Научная статья на тему 'Музеи и сверхтуризм. Проблемы и пути решения в развивающихся дестинациях'

Музеи и сверхтуризм. Проблемы и пути решения в развивающихся дестинациях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
262
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OVERTOURISM / TOURIST FLOW / DESTINATION DEMARKETING / FEDERAL MUSEUMS / TULA REGION / СВЕРХТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ДЕМАРКЕТИНГ ДЕСТИНАЦИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Промыслова Кристина Сергеевна, Фатуева Анастасия Алексеевна

Повышенное внимание со стороны посетителей ко многим туристическим объектам приводит к такому негативному явлению как сверхтуризм. Исследователи выделяют ряд возникающих в связи с этим проблем: износ инфраструктурных и культурно-исторических объектов вследствие повышенной антропогенной нагрузки, транспортный коллапс, загрязнение окружающей среды отходами потребления, загазованность и шум, что может привести к экологической катастрофе, а также недовольство местного населения теми последствиями, которые неизбежно привносит развитие туризма на территории, включая повышение уровня преступности, терроризм, культурное обесценивание национальных праздников и др. Предлагаемые рядом авторов пути решения возникающих проблем опираются на стратегию демаркетинга для территорий, подверженных сверхтуризму, что влечет за собой определенные риски. Резкие темпы развития туризма в Тульской области также привели к столкновению региона с проблемой сверхтуризма. В первую очередь она коснулась музеев федерального значения, таких как «Ясная Поляна», «Музей Оружия», «Куликово Поле» и «Поленово». В работе проведен анализ посещаемости рассматриваемых объектов за 2018 г. и программ туроператорских компаний других регионов, включающие эти объекты показа, а также приведены примеры негативных последствий сверхтуризма, возникающих на туристических объектах федерального значения Тульской области. В работе предлагаются некоторые пути решения проблемы сверхтуризма для каждого из рассматриваемых туристических объектов, а также делается вывод о необходимости разработки комплексной программы решения проблемы сверхтуризма на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS AND OVERTOURISM. PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE DEVELOPING DESTINATIONS

Special attention of visitors to many tourist objects leads to such negative phenomenon as overtourism. Researchers assign a number of the problems related with it: wear of infrastructure and cultural and historical objects because of the high anthropogenic loading, traffic collapse, environmental pollution by consumption waste, gas pollution and noise. All of this can lead to environmental disaster and discontent of local population with consequences inevitably introduced by the tourism development, including increase of crime rate, terrorism, cultural depreciation of national holidays, etc. The solutions of the problems offered by several authors rely on the demarketing strategy for the territories exposed to overtourism. But it entails certain risks. Rapid tourism development in Tula region has also led to emergence of overtourism problem of the region. The museums of federal importance, such as «Yasnaya Polyana», «Museum of Weapon», «Kulikovo Field» and «Polenovo» the first have faced the challenges of overtourism. The article analyzes their attendance in 2018, considers tour operator’s programs of other region that include these objects, and describes examples of the negative consequences of overtourism in destinations of Tula region. The authors offer solutions of the overtourism problem for every considered tourist object and conclude that addressing the overtourism problem requires multipurpose programs.

Текст научной работы на тему «Музеи и сверхтуризм. Проблемы и пути решения в развивающихся дестинациях»

новые туристские центры

new tourist centers

ПОНОМАРЕВА Ирина Юрьевна а УДК 338.485.2:[338.483.12:069]-44(1-21)

ПРОМЫСЛОВА Кристина Сергеевна 6 DOI: 1024411/1995-0411-2019-10415 ФАТУЕВА Анастасия Алексеевна в

а-в Тульский государственный университет (г. Тула, Тульская обл., РФ) а кандидат технических наук, доцент, профессор; e-mail: iup05@yandex.ru; б магистрант; e-mail: were_wolf96@mail.ru; в магистрант; e-mail: agnessa_se@mail.ru

МУЗЕИ И СВЕРХТУРИЗМ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕСТИНАЦИЯХ

Повышенное внимание со стороны посетителей ко многим туристическим объектам приводит к такому негативному явлению как сверхтуризм. Исследователи выделяют ряд возникающих в связи с этим проблем: износ инфраструктурных и культурно-исторических объектов вследствие повышенной антропогенной нагрузки, транспортный коллапс, загрязнение окружающей среды отходами потребления, загазованность и шум, что может привести к экологической катастрофе, а также недовольство местного населения теми последствиями, которые неизбежно привносит развитие туризма на территории, включая повышение уровня преступности, терроризм, культурное обесценивание национальных праздников и др. Предлагаемые рядом авторов пути решения возникающих проблем опираются на стратегию демаркетинга для территорий, подверженных сверхтуризму, что влечет за собой определенные риски. Резкие темпы развития туризма в Тульской области также привели к столкновению региона с проблемой сверхтуризма. В первую очередь она коснулась музеев федерального значения, таких как «Ясная Поляна», «Музей Оружия», «Куликово Поле» и «Поленово». В работе проведен анализ посещаемости рассматриваемых объектов за 2018 г. и программ туроператорских компаний других регионов, включающие эти объекты показа, а также приведены примеры негативных последствий сверхтуризма, возникающих на туристических объектах федерального значения Тульской области. В работе предлагаются некоторые пути решения проблемы сверхтуризма для каждого из рассматриваемых туристических объектов, а также делается вывод о необходимости разработки комплексной программы решения проблемы сверхтуризма на территории региона.

