Научная статья на тему 'Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от античности до нового времени'

Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от античности до нового времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МУЗЕЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ В АНТИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МУЗЕЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ / АКТУАЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ КАК РЕСУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM / COMPONENTS OF EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM / EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM IN ANTIQUITY / EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM IN MIDDLE AGES / EDUCATIONAL SPACE OF MUSEUM OF RENAISSANCE AND MODERN TIMES / RELEVANCE OF MUSEUM AS RESOURCE FOR THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ченцова Оксана Валериевна

Современная система высшего образования находится в поисках новых методик преподавания для получения высококвалифицированных специалистов. Компетентностный подход в образовании требует от выпускника способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, в то же время национальная доктрина образования обращена в сторону высокой культурной преемственности. Таким образом, на вузы возлагаются надежды в формировании гражданина и высококультурной, профессионально компетентной личности. Одной из характеристик века Интернета является расширение влияния информационного потока на индивида, в условиях чего трудно добиться подобных результатов образования путем субъект-объектного обучения через пассивное усвоение информации на традиционной лекции. Особую востребованность получают активные методы обучения, среди которых мы хотим выделить обучение на базе культурнообразовательного пространства музея, как одну из древнейших форм построения педагогического процесса в истории человечества. В статье рассмотрены основные исторические этапы существования музея от Античности до Нового времени с позиции его развития как образовательной среды. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [5], на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [6, c. 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AS AN EDUCATIONAL RESOURCE: AN ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE FROM ANTIQUITY TO THE NEW TIME

The modern system of higher education is looking for new methods of teaching for students. Competence approach in education requires the graduate's ability to successfully operate on the basis of practical experience, skills and knowledge in solving professional problems, at the same time, the national doctrine of education requires high cultural competent. Thus, universities must graduate citizen, a culturally and professionally competent person. One of the characteristics of the Internet age is the expansion of the influence of information flow on the individual. In these conditions it is difficult to achieve the above-mentioned results of education through subject-object learning and passive perception of information in a traditional lecture. We want to highlight the relevance of the teaching in the cultural and educational space of the museum as one of the oldest forms of constructing the pedagogical process in the history of mankind. The article considers the main historical stages of the existence of the museum from the Antiquity to the New Time from the position of its development as an educational environment. The author of the article analyzes the historical study of the museum in the world culture of T.U. Yureneva [5], on the basis of the components of the educational environment identified by V.A. Yasvin [6, p. 6]. The data obtained the high pedagogical essence of the museum and the relevance of the use of the museum as one of the additional resources of the higher education system in the modern world.

Текст научной работы на тему «Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от античности до нового времени»

УДК 378

ЧЕНЦОВА Оксана Валериевна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия okcanaivanova@mail.ru

МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Современная система высшего образования находится в поисках новых методик преподавания для получения высококвалифицированных специалистов. Компетентностный подход в образовании требует от выпускника способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, в то же время национальная доктрина образования обращена в сторону высокой культурной преемственности. Таким образом, на вузы возлагаются надежды в формировании гражданина и высококультурной, профессионально компетентной личности. Одной из характеристик века Интернета является расширение влияния информационного потока на индивида, в условиях чего трудно добиться подобных результатов образования путем субъект-объектного обучения через пассивное усвоение информации на традиционной лекции. Особую востребованность получают активные методы обучения, среди которых мы хотим выделить обучение на базе культурно-образовательного пространства музея, как одну из древнейших форм построения педагогического процесса в истории человечества. В статье рассмотрены основные исторические этапы существования музея от Античности до Нового времени с позиции его развития как образовательной среды. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [5], на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [6, с 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

Ключевые слова: образовательная среда музея, компоненты образовательной среды музея, образовательная среда музея в Античности, образовательная среда музея в Средневековье, образовательная среда музея эпохи Возрождения и Нового времени, актуальность музея как ресурса для системы высшего образования.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-248-253

Oxana V. CHENTSOVA Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia okcanaivanova@mail.ru

MUSEUM AS AN EDUCATIONAL RESOURCE: AN ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE FROM ANTIQUITY TO

THE NEW TIME

The modern system of higher education is looking for new methods of teaching for students. Competence approach in education requires the graduate's ability to successfully operate on the basis of practical experience, skills and knowledge in solving professional problems, at the same time, the national doctrine of education requires high cultural competent. Thus, universities must graduate citizen, a culturally and professionally competent person. One of the characteristics of the Internet age is the expansion of the influence of information flow on the individual. In these conditions it is difficult to achieve the above-mentioned results of education through subject-object learning and passive perception of information in a traditional lecture. We want to highlight the relevance of the teaching in the cultural and educational space of the museum as one of the oldest forms of constructing the pedagogical process in the history of mankind. The article considers the main historical stages of the existence of the museum from the Antiquity to the New Time from the position of its development as an educational environment. The author of the article analyzes the historical study of the museum in the world culture of T.U. Yureneva [5], on the basis of the components of the educational environment identified by V.A. Yasvin [6, p. 6]. The data obtained the high pedagogical essence of the museum and the relevance of the use of the museum as one of the additional resources of the higher education system in the modern world.

