Научная статья на тему 'Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев'

Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
478
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЦЕННОСТНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Е. И.

В фокусе внимания автора находятся вопросы, связанные с отношением населения к культурным ценностям и наследию российского общества. В частности, автор рассматривает отношение россиян к «социально значимой» роли музеев, резюмируя, что музейные учреждения вошли в рыночное пространство, став органичной частью культурной, экономической и политической жизни российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев»

Е.И. Пахомова

МУЗЕИ КРЕМЛЯ: ОЖИДАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

МУЗЕЕВ

ПАХОМОВА Елена Ивановна - старший научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат экономических наук, E-mail: 1430651@rambler.ru

В фокусе внимания автора находятся вопросы, связанные с отношением населения к культурным ценностям и наследию российского общества. В частности, автор рассматривает отношение россиян к «социально значимой» роли музеев, резюмируя, что музейные учреждения вошли в рыночное пространство, став органичной частью культурной, экономической и политической жизни российского общества.

Ключевые слова: музей, ценностное наследие, искусство, культура

В фокусе общественного внимания в последние несколько лет все чаще находятся вопросы, связанные с отношением населения к культурным ценностям и наследию российского общества. Это касается различных аспектов культурной сферы нашего общества. Не будет преувеличением сказать о развернувшейся широкой дискуссии об отношении современных россиян к классическому живописному искусству, литературе, музыке и т.п. Не утихают в последнее десятилетие и дискуссии о роли музеев.

Сегодня следует признать и то, что музейные учреждения вошли в рыночное пространство, став органичной частью культурной, экономической и политической жизни российского общества. Государственные органы управления культурой оставили за собой лишь стратегическое руководство музеями, передав остальные полномочия на более низкий уровень. Это дало импульс для создания новых форм работы с посетителями, появления новых информационных услуг, которые привлекают в музей внебюджетные средства. При этом для музея особенно важно объективно представлять свою потребительскую среду: интересы и потребности посетителей. Потенциальные потребители музейно информации принадлежат к совершенно разнородным социальным структурам: это и национально-культурные центры, и образовательные учреждения, органы власти, библиотеки и т.п. Но для эффективной работы

музей должен быть интересен всем категориям. А главное он должен иметь эффективно работающую схему информирования адресных групп.

Как помочь встретиться музею и его потенциальному посетителю? Распространенный сегодня опыт - размещение информации о проектах и услугах на музейных сайтах - чаще всего не приносит желаемого результата. Ведь потребителем этой информации, как правило, является человек, у которого уже сформирован интерес к музейным услугам. А если такого интереса нет, значит, нужно его формировать? Каким образом?

Первым шагом в этом направлении является изучение и характеристика музейной аудитории - потенциальной и активной его части, выявление и характеристика информационных запросов со стороны основных социально-демографических групп населения страны и отдельных целевых групп - музейной аудитории. Материалы данной статьи содержат результаты такого комплексного социологического исследования, проведенного ВЦИОМ по инициативе Федерального государственного учреждения культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» и при финансовой поддержке Фонда Потанина.

Объектом исследования является музейная аудитории (потенциальные и реальные посетители музейного комплекса Московского Кремля. Предмет исследования -информационные запросы к Музеям Кремля и информационным службам Кремля

В результате проведенного комплексного социологического исследования получен обширный эмпирический материал, который требует тщательного и кропотливого анализа и осмысления. В материалах данной статьи представлены первое обобщение полученных результатов, которое, может быть, не столько отвечает на поставленные вопросы, а, наоборот, ставит новые, более конкретные вопросы, ответы на которые и позволят определить конкретные шаги по формированию интереса аудитории к музеям и музейным услугам.

В данной статье представлены данные общероссийского опроса и специального опроса актуальной аудитории - тех, кто время от времени, не менее 1 раза в год, посещают музеи. По данным общероссийского опроса их число составляет около 29% россиян.

Посещают ли россияне музеи?

