Денгелек устел - Круглый стол - Raundtalk
«Алтай периметрi бойынша муражай: жадыньщ жангырган концепттерЬ>
«Музеи по периметру Алтая: инновационные концепты памяти» «Museums around the perimeter of the Altai: innovative concepts of memory»
Елена САВЧУК, старший научный сотрудник НИЦ «Алтайтану» Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова:
Располагаясь в сердце Евразии, Алтай сформировался как регион с уникальными биосферными и культурными чертами. Впечатляюще богата природа этого региона: величественные древние алтайские горы, изрезанные стремительными реками и прилегающие к ним равнины населены множеством видов растений, животных, рыб, среди которых немало автохтонных, тех, которых встретить можно только здесь. В регионе более 200 тысяч рек и озер с чистейшей водой. Поражает и то, что на относительно небольшом пространстве алтайского региона представлены сразу несколько природных зон: тундра, лес, степь, полупустыня, субальпийская и альпийская зоны.
Богатство и многообразие природных ресурсов стало источником привлекательности Алтая для различных народов, судьба которых в разные периоды истории была связана с ним. На протяжении тысячелетий Алтай являлся месторазвитием интенсивных процессов культурогенеза. В связи с этим ему придается сакральное значение в исторической памяти венгров, китайцев, корейцев, монголов, русских, тайцев, тюркских народов и японцев. Так, для тюрков Алтай представляет собой «золотую колыбель», место, где происходило складывание культуры, начинался весь тюркский мир. А в русской культуре Алтай - это благодатная свободная земля - Беловодье, нередко ассоциируемая с ирием (древнеславянским раем). Многими людьми Алтай воспринимается как место, где расположена мифическая страна Шамбала, идея которой впервые была оформлена в классическом индуизме, а позже отражена в теософии.
По Алтаю проходит цивилизационный разлом и, одновременно, здесь имеет место встреча культурных миров (конфуцианского, монгольского, славянского и тюркского), настолько своебразных, что столетиями развиваясь в условиях интенсивного хозяйственного, политического и культурного взамодействия, каждый из них сформировал и сохранил собственный уклад жизни и лишь заимствовал элементы культуры других.
Сегодня Алтай - это пестрая палитра этнических и конфессиональных групп, это многообразие жизненных укладов потомков воинов Чингисхана, тюрков-кочевников, русских старообрядцев, добровольных и вынужденных переселенцев советского периода. Алтай - это микс архаики и современности: здесь соседствуют культура жителей городов, жизнь которых устроена в соответствии с вестернизированными ценностями, и жителей аулов, сёл, кочевий, ведущих образ жизни, во многом соответствующий образу жизни их предков.
Стремление людей осознать себя, свои корни, выразить зримый образ общности, формируемый в исторической памяти, идентифицировать себя -есть необходимое условие утверждения себя в мире, обозначения себя для других, проецирования будущего своего и своих потомков. Одним из уже традиционных институтов, на который возложена функция хранения и трансляции содержания исторической памяти, способствования
самоопределению сообществ, формированию идентичности являются музеи. Выступая органическим элементом культурного ландшафта, музеи вбирают в себя социально значимые сведения, свидетельства человеческого опыта и достижений и репрезентуют их как молодым поколениям, так и стороннему заинтересованному взору, создавая имидж региона, той или иной местности.
Музейное дело сегодня переживает весьма интересный период интенсивных изменений. Порождаемый глобальным рынком, устанавливающийся ныне тип общественных отношений, ведет и к глубинным изменениям деятельности музеев, их роли в культурном пространстве. Музеи Алтайского региона также вовлечены в поток этих изменений (особенно, его казахстанского, российского и, отчасти, монгольского секторов). Меняются цели, задачи, функции, методы работы музеев.
Так, ранее целеполагание деятельности музеев преимущественно осуществлялось с учетом государственного заказа, а само создание музеев чаще всего инициировалось (или санкционировалось) государством, оно же и финансировало их деятельность. Музеи, прежде всего, были проводниками идеологических ценностей. На современном этапе в создании и работе музеев все большую роль приоретают частные или общностные/корпоративные инициативы. Статус музеев определяется изменившейся системой социальных взаимодействий, в которую они вовлечены. Если ранее музей преимущественно был посредником между государством и посетителем, то на настоящий момент он выступает организацией, взаимодействующей с партнерами (одним из которых выступает государство), а также с потребителями его услуг.
