Научная статья на тему 'Музей истории УГГГА'

Музей истории УГГГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей истории УГГГА»

Уральском геологическом музее значительно пополнена образцами и обновлена экспозиция "Месторождения золота Урала".

Другим примером научных обобщений с использованием фондов Уральского геологического музея является монография В.Н.Авдонина и Ю.А.Поленова "Очерки об уральских минералах" (20 псч. листов), выпущенная издательством УГГГА в 2002 году.

В монографии приведены исторические сведения об открытии и исследовании природных и техногенных минералов, впервые в мире найденных на Урале. Дано описание некоторых экспозиций уникального Уральского геологического музея Уральской государственной горно-геологической академии.

3. Среди большого числа музеев, различающихся по назначению. - музеи высших учебных заведений. Особенность этих музеев в том, что их основная задача - служить делу обучения студентов. Музеи геологического профиля, независимо от их положения и особенностей, способствуют распространению интереса к естествознанию и формированию материалистического понимания природы, заключающегося в диалектико-материалистическом обосновании философских принципов, отражающих материальное единство мира и его развития. В музеях геологического профиля проводится широкомасштабная работа по профориентации подрастающего поколения, приобщению молодёжи к азам геологических наук.

Традиционно Уральский геологический музей выполняет учебные и просветительские задачи. Но экономические сложности в условиях приспособления к работе в рыночной экономике обусловили новые направления работы музея. Одним из таких направлений является организация и проведение учебных геологических практик для сту дентов не только первых, но и старших курсов.

Привлечение сотрудников музея к преподавательской работе зачасту ю приводит к написанию обобщающих учебно-методических пособий. Так. появилась серия методических пособий по учебным практикам: В.Н.Сазонов. В.Н.Огородников. Ю.А. Поленов. С.Г.Суставов. В.В Григорьев. Золотооруденение Екатеринбургского геологического полигона, 1997 г.; В.Н.Огородников, Е.А.Слободчиков, Ю.А.Поленов. В краю потухших вулканов. 1997 г.: В.Н.Сазонов. В.Н.Огородников. Ю.А.Поленов. В.В.Григорьев. Шабровский рудный район. 2000г.;В.Н.Огородников. В.Н.Сазонов. Ю.А.Поленов. Геологические маршруты по Екатеринбуржью. 2001 г.

Продолжается работа ученых кафедр и сотрудников геологического музея по обобщению опыта проведения геологических маршрутов, и следует ожидать новых публикаций по этому направлению исследований.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ УГГГА

Научный сотрудник СОКОЛОВА А. И., заведующий музеем ДОЛ ГА НО В В. К

Идея создания Музея трудовой и боевой славы Свердловского горного института

принадлежит профессору Г.П.Саковцеву, который 28 ноября 1973 г. подписал

соответствующий приказ № 393. Однако лишь спустя почти четыре года, собрав по

крупицам ценнейшие материалы, музей принял первых посетителей. Он стал детищем всего

коллектива института. Многие люди отдали ему часть своей души, но особая роль в его

80

создании принадлежит первому директору музея Валентине Михайловне Масленниковой. Журналист по образованию и педагог, историк, краевел по призванию, она со свойственной ей одержимостью сформировала музейный фонд, разработала его классификацию, проделала огромную работу в государственных и партийных архивах, библиотеках, музеях города и области, в личных собраниях.

Музею - 25 лет. За четверть века он стал неотъемлемой частью академии -своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся ее нелегкая судьба. За это время с экспозицией музея и его уникальными материалами познакомились тысячи человек -студенты, преподаватели, выпускники, школьники, гости из разных городов страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Своей главной задачей музей всегда считал передачу духовно-нравственного опыта от поколения к поколению и формирование личности будущего специалиста.

Время накладывало отпечаток на формы работы и способы воздействия на молодые умы, но сотрудники музея всегда понимали, что нет ничего страшнее равнодушия, поэтому старались "зажечь" сердца слушателей своим энтузиазмом, любовью к истории родной "альма-матер" и ее людям. За последние 5 лет (1998-2002) Музей истории организовал следующие важные мероприятия:

1. Стало традицией ознакомление первокурсников с историей УГГГА в рамках курса "Введение в специальность". Студенты знакомятся с альбомами выпускающих кафедр и другими документами по истории академии, пишут рефераты о выдающихся людях факультетов и кафедр. Им демонстрируются видеофильмы. За 5 лет этот курс прослушали более 3000 человек.

2. Работники музея следят за пополнением на Мемориале Памяти списка погибших в Великой Отечественной войне.

Обелиск Памяти студентам, преподавателям и сотрудникам академии, погибшим в годы ВОВ. был открыт в 1980 г. Первые 30 фамилий погибших появились на мраморных плитах Мемориала только в 1985 г. к 40-летию Победы. В 1995 г. с выходом в печать "Книги Памяти" список пополнился 39 именами. В последних томах "Книги Памяти" (т. 16 и 17) удалось выявить еще 31 фамилию. Таким образом, общее число увековеченных на Мемориале состааляет на сегодняшний день 100 человек. Еще остались невыясненными судьбы более 30 человек.

