Научная статья на тему '«Музей древностей» (об одной реалии в черновом автографе «Мертвых душ»)'

«Музей древностей» (об одной реалии в черновом автографе «Мертвых душ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. ГОГОЛЬ / "МЕРТВЫЕ ДУШИ" / П.П. СВИНЬИН / «РУССКИЙ МУЗЕУМ» / N.V. GOGOL / P.P. SVINJIN / “RUSSIAN MUSEUM” / DEAD SOULS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградская Наталия Леонидовна

Как удалось установить автору статьи, под «Музеем древностей», упомянутым в ранней редакции «Мертвых душ», имеется в виду знаменитый «Русский музеум» П.П. Свиньина (1787-1839) экспозиция произведений искусства, раритетов и минералов, с 1826 г. открытая для посещений широкой публики в Петербурге. Переписка Свиньина, свидетельства современников, архивные материалы и газетные сообщения 1820-х-30-х гг. позволяют заключить, что обстоятельства продажи «Музеума» с аукциона зафиксированы в гоголевском тексте с большой точностью, все «положения» реалии (состояние экспонатов, наличие вещей Петра I, сомнения посетителей по поводу их подлинности) находят документальное подтверждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Museum of Antiquities” (One Piece of Realia in the Draft Autograph of Dead Souls)

As the author of the article found out, it is the famous “Russian Museum” of P.P. Svinjin (1787-1839) which is meant under “Museum of antiquities” in the early edition of Dead Souls. “Russian Museum” was an exposition of works of art, rarities and minerals opened for the public in Saint-Petersburg since 1826. Svinjin's correspondence, contemporaries' evidence, archive materials and newspaper articles of 1820-s 30-s lead to a conclusion that circumstances of selling “Museum” at auction were documented in Gogol's text with great accuracy, and all the details (condition of exhibits, presence of Peter the Great's things, visitors' doubts in their authenticity) have documentary proof.

Текст научной работы на тему ««Музей древностей» (об одной реалии в черновом автографе «Мертвых душ»)»

------------------------------------------------------------------------------------------------

тиарий А.Д. Кантемира // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей. М., 2012. С. 6-23; Довгий О.Л. Петр - победитель зверей и стихий (по сочинениям Феофана Прокоповича) // Бестиарий и стихии. Вып. 2. М., 2013. С. 6-19.

Dovgij O.L. Bestiarij M.V. Lomonosova: К postanovke problemy // Lomonosovskij sbomik / Pod obshhej red. M.L. Remnevoj. Moscow, 2011. P. 76-93; Dovgij O.L. Ritoricheskij bestiarij A.D. Kantemira // Bestiarij v slovesnosti i izobrazitel’nom iskusstve: Sb. statej. Moscow, 2012. P. 6-23; Dovgij O.L. Petr - pobeditel’ zverej i stikhij (po sochinenijam Feofana Prokopovicha) // Bestiarij i stikhii. Issue 2. М., 2013. P. 6-19.

2 Цит. по: Батюшков K.H. Сочинения: В 2 т. М., 1989. URL: http://www.booksite.ru/ fulltext/bat/yus/hkov/tom2/index2.htm (дата обращения 30.08.2013).

As cited in: Batjushkov K.N. Sochinenija: In 2 vol. Moscow, 1989. URL: http://www. booksite.ru/fulltext/bat/yus/hkov/tom2/index2.htm (accessed: 30.08.2013).

3 Довгий O.JI. Пушкин и Хвостов в «хвостовской лавке» «Арзамаса» // Поэтика русской литературы: Сб. статей: К 80-летию проф. Ю.В. Манна. М., 2009. С. 162.

Dovgij O.L. Pushkin i Khvostov v “khvostovskoj lavke” “Arzamasa” 11 Poetika russkoj literatury: Sb. statej: К 80-letijuprof. Ju.V. Manna. Moscow, 2009. P. 162.

4 Цит по: Майков Jl.H. Батюшков K.H. Сочинения: В 3 т. / Со ст. о жизни и соч. К.Н. Батюшкова, написанной JI.H. Майковым, и примеч., сост. им же и В.И. Сайтовым. Т. 3. СПб.: П.Н. Батюшков, 1887. С. 718.

As cited in: Majkov L.N. Batjushkov K.N. Sochinenija: In 3 vol. / So st. о zhizni i soch. K.N. Batjushkova, napisannoj L.N. Majkovym, i primech., sost. im zhe i V.I. Saitovym. Vol. 3. Saint-Petersburg: P.N. Batjushkov, 1887. P. 718.

Н.Л. Виноградская (Москва)

«МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ»

(об одной реалии в черновом автографе «Мертвых душ»)

Как удалось установить автору статьи, под «Музеем древностей», упомянутым в ранней редакции «Мертвых душ», имеется в виду знаменитый «Русский му-зеум» П.П. Свиньина (1787-1839) - экспозиция произведений искусства, раритетов и минералов, с 1826 г. открытая для посещений широкой публики в Петербурге. Переписка Свиньина, свидетельства современников, архивные материалы и газетные сообщения 1820-х-30-х гг. позволяют заключить, что обстоятельства продажи «Музеума» с аукциона зафиксированы в гоголевском тексте с большой точностью, все «положения» реалии (состояние экспонатов, наличие вещей Петра I, сомнения посетителей по поводу их подлинности) находят документальное подтверждение.

Ключевые слова: Н.В. Гоголь; «Мертвые души»; П.П. Свиньищ «Русский музеум».

Среди многочисленных исторических, культурных, бытовых реалий «Мертвых душ» (до сих пор в полном объеме не выявленных и не прокомментированных) особое, совсем незавидное, место занимают те, которые затерялись в рукописных источниках поэмы. (Этот пробел должен быть восполнен в 7 томе нового академического издания1). Одна из таких реалий упоминается в наиболее ранней сохранившейся черновой редакции текста (1836-1839 гг.), в шестой («плюшкинской») главе:

«Изб было столько, что не перечесть. Они были такие старье и ветхость, что можно было дивиться, как [они] не попали в тот Музей древностей, который еще не так давно продавался в Петербурге с публичного торга вместе с вещами, принадлежавшими Петру Первому, на которые, однако ж, покупатели глядели сомнительно»2.