Расширились функции современных музеев. Музеи уже не ограничиваются сбором, хранением и экспонированием артефактов, фиксирующих свидетельства человеческого опыта, достижений в различных сферах. Сегодня музеи ведут исследовательскую, проектную деятельность, выступают коммуникативными площадками, оказывают образовательные услуги, организуют досуг населения, включены в туристический кластер и т.д.
Изменение методов работы музея также обусловлены их деятельностью в системе рыночных отношений. Музей, чтобы существовать должен быть привлекательным для партнеров и потребителей. В связи с этим расширяется использование интерактивных методов, направленных на формирование внимания аудитории, пробуждения интереса (формирование потребности), задействование ее в освоении экспозиции. Кроме того, в работе музеев внедряются новые технологии: совершенствуются процессы сбора, обработки, систематизации хранения информации и артефактов, создаются новые возможности для экспонирования, умножаются каналы обмена опытом для сотрудников музея.
В связи с необходимостью оптимизации работы музеев, определения их статуса, возможностей развития и оптимизации механизмов взаимодействия с другими институтами в современном социокультурном контексте важно создавать условия для обмена опытом музейными работниками, а так же для диалога представителей музеев, ученых-музееведов, историков, государственных и общественных деятелей, потенциальных партнеров.
Алтайский регион, обладая уникальной природой, многоукладностью культурной жизни, является весьма перспективным для развития в нем музейного дела. Здесь есть, что увидеть и показать, Алтай побуждает человека к вопрошанию и дает возможность для обнаружения многих вариантов ответов. Алтай привлекает. Он интересен как нам самим - людям живущим здесь, так и
многим другим. Сотни исследователей, путешественников ежегодно совершают паломничество на Алтай в поисках встречи с великолепием природы, многообразием культурных миров, обретения себя. И тот образ региона, который сложится в сознании гостей (а также в самосознании жителей региона) во многом зависит от работы музеев - мест, посещение которых в концентрированном виде дает представление о местности, ее особенностях, людях ее населяющих и их уникальном жизеннном опыте. Являясь институтами, деятельность которых направлена на формирование самосознания и самопрезентации, хранение и трансляцию исторической памяти музеи являются значимыми участниками процесса формирования культурного ландшафта Алтая.
Галина ПЕТЕНЕВА, заведующий отделом «Ак бауыр» Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музей-заповедника:
Отличие музеев-заповедников от музеев в том, что в их ведении находятся как движимые, так и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая территория. Являясь комплексным учреждением, музей-заповедник призван обеспечивать сохранность архитектурных, археологических, мемориальных памятников, историческую территорию, культурные и природные ландшафты, традиционный уклад жизни населения, проживающего на исторической территории. Несмотря на то, что Казахстан является членом таких авторитетных международных организаций как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный совет музеев (ИМКОМ), рекомендации которых играют важную роль в формировании казахстанского законодательства о культурном наследии, существуют серьезные отличия в применении законов на практике, в результате чего многие уникальные отечественные памятники и связанные с ними территории находятся под угрозой исчезновения.
Одной из основных проблем является несовершенство и отсталость нормативно-правовой базы для музеев-заповедников:
- в современной правовой и экономической ситуации музей-заповедник фактически не имеет юридически обоснованного статуса, даже само это понятие четко не определено. Необходимо совершенствование законодательных норм и механизмов по деятельности музеев - заповедников;
- отсутствие правовой базы развития производственной и предпринимательской деятельности как основы самофинансирования деятельности музеев-заповедников;
- неотрегулированность отношений между органами исполнительной власти, местного самоуправления в управлении музеями-заповедниками и их территориями;
- территории музеев-заповедников граничат с многими хозяйствующими субъектами. У музеев-заповедников отсутствуют реальные права контроля над их деятельностью;
- неотрегулированные межведомственные отношения при землеотводах под создание музеев-заповедников;
- неупорядоченность пользования сосредоточенными в музеях-заповедниках объектами культурного и природного наследия туристическими фирмами, другими пользователями;
- отсутствие у музеев-заповедников прав по контролю над деятельностью других субъектов на значимой территории.
