Научная статья на тему 'Музей как новый элемент познания мира'

Музей как новый элемент познания мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / выставка / образовательное пространство / социальное пространство / площадка для встреч / катализатор развития / музейные институции / museum / exhibition / education space / social space / place for meetings / catalyst for development / museum institutions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Х.М. Токаева

Представленная статья раскрывает актуальный этап развития архитектуры музеев современного искусства, а также подводит итоги конкурса на выставочное пространство Российского павильона для Венеци- анской архитектурной Биеннале 2020 года. Потребности информационного общества диктуют новые формы диалога между искусством, архитектурой и человеком, устанавливают коммуникационные связи, отличные от прежних семантических и утилитарных функций музеев – хранилищ для искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum as a new element of cognition of the world

The presented article reveals the current stage of the architectural development of the contemporary art museums and also sums up the results of the competition for the space of the Russian pavilion for the Venice architecture Biennale 2020. The necessities of the informational society dictate new forms of dialogue between art, architecture and a person, establish communicational links which differ from previous semantic and utilitarian functions, like only storage for art.

Текст научной работы на тему «Музей как новый элемент познания мира»

вой. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург: Гуманитарная акад., 2012. - 415 с. - (Ars Pura. Французская коллекция). - ISBN 978-5-93762-081-1. 8. Betsky, Л. Reading MVRDV / A. Betsky, B. Lootsma. - Rotterdam: NAi Publichers, 2003.

9. Ingels, B. Hot To Cold: An Odyssey of Architectural Adaptation / B. Ingels. - Köln: Taschen, 2015.

10. Ingels, B. Yes Is More: An Archicomic on Architectural Evolution / B. Ingels. - Köln: Taschen, 2009.

11. Maas, W. Datascape / W. Maas. - Berlin: Architectual Journal, 1998.

Х.М. Токаева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10036

Kh.M. Tokaeva

Музей как новый элемент познания мира Museum as a new element of cognition of the world

Ключевые слова: музей, выставка, образовательное пространство, социальное пространство, площадка для встреч, катализатор развития, музейные институции.

Keywords: museum, exhibition, education space, social space, place for meetings, catalyst for development, museum institutions.

Аннотация: Представленная статья раскрывает актуальный этап развития архитектуры музеев современного искусства, а также подводит итоги конкурса на выставочное пространство Российского павильона для Венецианской архитектурной Биеннале 2020 года. Потребности информационного общества диктуют новые формы диалога между искусством, архитектурой и человеком, устанавливают коммуникационные связи, отличные от прежних семантических и утилитарных функций музеев - хранилищ для искусства.

Abstract: The presented article reveals the current stage of the architectural development of the contemporary art museums and also sums up the results of the competition for the space of the Russian pavilion for the Venice architecture Biennale 2020. The necessities of the informational society dictate new forms of dialogue between art, architecture and a person, establish communicational links which differ from previous semantic and utilitarian functions, like only storage for art.

Современное общество производит кажущийся бесконечным информационный поток. Структурирование и осмысление информации происходит как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Новый опыт такого «осмысленного» потребления информации и реализуют современные художники в рамках пространств зданий музеев. Архитекторы, работающие над концепциями зданий музеев, структурируют всеобщую «повестку» в виде своего рода сооружений-высказываний. В процессе приобщения к культурным тенденциям современные городские жители превращают музеи в места своего досуга, общения, обучения, работы, релаксации. Поэтому, помимо существующих прямых функций документирования и просвещения, музейные здания теперь являются культурной формой досуга, местом проведения свободного времени, направленного на развитие личности. Современные музейные комплексы позиционируют себя как дополнительные образовательные центры с досугово-развлекательными задачами, где человек воспринимается не как пассивный наблюдатель и получатель информации, а как непосредственный участник процесса, партнер выставки.

Музей как новый элемент познания мира - так звучит современный запрос на музейные институции. Институции - предприятие, находящееся на службе идеи. Музейные институции в XXI веке начинают включать в себя не только специализированные задачи музейного пространства, но и являются более комплексной системой из многофункциональных, социально ориентированных пространств, нацеленных на усиление культурологического дискурса. С одной стороны, по мнению

Ч. Дженкса, «музей - это место медитации и размышления», а с другой - «музей превращается в стройплощадку культурной индустрии, мини-университет, место работы для тысяч профессионалов, связанных с этой индустрией».

«В современном музееведении стал обосновываться термин "культурно-образовательная деятельность", что привело к изменению роли музея в обществе. С цели развития личности человека, осуществляемой музейными средствами, переориентировались на выполнение музеем функции дополнительного образовательного центра с досугово-развлекательными задачами» [1].