Ключевые слова: сверхтуризм, туристский поток, демаркетинг дестинаций, федеральные музеи, Тульская область

Введение

Многие территории развивают туризм и конкурируют за иностранного и внутреннего туриста. Туризм может вносить существенный вклад в местную экономику, повышать занятость населения, способствовать развитию инфраструктуры, сохранять исчезающие виды, культуру территории, восстанавливать разрушающиеся исторические города и объекты и пр. За последние годы по всему миру можно отметить резкий скачок в сфере туризма, который привел к повышению туристского потока, увеличению и расширению туристических услуг, реконструкции объектов показа. В первую

очередь популярностью у туристов пользуются объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, всемирно известные бренды и объекты исторического наследия. Повышенное внимание ко многим туристическим объектам привело к такому явлению как сверхтуризм (overtourism).

Впервые термин «сверхтуризм» был использован в Twitter в августе 2012 г. как хэштег #overtourism. В 2017 г. в крупных туристических дестинациях Европы, таких как Амстердам, Барселона, Венеция, Мальорка, местные жители организовали ряд массовых выступлений против возросшего количества туристов и ухудшения качества жизни [1].

Сверхтуризм и пути решения проблемы

Сейчас во многих научных публикациях поднимается тема сверхтуризма и его последствий для различных дестинаций. Авторы исследований выделяют следующие основные проблемы:

1. Превышающая нормы антропогенная нагрузка на территорию и культурно-исторические объекты приводит к износу инфраструктуры, исторических объектов и пр. Ричардс Г. [2] отмечает, что сверхтуризм приводит к переполненности объектов Всемирного наследия и, как следствие, к их перегрузке и разрушению.

Венеция и ее лагуна в 1987 г. была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако, Серафин Х., Шеран П., Пилато М. [3] пришли к выводу, что в 2017-2018 гг. город могут внести в список объектов, которые находятся под угрозой исчезновения. Это связано с разрушением исторических объектов, загрязнением окружающей среды, повышением уровня преступности и вандализма, загруженностью дорожной системы и парковок. Другим примером могут стать источники Па-муккале (Турция). Большой наплыв туристов и строительство отелей привело к тому, что тра-вертины стали пересыхать, а кальциевое покрытие стираться. Местные власти закрывают доступ к некоторой части травертин, чтобы дать им возможность восстановиться, а также вводят ряд ограничений для посетителей. Великая Китайская стена является одним из самых популярных туристических объектов Китая, однако в настоящее время 30 % основных укреплений стены исчезли не только за счёт естественной эрозии, но и за счет постоянного наплыва большого количества туристов. Кроме того, отмечается, что огромные участки стены покрывают граффити.

2. Транспортный коллапс и загруженность парковок является одной из основных и масштабных последствий сверхтуризма. Большой поток туристов приводит к тому, что городская инфраструктура находится под постоянным давлением: автомобильные дороги, парковки, общественный транспорт, мосты, пешеходные дорожки быстро изнашиваются, загазованность и шум пагубно влияют на экологическое состояние территории. Коэн А.С. и Хопкинс Д. [4] выделяют транспортные

проблемы, возникающими в результате активного туристического потока, как одни из самых существенных. Авторы говорят о том, что в настоящее время такси, мини-автобусы и автобусы значительно перегружают городские туристические пространства.

Боивин М. и Тангуэй А.Г. [5] поднимают проблему транспортного коллапса в Квебеке и Бордо, где активно развивается как туризм. Другим примером транспортной перегрузки может служить центр Люцерна (Швейцария), который в день посещает более 25 тыс. чел. Центр города серьезно страдает из-за наплыва туристов, в результате чего возникла острая проблема с отсутствием парковочных мест, пробками и приближенностью парковок к объектам показа, что приводит к их повреждению. С похожей проблемой столкнулся Рим, где долгое время практиковались автобусные туры по центру города. Практика привела к тому, что вследствие перегрузки общественного транспорта с 2019 г. было введено ограничение движения туристических автобусов в центре города1.

3. Резкое ухудшение экологической обстановки в туристических дестинаций. Коэнс К., Мелиссен Ф., Майер И., Аолл К. [6] поднимают вопрос экологической проблемы, возникающей из-за огромного роста туристского потока. Чрезмерная загруженность городского пространства приводит к загрязненности воздуха, изменению климата, повышению количества мусора. Примером может служить Озеро Байкал (Россия), которое страдает от огромного количества мусорных отходов, что сказывается на экологическом состоянии объекта. Огромное количество небольших гостиниц, строящихся по берегу озера, также нарушает и загрязняет экологическую систему района1.