Среди других проблем работы музеев-заповедников можно отметить:
- укрепление кадрового состава музеев-заповедников профильными специалистами - археологами, историками, географами, реставраторами и т.д.;
- проблемы в реставрации и консервации памятников археологии;
- недостаточное финансирование при внедрении в работу музеев-заповедников информационных и коммуникативных технологий, отсутствие квалифицированных кадров - программистов, специалистов по компьютерным технологиям;
- проблемы в организации транспортных услуг, обеспечивающих возможность посещения музея-заповедника.
Ирина КОМИССАРОВА, доцент кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета, кандидат исторических наук:
Музейную сеть Российской Федерации образуют, в том числе, общественные музеи, среди которых важное место занимают музеи школьные, работающие под руководством органов управления образованием. Они выполняют функции сохранения историко-культурного наследия, являются своеобразными очагами культуры в небольших населенных пунктах. В таких музейных образованиях осуществляется преемственность поколений.
В разное время количество музеев образовательных учреждений то увеличивалось, то сокращалось. Эти процессы напрямую зависели от общей ситуации в социальной сфере и от действий администрации на местах. Так, например, в середине 90-х годов в РФ закрылись многие музеи Трудовой и Боевой Славы, истории пионерской организации, ленинские комнаты. С этого же времени сократилось число вновь открываемых музеев.
Последние десятилетие, проблема закрытия музеев не является такой актуальной. Искусственно навязанные музеи к этому времени уже прекратили свое существование, а основным препятствием к открытию нового музея может стать не комплекс причин, а отдельно взятые особые обстоятельства местного уровня (отсутствие помещения в школе для открытия музея, отсутствие специалиста, учителя-энтузиаста и некоторые другие обстоятельства).
Однако заявлять о том, что школьные музеи больше не закрывают нельзя. Музеи закрываются или частично свертывают свои экспозиции. В настоящее время в нашем регионе причины такого явления могут быть самыми разными, назовем наиболее распространенные.
Последние несколько лет в регионе закрывают школы, в основном сельские. В таких школах мало учеников, содержание помещений требует затрат и как правило администрация принимает решение о закрытии учебной организаций и переводе детей в другие школы. Учащихся переводят, а музей закрывают, в лучшем случае экспозицию и фонды передают в учреждение дополнительного образования муниципального района. Но в полном объеме такие музеи не восстанавливаются, так как история одного населенного пункта (школы) не так интересна для другого населенного пункта (школы).
Еще одна причина закрытия музея, изменение назначения его помещений. Как правило, музей открывают и оформляют в учебных классах, и если музей растет и изменяется, ежедневные уроки в них проводить перестают. Но если увеличивается количество учеников, или школа с обучения в две смены переходит на одну смену, в музее сначала начинают регулярно проводить уроки и музейная работа приостанавливается, а в дальнейшем экспозицию
сворачивают совсем. В таких случаях фонды отправляют на хранение в служебные помещения учебного заведения.
И еще, не самая утешительная тенденция последнего времени. Музеи образовательных учреждений могут сами определить свой профиль, порядок и содержание экспозиций, характер массовой работы и общей направленности деятельности. Но, все-таки, следует признать, что абсолютной свободы выбора у образовательных организаций и музеев нет. В преддверии юбилейных дат, или в свете заявлений первых лиц государства, от школ начинают требовать открывать музеи. Результат таких действий один. Музей открывают, какое-то время он работает, дата проходит, музей закрывается.
Среди причин закрытия музея может быть и уход руководителя из школы, ремонт, такие банальные вещи как неисправная система отопления.
Все это печально, но эта часть действительности. В данной ситуации было бы правильно задуматься и разработать процедуру закрытия музеев, в которой предусмотреть возможные последствия, к которым может привести полное свертывание работы музея в образовательном учреждении, в населенном пункте, в том числе для его жителей.
