Научная статья на тему 'Музей под открытым небом Сундуки как объект туризма'

Музей под открытым небом Сундуки как объект туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ПЕТРОГЛИФЫ / СВЕ / АСТРОАРХЕОЛОГИЯ / СУНДУКИ / В.Е. ЛАРИЧЕВ / OPEN-AIR MUSEUM / PETROGLYPHS / HIGH / ASTROARCHEOLOGY / SVE / V.Е. LARICHEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пакачакова Наталья Петровна

В статье рассматривается музей под открытым небом, в котором находятся объекты культурного наследия, имеющие в прошлом сакральное значение. Особое внимание уделяется объектам историко-культурного наследия, здесь описываются све Онло, писаница Четвертого Сундука, петроглиф «Белая Лошадь». Также дается описание деятельности самого музея, программ, с которыми работают сотрудники. В свою очередь, было показано значение исследований В.Е. Ларичева. Данный комплекс представляет собой тагарскую археологическую культуру и в настоящее время привлекает множество туристов для посещения данного места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN AIR MUSEUM SUNDUKI AS A TOURISM OBJECT

The article deals with an open-air museum, which houses cultural heritage sites that have sacred significance in the past. Particular attention is paid to the objects of historical and cultural heritage, there are Sve Onlo, writings of Chetvertui Sunduk, the White Horse petroglyph. It also describes the activities of the museum itself, the programs that museum staff work with. The significance of the research of V.E. Larichev was also shown. This complex represents the Tagar archaeological culture and currently attracts many tourists to visit this place.

Текст научной работы на тему «Музей под открытым небом Сундуки как объект туризма»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ СУНДУКИ КАК ОБЪЕКТ

ТУРИЗМА

Пакачакова Н.П. Email: Pakachakova17139@scientifictext.ru

Пакачакова Наталья Петровна — магистрант, кафедра всеобщей истории, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье рассматривается музей под открытым небом, в котором находятся объекты культурного наследия, имеющие в прошлом сакральное значение. Особое внимание уделяется объектам историко-культурного наследия, здесь описываются све Онло, писаница Четвертого Сундука, петроглиф «Белая Лошадь». Также дается описание деятельности самого музея, программ, с которыми работают сотрудники. В свою очередь, было показано значение исследований В.Е. Ларичева. Данный комплекс представляет собой тагарскую археологическую культуру и в настоящее время привлекает множество туристов для посещения данного места.

Ключевые слова: музей под открытым небом, петроглифы, све, астроархеология, Сундуки, В.Е. Ларичев.

OPEN AIR MUSEUM SUNDUKI AS A TOURISM OBJECT Pakachakova N.P.

Pakachakova Natalya Petrovna - Master Student, DEPARTMENT OF GENERAL HISTORY, KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV, ABAKAN

Abstract: the article deals with an open-air museum, which houses cultural heritage sites that have sacred significance in the past. Particular attention is paid to the objects of historical and cultural heritage, there are Sve Onlo, writings of Chetvertui Sunduk, the White Horse petroglyph. It also describes the activities of the museum itself, the programs that museum staff work with. The significance of the research of V.E. Larichev was also shown. This complex represents the Tagar archaeological culture and currently attracts many tourists to visit this place. Keywords: open-air museum, petroglyphs, high, astroarcheology, sve, V.E. Larichev.

УДК 069.01

Музей под открытым небом «Сундуки» находится на границе Орджоникидзевского и Ширинского районов Хакасии, недалеко от села Июс. Располагается в долине реки Белый Июс, включает в себя природные и археологические памятники. Посреди равнины располагается горная гряда, состоящая из пяти возвышенностей, на некоторых из них есть горные останцы. По этим останцам, напоминающим по форме сундуки, названы горы: Первый Сундук, Второй Сундук, Третий Сундук и т.д. В состав музея входят гора «Первый Сундук», с находящимся на нем све Онло, писаницы с гор Четвертого и Пятого Сундука, Белая лошадь.