Keywords: educational space of museum, components of educational space of museum, educational space of museum in Antiquity, educational space of museum in Middle Ages, educational space of museum of Renaissance and Modern Times, relevance of museum as resource for the higher education system

Цели и задачи образования Постановления Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] провозглашают, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и бережное отношение к ее наследию; формирование навыков

самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, активной жизненной и профессиональной позиции; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Подобные требования диктуют идти в ногу со временем, применять активные формы обучения (основанные на включенности обучаемого в образовательный процесс) и в то же время призывают к преемственности традиций, культуры, приобщенности к первоисточникам знаний. Этим критериям удовлетворяет музей как один из ресурсов современного образования, актуальность которого сохраняется с античных времен, а последней тенденцией является увеличение посещаемости данного института культуры и образования [7].

Путь развития музея не был однозначным: исторически понятие «музей» претерпело функциональные и смысловые изменения. Изначально слово «музей» произошло от греческого слова «цоистаТоу», «мусейон», что в переводе на русский язык означает «Дом Муз» - место, посвященное музам - покровительницам искусств в греческой мифологии. Рассмотрим существовавшие формы музея с позиции компонентов образовательной среды. Под образовательной средой, согласно В.А. Ясвину, мы будем понимать «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [6, с. 6]. Отследим, как на протяжении эпохи фигурировали три основных структурных компонента образовательной среды, выделенных автором определения:

• пространственно-предметный (архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика);

• социальный (особая, присущая данному типу культуры «форма общности»);

• психодидактический (соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые обучаемым способы действий, организация обучения; отвечает на вопрос: чему и как учить).

Принято считать, что первый музей появился вместе с первой библиотекой с подачи Птолемея I Сотера (323-283/282 до н.э.) и Деметрия Фалерского (350-283 до н.э.) [1] как составляющая Александрийского комплекса примерно в 280 г. до н.э..

Среди других первых форм музеев и центров образования Античности можно выделить Пергамскую библиотеку, Академию Платона и Ликей Аристотеля, музеи-хранилища, возникшие при храмах, например коллекция-сокровищница Сёсоин в храме Тодай-дзи в Нара (Япония). Остановимся подробнее на рассмотрении образовательной среды Александрийского Мусейона как исторически первой музейной формы.

Он представлял собой государственное учреждение, находившееся под покровительством царя и являвшееся научным центром в эллинистический период. Прототипом Мусейона послужил частный музей, устроенный в Афинах на средства, оставленные Феофрастом (Теофрастом) (ок. 370 до н.э. - 288-285 до н.э.), и рассчитанный на определенное количество человек, проживающих и ведущих научную деятельность на его территории. Пространственно-предметное выражение образовательной среды Мусейона заключалось в особой инфраструктуре: дворцовые постройки вдоль гавани, капелла для муз, аллея, для занятий - откры-

тая с боков, но крытая сверху зала. В состав Музея входили анатомический кабинет, ботанический и зоологический сад и, по некоторым данным, астрономическая башня. С Музеем была слита основанная независимо от него библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения (психодидактический компонент).

При Мусейоне существовало определенное научное сообщество со своими правилами и традициями, что соответствует социальному компоненту образовательной среды. Среди членов этого сообщества находились известные филолог и поэт Зенодот (ок. 325 до н.э. - ок. 260 до н.э.), поэт, ученый-критик Каллимах (ок. 310, Кирена - ок. 240 до н.э., Александрия), математик, астроном, географ, филолог и поэт Эратосфен (276 до н.э. - 194 до н.э.), поэт и грамматик, автор «Аргонавтики» Аполлоний Родосский (295 до н.э. - 215 до н.э.). Во главе Мусейона стоял начальник, назначавшийся из жреческого сословия царем. Число членов Мусейона не было определено уставом: при царе Птолемее II Филадельфе (ок. 308 до н.э. - 245 до н.э) их было около 50, позднее больше. Доступ в Мусейон был ограничен и зависел всецело от воли царя, также как и преобладание определенной направленности научной деятельности и вопрос исключения ученых из стен научного центра. Члены сообщества пользовались уважением всех просвещенных людей того времени. Изначально (при Птолемеях) Мусейон был исключительно храмом науки, похожим своей деятельностью на современные академии наук, однако при римских императорах он служил общеобразовательным центром, напоминая современные университеты. Активно велись научные споры, беседы, лекции и одиночная работа (олицетворяющие психодидактический компонент). Философия, филология, математика, медицина, история, поэзия - научная деятельность того периода базировалась в Мусейоне.