Елдос КАРИЕВ, С.Аманжолов атындагы Шыгыс К,аза;стан мемлекеттк унuверсuтетiнiц Алтайтану Гылыми-зерттеу орталыгыныц ага гылыми ;ызметкер'1:
К^рп танда элемге танымал жэне жэдiгерлерi улттык нышандардыц бiрiне айналган Берел корымын муражайландыру кажетттИ археологиялык зерттеулердщ бастапкы кезецЫде-ак тYсiнiктi болды жэне жузеге асырылуы бiрден колынга алынган. Алгашкы кадамдары болашак муражайдыц жоспарын жасау жэне рэамдеу кужаттарын дайындау болып, нэтижеанде ^азакстан Республикасы Yкiметiнщ 2008 жылгы 4 штдедеп №674 ^аулысымен «Берел» мемлекетт тарихи-мэдени корык-муражайы» республикалык мемлекетт казыналык кэапорны курылды. Осы кезецнен бастап накты жумыстар каркынды жYре бастады - патшалык корымнан о^стк-батыска карай 2 шакырым жерде, ^андысу eзенiнщ бойында муражай кешенi бой кeтердi. К^рп уакытта кешен аумагында экiмшiлiк-кeрмелiк, тургын-шаруашылыктык гимараттар салынды. Заманауи тургыда жасалган кермелер археология залы, этнография залы жэне аса багалы олжалар сакталудагы ерекше кордан турады. Сонымен катар аукымды жэне сан алуан ецбектерге толы гылыми жэне керкем эдебиет ютапханасы, жэдiгерлердi калпына келтiрумен кутуге арналган зертхана жэне сактау корлары iске косылган. Муражай корлары жэне кeрмелерi Берел корымынан, ^азак Алтайыныц езге ескерткiштерiнен, Шыгыс ^азакстаннан жэне республиканыц баскада аумактарынан табылган кунды археологиялык жэне этнографиялык жэдiгерлермен жылда толыктырылуда.
Сондай-ак зерттелген обаларга аспан астындагы муражай салу ю-шараларыда белсендi жYPуде. Агымдагы жылы осы аталган жумыстардыц аукымды галемЫщ жYзеге асуына Шыгыс ^азакстан облысы э^ Д. Ахметовтыц бастауымен кабылданган, 2016-2018 жж. eцiр археологиясын дамыту багдарламасы кeп септiгiн тигiздi. Берел корымында, 2016 жылы патшалык сипаттагы ею зэулiм ескерткiш зерттелiп, соныц бiрiне № 2 обага, облыс эюмЫщ тiкелей буйрыгымен, муражай гимараты тургызылды.
Жогарыда аталганнан баска №11 обаны муражайландыру iс-шараларыда каркынды жYPуде - осы жылдыц аягына дейiн патша обасыныц iшкi курылысын жэне гаркем туындыларымен антропологиялык-зоологиялык материалдарын калпына кел^ру жумыстарын бiтiру жоспарлануда.
Жалпы Берел корьщ-муражайы е^рдщ элеуметтк жэне мэдени eмiрiне оц эсер етуде. Берел ескерткiштерi жергткт туристтiк инфракурылымга дэлме дэл жарасып, е^рдщ кeрнектi туристтiк нысандарыныц бiрiне айналды.
Эмилия БЕЛЕКОВА, заместитель директора БУ РА «Национальный музей имени А.В.Анохина»:
Республика Алтай - это красивейшая горная страна, протянувшаяся длинной грядой в центре Азии и имеющая границы с Монголией, Казахстаном и Китаем. В этом удивительном регионе с сохранившейся первозданной природой в настоящее время живут более 100 национальностей, коренное население - алтайцы, теленгиты, тубалары, кумандинцы, челканцы, сумевшие в суровых условиях Сибири сохранить свои обычаи, национальную культуру, традиции.
Богатое наследие древних культур Республики Алтай на сегодняшний день известно всему миру. Ведущие музеи страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Музей археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН и другие хранят и экспонируют богатейшее историко-культурное наследие эпохи энеолита, бронзы, железного века, раннего средневековья, а также этнографии, искусства и культуры народов Республики Алтай.
Музейная сеть Республики Алтай в настоящее время насчитывает более 100 музеев различного профиля: Национальный музей имени А.В.Анохина с четырьмя филиалами, 8 муниципальных музеев. При других ведомствах, в высших и средних, общеобразовательных учебных заведениях действуют 90 музеев, из них 77 - школьные, 3 дошкольные. Структурный анализ профиля деятельности музеев показывает, что большую часть составляют краеведческие музеи. Наряду с отделами природы, этнографии, истории во многих музеях созданы художественные экспозиции, в которых представлены работы профессиональных и самодеятельных художников.
В настоящее время в фондах музеев хранятся предметы материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции шаманского культа, одежды и предметов быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы - всего более 100 тысяч единиц хранения.