На территории музея-заповедника находятся несколько юрт, юртообразные беседки, предусматривающие отдых посетителей, несколько хозяйственных построек. В одной из юрт расположена музейная экспозиция, посвященная военной тематике с экспонатами древнего и средневекового вооружения [1, с. 69]. От музейного комплекса проложена тропа на гору Первый Сундук, она ведет к останцу на горе в виде каменного прямоугольника через так называемый природный амфитеатр. Данный комплекс «Сундуки» имеет природное происхождение, природный останец горы Первый Сундук состоит из девонского песчаника [6, с. 145].

До середины 1970-х гг. изучение местности, где сейчас находятся Сундуки, было осложнено в следствии сильной заболоченности и наличия непроходимого кустарника. Позже построенные дамбы и каналы открыли возможность изучения этого объекта. Около 30 лет изучением Сундуков занимался В.Е. Ларичев. Ему принадлежит гипотеза о том, что Сундуки -это древняя обсерватория, позволявшая жрецам наблюдать астрономические явления. Он связывает гору Первый Сундук с мифом о сотворении мира, где вокруг этой горы происходит движение светил [7, с. 99]. Комплекс относится к астроархеологическим памятникам и

использовался для наблюдения за движением Луны и Солнца, которые проводились для фиксации важных астрономических событий, связанных со сменой времен года, и календаря [5, с. 32]. Климишин И.А. в своих работах отмечает, что в древности наблюдение за Луной и Солнцем обуславливало потребность в создании календарей для выделения жрецами дат религиозных праздников. Подобная интерпретация согласуется с тем, что место Сундуки является культовым, вокруг существует много археологических объектов, имевших в прошлом сакральное значение.

По данным исследователей люди в прошлом активно использовали комплекс Сундуки, на све Хызыл хая неподалеку от Сундуков была обнаружена керамика Окуневской, Андроновской и Карасукской культур [4, с. 76]. Установить время особенно интенсивного функционирования вероятно возможно проанализировав петроглифы данного комплекса, которые сами по себе указывают на не случайность выбора данного места как ритуально-акцентированного пространства, а также близлежащие археологические объекты. Интересно, что петроглифических изображений не так много на таком важном объекте, связанном с религиозной деятельностью. Это вероятно объясняется тем фактом, что петроглифы не сохранились из-за древности и резко-континентального климата Хакасии с широким диапазоном низких и высоких температур летом и зимой: они подвержены разрушительному воздействию экстремальных температур, ветра и замерзающих зимних вод, сохранение петроглифов напрямую зависит от климатических условий Сибири. Однако С.Г. Скобелев выступает с критикой такого подхода и определяет рассматриваемое место как горную крепость, защитное сооружение. «Нами уже давно было обращено внимание на необычно высокую концентрацию горных крепостей, называемых хакасами «све», на севере современной Хакасии и прилегающей территории Красноярского края, в бассейнах рек Белого, Черного Июсов и Чулыма. Это Онло на горе Первый Сундук, Уттиг-Хая, Сохатин, Кызыл-Хая, две крепости на хребте Арга у деревни Подкамень, Змеевка, Чергатинская, Барбак-Хая, Сулек, Сульфат, Ключик, Чазы, Паас, Хызыл-Хас, Тарпиг» [9, с. 88]. Такие фортификационные сооружения использовались в прошлом для обороны и защиты и, опираясь на размер крепостного сооружения, затраты на его создание, на севере Хакасии мог находиться важный объект, например, северная столица каганата в эпоху средневековья в домонгольский период [9, с. 91].

