Научная статья на тему 'Музей образовательного учреждения Москвы. Сегодня и завтра'

Музей образовательного учреждения Москвы. Сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / SCHOOL MUSEUM / PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / MUSEUM AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иксанова Ирина Владимировна

В статье раскрывается авторское мнение о прошлом, настоящем и будущем музеев образовательных учреждений города Москвы. Показаны проблемы, стоящие перед музеями образовательных учреждений. Проанализировано развитие сети музеев образовательных учреждений в Москве и их тематическая направленность. Раскрыты перспективы развития школьных музеев в г. Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum educational institutions of Moscow. Today and tomorrow

The author presents his idea about the past, the present and the future of educational institution museums in Moscow. There are shown different problems, which such museums face. The author also analyses the development of the chain of museums in Moscow and the subjects they specialize in. The article also develops the idea of Moscow school museums development prospects.

Текст научной работы на тему «Музей образовательного учреждения Москвы. Сегодня и завтра»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 379.822; 374.71; 908

И. В. Иксанова

МУЗЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКВЫ.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

В статье раскрывается авторское мнение о прошлом, настоящем и будущем музеев образовательных учреждений города Москвы. Показаны проблемы, стоящие перед музеями образовательных учреждений. Проанализировано развитие сети музеев образовательных учреждений в Москве и их тематическая направленность. Раскрыты перспективы развития школьных музеев в г. Москве.

The author presents his idea about the past, the present and the future of educational institution museums in Moscow. There are shown different problems, which such museums face. The author also analyses the development of the chain of museums in Moscow and the subjects they specialize in. The article also develops the idea of Moscow school museums development prospects.

Ключевые слова: школьный музей, патриотическое воспитание, образовательное учреждение, музейно-педагогическая деятельность, проблемы, перспективы развития.

Keywords: school museum, patriotic education, educational institution, museum and educational activities, problems and prospects of development.

Музей как социальный институт памяти, хранящейся и транслируемой с помощью значимой для людей и общества информации, заключенной в подлинных памятниках природы, материальной и духовной культуры, с древнейших времен признан одним из самых действенных средств обучения, воспитания, научного познания и самоопределения. Москва занимает одно из первых мест в мире по количеству музеев. Все государственные и ведомственные музеи считают детей и молодежь приоритетными посетителями, в них существуют и постоянно совершенствуются специальные школьные программы. Значительную помощь в расширении познавательных возможностей детей призван сыграть музей образо-

вательного учреждения, в котором важнейшим источником информации и восприятия является предмет, вещь, нечто осязаемое, средообразующее. В Москве число музеев образовательных учреждений превысило 1000.

Вершиной организации воспитательного процесса образовательного учреждения является воспитательная система, ориентированная на воспитательное пространство микрорайона, округа, города. Одно из основных направлений этой работы - музейно-пе-дагогическая деятельность.

Музей образовательного учреждения - эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Здесь проводятся встречи, тематические экскурсии, уроки, выставки, вечера, дискуссии. На базе школьного музея успешно действуют и многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции. Вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, попечительский совет, секции, рабочие группы.

Музейно-педагогическая работа образовательного учреждения может быть условно разделена на два направления. Первое -освоение культурного, природного, экологического пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, области, страны, мира. Второе - создание собственного культурно-исторического пространства, ядром которого становится музей образовательного учреждения. Оба очень тесно связаны. Второе не может быть полноценным без первого, но и первое рано или поздно приходит ко второму. Успешность системной работы в познании окружающей среды не исчерпывается основным образовательным процессом, а зависит от умелого сочетания всех форм и методов основного и дополнительного образования в целом.

Культурное наследие семьи, дома - это, в первую очередь родословие, интерес к своим историческим корням, к быту и традициям семьи, памятным предметам, профессиональной и этнической связи поколений. В системе московского образования эта тема достаточно активно развивается этнографическими музеями образовательных учреждений, а также системой конкурсных мероприятий окружного, городского и даже республиканского уровня по программам дополнительного образования.

В Москве наблюдается устойчивый рост числа музеев истории образовательного учреждения. История района, округа, города

постигается учащимися через книги, беседы, экскурсии, посещение музеев, промышленных предприятий, театров, выставочных залов и т. п. Главным при этом становится проведение педагогами пешеходных походов с выделением типового и уникального в архитектуре, природе, экологическом состоянии, топонимике.

