Научная статья на тему 'МУЗЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК XIX В.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРЕДАЧИ КОЛЛЕКЦИЙ В ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ'

МУЗЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК XIX В.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРЕДАЧИ КОЛЛЕКЦИЙ В ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ / АКАДЕМИЯ НАУК / ЭРМИТАЖ / КУНСТКАМЕРА / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хартанович Маргарита Федоровна, Хартанович Мария Валерьевна

Музей классической археологии Императорской Академии наук - преемник Кунсткамеры Академии наук XVIII в. в части хранения и экспонирования коллекций древностей. В настоящей работе подробно рассматриваются этапы развития Музея классической археологии как учреждения в структуре Академии наук по линии Кабинета медалей и редкостей - Нумизматического музея - Музея классической археологии. Фонд музея составили древнегреческие и римские монеты, древнерусские монеты, монеты восточных культур, древнегреческие вазы, древности из поделочного камня, стекла, драгоценных металлов, оттиски медалей и монет, предметы из археологических раскопок и кладов, рукописи, рисунки предметов и фотографии. Отдельное внимание уделено соотношению возможностей музейных фондов Академии наук и Императорского Эрмитажа по хранению, экспонированию, изучению и популяризации археологических коллекций во второй половине XIX в. Приводятся причины весьма активной передачи археологических коллекций из Академии наук в Эрмитаж в XIX в., а также виды компенсаций, полученных Академией за коллекции. Первыми археологическими собраниями, переданными из Академии наук в Эрмитаж по инициативе председателя Императорской археологической комиссии С. Г. Строганова, стали Сибирская коллекция Петра I и Мельгуновский клад. Собрание Музея классической археологии также привлекло внимание искусствоведа И. В. Цветаева при создании фондов нового Музея изящных искусств при Московском университете. Вводятся в научный оборот архивные документы, отражающие состояние музейной работы в XIX в. в рассматриваемом учреждении Академии наук, а также документы, показывающие структуру Музея классической археологии, состав коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF CLASSICAL ARCHEOLOGY OF THE 19TH-CENTURY IMPERIAL ACADEMY OF SCIENCES: THE HISTORY OF ORGANIZING AND TRANSFERRING COLLECTIONS TO THE IMPERIAL HERMITAGE

The Museum of Classical Archeology of the Imperial Academy of Sciences is the successor to the 18th-century Kunstkamera of the Academy of Sciences in term of collections of classical antiquities. This article discusses in detail the stages of development of the Museum of Classical Archaeology as an institution within the structure of the Academy of Sciences through the Cabinet of Medals and Rarities, Numismatic Museum, and the Museum of Classical Archaeology. The fund of the museum consisted of ancient Greek and Roman coins, ancient Russian coins, coins from oriental cultures, ancient Greek vases, antiquities from ornamental stone, glass, precious metals, impressions of medals and coins, items from archaeological excavations and treasures, manuscripts, drawings of objects and photographs. Special attention is paid to the correlation of the possibilities of museum collections of the Academy of Sciences and the Imperial Hermitage in terms of storage, exhibition, research, and promotion of archaeological collections in the second half of the 19th century. The reasons for the very active transfer of the Academy of Sciences’ archaeological collections to the Hermitage in the 19th century and the types of compensation received by the Academy for the collections are discussed. The first archaeological collections donated from the Academy of Sciences to the Hermitage on the initiative of the chairman of the Imperial Archaeological Commission S. G. Stroganov were the “Siberian collection” of Peter I and the Melgunov treasure. The collection of the Museum of Classical Archeology also attracted the attention of art critic I. V. Tsvetaev when arranging funds for the new Museum of Fine Arts at Moscow University. The article introduces into scientific circulation archival documents, showing the state of the museum work in the 19th century in the institution of the Academy of Sciences, documents depicting the structure of the Museum of Classical Archaeology, and the composition of collections.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК XIX В.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРЕДАЧИ КОЛЛЕКЦИЙ В ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ»

2021

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 12. Вып. 1

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

УДК 069.5

Музей классической археологии Императорской Академии наук XIX в.: история организации и передачи коллекций в Императорский Эрмитаж

М. Ф. Хартанович1, М. В. Хартанович2

1 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

2 Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

Для цитирования: Хартанович М. Ф., Хартанович М. В. 2021. Музей классической археологии Императорской Академии наук XIX в.: история организации и передачи коллекций в Императорский Эрмитаж. Вопросы музеологии, 12 (1), 13-27. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.102

Музей классической археологии Императорской Академии наук — преемник Кунсткамеры Академии наук XVIII в. в части хранения и экспонирования коллекций древностей. В настоящей работе подробно рассматриваются этапы развития Музея классической археологии как учреждения в структуре Академии наук по линии Кабинета медалей и редкостей — Нумизматического музея — Музея классической археологии. Фонд музея составили древнегреческие и римские монеты, древнерусские монеты, монеты восточных культур, древнегреческие вазы, древности из поделочного камня, стекла, драгоценных металлов, оттиски медалей и монет, предметы из археологических раскопок и кладов, рукописи, рисунки предметов и фотографии. Отдельное внимание уделено соотношению возможностей музейных фондов Академии наук и Императорского Эрмитажа по хранению, экспонированию, изучению и популяризации археологических коллекций во второй половине XIX в. Приводятся причины весьма активной передачи археологических коллекций из Академии наук в Эрмитаж в XIX в., а также виды компенсаций, полученных Академией за коллекции. Первыми археологическими собраниями, переданными из Академии наук в Эрмитаж по инициативе председателя Императорской археологической комиссии С. Г. Строганова, стали Сибирская коллекция Петра I и Мельгуновский клад. Собрание Музея классической археологии также привлекло внимание искусствоведа И. В. Цветаева при создании фондов нового Музея изящных искусств при Московском университете. Вводятся в научный оборот архивные документы, отражающие состояние музейной работы в XIX в. в рассматриваемом

