Научная статья на тему 'Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области'

Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИСТОРИКО КУЛЬТУРНЫЕ ЗОНЫ / МУЗЕИ / CULTURAL LANDSCAPE / TOMSK REGION / HISTORICAL AND CULTURAL AREAS / MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизова Ирина Алексеевна

В статье выявлены и описаны культурные зоны Томской области, сформированные вокруг музейных единиц. Тем самым доказано, что музеи являются опорными точками культурного ландшафта региона. В результате выработано определение культурного ландшафта как социокультурное пространство, развивающееся в зависимости от внешних и внутренних факторов, часто находящихся в противоречии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums are reference points of the cultural landscape: the example of Tomsk region

A cultural landscape now is consideredas an universal model of cultural heritage conservation and is a specific category of cultural heritage objects. For a long time the problem of preservation and research the cultural and natural heritage is considered narrowly focused and not systemically, only individual elements were conserved and updated. In this paper, a cultural landscape is understood as a sociocultural space, developing according to external and internal factors, which are opposite each others. The investigation has revealed 7 independent cultural areas. They can be examples of territorial integrity, developing according to conflicting external and internal factors and having historical, cultural and natural components. These areas are situated in various regions: Parabel, Verhneketsky, Asino, Tomsk, Kozhevnikovsky and Chainsky District, and Tomsk. These areas include a whole range of museums, formed in Soviet and modern periods. Many of them are the centers of tourist attraction for both domestic and foreign tourists (the historical-ethnographic complex in Narym, Ob-Yenisei Channel, Kulayskaya gora, Selkup village "Chvorol-Ed," etc.). Museums were determined as the key element of the formation and development of the Tomsk region cultural landscape. Moreover, they can be fully considered as the reference points of the region cultural space, so they are the centers of spiritual culture, education, and nowadays tourism. Thus, the cultural landscape is seen as the result of layering development of its territory, carried out at different times, various communities the representatives of different values and semantic cultural codes. Fixation of this process takes place in museums, which contributes to their formation as reference points of the cultural landscape. Comprehensive study of Tomsk region museum life can contribute not only to study the features of the region cultural landscape, but also a deeper understanding of certain historical processes and contemporary sociocultural situation.

Текст научной работы на тему «Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 4 (16)

УДК 069

И.А. Сизова

МУЗЕИ КАК ОПОРНЫЕ ТОЧКИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ1

В статье выявлены и описаны культурные зоны Томской области, сформированные вокруг музейных единиц. Тем самым доказано, что музеи являются опорными точками культурного ландшафта региона. В результате выработано определение культурного ландшафта как социокультурное пространство, развивающееся в зависимости от внешних и внутренних факторов, часто находящихся в противоречии.

Ключевые слова: культурный ландшафт, Томская область, историко-культурные зоны, музеи.

Культурный ландшафт в настоящее время признан универсальной моделью сохранения культурного наследия. Ландшафт представляет собой универсум, в котором аккумулируется разного рода наследие. Более того, презервация осуществляется не по принципу выборочности элементов для сохранения, а по принципу аккумулятивности восприятия всех объектов наследия в цельности. Имя этой цельности - территория, ландшафт [1].

Культурный ландшафт является специфической категорией объектов культурного наследия. В течение длительного времени проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия рассматривались узконаправленно и не системно, лишь отдельные элементы подлежали сохранению и актуализации. Дальнейшее последовательное осмысление ценности историко-культурного ландшафта привело к формированию комплексного подхода в деле изучения, сохранения и популяризации наследия, продиктованного в первую очередь взаимообусловленностью разных элементов наследия, будь то «культурное» - «природное», «материальное» - «нематериальное», «движимое» - «недвижимое» и т.д.

Для эффективности нашего исследования под культурным ландшафтом мы будем понимать не «природный ландшафт, измененный человеческой деятельностью и дополненный ее артефактами», или «земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и структурировано, содержит природные и культурные компоненты, освоено утилитарно, семантически и символически» (оба определения довольно узкие), а социокультурное пространство, развивающееся в зависимости от внешних и внутренних факторов, часто находящихся в противоречии.