Мусор и отходы, которые оставляют туристы, влекут за собой серьезные санитарные проблемы территории и значительно ухудшают здоровье местных жителей. Так, например, мусор, оставленный туристами в национальном парке Великобритании, увеличил численность популяции крыс, лисиц, чаек, домашнего воробья.

Инш А. [7] выделяет следующие негативные последствия, к которым привел

1 World Travel Biz. [2010-2019]. URL: http://www.

worldtravelbiz.ru.

рост численности туристов в таких районах Новой Зеландии, как Акароа, Квинстаун и Таррас: загрязнение и перегруженность территории, приватизация общественных пространств, разрушение природной среды и исторических объектов.

4. Недовольство местного населения. Для того чтобы привлечь туристов на свою территорию в городах преобразуются пространства под туристические нужды, активно развивается процесс джентрификации, повышаются цены, открывают новые кафе и отели. Такие процессы гомогенизации приводят к однообразию, проявлению «диснеефикации» и «макдональдизации». В результате возникает угроза социальной непереносимости в дести-нациях, что в первую очередь сказывается на местном населении, их образе жизни и благополучии. Поэтому по всему миру, особенно в странах Европы, местные жители все больше выступает за снижение туристических потоков, в защиту «неприкосновенности» своей повседневной жизни [8].

Событийные мероприятия часто являются причиной возникновения сверхтуризма, так как своей яркостью и уникальностью привлекают большие турпотоки. Многие территории в целях своего развития проводят различные фестивали и праздники, однако это часто приводит как к износу пространства, так и к недовольству местных жителей [9]. Серафин Х., Гаурисункар В., Заман М., Бурлиато-Лажойни С. [10] отмечают, что население дестинации часто бывает против привлечения туристов на фестивали и праздники, особенно, если они напрямую связаны с местными традициями и памятными событиями в истории. Жители считают (чаще всего, небезосновательно), что присутствие туристов на местных фестивалях может привести к потере уникальности события, к его культурному обесцениванию.

Барселона (Испания) - один из самых популярных городов Европы, который стал жертвой собственного успеха. Александрова А.Ю. [11] поднимает проблему перегруженности территории туристами, роста цен, круглосуточного шума и социальной напряжённости в Барселоне. В 2017 г. в связи с протестами населения возникает такой термин как «туризмофобия».

Заханг С.Х., Пирс Ф. Чен. Г. [12] выделяют острую проблему конфликтов между китай-

скими туристами и населением дестинаций, которые они посещают. Такое явление связано с тем, что китайские туристы часто ведут себя грубо и нецивилизованно. Примером может стать Государственный музей-заповедник «Царское Село» (Санкт-Петербург). Директор музея подтвердил, что музей страдает от излишнего количества туристов, число которых растёт с каждым годом. Причем 60-70% посетителей составляют гости из Китая, из-за которых российские туристы и местные жители не могут попасть в Екатерининский дворец1. Се-меркова Л.Н., Зинченко С.В. и Бижанова Е.М. [13] в своем исследовании российского туризма отметили, что основной поток туристов приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Такая нагрузка приводит к сверхтуризму на данных территориях, в частности, к снижению качества жизни населения, возникновению конфликтов между туристами и коренными жителями.

5. Терроризм и преступность. Повышенный туристический наплыв является катализатором появления преступности, терроризма, болезней и пр. Таски А. [14] провел исследование активности преступлений и других факторов риска в туристических дестинациях, в частности, в штате Флорида (США). Автор считает, что чрезмерный поток туристов повлек за собой учащение случаев вооружённого нападения как на туристов, так и на местных жителей. Резкое повышение туристского потока на Кубе также поспособствовало увеличению преступности и незаконной деятельности. Так Джордж Б., Хентор Т., Корстанье М.Е.

[15] отмечают, что туристический бум на Кубе привёл к росту проституции, сутенёрства, проведения незаконных экскурсий, к неофициальной сдаче в аренду личных автомобилей, продаже контрабандных товаров.

В работах, посвященных анализу проблем, связанных с феноменом сверхтуризма, в качестве основного направления их решения предлагается стратегия демар-кетинга. Чаудри П., Чезарео Л., Пасторе А.

[16] рассматривают тактику демаркетинга для дестинаций, подверженных сверхтуризму, как наиболее действенную. Предлагаемый подход опирается на повышение цен, организацию систем массового обслуживания для гостей, ограничение рекламной кампании или ее устранения.

МузеС-запыведнив В.Д. Пытеныва |

МузеС-запыведнив «Кутив/вы пыте» |

ТутасвиС государственный музее оружия |

МузеС-усадаба «Ясная Пытяна» |

0 100 200 300 400 500 600

тыс. чел.