Как удалось установить, здесь имеются в виду конкретные события петербургской жизни начала 30-х гг. XIX в., связанные с именем Павла Петровича Свиньина (1787-1839), путешественника, писателя, художника, историка, издателя «Отечественных записок», коллекционера, основателя «Русского музеума» - экспозиции произведений искусства, раритетов и минералов.

Свиньин, выпускник Московского университетского благородного пансиона, посещал занятия в Академии художеств (в 1811 г. получил звание академика живописи), с 1805 г. служил в Коллегии иностранных дел, по делам службы ездил в европейские страны, в 1811-1813 гг. работал секретарем российского генерального консула в Филадельфии. В 1824 г. вышел в отставку с чином статского советника. Опубликовал ряд статей и книг о своих путешествиях. В 1818-1819 гг. выпустил два сборника «Отечественных записок», с 1820 г. издавал одноименный журнал.

1810-е-1820-е гг. - время появления «больших музейных проектов» в России. К их числу относятся, прежде всего, проекты Ф.П. Аделунга и Б.Г. Вихмана, зародившиеся в недрах румянцевского кружка. Они предусматривали создание Русского национального музея, экспозиция которого отражала бы историю, этнографию, природные богатства, экономику и художественную культуру страны и включала бы в себя библиотеку и собрание рукописей3.

Замысел Свиньина, близкий идеям Вихмана и Аделунга, также предполагал создание в России национального музея универсального характера. Тогда «эта идея буквально витала в воздухе и волновала многих»4. Заслуга Свиньина в том, что он «сделал один из первых практических шагов» в указанном направлении5.

При этом его «Музеум» с 1826 г. был открыт для посещений широкой публики (в Петербурге, в доме Жербина близ дворца великого князя Михаила Павловича, где ныне расположен Русский музей), тогда как доступ к другим петербургским художественным собраниям - Эрмитажа, Академии художеств, частных лиц - был ограничен6.

Свиньин положил начало своей коллекции в 1816-1819 гг. Постепенно у него сформировалось весьма значительное и разнообразное по составу собрание. Оно включало в себя галерею с картинами и скульптурой русских авторов, портреты исторических деятелей России, включая мозаичный портрет Петра I работы М.В. Ломоносова, многочисленные раритеты: изделия из камня, кости, бронзы, серебра, коллекцию монет, медалей, минералов, а также библиотеку со старинными книгами, рукописями, документами и т.д. Почетное место в музее занимали личные вещи Петра I. В 1829 г. был опубликован (отдельным изданием и в номерах «Отечественных записок») каталог коллекции - «Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина»7.

По мнению специалистов, одно из главных достоинств «Русского му-зеума» состоит в том, что в нем «наметился исторический подход к русской культуре и изобразительному искусству»:

«...в отличие от большинства коллекционеров XVIII - начала XIX в., Свиньин исходил не столько из субъективного отношения к художнику и его творениям, сколько стремился к созданию некоей полноты отражения основных явлений и этапов в развитии русской культуры. Это был уже принцип музейного подхода к коллекции, с которым Свиньин познакомился в Америке и Англии»8.

Далее мы покажем, что в ранней редакции «Мертвых душ» под «Музеем древностей» подразумевается именно собрание Свиньина. В 1829 г., когда вышла «Краткая опись предметов...» «Русского музеума», Гоголь уже находился в Петербурге и мог ознакомиться как с каталогом (в книжном или в журнальном варианте), так и с самой экспозицией.

* * *

Не имея большого состояния, Свиньин собрал свою коллекцию в значительной мере благодаря обширным связям; по выражению Ф.А. Толстого, он «как-то умел много добра даром приобретать» (письмо П.М. Строеву от 26 апреля 1829 г.)9. В частности, расширению «Музеума» способствовало издание «Отечественных записок», которые имели подписчиков в разных концах Российской империи, благодаря чему имя Свиньина обрело широкую популярность.

«Это помогало ему в контактах с интересовавшими его людьми не только в столице и в Москве, но и в провинции. Свиньин завязывал связи с владельцами художественных собраний, архивов, библиотек, от которых нередко получал различные редкости. В свою очередь, путешествия помогли ему расширить круг читателей. А рукописи, исторические документы, присылавшиеся для публикации в журнале, затем могли попасть (в подлинниках или копиях) в “Русский музеум” или наоборот»10.

О характере собирательской и издательской деятельности Свиньина позволяет судить его письмо А .Я. Булгакову от 27 марта 1826 г., хранящееся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (далее -ОР РГБ, письма публикуются с сохранением особенностей орфографии источника):

«Милостивый Государь

Александр Яковлевич!

Препровождаю при сем два экземпляра книжки, изданной мною в Филадельфии. В ней изволите найти мысли мои о покойном Графе Федоре Васильевиче, кои я не преставал питать к нему от чистого сердца, и несказанно благодарен Вашему Превосходительству за предпочтение Отечественных Записок в хранилище его доблестей! Прекрасная статья ваша уже набрана в майской книжке и по желанию вашему - сполна.

Зная готовность Вашего Превосходительства содействовать всякому доброму предприятию, покорнейше прошу употребить ваше ходатайство у Г. Макеровского относительно картины Левицкого, которую бы весьма желательно мне приобресть для возникающего моего Отечественного Музеума, тем более, что имея лучшие образцы всех рус<с>ких живописцев, недостает мне единственно Левицкого. Я предлагал Г. Макеровскому за нее 400 рублей, и он некогда соглашался принять сию сумму; но после раздумал, ибо предположил продать всю свою коллекцию. Может быть, картина его стоит и более, но я не в состоянии заплатить больше сего, и сверх того включу Г. Макеровского в число тех патриотов, кои делали мне уступки - в уважение цели моего собрания.

Начали ли вы трудиться над собранием афишек 12-го года? Предвещаю вам всеобщую благодарность - современников и будущих историков.

