УДК [069.02:7]:379.4(571.14)
B. В. Левченко, Г. С. Левченко МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
ИМПЕРАТОРСКОГО НОВОРОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
ФОНДЫ, ПЕРСОНАЛИИ, СУДЬБА
Изучение деятельности научных и образовательных учреждений стало неотъемлемой частью исторической науки. Одним из частных случаев этого направления является изучение истории Одесского национального университета имени И. И. Мечникова (в 1865 - 1920 гг. - Императорский Новороссийский университет). На протяжении всего времени существования университет является центром, который находится в водовороте научной, образовательной, культурной и общественной жизни города, края, страны, международного сообщества. Научное наследие ученых университета является составляющей генезиса многих областей науки. Проведению активной научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава способствовали учебно-вспомогательные учреждения университета. Одним из таковых в 1865 - 1920 гг. был университетский Музей изящных искусств.
В современных условиях есть все основания и возможности изучать наследие отечественных ученых, научных школ и отдельных научно-исследовательских и культурнообразовательных учреждений в дореволюционный период. Тогда как в годы советской власти опыт таких учреждений преимущественно не упоминался. Например, в одном из юбилейных изданий, посвященных истории Одессы, авторы указывали на существование в городе до 1917 г. только одного музея - Историко-археологического1. При этом современная одесская исследовательница В. В. Солодова установила, что до 1917 г. в Одессе действовало 17 музеев различной вертикали подчинения2, среди которых и Музей изящных искусств Новороссийского университета.
В научной литературе упоминания о Музее изящных искусств Новороссийского университета встречаются во многих статьях, где вскользь характеризуется деятельность музея в разные периоды истории, освещается деятельность отдельных представителей персонала, но специального научного исследования, где была бы дана характеристика музея как структурного подразделения университета в системе высшего образования Российской империи, воспроизведена атмосфера основания музея и формирования его фондов, показаны роль и место меценатов в развитии музея, судьбы коллекций в послереволюционный период еще не проводилось. Первые двадцать пять лет истории музея кратко описаны в работе профессора А. И. Маркевича, посвященной истории университета3. Редкие упоминания о музее находим в иллюстрированном справочнике Одессы4, юбилей-
1 Одесса. Очерк истории города-героя. Одесса, 1957. С. 194.
2 Солодова В. Музеи Одессы. 1825 - 1917 гг. // Вюник Одеського юторико-краезнавчого музею. Одеса, 2005. С. 15.
3 Маркевич А. И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1890.
C. 611-613.
4 Кохановский В. Одесса и ее окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга. Одесса, 1892. С. 175.
ных изданиях, посвященных Одесскому государственному историко-археологическому музею5 и Одесскому государственному университету6. Отсутствуют описания деятельности музея в современных изданиях посвященных истории университета7. Попытка воссоздать картину основания музея, формирования его фондов и вклад в культурное наследие, была сделана ведущим библиографом Научной библиотеки Одесского университета
B. С. Фельдманом8. Некоторые факты деятельности музея предоставила одесский историк В. В. Солодова9. Активизация научных исследований в области биоисториографии способствовала изучению жизненного пути и научного наследия ученых, деятельность которых была обделена вниманием советских исследователей. В частности, современные историки обратились к научному наследию забытых представителей Новороссийского университета, деятельность которых была связана с Музеем изящных искусств10. Некоторые аспекты истории создания музея и судьбы его фондов во время реорганизации системы высшего образования в начале 1920-х гг. были освещены в ряде статей одного из авторов данной работы11.
В предлагаемой статье на основе обобщения архивных источников, сравнительного изучения научной литературы и материалов местной периодики сделана попытка проанализировать историю создания Музея изящных искусств Новороссийского университета и основные периоды формирования его фондов. Бесспорно, что в представленной статье показать всю многолетнюю историю музея, проследить перипетии кадровых изменений, воссоздать внутреннюю жизнь учреждения невозможно. Данное исследование мы считаем предварительным, в котором лишь предпринимается попытка реконструировать основные периоды истории музея.
