельной передвижной системы.

На основе всех материалов можно сформулировать концепцию многофункционального современного комплекса, который даст возможность приспособить его к любой исторической местности с поселением непосредственно вблизи реки.

Список библиографических ссылок

1. Потюкова Е. В., Козиев В. Н. Музей и общество. СПб. : Алетейя, 2015. 240 с.

2. Зарубежный опыт использования прибрежных территорий // elima.ru : ежедн. интернет-изд. 2016. URL: http://elima.ru/articles (дата обращения: 14.11.2019).

3. Zhangjiagang Town River Reconstruction // archdaily.com : ежедн. интернет-изд. 2018. URL: http://www.archdaily.com/563128 (дата обращения: 13.10.2019).

4. Monchgut Coastal Fishing Museum, Ruge // openarium.ru : ежедн. интернет-изд. 2016. URL: http://www.openarium.ru/poi (дата обращения: 14.12.2018).

5. Корякин О. О чем расскажет старая Волга. На острове Свияжске появится уникальный Музей старой Волги // Российская газета недели. 2018. № 228 (7691). С. 23.

6. Нефёдов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. М. : Полиграфист, 2002. 295 с.

7. Айдарова Г. Н., Минязова А. Б. Архитектурная среда экопоселений как пример устойчивого развития : Архитектурное наследие: традиции и инновации -Материалы 1Х Всероссийской научно-практической конференции / СГТУ. Саратов, 2018.С. 106-111.

8. Казанская выставка «Солнце, воздух и вода» // muzeisb.ru : интернет-изд. 2018. URL: http://muzeisb.ru (дата обращения: 05.05.2019).

9. Федотова Н. Ю. Современные тенденции и музейной модернизации // Art & Cult. 2014. № 2227 (6165). С. 49.

10. Peshkova U. Museum of Civilizations of Europe and the Mediterranean in Marseille // AD. 2018. № 330 (832). С. 31.

Mukhitov Rinat Kiyamovich

candidate of architecture, associate professor

E-mail: mukhitov@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Minnegulova Zainap Naisovna

architect

E-mail: zainap95@mail.ru

LLC «Neolit-Design»

The organization address: 420140, Russia, Kazan, prospect Pobedy, 19a

«The River Museum» as a new form of preservation of the historical and cultural heritage of peoples

Abstract

Problem statement. In this article, the main task is to reveal the concept of the «Museum of the River», to consider and analyze the existing museums of the world related to the theme of water. Currently, there are many similar water museums: «The Water Museum», Styrum, Germany, «The Universe of Water» Museum, St. Petersburg, Russia, «The Water Museum», New York, USA, etc. They are interesting and diverse in their subjects, oriented to the history of the city water supply, but we are interested in the ethnographic aspect, which today seems to be relevant.

Results. The main results of the study lie in the disclosure of the concept of «The River Museum». Identification of museums related to the theme of water abroad and in Russia in the content of ethnography of settlements. The article identifies ethnographic villages in the structure of the museum, the museum complex, as a form of preservation of the historical and cultural heritage of peoples. The current state and structure of water museums are analyzed with the identification of negative and positive sides.

Conclusions. The Museum of the river is a cultural and educational institution, combining several topics related to natural reservoirs. This is an open-air museum as one of the most promising ways to preserve, study the history of the river, as well as the presentation and popularization of historical and cultural monuments, at the same time not only shows, lets in, but also converts the opportunity for visitors to participate through interactive expositions. The

goal of the study is to uncover the role of «The River Museum» for society, as a new form of preservation of the historical and cultural heritage of peoples.

Keywords: the water museum, ethnographic museums, historical and cultural heritage.

References

1. Potyukova E. V., Koziev V. N. Museum and society. SPb. : Aleteia, 2015. 240 p.

2. Foreign experience in the use of coastal territories // elima.ru : daily internet publishing. 2016. URL: http://elima.ru/articles (reference date: 14.11.2019).

3. Zhangjiagang Town River Reconstruction // archdaily.com : daily internet publishing. 2018. URL: http://www.archdaily.com/563128 (reference date: 13.10.2019).

4. Monchgut Coastal Fishing Museum, Ruge // openarium.ru : daily internet publishing. 2016. URL: http://www.openarium.ru/poi (reference date: 14.12.2018).

5. Koryakin O. What will the old Volga tell? A unique Museum of the old Volga will appear on the island of Sviyazhsk // Rossiyskaya gazeta nedeli. 2018. № 228 (7691). P. 23.

6. Nefyodov V. A. Landscape design and environmental sustainability. M. : Polygraphist, 2002. 295 p.

7. Aidarova G. N., Minayazova A. B. The architectural environment of eco-settlements as an example of sustainable development : Architectural heritage: tradition and innovation - Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference / SGTY. Saratov, 2018. P.106-111.

8. Kazan exhibition «The sun, air and water» // muzeisb.ru : internet edition. 2018. URL: http://muzeisb.ru (reference date: 05.05.2019).

9. Fedotova N. Yu. Modern trends and museum modernization // Art & Cult. 2014. № 2227 (6165). P. 49.

10. Peshkova U. Museum of Civilizations of Europe and the Mediterranean in Marseille // AD. 2018. № 330 (832). P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.