Ежегодно, начиная с 1994 г.. Музей истории проводит встречи студентов-первокурсников с преподавателями -участниками ВОВ. За последние 5 лет в них участвовали преподаватели: В.Н. Авдонин. Н.П. Абалмасов, В.М.Масленникова, Ю.А.Соколов, Г.Н.Старцев. Е.А.Синицин. М.С. Поломошнов, Н.И.Куглин. В.А.Прокин, М.П.Ожиганов. а также преподаватели военной кафедры: подполковник В.Ю.Алабушсв и майор А.В.Антипов - участники событий в Афганистане и Чечне.

Организатором и участником таких встреч от Музея истории выступает научный сотрудник А.И. Соколова. Она знакомит студентов с работой института в годы войны, рассказывает о том. с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу, о способах их преодоления в учебе, научных исследованиях, бьпу; рассказывает о подвигах наших студентов, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза.

3. Составляется альбом о трудовых династиях горняков.

В 1985 г. Музей истории подготовил первый планшет о трех трудовых династиях (Сегалей, Алешиных, Кармановых). Собраны материалы по 13 династиям, что позволяет начать оформление альбома, а в дальнейшем - издание книги. В альбом войдет повествование о:

- семи династиях геологов: Алешины, Саламатовы. Вахромеевы, Покровские-Клеры, Козины. Кутюхины;

- династии геофизиков Сегалей;

- династии геологов и геофизиков Кармановых-Кравцовых:

- четырех династиях горняков: Хохряковы, Славиковские, Ястребковы, Абдрахмановы;

- династии горняков и механиков Тимухиных.

4. Идет подготовка к изданию книги "Зарубежные связи академии".

В Свердловском горном институте с 1947 по 1960 гг. велась подготовка высококлассных специалистов горного профиля для стран народной демократии. Всего за этот период было выпущено 207 горных инженеров: болгары - 45 чел, китайцы - 48 чел., корейцы - 34 чел., румыны - 28 чел., чехи и словаки - 21 чел., поляки - 15 чел., венгры 11 чел., монголы - 5 чел.

В 80-е годы СГИ готовил специалистов для Лаоса и Монголии.

Началом постоянного сотрудничества УГГГА с зарубежными странами можно считать 1988 г. С этого времени становятся стабильными два вида связей: участие в международных конференциях, симпозиумах, а также преподавательская работа и стажировка.

В настоящее время международное сотрудничество академии стало более прочным, с привлечением значительно большего, чем раньше, числа сотрудников и студентов. Академия продолжает выполнение действующих и подписание новых договоров, налаживает прямые научно-технические контакты с зарубежными фирмами в области поисков, добычи и переработки полезных ископаемых, маркетинга, экономики промышленности.

5. Собран материал для издания книги "Директора Уральского геологического музея".

Подготовлена к печати подборка материалов о директорах Уральского геологического музея,

освещающая его историю за 65 лет. Начиная с открьгшя геомузея (1937) и по настоящее время в нем сменилось 17 директоров. Каждый их них был частицей его истории и оставил в его судьбе свой след,

6. Проведена встреча выпускников в связи с 50-летием основания геофизического факультета. К этой знаменательной дате была издана книга проф. В.В.Филатова "Уральская геофизическая школа", в подготовке которой музей принял активное участие.

По случаю юбилея музей посетили многие выпускники. Особый интерес для всех посетителей музея представляли два тома истории геофизического факультета, составленные его ветеранами.

7. Издана вторая книга альманаха "Уральцы на Колыме и Чукотке".

В 1995 г. Совет ветеранов труда Северо-Востока России (председатель И.М.Нечеухин. вып. СГИ 1947 г.) обратился в Музей истории с пожеланием сделать альбом, посвященный ветеранам Колымы и Чукотки. Однако материалы оказались настолько интересными, что ректор УГГГА профессор И В. Дементьев принял решение издать книгу.

В 1998 г. вышел первый том альманаха, а в октябре 2001 г. - второй. Судя по отзывам авторов, ветеранов, специалистов, прессы и многих других людей, историко-

82

биографический альманах "Уральцы на Колыме и Чукотке" стал крупным событием нашей жизни. Книга подкупает своей правдивостью, откровенностью и дает заряд огромной воспитательной силы для молодежи. На страницах двух книг помещено 114 автобиографических рассказов о работе и жизни горняков Урала на Северо-Восточной окраине России (многие из которых наши выпускники), ставшей еще в 30-х годах прошлого столетия "валютным цехом" страны.

8. Продолжается активная работа литературного объединения "Горный родник".

Почти полвека назад, в 1954 году, студенты СГИ объединились в литературный

кружок и издали сборник "Горный родник", напечатанный на пишущей машинке.

Поэтический родник не иссякает до настоящего времени.