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

учреждении Академии наук, а также документы, показывающие структуру Музея классической археологии, состав коллекций.

Ключевые слова: Музей классической археологии, Академия наук, Эрмитаж, Кунсткамера, археологические коллекции.

Существование в структуре Императорской Академии наук Музея классической археологии упоминается в литературе по истории Кунсткамеры Императорской Академии наук и ее преемника — Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого1. Настоящая работа посвящена этапам «жизненного цикла» Музея классической археологии Императорской Академии наук, составу его коллекций, итогам взаимодействия с Императорским Эрмитажем.

Начало Музею классической археологии Императорской Академии наук дано первым российским публичным музеем — Кунсткамерой Императорской Академии наук (1714-1836).

Собрания и экспозиции Кунсткамеры XVIII в. строились по принципу универсального представления окружающего мира: в музее показывались коллекции из мира живой и неживой природы, древности, предметы традиционной духовной и материальной культуры народов Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Океании.

Первая треть XIX в. ознаменовалась для Кунсткамеры Академии наук значительными структурными изменениями: на основе ее коллекций стали создаваться специализированные музеи Академии. В Уставе Санкт-Петербургской Академии наук 1836 г. «сохранению и управлению» Академией вверялись «музеи: минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет». Хранилищем древних вещей стал Нумизматический кабинет. На содержание Нумизматического музея выделялось 500 руб. в год2.

Дальнейшее структурное преобразование Императорской Академии наук 1840-х гг., в частности основание трех отделений: физико-математического, русского языка и словесности, исторических наук и филологии, потребовало разработки нового Устава. Этот процесс затронул и статус музеев Академии. В частности, в проектах Устава, рассматривавшихся в 1857 и 1864 гг., Нумизматический кабинет именовался как «музей греческих и римских древностей», что более полно отражало его специфику3.

Ни один из проектов Устава не был утвержден, и Нумизматический кабинет просуществовал под таким именем до 1874 г., когда в «Росписании расходов по библиотеке и музеям Императорской Академии наук» его название было изменено на Музей классической археологии4.

По утвержденному 3 июля 1874 г. «Росписанию расходов по библиотеке и музеям...» Музею классической археологии полагался один ученый хранитель с жа-

1 Станюкович, 1964. С. 46; Тихонов, 2015. С. 7; Тункина, 2002. С. 238-239.

2 Уставы Академии наук СССР. 1974. М.: Наука. С. 111, 117.

3 Басаргина, 2013. С. 78, 144.

4 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся до Императорской Академии наук и подведомственных ей ученых учреждений. 1889. СПб.: Тип. Императорской Академии наук. С. 30.

лованьем 600 руб. и квартирными деньгами 150 руб.; на содержание и пополнение коллекции выделялось 500 руб. в год5.

Таким образом, между двумя документами, регламентирующими деятельность музеев, прошло 28 лет, однако сумма на содержание коллекций Нумизматического кабинета и его преемника — Музея классической археологии — осталась неизменной. Подобное финансовое положение ограничивало развитие коллекций.

Более широкими возможностями для изучения, показа и пополнения археологических коллекций обладал Императорский Эрмитаж. Первым этапом взаимодействия Нумизматического кабинета Академии наук и Эрмитажа в сфере принадлежности археологических коллекций стала передача Сибирских древностей Петра I в 1860 г.

Интерес к Сибирской коллекции Петра I возродился благодаря исследовательской деятельности председателя Императорской археологической комиссии С. Г. Строганова. 27 февраля 1859 г. он писал Президенту Академии наук Д. Н. Блу-дову о раскопках скифского кургана (Александропольского кургана) в Екатерино-славском уезде. Некоторые вещи из этого кургана имели внешнее сходство с предметами из сибирских курганов. Но сибирские древности были известны в ограниченном количестве. В литературе XVIII в. Строганов нашел указание на то, что в 1726 г. в Академии наук хранилось 250 единиц сибирских древностей из золота. Осмотрев собрание Академии, С. Г. Строганов доложил о коллекциях императору Александру II. Учитывая, что определение этих вещей как «сибирских» было весьма условно, Строганов просил Д. Н. Блудова сообщить сведения из архива Академии: где были найдены эти предметы, как образовалась эта коллекция в Академии наук6.

Пояснительная записка, подготовленная управляющим Минцкабинетом Академии наук академиком Л. Э. Стефани, показывает путь сбора и выявления данных, доступных для исследователя в середине XIX в.