При классических университетах Российской империи музеи представляли группу специализированных учебно-вспомогательных учреждений различного профиля, которые создавались для повышения эффективности учебного процесса и одновременно являлись научно-исследовательскими подразделениями12. Музеи при императорских университетах стали появляться в процессе развития науки и системы преподавания. Они создавались в соответствии с университетским уставом, а также по инициативе частных лиц, ученых, меценатов, в результате выставочной деятельности. На рубеже XVIII - XIX вв. в университетах формировались первые учебно-вспомогательные учреждения для собрания прибо-
5 Дложевський С. С. Одеський державний історико-археологічний музей. Одеса, 1927. С. 8, 10.
6 Історія Одеського університету за 100 років (1865 - 1965). Київ, 1968. С. 28.
7 Одесский университет (1865 - 1990) / Л. А. Ануфриев, С. И. Аппатов, Ю. А. Амброз и др. Киев, 1991; Історія Одеського університету (1865 - 2000) / Гол. ред. В. А. Сминтина. Одеса, 2000.
8 Фельдман В. Из генофонда культуры // За наукові кадри. 1990. 16 березня.
9 Солодова В.: 1) Музеи Одессы. 1825 - 1917 гг. С. 4-17; 2) Музейна справа в Одесі за часів Російської імперії (1825 - 1917 рр.) // Студії з архівної справи та документознавства. Київ, 2004. Т 12. С. 173-185.
10 Кызласова И. Кондаков Никодим Павлович // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. М., 1997. С. 303-305; Солодова В. В. Кондаков Никодим Павлович // Одеські історики. Т. 1 (початок ХІХ - середина ХХ ст.). Одеса, 2009. С. 175-178; Березін С. Є., Ізбаш-Гоцкан Т. О.: 1) Струве Федір Аристович // Одеські історики. Т. 1 (початок ХІХ - середина ХХ ст.). Одеса, 2009.
C. 387-389; 2) Струве Федір Аристович // Професори Одеського (Новоросійського) університету. У 4-х т. Одеса, 2005. Т 4. С. 185-187 и др.
11 См., напр.: Левченко В. В. «Музей изящных искусств» Імператорського Новоросійського університету: історія та доля скарбниці // Полікультуротворча діяльність 2010: матеріали Міжнар. наук.-практ. конф. м. Київ, 12 - 13 квітня 2010 р. Київ, 2010. С. 112-115.
12 Общий устав императорских российских университетов // Журнал министерства народного просвещения. 1863. № 8. С. 23-63.
ров и моделей, необходимых для ведения учебного процесса. В первые годы существования они представляли собой комплексные собрания, в которых находились как предметы ботаники и минералогии, так и археологии и произведения искусств. В 1830 - 1850-е гг. дифференциация научного знания привела к выделению профильных музеев естественного (зоологические, ботанические, минералогические) и гуманитарного (нумизматические, изящных искусств и древностей) направления. Значительное влияние на создание и деятельность музеев оказывали профессорско-преподавательские кадры университетов, которые их и возглавляли.
Согласно университетскому уставу 1863 г. Музеи изящных искусств существовали при всех императорских университетах. Подобный музей Новороссийского университета по номенклатуре оригиналов и копий памятников искусства, составлявших основу учебного материала и наглядных пособий, благодаря богатым остаткам культуры античного мира Северного Причерноморья и Крымского полуострова, был одним из наиболее обеспеченных и приспособленных для преподавания курсов кафедры теории и истории искусств13. Именно при этой кафедре в качестве научно-вспомогательного учреждения функционировал Музей изящных искусств. Его организатором, первым заведующим (1866 - 1870 гг.) и хранителем стал профессор Федор Аристович Струве14. В университете он преподавал древнегреческий язык, читал специальные курсы греческой географии и древностей, истории греческой колонизации, литературы и искусства, но в связи с тем, что курсы кафедры предполагалось вести только с третьего года обучения, его деятельность больше была сосредоточена на организации музея.