Согласно результатам проведенного всероссийского опроса, подавляющее большинство россиян (75%) указали, что когда-либо посещали музеи. Почти половина опрошенных (50%) отметили, что были в музее несколько лет назад. Скорее всего, имея в виду свой школьный опыт посещения музеев. Более четверти опрошенных (29%) посещали музеи в последнее время, в течение 1-2 лет. Эту группу условно назвали актуальной музейной аудиторией.

Если сравнить полученные результаты с данными всероссийского опроса, проведенного в 2008г.64, то следует отметить незначительные сдвиги в сторону сокращения частоты посещения музеев. Прежде всего, это касается позиции - «посещал несколько лет назад». Доля тех, кто отметил эту позицию, сократилась с 53% до 50%. Однако, что касается посещений в течение последнего времени («1-2 года назад» «в течение последнего года», «полгода назад», «в течение последних 2-3 месяцев»), то здесь показатели характеризуются устойчивостью.

Рисунок 1

Когда в последний раз были в музее?, %

Несколько лет назад Год-два назад В течение последнего года Полгода назад В течение последних 2-3-х месяцев Никогда не был в музее Затрудняюсь ответить

10

20

30

40

50

60

Практически никогда не были в музее, по результатам опроса этого года, 20% россиян. Причем, за последний год, доля тех, кто никогда не был в музеях, заметно возросла - с 14% в 2008г. до 20% в 2009 г.

Результаты проведенного всероссийского опроса населения также свидетельствуют о достаточно высоком уровне интереса россиян к музеям. Об этом в частности свидетельствуют

64 Общероссийский опрос ВЦИОМ, проведенный в марте 2008 г., 1600 респондентов. Опрос проведен в 42 регионах, 150 точках опроса.

0

данные о гипотетической готовности посещать музеи или делать это чаще. Более половины опрошенных выразили желание посещать музеи - 52%. Однако, обращает на себя внимание то, что уровень интереса имеют тенденцию к снижению. Так, число тех, кто хотел бы посетить музеи (или делать это чаще) за последний год ощутимо сократилось - с 62% до 53%.

Заметно возросла и доля тех, кто отметил, что «нет желания ходить в музей» - с 26% в 2008г. до 35% в 2009г. К сожалению, проведенное исследование не дает возможность провести анализ причин снижения интереса. Данный аспект является темой отдельного самостоятельного исследования. Но можно предположить, что не последнюю роль в этом играют информационное обеспечение музеев, представленность информации о них в доступных для большинства россиян средствах информации и коммуникации.

Рисунок 2.

Хотели бы Вы посещать музеи или если Вы их посещаете, то делать это чаще?, %

Да, если бы была возможность, ходил бы чаще

Никогда не был, но хотел бы сходить Хожу в музей достаточно часто Нет желания ходить в музей Затрудняюсь ответить

30

за

5

4

26

35

53

62

□ 2009 Ш2008

0 10 20 30 40 50 60 70

В какие музеи ходят чаще всего?

Это вопрос мы задали представителям актуальной аудитории в открытой форме, то есть респонденты сами должны были назвать те музеи, которые они посетили за последние 1-2 года. Несмотря на то, что спектр названных музеев достаточно широк, и ряд респондентов называли в ответах несколько названий, тем не менее, можно говорить об определенной тематической направленности посещаемых музеев - главным образом, это художественные музеи, хранящие художественные, а также исторические ценности, которые относятся к так называемым «обязательным» музеям, олицетворяющим историю страны и ее достояние. К

233

числу таких музеев, безусловно относятся Музеи Кремля, включая Оружейную палату, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Эрмитаж, Алмазный фонд.

Рисунок 3.

Какой это был музей?, % среди всех опрошенных, 1000 респондентов

Московские музеи Музей в другом российском городе Третьяковская галерея Пушкинский Оружейная палата Музей в другой стране Исторический Петербургские музеи Эрмитаж Царицыно, Коломенское Музеи Кремля Краеведческий Художественный изобразительных ..