В Минцкабинете на тот момент не имелось ни одного документа о поступлении в музей этих древностей. Стефани обратился к публикациям Академии, в частности к труду И. Г. Бакмейстера "Essai sur la bibliothèque et le cabinet de curiosités et d'histoire naturelle de l'Académie des sciences de Saint Pétersbourg"7, а также к архиву Императорской Академии наук. К первым по датировке документам Стефани отнес Сенатский указ 1721 г. «О покупке в Сибири куриозных вещей и о присылке оных в Берг- и Мануфактур-коллегию», при исполнении которого были присланы две коллекции8, в том числе одна из Астрахани9. В 1727 г. они были переданы императорским двором в Академию с описью, а в 1728 г. были размещены в здании Кунсткамеры. В современной Стефани описи не было указаний мест, где они были найдены, за исключением одного кольца, а описание вещей с трудом могло служить

5 Сборник постановлений и распоряжений... С. 38.

6 Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 2. Оп. 1 — 1859. Д. 6. Л. 1.

7 Bacmeister J. 1777. Versuch über die Bibliothek und das Naturalien- und Kunst-Kabinet der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in St. Petersburg / Aus dem Französischen des Herrn Bibliothekars Johann Bacmeister. St. Petersburg: Gedruckt bey Weitbrecht und Schnoor.

8 Старинные сибирские вещи, присланные Петру I от сибирского губернатора А. М. Черкасского в 1721 г.

9 Древности, найденные на месте золотоордынского городища близ Астрахани и отправленные имп. Екатерине I комиссаром М. Молоствовым в 1726 г.

идентификации описи с самими предметами. Сведения о древних вещах, опубликованные в каталоге Musei Imperialis Petropolitani (Кунсткамеры)10, уже не соответствовали требованиям науки XIX в.

В 1836 г. в процессе разделения собраний Кунсткамеры на отдельные музеи древности были рассредоточены между Азиатским музеем11, Минцкабинетом и Этнографическим музеем12. Поступив в 1852 г. на должность заведующего Минцкабинетом, Л. Э. Стефани распорядился составить каталог и включить все возможные сведения из академических изданий. В заключении Стефани писал, что не смог организовать гравирование изображений драгоценных предметов по причине скудности средств Академии в те годы13.

Таким образом, к середине XIX в. ученые располагали весьма скромным кругом источников для описания истории коллекций, как и скудными средствами для их популяризации.

В декабре 1859 г. в Эрмитаже была организована выставка Сибирской коллекции Петра I и коллекции из раскопок А. П. Мельгунова14 для осмотра ее императором Александром II15. За ней последовала передача этих собраний в Императорский Эрмитаж. Считая себя в некотором роде пособником этого события, С. Г. Строганов в письме Д. Н. Блудову предложил Академии составить проект «ученого предприятия с европейским значением», например издание трудов византийских историков, а хлопоты о ходатайствовании перед Александром II о денежном пособии Строганов бы взял на себя16. 21 декабря 1859 г. Л. Э. Стефани поступило распоряжение от Д. Н. Блудова о передаче коллекций в Эрмитаж, куда также были отданы и гравюры с изображением древностей17.

В качестве вознаграждения за «сибирские древности» император Александр II распорядился выплачивать по 2 тыс. рублей серебром в течение 10 лет на издание работ по выбору академиков18.

О некотором приоритете публикации научных исследований перед хранением музейных коллекций свидетельствуют и результаты передачи коллекций Египетского музея Императорской Академии наук в Императорский Эрмитаж в 1862 г. Египетская коллекция, купленная Академией наук в 1825 г., практически полностью перешла в Эрмитаж для пополнения раздела этого музея по древним культурам и обеспечения лучшей доступности коллекций для публики. Высокие цены на предметы культуры Древнего Египта не позволяли Академии наук обеспечить системное развитие музея, а понимание коллекций Академии наук как преимущественно объекта научных изысканий ограничивало публичность музея. В качестве

10 Мше1 Imperialis Petropolitani. [СПб.]: Т^б Academiae scientiarum Petropolitanae, 1741-1745.

11 Азиатский музей Императорской Академии наук, ныне — Институт востоковедения РАН.

12 Этнографический музей Императорской Академии наук, ныне — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

13 СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1859. Д. 6. Л. 8-13 об.

14 Тункина, 1998. С. 12-26.

15 СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1859. Д. 6. Л. 16.

16 Там же. Л. 19-19 об.

17 Там же. Л. 21, 33.

18 Там же. Л. 47.

вознаграждения за египетское собрание император Александр II назначил сумму на издание научных трудов Академии19.

Процесс передачи коллекций, связанных с культурой Древнего мира, в Императорский Эрмитаж продолжился в последующие десятилетия.

5 марта 1894 г. в письме за подписью Президента Академии наук вел. кн. Константина Константиновича перед министром народного просвещения И. Д. Деля-новым был поставлен вопрос о положении и состоянии Музея классической археологии в структуре Академии наук. Ввиду того что Академия была неспособна содержать музей согласно требованиям современной на тот момент археологической науки, собрание музея было предложено передать Императорскому Эрмитажу с компенсацией в 16 тыс. рублей20.