Таким образом, говоря о проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, следует обратить особое внимание на интенсификацию музейно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Школьный музей имеет свою постоянную аудиторию, по инициативе и в интересах которой он возник, усилиями которой он живет и развивается, и является самостоятельным структурным подразделением образовательного учреждения, главная цель которого состоит в совершенствовании образовательного процесса средствами дополнительного образования.

С 1995 года Комитетом образования города Москвы принято решение о сертификации музеев. В настоящее время для обоснованного принятия управленческих решений, системы повышения квалификации и обмена опытом сформирован методический информационный фонд и электронный банк данных музеев. Их количество растет быстрыми темпами. По данным сертификации 19951999 года, в образовательных учреждениях Москвы было 499 музеев, причем 3/4 составляли музеи военно-исторического профиля. По итогам второй сертификации 2001-2005 годов, их насчитывалось в два раза больше - 946. Учитывая, что образовательных учреждений всех типов в Москве сейчас около 4000, а общеобразовательных школ более 1500, можно сделать вывод о наличии музеев почти в каждой второй школе. Отдельные учреждения, осознавая огромный познавательно-воспитательный потенциал музейного дела, создали у себя по нескольку разнопрофильных музеев.

За последние 5 лет изменилась профильная структура музейной сети. Военно-исторические музеи составляют 46%; 54% - музеи других профилей: этнографические - 12,3%, истории образовательных учреждений - 11%, краеведческие - 9,8%, т. е. эти три категории находятся в стадии активного развития. 21% составляют музеи других профилей. По каждому из них абсолютная численность пока невелика: детского творчества - 15, естественнонаучных - всего 13, исторических - 39, истории науки и техники - 15, комплексных - 39, литературных - 22, мемориальных - 18, педаго-

гических - 3, профессиональных - 7, художественных - 16, спортивных - 3, международных связей - 2, культурологических - 1.

Происходит развитие разнообразных направлений музеев образовательных учреждений в формах: музей-клуб, салон, студия, мастерская, театр, гостиная.

Многие исторические, краеведческие и комплексные музеи раньше в своей основе имели военно-исторические коллекции и экспозиции, однако в процессе деятельности эти музеи, в соответствии с потребностями образовательно-воспитательного процесса, пополнялись непрофильными фондами, что и привело в дальнейшем к естественному изменению профиля, а военно-историческая тематика стала одним из разделов тематической структуры музея.

Вместе с тем существуют проблемы, затрудняющие создание и развитие музеев образовательных учреждений.

1. Работа энтузиастов музейного дела не всегда находит должную поддержку и понимание со стороны администрации и педагогов.

2. Слабое материальное стимулирование руководителей музеев образовательных учреждений не способствует привлечению в эту сферу квалифицированных педагогов. Очень часто вторые ставки, предусмотренные Положением о музее образовательного учреждения, не выделяются или используются не по назначению.

3. Не всегда качественной и полноценной является подготовка и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений,

4. Существует проблема специального оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов и сопутствующих материалов к ним.

Если сертификация музеев 2001-2005 годов имела своей целью выявить общий объем и структуру музейной сети, то следующая очередная сертификация 2006-2010 годов была направлена на повышение качества всех направлений музейной работы, т. е. предполагалось значительное повышение требований к комплектованию, учету и хранению фондов, их научной обработке, экспози-ционно-выставочной, образовательно-воспитательной, творческой работе.

Приоритетом нового поколения должен стать не энциклопедизм, но умение в сжатые сроки находить и извлекать необходимые данные, использовать исторический и научный опыт предше-

ствующих поколений на благо гармонизации и стабильного развития личности, общества, государства, мира. В настоящее время на первое место выходит проблема содержания и методов образования и воспитания, разработка системы непрерывного образования, единого образовательно-воспитательного пространства, проблема наиболее эффективного приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в самом широком смысле слова.