С середины 90-х годов литературную гостиную возглавил редактор газеты "Горняк" поэт Юрий Лобанцев. Большим достижением этого периода следует считать регулярный выпуск поэтических сборников, авторами которых были студенты, преподаватели, выпускники академии, и литературной странички в газете "Горняк". Определенным итогом работы литературной гостиной стала книга "Горный родник" (составители В.К.Долганов. Ю.Л.Лобанцев), выпущенная к 80-летию академии.

С 1998 г.. после смерти Юрия Лобанцева. литературное объединение возглавил поэт Юрий Конецкий. За это время под редакцией Ю.Конецкого в библиотечке "Горного родника" вышло четыре поэтических сборника: Н.С. Михеев. Песни души (1998 г.), "Посвящение Пушкину" (1999 г.). Ю. Лобанцев. Оправдание Сальери (2000 г.). книга юмора "Год дракона" (2000 г.), альманах "Цветы для любимых" (2001 г.), а также поэтическая подборка "Поэзия в Горной академии" в журнале "Урал" (2000 г.).

Главной проблемой нынешнего периода остается привлечение в литературное объединение и на страницы газеты "Горняк" новых литературных дарований из студенческой среды.

9. Ведется работа по созданию видеотеки.

За последние 10 лет в Музее истории удалось собрать интересную коллекцию видеофильмов, которая используется в нашей работе:

- Для приращения рудных дел (к 75-летию УГГГА). Автор сценария и режиссер вып. СГИ 1958 г. А.В.Морозов, ныне режиссер Свердловской киностудии:

- Научно-популярный человек (фильм о А.В.Морозове):

- Горняцкое богатство (встреча ректора академии профессора И.В. Дементьева с выпускниками, работающими на СУБРе, режиссер и оператор В.И. Карпович);

- Основатели горной школы (А.Е. Троп. М.А.Саламатов. режиссер и оператор В.И. Карпович);

- Уральский геологический музей;

- Встреча выпускников гр. РФ-84-1.2.3.4 по случаю 5-летия окончания СГИ (автор Г. Коргуль);

- 1-й съезд горнопромышленников (июнь 1991 г., режиссер и оператор В.И. Карпович);

- Встреча выпускников гр. РМ 1951-1957 гг., оператор Н.Носкова;

- 50 лет геофизическому факультету, оператор Н.Носкова; Этот День Победы (к 55-летию Дня Победы), режиссер и оператор В.И. Карпович;

- Лев Зонов в кругу друзей (новые стихи и песни), оператор Н. Носкова.

Музей истории академии постоянно ведет сбор материалов о каждом выпускнике

академии и просит всех горняков принять в этом участие, а также готов поддержать инициативные группы по подготовке книг по истории создания и работе горно-геологических предприятий с отражением в этой работе роли выпускников УГГГА.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОКРАЩЕННОЙ

ПРОГРАММЕ В РАМКАХ УРАЛЬСКОГО ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Декан ФДП профессор ФРОЛОВ С.Г.

К концу 40-х годов на Урале сформировалась развитая сеть средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов горно-геологического профиля. В настоящее время горных техников выпускают 13 учебных заведений (техникумов, колледжей): Уральский государственный им. И.И. Ползунова. Нижнетагильский горно-металлургический, Исовский геологоразведочный, Качканарский технологический лицей, Кизеловский горный, Соликамский горно-химический. Кумертауский горный, Саткинский горно-керамический. Миасский геологоразведочный, Коркинский горно-строительный. Копейский горный. Гайский филиал Орского индустриального колледжа. Однако до недавнего времени преемственности в получении среднего и высшего профессионального образования не было: выпускник техникума, имеющий значительную специальную подготовку, начинал занятия на общих основаниях со вчерашним школьником.

Начиная с 1992 года академия по решению Ученого совета в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" осуществляет подготовку дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием по сокращенной образовательной программе из числа лиц, имеющих среднее профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему избранному (избранной) в академии. Подготовка специалистов в вузах посокращенным программам (в сокращенные сроки) в последние годы получила широкое распространение как экономически целесообразная форма индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования, что подтверждено письмом Минобразования России ректорам подведомственных вузов за №14-55-156 ин/15 от 30.03.99"0 подготовке специалистов по сокращенным программам".

Выпускники техникумов (колледжей) по результатам собеседования зачисляются на первый курс академии (рис. 1). Обучение данной категории студентов начинается в дополнительном (летнем) семестре по учебным планам, предусматривающим изучение базовых дисциплин по вузовским программам (математика, физика, информатика, теоретическая механика и др.) в объеме 500 часов аудиторных занятий, и сдачу соответствующих экзаменов. При успешной сдаче экзаменов студенты переводятся на 3-й курс (см. рис. 1) и в дальнейшем учатся по обычному учебному плану. Таким образом, они имеют возможность получить полноценное высшее образование в сокращенные сроки (2.5 года - бакалавр. 3.5 года - дипломированный специалист и 4.5 года - магистр).

Накопленный опыт обучения выпускников техникумов по сокращенной

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.