Рис. 1 - Посещаемость популярных музеев Тульской области, 2018 г.2

Fig.l - Attendance ofpoриlar museums of Tula region, 2018

В современной практике такой вариант решения проблемы сверхтури зма, как повыше ни е ценна яурпридукт,тури стякче и траясп ор^нр^евРо^ру| активно пременяет-сяво мннгих 1^"кыанк^^ Бсрпелона,

Новая Ыррындияи др. ). Уооуросн ар де-нежныт вреуетва пс^ылБГРиэтр^азветц новые туриртпгеикиедесоерации и снизитпчрее-мернпшпопгоктуетцтов. Однако еакиЯ еод-ходппипрдитк рядунегерионых пнеоед-ствипиповышениецрнт еазмеров сОьров с пнжреутуурсоикес к^юн)^»!^"^!! католноосгу те^дио^и, о уезульрсте чего еоеайспу^ проблемр| ар еализацией

1ипыейпы ро^-е^г^п^^ турпотовн являенео однойпз яызможныо се ьтерягопы решения пдо^ипы сверпнурезма" Сеы/1еукопдЛ. К, ЗапыенкоС.В.^ижийевп д.М"[13] предыуг гаютспратегпю

рге наир^^^^ин наип и^ярпуа^юбиожай-ших от известного туристического центра объектов, которые вначалевключаются в существующие маршруты с целью посещения и осмотра, затем - с добавлением ночёвки, и в итогетерритория развивается как самocтoятeльдхй десоонеци и. Основ ными про^емеми данидсоподхода можем яг^ть удорожание или увеличение длительности тухов, пложеопоъ и поросдропкоц дмкяэм-ной политики и разработкой туристической инфраструктуры н о вого объекта. И хотя в рeьoоlьтaрд можнр воираори oдpыcтичecкaя приелн кателмеопсь е^с^ы^1р|смпы^зйп^|ходр^<пм^1и.1 территории, существуют все же определённые риски с заинтересованностью туристов.

Проблема сверхтуризма в Тульской области

В последние годы Тульская область также столкнулась с проблемой сверхтуризма. По официальными данными статистики тур-поток в регион в 2018 г. составил 828,5 тыс.

чел., что выше показателя 2017 года на 26,8 %2. Основными брендами, непосредствен но привлекающими ^/ристский потоке Нуль-скую нбласкь, япляются мпзек ревиоса[18]: мупеКнзаповидкик «Кплиетвс ыолы», м.юей-плссыеылин ЛнД. Поленова, Тульский госу-дарстян нный н^лвебе^дз^^ияы^^^е^^^-бсбб^ьба «бсннп Полвяк». Ген сэЛъеп"^!^! выделяются вывокоС посещаемостью «к облаютп (юп^. 1), «I свиже облвдают твиксльсойи »нпспвемой прхилеитурик, которуюможнн исполсзллать дв я создания атр иб^лтфсяда о^псти.

^ероссийся^ чюмтю <«»осл ис^ссвв», п б оход итсэюдьшгодс4 »ар нояб ря в 2л18бпосбтилс более4ртыс. ченеств. С о-включало розыич ныл мыстл^клабсы, аЫСТаВОЧбЫб пи0внт1^1, тeм2тссбсcыи про-спа«улвl, веыя^льныв аылтyплeния, каест-ифн^эккк^сии, оиновсясзы и концерты. Чесыфб глсблин мeссе Тульской области также являлись одними из основных площадок данного мероприятия.

Необходимо указать,что в 2017 и 2018 гг. Центр Информационных Коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК«Рейтинг»)4 про вёл исследо-овныо, регульте"™ оотороыо пблдставлеуы в ае&ыице 1. В 2017 г. рейтинг составлялся на основп ор4хос2овныхкриы«рие«ту|влсти-ческая привлекательность бренда», «узнаваемость бренди» иесеязьбренда срегионом». Однако в 2018 г. были выбраны шесть ключевых критериев: «туристическая привлекательность брехда», «езнаваемость бренда», «лояльность бренду» (положительные отзывы и рекомендации от туристов бренду, в том числе публикации на таких сайтах, как booking.

2 Комитет Тульской области по развитию туризма. URL: https://tourism.tularegion.ru/ press_center/news.

3 Туристический портал Тульской области. [2019]. URL: https://visittula.com.

4 Центр информационных коммуникаций

«Рейтинг». [2019]. URL: http://russia-rating.ru.

Музеи-заповедник В.Д. Поленова Музей-заповедник «Куликово поле» ТульскиИ государственный музей оружия

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

0 50 100 150 200

Рис.2-Количество туристическихпрограмм,включающихмузеи Тульской области

250

Fig. 2 - Number of tours including museums of Tula region

com, otzovik.com, tripadvisor.ru и др.), «антилояльность бренду»(ьубликация негативных отзывов об реаде),«медиааитииность влидень-ца бренда» (оплрается на данные усгстеиков и мониторинга СМИ), «расходы на создание и продвижение бренда, а также общий объем инвестиций в проект», «финансовые по-иазгоее» владельцабренда» (пдименяется иыручка за отчетный период, по данным офи-циальетй ствзистаки » уеистпляие иейти неа). Удаиды Дуееикой оПлгсти «ак в 60lKr., таи я вД018я занилы сыидкееместа в 1е2кольках иомааардеи а-Тлин ге.

