Научная статья на тему 'Музей как развивающая образовательная среда'

Музей как развивающая образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM PEDAGOGICS / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL FUNCTIONS / MILITARY EQUIPMENT / INFORMATIVE DEVELOPING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорогойченко Дмитрий Александрович, Ушакова Марина Юрьевна

Авторы раскрывают в статье некоторые особенности в деятельности военно-технического музея по созданию условий для освоения нравственно-ценностных ориентиров. Описаны образовательные функции музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорогойченко Дмитрий Александрович, Ушакова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum as the developing educational environment

The authors open in the article some features in the operation of the military and technical museum, creating conditions for the development of moral and valuable reference points. There are described educational functions of the museum.

Текст научной работы на тему «Музей как развивающая образовательная среда»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 908; 371.844; 371.233

Д. А. Дорогойченко, М. Ю. Ушакова

МУЗЕЙ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Авторы раскрывают в статье некоторые особенности в деятельности военно-технического музея по созданию условий для освоения нравственно-ценностных ориентиров. Описаны образовательные функции музея.

The authors open in the article some features in the operation of the military and technical museum, creating conditions for the development of moral and valuable reference points. There are described educational functions of the museum.

Ключевые слова: музейная педагогика, развивающая образовательная среда, образовательные функции, военная техника, познавательно-развивающая деятельность.

Keywords: museum Pedagogics, developing educational environment, educational functions, military equipment, informative developing activity.

Важную роль в освоении культуры играет музей. Военно-технический музей представляет разнообразные технические объекты, отражающие историю развития автомобильной техники в нашей стране и за рубежом, особенности устройства и боевого применения оружия, с которым советские солдаты одержали победу в Великой Отечественной войне.

Специфика военно-технического музея состоит в том, что история развития военной техники и техническая культура представлены посетителям музея в реальных образцах технического творчества:

- боевая техника (танки, пушки, автомототехника, стрелковое оружие, различное военное оборудование);

- образно-знаковые системы в образцах опознавательных знаков, условных обозначений, поясняющих табличек и т. п.);

- реальное социальное пространство, отражающее особенности быта военных, организацию их труда и отдыха.

Организация всего культурно-образовательного пространства военно-технического музея направлена на создание атмосферы, способствующей приобщению посетителей музея к наследию отечественной технической культуры, к приобщению к героической истории России и воинским традициям, способствующим воспитанию посетителей школьного возраста интереса к истории армии, к воинским профессиям, к современной военной технике, к социальному и профессиональному самоопределению и выбору той или иной воинской профессии.

Расположение разделов экспозиции музея предоставляет возможность для каждого посетителя музея, включиться в освоение культурного наследия от первых простых технических устройств до шедевров современной боевой техники, от самолета АН-2 до «летающей тарелки», созданной в одном из отечественных КБ.

Психолого-педагогическое сопровождение пребывания юных посетителей в музее предоставляет возможность освоения правил поведения, как самих реальностей, в которых существует военный человек (расположение учебного класса в воинской палатке, полевая кухня и обед под открытым небом, спортивная полоса препятствий), так и специфических способов общения с военными инструкторами, ветеранами военных конфликтов и организаторами военно-технических игр и состязаний на территории музея.

Это особенно актуально для ребенка, изначально не имеющего соответствующего культурного опыта общения в специфически военной обстановке. Выявление и развитие природных задатков и способностей юного посетителя специалисты музея рассматривают как одну из социокультурных и психолого-педагогических функций самого музея.

Военно-технический музей в Черноголовке - это уникальная среда, способствующая выявлению и развитию интереса юных посетителей к военной технике и военно-техническим специальностям в современной российской армии.

Музей расположен в живописной лесной местности на берегу озера. Территория музея (бывший пионерский лагерь) занимает несколько гектаров лесистой местности около живописного озера. Большая часть экспонатов (танки, орудия, самолеты, прогулочный катер) размещена под навесами для свободного обзора. Всего в музе представлено более двух тысяч образцов современной боевой техники и техники, участвовавшей в боях Великой Отечественной

войны: от первого советского танка до современного танка Т-90, образцы артиллерийских орудий времен Великой Отечественной войны, в том числе самоходная артиллерийская установка «Зверобой», уничтожавшая фашистские «Тигры» и «Пантеры» в танковом сражении под Прохоровкой.

Гордостью музея является экспозиция, где представлено более двадцати натуральных образцов ретроавтомобилей, созданных в 20-30-е и последующие годы прошлого века.

В специально оборудованном ангаре выставлены образцы американской, германской и отечественной боевой и пожарной техники.

Специалисты военно-технического музея, организаторы работы с юными посетителями знают, что одним из требований ФГОС к личностным результатам среднего (полного) общего образования является формирование готовности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, освоение системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в продуктивно-познавательной деятельности, развитая способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социальном пространстве.

Попадая в военно-технический музей, школьник становится полноправным участником диалога между прошлым, настоящим и будущим военной техники. Он актуализирует знания и опыт познавательной деятельности, полученные на уроках в школе.