С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь

быть

Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Пав<ел> Свиньин

С. Петербург

27 марта 1826»11.

Очевидно, знакомство с А.Я. Булгаковым позволило Свиньину получить уникальный материал для журнала: биографию скончавшегося в январе 1826 г. графа Ф.В. Ростопчина, написанную самим Булгаковым, состоявшим с 1812 г. чиновником особых поручений при графе.

Поблагодарив адресата за «прекрасную статью», Свиньин тут же обращается к нему за помощью в покупке для «Музеума» картины Д.Г. Левицкого, принадлежавшей Ф.П. Макеровскому, близкому другу Булгакова. Вероятно, речь идет об известном портрете кисти Левицкого, на котором мальчик Ф.П. Макеровский изображен в маскарадном костюме (1789 г.. Государственная Третьяковская галерея). По имеющимся сведениям, Свиньину не удалось приобрести эту картину, однако позднее он пополнил свою коллекцию русской живописи другим полотном Левицкого -портретом А.В. Храповицкого (1781, Государственный Русский музей)12. Как и во многих других случаях, Свиньин здесь просит об уступке «в уважение цели» его собрания.

История приобретения другого экспоната - одной из вещей Петра Первого, упомянутых Гоголем, - изложена самим Свиньиным в комментарии к иллюстрированному каталогу коллекции, который он намеревался издать большим тиражом для широкой публики13:

«Осматривая Ропшу в 1820-м году, я нашел в одном погребу наваленную кучу разных обломков из орехового дерева и полюбопытствовал спросить у сопровождавшего меня начальника Ропши Г-на Лалаева откуда эти щепы и что составляли? “Это было Трюмо в старом Дворце Петра Великого и говорят собственной его работы: отвечали мне”. Тут равнодушие мое переменилось в необоримое желание приобрести сие сокровище.

Здесь должно заметить, что Петр I имел в Ропше Дворец для частных приездов своих туда <...>. Тогда, вероятно, он сделал себе и сию удивительную мебель, занимаясь как известно ежедневно по нескольку часов точением и резною работою. Ропша долго оставалась в забвении, как после известного в ней произшествия с Петром III, подарена была Екатериной II князю Г.Г. Орлову. Князь продал ее, или, лучше сказать, дал в придачу к славному Алмазу, купленному им от Лазарева. Сей последний <... > сломал Дворец, приходящий в упадок, а вещи в нем бывшие роздал по родным своим и знакомым, в том числе Трюмо сие, как лучшую из них подарил жене своей. Но кажется, и она также не обратила на него внимания своего и Трюмо из Дворца перенесено было в сырую кладовую, где скоро пришло в ветхость и развалилось, ибо полувековая ржавчина покрывала его, когда после смерти Лазаревой

я приобрел его себе. Но сколько в первые минуты обладания я радовался, столько приведен был в отчаяние недоумением, что мне делать с сими священными обломками, состоящими из нескольких тысяч кусков. Я призвал славного столяра Гроссе, у коего находился в то время подобный Барельеф из орехового дерева, за который просил он 15000 руб., но он начисто отказался заняться сим делом, уверяя меня, что нет возможности ничего составить из этой дряни.

Прогнав кичливого француза, к счастию, я вспомнил о земляке своем костромиче Василе Захарове, весьма искусном резчике, живущем в крайнем бедности. Он как истинный Россиянин, не приходящий ни от чего в затруднение, тот час же начал со мною разбирать обломки, откладывая по приличию один к одному. Более недели мы с ним трудились, чтобы отгадать форму, какую имело Трюмо, наконец терпение наше было вознаграждено - мы дошли до первоначального его образования и увидели изящнейшую форму, несмотря на множество недостающих членов, в лавровых деревьях больше половины листьев, бордюрки вокруг зеркала нашли один только вершок. Но мой смышленный предприимчивый Захаров не убоялся сего и взялся все исправить по оставшимся образчикам. Он сдержал свое слово: Трюмо вскорости приведено им было в первобытное совершенное его состояние, и переделки весьма мало видны. При чистке нашли и имя знаменитого художника вырезанным в 2-х листах под титлами на охотничьих сумках: Петр I. 1711 г.

Рассматривая Трюмо сие нельзя не заметить, что каждая вещь сделана с мыслью, что все вместе составляет нечто целое - великолепное, достойное украшать Царские чертоги, несмотря на изменившийся вкус и понятие о красоте убранства сего рода: на лавровых деревьях, составляющих боковые рамки зеркала, сидят по Орлу, распустившему крылья, как будто в намерении спорхнуть, между ними Дуб, на сучьях первых повешены по сумке, колчану, луку и охотничьему рогу. Внизу Барельеф, составленный из богатой добычи звериной ловли, прикрытой сетями, как-то: Оленя, зайцы, куликов, тут же и Собака, стерегущая их, ружье и нож. Все отделано с величайшей тщательностью, особенно древесные стволы»14.

В состав коллекции Свиньина входили и другие «вещи, принадлежавшие Петру Первому»: в «Краткой описи предметов, составляющих Русский Музеум...» среди экспонатов числится не только «трюмо из орехового дерева», «бесценное произведение державных рук Петра Великого», но также «инструмент от токарного станка» Петра15.

Сведения о «Музеуме» и его экспонатах (в том числе личных вещах Петра I) регулярно появлялись в периодике тех лет. Так, в 1826 г. «Северная пчела» писала: «Всякий <...> смотрит с особенным чувством восторга на резное трюмо из орехового дерева работы Великого Образователя России - произведение бесценное по изяществу мыслей и отделки, равно и по благоволению к рукам, над ним трудившимся и запечатлевшим на двух боках его подпись имени Отца Отечества»16. В последующие годы газеты не раз сообщали о расширении экспозиции музея (см. ссылки на печатные отзывы о «Русском музеуме»17). В 1829 г. «Московский телеграф» опубликовал рецензию на «Краткую опись предметов...». В заметке «величайшей достопамятностью» из собрания музея было названо «трюмо из орехового дерева, с барельефами, превосходной отделки», сделанное са-

мим Петром I18. Гоголь, по всей видимости, мог прочитать эти сообщения о «Музеуме» Свиньина.