Таблица 1 - Тульские объекты в Национальном Туристическом Рейтинге

Table 1 - National Tourist Ranking

Достаточно интересен тот факт, что рассматриваемые бренды области являются неотъемлемой частью туристических маршрутов, предлагаемых многими туристическими компании России. Был проведен анализ туристических программ (рис. 2), предлагаемых туроператорами Мо-

сквы, Московской обл., Санкт-Петербурга, Рнспубуикв Татарстан, атакже негионов Центрально го фкдеретьиаги окрзга (оеи-рсиoдcиая, Брянстая, еладимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Твер-став и^тсл авскаг оСмасти).

Стоит отметить, что 34% всех рассмо-треасых музев ьбу Пуля-

ка»бpвxoдaтcд аа тейопира^с^у^^^ г ^^с^с^сса, а 3 0%-п Caакт-Пбиep б уна Тульск^мо, вкяей чающах й мизес

озужия,35% пред^етг^к^^ мое^вв^е кпмпа-нии, а 30% - туроператоры ЦФО. Музей-заповедник «Куликово поле» больше используют в своих маршрутах туристические компании а з ЦФО ^^сяех ауров), а музе6-зауавед-ааг; В.Д. Плдeaoвa чаще всего входит в состав профамм aзбaaуа-ПeтикЛзpга (в4%).

Oдрaмaсcсмыа беииляраых а посещаемы- жузсев оолас^^^ являетая гocaдaрcуaeaaый мyзак днфдая, который входит в ряд старейших музеев России. Его коллекция берёт свое начало в 1724 г., когда по указу Петра I на Тульском оружейном за-вooeсpeкеатaлaпeиeлкгкбУa ^^тожс™ атapaaaolк г^шка а opнжae,acтaд авелада-|Эбс aтг.пк в цейхгаузы. б 177е г.Екете^еа II, посетившая завод, признала коллекцию и приказала организовать Палаты редкого и образцового оружия на базе оружейного завода, а в 1873 г. торжественно открыли новый музей в отдельном помещении завода. Однако музей до 1924 г. оставался закрытым для публичного осмотра, но уже в 1925 г. его посетило более 16 тыс. человек.

Во время Великой Отечественной войны фонд музея эвакуировали в г. Медно-горск (Урал), а в декабре 1945 г. все образцы были возвращены на территорию Тульского

2017 г. 2018 г.

Национальный рейтинг туристических брендов

ТОП-100 ТОП-10 туристических

туристических брендов:

бревдоз: Tyльcкнйгocaдaк-твeнный

Myгeй-сcaдcKa м63дCкйyжия(Cyб а) — и

«Ясная Поляна» - место;

41-е место; Музей-заповедник «Куликово

Муяей- Пол-г (Tyльcкaяoблaпе) —

зйпиведник 2 -в цесто.

«Куликово поле»

- 62-е место. Номинация «Федеральный

музео -а

ТОП-25 Тульский государственный

туристических музей оружия (Тула) - 1-е

маршрутов: место;

«Русские усадьбы Музей-заповедник «Куликово

Тульской области» Поле» (Тульская область) -

- 15-е место. 2-е место.

оружейного завода. Популярность музея росла с каждым годом, поэтому оружейный завод уже в то время столкнулся с проблемой сверхтуризма на оборонном предприятии. В связи с этим в 1959 г. музей перенесли в небольшое здание в центре города недалеко от кремля, которое, однако, не удовлетворяло условиям хранения экспозиции. В 1985 г. музей расположили в центре Тульского кремля в бывшем здании Богоявленского собора, но вновь столкнулся с проблемой сверхтуризма. Его коллекция значительно увеличилась за последние годы, необходимо было расширить экспозицию, туристы все чаще посещали музей, что приводило к увеличению очередей. После того, как в 1996 г. музей признали государственным, было решено построить новый объект.

Новое здание Тульского государственного музея оружия открылось в 2012 г. Это шестиэтажная постройка в форме шлема русского богатыря общей площадью более 14 тыс.м2. Новая экспозиция занимает площадь в 5,6 тыс. тыс.м2, что в 5 раз превышает экспозиционное пространство старого здания. На территории возле музея проводится выставка крупногабаритных образцов вооружения и военной техники, а в самом здании, кроме экспозиционного пространства, расположены библиотека с читальным залом, два конференц-зала, кафетерий.

На сегодняшний день музей оружия является уникальным туристическим, культурным, досуговым и социально-педагогическим комплексом, где ежемесячно проводятся культурно-образовательные и культурно-досуговые мероприятия для посетителей самых разных категорий.