На протяжении всей деятельности фонды Музея изящных искусств комплектовались за счет целенаправленных приобретений на государственные дотации, пожертвования, по результатам экспедиций и полевых практических исследований, даров и обменов с другими учреждениями. В первые годы существования музея его коллекции формировались преимущественно из пожертвований и даров. Во времена заведования Ф. А. Струве музею были подарены: большая коллекция гипсовых копий с памятников классической скульптуры от французского художника Ваннье; картина «Полтавская битва» (принадлежала графу П. А. Румянцеву-Задунайскому) в дар от Ф. В. Портнова через посредничество профессора А. М. Богдановского; картина «Пушкин на берегу моря» (на данный момент картина находится в собрании Одесского художественного музея)15 мариниста И. К. Айвазовского, написанная им для Новороссийского университета (передана при посредничестве профессора И. Палимпсестова); пять картин западноевропейских школ от профессора И. А. Маркузена, приобретенных им в Италии и Германии16 и др.
Участие в приобретении предметов для коллекций музея принимало и руководство Новороссийского университета. С этой целью в апреле - октябре 1868 г. Ф. А. Струве был отправлен в командировку в Грецию, Италию, Францию и Германию для установления научных связей с представителями археологической науки, ознакомления с имеющимися
13 Чесноков В. И. Правительство и развитие структуры исторических кафедр и наук в университетах России (по университетским уставам 1804 - 1869 годов) // Российские университеты в XIX - начале ХХ века: сб. науч. ст. Воронеж, 1993. С. 34.
14 Фельдман В. Из генофонда культуры.
15 Солодова В. Музеи Одессы. 1825 - 1917 гг. С. 16.
16Маркевич А. И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета. С. 612.
материалами древней истории Северного Причерноморья и приобретения некоторых из них17.
Большую роль в увеличении фондов Музея изящных искусств сыграли эрудиция, тонкий художественный вкус и энтузиазм профессора Никодима Павловича Кондакова. В Новороссийском университете он читал различные курсы по теории и истории искусств, в том числе древнерусского. Под его руководством в музее на протяжении 1870 - 1888 гг. происходило накопление материалов, распределение фондов на экспозиционные, учебные и научные, осуществлялась систематическая работа с ними. Н. П. Кондаков также начал формировать библиотеку музея, основу которой составило приобретенное им большое количество ценных трудов по истории искусства. В 1880 г. была приобретена большая коллекция терракот и различных произведений искусств18. Среди предметов декоративноприкладного искусства привлекал внимание подаренный преподавателем херсонской гимназии С. И. Белым фарфоровый кофейный сервиз с золотым покрытием, работы мастеров известной Севрской мануфактуры (Франция), который на данный момент хранится в собрании Одесского историко-краеведческого музея19. На сервизе, заказанном герцогом Ришелье в честь основания в 1817 г. лицея, изображены виньетки с планом Одессы, фасадные изображения здания Ришельевского лицея, взятые из неосуществленного проекта архитектора О. Монферрана. В это же время музей начал выполнять функции не только учебно-вспомогательного учреждения, но и публичного заведения - один раз в неделю он был открыт для посещения городских жителей.
Количество экспонатов музея постоянно увеличивалось. На і января 1879 г. их количество составляло: изданий с эстампами, произведений с рисунками и атласами - 586; гипсовых статуй, бюстов, барельефов, обелисков - 144; произведений из слоновой кости
- 25; фотографий - і 786; хромолитографий, литографий и гравюр - 243; древних амфор и ручек с клеймами - 169; древнегреческих расписных ваз - 11; оригинальных скульптур
- 90; мелких древностей - 200; оригинальных картин - 69. Количество последних существенно увеличилось в 1881 г., когда по завещанию надворного советника И. А. Самсонова музею была передана 61 картина20. Вместе с предыдущими поступлениями, эти картины заложили основу для собраний живописи, вследствие чего при музее была собрана галерея21, где выделялись произведения И. К. Айвазовского, Е. С. Вилье де Лиль-Адана, М. Н. Дубовского, М. К. Клодта, Н. П. Красовского, К. А. Сомова, И. И. Шишкина и др.
После отъезда в начале 1888 г. Н. П. Кондакова в Санкт-Петербург Музей изящных искусств возглавил историк-византинист, профессор Федор Иванович Успенский (1888 -1892 гг.), который был одной из ведущих фигур в увеличении собраний и развитии экспозиций22. Именно благодаря его ходатайству в 1892 г. в музей поступили копии старинных икон, хранившихся в музеях Москвы23. Количество коллекций также увеличивалось и за счет дарений.
