Научная статья на тему 'Музей и храм. Точки соприкосновения'

Музей и храм. Точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
756
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / МУЗЕЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Рассматриваются общие черты деятельности храма и музея. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура в социальной жизни определяют возросшую роль музеев и храмов в формировании человека, этической ценности его личности, обусловливающей место в целостном бытии, неразрывно связанном с культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей и храм. Точки соприкосновения»

ГРНТИ 13.51 УДК 069.1

МУЗЕЙ И ХРАМ. ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

И.И. Резник

Омский государственный университет путей сообщения

Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35; http://www.omgups.ru/

Рассматриваются общие черты деятельности храма и музея. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура в социальной жизни определяют возросшую роль музеев и храмов в формировании человека, этической ценности его личности, обусловливающей место в целостном бытии, неразрывно связанном с культурой.

Ключевые слова: храм, музей, просветительство, память, культура.

A MUSEUM AND A TEMPLE: MEETING POINTS I.I. Reznik

Сравнение музея с храмом имеет под собой вполне конкретные основания. В эпоху средневековья в монастырях, церквах, костелах собирались сосуды, алтари, ризы, складни, потиры, рукописи и другие предметы, и именно в стенах храма в те времена происходила встреча человека с произведениями искусства. Храмовая живопись, скульптура, литература, архитектура, одним словом, все произведения, создававшиеся во славу Божию, украшающие храмовое пространство, воспринимались как отражение, констатация красоты, величественности божественного мира. Пространственно-предметную среду храма, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию, можно назвать «праформой музейной экспозиции» [3, с. 14], на протяжении всей своей истории сохраняющей с ней самые глубокие связи. Иконы, лампады, церковная одежда, книги, хранимые современными музеями, как и предметы, связанные с событиями и людьми, символизируют данный социум, определяют его облик, ценности и особенности. Осмотр музейной экспозиции в чем-то родственен ритуалу созерцания храмового убранства. Интерьер православного храма, как и организация музейного пространства, строится «экспозиционно-образно», музейное, как и «храмовое действо включает в себя момент театрализации» [7, с. 289], о чем писал еще П. А. Флоренский, а древлехранилища, имеющиеся в каждой епархии и называемые ризницами, «можно считать

особыми музеями, хотя допускаются в них не все» [1, с. 4].

Протоиерей Фома Хопко в своей книге «Основы православия» перечисляет составляющие церковной жизни: в священном предании (жизнь народа Божьего на протяжении его истории) первое место занимает Библия, затем следует литургическая жизнь Церкви и ее молитва, затем — ее учительные постановления и деяния призванных Церковью Соборов, писания отцов Церкви, жития святых, церковное право и, наконец, иконографическая традиция, музыка и архитектура. «Все эти части органически связаны между собой, ни одна не существует сама по себе и не может быть выделена из полноты церковной жизни» [8, с. 9]. Составляющими жизни музея по аналогии можно назвать историю, экскурсии, «учительства» (Н.Ф. Федоров), труды ученых, биографии исторических личностей, музейное право, изобразительное искусство, музыку, архитектуру. Дело музея - сохранение живого культурно-исторического наследия, дающее возможность ориентации в культурном и историческом пространстве, где сопряжены глубинный смысл культуры и ее сакральные ценности. Крупнейший теолог XX в. Пауль Тиллих полагал, что в основе культуры во всех ее проявлениях лежит религиозный опыт. Духовная жизнь человека и его творческая деятельность связаны таким образом, что оказывают возвышающее действие одно на другое. С. Н. Булгаков, пытаясь в своих

работах соединить культурность и церковность, писал, что Бог почтил человека, дав ему часть в собственном творческом деле. И поэтому творчество имеет религиозную ценность. По мысли Платона любовь и творчество - это проявление бессмертного начала в смертном существе. На протяжении веков религия выполняла функцию освящения моральных норм и ценностей, поэтому среди множества путей познания мира и человека в нем необходимо найти ту единственную дорогу, которая приведет нас к храму. Одним из ориентиров на этом пути может стать музей, где с помощью культуры и искусства человек приобщается к прошлому человечества, глубже и полнее постигает настоящее, заглядывает в будущее. Музейные экспозиции способны поставить важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые можно получить в храме.

Русский философ-космист А.К. Горский, объединяя понятия храма и музея в одно целое, писал: «Вокруг очага просвещения, храма-музея группируются центры научно-исследовательской и хозяйственно-трудовой деятельности» [2, с. 232]. Научно-технические, естественнонаучные музеи помогут посетителю ответить на вопрос о том, как устроена действительность, исторические музеи — как она существует и развивается, художественные музеи, как воплощение художественного образа мира в его исторической динамике, способствуют формированию творческого отношения к действительности. Церковные музеи призваны знакомить посетителя с памятниками церковного искусства, богатство и многообразие которого показывает подлинную красоту христианства.