В новогодние праздники музей проводит ряд тематических театрализованных представлений для детей и их родителей в торжественном Зале Славы российского оружия. Праздничные мероприятия сопровождаются интересными элементами музейной игры. Также стоит отметить, что в период реализации проекта «Тула - новогодняя столица России» музей оружия с 30 декабря 2018 г. по 8 января 2019 г. принял более 36 тыс. посетителей [19].

Яркими мероприятиями являются такие праздники, как День оружейника и фестиваль «Тула оружейная: от мастера - до защитника», День защитника Отечества,

День Победы, День Героев Отечества, Международный день защиты детей, День области и города-героя Тулы, День народного единства, которые также привлекают туристов и местных жителей своим колоритом и красочностью: тематические экскурсии, концертные и театральные программы, «танковые бои», полевая кухня, квесты и игры, а также лазерное шоу. В Международный день музеев в 2019 г. музей подготовил интеллектуальный блиц-турнир «Музейные баталии», «Музейка в поисках сокровищ», а также множество мастер-классов, которые посетило более 10 тыс. чел.

За один только 2018 г. музей принял более 515 тыс. гостей, было проведено 7445 обзорных, костюмированных и тематических экскурсий.

Несмотря на то, что Тульский государственный музей оружия способен принимать свыше 1 млн. чел. в год, он уже при меньшем объеме посетителей сталкивается с феноменом сверхтуризма, который выражается в проблемах с парковками и автомобильными пробками. Администрация музея утверждает, что при проектировании музея парковочные места не были заложены кроме тех, что расположены возле Московского индустриального банка. Поэтому, когда к музею прибывает несколько автобусов организованных групп, они занимают все парко-вочное пространство, и частному транспорту индивидуальных посетителей просто негде остановиться. Такая ситуация приводит к созданию заторов и пробок, а посетителям приходится искать парковки по всей округе.

На запросы администрации музея о создании дополнительного парковочно-го пространства администрация города даёт отказ и предлагает использовать пар-ковочные места на другой стороне реки, что значительно усложняет сложившуюся ситуацию. Когда количество посетителей приблизится к 1 млн. чел. в год, проблема нехватки парковочного пространства приведёт к тому, что транспортные очереди и заторы растянутся по всей прилегающей территории.

Музей-усадьба «Ясная Поляна» (Ще-кинский р-н) - второй музей Тульской области по посещаемости. Подавляющее большинство как зарубежных, так и российских

туристов, прибывающих в Тульскую область, обязательно посещают родовую усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые «Ясная Поляна» упоминается в документах за 1652 г. как небольшое поселение. В 1763 г. оно стало принадлежать роду Толстых, когда его выкупил прадед писателя князь Сергей Федорович Волконский, а его сын Николай Сергеевич придал территории вид крупной усадьбы. Лев Николаевич был самым младшим, пятым ребенком в семье Толстых. После смерти родителей, в 1847 г., усадьба перешла к нему, однако, жить он там стал с конца 1850-х.

В 1994 г. директором музея стал правнук Л.Н. Толстого Владимир Толстой, который создал традицию приглашать всю семью Толстых в усадьбу каждые два года. Владимир Ильич организовал новые выставки, программы и экскурсии. С того момента имение стали активно посещать иностранные туристы, в том числе писатели и различные деятели мирового искусства.

На сегодняшний день музей-усадьба «Ясная Поляна» - комплекс зданий, включающий дом-музей Л.Н. Толстого, сохранивший обстановку времени жизни великого писателя; дом Волконских; дом Кузминских; один из двух флигелей, в котором организуют различные выставки; конюшни, где открыт спортивный клуб «Ясная Поляна», организующий конные прогулки в экипаже и верхом, а в зимний период - на санях; хозяйственные постройки (бани, пруд с купальней), а также обширные территории заповедной зоны, площадью 412 га. Могила Л.Н. Толстого расположена недалеко от усадьбы.

Туристский поток в музей-усадьбу «Ясная Поляна» достаточно большой, так за 2018 г. ее посетило более 210 тыс. чел. Несмотря на то, что территория усадьбы способна принять такой наплыв посетителей, проходимость самого дома-музея очень ограничена: небольшие помещения, высокая нагрузка на здание в целом, деревянные лестницы и перекрытия и пр. Значительной нагрузке подвергается и парк, в котором расположена могила писателя.

