В. Г. Ананьев
МУЗЕОЛОГИЯ В ТРУДАХ ПЕТЕРА ВАН МЕНША
Петер ван Менш принадлежит к числу наиболее авторитетных и часто цитируемых музеологов второй половины ХХ - начала XXI вв. Последнее для области музеологии, где еще и сейчас легко можно встретить «научные» работы, содержащие максимум несколько ссылок на вузовские учебники, а культура цитирования находится на откровенно невысоком уровне, чрезвычайно важно. Это говорит о значимости его вклада в науку, признанного представителями самых разных музейных «школ» и «философий». Кроме того, это говорит и о некоторой «научной справедливости» - едва ли кто-то еще в конце ХХ в. так пристально читал и осмысливал работы своих коллег, выискивал редкие издания, копировал ризографированные страницы и стремился щедро поделиться полученным знанием с другими, как Петер ван Менш. Публикуемая ниже работа важна не только из-за оригинальных мыслей самого автора, предлагающего четко продуманную структуру музеоло-гии и анализ основных музеологических функций, но и из-за детальной характеристики историографической ситуации, в которой музеология находилась, проходя в своем развитии этап, обозначенный другим выдающимся музеологом, З. Странским, как этап теории и синтеза. Сразу следует оговориться: работа П. ван Менша - это не история развития музеологии как научной дисциплины. Здесь характеризуется только лишь один из этапов такого развития (о дальнейшем развитии музеологии, уже на рубеже ХХ - ХХ1 вв., с особым акцентом на англосаксонский опыт, см.: ТеаШег в: Бо1ак^ 2009). Нельзя ее считать и общим очерком, в котором представлено все многообразие музеологической мысли - основное внимание автора сконцентрировано на одном из направлений развития этой мысли, связанном с деятельностью Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ) при Международном совете музеев (ИКОМ) (о развитии отечественной музе-ологической мысли в тот же период см.: Проблемы теории 2000). Вместе с тем, сейчас без знакомства с этой работой невозможно верно понять ни историю музеологии, ни богатство ее теоретических разработок. Для российской музеологии, как правило «успешно» справляющейся без обращения к иноязычной литературе и зачастую «изобретающей велосипед», на котором зарубежные коллеги давно уже ездят, эта работа может быть особенно полезной.
Петер ван Менш изучал зоологию и археологию в Университете Амстердама и в 1972 г. получил магистерскую степень. С 1967 по 1982 гг. он работал в целом ряде нидерландских музеев, в том числе, с 1977 по 1982 гг. возглавлял отдел образовательных программ и экспозиционной работы в Национальном музее естественной истории г. Лейдена. С 1982 г. он начал преподавать музеологию в Академии Рейнварта (основана в 1976 г. муниципалитетом Лейдена, с 1992 г. переведена в Амстердам, где сейчас является частью Амстердамской школы искусств) и впоследствии много лет руководил там международной магистерской программой по этой специальности (1998 - 2001 гг., 2005 - 2010 гг.), став в 2006 г. первым профессором культурного наследия в Амстердамской школе искусств. Неоднократно он читал лекции в качестве приглашенного профессора в других университетах Европы (Франкфурт-на-Одере, Бергамо, Вильнюс и т.д.). Еще в начале 1980-х гг. он активно включился в работу международных музейных организаций: с 1983 г. он активно работал в
Ананьев В. Г.
Музеология в трудах Петера ван Менша
ИКОФОМ, который в 1989 - 1993 гг. возглавлял в качестве президента. В 1989 - 1991 гг. он возглавлял рабочую группу по терминологии при Международном комитете по документации, в 2010 г. был одним из инициаторов создания и первым президентом нового профильного комитета в структуре ИКОМ - Комитета по коллекционированию (КОМКОЛ), а с 2011 г. является членом Комитета по этике при ИКОМ1.
Петер ван Менш является автором более чем сотни работ по самым разным проблемам музеологии и музейного дела. Часть из них опубликована в национальных периодических изданиях, часть в изданиях международных организаций (ИКОФОМ, КОМКОЛ), или в авторитетных сборниках научных трудов2. Но самой значительной его работой в этой области по праву считается докторская диссертация «К методологии музеологии», защищенная под руководством известного хорватского музеолога Иво Мароевича, в 1992 г. в Университете Загреба (Хорватия). В этом исследовании, опираясь в первую очередь, на результаты научной работы ИКОФОМ, автор показывает процесс формирования теоретической музеологии второй половины ХХ в., освещает все многообразие историографических мнений по таким вопросам как предмет, цели и задачи музеологии, ее структура, связи с другими дисциплинами и т.д. В этой работе автором предлагаются такие понятия, как музеологические функции и музеологические институты, в высшей степени актуальные и на современном этапе развития сектора наследия, с его стремлением к реализации холистических подходов и преодолению институциональных рамок; намечается концепция «музейных революций» как маркеров для определения важнейших этапов в развитии музейного сектора как такового и музеологической мысли как его интегральной части; предлагаются новые подходы к определению дефиниции музея.
