Научная статья на тему 'Музей археологии Москвы как образовательная площадка: итоги и перспективы'

Музей археологии Москвы как образовательная площадка: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
684
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / АРХЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭКСКУРСИИ / MUSEUM / ARCHAEOLOGY / MUSEUM PEDAGOGICS / EXCURSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеев Максим Владимирович

В статье рассмотрена история создания Музея археологии Москвы, проанализирован опыт его научно-просветительской деятельности. Статья посвящена концептуальным основаниям работы музея на современном этапе, дан краткий обзор основных форм работы и намечены перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Моисеев Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOSCOW ARCHEOLOGY MUSEUM AS AN EDUCATIONAL PLATFORM: RESULTS AND PROSPECTS

The article discusses the history of the Museum of archaeology of Moscow. The experience of scientific and educational activities of the employees in 1998-2012 is analyzed. The article also describes conceptual grounds of the Museum at the present stage. It gives a brief review of the basic forms of the work process and outlines the prospects for further development.

Текст научной работы на тему «Музей археологии Москвы как образовательная площадка: итоги и перспективы»

1УДК 371 ББК 74.200

МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ МОСКВЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. В. Моисеев

Аннотация. В статье рассмотрена история создания Музея археологии Москвы, проанализирован опыт его научно-просветительской деятельности. Статья посвящена концептуальным основаниям работы музея на современном этапе, дан краткий обзор основных форм работы и намечены перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: музей, археология, музейная педагогика, экскурсии.

THE MOSCOW ARCHEOLOGY MUSEUM AS AN EDUCATIONAL PLATFORM: RESULTS AND PROSPECTS

M. V. Moiseev

Abstract. The article discusses the history of the Museum of archaeology of Moscow. The experience of scientific and educational activities of the employees in 1998-2012 is analyzed. The article also describes conceptual grounds of the Museum at the present stage. It gives a brief review of the basic forms of the work process and outlines the prospects for further development.

Keywords: museum, archaeology, museum pedagogics, excursion.

Музей археологии Москвы - первый специализированный археологический музей нашей столицы. Он был создан как филиал Музея истории Москвы, и его открытие было приурочено к празднованию 850-летия столицы. Базой Музея археологии стал подземный павильон, сооруженный в ходе комплексной реконструкции Манежной площади. Созданию музея предшествовали крупномасштабные раскопки, проводившиеся на этом месте Центром археологических исследований г. Москвы под руководством А. Г. Век-слера в течение четырех лет - с 1993 по 1997 г.

Вскрытый мощный культурный слой, достигавший более семи метров, был насыщен интереснейшими находками, относящимися к разным периодам истории города, - глиняной и стеклянной посудой, медными и серебряными монетами, предметами вооружения, украшениями, детскими игрушками, печными изразцами. Археологам удалось раскрыть фундаменты каменной застройки XVIII—XIX вв., выявить деревянные мостовые, срубы домов и колодцев, трубы дренажной системы более раннего време-

ни - XVI-XVII вв. Все это позволило представить планировку и застройку древнего района Москвы - Занеглименья, растянувшегося по берегу некогда протекавшей здесь реки Неглинной, воссоздать быт его населения. Наиболее важное место среди выявленных архитектурных сооружений занимают каменные устои Воскресенского моста XVII-XVIII вв. через реку Неглинную [1].

До раскопок на Манежной площади в зоне Исторического проезда в 1988 г. производились археологические исследования Институтом археологии АН СССР под руководством С. З. Чернова. В целом в течение 1980-1990-х гг. была раскрыта примерно четвертая часть всего вероятного объема моста. Одновременно с этим Мастерской № 13 института «Моспроект-2» (архитекторы В. Ф. Коршунов, И. И. Казакевич) выполнялись проектные работы по исследованию, фиксации и консервации памятника. В январе 1996 г. было принято решение о строительстве подземного археологического музея на Манежной площади. В результате проведенных в 1997 г. работ были музеефицированы (законсервированы, реставрированы, частично реконструированы и подго-

товлены для показа в качестве музейных экспонатов) наиболее ценные фрагменты памятника ХУ!!-ХУ!!! вв., вошедшие в пространство подземного музея. Комплексный проект строительства музея был разработан в Мастерской № 11 института «Моспроект-2» (начальник Д. Л. Лукаев). Общестроительные работы по сооружению музея выполнялись фирмой «Москапстрой», а реставрационные работы - фирмой «Таргет» (директор В. И. Суслин) в течение 1996-1997 гг.