В «Ясной Поляне» организуется значительное количество мероприятий и выставок: «Толстой и театр», «Куколки-скелетцы в традиционных костюмах», «Яснополянская

керамика», «Кавказские произведения Л. Н. Толстого» и др. Наиболее ярким событием года в музее считается международный театрализованный фестиваль под открытым небом «Толстой» (ранее фестиваль был известен как «Толстой Weekend», однако, название сменили в 2019 г.). Основной площадкой мероприятия является родовое имение Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Мероприятие стали проводить с 2016 г. по инициативе губернатора Тульской области и поддержке Правительства Тульской области, Министерства культуры РФ, а также корпораций Вертолеты России и Ростех. Фестиваль ежегодно проходит в летний сезон и пользуется значительной популярностью как у туристов, так и у жителей области, о чем говорит быстрая реализация билетов и ежегодный рост посетителей (2017 г. - более 4 тыс. чел., 2018 г. - более 6,5 тыс. чел, 2019 г. - 10 тыс. чел.). Однако существует серьезный ограничивающий фактор посещаемости - антропогенная нагрузка на территорию музея-усадьбы «Ясная Поляна». Выходом из сложившейся ситуации может стать как перераспределение части основных мероприятий на другие площадки музея, так и урегулирование туристического потока за счет увеличения стоимости билетов на мероприятие.

В настоящее время существует ряд возможностей, позволяющих снизить негативные последствия сверхтуризма в «Ясной Поляне»:

1. Перенаправление части потока туристов в музей-усадьбу Л.Н. Толстого в с. Ни-кольское-Вяземское (Чернский р-н), которая является филиалом музея «Ясная Поляна» и родовым поместьем писателя (здесь вышли из-под пера некоторые главы романа-эпопеи «Война и Мир»). Сложность такого решения состоит в том, что поместье расположено на значительно расстоянии как от Тулы (130 км), так и от Москвы (340 км).

2. Создание нового туристического маршрута «Последнее путешествие Толстого». Толстой Л.Н. в сопровождении личного врача Д.П. Маковицкого тайно покинул усадьбу «Ясная Поляна» осенью 1910 г. Путешествие началось со станции Щекино. Далее была пересадка на станции Горбачево и прибытие в Козельск. Отсюда на лошадях Лев Николаевич направился через Оптину пустынь в Шамординский монастырь, где его

сестра была монахиней. Однако пребывание в Шамордино было прервано неприятными известиями из «Ясной Поляны», заставившими писателя спешно сесть в поезд в Козельске, следовавшим в южном направлении. Здесь Лев Николаевич заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти на станции Астапово, где 7 ноября 1910 г. скончался. В маршрут могут войти основные ж/д станции, в соответствии с передвижениями Л.Н. Толстого: Ясная Поляна - Ясенки - Белев - Оптина пустынь. Историко-культурный комплекс на ж/д станции Щекино (Ясенки) расположен в 8 км от музея «Ясная Поляна». Именно с этого места началось последнее путешествие великого писателя. На сегодняшний день станцию реконструировали и открыли музей, посвященный Л.Н. Толстому, в котором работают выставки и проходят авторские моноспектакли, например, «История Толстых - История России». В Белёве сохранилась подлинная станция, где делал пересадку писатель, в настоящее время больше известная как музей железнодорожной истории Белёва. В состав музея, открытие которого состоялось в 2017 г., входит мемориальный комплекс «Воинский эшелон», музейные экспозиции, связанные с историей Белёв, а также и посвященные известным людям, включая Льва Николаевича.

В состав Государственного музея-заповедника «Куликово поле» входят четыре основных музея: Музейный комплекс «Куликово поле», Мемориал на Красном холме, Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в селе Монастырщино, Поле Куликовского сражения и Музейно-выставочный центр «Тульские древности» в г. Тула. Куликово поле является местом великого исторического сражения русских воинов под предводительством Дмитрия Донского с Золотой Ордой во главе с ханом Мамаем в сентябре 1380 г. В истории это сражение больше известно как Мамаево побоище или побоище на Дону. На сегодняшний день Куликово поле считается не только историческим местом, но и заповедной территорией, на которой расположены музейные комплексы, мемориальные, археологические и природные памятники.

В 2015 г. был построен современный музейный комплекс недалеко от места сра-

жения. В музей входит смотровая площадка, выставочные залы, информационный центр, сувенирные лавки и кафе. Основная экспозиция «Куликова поля» открылась в 2016 г. Здесь представлена история сражения, летописи, археологические находки, реконструкция доспехов русских и ордынских воинов. Новый музейный комплекс пользуется большой популярностью у туристов: так в 2018 г. его посетило более 100 тыс. чел.

Мемориал на Красных холмах (Куркин-ский р-н, д. Ивановка) является старейшим мемориалом Куликова поля, где расположен памятник-колонна Дмитрию Донскому, установленный в 1850 г., а также храм преподобного Сергия Радонежского.

Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в с. Монастырщи-но расположен на месте слияния р. Дон с р. Непрядвой, что является основным ориентиром поля сражения. Здесь же находится храм Рождества Пресвятой Богородицы. Ходят легенды о том, что в с. Монастырщино захоронены тела павших русских воинов.

Одной из главных достопримечательностей музея является само Куликово поле, на котором произошло великое сражение. Поле представляет собой земельный участок в длину 7 км, а ширину 3 км.