17 Березін С. Є., Ізбаш Т. О. Струве Федір Аристович // Професори Одеського (Новоросійського) університету. У 4-х т. Одеса, 2005. Т. 4. С. 185-187.
18 Государственный архив Одесской области (Далее - ГАОО). Ф. 45. Он. 4. Д. 3045. Л. 154.
19 Солодова В. Музеи Одессы. 1825 - 1917 гг. С. 16.
20Маркевич А. И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета. С. 612-613.
21 Кохановский В. Одесса и ее окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга. С. 175.
22 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 26. Л. 49, 262.
23 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 54. Л. 56-57.
Преемником Ф. И. Успенского на должности заведующего Музея изящных искусств стал Алексей Андреевич Павловский (1892 - 1909 гг.)24, который в 1891 г., после защиты магистерской диссертации в Киевском университете, был назначен исполняющим обязанности экстраординарного профессора Новороссийского университета25. В 1896 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Скульптура в Аттике до греко-персидских войн» и был утвержден Советом университета в степени доктора теории и истории изящных искусств, а в 1897 г. избран ординарным профессор одноименной кафедры26. В качестве заведующего А. А. Павловский не только продолжал направления деятельности своих предшественников, но и активно развивал их.
К первым его действиям можно отнести то, что фонды музея продолжали пополняться новыми экспонатами. В июне 1892 г. от Императорской Археологической комиссии в фонд музея поступила одна из десяти серебряных шейных гривен, которые были найдены в Глазовском уезде Вятской губернии27, где в последние десятилетия XIX в. проводились активные археологические исследования28. В том же году от известного художественного критика, заведующего художественным отделом Санкт-Петербургской Публичной библиотеки В. В. Стасова был получен подписанный им сборник «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени», а от Ф. И. Альбрехта коллекция золотых и серебряных древних монет (144 шт.)29. В 1896 г. министр финансов С. Ю. Витте (выпускник Новороссийского университета) прислал редкую французскую ассигнацию, датированную 1791 г.30, а в 1901 г. в фонды музея поступил 531 дублет серебряных и медных медалей и монет31. Новыми пополнениями обогащалась и библиотека музея. В 1904 г. книгопродавец Г. Руссо передал музею книг на сумму 232 руб. 29 коп.32
Одним из достижений А. А. Павловского на должности заведующего музеем стало приобретение «фотографического переносного прибора», после чего при музее с мая 1892 г. начала функционировать фотолаборатория. На приобретение этого оборудования Совет Новороссийского университета выделил 200 руб. Купленная на «Складе фотографических принадлежностей И. Стеффена» камера «орехового дерева в никелированной оправе с 3-мя кассетами и штативом»33, предоставила возможность сотрудникам музея собирать коллекции фотографий и диапозитивов.
Такой плодотворной деятельности А. А. Павловского в должности заведующего музеем способствовала активная поддержка декана историко-филологического факультета Василия Карловича Надлера (1891 - 1894 гг.). Во время длительной командировки А. А. Павловского (30 мая - 10 декабря 1892 г.) В. К. Надлер исполнял обязанности заведу-
24 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 8 н. Л. 16.
25 Самойлов Ф. О. Павловський Олексій Андрійович // Професори Одеського (Новоросійського) університету. У 4-х т. Одеса, 2005. Т. 3. С. 436.
26 Левченко Г. С. Павловський Олексій Андрійович // Одеські історики. Т. 1 (початок XIX - середина XX ст.). Одеса, 2009. С. 283.
27 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 33. Л. 5-7.
28 Длужневская Г. В. Уральский регион в исследованиях Императорской Археологической комиссии // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 49. С. 118-133.
29 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 33 (1892). Л. 13-15, 19-20.
30 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 33 (1896). Л. 61-63.
31 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 17. Л. 98-106.
32 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 8/15. Л. 23-25.
33 ГАОО. Ф. 45. Он. 8. Д. 8 н. Л. 23-24, 38.