Сегодня для эффективной деятельности музея в школе необходимо:

• дальнейшее развитие музейного дела в образовательных учреждениях;

• активное вовлечение обучающихся в создание музеев и их развитие;

• разработка в образовательных учреждениях специальных музейных образовательных программ, создаваемых и реализуемых совместно школьным педагогом и руководством музея;

• привлечение детей и подростков к участию в социально значимых проектах, способствующих освоению близлежащего культурного пространства, формированию позитивной социокультурной среды своего города, округа, района, решающих острые общественные проблемы;

• совершенствование содержания, форм и методов поисковой, исследовательской и собирательской работы;

• совершенствование нормативно-правовой базы музейно-пе-дагогической деятельности в образовательных учреждениях;

• развитие на базе музеев культурно-образовательных центров как формы интеграции основного и дополнительного образования;

• повышение качества подготовки квалифицированных специалистов для руководства музейно-педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Москвы и повышение культурологической и музеологической квалификации окружных специалистов и методистов, курирующих музеи, руководителей образовательных учреждений и руководителей музеев системы специального среднего и высшего педагогического образования;

• издание методической и нормативной литературы по вопросам музейно-педагогической деятельности;

• активизация межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры и образования, в том числе в сфере подго-

товки учителей к проведению занятий на основе государственных музейных экспозиций.

Создание музея в образовательном учреждений, равно как и его реконструкция, развитие, должны происходить по инициативе учащихся под руководством не только профессиональных педагогов, но и привлеченных специалистов, разбирающихся в культурологии, музейном деле, психологии, социологии и т. п. Вести эти работы оптимально методом творческих конкурсных проектов. Этот метод поможет сформировать актив музея, проводить мозговые штурмы по самым разным направлениям, начиная от профиля музея, его названия, способов комплектования фондов, архитектурно-художественных решений до системы и форм работы. Музей -это открытие, которое дети должны сделать сами, во всяком случае, их нельзя лишать такой «иллюзии самостоятельности». Самостоятельности в путешествии по времени, по истории процессов и явлений, по ступеням познания окружающего мира. Ни в коем случае не следует, как это происходит слишком часто, педагогам самим создавать музей и лишь потом приглашать к работе в нем детей. Это же относится и к проблемам реконструкции существующих музеев. Метод конкурсных проектов, всё шире входящий в жизнь современной школы, самым лучшим образом подходит к организации большинства форм работы музея образовательного учреждения, за исключением только учета фондов. Здесь уместен строго регламентированный порядок, что является тоже воспитанием ответственности за сохранность пусть частички, но общего культурного наследия.

Средообразующая роль музейных предметов, построенных по систематическому, а чаще тематическому принципу экспозиции, переоценить сложно. Если раньше считалось, что для организации музея нужно отдельное запирающееся помещение, то практика последних лет показала успешность и даже пользу размещения экспозиций в учебных кабинетах и даже рекреациях. Воспитывающая функция содержательных, сделанных руками самих детей (а не приглашенных художников), эстетически выдержанных экспозиций - огромна.

Активно работающие музеи обладают устойчивым свойством физического роста фондовых собраний, потребности в расширении экспозиционных и выставочных площадей, перехода некогда тематических разделов в самостоятельные музейные образования. Эта

тенденция отчетливо прослеживается в современной сети московских школьных музеев. Возникают музейно-выставочные комплексы образовательных учреждений, состоящие из разнопрофильных музеев. Кроме того, постепенно приобретая интегрирующие функции различных направлений дополнительного образования, многие музеи идентифицируют себя как музеи-клубы, салоны, студии, мастерские, театры, гостиные и т. п. И это прекрасно, ибо музей -это еще и пространство неформализованной культуры, специфическая, сжатая во времени предметная среда, мир прекрасного, мир размышлений, мир поисков и открытий. Музей - это место, где должны быть созданы условия для творчества. Это развивающая среда для младших и информационная среда для старших. Музейные предметы как знаки и символы, а расшифровка знаков - увлекательное мифотворчество. Культура должна формироваться не в линейно-догматическом, а в диалоговом режиме. Время и мы, мы во времени - суть музея. Осознание личности как культурной и жизненной ценности в значительной степени реальнее в музее, среди свидетельств жизни и творчества, подвигов и свершений людей, живших в прежние времена в другом предметном мире, но по тем же законам социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.