Музей состоял из трех собраний:

1) восточные монеты, хранившиеся в Азиатском музее Академии, собиранием и изучением которых занимался востоковед, нумизмат, основатель и руководитель Азиатского музея в 1818-1842 гг. академик Х. Д. Френ (1782-1851);

2) древние русские монеты, собранные преимущественно стараниями нумизмата, историка, академика Ф. И. Круга (1764-1844) и находившиеся на тот момент в ведении академика, историка А. А. Куника (1814-1899);

3) древние греческие и римские монеты, заложившие основную часть собрания, названного в штате Академии 1836 г. Нумизматическим музеем и переименованного в 1874 г. в Музей классической археологии.

В состав последнего музея входили: 1) древние греческие монеты; 2) римские монеты; 3) монеты и медали новых времен; 4) собрание серных оттисков греческих и римских монет французского ученого Т. Э. Мионне21, купленное в 1854 г. у Императорской публичной библиотеки; 5) древние греческие вазы, предметы из обожженной глины, гипсовые оттиски резных камней из собрания Томмазо Кадеса22 из Берлинского музея и другие предметы23.

Количество и стоимость коллекций были определены следующим образом:

«1) коллекция греческих, римских и новых монет и медалей, в количестве 682 золотых, 8464 серебряных и 11216 бронзовых и медных; означенная коллекция с включением остатков Варшавского собрания и разных подражаний древних и новых монет оценена старейшим хранителем монет и медалей Императорского Эрмитажа действительным статским советником Ю. Б. Иверсеном в сумме 10 619 руб.;

2) коллекция 50 расписных ваз, за которые музеем уплачено около 3500 руб.;

3) мраморные, бронзовые, стеклянные и другие древности ценностью около 700 руб.;

4) гипсовые оттиски резных камней, гипсовые лепки и формы некоторых мелких древностей, ценностью в 900 руб.;

19 Хартанович, 2016. С. 143-150.

20 СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1894. Д. 29. Л. 1, 2.

21 Мионне Теодор-Эдм (1770-1842), французский нумизмат.

22 Кадес Томмазо (1772 или 1775?-1840), резчик, гравер.

23 СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1894. Д. 29. Л. 4 об., 5.

5) собрание 343 фотографий античных зданий, статуй, барельефов, за которые музеем уплачено 250 руб.

Сверх того в музее находятся:

1) старые рисунки разных предметов, рукописи, 26 книг и каталоги, относящиеся к вышеозначенным древностям;

2) неполное собрание серных оттисков греческих монет Мионне;

3) вещи, хранившиеся в бывшей Кунсткамере: дароносица германского происхождения, два посоха, ножи, вилки, вазочки, 2 бронзовые статуэтки и проч.;

4) мелкие клады из Померании, Познани, Пруссии и Лифляндии, так как и позолоченная корона — предметы больше этнографического, чем художественного характера, которые могли бы служить приращением Императорской Академии наук.

Наконец, по духовному завещанию академика Стефани в музее помещен шкаф с изданиями его и гипсовый бюст Милосской Венеры.

В общей сложности стоимость предметов — 16 000»24.

В августе 1894 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов уведомил Академию о повелении императора Александра III присоединить указанные коллекции к собранию Эрмитажа с выплатой из средств Императорского кабинета 15 969 руб.25

В то же время собраниями Музея классической археологии заинтересовался Музей изящных искусств им. императора Александра III при Императорском Московском университете. В сентябре 1896 г. заведующий музеем, историк, археолог И. В. Цветаев, зная о судьбе Музея классической археологии, обратился в Академию наук с ходатайством о перенесении коллекций из Эрмитажа в московский Университет, по крайней мере тех предметов, которые не представляли особой научной ценности для Эрмитажа26. Однако, получив за коллекции Музея классической археологии компенсацию, Академия наук уже не могла поддержать предложение профессора И. В. Цветаева и рекомендовала обращаться в Эрмитаж напрямую.

Передача коллекций из Музея классической археологии в Эрмитаж закончилась в начале сентября 1894 г., список предметов приводится в приложении к статье.

Во всей полноте собрание Музея классической археологии, которое можно было бы увидеть в стенах современного Музея антропологии и этнографии, можно представить благодаря приведенным ниже спискам предметов. В них включены редкости из первых коллекций Кунсткамеры, в том числе с отсылками на Каталог Кунсткамеры Musei Imperialis Petropolitani; находки из раскопок в Мелитопольском уезде пожизненного председателя Менонитского земледельческого общества, председателя Общества по улучшению сельского хозяйства Иоганна Корниса в 18421844 гг.27; находки из раскопок академика Императорской Академии художеств

24 СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1894. Д. 29. Л. 5-6.

25 Там же. Л. 7.

26 Там же. Л. 9-10 об.

27 Дровосекова, 2012. С. 163-171; Хартанович, 2017. С. 115-122.

П. А. Черкасова у села Верхний Кобан; древности, извлеченные из погребений князем Хабошем Кануковым близ Владикавказа28 и др.

При этом в Академии наук из собраний Музея классической археологии оставались предметы этнографического характера, связанные непосредственно со специализацией Музея антропологии и этнографии Академии наук.

Крупнейший советский нумизмат, главный хранитель отдела нумизматики Государственного Эрмитажа И. Г. Спасский характеризовал процесс слияния коллекций из бывшей Кунсткамеры Императорской Академии наук и Эрмитажа как этап продолжения традиций собирания, научного изучения и просветительской деятельности29.