Главная миссия музейной педагогики состоит в психолого-педагогическом обеспечении процесса освоения информации, представленной в экспозиции музея, оказание педагогической поддержки в раскрытии историко-культурных смыслов и ценностных значений предметных реалий экспозиций.

Образовательные функции музея реализуются через предоставление юным посетителям следующих возможностей:

- понять место того или иного экспоната в истории и культуре;

- почувствовать время событий, представленных в экспозиции, через личное эмоционально-художественное восприятие;

- развить интерес к технике, людям - создателям представленных шедевров научно-технического прогресса.

Успех образовательных услуг, предлагаемых музеем, определяется наличием следующих факторов:

- фонд подлинных материалов (образцы военной техники);

- библиотека и электронный тематический фонд военно-технической литературы;

- сменные тематические экспозиции;

- оборудованные помещения (мастерские) для углубленной работы посетителей по изучению заинтересовавших их экспонатов;

- партнерство с вузами и НИИ;

- квалифицированный состав научно-методического Совета;

- магазин сувениров и мастерские с простейшим оборудованием, где заинтересованный посетитель с помощью инструктора и с использованием оправок и шаблонов, формочек для штамповки или отливки из пластика может изготовить макет или деталь (узел) понравившегося ему экспоната, изготовить простейший сувенир -подарок для близких ему людей на Новый год, День защитника Отечества, День 8 марта и т. п.

Важным условием успешной работы военно-технического музея является учет возрастных особенностей посетителей музея.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наш военно-технический музей предлагает:

- развивающие игры и развлечения с наборами развивающих игр и моделей с дистанционным управлением;

- изготовление простейших летающих, плавающих, бегающих игрушек из бумаги, природных материалов, фольги по заранее заготовленным шаблонам и оправкам;

- состязания с простейшими летающими, плавающими и «бегающими» игрушками.

Для детей среднего школьного возраста предлагаются игры и состязания, где можно помериться силой, ловкостью, смекалкой, прохождение полосы препятствий, стрельба из электронного оружия, военизированные игры «Рубеж» и «Зарница», запуски воздушных змеев и воздушных шаров, состязание по запуску пневматических ракет, конкурсы эрудитов в области истории Российской армии и военной техники.

Дети старшего школьного возраста могут принять участие в развивающих играх и состязаниях на мастерство использования приборов и устройств для ориентировки и определения своего места на местности, скоростной сборке и разборке боевого оружия,

«путешествии» по звездному небу, мастерстве в приеме и передаче сигналов с использованием азбуки Морзе, участии в реставрации боевой техники, найденной поисковиками на полях былых сражений, экспедиции по местам боевой славы, конкурсе военной песни.

Специалисты военно-технического музея используют интерактивные формы работы с местным населением, постоянно расширяют круг образовательных услуг, предлагаемых посетителям музея, используют выездные формы работы агитбригад в соседние сельские школы, устраивают передвижные мини-выставки военной техники.

В дни народных празднеств и в традиционные красные дни календаря специалисты музея готовят тематические шоу с участием действующей боевой техники. Например, в День защитника Отечества в феврале 2013 г. на поле у деревни Ивановское состоялось театрализованное представление по мотивам Сталинградской битвы. На поле грохотали взрывы гранат и выстрелы из пушек, была танковая атака и соединение двух фронтов, завершившее окружение и ликвидацию армии фельдмаршала Паулюса. В представлении участвовали бойцы местного гарнизона, волонтеры из числа ветеранов Великой Отечественной войны и молодежь из местных деревень. В заключение «битвы» всех участников угощали солдатской кашей с тушенкой и чаем из полевой кухни, пели песни времен Великой Отечественной войны.

В музее действует Координационный Совет музея, куда входят ветераны боевых действий в различных горячих точках и научная обшественность наукограда Черноголовка. По инициативе Совета военно-технический музей начал выпуск тематических сборников: «Танки России», «От каменного ядра до межконтинентальной ракеты (история отечественной артиллерии)», «Автомобили Великой Отечественной войны и современные вездеходы», «Авиация и воздухоплавание в России» и др.

В планах музея расширение влияния музея на школы Подмосковья, пополнение фондов, реставрация и систематизация материалов, поставляемых гражданами ближайших поселений, повышение эффективности экспозиций музея за счет использования новых информационно-коммуникационных технологий, организация поисковых отрядов по местам былых сражений с целью поиска и сбора новых материалов, работа с литературными и картографическими источниками.

Планируется создание на базе военно-технического музея экспериментальной научно-исследовательской площадки с привлечением специалистов институтов Российской академии образования с целью изучения и разработки средств, способствующих интеграции содержания основного и дополнительного образования школьников.

Нашему музею всего три года, здесь работают молодые и достаточно опытные специалисты музейного дела. У нас большие планы и большие перспективы. Мы открыты для сотрудничества и приглашаем всех желающих принять участие в этой большой и увлекательной работе по воспитанию новых поколений юных российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.