Согласно архивным данным, в 1834 г. Свиньин пытался заинтересовать правительство проектом учреждения «Русского отечественного му-зеума» на основе своего собрания. «С этим проектом он обращался <...> сначала в Министерство императорского двора, а затем, не получив положительного ответа, в министерство народного просвещения». Проект, переданный на отзыв в Академию наук, был ею поддержан «в сильно усеченном виде», «однако не нашел своего воплощения»19. В одном из обращений к правительству Свиньин, прибегая к своего рода шантажу, пишет о возможности продать музей иностранному покупателю. На письме стоит резолюция Николая I: «Разрешаю продать за границу»20.

Ранее создатель «Русского музеума» неоднократно пытался продать коллекцию целиком какому-либо частному лицу. До сих пор считалось, что первая такая попытка датируется осенью 1829 г., когда Свиньин обратился с соответствующим предложением к состоятельному откупщику Алексею Ивановичу Яковлеву (его ответная записка с отказом находится в фонде Свиньина в Российской национальной библиотеке21).

Однако, как нам удалось установить, Свиньин занимался поиском покупателя для своего музея и ранее, весной и летом 1829 г. Об этом свидетельствуют его письма к А.Я. Булгакову из фондов ОР РГБ:

«С. Петербург. 7 апреля 1829

Почтеннейший Александр Яковлевич!

Поспешаю принесть Вашему Превосходительству мою искреннейшую благодарность за украшение Отечественных Записок моих прекрасною статьею, которую, конечно, всякой прочтет с таким же удовольствием, как я, переносясь мыслию на прелестный, замысловатый, единственный праз<д>ник ваш, любуясь от всей души на несравненных Героев оного! Статья сия поместится в апрельской книжке 0<течественных> 3<аписок>.

Покорнейше благодарю за добрые пожелания ваши в новом быту моем. Быв счастлив, покоен дома, я могу теперь посвятить себя совершенно литературе, приготовив богатые запасы для занятий на несколько лет, занятий, кои, может быть, принесут и некоторую пользу. В сем убеждении, потеряв все виды на возможность быть полезным службою, я намерен поселиться в деревне - на родине. Вот почему вынужденным нахожусь отказаться от моей страсти и цели - собирать Отечественный музей, стоивший мне десятилетних трудов и пожертвований - свыше моего состояния и положения. Вот от чего, скажу вам по секрету, почтеннейший Александр Яковлевич, желал бы я его передать в руки доброго Патриота, который бы

не только мог сохранить сокровища, его составляющие, но еще дополнять и увеличивать. Горько будет, если я вынужденным найдусь продать его в чужие край, и лишить отчизну таких предметов, коих нельзя иметь ни за какие деньги и только случаи, только странствия мои по всем пределам оной могли мне даровать оные. - Зная любовь вашу пособлять всему доброму, хорошему, я покорнейше прошу вас, почтеннейший Александр Яковлевич, преподать мне совет ваш: могу ли я по сему предмету отнестись к Графу Михайлу Семеновичу, могу ли надеяться, что он решится на приобретение моего музея, который бы я уступил ему весьма дешево? Если вы опробуете мой план, то не можете ли взять на себя труд снестись предварительно с графом Михайлом Семеновичем? От желания, чтоб ему достались мои достопамятности, а [ни] кому другому, я сделаю для того большие пожертвования и приму самые выгодные для него кондиции. - С тех пор, как вы изволили посетить меня - собрание мое несказанно увеличилось и улучшилось такими предметами, кои я имел в виду несколько уже лет, но не имел сил или возможности приобресть. Я занимаюсь теперь составлением краткого каталога сим вещам и в случае участия вашего к моему преположению, буду иметь честь доставить вам онаго копию.

С нетерпением ожидаю благосклонного ответа вашего и от всей души желаю вам встретить и провесть наступающий праз<д>ник в радости и в здоровье, имею честь быть с истинным почтением и совершенною преданно стию

вашего Превосходительства покорнейшим слугою Павел Свиньин

С. Петербург. 6 мая 1829

Честь имею препроводить к вам, почтеннейший Александр Яковлевич, книжку Отечественных Записок с описанием прекрасного праз<д>ника вашего, которое, вероятно, доставит удовольствие всем моим читателям.

В прошедшем письме моем я обращался к вам с просьбою о совете и содействии на счет моего Кабинета, и вы меня наичувствительней-ше обязать изволите, известив, хотя вкратце, как о вашем мнении на счет Гр<афа> Михайла Семеновича, так и о том - необременительно ли для вас мое поручение? - Не поверите, почтеннейший Александр Яковлевич, как мне больно, как мне грустно расстаться с моим сокровищем, которое составляло столько лет любимейший предмет моих занятий и попечений, который стоил мне десятилетних трудов и пожертвований, и смею сказать, заключает в себе такие предметы, коих ни за какие мильоны приобресть более нельзя! Но если, повинуясь жестоким обстоятельствам, вынужденным нахожусь рас<с>таться с моим собранием, то желал бы, по крайней мере, чтобы оно осталось в России, в руках рус<с>кого Патриота. Вот по-

чему я намерен предложить приобретение моего отечественного Музея Графу Михайлу Семеновичу Воронцову!

С нетерпением ожидаю ответа вашего, с чувствами совершенного почтения и таковой же преданности, имею честь быть

Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Пав<ел> Свиньин

С. Петербург. 5 июня 1829

Почтеннейший Александр Яковлевич!

Приношу усерднейшую мою благодарность за готовность Вашего превосходительства содействовать желанию моему передать мой Музеум Графу Михайлу Семеновичу. Признаюсь, что видя его обладателем моего сокровища, бывшего десять лет моим утешением, я менее буду сожалеть, что вынужденным нашел с ним рас<с>таться, ибо Граф будет иметь возможность не только сохранить его в целости и к чести наших художников, но иметь способы пополнить и усовершенствовать - доведет его до степени, о коей я мог только мечтать.