Таким образом, между Императорской Академией наук и Императорским Эрмитажем, обладавшими весьма различными возможностями приобретения, научной обработки и показа коллекций, происходили процессы, связанные с дальнейшей специализацией и централизацией коллекций музеев по отраслям знаний.

Литература

Басаргина Е. Ю. 2013. Проекты академической реформы 1855-1917 гг. СПб.: Нестор-История. Дровосекова О. В. 2012. Из истории первых научных исследований памятников археологии в Запорожском крае. Музейний Вкник 12: 163-171. Спасский И. Г. 1970. Нумизматика в Эрмитаже. Очерк истории Минцкабинета — Отдела нумизматики. Нумизматика и эпиграфика VIII. М.: Наука: 123-234. Станюкович Т. В. 1964. Музей антропологии и этнографии за 250 лет. 250 лет Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Сборник Музея антропологии и этнографии XXII. Л.: Наука: 5-150.

Тихонов И. Л. 2015. Археология в Этнографическом музее Академии наук в XIX — начале ХХ в. Свод археологических источников Кунсткамеры 4. История археологического собрания МАЭ. Верхний палеолит 4. СПб.: Наука: 5-75. Тункина И. В. 1998. Первый исследователь скифских курганов: К биографии А. П. Мельгунова (17221788). Очерки истории отечественной археологии 2. М.: ИА РАН: 12-26. Тункина И. В. 2002. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середина XIX в.). СПб.: Наука.

Хартанович М. В. 2016. По следам коллекций Египетского музея Императорской академии наук в собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. Кунсткамера: коллекции и хранители. Памяти Зои Леонидовны Пугач. Сборник Музея антропологии и этнографии LXII. СПб.: МАЭ РАН: 143-150. Хартанович М. В. 2017. Организация собирания краниологических коллекций в Императорской Академии наук в 1840-х гг. Вестник Московского университета. Серия XXIII: Антропология 1: 115-122.

Статья поступила в редакцию 8 декабря 2020 г.; рекомендована к печати 29 марта 2021 г.

Контактная информация:

Хартанович Маргарита Федоровна — д-р ист. наук, вед. науч. сотр.; mkhart@yandex.ru Хартанович Мария Валерьевна — зав. видеографическим банком данных; marijah@mail.ru

28 Записки Императорской Академии наук. 1881. Т. 37. СПб.: Типография Императорской Академии наук. С. 186, 229.

29 Спасский, 1970. С. 129.

Museum of Classical Archeology of the 19th-century Imperial Academy of Sciences: The history of organizing and transferring collections to the Imperial Hermitage

M. F. Khartanovich1, M. V. Khartanovich2

1 Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

2 Scientific-Research Museum of the Russian Academy of Arts,

17, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Khartanovich M. F., Khartanovich M. V. 2021. Museum of Classical Archeology of the 19th-century Imperial Academy of Sciences: The history of organizing and transferring collections to the Imperial Hermitage. The Issues of Museology 12 (1): 13-27. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.102 (In Russian)

The Museum of Classical Archeology of the Imperial Academy of Sciences is the successor to the 18th-century Kunstkamera of the Academy of Sciences in term of collections of classical antiquities. This article discusses in detail the stages of development of the Museum of Classical Archaeology as an institution within the structure of the Academy of Sciences through the Cabinet of Medals and Rarities, Numismatic Museum, and the Museum of Classical Archaeology. The fund of the museum consisted of ancient Greek and Roman coins, ancient Russian coins, coins from oriental cultures, ancient Greek vases, antiquities from ornamental stone, glass, precious metals, impressions of medals and coins, items from archaeological excavations and treasures, manuscripts, drawings of objects and photographs. Special attention is paid to the correlation of the possibilities of museum collections of the Academy of Sciences and the Imperial Hermitage in terms of storage, exhibition, research, and promotion of archaeological collections in the second half of the 19th century. The reasons for the very active transfer of the Academy of Sciences' archaeological collections to the Hermitage in the 19th century and the types of compensation received by the Academy for the collections are discussed. The first archaeological collections donated from the Academy of Sciences to the Hermitage on the initiative of the chairman of the Imperial Archaeological Commission S. G. Stroganov were the "Siberian collection" of Peter I and the Melgunov treasure. The collection of the Museum of Classical Archeology also attracted the attention of art critic I. V. Tsvetaev when arranging funds for the new Museum of Fine Arts at Moscow University. The article introduces into scientific circulation archival documents, showing the state of the museum work in the 19th century in the institution of the Academy of Sciences, documents depicting the structure of the Museum of Classical Archaeology, and the composition of collections.

Keywords: Museum of Classical Archeology, Imperial Academy of Sciences, Hermitage, Kunstkamera, archeological collections.