Обращаясь к культурному пространству Томской области, следует отметить, что данная территория (площадь - 314,4 тыс. м2) имеет некоторое количество относительно самостоятельных культурных зон, являющихся примером целостных территорий, развивающихся в зависимости от противоречивых внешних и внутренних факторов и несущих историко-культурную

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 13-11-70002 «Культурный

ландшафт Томской области: историческая ретроспектива и современное состояние».

и природную составляющие. Находятся данные зоны на территории различных районов области.

1. Парабельский район. Здесь, во-первых, еще в 1930 г. Парабельским райисполкомом было утверждено открытие музея краеведческой направленности. Данный музей был создан по инициативе ссыльного экономиста Б.А. Дмитриева. Идея создания музея была поддержана местной интеллигенцией - по преимуществу ссыльной либо направленной в Сибирь партийно-государственными органами. Значительную роль в развитии этого музея сыграли профессор Л.Н. Никонов (специалист в области методики естествознания), почвовед Р.С. Ильин, агроном Н.В. Биллевич, археолог П.И. Кутафьев. В 1935 г. музей, переросший местное значение, получил статус Нарымского окружного музея краеведения, а в октябре следующего года был переведен из отдаленной Парабели в центр Нарымского округа - с. Колпашево - и размещен в бывшем административном здании, построенном в 1932 г. Таким образом, в 1936 г. открывается Колпашевский краеведческий музей [2. С. 312].

Во-вторых, в 1948 г., спустя 10 лет после основания, Мемориальный музей И.В. Сталина в с. Нарым был открыт [3. Л. 87; 4]. При музее были открыты библиотека (6,5 тыс. экземпляров книг), гостиница на 50 мест для приезжавших экскурсантов, а также фотолаборатория [3. Л. 87, 91, 92]. Имея значительный опыт музейной работы, П.И. Кутафьев видел возможности повышения эффективности работы Нарымского музея И.В. Сталина в развитии инфраструктуры не только самого музея, но и населенного пункта, в котором он находился. В частности, в 1949 г. он предложил следующее:

1) для расширения музея - купить дом в с. Костарево (600 м от Парабе-ли), где в 1912 г. жил ссыльный большевик Я.М. Свердлов, и сделать в нем мемориальный музей Я.М. Свердлова как филиал музея И.В. Сталина;

2) для доставки экскурсантов с проходивших пароходов приобрести катер для музея;

3) для благоустройства с. Нарым решить вопрос о пожарной безопасности исторических памятников, находившихся в неудовлетворительном состоянии в связи с отсутствием огнетушителей, пожарных машин и осуществлением застройки без соблюдения мер пожарной безопасности [3. Л. 94-95].

Предложения о развитии инфраструктуры Нарыма и непосредственно музея были поддержаны первым секретарем Томского обкома ВКП(б) А.В. Семиным. В письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову в 1951 г. он просил выделить Нарымскому музею катер для перевозки экскурсантов. Дополнительно внес предложение о постройке пристани с типовым залом ожидания и об увеличении времени стоянки пароходов (с 3 до 4 часов). Также для значительного улучшения работы музея было предложено перевести его на партийный бюджет.

Относительно благоустройства Нарыма А.В. Семин предлагал следующее:

1) построить грунтовую дорогу от пристани до с. Нарым и паромную переправу в самом Нарыме;

2) построить в Нарыме государственную электростанцию на твердом топливе мощностью 350-500 киловатт, с включением в сферу ее обслуживания всх поселков в радиусе 4-5 км;

3) обязать Управление малых рек Министерства речного флота выделить специальный катер-трамвай для курсирования между Нарымом и районным центром Парабель;

4) рассмотреть вопрос о выселении с территории Нарыма контингента, находящегося на учете комендатуры [5. Л. 9-10].

