Научная статья на тему 'МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА'

МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ташматова А.Р.

в данной статье рассматривается деятельность музея музыкальных инструментов Государственной консерватории Узбекистана, представляющего значительный интерес не только для науки, но и для современного музыкального творчества. Автор статьи подчёркивает широчайшие перспективы данного музея в изучении и дальнейшем развитии узбекского музыкального искусства, уникальных народных музыкальных инструментов, являющихся неотъемлемой частью и гордостью национальной культуры Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INSTRUMENT MUSEUM AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN

this article examines the activities of the Museum of Musical Instruments of the State Conservatory of Uzbekistan, which is of significant interest not only for science, but also for modern musical creativity. The author of the article emphasizes the broadest prospects of this museum in the study and further development of Uzbek musical art, unique folk musical instruments, which are an integral part and pride of the national culture of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА»

МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Ташматова А.Р.

Ташматова Азатгул Рахимовна - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается деятельность музея музыкальных инструментов Государственной консерватории Узбекистана, представляющего значительный интерес не только для науки, но и для современного музыкального творчества. Автор статьи подчёркивает широчайшие перспективы данного музея в изучении и дальнейшем развитии узбекского музыкального искусства, уникальных народных музыкальных инструментов, являющихся неотъемлемой частью и гордостью национальной культуры Узбекистана.

Ключевые слова: музей, узбекские народные музыкальные инструменты, национальное наследие, исполнительская культура, уникальная коллекция, неиссякаемый источник.

MUSICAL INSTRUMENT MUSEUM AT THE STATE CONSERVATORY OF

UZBEKISTAN Tashmatova A.R.

Tashmatova Azatgul Rakhimovna - PhD in History of Arts, Professor, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the activities of the Museum of Musical Instruments of the State Conservatory of Uzbekistan, which is of significant interest not only for science, but also for modern musical creativity. The author of the article emphasizes the broadest prospects of this museum in the study and further development of Uzbek musical art, unique folk musical instruments, which are an integral part and pride of the national culture of Uzbekistan.

Keywords: museum, Uzbek folk musical instruments, national heritage, performing culture, unique collection, inexhaustible source.

УДК 078

Народные музыкальные инструменты являются неоценимым богатством Узбекистана. Неповторимые по форме и красоте инкрустаций, многообразные по тембрам и приёмам игры, они являются фундаментальным пластом национальной музыкальной культуры. В духовном наследии узбекского народа музыкальные инструменты занимают важное место, будучи специфической формой отражения быта, истории, мировосприятия, художественных импульсов. Народная инструментальная музыка усилиями многих поколений на протяжении веков сформировалась как уникальное эстетическое явление, представляющее значительный интерес не только для науки, но и для современного музыкального творчества. Познание его многочисленных свойств и составляющих элементов открывает широчайшие горизонты для обогащения разнообразных сфер творческой деятельности, совершенствования и перспектив развития учебного процесса.

Музыкальные инструменты Узбекистана - поистине сокровищница мировой культуры. По богатству и разнообразию видов они занимают одно из ведущих мест среди инструментария народов мира. Бытующие в настоящее время в Узбекистане народные музыкальные инструменты делятся по способам звукоизвлечения на три основные группы: духовые, ударные и струнные в свою очередь подразделяющиеся на струнно-ударные, струнно-щипковые и струнно-смычковые [1].

Исследователи мировой музыкальной культуры отмечают богатство и разнообразие узбекского народного инструментария. В Узбекистане широко используются многочисленные разновидности духовых, ударных и струнных инструментов. Духовые и ударные инструменты занимают особо важное место в музыкальной культуре центральноазиатского региона. Без их участия невозможно представить себе ни одно семейное торжество, праздник или народное гуляние. Присущие им фанфарность и торжественность звучания сразу же создают приподнятое настроение и веселье. Ансамбли, состоящие из групп духовых инструментов, предназначены в основном для выступлений на открытом воздухе.

Наличие сохранившихся редких образцов различных моделей инструментов предоставляет возможность ознакомления с ними широкого круга посетителей музея и, прежде всего, подрастающего поколения. Естественно, что и зарубежные гости, живо интересующиеся народной музыкальной культурой Узбекистана, могут ознакомиться с музыкальными инструментами, с историей развития инструментального искусства, получить обширную информацию о музыкальных инструментах нашего народа, на которых в

свое время играли и совершенствовали исполнительское мастерство великие учёные Востока Фараби, Джами, Навои [2] и многие другие.