References

Basargina E. Yu. 2013. Projects of Academic reform 1855-1917. St. Petersburg: Nestor-Istoria Publ. (In Russian)

Drovosekova O. V. 2012. On the history of the first academic research of archeological monuments in

Zaporozhsky Kray. Muzeyniy Visnik 12: 163-171. (In Russian) Khartanovich M. V. 2016. Tracing collections of Egyptian Museum of the Imperial Academy of Sciences in the holdings of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS. Kunstkamera: kollektsii i khraniteli. Pamyati Zoi Leonidovny Pugach. Sbornik Muzeya antropologii i etno-grafii LXII. St. Petersburg: MAE RAN Publ.: 143-150. (In Russian) Khartanovich M. V. 2017. Arrangement of Craniological Collections in Imperial Academy of Sciences in 1840s. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia XXIII: Antropologiia 1: 115-122. (In Russian)

Spasskij I. G. 1970. Numismatics in the Hermitage. Essays on the history of Munze-kabinet — Department

of Numismatics. Numizmatika i epigrafika VIII. Moscow: Nauka Publ.: 123-234. (In Russian) Stanyukovich T. V. 1964. Museum of Anthropology and Ethnography through 250 years. 250 let Muzeya antropologii i ethnografii im. Petra Velikogo. Sbornik Muzeya antropologii i etnografii XXII. Leningrad: Nauka Publ.: 5-150. (In Russian) Tikhonov I. L. 2015. Archeology in Ethnographic Museum of the Academy of Sciences in the 19th — early 20th centuries. Svod arkheologicheskikh istochnikov Kunstkamery 4. Istoriya arkheologicheskogo sobrani-ya MAE. Verkhniy paleolit. St. Petersburg: MAE RAN Publ.: 5-75. (In Russian) Tunkina I. V. 1998. First Researcher of Scythian Burial Grounds: biography of A. P. Melgunov (1722-1788).

Ocherki istorii otechestvennoi arkheologii. Moscow: IA RAN Publ.: 12-26. (In Russian) Tunkina I. V 2002. Russian Science on Classic Antiquities of the South of Russia (18th — mid-19th centuries). St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Received: December 8, 2021 Accepted: March 29, 2021

Authors' information:

Margarita F. Khartanovich — Dr. Sci. in History, Leading Researcher; mkhart@yandex.ru Maria V. Khartanovich — Head of Video and Graphic Museum Data Bank; marijah@mail.ru

Приложение

Предметы Музея древне-классической Археологии ИАН, принятые для Императорского Эрмитажа А.

Для Минцкабинета

A) Монеты греческие:

золотых 36; серебряных 861; медных 18Q9;

Б) Монеты римские: золотых 257; серебряных 55Q6; медных 9319;

B) Монеты Новых времен: золотых 389; серебряных 2Q97; медных 88;

Всего двадцать тысяч триста шестьдесят две монеты с принадлежащим к ним инвентарем. Сверх того:

Г) Монеты бывшей Варшавской и иных коллекций без каталога в числе 52 золотых, 41Q серебряных и 23 оловянных и медных монет и медалей Д) Коллекция поддельных монет Беккера Е) Шесть стальных штемпелей Ж) Тридцать четыре свинцовых оттиска З) Один деревянный штемпель И) Серные снимки монет (Collection Mionnet) К) Один том рисунков греческих монет

Все по сей описи обозначенные монеты, медали и другие предметы сдал ученый хранитель Г. Кизерицкий.

Б.

Древности

3 Tres (Duo) ramuli cum foliis ex auro facti. Mus. Petrop. II. P. 188. No 8 1 золотое ожерелье с бараньими головами (в трех кусках); 1 золотое ожерелье; 1 золотое ожерелье; 1 золотое ожерелье с головами змей; 1 золотое ожерелье с львиными головами (в двух кусках);

1 золотые серьги (с львиными мордами);

2 золотых подвесок в виде колонки; 1 золотая подвеска в виде лунки;

1 золотая небольшая трубочка gefunden von dem Molotshanen Menonit Peter Groning in j. 1836;

1 серебряный медальон с рельефным (часть позолоченным) бюстом с крылатой женской фигурой, держащей в руках сердце (?);

Несколько мелких бронзовых и медных вещиц: букрании свинцовые, 8 медных наконечников от стрел. Притом бумажка надпись auf d. Sack folgende Aufschrift No 3 A Jacobi; 1 низка с нанизанными пестрыми стеклянными бусами;

1 низка с нанизанными пестрыми стеклянными бусами и янтарной пластинкой; 1 низка с нанизанными бронзовыми пряжками и небольшими бронзовыми предметами; 1 золотое ожерелье с изображениями львиноголовых грифонов (ломано на 4 части); 1 золотая пластинка с рельефным изображением 3-х птиц и обезьяны (ломана на 6 частей);

1 серебряная пластинка с рельефным украшением (из Мелитополя 1843);

2 серебряных пластинки, служивших украшением седла (из Мелитополя);

3 бронзовых котелка;

3 бронзовых круглых пластинки;

Мелкие железные и бронзовые древности, найденные менонитом Корнисом в 1843 г. в Мелитопольском уезде Таврической губернии.

Часть Мельгуновского клада, остававшаяся в Академии наук (другая уже в 1859 г.) или 1863 г. перенесена в Императорский Эрмитаж.

1 деревянная крашеная дощечка (египетская, ломана на 3 части).