Теоретические вопросы музеологии как научной дисциплины, ее связи с такими новыми для музейного мира явлениями как, например, менеджмент находят отражение и в других работах ученого (van Mensch в: Mizushima ed. 2004). Здесь он рассматривает взаимодействие традиционных концептов музеологии с такими новыми понятиями рубежа ХХ - XXI вв., как инклюзивный музей, места памяти и организации культурной памяти. Сама музеология рассматривается ученым как наука о «взаимодействии между «нами» (как личностями, сообществом, обществом) и «нашим» материальным окружением», в ходе которого в соответствии с нашими потребностями мы и придаем форму нашему окружению. Благодаря этому, окружение становится материальной культурой. Обращаясь к концептуальным построениям таких видных специалистов в области культурного менеджмента, как К. Круг, К. Гослинг, Н. Котлер, Дж. Пайн, Д. Гилмор, М. Чиксентмихайи и др., Петер ван Менш показывает основные возможные точки соприкосновения теоретической музеологии и моделей менеджмента.
В 2011 г. по материалам летних школ, регулярно проводившихся Петером ван Мен-шем и его супругой Леонтиной Мейер-ван Менш (лектор в Академии Рейнварта, с 2014 г. заместитель директора Музея европейских культур (Берлин, Германия)) в г. Целье (Словения), была издана новая монография ученого - «Новые направления в музеологии». В ней содержится анализ тех направлений в музейном мире, которые авторам кажутся наиболее актуальными для ситуации начала XXI в.: это развитие музейных коллекций и
1 Подробнее см.: http://www.menschmuseology.com/test/ (ссылка последний раз проверялась 12.11.2014 г.).
2 См.: http://www.menschmuseology.com/publications/peter-van-mensch/ (ссылка последний раз проверялась 12.11.2014 г.).
концепт «динамических коллекций»; образование в музее и особый, получаемый здесь посетителями опыт; партиципаторные практики и совместная деятельность музеев и тех сообществ, в которых и для которых они функционируют; анализ, оценка и критерии измерения эффективности музейной работы; интегративные перспективы в понимании феномена наследия и более холистические подходы к его определению; наконец, роль этики в музейном деле (van Mensch, Meijer-van Mensch 2011)3.
В 2011 г. в Париже под редакцией А. Девалье и Ф. Мересса был опубликован универсальный «Энциклопедический словарь по музеологии», содержащий аналитические статьи, посвященные основным базовым понятиям музеологии, и краткие определения так или иначе связанных с ней терминов (Desvallées, Mairesse ed. 2011). Среди прочего, в словарь были включены изображения восемнадцати наиболее видных музеологов, тех «мужчин и женщин, которые внесли наибольший вклад в дело систематического обновления музеологии». Рядом с портретами англичанина Генри Коула и немца Вильгельма фон Боде, американца Джона Коттона Даны и француза Жоржа Анри Ривьера, канадца Дункана Камерона и чеха Збынека Странского, есть и портрет голландца Петера ван Менша. Представляется, что в этом нет никакого преувеличения. Едва ли кто-то еще из ученых второй половины ХХ в. сделал столь многое для формирования сети (о сетях и их значении для формирования научного знания см. работы Б. Латура, на которые ниже ссылается Ф. Мересс), посредством которой и могло бы происходить развитие музеологии как теоретической дисциплины.
Информация о статье
Автор: Ананьев Виталий Геннадьевич - к.и.н., старший преподаватель, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, v. g. [email protected] Заглавие: Музеология в трудах Петера ван Менша.
Абстракт: В статье рассматривается вклад в развитие музеологии видного голландского ученого Петера ван Менша. Приводятся основные факты его биографии, историографический обзор наиболее значимых работ. Концепция музеологии ученого рассматривается в общем контексте развития музеологической мысли второй половины ХХ - начала XXI вв.
Ключевые слова: Международный комитет по музеологии, музеология, Петер ван Менш.
Information on article
Author: Ananiev Vitaly Gennadievitch - Candidate of Science in History, Senior Lecturer, Russia, Saint-Petersburg State University, v. [email protected] Title: Museology in the works of Peter van Mensch.
Abstract: The article is devoted to the contribution of prominent Dutch museologist Peter van Mensch to the development of museology. We pay attention to the basic facts of his biography, historiographical overview of his most important works. His original concept of museology considered in the overall context of museological thought in the second half of the XX - beginning of XXI century. Key words: International Committee of Museology, museology, Peter van Mensch.
Использованная литература Desvallées, A.; Mairesse, F. ed. (2011) 'Dictionnaire encyclopédique de muséologie' (Paris). Mensch, P. van. (2004) 'Museology and management: enemies or friends? Current tendencies in theoretical museology and museum management in Europe', in: E. Mizushima ed., Museum management in the 21st century (Tokyo): 3-19.
Mensch, P. van.; Meijer-Mensch, L. van (2011) 'New Trends in Museology' (Celje). Teather L. (2009) 'Mapping Museologies: From Babel's Tower to Borderlands", in: J. Dolak ed., Muzeologie na zacatku 3. tisicileti/ Museology at the Beginning of the 3rd Millenium (Brno): 75-96. Проблемы теории, истории и методики музейной работы (Москва, 2000) (Государственный центральный музей современной истории России. Научные труды. Вып. 25).
3 За знакомство с этой работой я искренне признателен д-ру Бранко Шуштару (Любляна, Словения).