В результате совместных усилий археологов, архитекторов, реставраторов, строителей, музейных сотрудников при поддержке Правительства Москвы вокруг сохранившихся фрагментов Воскресенского моста, в настоящее время являющегося археологическим памятником федерального значения, был создан подземный музей археологии, открывший свои двери в дни празднования 850-летнего юбилея столицы в сентябре 1997 г.

Первоначально Музей археологии Москвы не имел наземных сооружений: входная часть непосредственно начиналась с лестницы, ведущей на глубину 7 м от современной поверхности Манежной площади. В дальнейшем над входом был сооружен небольшой павильон. Общая площадь музея, включающая экспозиционные пространства, фрагменты моста и служебные помещения, составляет 1 300 квадратных метров. Из-за проходящих в этом месте различных городских коммуникаций и коллекторов подземное сооружение музея получилось сложно конфигурированным.

Разработанная при создании музея концепция экспозиции ставила своей задачей показ подлинных памятников архитектуры, материальной и духовной культуры средневековой и постсредневековой Москвы, найденных в ходе раскопок в историческом центре Москвы и прилегающих районах, а также отражение многовековой истории города в музейных комплексах различных эпох. Экспозиция, размещавшаяся на галерее, в большом и малом залах, была построена по принципу ретрогрессии: от более позднего к более раннему, от эпохи Нового времени к Средневековью. В этом же порядке археологи вскрывают культурные напластования столицы.

В витринах, расположенных на галерее, были представлены предметы ХУ!!!-Х!Х вв., наиболее близкие нам по времени. Среди них были найденные на Манежной площади медные монеты, стеклянные штофы, глиняные кружки и по-

мадные банки, железные замки и ключи к ним, бронзовые весовые гирьки и свинцовые пломбы. Эти материалы были дополнены вещами из других районов Москвы. Отдельно экспонировался комплекс предметов из раскопок Моисе-евского женского монастыря. Наглядно представить внешний облик Воскресенского моста ХУ!!! в. и застройку Манежной площади в середине Х!Х в. позволяли установленные на галерее и выполненные специально для музея макеты.

Для создания аудиовизуального эффекта была смонтирована светомузыкальная система, направленная непосредственно на конструкции Воскресенского моста. Под звуки классической музыки кирпичные арки подсвечивались прожекторами с различными цветными фильтрами, имитируя восход и закат солнца.

На площадке под галереей, напротив устоев моста, на метровом возвышении были воссозданы отреставрированные и реконструированные фрагменты бревенчатой мостовой ХУ! в. и «полуразрушенный» сруб засыпанных деревянных конструкций моста-дамбы ХУ!!-ХУ!!! вв. Также под галереей за стеклом на реконструированном фрагменте внешней стены камеры русла реки Неглинной 1740 г. были выставлены разнообразные целые формы глиняной посуды, сделанной средневековыми московскими гончарами.

Экспозиция основного (большого) зала знакомила посетителей с изделиями ремесленников других специальностей: кузнецов, косторезов, ювелиров, литейщиков, кожевенников, ткачей, сапожников, а также подсобными занятиями москвичей. Здесь предметы, обнаруженные при раскопках Манежной площади, были представлены вместе с находками из Кремля, Зарядья, За-яузья и других мест в Москве. Наиболее яркой частью экспозиции Музея археологии Москвы, помимо фрагментов Воскресенского моста, являлись клады ХУ!-Х!Х вв. Всего экспонировалось семь кладов основных категорий: денежные, денежно-вещевой и вещевые. В частности, самый крупный из найденных на территории Москвы кладов - клад Старого Гостиного двора (1996 г.).

На темной поверхности пола большого зала выделялись 8,5 светлых колец. Как годовые кольца на спиле ствола дерева, они символизировали прошедшие века московской истории. По периметру зала под потолком был расположен рельефный фриз. На нем были воспроизведены ми-

ниатюры из Лицевого летописного свода XVI в., иллюстрировавшие важнейшие события в истории Москвы (скульптор А. В. Головачев).