По мнению Н. Ф. Федорова, музей сам по себе является храмом. Федоровский музей -это, по существу, вселенская церковь как религия «общего дела», призванная восстановить братскую связь всех людей. К братскому же согласию призывает и церковь. По мнению Федорова, музей есть сила, и сила эта есть «сознание долга, исполнение Божественной заповеди, она - сыновнее чувство, обращающее разум к исканию отцов, как единого, вместо изыскания отвлеченных причин в «знании для знания»» [6, с. 396]. Как в храме предоставляется возможность «покаяния» и исправления своих ошибок, так в музее наступает понимание необходимости уважения к старшему поколению и к своему современнику с их достижениями во всех

сферах человеческого бытия. «Человек тем и отличается от животного, — писал Н. Ф. Федоров, что он осознает, чувствует себя сыном. Искание отцов для человека — то же, что для ученого искание причины...» [6, с. 387]. Пространство храма, как и музейное пространство, способно удовлетворить потребность человека не в физическом хлебе, а в насущном хлебе духовности, любви к вечности, тайне. Имея в своем оформлении множество различий, музей и храм обладают способностью переключать обыденное восприятие пространства и времени посетителя в иной «регистр», и, в отличие от беспощадного прогресса, ставят человека выше вещей. Музейное и храмовое пространства располагают к размышлению — подлинно человеческой деятельности. «Предполагается, что человек, погруженный в музейную среду, "выключается" из современности, приобщаясь к реалиям прошлого времени и отыскивая в ней опору для будущего» [4, с. 237]. Н. Ф. Федоров, делая акцент на нравственном значении музея, писал, что в музеях посредством вещей мы собираем, объединяем людей и духовный мир. Музей, как хранитель духовного опыта, и храм - хранитель заповедей - основ христианской веры, имеют особое значение для формирования ценностных ориентаций личности.

В музее за всем, о чем говорится в экспозиции, стоят людские судьбы, происходит осознание сопричастности каждого человека природе, окружающей среде, космосу, поэтому музей в его современных формах способствует утверждению взаимопонимания и терпимости между представителями различных верований, пробуждению у атеистов чувства уважения к православию и другим религиям, их культуре, а верующим получению «существенной информации об историко-культурной значимости чтимых ими святынь» [5, с. 87]

Музей и храм невозможно изолировать от жизни, хотя они предстают как два закрытых, особых, священных и исключительных мира, создавая образ присутствия вневременного во временном, бесконечного в конечном. Современный музей, как и храм, каждый по-своему, выступают своеобразным психологическим «убежищем» для посетителей, «школой выживания» [4, с. 239] в агрессивной социокультурной среде. В пространствах музея и храма, для которых имманентным и необходимым является сохранение и понимание ценностей прошлого и смысла настоящего, а значит и самой жизни,

с особой остротой возникают вопросы на темы вечности, бессмертия, неразрывно связанные с проблемой времени. Эти исключительные пространства, следовательно, можно определить, как два места встречи смысла жизни и смерти.

Таким образом, музей, отражающий область земного - окружающий мир, подчиненный законам пространства и времени, и храм -место, где вмещается бесконечность, являются исключительными учреждениями, имеющими некоторые точки соприкосновения: обращение к корням, память; стремление к правде; просветительство; священность и исключительность пространства; направленность деятельности храма и музея на благо и духовное развитие

человека; осознание долга перед родителями; воспитание терпимости; стремление к воскресению и бессмертию; экспозиционность и сохранение культурного наследия. Выполняя свою основную задачу - сохранение памяти, истории и культуры для просвещения людей, -музей помогает извлекать уроки прошлого. Деятельность храма как проводника Божественных истин, направленная на духовное развитие человека, способна наполнить жизнь высшим смыслом. Музей и храм действуют как две части одного механизма противостояния распаду общества, позволяющего ему избежать «самоубийства», сохранив жизнь во всём её многообразии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архимандрит Тихон (Шевкунов) // Музей. -2011. - № 6.

2. Горский А. К. Русский космизм // Антология философской мысли. - М., 1993.

3. Калугина Т. П. Художественная экспозиция как феномен культуры // Музей: Художественные собрания СССР. Вып. 9. - М., 1988.

4. Кандаурова Т.Н. К вопросу о проблемах построения исторических экспозиций // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. - М. 2002.

5. Каулен М. Е. Музей или храм? // Музееведение. На пути к музею XXI в.: музейная экспозиция. - М., 1996. С. 87.

6. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Иконостас: избр. тр. по искусству.

- СПб., 1993.

7. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. - М., 1995-1997.

8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Иконостас: избр. тр. по искусству.

- СПб., 1993.

9. Хопко Фома (Прот.). Основы православия. -Вильнюс, 1991.

Резник Ирина Ивановна - заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения, секретарь Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств.

Статья поступила в редакцию 24 августа 2014 г.

© И.И. Резник, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.