Чтоб избавить вас от лишней переписки, я решился составить краткий каталог моему Музеуму и печатаю его по-рус<с>ки и по-французски, тех несколько экземпляров буду иметь честь в непродолжительном времени доставить Вам.

Благодаря выставке - публика имела приятное развлечение и занятие в продолжении нескольких дней или недель, ни о чем больше не говорила, как о выставке - даже Трагикомическая история Баранова была забыта или парализирована сим событием, конечно, полезным, благотворным, но весьма неудачно выполненным, ибо не было ни систематического порядку в размещении предметов, ни трети народных изделий, составляющих в настоящем смысле народную промышленность! - Говорят, оправдываются, что это все будет сохранено в следующий раз; но для чего не теперь? Нам не нужно было выдумывать, а только перенимать!

Нельзя ли подарить Отеч<ественные> Запис<ки> описанием ваших вод и посетителей? Сим бы премного обязали, имеющего честь быть с совершенным почтением и преданностию.

Вашего Превосходительства покорнейшего слугу Пав<ла> Свиньина»22

По-видимому, А.Я. Булгаков выполнил обещание и передал М. С. Воронцову, с которым был близко знаком, предложение Свиньина. Воронцов ответил отказом - также через Булгакова:

- ---4||J^-4=**- -

«La voici une petite reponse polie, que je fais a Swinine; ayez la bonte de la lui envoyer; je ne fais deja que trap de depenses et je suis oblige de chercher de Г argent, pour continuer des etablissements, qui auront au inoins une utilite future. M’occuper de museums et de curiosites, ce serait briiler la chandelle par les deux bouts»

(«Здесь мой краткий вежливый ответ Свиньину; будьте добры передать его ему. У меня слишком много расходов, и я вынужден изыскивать средства, чтобы продолжать предприятия, которые по крайней мере в будущем принесут пользу. Заниматься музеями и диковинками для меня означало бы прожигать жизнь»).

Письмо М.С. Воронцова А.Я. Булгакову от 20 августа 1829 г. из Одессы 23.

Принято считать, что причиной продажи «Русского музеума» стали финансовые затруднения, вызванные, в частности, прекращением издания «Отечественных записок»21. Однако письмо Свиньина А.Я. Булгакову от 7 апреля 1829 г. показывает, что на это решение повлияли также иные обстоятельства: Свиньин «счастлив» и «покоен» дома, «в новом быту» своем и намерен целиком посвятить себя литературе, поселившись в деревне. Изменения «в быту» и намерение закончить «странническую» жизнь связаны с женитьбой: еще в конце 1828 г., сразу после помолвки, Свиньин пишет об этом А.А. Закревскому, министру внутренних дел, выражая желание поступить на службу под его начало25. Позднее, «потеряв все виды на возможность быть полезным службою», Свиньин решается уехать из столицы в родное имение в Костромской губернии и расстаться со своим «сокровищем». Из того же письма Булгакову от 7 апреля следует, что каталог собрания («Краткая опись предметов...») был напечатан именно с целью продажи коллекции.

Все попытки Свиньина найти покупателя не увенчались успехом. Известно, что в 1831 г. он предлагал графу-меценату Павлу Николаевичу Демидову приобрести «Музеум» «если не собственно для себя, то для пожертвования какому ни есть учебному заведению, например Московскому университету или Румянцевскому музеуму»26. Год спустя, летом 1832 г., Свиньин обратился с подобным же предложением к Сергею Семеновичу Уварову, в тот период - товарищу министра народного просвещения. Уваров оставил резолюцию на письме: «Ответить что ни для себя, ни для Министерства теперь невозможно купить его коллекцию»27.

Весной 1834 г. Свиньин был вынужден продать коллекцию с аукциона. Он проходил «в зале, принадлежащей к Космораме Г-на Паллацци, на углу Большой Морской и Кирпичного переулка»28. «Музей можно видеть ежедневно», - сообщала «Северная пчела»29. Среди экспонатов упоминались «драгоценнейшее произведение резного искусства», «трюмо из орехового дерева, сделанное собственными руками Петра Великого», и токарный инструмент Петра30.

*ІІ>

К.Я. Булгаков писал брату А.Я. Булгакову 31 марта 1834 г.: «Аукцион музея Свиньина начался. Множество всякий день там бывает, и довольно продается дорого. Есть вещи очень любопытные»31. В письме И.М. Снегиреву от 10 апреля 1834 г. Свиньин сетовал:

«Наконец о моем Русском музеуме можно сказать то же, что о турецком флоте под Чесмою: был. Его не стало и, может быть, надолго не выищется другой чудак, который бы, подобно мне, употребил сотню тысяч, пятнадцать лет жизни и трудов для собирания образчиков русской славы, просвещения и ума! Когда уже дело сделано, когда уже пособить нельзя, начали тужить, начали понимать цель мою и достоинства покойника, которого при жизни теснили, клеветали, огорчали. Увы! Распродажа Музеума доказала мне жалкую степень нравственности и образования наших бояр и всего первостепенного круга: вообразите, бывали случаи, что богачи приходили в Музеум зевать или торговаться из-за копейки - за сторублевую картину, когда за час перед тем заплатили Смурову пятьсот или шестьсот рублей за устрицы и шампанское!»32.

Документально (почти дословно) подтверждается отмеченная Гоголем неуверенность посетителей аукциона в подлинности представленных экспонатов («покупатели глядели сомнительно»). Так, обозреватель «Северной пчелы» свидетельствует, что в ходе торгов «историческая достопримечательность» экспонатов была «подвержена сомнению», публика требовала доказательств их подлинности, на что аукционист отвечал: «Доказательства не продаются»33. Эти же факты нашли отражение в дневнике А.С. Пушкина (запись от 10 апреля 1834 г.): «Говоря о Свиньине, предлагающем Р.<оссийской> Академии свои манускрипты ХУГго века, Ув.<аров> сказал: Надобно будет удостовериться, нет ли тут подлога. Пожалуй, Свиньин продаст за старинные рукописи тетрадки своих мальчиков»34. Тем не менее. Академия приобрела все рукописи и мозаичный портрет Петра I работы М.В. Ломоносова из собрания «Русского музеума».