Можно подвести промежуточную черту и сказать, что современный музей - это место четырех функций:

- образовательного пространства (как носитель нового и хранитель старого);

- социального пространства (как физическая, виртуальная и смысловая площадка для социального диалога с культурой и субкультурами);

- площадки для встреч (как физическое пространство, место для собраний, тематических встреч, так и место работы или пространство для неформального общения);

- катализатор развития города (как центр притяжения интереса с широким географическим воздействием и взаимодействия с целым рядом городских инфраструктур).

Возможно, популяризация музеев происходит благодаря повышению интереса к путешествиям, всеобщей глобализации, познанию мира и чужих культур, возможностям перемещаться из места в место за до-

статочно быстрое время. Приезжая в не знакомый ранее город или страну, мы стараемся заглянуть хотя бы в парочку музеев.

Стремление к познанию и пониманию культуры носит созидательный характер, формирует осознание глобального круговорота событий, а в пространствах музеев это происходит на своем собственном уровне, отличном от утилитарных уровней образовательных или профессионально-рабочих.

Музей - образовательное пространство

Образование в наш век является важным процессом на протяжении всей жизни, и получать его можно из самых разных источников. Именно на усиление культурологического дискурса направлены музеи и образовательные пространства, расположенные в них. Каждый современный музей имеет функциональные зоны, связанные с развитием и образованием, такие как библиотека, аудитории, лекционные залы, игровые комнаты, мастерские.

Например, Московский музей современного искусства имеет отдельный образовательный центр для проведения лекций, мероприятий. Создание подобного центра стало логическим развитием деятельности музея в сфере образования и популяризации современного искусства, что позволяет консолидировать и расширить уже существующие образовательные проекты Музея. Центр создавался с учетом международного опыта и современных музейных технологий, расширяя многообразие зрительского опыта и предоставляя возможность получать новые знания в области современного искусства и смежных дисциплин всем желающим вне зависимости от уровня подготовки. Выставочная политика ММОМА, открытая библиотека с более чем 10 000 изданий, лекторий для детей и подростков, серия семейных программ интересны не только профессиональному сообществу, но и самому широкому кругу зрителей.

Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА) изначально был обучающим заведением. Сейчас в его стенах помимо основной деятельности реализуется ряд образовательных программ, а также функционируют выставки, библиотека, мастерская по реставрации и исследовательская лаборатория. Наряду с новой шестиэтажной постройкой, в сад выходят и старые здания, в которых расположены сейчас образовательный центр, фильмотека и фотоархив.

Музей LEGO House в Биллунде (Дания) направлен на развитие и образование детей. Красная зона посвящена развитию творческих навыков, синяя - когнитивных, зеленая - социальных, а желтая - эмоциональных. «Все мероприятия в доме связаны с нашей философией ЛЕГО, мы уверены, что обучение через игру способствует инновациям и развитию творческого начала», - прокомментировал Йеспер Вильструп, генеральный директор LEGO House. Весь музей связан с игрой, что полностью воплощено. Все от открытых террас на крыше до зон опыта основано на игре и творчестве.

В целом, современные музеи располагают образовательными пространствами, которые используются для

проведения как познавательных лекций, связанных с тематикой музея, так и в большинстве случаев обладают полноценной образовательной программой или являются площадками для организации развивающих мероприятий. В каждом музее есть функциональные зоны, направленные на образовательные процессы, которые могут занимать от 5 до 100% пространства музея. В эти зоны включены библиотеки, лекционные залы, аудитории, пространства для групповой и индивидуальной работы. Происходит эволюция музейного пространства: музей как площадка для самовыражения превращается в площадку для образования.

Музей - социальное пространство

Социальное пространство - один из видов пространства, наряду с физическим и другими видами пространств. Это многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, связанных между собой функционально [8].

Для социального пространства активность социума играет значимую роль. Наличие различных процессов в обществе формирует социальное взаимодействие. Современное социальное пространство музеев реализуется практически во всех его помещениях: в экспозиционном пространстве, в вестибюльной зоне и прочих, где есть возможность взаимодействия между людьми.

Например, Музей Гуггенхайма в Бильбао имеет огромные экспозиционные пространства разных конфигураций и разных масштабов, позволяющие встретиться и провести досуг. Внутреннее пространство Музея Гуггенхайма состоит из общего холл-атриума огромных размеров, высотой в три этажа. Рядом со зданием Музея Гуггенхайма расположились несколько экспонатов, которые из-за своих крупных габаритов не помещаются внутри, благодаря которым при музее образовалась открытая экспозиция, где можно приятно провести время. Один из экспонатов - это щенок высотой 13 метров, выполненный в виде живых цветов. Перед музеем Гуггенхайма в Бильбао также расположена скульптура металлического паука.

Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА) - это не совсем музей в традиционном смысле, а целая система по изучению, продвижению и поддержке новых течений, а также коммерциализации искусства. Музей открыт для города: архитекторы сделали так, что лобби является логичным продолжением улицы. Например, теперь в галерею на первом этаже сможет попасть любой желающий, ведь она работает бесплатно.

LEGO House в Биллунде (Дания) имеет вестибюльную зону, эстетически приятное пространство с возможностью социального взаимодействия. Посетители LEGO House могут свободно посещать террасы, расположенные на разных уровнях, площадь LEGO, магазин и рестораны. Благодаря своему расположению в самом сердце Биллунда 23-метровый LEGO House представляет центральное городское пространство. Он выглядит как городская пещера без каких-либо видимых колонн и является общедоступным, позволяя посетителям

и гражданам Биллунда быстро пройти через здание. Площадь LEGO наполнена энергией городского характера, приветствуя местных жителей и посетителей в кафе, ресторане, магазине LEGO и конференц-залах.

MAXXI - Национальный музей искусств XXI века в Риме. MAXXI кроме функции музея выполняет также роль конференц-центра, где возможно проводить разного рода семинары, конференции, выставки или другие собрания и презентации. Это возможно благодаря наличию многочисленных просторных залов, из которых состоит музей, а также техническому его оснащению. Здесь есть конференц-зал, библиотека, мастерские, а также другие залы, в которых возможно проводить всевозможные мероприятия. Пространство музея для местного сообщества стало новой римской площадью. Это место выступает как ярмарочная площадь, теперь это часть общей городской системы Рима. С открытием в 2019 году MAXXI в городе появилось сообщество современных художников, которые ведут невероятно интересную работу. Здесь наблюдается удачное сочетание материалов, форм, пространства, цвета, естественного освещения и искусственной подсветки. Таким образом, современный музей - это площадка для создания новых сообществ, роль музея - создание новых связей. Наличие пространств для социального взаимодействия является важным элементом в музеях современного искусства как площадки для встреч.

Музей - площадка для встреч

Люди могут встречаться на улице, в парке, кафе, но теперь и современные музеи имеют такое пространство. Культурно-досуговые центры обладают зонами для встреч, общения, взаимодействия.

Помимо организации выставок, музей предоставляет также место проведения мероприятий, новую площадку встреч, знакомств, локацию, чтобы просто попить кофе и почитать. Такими площадками для встреч могут служить: кафе, рестораны, магазины, коворкинги, вестибюли, зоны рекреации, фойе, холлы, лекционные залы, аудитории, библиотека. В музеях может быть интересно, с искусством или без него, они являются превосходным местом для прогулки. То есть теперь это некое общественное пространство, которое является точкой притяжения для людей.

Например, «Гараж» в Москве - «место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю» [9]. Информация о функциях музея как места для встреч вынесена на фасад здания, и проходя мимо музея, сразу появляется желание попасть внутрь. Музей входит в пространство Парка Горького и является его продолжением. На территории музейного комплекса хорошая инфраструктура. В Образовательном центре стремятся создать особую творческую среду, где посетители являются не просто гостями, но активными участниками процесса. Кафе музея «Гараж» - это место встречи творческой молодежи, исследователей и научных сотрудников. Музей современного искусства с обширной программой выставок, кинопоказов, концертов, фестивалей, образовательных мероприятий, научных

и региональных исследований, эксклюзивных проектов, которые проходят как в самом здании Музея, так и в Образовательном центре, летнем кинотеатре «Гараж Скрин» и на площади Искусств. Цель музея - создать уникальный опыт переживания искусства.

Нью-Йоркский музей современного искусства имеет вестибюль свободного посещения, зоны рекреации, библиотеку, аудитории и кафе, где люди могут вместе провести время и попить кофе. Внутри, проходя вдоль ряда белых колонн, посетитель попадает в огромный атриум, вокруг которого сосредоточены выставочные галереи всех шести этажей. Легкие мостики у дальней стены вестибюля соединяют залы, расположенные на разных уровнях. МоМА нацелен на то, чтобы посетитель прочувствовал ощущение новизны и продвинуто-сти, а также легендарной американской свободы. Этому способствует сопутствующий дизайн: просторные помещения, высокие потолки, много света, минимализм в залах. Поэтому Музей современного искусства в Нью-Йорке всегда так приятно посещать.