Интересно рассмотреть также один из крупных петроглифических памятников горной гряды Сундуки - писаница Четвертого Сундука. Писаница представляет собой сюжет о трех мирах и образе человека в этом пространстве. Здесь показаны многофигурные сцены с центральной фигурой лучника, часто называемую «лыжником» за счет характерной нижней части. Данный памятник отражает представления древних людей о путешествии в мир мертвых после смерти. Также в контексте данного памятника уместно рассматривать его как источник не только по наскальному искусству, но и по культуре традиционного тагарского общества: «Наскальные изображения позволили выявить некоторые особенности ведения боя ... Также можно предположить, что сражения проводились не только в весенне-осенний период, но и зимой, о чем свидетельствуют изображения экипированных лыжников, вооруженных луками, копьями, булавами» [11, с. 138]. Хронологически исследователи относят создание писаницы к тагарскому периоду, то есть VIII до н.э. по 1-11 вв. до н.э. «Изображение оружия - критерий, позволяющий датировать целые серии наскальных композиций и отдельные рисунки и зримо представить, как проходили баталии, как нападали и оборонялись древние жители Минусинской котловины» [10, с. 56].

Ещё одним из археологических объектов, входящих в музейный комплекс, является петроглиф «Белая Лошадь», который расположен неподалеку от Сундуков на поверхности горы Черной в долине реки Черной. Исследователи относят памятник к эпохе палеолита около 16 тыс. лет назад [3, с. 23]. Данный объект может рассматривают в сочетании с находкой скульптуры женщины, сделанной из обожжённой глины на Майнинская стоянке, что указывает на высокий уровень развития носителей древних культур. Поскольку данный артефакт датируют синхронно с петроглифом «Белая лошадь» (16 тыс. лет назад), а также учитывая небольшое расстояние между ними - 400 км, это позволяет предположить, что создатели Майнинской скульптуры и петроглифа «Белая Лошадь» могли принадлежать к кругу носителей той же культуры [12]. В.Е. Ларичев описывает процесс формирования данного петроглифа из естественной образования солей известняка, который был доработан мастером до изображения лошади путём выскабливания.

Изображение лошади на скальном выступе легко читается, чётко просматриваются контуры. «Широкое, массивное, укороченное тело лошади отличается грузностью и

тяжеловесностью ... Шея широкая, массивная и короткая, плавно переходящая в туловище. Линия спины слабо вогнута, круп закруглён умеренно. Живот выпуклый, что указывает на тот факт, что, вероятно, это изображение кобылы, по всей видимости, беременной» [2, с. 45].

В своих работах В.Е. Ларичев вписывает данный объект в весь астроархеологический комплекс, указывает на то, что от петроглифа «Белая Лошадь» жрецы в прошлом вели календарные подсчеты, то есть он являлся важным пунктом религиозной группы объектов [7, с. 109]. Здесь следует отметить, что Сундуки - не единственный астроархеологический объект на территории Хакасии. Л.С Марсадолов. рассматривает Салбыкский курган не только как погребальный комплекс, но и как «сакральный, архитектурный и астрономический памятник» [8, с. 76], который использовался для календарных исчислений и ритуальных обрядов.

Еще одним существенным моментом в понимании значимости данного места является наличие в местности вокруг Сундуков большого количества археологических памятников, к которым относятся Саратский сундук, писаница Подкамень, све Чилан таг, писаница Ашпа, све Чергаты, природно-исторический комплекс «Тарпиг»: включающий в себя писаницы, могильники, све.

Таким образом, все исследования данного комплекса говорят о том, что это место активно использовалось людьми в разное время как в религиозном смысле, так и в военном ключе. Можно сказать, что благодаря интенсивной научной деятельности (в частности В.Е. Ларичева -около 30 лет работы) здесь появился музей-заповедник. На данный момент музей находится на этапе становления, формируется музейная коллекция. К сожалению, инфраструктура не развита в той степени, чтобы обеспечить беспроблемный подъезд к горной гряде [13].