В большом зале музея был также представлен макет «Кремль и Китай-город в начале XVII века», созданный на основании средневековых планов Москвы и данных археологических исследований. Рядом с макетом на установленных мониторах демонстрировались документальные фильмы.

Малый зал изначально входил в общий концептуальный замысел экспозиции музея. Здесь были показаны предметы, начиная с эпохи нового каменного века (неолита) и заканчивая ранним Средневековьем. Все экспонаты были распределены по археологическим эпохам, а там, где было возможно, были воссозданы комплексы (например, комплексы захоронений). Объединял весь этот разнородный материал тот факт, что все эти вещи были найдены на территории Москвы. Через несколько лет после открытия музея экспозиция в малом зале была разобрана, и он стал использоваться для временных тематических выставок [подробнее: 2; 3].

Дальнейшее развитие музея и его научно-просветительных программ потребовало частичного обновления тематического содержания экспозиции и ее технической модернизации. В 2006-2008 гг. проекты модернизации и реэкспозиции Музея археологии Москвы неоднократно обсуждались на заседаниях научно-методического совета МО «Музей истории Москвы», окончательный вариант был принят на заседании расширенной Дирекции Музейного объединения 23 января 2008 г.

В 2008 г. проект интерактивной зоны Музея археологии Москвы получил грант Департамента культуры г. Москвы, в результате чего в 2009 г. на подиуме под галереей была создана «Модель археологического раскопа», воспроизводившая в натуральную величину культурные напластования средневекового города и деревянную мостовую в процессе ее расчистки. На эти же средства был оборудован «Кабинет экспериментальной археологии» в помещении конференц-зала.

В конце 2012 г. музей был закрыт на капитальный ремонт в связи с необходимостью проведения гидроизоляционных и вентиляционных работ. В 2013-2014 гг. в ходе ремонтных работ были устранены имевшиеся неполадки, полностью заменено покрытие пола и потолка. Была проложена гидроизоляция. Проведена новая

вентиляция, были установлены современные противопожарные системы в соответствии с требованиями МЧС РФ. Это привело к определенным изменениям в облике и конфигурации музейного пространства. Следствием этих работ стала необходимость не восстановить старую, а создать новую экспозицию. В связи с этим крайне важно было оценить всю предыдущую научно-просветительскую работу музея, выяснить портрет посетителя. За 15 лет работы Музея археологии Москвы его посетило 1 848 884 человека, было проведено 20 000 экскурсий.

Первоначально музей активно принимал индивидуальных посетителей и проводил для организованных групп традиционные экскурсии: обзорные, пешеходные и костюмированные. Однако начиная с середины 2000-х гг. к ним добавились интерактивно-образовательные занятия, лекции-демонстрации, тематические экскурсии и игры-викторины исторической и археологической направленности. Одновременно стали внедряться различные программы для людей с ограниченными физическими возможностями. Этому, безусловно, способствовал тот факт, что Музей археологии был оборудован для приема инвалидов [4, с. 40-43].

Все современные исследования показывают, что смена музейной парадигмы напрямую связана с качественными изменениями аудитории. К концу 2000-х гг. наметилось смещение удельного веса «идеального посетителя» от организованных групп к индивидуальному, семейному посещению.

Общее число посетителей Музея археологии Москвы составило в 2010 г. 101 623 человека, в 2011 г. - 118 342, а в 2012 г. - 146 233. В среднем в музей ходило 500 человек в день, в будни от 200 до 400, а в выходные от 500 до 1000 посетителей. В праздничные дни, а также дни общегородских музейных акций количество посетителей резко возрастало. По основным группам посетителей -индивидуалы и в составе групп распределение следующее: индивидуалы составляли не менее 65% от общего числа посетителей, тогда как на организованные группы приходилось до 35%. По возрастным группам статистика следующая: в составе экскурсионных групп лидирующее положение занимали школьники 1-7-го классов (70-80% от общего числа посетителей), среди индивидуальных посетителей - взрослые (62%) и школьники (32%). Таким образом, мы можем представить

коллективный портрет посетителя Музея археологии Москвы. Это, во-первых, школьники до 13 лет, а среди индивидуальных посетителей -взрослые с детьми школьного возраста [5, с. 119122]. Именно с опорой на данные этих исследований была выработана научно-просветительская программа нашего музея. Музей археологии Москвы - это научно-популярный образовательный музей, рассказывающий и показывающий прошлое нашего края и то, как его изучают.