Сейчас в Республике Алтай, как и по всей России, идет активный процесс возрождения культурных традиций. Оно проявляется в пристальном интересе к традиционным, складывающимся веками ценностям, образу жизни, древним памятникам культуры, произведениям прикладного искусства, самобытного фольклора, героического эпоса, нравственным устоям и мировоззренческим установкам. В этом процессе, сохраненные до наших дней в музеях предметы культурного наследия приобретают огромное значение, которое так необходимо во всех отраслях возрождающейся культуры. Музейные экспонаты из курганов стали образцами для современного творчества. Богатые музейные фонды республики, особенно этнографические материалы, становятся неиссякаемым источником для изучения, подражания, копирования. В народном искусстве возрождаются к жизни традиционные ремесла, орнаменты,
одежда, украшения. Яркой демонстрацией возрождения национальной культуры стал алтайский народный праздник Эл Ойын. Каждый район, каждая алтайская народность стремится в полной мере показать все то, что составляет их историческую и культурную гордость. На празднике в течение двух дней проходят конкурсные программы среди творческих коллективов, сказителей, мастеров национальных видов искусств, национального костюма, девичьих накосных украшений, традиционных жилищ (аила); состязания по национальным видам спорта, которые включают борьбу куреш, стрельбу из лука, лазание на кедр, метание булавы, бег тонжанов, конные скачки, поднятие тяжести, объездка необученных лошадей и т.д.
Музейные экспонаты из курганов стали образцами для современного творчества. Народные алтайские мастера вплетают искусство скифо-сибирского звериного стиля в свои тюркские орнаменты, в произведения декоративно-прикладного искусства, в сувенирную продукцию. Профессиональные художники, такие как И.И.Ортонулов, В.Г.Тебеков, А.В.Гурьянов и другие претворяют древнее наследие в монументальном, станковом искусстве, в книжных иллюстрациях.
Музеи предоставляют посетителям уникальную возможность услышать горловое пение (Музей алтайского сказителя Н.У.Улагашева, Краеведческий музей имени И.В.Шодоева и др.). С древних времен на Алтае высоко почиталось исполнение героического эпоса - особого гортанного пения, наиболее распространенной и популярной формой которого признается «кай». Кай - это исполнение на память целого эпического сказания, достигающего несколько тысяч строк, в сопровождении двухструнного музыкального инструмента - топшуура. Сюжеты сказаний и мастерство исполнения передаются из поколения в поколение.
Музеи проводят обучающие интерактивные занятия для подрастающего поколения по самым разнообразным темам, например «Волшебная кукла» -сделай народную куклу своими руками; «Забытые традиции» - знакомство с древнейшей традицией лепки и т.д.
Этнографический музей национального парка «Чуй Оозы» Онгудайского района, музей казахов Алтая в с.Жана Аул Кош-Агачского района - филиал Национального музея, привлекают мастериц по изготовлению войлока, вышивке ковров - сырмаков, тускиизов и проводят обучающие семинары для местных женщин. Раньше каждая семья изготавливала для нужд своей семьи войлок, вышивали войлочные ковры, и, передавали секреты мастерства своим дочерям, будущим невестам.
Алтайский культурный центр «Орныгу» - дом-музей зайсана А.К.Бардина в с.Чемал Чемальского района, этнографический музей в с. Чендек Усть-Коксинского района, музей национального парка «Чуй Оозы» Онгудайского района располагаются в стилизованных алтайских срубных аилах - юртах с традиционным внутренним убранством. Проведение в стенах аилов экскурсий с размещением посетителей в соответствии с традиционным делением на мужскую и женскую половины, угощение национальной кухней, знакомство с обрядами, обычаями, традициями алтайского народа не оставляет никого равнодушным, наполнив сердца и души экскурсантов светлым и добрым чувством соприкосновения к ценностям культуры.
Большой общественный резонанс имели археологические раскопки в 1990-х гг. на плоскогорье Укок в Кош-Агачском районе. Сенсационные находки были сделаны при раскопках мерзлотного погребения в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3, оказавшегося захоронением молодой женщины, получившей имя в
народе «Укокской принцессы». Общественность республики ставила на протяжении ряда лет вопрос о возвращении «принцессы» из г.Новосибирска и о передаче ее в Национальный музей Республики Алтай имени А.В.Анохина. В 2003-2004 гг. в целях возвращения «Принцессы Укока» Национальным музеем защищен проект реконструкции здания музея и расширения площадей под фондохранилища и мавзолей «Укокской принцессы». В 2008-2012 гг. на финансовые средства, пожертвованные ОАО «Газпром» была проведена реконструкция здания музея, построены дополнительные площади под фондохранилища, экспозиционно-выставочные залы, в том числе отдельного помещения - мавзолея для «Укокской принцессы». Общая стоимость строительства по проекту составила 750 млн. рублей.