Политехнический Не помню Дарвиновский Алмазный фонд Русский музей Поклонная гора Вооруженных сил Петропавловская Другое

Затрудняюсь ответить

13

10

16

6 8 10 12 14 16 18

9

0

2

4

Посещают ли музеи Кремля?

Музейный комплекс Московского Кремля когда-либо посещали 24% россиян. Никогда не были в музеях Кремля подавляющее большинство россиян - 74%.

В то же время результаты проведенного всероссийского опроса населения свидетельствуют о высоком уровне интереса к музеям Кремля. Более половины опрошенных (64%) хотели бы посетить музеи Кремля (или делать это чаще).

Несколько ниже (по сравнению с уровнем интереса к музеям в целом) и доля тех, кто указал об отсутствии желания посещать музеи Кремля. Если посещать музеи вообще не хотели бы чуть более трети россиян (35%), то на отсутствие желания посетить музеи Кремля указали 28%.

Рисунок 4.

Хотели бы Вы посещать музеи или если Вы их посещаете, то делать это чаще?, %

0 10 20 30 40 50 60

Существуют значимые различия в ответах респондентов в зависимости от того, в каком типе населенного пункта он проживает. Однако обращает на себя внимание характер этих различий. Так, лишь 9% столичных жителей отметили, что никогда не были в музеях Кремля и хотели бы их посетить. И эта цифра как раз понятна и объяснима. Другое дело, среди жителей мегаполисов существенно чаще встречается позиция «нет желания ходить в музей Кремля» -доля таковых составляет 39%. Для сравнения отметим, среди жителей села число таковых не превышает 31%. При этом здесь следует учитывать трудности и дороговизну поездки для сельских жителей. А среди жителей малых (до 100 тыс. чел.) и средних (100-500 тыс. чел) их число вообще не превышает четверти опрошенных (24% и 23% соответственно).

Что мы знаем о музеях Кремля?

Для выявления и характеристики информационных запросов к музеям, в том числе и к музеям Кремля, в ходе исследования необходимо было зафиксировать имеющийся сегодня

235

информационный потенциал - какой информацией сегодня обладают россияне и представители актуальной аудитории, откуда они получили самую первую информацию о музейном комплексе, удается им пополнить ее и какой информации им сегодня не хватает и хотели бы получить.

Одним из важных показателей, характеризующих уровень информированности респондентов о деятельности музейного Комплекса, является характеристика так называемого первоисточника, то есть откуда, из каких информационных каналов респонденты впервые получили информацию о музейном комплексе Кремля. Это особенно важно для понимания того, насколько полной, исчерпывающей информацией обладают респонденты, с одной стороны. С другой, насколько информация о музейной деятельности может восполняться, какие информационные источники могут выступать текущим ресурсом пополнения информации о Музее.

Как свидетельствуют результаты исследования, большинство представителей актуальной аудитории, впрочем, как и россиян в целом, указали, что впервые они узнали о музеях Московского Кремля в школе, либо из своего ближайшего окружения. Значительно реже в качестве первоисточника были названы СМИ - 7% и учеба в вузе - 2%.

Обращает на себя внимание и то, что впервые узнали о деятельности музея из специализированных информационных источников - книги, брошюры, журналы лишь 9% респондентов. Еще меньше тех, кто указал, что узнал об этом с сайта музея Кремля - 2% и Интернет - 1%.

Рисунок 5

Вспомните, когда, от кого Вы впервые узнали о музеях Московского Кремля?, % среди целевых групп - москвичи и гости столицы

Итак, для подавляющее большинства опрошенных, как было показано выше, основным источником первой информации о Музеях Кремля является, прежде всего школьная программа обучения, а также рассказы родственников, друзей и близких о своем знании о музеях Кремля и скорее всего о своем опыте его посещения. Именно это и составляет информационную основу знаний и представлений о музейном комплексе Московского Кремля большинства россиян сегодня. Причем, следует отметить, что знания эти в большинстве своем практически так и не обновлялись, не пополнялись и сегодня для значительной части взрослой аудитории ограничиваются рамками их школьной программы.