Исходя из этого генеральной идеей на этапе разработки концепции было создание музей, который бы сочетал в себе историю места, что в принципе характерно для всех археологических музеев, и интерактивную познавательную и развлекательную площадку для москвичей и гостей столицы, на которой бы они могли «изучить прошлое своими руками».

Целью новой экспозиции Музея археологии Москвы является появление музейной интерактивно-познавательной площадки, создающей доступную, аттрактивную и понятную коммуникативную среду между посетителем и археологической наукой. Попросту говоря, мы видим свою миссию в отстаивании научной картины мира. Поэтому в экспозиции сделан акцент на научно-просветительский профиль музея, популярно представив посетителям основные черты археологии как исторической науки. Работники музея стремятся продемонстрировать формы и методы работы археологов, различные виды исследований и их результаты, используя материалы из собрания Музея Москвы. Для этого была создана специальная ин-терактивно-досуговая зона, в которой есть возможность посетителям различных возрастных групп почувствовать себя «в шкуре археолога».

С учетом опыта предыдущих лет в «Музее археологии Москвы» экскурсии были разработаны и сгруппированы по возрастным группам. Кроме базовой, обзорной экскурсии, потребителям предлагаются интерактивные, игровые и тематические экскурсии. Тематические экскурсии разработаны с учетом школьной программы. Большим стимулом в этой работе стало участие в программе «Урок в музее», в рамках которой разработано несколько занятий («Что изучает археология», «Древнейшее прошлое Московского края», «Подмосковные курганы рассказывают», «Проблема возраста Москвы»). Весьма перспективным направлением представляется развитие предложений для детей

дошкольного и младшего школьного возраста. Специально для них создана игровая программа «Играем в прошлое». Цель этой программы - в доступной, игровой форме познакомить детей 5-8 лет с понятием истории и археологии, а также особенностями жизни людей в Московском регионе с эпохи каменного века до позднего Средневековья. Всего она содержит четыре занятия: «Я - археолог», «Я - охотник на мамонта», «Я - ремесленник», «Я - купец». Все занятия проводятся в форме ролевой игры, содержат информативную и интерактивную части. Для создания эффекта погружения в роль используются дополнительные костюмированные атрибуты: штормовки и каски, фартуки ремесленников, жилетки, изображающие одежду первобытных людей, средневековые наряды и украшения. Теоретическая (информационная) часть занятий может проводиться как на экспозиции, так и посредством показа презентаций в формате PowerPoint или слайд-шоу. Таким образом, программа может проходить на любой площадке при условии наличия необходимого оборудования. В самой программе музейный работник применяет разнообразное оборудование: компьютер (подключенный к LED-экрану), презентации в формате PowerPoint, столы, стулья, экспедиционный и походный инвентарь, шанцевый инструмент, лотки с песком, археологические «находки», муляжи каменных орудий труда, кусочки кожи и кожаные шнурки, веревку, подвески-обереги, палатку-вигвам, камни, бересту, хворост, шкуры из искусственного меха, плетеные корзины, канцелярские принадлежности (включая пластилин), муляжи глиняных изделий, атрибуты торгового обращения, картонные прилавки, муляжи овощей и фруктов, глиняные игрушки, деревянные ложки, дудочки и т. п.