После окончания реконструкции здания музея в 2012 г. сотрудники музея в кратчайшие сроки сумели создать новые экспозиции и выставки, охватывающие естественный, археолого-этнографический, исторический и искусствоведческие аспекты развития региона. Хронологический диапазон достаточно широк, от нескольких сотен тысяч лет назад до современности.
Важным событием для Республики Алтай в 2012 г. стало возвращение из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН мумии «Укокской принцессы» и передача на хранение в Национальный музей имени А.В.Анохина, где размещена в соответствии с профессиональными и этическими нормами с учетом интересов и верований коренного населения РА.
Вопрос о том, показывать ли мумию посетителям поднимался уже давно, и были как сторонники показа, так и противники. С момента открытия музея после реконструкции в 2012 г. сотрудники ежедневно сталкивались с сотнями посетителей, большая часть которых желала увидеть сенсационную находку.
В 2016 г. по приглашению музея в г. Горно-Алтайске работали специалисты Всероссийского научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Федерального государственного бюджетного научного учреждения ВИЛАР (НИЦ БМТ ФГБНУ ВИЛАР, г. Москва). Специалисты выполнили ряд медико-биологических работ по оценке состояния находки. После тщательного обследования, ученые заявили о хорошей сохранности мумии и возможности экспонирования на непродолжительное время, чтобы ее могли увидеть посетители. Надо отметить, что это вторичное обследование состояния мумии специалистами центра, первое было в 2013 г.
Учитывая Конституционное право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, музей предоставил посетителям возможность увидеть мумию женщины.
В традиционной культуре алтайцев, сложившейся в процессе длительной этнической и культурной истории, повседневное поведение человека в окружающем мире определяется с учетом лунных фаз, времени суток и сторон света. Единицей измерения месяца у алтайцев служило время между двумя новолуниями. Месяц делился на два периода: айдын]анызы (новая луна) и айдын эскизи (старая луна).
Дни новой луны от третьего до пятнадцатого считаются благоприятными для проведения различных общественных, семейных мероприятий и религиозно-культовых обрядов, важных начинаний. Дни, когда луна на ущербе, считаются неблагоприятными, особенно последние - «дни черной луны».
Следуя традициям и обычаям алтайского народа, музей с июня 2016 г. составил график экспонирования мумии женщины пазырыкской культуры V-!!! вв. до н.э. Надо отметить, что в дни и часы показа «Укокской принцессы» увеличивается поток посетителей.
Музеи Республики Алтай за все годы существования внесли посредством своих собраний и специфических методов своей деятельности большой вклад в дело сохранения, изучения и освоения материального и духовного наследия не только народов Республики Алтай, но и других тюркских народов России, и оказал значительное воздействие на формирование мировоззрения многочисленных посетителей. Музеи выступают как хранители исторической памяти населения, обеспечивающие непрерывную связь поколений.
Турали ТУЛЕГЕНОВ, научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык».Казахстан, г.Есик:
Основную информацию о скифо-сакской культуре могут предоставить городища, поселения, ставки знати, захоронения представителей кочевой элиты общества (курганные некрополи). Предпринять попытку реконструкции основных элементов культуры древних обитателей, в том числе населявших территорию Казахстана, невозможно только на материалах погребений рядовых членов общества, поэтому необходимо исследование эталонных погребальных памятников, где были захоронены вожди, жрецы, представители кочевой знати, с привлечением материалов, полученных из поселенческих комплексов. На данный момент за заповедником-музеем «Иссык» утверждены границы охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта. Согласно этим правовым актам часть некрополя Иссык и городища Рахат и Орикты будут защищены от разрушения и нецелевого использования путем их консервации и музеефикации.