КОБАНСКИЕ КЛАДЫ

I. Вещи, приобретенные в 1880 г. от академика Черкасова: 1 бронзовый топор;

1 бронзовый кинжал;

1 бронзовая спираль (Кробил);

2 бронзовых запястья (одно в виде спирали); 1 бронзовое открытое кольцо;

1 бронзовая фибула; 1 бронзовая игла;

1 половинка бронзовой упряжи;

4 бронзовых подвески различной формы, остатки ожерелья, состоящие из: сердоликовых бус, одной стеклянной и одной бронзовой крестообразной бусы.

II. Вещи, приобретенные в 1881 г. от осетина Канукова: А) бронзовые предметы

3 топора;

4 кинжала;

9 продолговатых подвесок;

2 шейных кольца; 2 цепочки;

17 частей ожерелья (в виде животных и др.);

1 ожерелье из бронзовых бус;

13 различных браслетов;

2 спиральных браслета; 11 узких спиралей;

6 спиральных колец (Кробилы);

14 фибул;

11 половинок от пряжек (вкупе с обломками); 1 иглы;

12 ромбоидальных украшений одежд;

9 украшений одежды в виде полушариков; 1 большая трубка;

10 небольших трубок;

Б) Стеклянные и каменные предметы:

1 небольшое ожерелье из стеклянных бус с раковиной и зубом; 1 ожерелье из сердоликовых бус; 1 точильный камень.

Предметы, найденные в Болгарии в 1878 г.

3 части бронзовой колесницы (в состав входят):

1 разные статуэтки Гермеса, Геркулеса, Сатиров, Антиноя;

2 орлиные головки;

3 львиные головки;

4 остатки лошадиного убора;

5 цепочки, пряжки, кольца, бляшки и т. д.;

1 поврежденная бронзовая статуэтка Венеры; 1 измятое бронзовое блюдо; 1 терракотовая женская фигура; 8 глиняных лампочек; 3 несколько амфорных ручек; 1 обломок деревянного посоха; 1 бронзовый наконечник дышла (древний); 1 свинцовая статуэтка Амура из Помпеи; 1 гипсовая пластинка со штемпелем (древняя);

Каменные предметы

1 рельеф: морской Кентавр и Нереида;

1 рельеф поэт и муза;

1 рельеф вакханская процессия;

1 вакханская процессия (с колесницей);

1 рельеф: две амазонки пешком и лошадь;

1 рельеф: крылатая человеческая фигура около весов;

1 рельеф: фриз с изображениями: 1) поклонения Св. Губерту, 2) морского грабежа и 3) охоты;

1 римский саркофаг; 1 бюст сатира; 1 бюст молодого человека;

3 небольших обломка (мраморных) с остатками надписей; 1 каменная плита из Пальмиры;

3 овальных камэ: женские лица из халцедона на аметистовом фоне. Рамки деревянные золоченые;

1 аметистовая (?) ломаная пластинка с рельефом в 8-ми угольной деревянной золоченой рамке.

Гипсовые предметы

1 небольшой рельеф, изображающий ассирийскую головку; 1 статуэтка греческого воина; 1 медальон, изображающий Ахиллеса и Патрокла; 1 головка Гебы;

4 формы;

1 памятник в Игеле;

1 сломан на три части рельеф с изображением дьявола

249. Вазы

1 гидрия, найденная в Ульции: свадебная процессия? и Кербер; 1 ваза сатрапа из Орбетелло: Медея на колеснице, запряженной драконами; 1 ваза сатрапа из Сабины: заключение договора (?); 1 амфора из Нолы: Перей?; 1 амфора из Нолы: Аргонавты?; 1 ваза: легенда о Троиле;

1 амфора из Нолы: Гермес, преследующий мальчика. На обороте: Гермес и юноша с жезлом;

1 маленький Лекит, старинного стиля: Ахелой;

1 маленькая амфора, старинного стиля: Ахелой;

1 ваза из южной Италии: сюжет неизвестный (костюмы из комедии);

1 ваза из южной Италии: сюжет неизвестный;

1 ваза: женщина со ступкой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 черная чаша с именем артиста;

1 черная чаша с вакхическим сюжетом;

1 черная чаша с именем артиста Канулея;

1 черная чаша с именем божества;

На колесницах запряженных 4-мя лошадками

1 черная чаша из Корнето: приключения Одиссея;

17

1 ваза из Адерно: пьяный Геракл;

1 амфора: Зевс и Гера в квадриге. Впереди Афина, Гермес и какая-то богиня. На обороте: воин, несущий на спине павшего воина, по обе стороны этой группы старец и стрелок; 1 чаша Ахилла и Эпикура: внутри увенчанный юноша с жезлом и кружкой; 1 удлиненная цветная амфора Ифигения, выходящая с Орестом и Пиладом из дверей храма. На обороте: фигуры в мантиях;

1 чаша черная с пальметками и надписью; 1 чаша черная с рельефным изображением пира; 1 чаша черная с пальметками и надписью;

1 удлиненная амфора: Агрий, Ойней и Диомед? На обороте: фигуры в мантиях; 1 амфора с крышкой: крылатая фигура с бородой, преследующая женщину, в присутствии двух женских фигур;

1 кратер (местами реставрирован): Геракл, борющийся с двумя воинами; 1 скифы: три дерущихся Сатира; 1 ойнохоэ в виде женкой головки;