Сомнения в подлинности раритетов были обусловлены не только репутацией Свиньина, прослывшего выдумщиком и лгуном35, но и обилием «недобросовестных собирателей», а также «фальшивок и подделок», наводнивших в то время Петербург36.

По мнению Б.Л. Модзалевского, Пушкин посетил аукцион «Русского музеума»37. Мог там побывать и Гоголь, в 1834 г. живший в доме Лепена на Малой Морской улице, неподалеку от «заведения» Палацци38. (По мнению П.П. Золотусского, впечатления от аукциона Свиньина могли дать Гоголю материал для описания аукциона в повести «Портрет». В.А. Воропаев и И.А. Виноградов, соотнося описание из «Портрета» с рассматриваемым фрагментом черновой редакции «Мертвых душ», отмечают, что в обоих текстах отразились «непосредственные петербургские впечатления» Гоголя39). Но даже если Гоголь и не был очевидцем описанных событий, он мог узнать о них из прессы, от знакомых или от самого Свиньина, с которым познакомился «в конце 1829 или в самом начале 1830 г.»40.

Обстоятельства продажи собрания зафиксированы в ранней редакции «Мертвых душ» с большой точностью, все «положения» интересующей нас реалии (существование в Петербурге «Музея древностей», «старье и ветхость» его экспонатов, включающих вещи Петра I, продажа коллекции с «публичного торга», сомнения покупателей) находят документальное подтверждение.

Предполагается, что Гоголь, сотрудничавший в 1830 г. в «Отечественных записках», имел в виду Свиньина, когда просил мать присылать ему раритеты для «одного вельможи, страстного любителя отечественных древностей», которому хотел «прислужиться» (письмо от 2 февраля 1830 г. из Санкт-Петербурга)41. Однако, по замечанию Ю.В. Манна, этим вельможей, скорее всего, был Л.А. Перовский, глава Департамента уделов, куда Гоголь в 1830 г. устроился на службу, тогда как Свиньин мог сыграть роль посредника, обратив внимание Перовского на молодого писателя42.

* * *

Приведенные сведения о составе и истории «Русского музеума» не оставляют сомнений в том, что в первой сохранившейся редакции «Мертвых душ» речь идет именно о нем. В ходе работы над поэмой Гоголь исключил из текста эту отсылку, как и многие другие аллюзии на современные события, конкретные и легко узнаваемые реалии. Однако след их присутствия в тексте остался, привнесенные ими смыслы обрели новое художественное воплощение. Так, образ «музея древностей», словно бы растворившись в описании усадьбы Плюшкина, косвенно повлиял на размышления о власти времени, ключевые для шестой главы «Мертвых душ». Сомнения в подлинности экспонатов транспонировались в общее впечатление «миражности», мнимости изображаемой обстановки. Судьба Свиньина, посвятившего себя собирательству, которое завершилось крахом, отразилась в участи гоголевского героя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М.: Наука, 2001-....

GogolN.V. Poln. sobr. soch. i pisem: In 23 vol. Moscow: Nauka, 2001-....

2 Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 7; в печати.

Gogol N.V. Poln. sobr. soch. i pisem: In 23 vol. Vol. 7; v pechati.

3 Аделунг Ф. Предложение об учреждении русского национального музея // Сын отечества. Т. 37. СПб., 1817. С. 54-75; Вихман Б. Российский Отечественный Музей // Сын отечества. 1821. Ч. 33. С. 289-310; Российская музейная энциклопедия. Т. 1. С. 19, 193; Бекасова А.В. «Храм общественных муз». Петербургский период в истории Румянцевского музея // Философский век: Альманах. Вып. 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. СПб., 1998. С. 83-99; Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX века// Очерки истории музейного делав России. Вып. 3. М., 1961. С. 286-290; Афиани В.Ю. Судьба рукописей «Русского музеума» П.П. Свиньина // Памятники культуры: Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1982. JI. 1984. С. 117.

Новый филологический вестник. 2013. №3(26).

ЙЙ5

уг

AdelungF. Predlozhenie ob uchrezhdenii russkogo natsional’nogo muzeja// Syn otechestva. Vol. 37. Saint-Petersburg, 1817. P. 54—75; Vikhman B. Rossijskij Otechestvennyj Muzej // Syn otechestva. 1821. Vol. 33. P. 289-310; Rossijskaja muzejnaja entsiklopedija. Vol. 1. P. 19, 193; Bekasova A. V «Khram obshchestvennykh muz». Peterburgskij period v istorii Rumjantsevskogo muzeja // Filosofskij vek: Almanakh. Vol. 6. Rossija v nikolaevskoe vremja: nauka, politika, prosveshchenie. Saint-Petersburg, 1998. P. 83-99; Ovsjannikova S.A. Chastnoe sobiratel’stvo v Rossii v XVIII - pervoj polo vine XIX veka // Ocherki istorii muzejnogo dela v Rossii. Vol. 3. Moscow, 1961. P. 286-290; Afiani V.Ju. Sud’ba rukopisej “Russkogo muzeuma” P.P. Svinjina // Pamjatniki kultury: Novye otkrytija: Pis’mennost. Iskusstvo. Arheologija: Ezhegodnik. 1982. Leningrad, 1984. P. 117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Петрова E.H. Павел Свиньин и его «Русский музеум» // Страницы истории отечественного искусства. Вып. IV. СПб., 1999. С. 190.

Petrova E.N. Pavel Svinjin i ego “Russkij muzeum” // Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva. Issue IV. Saint-Petersburg, 1999. P. 190.

5 Афиани В.Ю. Судьба рукописей «Русского музеума» П.П. Свиньина. С. 117.

Afiani V.Ju. Sud’ba rukopisej “Russkogo muzeuma” P.P. Svinjina. P. 117.

6 Корнилова A.B., Корнилова В.В. П.П. Свиньин и его Русский музеум // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2000. С. 61.

Kornilova А. V, Kornilova VV P.P. Svinjin i ego Russkij muzeum // Kraevedcheskie zapiski: Issledovanija i materialy. Vol. 7. Saint-Petersburg, 2000. P. 61.