С падением Римской империи в 476 г. Европа вступила в средние века, отличительной особенностью ее культуры являлись религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества. Соответственно и образцы культуры изменились: античные идеалы и предметы искусства предавались гонению и даже уничтожались религиозными фанатиками, в то время как «другое», религиозное, соответствующее новому мировоззрению искусство развивалось. Термин «музей» исчезает из средневекового лексикона как «языческий». В этот период в основном продолжали развиваться старые виды коллекционирования, в том числе религиозное и генеалогическое (подобное явление связано с процессами феодализации: было модным доказывать древность рода, его особые заслуги перед королевской властью; эти коллекции не создавались для широкой публики). Местом сосредоточения религиозных коллекций по-прежнему были храмы. Произошла смена религии: на смену язычеству в Европе и части Азии и Африки пришло христианство. Тем не менее суть такого собирательства осталась прежней: мощи святых, вещи святых и Христа и другие реликвии, старинные книги и рукописи. Публичная демонстрация предполагалась только во время религиозных праздников, процессий и т.п. и обычно потому, что реликвия обладала чудотворной силой [2, с. 23].

С VII в. стали экспонироваться предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, и с помощью них в военные времена оплачивались выкупы и прочие расходы.

В Западной Европе V-VII вв. исчезли последние школы, устроенные по римскому образцу; в средневековой Европе сложились три основных типа церковных

школ, преподавание в которых шло на латинском языке: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ заключалась в подготовке духовенства, состояли они при монастырях и храмах, и в ходе обучения иконы и предметы религии демонстрировались как наглядное пособие. Подобные учебные заведения находились под тотальным контролем церкви, постепенно в XII-XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты, первым из которых стала Сорбонна. Таким образом, обучение проходило в особой образовательной среде: воспитанники оказывались среди религиозных, культовых предметов, сторонников религиозной идеологии, что не могло не создавать определенное психоэмоциональное воздействие.

Как и в других христианских странах, в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях. Здесь велись летописи, писались и переписывались книги, располагались мастерские цветной миниатюры, иконописи, серебряных дел. Княжеские династии и боярские роды жертвовали церкви ценности преимущественно культового характера. Уже в XV в. в Троице-Сергиевой лавре под Москвой (ныне г. Сергиев Посад) находились богатейшие собрания икон, церковной утвари, художественного шитья и т.д. Это собирательство, как и в античное время, не носило систематического характера [4, с 37].

Таким образом, в средние века существовали скорее «запасники» и «хранилища», чем то, что понимается под современным музеем. Однако экспонаты, накопленные при соборах и монастырях, служили в целях образования нового духовного и грамотного поколения, при духовных организациях шел процесс образования, а далее часть подобных учреждений преобразовывалась в университеты. Музеев как таковых не существовало, пространственно-предметный компонент образовательной среды музея воплотился в архитектурных особенностях соборов и монастырей, обладающих особенной атрибутикой; социальный - выражался в религиозном сообществе, представителях духовенства, дающих образование; велико было значение психодидактического компонента: обучение проходило за заучиванием религиозных догм, жесткой дисциплиной и даже телесными наказаниями, дисциплина в средневековых университетах сильно отличались от современной: например, на итоговом экзамене в Сорбонне студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. В завершение эпохи Средневековья положение дел в университетах менялось: если изначально возникшие из церковных школ университеты были под контролем церкви, то к XV в. главные должностные лица университета стали назначаться властями. Тем не менее среда, в которой проходил образовательный процесс в Средневековье, была проникнута религиозным символизмом, догмами, ценностями, и обучаемый, окруженный религиозной атрибутикой, предметами, находящийся в стенах религиозных учреждений, получающий образование от представителей духовенства, не мог остаться равнодушным к этой культуре и традициям.

Таким образом, первые прообразы современных музеев уже в период Античности и Средневековья выступали образовательной средой, на базе которой проходила педагогическая деятельность. В дальнейшем образовательная среда музея преобразовалась и видоизменилась, но базовый посыл создания музеев как источника знаний и обмена опытом остался прежним по наши дни.

Отличительной чертой эпохи Возрождения является отход от повсеместного влияния Церкви к светскому характеру культуры, ее гуманизму и антропоцентризму, обращению к идеалам античности. Перенос интереса человека с божественного на вопросы посюстороннего, профанного характера, переосмысления места человека на земле, преобразования материального окружения, стремления к поиску, изобретениям и открытиям повлиял на процесс обмена информацией, создания открытых музеев, секуляризации университетов.