Музей современного искусства в Барселоне. Площадь и архитектурные сооружения вокруг музея известны среди местных скейтбордистов. Молодежь любит проводить время на широких ступенях у фасада Музея современного искусства, оттачивая на них свои навыки. Также в Музее современного искусства проводятся всевозможные мастерские и мастер-классы.

Площадки для встреч, для приятного времяпрепровождения посетителей являются неотъемлемой зоной любого музея. Они могут располагаться как вокруг музея, так и в самом музее. Для активного взаимодействия посетителей с музеем необходимо создание дружелюбных и вызывающих желание заглянуть в музей пространств, создание творческой среды.

Музей - катализатор развития города

Музей может способствовать развитию города, росту экономики, привлечению туристов. Многие города с этой целью создают музеи, которые являются выдающимися памятниками архитектуры и которые оправдывают ожидания города.

Например, Музей современного африканского искусства Цайца, Кейптаун, ЮАР (Zeitz MOCAA) - первый на континенте музей, показывающий искусство современных художников Африки и диаспоры, проживающей не на континенте. Построенный в надежде на развитие туризма, он уже привлекает большое количество людей. Старт для развития города/страны - это еще одна функция музеев современного искусства. Пока всё говорит в пользу того, что у Zeitz впереди большое будущее: некоторые уже называют его африканским вариантом Tate Modern.

Лувр в Абу-Даби представлен его создателями как первый «универсальный» музей арабского мира. Здание создано как часть культурного центра. Лувр Абу-Даби - это грандиозный проект, который является частью колоссальных изменений в Персидском заливе. ОАЭ развивают туристическое направление, не считаясь с расходами. Здесь будет один из самых крупных музейных кластеров в мире.

Музей Гуггенхайма также превратил промышленный город Бильбао в один из культурных центров мира. Благодаря запоминающейся архитектуре, здание стало настоящей визитной карточкой города, привлекая в Бильбао множество туристов со всего мира. Исследователи даже ввели термин «эффект Бильбао», которым теперь характеризуется феномен стремительного роста популярности города, благодаря впечатляющей архитектуре. В конце XX века из-за спада производства власти Бильбао старались оживить экономику города путем привлечения туристического потока. Поэтому было принято решение существенно преобразить внешний вид Бильбао. Был разработан «План Хенераль», стратегический план ревитализации агломерации Бильбао. Приоритетной целью стало изменение образа города, переход экономики на сферу услуг и туризма. Для достижения этой цели было выбрано строительство ряда новых зданий

J . Ж

Рис. 1. План здания МоМА в Нью-Йорке. Синим выделена площадка для встреч, красным - социальное пространство, желтым - образовательное пространство

Рис. 3. Концепция выбранного проекта в конкурсе Венецианская архитектурная биеннале 2020 года. Бюро KASA (Kovaleva and Sato Architects)

и сооружений социально-культурного назначения. Была поставлена задача создания новых символов города. Как раз в это время фонд Гуггенхайма искал место для строительства филиала музея в Нью-Йорке. За первые три года своей работы он привлек в город 4 миллиона туристов, что принесло в экономику города около 500 миллионов евро, 100 миллионов из которых через налоги перешли в бюджет Бильбао. Таким образом, музей окупился за три года работы и продолжает приносить стабильный доход в городскую казну.

Анализ вышеупомянутой группы музеев современного искусства натолкнул авторов статьи на участие в конкурсе на создание павильона на Венецианской биеннале 2020 года с целью апробации авторского подхода к роли современных выставочных пространств.

Рис. 4. Концепция выставочного пространства Павильона РФ на Венецианской архитектурной биеннале 2020 года. Авторы Токаева Х., Стаменкович М.

Cai*/L9I1LHD0

пролрнмстьа

ЦТДЛМПЩ! W'P*4 рШИИИ

гонад

Рис. 5. График основных областей для оценки здания современных музеев

Современная повестка выставочных пространств на примере Венецианской архитектурной биеннале 2020 года

Расположенный в садах Джардини павильон Российской Федерации на Венецианской биеннале, спроектированный Алексеем Щусевым и открытый в 1914 году, был задуман им как архитектурный портрет русской культуры и заложенных в ней ценностей.

Отвечая теме «Как мы будем жить вместе?», сформулированной куратором Венецианской биеннале 2020 года Хашимом Саркисом, проект предоставляет возможность совместного эксперимента команде-победителю и группе местных коллег в формате продолжительной резиденции на время Венецианской архитектурной биеннале.

Реконструкция павильона - это задача, выходящая за рамки обычного проектирования; это повод переосмыслить отношения, транслируемые павильоном как культурным посольством в Венеции.

Мы предложили свой проект под названием «Новый свет».