7 Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина. СПб., 1829 = Отечественные записки. 1829. Ч. 38. Кн. 110. С. 313-376; Ч. 39. Кн. 111. С. 3-77; Catalogue abrege du Cabinet national Russe de M. Paul Svignine, Conseiller d’etat et Chevalier, membre de l’Academie des beaux-arts de St. Petersbourg, de la Societe des antiquaires russes de Moscou, et de plusieurs autres societes savantes et litteraires russes et etrangeres. Saint-Petersbourg, 1829.

Kratkajaopis’predmetov, sostavljajushchikh Russkij Muzeum Pavla Svinjina. Saint-Petersburg, 1829 = Otechestvennye zapiski. 1829. Part 38. Book 110. P. 313-376; Part 39. Book 111. P. 3-77; Catalogue abrege du Cabinet national Russe de M. Paul Svignine, Conseiller d’etat et Chevalier, membre de l’Academie des beaux-arts de St. Petersbourg, de la Societe des anti-quaires russes de Moscou, et de plusieurs autres societes savantes et litteraires russes et etrangeres. Saint-Petersbourg, 1829.

8 Петрова E.H. Указ. соч. С. 191-192.

Petrova E.N. Op. cit. P. 191-192.

9 Цит. по: Афиани В.Ю. Судьба рукописей «Русского музеума» П.П. Свиньина. С. 121.

As cited in: Afiani V.Ju. Sud’ba rukopisej “Russkogo muzeuma” P.P. Svinjina. P. 121.

10 Афиани В.Ю. «Русский путешественник» Павел Петрович Свиньин. 1787-1839 // Краеведы Москвы: Сборник. Вып. 1. М., 1991. С. 50; Дмитриев С.В. Проект создания «Отечественного Российского Музеума» П.П. Свиньина и его место в истории русской музеологиче-ской мысли // Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы: Сб. ст. пам. проф. И.В. Дубина. СПб., 2004. С. 187.

Afiani VJu. “Russkij puteshestvennik” Pavel Petrovich Svinjin. 1787-1839 // Kraevedy Moskvy: Sbomik. Issue 1. Moscow, 1991. P. 50; Dmitriev S. V. Proekt sozdanija “Otechestvennogo Rossijskogo Muzeuma” P.P. Svinjina i ego mesto v istorii russkoj muzeologicheskoj mysli // Arheologija, istorija, numizmatika, jetnografija Vostochnoj Evropy: Sb. st. pam. prof. I.V. Dubina. Saint-Petersburg, 2004. P. 187.

11 OP РГБ. Ф. 41. K. 130. Ед. xp. 8. JI. 7-8.

OR RGB. F. 41. K. 130. Ed. khr. 8. L. 7-8.

12 Государственный русский музей. Живопись: XVIII век: Каталог. JL, 1987. С. 110; Петрова Е.Н. Указ. соч. С. 191.

Gosudarstvennyj russkij muzej. Zhivopis’: XVIII vek: Katalog. Leningrad, 1987. P. 110;

Petrova E.N. Op. cit. P. 191.

13 Корнилова A.B., Корнилова В.В. Указ. соч. С. 67.

Kornilova А. V, Kornilova V.V Op. cit. P. 67.

14 ГТГ. № 157. II. 9080.20996. JI. 79-82; цит. по: Корнилова А.В., Корнилова В.В. Указ. соч. С. 72-73.

GTG. № 157. II. 9080.20996. L. 79-82; as cited in: KornilovaA.V., Kornilova V.V. Op. cit. P. 72-73.

15 Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина. СПб., 1829. С. 19, 138.

Kratkaja opis’ predmetov, sostavljajushchikh Russkij Muzeum Pavla Svinjina. Saint-Petersburg, 1829. P. 19, 138.

16 Русский Музеум Павла Петровича Свиньина (Письмо к Издателям): Сообщено // Северная пчела. 1826. № 32 (16 марта). Изящные искусства; подп.: Пер.

Russkij Muzeum Pavla Petrovicha Svinjina (Pis’mo k Izdateljam): Soobshcheno // Severnaja pchela. 1826. № 32 (16 marta). Izjashchnye iskusstva; signed.: Per.

17 Модзалевский B.JI. Примечания // Дневник Пушкина 1833-1835. М.; Пг., 1923.

С. 147.

Modzalevskij В.L. Primechanijа // Dnevnik Pushkina 1833-1835. Moscow; Petrograd, 1923.

P. 147.

18 Московский телеграф. 1829. № 15. С. 348.

Moskovskij telegraf. 1829. № 15. P. 348.

19 Дмитриев C.B. Указ. соч. С. 187-190; Афиани В.Ю. Судьба рукописей «Русского му-зеума» П.П. Свиньина. С. 117, 121.

Dmitriev S.V Op. cit. P. 187-190; Afiani VJu. Sud’ba rukopisej “Russkogo muzeuma” P.P. Svinjina. P. 117, 121.

20 Петрова E.H. Указ. соч. С. 196.

Petrova E.N. Op. cit. P. 196.

21 Ф. 679. On. 1. Д. 59; Афиани В.Ю. Судьба рукописей «Русского музеума» П.П. Свиньина. С. 118.

F. 679. Op. 1. D. 59; Afiani VJu. Sud’ba rukopisej “Russkogo muzeuma” P.P. Svinjina. P. 118.

22 OP РГБ. Ф. 41. K. 130. Ед. xp. 8. Л. 13-18.

OR RGB. F. 41. K. 130. Ed. khr. 8. L. 13-18.

23 OP РГБ. Ф. 41. K. 67. Ед. xp. 23. Л. 26 об.

OR RGB. F. 41. K. 67. Ed. khr. 23. L. 26 ob.

24 Тартаковский А.Г. A.C. Пушкин и A.H. Радищев: Заметки источниковеда // Отечественная история. 1999. № 2. С. 152.

TartakovskijA.G. A.S. Pushkin i A.N. Radishchev: Zametki istochnikoveda//Otechestvennaja istorija. 1999. № 2. P. 152.