В настоящее время актуальным становится не только традиционное археологическое исследование, но и приобщение его результатов к культурно-образовательным программам музейной деятельности. Среди способов сохранения памятников истории и культуры «музеефикация» давно признана одним из лучших видов их охраны. Музей задает свой ритм исторического времени, а образность и последовательность развернутых в нем экспозиций раскрывают информационный потенциал памятника и приближают его к посетителю. Только в музейном использовании памятник может «сверкать» всеми гранями своих свойств: утилитарных, информационных, причем не только семантических, но и эмоциональных. И в этом заключается масштабность проекта, способного на мировом уровне наглядно продемонстрировать «сакской цивилизации».
Музейные комплексы, включающие недвижимые памятники, ныне рассматриваются специалистами как наиболее престижные учреждения культуры, как важный механизм трансляции и сохранения предшествующих этапов культурного развития.
Археологический памятник может стать активным элементом процесса познания нашего прошлого только при соблюдении приоритета консервации с максимальным сохранением внешнего вида объекта на момент раскопок перед реставрацией и музеефикацией.
Экскурсионная программа заповедника - музея «Иссык» под открытым небом предусматривает более близкое ознакомление посетителей с историей, мировоззрением и бытом саков, раскрытие многих тайн и загадок прошлого.
Кроме того, заповедник - музей также функционирует как самостоятельный исследовательский центр, его ближайшими научными задачами являются: объединение имеющегося в стране и за ее пределами историко-фольклорного материала сакской тематики, организация международной научной
конференции, посвященной сакской цивилизации, а также раскопки и последующая музеефикация городищ Рахат и Орикты.
Как показала практика, многие ценности сакской эпохи являются актуальными и сегодня. Упорство в достижении целей, мужество и верность, любовь к Родине, уважение к старшим, стремление к совершенству и многие другие качества, естественным образом присущие сакам, необходимы как ориентиры и для нынешних поколений казахстанцев - особенно молодежи.
В результате ознакомления с историческими фактами посетители заповедника-музея наполняются чувством гордости за своих великих предков, приобретают духовную целостность, заряжаются силой и могуществом эпохи «золотых воинов». Эмоционально-информационное насыщение сознания населения является неотъемлемой частью национально-патриотического воспитания, которому заповедник-музей служит вот уже 6 лет.
Кроме того, при заповеднике - музее планируется создание детско-юношеского историко-патриотического кружка, в котором молодое поколение на практике познавало бы детали кочевого быта, обучалось бы тому же, чему обучались их современники две с половиной тысячи лет назад. Таким образом, заповедник-музей будет на практике возрождать дух древней воинской романтики и приключений, жизни среди природной стихии, взаимной поддержки и уважения.
Из глубины тысячелетий до нас дошла традиция почитания духа предков (аруахов). Могилы предков почитались священными - поруганные могилы становились причиной войн. Считалось, что посещение праха предков (паломничество) приносит потомкам благословение, наполняет паломника силой аруахов, способствует успешному течению дел и укрепляет дух человека.
«Некрополь Иссык» - данный объект расположен в пределах охранной зоны Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык», который был создан в 2010 году по инициативе Президента страны Н.Назарбаева в рамках Стратегического национального проекта «Мэдени мура». Иссыкский некрополь, на территории которого расположен заповедник-музей, является местом выявления самой «громкой» археологической находки Казахстана. Более 47 лет назад казахстанские археологи сделали сенсационное открытие - не потревоженное захоронение древнего царя, который получил известность во всем мире под названием «Золотой человек».
Исходя из современного состояния изученности памятника, могильник Иссык уместно назвать Курганный некрополь «Иссык». К тому же, новые исследования показали, что некрополь занимает более обширную территорию, чем раньше предполагалось. Оказалось, что он охватывает не только левобережную часть р. Есик, но занимает и правый ее берег. Протяженность этой прибрежной памятнико-содержащей полосы увеличилась от 3 до 10 км. Соответственно и ширина: от 1,5 до 3,5 км. Некрополь делится на четыре части, одна из которых полностью застроена хозяйственными и жилыми зданиями г.Есик. Другие части также подверглись сносу или застройке в ходе хозяйственной деятельности. Расширился и хронологический диапазон памятника: вверх до XI в. н.э. и вниз до Х-1Х вв. до н.э.
Заповедник-музей возрождает древнюю традицию посещения могил наших отцов, таким образом, способствуя духовному очищению нации, воспитанию в людях высоких нравственно-этических норм, заставляет задуматься о жизни и смерти, о своем месте в обществе. Регулярно курганы посещают паломники, здесь читают Коран, приносят жертвы. Особое значение для духовной жизни
общества некрополь Иссык приобретет после предлагаемого нами перезахоронения останков «Золотого человека» на территории некрополя.