В свою очередь существенным моментом в музее-заповеднике под открытым небом является деятельность его сотрудников. Уделено большое внимание образовательным занятиям - создан клуб «Эврика» на базе музея, который занимается просветительской деятельностью с детьми. В нем ведутся различные программы «Амальгама», «Гномон», «Удивительная астрономия», предусматривающие работу с детьми в области краеведения, развития интереса к наследию прошлого. Работа с посетителями не ограничивается вышеуказанными программами. В музее широкое внимание уделяется праздникам, проводятся различные мероприятия, связанные с экологическими, ритуально-обрядовыми и др. темами.

Список литературы / References

1. Археологические памятники Хакасии учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций / сост. Е.Н. Данькин. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2013. 84 с.

2. Волков П.В., Лбова Л.В., Рие М. Предварительные результаты экспериментально-трасологического исследования петроглифа Белая лошадь в Минусинской котловине. [Электронный ресурс] / Волков П.В. Режим доступа: http://paeas.ru/x/ru/2018/2018_052-055.pdf/ (дата обращения: 06.04.2019).

3. Гиенко Е.Г., Серкин Г.Ф. В память о В.Е. Ларичеве. Астроархеологические изыскания в Северной Хакасии. [Электронный ресурс] / Гиенко Е.Г. //Archaeoastronomy and Ancient Technologies, 2014 Т. 2. № 1. Режим доступа: httpsV/cyberleninka.ra/article/v/v-pamyat-o-v-e-laricheve-astroarheologicheskie-izyskaniya-v-severnoy-hakasii/ (дата обращения: 06.04.2019).

4. Кириллова Д.А., Подольский М. Л. Све Кызыл хая на севере Хакасии // Окуневский сборник, 2006. Т. 2. С. 130-145.

5. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. : Наука, 1981.

6. Ларичев В.Е. Космогония и космология жречества эпохи палеометалла юга Западной Сибири (астральная теогония и протонаука в символах и образах протохрама «Сотворение Вселенной» Северной Хакасии) // Народы и Религии Евразии, 2007. Т. 1. № 1. С. 100-119.

7. Ларичев В.Е. и др. Первый Сундук - Мировая Гора, достигающая высоты Солнца (к методике выявления закономерностей размещения в культурно обустроенном пространстве сакральных памятников) //Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат. Годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск. 2008. Т. 14. С. 184-189.

8. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Салбыкский археологический комплекс как объект природного и культурного наследия. [Электронный ресурс] / Марсадолов Л.С. // Известия Русского географического общества, 2011. Т. 143. № 2. С. 79-90. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id= 16462881&/ (дата обращения: 10.04.2019).

9. Скобелев С.Г. Проблемы и задачи музеефикации памятников фортификации на севере Хакасии // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2015. № 24. С. 86-89.

10. Советова О.С. О возможностях использования наскальных изображений в качестве источника по истории военного дела племен тагарской эпохи // Археология, этнография и антропология Евразии, 2005. № 4. С. 77-84.

11. Советова О.С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). [Электронный ресурс] / Советова О.С. // Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. 2005. Режим доступа: https://eHbrary.ru/item.asp?id=19698496/ (дата обращения: 10.04.2019).

12. Хроленко Т.А. О мерах по сохранению и популяризации горной гряды Сундуки. [Электронный ресурс] / Хроленко Т.А. // Символ науки, 2018. № 7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-merah-po-sohraneniyu-i-populyarizatsii-gornoy-gryady-sunduki/ (дата обращения: 10.04.2019).

13. Epifanovich L.V., Gennadyevna G.E., Anatolevich P.S. Stellar astronomy of the Bronze age sanctuaries in North Khakassia. [Электронный ресурс] / Archaeoastronomy and Ancient Technologies, 2015. Т. 3. №. 1. / Epifanovich L.V. // Режим доступа: file:///C:/Users/elib10/Downloads/stellar-astronomy-of-the-bronze-age-sanctuaries-in-north-khakassia.pdf/ (дата обращения: 11.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.