1 оксибафон: девушка при помощи Эроса отбивается от Сатира;

2 вазы с крышками древнейшей эпохи (желтая глиняная с коричневыми изображениями птиц и растений);

1 глубокий сосуд с двумя ручками: воин между сидящими и стоящими людьми; 1 глубокий сосуд с двумя ручками: Сирены; 1 сосуд с одной ручкой: шествующая женщина; 12 небольших черных ваз различной формы;

1 небольшая ваза с двумя ручками из желтой глины с белыми орнаментами; 1 фрагмент кратера с изображением Афины, воина и последователей Вакха; 1 килик: внутри изображение бородатого мужчины, которого тошнит, снаружи — дерущиеся;

1 килик: внутри Эней, несущий Анхиза, снаружи: сцены из Илиоперсиды; 1 апульская гидрия: две женских фигуры;

1 апульская амфора: юноша и девушка, на обороте две фигуры в мантиях; 1 стеклянная чаша; 1 терракотовая лампочка; 1 алабастрон;

1 терракота в виде женкой головы; 1 то же

58

Г

Слепки с резных камней

Cades, Impronte gemmarie 66 томов с рукописным каталогом; Липперт, Dactyliotheca в 3-х томах;

Impronte gemmarie dell' Instituto Archeol. Germanio в 6-ти томах; Gemmen Abdrücke der Sammlung zu Berlin в 32-х томах; Gemmen Abdrücke der Sammlung Thorvaldsen в 2-х томах;

Gemmen Abdrücke der Museum im Haag с одним рукописным и двумя печатными каталогами;

Слепки Британского Музея 854 слепка с печатным каталогом; Фотографии

Двенадцать папок с 343 фотографиями. Рисунки и книги:

Шесть томов рисунков с предметов археологического музея; Dessins de camees et pierres gravees du Cabinet de l'Ermitage Imperial 1 том; Musei Imperialis Petropolitani. Vol. II partes 1. 2. 3. Три тома; Материалы для истории Имп. Академии наук Т. 1-4. и прочие книжки...

Д

Драгоценности и редкости

1 чаша из раковины с серебряной ножкой в виде Нептуна на гиппокампе; 1 шкатулка из моржовой кости;

1 агатовая (белая) чаша на ножке (Mus. Petr. II. р. 199. No 14); 1 янтарный бокал в футляре;

1 роговый стаканчик с позолотой, инкрустированный камнями (Mus. Petr. II. p. 188. No 9); 1 золотой ковшик;

1 хрустальный бокал на трех металлических ножках (одна отломана, но налицо) и круглая пластинка золоченым краем (Mus. Petr. II. p. 199); 1 пористый камень в серебряной оправе; 1 табакерка из зеленого агата; 1 чаша красного агата и ножка к ней; 1 чаша из оникса (Mus. Petr. II. 1. p. 199. No 18); 5 каменных шариков; 1пестик агатовый; 1 шестиугольная чашечка из агата;

20

1 китайский шелковый мешочек с завязками; 1 коробочка с массой небольших яшмовых пластинок; 1 костяная табакерка (на ней № 74); 1 лопаточка (масонская?);

1 крышка из часов (внутри надпись: Balnea, vina, Venus); 1 весы в плоском деревянном футляре; обломок восточного кальяна (Mus. Petr. II. p. 189. No 27); 1 четырехугольная китайская металлическая пластинка;

1 овальный ящичек, содержащий женский портрет на меди и слюдовые раскрашенные пластинки;

5 круглых согнутых эмалированных пластинок с изображением различных эмблем;

3 эмалированных портрета различной величины; 1 медальон с мужским портретом;

1 шелковый зеленый колпак, диплома и печатный образок;

1 Vera Sniolai Effigus 1627 (на дереве);

2 ножа с каменными ручками (яшмовыми) (Mus. Petr. II. p. 200. No 1); 1 нож с каменными ручками (агатовыми) (Mus. Petr. II. p. 200. No 2);

1 крест (распятие) каменный с серебром и жемчугом (Mus. Petr. II. p. No 4); 1 нож и вилка с янтарными ручками (Mus. Petr. II. p. No 3); 1 золотые ножницы в бархатном футляре; 1 нож с еврейской надписью на лезвии; 1 камень с высеченной рельефной надписью: vivat consul;

1 камень с высеченной рельефной надписью Aquila R(ussurum?) extendent alas suas supra Bosphorum et mare Baltium;

4 рога дикой козы в золотой оправе; 4 сердоликовых кольца;

2 лапки какого-то маленького животного в золотой оправе;

3 клыка в золотой оправе; 1 каменные четки;

1 ожерелье, состоящее из стеклянных бус; 1 дарохранительница;

1 обелиск (серебряный);

посоха секретарей Молдовских господарей;

2 группы (бронзовых): женские фигуры с Амуром (французской работы);

71

2 небольших рисунка (красками);

3 рисунка на пергаменте;

1 большая бронзовая золоченая подвеска, инкрустированная камнями; 1 золотой перстень с изображением Распятия; 1 золотой перстень с латинской надписью; 6 серебряных слитков (рублей); 1 серебряных браслета

88

СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 — 1894. Д. 30. Л. 2-10 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.