Приведем краткое описание одного из занятий, а именно «Я - охотник на мамонта». Сначала ведущий (используя компьютерную презентацию) рассказывает участникам о природе, животном мире и климатических условиях Московского края в эпоху ледникового периода. Особое внимание уделяется мамонтам. После этого детям раздаются муляжи каменных орудий, подлинные кремневые отщепы, пластины и заготовки для орудий, кусочки кожи, шнурки и веревки для практического знакомства со способами их применения в эпоху каменного века. На этом этапе начинается «погружение» ребят в ту древнюю

Слово предоставляется

эпоху, следующим шагом участники надевают жилетки, изображающие одежду первобытных людей, и переходят в другое помещение. Там они складывают костер, используя камни, бересту, хворост и электрические свечи, имитирующие огонь. Теперь «погружение» можно считать окончательным: мы имеем дело не с обычными мальчишками и девчонками, а с племенем древних охотников на мамонтов. Участникам выдаются подвески-обереги. После чего разыгрывается ритуальное действие (песня, танец) подготовки к охоте. Далее мальчики - охотники метают «копье» в игрушечного мамонта, а девочки залезают в палатку и охраняют очаг. Завершая занятие, ведущий ставит специальные отметки в ранее выданный «Паспорт путешественника во времени» и подводит итоги. Такая форма работы позволяет нам, с одной стороны, дать маленьким детям необходимый минимум научной информации о древнекаменном веке, с другой стороны удовлетворяет возросший спрос на игровые программы образовательного характера.

Еще одним «окном возможностей» нам представляется проведение специальных научно-популярных мероприятий, в виде мастер-классов и «научных шоу», которые бы знакомили посетителей с базовыми понятиями и принципами археологической науки.

Таким образом, можно наметить следующие магистральные направления научно-просветительской работы нашего музея:

• совершенствование экскурсионной работы с различными возрастными группами; формирование своей аудитории.

• освоение новых приемов научной пропаганды и внедрение новых форм работы; активное внедрение принципов интерактивности;

• расширение школьной аудитории за счет создания специальных образовательных программ для детей разного возраста с учетом их когнитивных способностей и школьной программы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Векслер, А. Г. Манеж и Манежная площадь Москвы. Горизонты истории [Текст] / А. Г. Векслер. - М.: Вече, 2012. - 144 с.

2. Из глубины столетий [Текст] / авт.-сост. Т. П. Горбачева, Т. В. Скоробогатова, Е. Ю. Тав-линцева [и др.]. - М., 1998. - 64 с.

3. Музей археологии Москвы [Текст]: путеводитель / авт.-сост. Г. Л. Новикова, П. А. Кутасов. - М., 2006. - 40 с.

4. Моисеев, М. В. Путешествие в прошлое без барьеров [Текст] / М. В. Моисеев // Мир музея. - 2012. - № 6 (298). - С. 40-43.

5. Моисеев, М. В. Интерактивные программы в структуре научно-просветительской работы Музея археологии Москвы [Текст] / М. В. Моисеев // Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался: тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. / Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева. - М.: Акварель, 2012. - С. 119-122.

REFERENCES

1. Veksler A. G. Manezh i Manezhnaya ploshchad Moskvy. Gorizonty istorii. Moscow: Veche, 2012. 144 p.

2. Gorbacheva T. P., Skorobogatova T. V., Tavlint-seva E. Yu. et al. (Comp.) Iz glubiny stoletiy. Moscow, 1998. 64 p.

3. Novikova G. L., Kutasov P. A. (Comp.) Muzey arkheologii Moskvy: putevoditel. Moscow, 2006. 40 p.

4. Moiseev M. V. Puteshestvie v proshloe bez bary-erov. Mir muzeya. 2012, No. 6 (298), pp. 40-43.

5. Moiseev M. V. Interaktivnye programmy v strukture nauchno-prosvetitelskoy raboty Muzeya arkheologii Moskvy. In: Muzeynyy posetitel: kak sdelat tak, chtoby on vozvrashchalsya: tez. dokl. Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. (Gosudarst-vennyy biologicheskiy muzey im. K. A. Timiry-azeva). Moscow: Akvarel, 2012. Pp. 119-122.

Моисеев Максим Владимирович, кандидат исторических наук, заведующий сектором научно-просветительской работы отдела «Музей археологии Москвы» ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы» e-mail: m.moiseev@mosmuseum.ru, maksi-moisee@yandex.ru

Moiseev Maksim V., PhD in History, Head of sector of scientific and educational work, Museum of archeology,

Moscow, Museum Association „Moscow Museum"

e-mail: m.moiseev@mosmuseum.ru, maksi-moisee@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.