Практически вне общественного информационного поля находятся такие аспекты деятельности музейного комплекса, как библиотечные фонды, научно-исследовательская деятельность.

При этом, как свидетельствуют результаты проведенного количественного опроса среди актуальной аудитории, уровень информированности о музейном комплексе Московского Кремля можно оценить как недостаточный. Точными сведениями о различных аспектах

музейного комплекса Кремля владеет от 6% до 19% опрошенных. Относительное же большинство респондентов указывают, что не обладают точной информацией - «что-то знают, но не точно». Достаточно часто подобным образом оценивается уровень информированности о возможностях получения информации, касающейся исторических событий, предметов, связанных с историей Кремля (46%), о действующих выставках и экспозициях на территории Кремля (44%), тематических экскурсиях, действующих на территории Кремля (42%).

Обращает на себя внимание и то, что достаточно высока доля тех, кто указал, что практически ничего не знает о тематических экскурсиях на территории Кремля (46%), действующих выставках и экспозициях (42%). Более трети опрошенных (39%) указали, что практически ничего не знают о возможностях получения информации, касающейся исторических предметов и событий, связанных с историей Кремля.

Как в целом низкий можно оценить и уровень информированности опрошенных в отношении такого аспекта как возможность организации индивидуальной тематической экскурсии. Так, относительное большинство опрошенных (39%) вообще затруднились определить уровень своей информированности, скорее всего даже не предполагая такой возможности. Более четверти респондентов (27%) отметили, что практически ничего об этом знают. В той или иной степени информированы о возможности организации индивидуальной экскурсии треть (33%) опрошенных (см. рис.). И это результаты опроса, проведенного среди представителей актуальной аудитории, то есть тех, кто не только интересуется деятельностью музеев, но и активно посещает их.

Рисунок 6.

Как бы Вы оценили уровень собственной информированности о музейном комплексе Московского Кремля?, % среди всех опрошенных, 1000 респондентов

Какие музеи находятся на территории Кремля

Выставки, экспозиции, действующие на территории Кремля

Тематические экскурсии, действующие на территории Кремля

Возможность получения информации, касающейся исторических предметов, событий, связанных с историей Кремля

Возможность организации индивидуальной темат экскурсии

и

и

50

44

42

46

25

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46

39

100%

6

8

5

7

6

□Хорошо об этом известно □ Что-то известно, но не точно □ Почти ничего об этом не знаю □ Затрудняюсь ответить

При этом интересным представляется и то, что, говоря о том или ином уровне информированности, для большинства респондентов реальные знания о том, какие музеи находятся на территории Кремля, иногда весьма ошибочны. Для оценки реальных знаний о музейном комплексе Кремля в ходе опроса респондентам предлагалось оценить не только уровень своей информированности об этом, но, в частности, также предлагалось назвать, какие именно музеи входят в музейный комплекс Кремля. Как свидетельствуют результаты проведенного опроса среди актуальной аудитории, подавляющее большинство опрошенных все-таки правильно назвали музеи и соборы, входящие в состав музейного комплекса Московского Кремля (53%). Однако, обращает на себя внимание, что весь перечень музейного комплекса включает не более 3-х наименований. Обычно респонденты ограничивались названием одного музея, причем, чаще всего называли Оружейную палату (24%).

В то же время многие респонденты включают в музейный комплекс Кремля объекты, не принадлежащие Музею - прежде всего Алмазный фонд. Это наиболее распространенное заблуждение. Также в музейный комплекс Кремля часть респондентов (3-4%) отнесли Исторический музей и Мавзолей.

Таким образом, результаты проведенного количественного опроса позволяют говорить о недостаточном уровне информированности данной целевой аудитории о музейной деятельности Кремля. Большинство респондентов, по их оценкам, владеют неточной («что-то знают, но не точно»), а иногда и ошибочной информацией об отдельных аспектах деятельности музейного комплекса Кремля. Также как значительную можно оценить и долю респондентов (25-46%), полагающих, что им практически ничего не известно о том или ином аспекте деятельности музеев Московского Кремля.