Заповедник-музей должен стать своеобразным «окном» в сакский мир, «полномочным представительством» прошлого. В связи с этим предполагается, что на территории заповедника - музея возникнет частица сакской эпохи со всеми атрибутами быта той поры.
В будущем предполагается возможность для туристов покататься на лошадях, кочевых повозках и колесницах, поупражняться в метании стрел и копий, сфотографироваться с элементами сакского быта или просто отдохнуть и расслабиться. А также «Сакская мастерская», в которой будет производиться сувенирная и рекламно-пропагандистская продукция патриотического характера с целью дальнейшей продажи и обеспечения материальных нужд Музея, а также - предметы сакского быта с целью дальнейшего развития экспозиционного ряда самого заповедника-музея.
Покажем наглядную экскурсию на объекте историко-культурного наследия. В качестве экскурсантов приглашаю вас, уважаемые участники круглого стола.
Дорогие коллеги! В административный центр Енбекшиказахского района -в г. Есик из Алматы ведут две автомагистрали. Первая, юго-западная - через г. Талгар. Вторая, северо-западная - по Кульджинскому тракту. В подступах городу Есик у самой обочины и с обеих сторон этих дорог - взирают на вас величественные памятники саков - тиграхауда, живщих здесь 2500 лет тому назад.
Мы едем с вами из Алматы в Есик через Талгар по первой, юго-западной дороге. Приехали в село Рахат. Впереди виден город Есик до него всего около 5 км давайте остановимся здесь. Выйдем из своих машин и, как подобает настоящим наследникам, посетим наследие наших великих и далеких предков. Начнем с того, где они строили, обустраивались и жили. Вот они древнейшие творения: город - крепость, город - резиденция, город - ставка сакских царей, знати и военачальников. Вот они неукрепленные поселения рядового населения. Перед нами столица государства саков, в одном из дворцов которого жил наш «золотой человек» (рис.1).
Смотрите как укреплен царский дворец! Окружает его три кольцевых ряда глубоких рвов. К каждому из них подведены арыки для заполнения их водой. Рвы разделены двумя рядами высоких крепостных стен с величественными башнями. В центре этих фортификационных (крепостных) сооружении возвышается сам дворец. Современная его высота свыше 70 м. Дворец тоже укреплен крепостными стенами с башнями по углам. У нас не хватит светового дня для того, чтобы пройтись по всему увиденному. Неподалеку от сюда находится некрополи города и поселения - место погребения живших здесь сакских царей, знати, военачальников и рядового населения. Курганы находится в 2-3 км севернее царского дворца. Отсюда, с подножья гор, где находится Город, они видны как высоты птичьего полета.
Приезжая в Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык» вы увидите еще один вид памятников историко-культурного наследия саков - тиграхауда (рис. 2). Вот оно святилище наших предков! Величественные курганы - рукотворные горы, место погребения, место отправления различных культово-ритуальных обрядов. И сегодня они с величественным достоинством взирают на нас, на своих наследников, проезжающих мимо них.
Курганы отдельными цепочками тянуться по направлению север-юг. На сегодняшний день их сохранилось только треть от былого количество. Они
занимают площадь около 300 га. Обозревая курганы, вы замечаете, что все они разного размера - высотой от 2 до 10 м и диаметром от 25 до 100 м. Курганы высотой от 6 до 10 - царские, от 4 до 6 м - племенных вождей, от 2 до 4 м - рядовых вождей, военачальников и др. знати.
Даже такой внешний осмотр может сказать о многом. А мы с вами имеем сегодня возможность заглянуть и во внутрь курганов. Оказывается, каждый курган представляет собой не просто завал камня и земли, а древнее многоярусные архитектурное сооружение. И у этих сооружений есть не только оригинальные технические приемы, но и глубокое символическое значение. В центре кургана - само погребальное сооружение. Вы воочию не только увидите не только систему обряда погребения и погребальный инвентарь, а главное, поймете сакральный смысл каждого из них...
Наш шести летний опыт работ на одном только объекте - на курганах Иссыкского некрополя показывает, что поток организованных и неорганизованных туристов будет не малым. Уверены, если наладить минимум необходимых для этого работ - поток туристов возрастет на максимум.