Высказанные П.И. Кутафьевым и поддержанные партийным руководством Томской области предложения интересны в том плане, что они показывают роль музея в социокультурном развитии региона. Судя по документам, хранящимся в Центре документации Новейшей истории Томской области, кое-что из предложенного было выполнено. В частности, в 1949 г. была построена и открыта средняя школа. Однако не были построены ни пристань, ни грунтовая дорога от нее в село.

В 1956 г. данный музей переименован в Музей политических ссыльных-большевиков (в связи с событиями, последовавшими за ХХ съездом КПСС), а с 1990-х гг. - в Музей политической ссылки. В 1990 г. постановлениями коллегий Министерства культуры РСФСР, Госстроя РФ и Президиума Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры историко-архитектурный и этнографический комплекс в с. Нарым (он же - Музей) был включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации.

В-третьих, сегодня на территории Парабельского района создается общественный этнографический музей «Селькупская деревня - Чвороль-Эд». Основатели музея - активисты Общества возрождения селькупской культуры «Колта Куп» И.А. Тимонина и Л.Д. Шадрина (с. Нарым). Музей расположен в живописном месте у оз. Тюхтерево. На площади 30х30 метров расположены жилые и хозяйственные постройки селькупов, реконструировано древнее селькупское жилище-полуземлянка - карамо, устроена уличная глинобитная печь - шогор. Рядом находится селькупское кладбище [6]. В деревне никто постоянно не живет - сюда приезжают на рыбалку и принять участие в мероприятиях, связанных с возрождением национальных традиций по пошиву одежды, проведению праздников и пр. Музей уже в конце 1990-х гг. активно действовал, продолжая усовершенствование своей территории, и был включен в туристические маршруты [7].

2. Верхнекетский район также включает в себя две историко-культурные зоны, одна из которых посвящена селькупскому населению - с. Максимкин Яр, где в 1938 г. был открыт Мемориальный музей Я.М. Свердлова, а вторая - уникальное гидротехническое сооружение, соединяющее на границе Томской области и Красноярского края бассейны рек Оби и Енисея, - «Обь-Енисейский канал» [8].

3. Асиновский район, где реализуется проект по созданию историко-культурного комплекса в селе Ново-Кусково на основе сохранившегося ком -плекса построек волостной больницы, построенной Н.А. Лампсаковым в 1903 г. На сегодняшний день разработана научная концепция современного использования хорошо сохранившихся построек, ведется работа по присвоению им охранного статуса. В отдельных постройках разместились мастера народных промыслов, развёрнуты музейные экспозиции, в одном из домов устроена гостиница. В апреле 2011 г. комплекс стал центром празднования 100-летия известного писателя Георгия Маркова. Сегодня музей открыт

и проводит различные мероприятия, связанные с региональной и общегосударственной спецификой. Кроме того, в 1980-х гг. по инициативе местных краеведов Геннадия Ивановича Игнатова, Василия Тимофеевича Кеменова и др. было решено создать музей. Их почин был поддержан районной администрацией. В результате 1 декабря 1985 г. в с. Новокусково был создан небольшой литературный музей, посвященный творчеству известного местного писателя Г.М. Маркова. Основой литературного музея послужили коллекции самого писателя, а также местных краеведов Г.И. Игнатова и Н.Г. Шатохи-ной - краеведа и собирателя старины. Первая выставка была посвящена героям литературных произведений Г.М. Маркова и их местным прототипам [9]. После открытия в 1989 г. Асиновского краеведческого музея Литературный музей в с. Новокусково стал его филиалом [10].

4. Томский район - в селе Зоркальцеве с 2008 г. проводится ежегодный областной фестиваль-конкурс «Праздник топора». Параллельно с конкурсом плотников здесь выступают лучшие творческие коллективы района и области, разбивается палаточный лагерь, работает ярмарка. Не менее интересный проект реализуется в селе Семилужном. Здесь пенсионер В. Ильин строит острог XVII в. по проекту, выполненному выпускниками Томского государственного архитектурно-строительного университета. Создаваемый комплекс пользуется популярностью не только у жителей областного центра, но и у многочисленных гостей. В июне 2011 г. на территории острога состоялся Всероссийский фольклорный фестиваль «Как во Томской во губерне...».