Накопленный ценный материал по изучению узбекских народных инструментов, бережно охраняемые уникальные экспонаты, глубокий научный интерес к узбекскому национальному наследию, в частности, музыкальным инструментам зарубежных специалистов, настоятельно диктуют необходимость организации и проведения выездных выставок на международной арене.

Официальное открытие музея узбекских народных инструментов в 2004 году явилась фактом огромного исторического значения. Пристальный интерес к национальной истории, к древнейшим пластам национального наследия, к самобытным народным инструментам и,- шире, к народной исполнительской культуре, является характерной чертой нашего времени. Функционирование музея открывает широчайшие перспективы изучения и дальнейшего развития узбекского музыкального искусства.

В процессе деятельности музея осуществлён ряд мероприятий по пропаганде накопленных результатов. Музей посетили музыканты и учёные из Индии (Академия Сангит Натак), Германии (Нойбрандербургская академия музыки), Франции (Парижская национальная консерватория им. А. Глазунова), США (Калифорнийский университет), Японии (Университет изящных искусств и музыки), Республики Корея (Сеулский университет). Были подготовлены совместные выставки народных инструментов и проведены концерты, где демонстрировались исполнительские возможности инструментов уникальной коллекции. Для студентов и преподавателей консерватории, учащихся школ музыки и искусства, специализированных музыкальных школ, широкого круга любителей музыки на базе кафедры исполнительства на народных инструментах Государственной консерватории Узбекистана организованы циклы лекций и мастер-классы с участием известных учёных и музыкантов-исполнителей на народных инструментах Узбекистана и зарубежных стран, в частности, Сунира Касливал (Индия), Митайя Ройхе (Япония), Хан Мун-хи (Республика Корея).

Вместе с тем, инструментальная народная музыка, богатейшее наследие - народные музыкальные инструменты практически только в нынешнее время стали объектом специальных научных изысканий. В годы независимости особое значение придаётся реставрации исторических памятников национальной культуры, к которым относятся и музыкальные инструменты Узбекистана.

В настоящее время в музее имеется более тысячи уникальных экспонатов. Также имеются инструменты стран СНГ, Балтии, США, Франции, Республики Корея, Японии, Вьетнама, Индии, Италии. Среди них имеются очень схожие с узбекским удом инструменты, такие как русская, неаполитанская и итальянская мандолина, предшественником которых был инструмент барбат, то есть уд. Это говорит о том, что уд обошёл весь мир, у каждого народа он получил новое имя и в результате возвратился к себе на родину в частично измененном виде. Эти инструменты, представляющие огромную научно-практическую и художественную ценность, собирались более 80 лет у местного населения и потому мы вправе гордиться тем фактом, что сумели сохранить их вплоть до наших дней. Музей демонстрирует эти экспонаты не только для посетителей, но также ведет постоянную научную деятельность.

С 2003 года музей музыкальных инструментов включен Государственным Комитетом по науке и технологиям при Кабинете министров Республики Узбекистан в список «Государственных уникальных научных объектов», с целью содержания и сохранения. Бережное отношение к народным музыкальным инструментам чрезвычайно важно, как в практическом, так и в научно-исследовательском и методическом отношениях, ибо каждый экспонат музея заслуживает специального изучения и пропаганды на уровне диссертационных трудов, рассматривающих различные аспекты. В числе актуальных являются задачи расширения диапазона и исполнительских выразительных средств, улучшения звуковых качеств и акустических возможностей, создания модифицированных инструментов, отвечающих современным требованиям музыкального исполнительства и образования [3].

Музей музыкальных инструментов - это неиссякаемый источник национального наследия, которое может служить ценным материалом для исследователей в области искусствознания, музыкознания, психологии, педагогики и других наук. Он располагает неоценимым богатством, позволяющим судить об уровне развития, как музыкальной культуры Узбекистана, так и общемировой культуры. Поэтому деятельность музея может в ближайшем будущем приобрести более широкое международное значение.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в последние годы заметно возрос интерес к изучению музыкальных инструментов не только в нашей республике, но и за рубежом. Данная сфера является сегодня одной из актуальных проблем в современном искусствознании. Музыкальные инструменты имеют непосредственное отношение к духовной культуре, определяют эстетические вкусы, сложившиеся на определенном этапе развития общества. Не следует также забывать о том, что музыкальные инструменты и их изображения в памятниках материальной культуры - надёжный, а иногда и единственный источник сведений о музыкально-общественной жизни исторических эпох.

Список литературы /References

1. Петросянц А. Инструментоведение. Т., 1990.

2. Ташматова А. Каталог музея музыкальных инструментов. Т., 2006.

3. Ташматова А. История исполнительского искусства, Т., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.