Хотели бы знать больше? Что хотели бы знать?

Согласно результатам проведенного количественного опроса, для относительного большинства представителей актуальной аудитории (42% и 45%) существует необходимость в получении информации о действующих выставках, экспозициях, тематических экскурсиях.

Результаты опроса также свидетельствуют о необходимости для значительной части опрошенных более подробной информации обо всех аспектах функционирования музейного комплекса, как учреждения: около трети респондентов хотели бы получать информацию о билетах, практически четверть опрошенных в каждой группе - о режиме работы Музея.

Опрос также позволяет зафиксировать наличие информационного запроса о возможности организации индивидуальной тематической экскурсии. Хотя следует признать, что пока доля респондентов, у которых сегодня сформирован подобный запрос пока невелика и составляет 5% опрошенных.

Рисунок 7.

Если Вам недостаточно известно о музейном комплексе Московского Кремля, хотели бы Вы получить дополнительную информацию об этом? Если да, то укажите, какую именно?, % среди целевых групп - москвичи и гости столицы

Информация о действующих выставках, экспозициях, тематических..

Информация о стоимости билетов, возможности их приобретения

Информация о режиме работы Музея

Более подробная информация, касающаяся исторических.

Возможность организации индивидуальной тематической экскурсии

Другая информация Имеющейся информации вполне достаточно Меня это интересует Затрудняюсь ответить

42

45

31

] 32

24

28

24

27

□ Москвичи □ Гости столицы

25

29

16

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Как и следовало ожидать, определенные различия в тематике информационных запросов наблюдаются среди представителей различных возрастных групп. Причем, здесь выделяются оценки представителей средней возрастной когорты (25-34 года), среди которых существенно чаще фиксируется информационный запрос о действующих выставках, экспозициях, тематических экскурсиях - на это указали более половины опрошенных (53%) в этой возрастной когорте. Еще 30% хотели бы получить от информационных служб и сервисов Кремля более подробную информацию, касающуюся исторических предметов, событий, связанных с историей Кремля. Существенно чаще представители этой возрастной группы испытывают недостаток в информации, касающейся условий посещения музея - информации о стоимости билетов, возможности их приобретения - 44% респондента этой возрастной группы хотели бы дополнительно получать подобного рода информацию. Для сравнения следует отметить, что среди молодежной группы 18-24 года доля таковых не превышает 27%, а среди более старших возрастных групп - 35-44 года и 45-59 лет - 30 и 32% соответственно.

5

6

4

3

7

9

Какими источниками информации о музеях и музейной деятельности мы пользуемся?

Основным источником наиболее полной информации о музеях, отражающей практически все аспекты деятельности музеев, для россиян является телевидение. Именно из телевизионных программ россияне значительно чаще узнают о текущих новостях музеев (50%), получают содержательную информацию об истории и исторических событиях (15%), знакомятся с отзывами критиков, экспертов, а также 7% россиян из телевизионных каналов узнают о мнении и впечатлениях обычных людей о том или ином музее.

Следует отметить и то, что для получения содержательной информации (об историческом предмете, событии, мнения и отзывы экспертов, критиков, обычных людей) также достаточно значимыми, согласно результатам проведенного всероссийского опроса, являются такие информационные каналы, как газеты, журналы, Интернет.

Наиболее информативным источником с точки зрения спектра получаемой информации для представителей актуальной аудитории, является Интернет. Как было показано выше, не случайно подавляющее большинство опрошенных (70%) назвали этот информационный канал в качестве основного и наиболее предпочтительного. Согласно данным, представленным на рисунке, респонденты получают из Интернета не только анонсы и информацию о новых выставках (62% гостей столицы и 54% москвичей узнают об этом из Интернета) организационную информацию о режиме работы музея. Интернет для значительной части исследуемых целевых групп является основным источником содержательной информации, касающейся истории и исторических событий (его назвали таковым 19% гостей столицы 13% москвичей), истории отдельных музейных экспонатов (назвали 27% и 20% соответственно).