ющего музеем и активно ходатайствовал перед Правлением университета об улучшении неудовлетворительного состояния помещений музея и их расширении34.
Таким образом, в начале ХХ в. фонды музея насчитывали большое количество предметов, которые условно можно разделить на два комплекса: 1) оригинальные памятники истории и культуры - научные коллекции и комплекс научного и учебно-вспомогательного материала; 2) коллекции карт, макетов, моделей, наглядного материала для практических занятий и научных работ. В распределении акцентов между двумя комплексами больше внимания уделялось научной значимости приобретенных предметов.
Музей пользовался большой популярностью и среди одесситов, которые в воскресенье и в праздничные дни имели возможность знакомиться с его экспозициями. Наличие музея данного профиля в таком масштабе отвечало потребностям общества только некоторое время. Помещение музея по размерам было небольшим, одновременно обзор коллекций могло производить небольшое количество людей. Музей открывался для посторонних посетителей не каждый день, потому что в первую очередь он был учебно-научным кабинетом и музеем, рассчитанным на учебную и научно-исследовательскую работу студентов и ученых университета. В связи с этим перед городской общественностью еще в конце XIX в. встал вопрос о необходимости открытия музея данного профиля, но общедоступного/публичного. Поэтому в 1899 г. по инициативе «Одесского общества изящных искусств» (основанного в 1865 г.) был открыт Городской музей изящных искусств, учредители которого пытались удовлетворить потребности общественности в этой области. Необходимо отметить, что подобная идея возникала у представителей одесской интеллигенции еще в начале Х1Х в. Так, А. А. Скальковский - одесский краевед, публицист, археограф35, в одной из своих статей упоминал, что в 1821 г. в Одессе планировалось открытие клуба изящных искусств - «Club des arts»36. Неудивительно и название на французском языке, что отражало наличие большого числа иностранцев в городе, интернациональным языком общения которых был французский. Таким образом, наличие Музея изящных искусств Новороссийского университета не только способствовало развитию интереса общества к искусству, но и играло важную роль в открытии публичного музея данного профиля в городе.
Открытие городского (негосударственного) Музея изящных искусств никоим образом не повлияло на деятельность одноименного музея при университете, жизнь которого активно продолжалась. В связи с тем, что в 1909 г. А. А. Павловский был избран деканом историко-филологического факультета37, уже в следующем году он оставил кафедру теории и истории искусств. С 31 мая 1910 г. кафедра и должность заведующего музеем становились вакантными38. И если кафедра оставалась вакантной до 1920 г. - времени трансформации университета и перехода кафедры в состав Одесского гуманитарно-общественного института (1920 - 1921 гг.)39, то должность заведующего музеем занял избранный в том же году ординарный профессор кафедры классической филологии Борис Васильевич Вар-
34 Там же. Л. 31, 61, 63.
35 См.: Хмарський В. М. З історії розвитку археографії на Півдні України: Аполлон Скальковський // Записки історичного факультету. Одеса, 1998. Вип. 6.
36 Одесский Вестник. 1858. 4 января.
37 Самойлов Ф. О. Павловський Олексій Андрійович. С. 437.
38 ГАОО. Ф. 45. Оп. 11. Д. 13. Л. 187б об.
39 ГАОО. Ф. Р-849. Оп. 3. Д. 5. Л. 1-10.
неке (1910 - 1923 гг.)40. Впоследствии, в связи с недостаточным количеством профессоров на факультете и с целью преподавания в полном объеме учебных курсов кафедры теории и истории искусства, лекции и практические занятия по истории искусств были также поручены ему41. Б. В. Варнеке был известным знатоком греческого, латинского, итальянского, немецкого и испанского языков и специалистом по древнеримской истории, литературе и театру, а также исследователем истории русского театра и драматургии42.