«Новый свет». Проект в рамках биеннале

Тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года - «Как мы будем жить вместе?». Павильон России в Венеции должен представлять мультикультур-ную страну.

Пространство отвечает поставленным целям: это наличие рабочих мест, архива, площадки для мероприятий, встреч, перфомансов, а также основная публичная зона.

На протяжении всего дня происходит игра света и тени, организуя каждый раз новое зрелище для посетителей и работников павильона. В паттерне пространственной оболочки можно распознать траектории движения, танца, хоровода. Путем наименьших вмешательств в павильон создается совершенно новое пространство. Хореография в пространстве - так можно охарактеризовать траектории, появившиеся за счет игр света и тени. Первый этаж представлен в виде скал, через которые дерево пытается пробиться на свет и обрести новую жизнь, «новый свет».

Три сюжетные линии города: Пространство, Движение, Событие. Включение в пространство новых событий, хореографических эпизодов, формирование архитектуры под влиянием движений. Проход канатоходца, движение конькобежца, танец, парад, спортивная игра -все эти события, происходящие в городских дворах, могут повлиять на структуру архитектуры.

Происходит смена парадигмы в создании музея, процесс проектирования становится определяющим в проектировании объекта. Экспозиция музея - это создание самого музея. Маршруты и процессы, которые присутствуют в музее, играют главную роль. Обеспечение вариативности протекающих в павильоне процессов есть главная цель архитектора.

Запрос звучал: «Как мы будем жить вместе?», поэтому взаимодействие людей между собой и с павильоном

играет ключевую роль. Важной составляющей в проекте является синтез внешнего (сада) и внутреннего пространства.

Человеческое общение - важный элемент познания мира, поэтому создание сотрудничества, сообществ -это новая цель культурных объектов. Процессуальная составляющая музеев выходит на первый план в создании и проектировании объекта.

Одним из выводов о будущем архитектуры зданий и пространств музеев, выставочных пространств, а особенно музеев современного искусства является то, что многомерное социальное пространство, образовательно-просветительская деятельность, организованная комфортная среда для разноформатных встреч, а также градообразующая функция зданий музеев в той или иной степени помогают добиваться развития культуры и культурной деятельности в современном городе. Музей в будущем модернизирует свои функции и приоритеты. Проектирование зданий музеев на современном уровне предполагает прогнозирование и симуляцию процессов, позволяющих определить характеристики объектов. Сквозь четырехгранный параметрический оценочный механизм мы предполагаем выявлять значимость архитектурных решений и их взаимовлияние. В связи с этим наше исследование в дальнейшем будет посвящено поиску веера характеристик для формирования прогнозируемой оценочной модели здания современных музеев.

Список цитируемой литературы:

1. Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт / Е.М. Аку-лич // Социологические исследования. - 2004. - С. 89-91.

2. В Дании открылся Дом LEGO, спроектированный Бьярке Игельсом / О. Сочалин. - Текст: электронный / Architime.ru: [информационно-образовательный ресурс]. - URL: https:// www.architime.ru/news/bigs/lego_house.htm#1.jpg (дата обращения: 18.04.2020).

3. Гашо К. Zeitz MOCAA: как выглядит первый в Африке музей современного искусства / Ксения Гашо. - Текст: электронный // Вокруг света: [официальный сайт]. - URL: http://www. vokrugsveta.ru/article/279520/ (дата обращения: 10.11.2018).

4. Конкурс на проект реконструкции павильона России на Венецианской архитектурной биеннале / Архи.ру: [интернет-портал]. - URL: https://archi.ru/contests/17631/open (дата обращения: 27.12.2019).

5. Материалы сайта pavilionrus.com, посвященные Венецианской архитектурной биеннале 2020. - URL: http://www.pavilionrus. com/en (дата обращения: 25.12.2019).

6. Нью-Йоркский музей современного искусства: история, обзор, интересные факты и отзывы / FB: [интернет-портал]. -URL: https://fb.ru/article/286827/nyu-yorkskiy-muzey-sovremen-nogo-iskusstva-istoriya-obzor-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi (дата обращения: 12.04.2020). - Текст: электронный.

7. Образовательный центр ММОМА / www.mmoma.ru: [сайт музея]. - URL: http://www.mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky17/ obrazovatelnyj_centr_mmoma/ (дата обращения: 17.04.2020).-Текст: электронный.

8. Социальное пространство / картаслов.ру: [интернет-портал]. - URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/ Социальное+пространство (дата обращения: 15.04.2020).

9. Garage. О музее / garagemca.org: [сайт музея]. - URL: https:// garagemca.org/ru/about (дата обращения: 15.04.2020). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.