Какими информационными продуктами и услугами готовы воспользоваться?

Анализ ответов, полученных по данному вопросу, позволяет говорить о наличии достаточно высокого интереса к предлагаемым информационным продуктам и услугам среди

значительной части россиян - по разным позициям о 17% до 40% опрошенных готовы уже сегодня воспользоваться тем или иным продуктом или услугой.

Достаточно высокий уровень востребованности фиксируется в отношении так называемых традиционных информационных ресурсов - это путеводители, открытки, художественные альбомы. Так, 40% в той или иной степени готовы воспользоваться путеводителями, открытками для пополнения недостающей информации о выставках, экспозициях, экскурсиях. Примерно столько же - 42% - указали, что готовы приобрести художественные альбомы. Еще 40% купили бы фильмы по тематике Кремля.

Рисунок 8.

Сегодня многие музеи в своей работе все чаще используют самый широкий спектр информационных ресурсов и каналов. Какими из них Вы готовы были бы воспользоваться в части музеев Московского Кремля?, %

8 1 18 16 I 18 ~Г

8 1 18 17 1 17 ~Г

Полный электронный каталог собрания музейного фонда Кремля Виртуальная тематическая экскурсия в историческую среду Кремля различных эпох Доступ к электронным копиям исторических документов

Доступ к библиотечным ресурсам Московского [-5-1—тб—I о I---------гг----т

Кремля I61 16 181-----18----

ие через сайт с хранителями,

Музея

36

ТП4

7 I 15 I 8 I 19 Т

"37"

~1 15~

37

онного

путеводителя Использование электронных путеводителей для семейного просмотра

16 11119 1 21 1

18 115 16 1 19 1 иС<РРее да I 16 1

□ Скорее нет

7 1 15 17 1 19 1 37 1 16 1

и Нет

16 112 18 1 21 1 □ М8ня это не инте5есует

1 16 1 26 151 10 1 30 1 12

15 I 25 161 11 I

31

12

21

29

14 7 I

27

ттг

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Наблюдается также достаточно высокий уровень готовности воспользоваться информационными ресурсами с использованием современных информационных технологий

- приобрести полный электронный каталог собрания музейного фонда Кремля (готовы воспользоваться 57%), воспользоваться виртуальной тематической экскурсией в

243

историческую среду Кремля различных эпох (56% опрошенных), использовать индивидуальный электронный путеводитель (65%).

Несколько менее востребованы этом фоне информационные ресурсы, связанные с библиотечным фондами Кремля. И это отчасти понятно, поскольку эти ресурсы в большей степени востребованы скорее представителями научного сообщества. Хотя в целом доля таковых также немалочисленна и составляет 46% тех, кто иметь доступ к электронным копиям исторических документов, еще чуть более трети (35%) хотели бы иметь доступ к библиотечным ресурсам.

Обращает на себя внимание то, что более низкий уровень востребованности наблюдается в отношении таких информационных ресурсов, как общение через сайт с хранителями, историками Музея и игровые программы по тематике Кремля. Отчасти это объяснимо тем, что выборка исследуемых целевых групп количественного опроса не включает респондентов школьного возраста, для которых, можно предположить, это более актуально, и как следствие может быть востребовано. С другой стороны, не следует исключать и того, что представленные информационные ресурсы - это абсолютно новый «формат общения» посетителя и Музея, к которому многие посетители еще не готовы, особенно учитывая существующую специфику организации посещения и просмотра экспозиций в рамках музейного комплекса Кремля.

Литература:

1. Видт И.Е Занятия в музее: ищем альтернативы уроку // Директор школы. - 2003. - № 1. - С. 29-32.

2. Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 68-78.

3. Козиев В.Н., Петрунина Л.Я. Динамика посещаемости художественных музеев (1985 -2006) // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - С. 104-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социологические исследования. -2004. - № 10. - С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.