25 СвинъинП.П. Письмо А.А. Закревскому от 25 декабря 1828 г., Москва// Российский архив: История отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. [Т.] II—III. М., 1992. С. 84-85.

Svinjin P.P. Pis’mo A.A. Zakrevskomu ot 25 dekabrja 1828 g., Moskva // Rossijskij arhiv: Istorija otechestva v svidetel’stvakh i dokumentakh XVIII-XX vv.: Almanakh. [Vol.] II—III. Moscow, 1992. P. 84-85.

26 Бухерт В. «Живу весьма счастливо и покойно»: Письма П.П. Свиньина // Источник. 2002. № 5. С. 15-16.

Bukhert V «Zhivu ves’ma schastlivo i pokojno»: Pis’ma P.P. Svinjina // Istochnik. 2002. № 5. P. 15-16.

27 Свинъин П.П. Письмо С.С. Уварову от 2 июня 1832 г. // Российский архив: История отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. [Т.] II—III. М., 1992. С. 82-83.

Svinjin P.P. Pis’mo S. S. Uvarovu ot 2 ijunja 1832 g. I I Rossijskij arhiv: Istorija otechestva v svidetel’stvakh i dokumentakh XVIII-XX vv.: Almanakh. [Vol.] II—III. Moscow, 1992. P. 82-83.

28 Воспоминания о Русском Музеуме // Северная пчела. 1834. № 51 (6 марта). С. 203; Северная пчела. 1834. № 52 (7 марта). С. 208; Северная пчела. 1834. № 53 (8 марта). С. 208; М.Р. Несколько слов о Русском музеуме // Санкт-Петербургские ведомости. 1834. № 61 (15 марта). Смесь. С. 235-236. Гордин А.М., Гордин М.А. Пушкинский век. Кн. 2. СПб., 2006. С. 78-80; Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. [Т. 1]: A-К. СПб., 2003. С. 297.

Vospominanija о Russkom Muzeume // Severnaja pchela. 1834. № 51 (6 marta). P. 203; Severnaja pchela. 1834. № 52 (7 marta). P. 208; Severnaja pchela. 1834. № 53 (8 marta). P. 208; M.R. Neskol’ko slov о Russkom muzeume // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 1834. № 61 (15 marta). Smes. P. 235-236. Gordin A.M., Gordin M.A. Pushkinskij vek. Book 2. Saint-Petersburg, 2006. P. 78-80; Byt pushkinskogo Peterburga: Opyt entsiklopedicheskogo slovarja. [Vol. 1]: A-K. Saint-Petersburg, 2003. P. 297.

29 Северная пчела. 1834. № 51 (6 марта). С. 203.

Severnaja pchela. 1834. № 51 (6 marta). P. 203.

30 Северная пчела. 1834. № 52 (7 марта). С. 208.

Severnaja pchela. 1834. № 52 (7 marta). P. 208.

31 Русский архив. 1904. Кн. 1. № 3. С. 416.

Russkij arhiv. 1904. Book 1. № 3. P. 416.

32 Корнилова A.B., Корнилова В.В. Указ. соч. С. 103.

KornilovaA.V., Kornilova V.V. Op. cit. P. 103.

33 B.B.B. Продажа Русского Музеума// Северная пчела. 1834. № 87 (17 апреля). Смесь. С. 546.

V.V.V. Prodazha Russkogo Muzeuma // Severnaja pchela. 1834. № 87 (17 aprelja). Smes.

P. 546.

34 Пушкин A.C. <Дневник, 1833-1835 гг.> // Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 16 т. Т. 12.

С. 325.

Pushkin A.S. <Dnevnik, 1833-1835 gg.> I I Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: In 16 vol. Vol. 12.

P. 325.

35 Остафьевский архив князей Вяземских. Т. I. СПб., 1899. С. 509-510.

Ostafjevskij arhiv knjazej Vjazemskikh. Vol. I. Saint-Petersburg, 1899. P. 509-510.

36 Формозов A.A. Пушкин и древности: Наблюдения археолога. М., 1979. С. 83-84; Корнилова А.В., Корнилова В.В. Указ. соч. С. 103.

Formozov А.А. Pushkin i drevnosti: Nabljudenija arheologa. Moscow, 1979. P. 83-84; Kornilova A. V, Kornilova V.V. Op. cit. P 103.

37 Модзалевский Б.Л. Примечания // Дневник Пушкина 1833-1835. М.; Пг., 1923. С. 149.

Modzalevskij B.L. Primechanijа // Dnevnik Pushkina 1833-1835. Moscow; Petrograd, 1923.

P. 149.

38 ЗолотусскийИ.П. По следам Гоголя. М., 1984. С. 92.

Zolotusskij I.P. Ро sledam Gogolja. Moscow, 1984. P. 92.

39 Гоголь П.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 7. М., 1994. С. 570-571; Гоголь Н.В. Поли, собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 3. М., 2009. С. 605.

Gogol N.V Sobranie sochinenij: In 9 vol. Vol. 7. Moscow, 1994. P. 570-571; Gogol N.V Poln. sobr. soch. i pisem: In 23 vol. Vol. 3. Moscow, 2009. P. 605.

40 Манн Ю.В. Гоголь: Труды и дни: 1809-1845. М.. 2004. С. 183.

Mann Yu. К Gogol: Trudy i dni: 1809-1845. Moscow, 2004. P. 183.

41 Гоголь H.B. Поли. собр. соч.: В 14 т. Т. 10. М., Л.: 1940. С. 425; Формозов А.А. Указ.

соч. С. 82-83.

Gogol N.V. Poln. sobr. soch.: In 14 vol. Vol. 10. Moscow, Leningrad: 1940. P. 425; FormozovA.A. Op. cit. P. 82-83.

42 Манн Ю.В. Указ. соч. С. 183-184; Гиллелъсон M.IL. Мануйлов В.А.. Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. JL, 1961. С. 61-62.

Mann Ju.V Op. cit. P. 183-184; Gillelson M.I.. Manujlov KA., Stepanov A.N. Gogol v Peterburge. Leningrad, 1961. P. 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.