5. Кожевниковский район, на территории которого, во-первых, в с. Вороново создается комплекс традиционного производства «Сибирский музей хлеба», основу которого составляет сохранившаяся 4-этажная паровая деревянная мельница, построенная в 1905 г. На базе мельницы и прилегающей к ней территории будет отражена 400-летняя история хлебопашества в суровых условиях Сибири, показаны все типы существовавших мельниц (ветряные, водяные, ручные, паровые), сельскохозяйственные орудия, народные и обрядовые праздники. Во-вторых, по территории данного района проходит региональный фрагмент историко-культурного и природного заповедника «Московско-Сибирский тракт» (или «Чайный путь»), вбирающий в себя десятки достопримечательностей богатейшего наследия нашей области.

6. Чаинский район. Во-первых, в 1969 г. был открыт уникальный художественный музей - Чаинская картинная галерея, не имеющий аналогов в Томской области до сих пор [11]. Галерея была предложена местной интеллигенцией, художниками, общественностью, т.к. идея создания в Томской области художественного музея зрела уже давно, однако все упиралось в отсутствие помещения. В результате по инициативе художников Я.Я. Панова и А.Н. Либерова было предложено в одном из помещений строившегося Дома культуры в Подгорном открыть картинную галерею. Идею поддержали местные власти в лице председателя райисполкома Я.Ф. Коробенко, первого секретаря райкома КПСС Н.М. Лысанова и заведующего отделом культуры Ча -инского райисполкома А.К. Лызенко. В результате совместных усилий 15 января 1969 г. состоялось торжественное открытие галереи. Уже на первой выставке были представлены работы 25 художников из 11 городов страны: из Томска, Москвы, Казани, Рязани, Свердловска, Омска, Красноярска и др.

Сейчас картинная галерея имеет более 500 живописных и графических работ. Галерея до 1984 г. являлась общественным музеем и находилась в структуре районного Дома культуры. В мае 1984 г. ей было присвоено почетное звание «Народный музей» (свидетельство Министерства культуры РСФСР № 148 от 18 мая 1984 г.). А через 10 лет галерея стала филиалом Томского областного художественного музея [12. С. 289; 13].

Во-вторых, в 2012-2013 гг. в области осуществлялся научно-исследовательский проект «Комплексное исследование историко-культурного памятника «Гора Кулайка» и велась разработка научных основ для проекта му-зеефикации (село Подгорное Чаинского района Томской области)», результатом которого должна была стать музеефикация археологического памятника «Кулайская гора», что в свою очередь должно было способствовать развитию туризма на территории Томской области в целом и Чаинского района в частности.

7. Город Томск, включающий самостоятельный историко-культурный комплекс, связанный с первыми учебными заведениями высшего образования за Уралом на территории Российской империи (Томский Императорский университет и Томский технологический институт - современные Национальные исследовательские Томский государственный и Томский политехнический университеты соответственно), а также богатый примерами деревянного зодчества и каменными постройками начала ХХ в.

В результате проведенного исследования нужно отметить, что ключевым звеном в формировании и развитии культурного ландшафта Томской области являются музеи. Более того, их в полной мере можно считать опорными точками культурного пространства региона, так как они являются центром духовной культуры, просвещения, а на современном этапе еще и туризма.

Таким образом, выделены несколько базовых историко-культурных зон, охватывающих фактически всю территорию Томской области, в основе которых находятся музеи, нередко - целый комплекс. Их изучение с позиций культурного ландшафта сегодня наиболее актуально в связи с развитием программы внутреннего туризма. В данном моменте согласимся с Ю.А. Ведениным, выделившим и описавшим подходы к сохранению наследия:

- генетический, когда наследие рассматривается как носитель исторической памяти, причем не одного народа, а совокупности этнических групп, проживающих на территории Томской области и определяющих сохранение самобытности национальной и интернациональной культуры региона. Наследие при этом выступает в роли своеобразного кода, с помощью которого историческая память включается в современные процессы жизнедеятельности общества;