Таким образом, последним заведующим Музея изящных искусств стал Б. В. Варнеке, которому пришлось возглавлять учреждение в трудные времена войн и революций43. В условиях калейдоскопических изменений власти и наступления большевиков на Одессу владельцы частных коллекций и библиотек покидали город, а свои собрания передавали в музей. Например, библиотека музея пополнилась книгами известных одесситов, которые составили личные фонды. Среди них - фонды банкиров Ашкенази (433 наименования), почетного мирового судьи К. М. Севастопуло (204), семьи Розен (126), профессоров Н. П. Кондакова (53) и И. А. Линниченко (229). Но происходили и обратные случаи, когда обладатели коллекций, хранившихся в фондах музея, передавали их в другие учреждения. Так, председатель одесского отделения Русского технического общества М. В. Брайкевич в апреле 1919 г. перед отъездом в Батуми свою коллекцию картин, которая находилась в музее, передал Городскому музею изящных искусств (ныне Одесский художественный музей)44.
С установлением 7 февраля 1920 г. в Одессе большевистской власти начался этап реформирования системы высшего образования, которое предусматривало создание профильных высших учебных заведений. Это положение распространялось и на классические университеты, к числу которых принадлежал Императорский Новороссийский университет. Их инфраструктура была подвергнута критике и разрушению45.
На протяжении 1920 - 1923 гг. Музей изящных искусств входил в инфраструктуру различных институтов: Одесского гуманитарно-общественного института (1920 -1921 гг.), Одесского археологического института (1921 - 1922 гг.), Одесского института народного образования (1922 - 1923 гг.)46. В штат сотрудников музея входили заведующий Б. В. Варнеке, хранители И. Василенко (1920 - 1921 гг.)47 и Ф. Е. Петрунь (1921-1924 гг.)48. В 1920 г. структуры музея подчинялись различным подразделениям Губернского отдела народного образования. Основные фонды принадлежали просветительской сети, а библи-
40 Немченко І. В. Варнеке Борис Васильович // Професори Одеського (Новоросійського) університету. У 4-х т. Одеса, 2005. Т 2. С. 208.
41 ГАОО. Ф. 45. Оп. 11. Д. 13. Л. 187б об.
42 Немченко І. В. Варнеке Борис Васильович. С. 209.
43 ГАОО. Ф. 45. Оп. 4. Д. 2017. Л. 24, 99.
44 Фельдман В. Из генофонда культуры.
45 См.: Парфіненко А. Ю. Проблема «ліквідації» університетів України в радянській журнальній публіцистиці 1920-х - початку 1930-х років: Автореф. дис... канд. іст. наук. Запоріжжя, 2007.
46 Подробнее см.: Левченко В. В.: 1) Одеський гуманітарно-суспільний інститут (1920 - 1921): до питання спадкоємності традицій університетської освіти // Записки історичного факультету. Одеса, 2008. Вип. 19. С. 207-216; 2) Трансформація вищої школи Одеси (1917 - 1922): проекти та реалії // Юго-Запад. Одессика. Историко-краеведческий научный альманах. Одесса, 2009. Вып. 8. С. 36-52; 3) Історія Одеського інституту народної освіти (1920 - 1930 рр.): позитивний досвід невдалого експерименту. Одеса, 2010.
47 ГАОО. Ф. Р-849. Оп. 3. Д. 5. Л. 1-1 об.
48 ГАОО. Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 145. Л. 28.
отека - библиотечной сети49. Следует отметить, что подчинение музея различным учреждениям и распределение его фондов было чисто формальным, т.к. фактически все структуры продолжали функционировать в одном помещении (Преображенская улица, д. 24) бывшего Новороссийского университета, в котором сегодня расположена галерея Одесского университета.
На 1 ноября 1923 г. коллекции Музея изящных искусств включали: картин и рисунков - 268; гравюр, литографий, эстампов - 225, слепков крупных - 136; слепков мелких - 2166; изделий из слоновой кости - 32; изделий из бронзы - 23; изделий из мрамора
- 4; эпиграфических памятников - 5; монет - 3 632; смешанных коллекций древностей -11; фотографических коллекций - 17 (отдельных снимков - 2 283); диапозитивов - 3 149; негативов - 3 214; рукописных нот - 142; печатных нот - 384; старых рукописей - 2; книг и других печатных работ - 5 554. В музее проводились занятия для студентов Одесского института народного образования (одного из правопреемников Новороссийского университета в 1920 - 1930 гг.) по истории материальной культуры, истории искусства, археологии, нумизматики. Сохранялась традиция посещения музея посторонней публикой, экскурсии для которой проводил хранитель50.