На рубеже XIV-XV в. был сделан шаг ухода от бессистемного «домашнего» собирательства к появлению специально созданных зданий для собраний, имеющих культурную и научную направленность. Первопроходцами подобной тенденции стали состоятельные торговые купцы и аристократы Флоренции. Например, Ло-ренцо де Медичи дал указание создать так называемый Сад Скульптур, задав моду строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи, а далее мода на домашние галереи перешла в строительство так называемых «кабинетов» - помещений, специально предназначенных для размещения произведений искусства. Идея распространилась в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Таким образом, пространственно-предметный компонент образовательной среды обогащался за счет специализированных зданий для хранения и демонстрации культурного наследия.

Ввиду возрастания интереса к науке, преобразованию действительности, открытиям (эпоха великих географических открытий), нарастающего экзистенцио-нального кризиса человека проявляется больший интерес к образованию, соответственно возрастает количество музеев и их открытость для публики. Выставляются сохраненные предметы искусства античности, происходит секуляризация предметной среды, те же иконы зачастую воспринимаются не как религиозный объект, а как объект эстетического характера, возникает множество естественнонаучных кабинетов, ботанических садов, кунсткамер. Социальным сообществом, двигающим образование, становятся не только деятели церкви, но и мыслители, ученые, философы Возрождения. Содержание и методы обучения в школах и университетах изменяются: происходит постепенная гуманизация образования, нацеленность на творчество, самостоятельность, развитие логического мышления, воображения в противовес средневековым методам, основанным на послушании и заучивании. Французский писатель-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592) писал: «Знать на память - еще не значит знать». В этом плане музеи становились оплотом самостоятельного обучения, принципом наглядности.

Мыслители и ученые XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт настаивали на необходимости собирания и демонстрации инструментов и аппаратов, с помощью которых постигается природа и совершенствуются знания о ней. В соответствии с этими идеями в музеях научных обществ и академий создавались отделы моделей, аппаратуры, инструментария, механизмов (Лондон, 1662; Париж, 1666). В том же столетии собрания физических аппаратов и технических моделей составляли физик О. Герике в Магдебурге и инженер М. Гролье де Сервьер в Лионе, а в XVIII в. - Ж. Вокансон в Лионе и Париже. Эти и многие другие факты открытия новых видов музея (например, широкое распространение получили ботанические сады) свидетельствуют об активации научной направленности музеев и формировании социального компонента образовательной среды в виде ученых.

Таким образом, музей обладал мощным образовательным потенциалом с самого начала своего становления как общественного института. На каждом из этапов развития музея, обусловленных культурно-историческими стадиями разви-

тия общества, отчетливо присутствуют элементы образовательной среды: предметно-пространственный, социальный, психодидактический. Подобная многовековая традиция образования средствами музея служит надежным фундаментом использования музея в нуждах современной системы образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспа-рова. - М.: Мысль, 1986. Кн. 5-я.

2. Поправко Е.А. Музееведение. - Владивосток: ВГУЭС, 2005. - 230 с.

3. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

4. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. - М.: Новый Акрополь, 2012. - 336 с.

5. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Русское слово- РС, 2003. - 535 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

7. Статистика отрасли Министерства Культуры Российской Федерации / / Количество посещений музеев 2001-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html# (дата обращения: 10.02.2017).

REFERENCES

1. Diogenes of Laertius. On the life, teachings and sayings of the famous philosophers. Trans. by M.L. Gasparov. Moscow: Thought, 1986. Book of the 5th ed.

2. Popravko E.A. Museology, VSUES, 2005. 230 p.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 No. 751 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation".

4. Porshnev VP Musey in the cultural heritage of antiquity. Moscow: New Acropolis, 2012. 336 p.

5. Yureneva T.U. Museum in world culture. RUSSIAN WORD-RS, 2003. 535 p.

6. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow: Sense, 2001. 365 p.

7. Statistics Branches of the Ministry of Culture of the Russian Federation. Number of visits to museums in 2001-2014. Available at: URL: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html# (accessed: 10/02/2017).

Информация об авторе:

Ченцова Оксана Валериевна, аспирант, факультет педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия оксапа1уапоуа@шаП. ги

Получена: 01.04.2017

Для цитирования: Ченцова О.В., Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от античности до нового времени. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 248-253. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-248-253.

Information about the author:

Oxana V. Chentsova, Postgraduate Student, Faculty of Educational Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia okcanaivanova@mail. ru

Received: 01.04.2017

For citation: Chentsova O.V., Museum as an educational resource: an analysis of the development of the educational space from antiquity to the new time. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 248-253.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-248-253. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.