- экологический, когда бережное отношение к наследию рассматривается как необходимое условие устойчивого развития общества и биосферы. Культурное и природное наследие Томского региона выступают в качестве своеобразного ядра сложной социокультурной и природной системы «общество - окружающая среда», отягощенная процессами добычи углеводородного сырья, что влечет ряд проблем экологического характера. В этой связи должна быть разработана система профилактических мероприятий, опреде-

ляющих стабильность территории и вместе с тем не препятствующих ее дальнейшему развитию;

- территориальный, когда наследие выступает в роли фактора сохранения и преумножения культурного и природного разнообразия региона, этнических групп, его населяющих. Разнообразие томской территории может быть достигнуто только при условии сохранения и постоянного обновления всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли, включающих самые разнообразные формы материальной и нематериальной культуры [14].

Таким образом, культурный ландшафт можно рассматривать как результат послойного освоения его территории, осуществлявшегося в разные времена, разными сообществами - носителями различных ценностных и смысловых кодов культуры. Фиксация данного процесса происходит в музеях, что способствует их становлению в качестве опорных точек культурного ландшафта. Комплексное изучение музейной жизни Томской области может способствовать не только изучению особенностей культурного ландшафта региона, но и более глубокому пониманию определенных исторических процессов и ее современной социокультурной ситуации.

Литература

1. Чалая И.П. Культурный ландшафт как объект наследия / И.П. Чалая, С.З. Чернов, П.М. Шульгин. М. : Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

2. Рассамахин Ю.К. Колпашевский краеведческий музей // Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск, 2008. Т. 1: А-М. С. 312-313.

3. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 1196.

4. Открытие дома-музея И.В. Сталина в селе Нарым // Красное знамя. 1948. 29 июня.

5. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 1494а.

6. Текущий архив Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1175. Л. 9.

7. Этнографический музей «Селькупская деревня - Чвороль-Эд» // Ле пти фюте : Томская область. Томск, 2004. С. 188-189.

8. Агеев И.А. Обь-Енисейский канал в транспортной системе Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 1 (9). С. 22-26.

9. Из опыта работы Асиновского краеведческого музея с детьми // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея: сб. статей / отв. ред. Я.А. Яковлев. Томск, 1996. Т. 9. С. 278.

10. Колеров О. Сохранить историю, сохранить память! // Причулымская правда. 1989. 28 июня.

11. Веснина Т. Нечаянная радость // Томский вестник. 2009. 3 нояб.

12. ПеньковаН.В. Единственные и неповторимые // Земля Чаинская: сб. науч.-поп. очерков к 100-летию с. Подгорного. Томск, 2001. С. 287-291

13. Амельянчик Н.А. Панов Яков Яковлевич // Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск, 2008. Т. 2. С. 552.

14. Веденин Ю.А. Роль географической науки в изучении, сохранении и актуализации наследия // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие. Четвертый выпуск научных трудов семинара «Культурный ландшафт» / отв. ред. Т.М. Красовская. М., 2009. С. 17-23.

Sizova Irina A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MUSEUMS ARE REFERENCE POINTS OF THE CULTURAL LANDSCAPE: THE EXAMPLE OF TOMSK REGION

Key words: cultural landscape, Tomsk region, historical and cultural areas, museums.

A cultural landscape now is consideredas an universal model of cultural heritage conservation and is a specific category of cultural heritage objects. For a long time the problem of preservation and research the cultural and natural heritage is considered narrowly focused and not systemically, only individual elements were conserved and updated. In this paper, a cultural landscape is understood as a sociocultural space, developing according to external and internal factors, which are opposite each others.

The investigation has revealed 7 independent cultural areas. They can be examples of territorial integrity, developing according to conflicting external and internal factors and having historical, cultural and natural components. These areas are situated in various regions: Parabel, Verhneketsky, Asino, Tomsk, Kozhevnikovsky and Chainsky District, and Tomsk. These areas include a whole range of museums, formed in Soviet and modern periods. Many of them are the centers of tourist attraction for both domestic and foreign tourists (the historical-ethnographic complex in Narym, Ob-Yenisei Channel, Kulayskaya gora, Selkup village "Chvorol-Ed," etc.).