В результате реорганизации не только системы высшего образования, но и всей сети культурно-просветительных учреждений, в 1923 г. Музей изящных искусств пережил радикальную реорганизацию. По распоряжению Главного комитета профессионального образования Народного комиссариата просвещения УССР от 10 февраля 1923 г. фонды музея были переданы Одесскому институту изящных искусств. В 1924 г. в Одесский государственный историко-археологический музей из собраний Музея изящных искусств поступили предметы археологических находок 1884 и 1904 - 1913 гг. Они передавались вместе с оборудованием, поэтому их сразу выставляли в экспозиции. Фонды Историкоархеологического музея пополнились также коллекциями нумизматики, керамики и книгами по истории античной культуры и художественной промышленности - около 4000 томов51. Произведения живописи и графики оказались в собраниях Одесского художественного музея, созданного на базе Одесского музея изящных искусств (публичного) и заложили основу фондов современного Одесского музея западного и восточного искусства. Таким образом, коллекции Музея изящных искусств Императорского Новороссийского музея составили значительную часть собрания многих современных музеев Одессы.
Информация о статье
Авторы: Левченко Валерий Валерьевич - канд. ист. наук, старший преподаватель, Украина, Одесский национальный морской университет; Левченко Галина Сергеевна - старший преподаватель, Украина, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, [email protected]
Заглавие: Музей изящных искусств Императорского Новороссийского университета: Фонды, персоналии, судьба.
49 ГАОО. Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 11. Л. 49 об.
50 Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. 166. Оп. 3. Д. 349. Л. 17-18.
51 Солодова В. Музеи Одессы. 1825 - 1917 гг. С. 15.
Абстракт: В статье освещена история Музея изящных искусств Императорского Новороссийского университета, начиная с 1865 г., времени создания музея, и до окончательной его реорганизации в 1923 г. На фоне пятидесятивосьмилетней истории музея были установлены характер его деятельности, профиль и ведомственная принадлежность. Эти три составляющие определяли финансовую стабильность музея и источники формирования его фондов. Анализ архивных документов дает основание для вывода о том, что регламентация деятельности музея имела свои характерные особенности. Установлено, что фонды музея делились на экспозиционные и учебно-научные, а в распределении акцентов между двумя комплексами больше внимания уделялось научной значимости приобретенных предметов. Указаны заведующие музеем, которые являлись представителями профессорского состава университета. Отражены их роль и вклад в научно-практическую деятельность музея. В кратком историческом описании уделено внимание особенностям формирования фондов, указан перечень состава коллекций, рассмотрены причины утрат музейных собраний и дальнейшая судьба некоторых из них. Закрытие музея и его окончательная реорганизации нанесли непоправимый ущерб коллекциям.
Ключевые слова: коллекция, музей, университет, Одесса.
Information on article
Authors: Levchenko Valery Vasilievitch - Candidate of Science in History, Senior lecturer, Ukraine, Odessa National Maritime University; Levchenko Galina Sergeevna - Senior lecturer, Ukraine, Odessa National University named after I. I. Mechnikov, [email protected] Title: Museum of Fine Arts Imperial University of Novorossiysk: funds, peoples, fate. Abstract: In the article the history of the Museum of Fine Arts Imperial Novorossiysk University since 1865 - the museum and to the final of its reorganization in 1923. Against the background of 58 years of history of the museum was established nature of its profile, and departmental affiliation. These three components determines the financial stability of the museum and sources of its funds. Analysis of archival documents gives reason to conclude that the regulation of the activity of the museum had its own characteristics. Found that the Museum’s exposition and were divided into teaching and research, and in the distribution of emphasis between the two sets of more emphasis on the scientific significance of the purchased item. Are directors of the museum, all of which were members of the university professors. Reflect their role and contribution to the scientific and practical activities of the museum. In a brief historical description of the attention paid to the characteristics of the formation of the funds referred to the list of collections, considered the causes of loss of museum collections and the fate of some of them. Permanent closure of the museum and its final reorganization caused irreparable damage to the collections. Key words: collection, museum, university, Odessa.