Museums were determined as the key element of the formation and development of the Tomsk region cultural landscape. Moreover, they can be fully considered as the reference points of the region cultural space, so they are the centers of spiritual culture, education, and - nowadays - tourism.

Thus, the cultural landscape is seen as the result of layering development of its territory, carried out at different times, various communities - the representatives of different values and semantic cultural codes. Fixation of this process takes place in museums, which contributes to their formation as reference points of the cultural landscape. Comprehensive study of Tomsk region museum life can contribute not only to study the features of the region cultural landscape, but also a deeper understanding of certain historical processes and contemporary sociocultural situation.

References

1. Chalaya I.P. Kul'turnyy landshaft kak ob"ekt naslediya [The cultural landscape as an object of heritage]. Moscow: Institut Naslediya Publ.; St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2004. 620 p.

2. Rassamakhin Yu.K. Kolpashevskiy kraevedcheskiy muzey [The Kolpashevo Regional Museum]. In: Mayer G.V. (ed.) Entsiklopediya Tomskoy oblasti: v 2 t. [The Encyclopedia of Tomsk Region: in 2 vol.]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 2008, vol. 1: A-M, pp. 312-313.

3. The Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 607. List 1. File 1196. (In Russian).

4. Otkrytie doma-muzeyaI.V. StalinavseleNarym [The opening of the house-museum of I.V. Stalin in Narym]. Krasnoe znamya, 1948, 29th June.

5. The Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 607. List 1. File 494a. (In Russian).

6. The current archive of the Department of Culture of Tomsk region. List 1. File 1175, p. 9. (In Russian).

7. Etnograficheskiy muzey "Sel'kupskaya derevnya - Chvorol'-Ed" [The Ethnographic Museum "The Selkup village - Chvorol-Ed"]. In: Strogoff M., Brochet P.-C., Ozias D., Yudin A., Kirsanov E. Tomskaya oblast' [Tomsk Region]. Tomsk: Avangard Publ., 2004, pp. 188-189.

8. Ageev I.A. The Ob-Yenissei channel in the Siberian system of communications (the late 19th - 20th century). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History, 2010, no. 1 (9), pp. 22-26. (In Russian).

9. Iz opyta raboty Asinovskogo kraevedcheskogo muzeya s det'mi [The work of the Asino regional museum with children]. In: Yakovlev Ya.A. (ed.) Tr. Tom. gos. ob"edinennogo istoriko-arkhitekturnogo muzeya [Proc. of the Tomsk State United Historical and Architectural Museum]. Tomsk, 1996, vol. 9, p. 278.

10. Kolerov O. Sokhranit' istoriyu, sokhranit' pamyat'! [Save history to preserve the memory!]. Prichu-lymskaya Pravda, 1989, 28th June.

11. Vesnina T. Nechayannaya radost' [Unexpected joy]. Tomskiy vestnik, 2009, 3rd November.

12. Pen'kova N.V. Edinstvennye i nepovtorimye [The one and only]. In: Yakovlev A.Ya. (ed.) Zemlya Chainskaya [The Chainsky land]. Tomsk, 2001, pp. 287-291

13. Amel'yanchik N.A. Panov Yakov Yakovlevich [Yakov Panov]. In: Mayer G.V. (ed.) Entsiklopediya Tomskoy oblasti: v 2 t. [The Encyclopedia of Tomsk Region: in 2 vol.]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 2008, vol. 2, p. 552.

14. Vedenin Yu.A. Rol' geograficheskoy nauki v izuchenii, sokhranenii i aktualizatsii naslediya [The role of geography in the study, preservation and updating of the heritage]. In: Krasovskaya T.M. (ed.) Kul'turnye landshafty Rossii i ustoychivoe razvitie [The cultural landscapes of Russia and steady development]. Moscow, 2009. S. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.