Музей-заповедник «Куликово поле» славится не только интересными экскурсионными программами, но и фестивалями международного, всероссийского и регионального уровня. Так на территории музея проходят такие событийные мероприятия, как зимний праздник «Большой тур «Куликово поле», фестиваль народных традиций «Былина», фестиваль авторской песни «Куликово поле», День России на Куликовом поле, фестиваль «Епифанская ярмарка», Военно-исторический фестиваль «Поле Куликово», День воинской славы России - годовщина Куликовской битвы, акция памяти «Зеленая Дубрава».

С проблемой сверхтуризма комплекс сталкивается во время Международного военно-исторического фестиваля «Поле Куликово», который проводится в третью неделю сентября с 1997 г. в честь годовщины Куликовского сражения. Основной территорией проведения праздника является до-

лина слияния рек Дона и Непрядвы. На берегу р. Дон на время фестиваля собираются реконструкторы средневековой истории со всей России. Во время фестиваля проводятся турниры лучников, конные сражения, маневры, конкурсы блюд, лучших военных лагерей, доспехов и костюмов, работают лавки средневековых мастеров и проводятся различные мастер-классы древних ремесел. Территория военного лагеря открыта для посещения туристов в определенные часы. Самым ярким и главным событием фестиваля считается театрализованная реконструкция исторической битвы на Красных холмах. В военно-историческом фестивале принимают участие более 300 членов военно-исторических клубов реконструкции, а средняя посещаемость мероприятия составляет 25-27 тыс. человек за 3 дня (2018 г.). Такой повышенный турпоток влечет за собой ряд проблем.

Например, пропускная способность транспортной сети в дни фестиваля сильно ограничена, так как автобусы и личные автомобили попадают в пробку на 1-2 ч. в ожидании места парковки. Такие заторы приводят к тому, что многие туристы не успевают осмотреть все объекты комплекса, долгое время дышат загазованным воздухом и находятся под воздействием шума и стресса.

Многие туроператоры включают в программу фестиваля посещение нового музейного комплекса в с. Моховом, который, несмотря на большую вместимость, не способен принять такой поток туристов. Комплекс сталкивается с явлением сверхтуризма, из-за которого приходится отказывать в приёме большому количеству организованных групп.

Еще одним интересным и знаменитым туристическим объектом Тульской области является Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова (Заокский р-н). В.Д. Поленов является выдающимся русским художником, его циклы о жизни Христа и работы на евангельские темы являются жемчужиной изобразительного искусства. Поместье на берегу р. Оки вдохновляло мастера на многие работы как художественные, так и музыкальные. В 1926 г. В.Д. Поленову присвоили звание Народного художника России. Моги-

ла В.Д. Поленова находится в с. Бехово на высоком берегу р. Оки.

В первое время в музей входило лишь здание большого дома, однако со временем к нему добавились хозяйственные постройки: каретный сарай, курятник, деревянная четырехскатная погребица, коровник, конюшня, сенной сарай, а также дом управляющего. В 1990 г. указом Совета Министров РСФСР музею присвоили имя государственного музея, а также выделили 810 га земли под заповедную зону в Тульской обл. и 520 га в Калужской обл.

На сегодняшний день музей-заповедник В.Д. Поленова считается одним из самых популярных и крупнейших музеев-заповедников страны, в 2017 г. его посетило более 150 тыс. чел., а в 2018 г. - более 200 тыс. чел. Современная территория музея включает основной дом-музей, хозяйственные постройки, мастерскую художника «Аббатство», Троицкую церковь (с. Бехово), а также усадебный сад и парк.

Ежегодно в музее проходит большое количество различных концертов, театральных представлений, выставок и мастер-классов, наиболее яркими из которых являются «Бал фонарей», «Фестиваль пионов и ирисов», фестиваль «Музыкальное лето в Поленово», фестиваль «Курочка Ряба» и др. В 2018 г. самым популярным фестивалем в Поленово стал «Итальянский фестиваль». Выставки, организованные в рамках мероприятия «Образы Италии на берегах Оки», посетило более 7 тыс. чел., а лекции, спектакли, концерты и показ фильмов - более 1 тыс. чел.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова также сталкивался с явлением сверхтуризма, однако руководство музея нашло решение в сложившейся ситуации. Возле входа была установлена платная пар-ковочная стоянка, позволяющая координировать поток туристов на территорию музея. Чтобы избежать антропогенной нагрузки на дестинацию и ее культурно-исторические объекты во время проведения фестивалей, администрация музея распределила турпоток по основным площадкам мероприятия, которые расположены по всей территории

комплекса. Такой подход создает комфортные условия для проведения мероприятий, не перегружает территорию, задействует все имеющиеся ресурсы музея, а также расширяет его возможности.

Заключение Современная туристическая индустрия часто сталкивается с явлением сверхтуризма, что влечет появление таких проблем, как высокая антропогенная нагрузка на дестинацию, транспортный коллапс и загруженность парковок, загрязнение окружающей среды отходами потребления, недовольство местного населения, конфликты между туристами и жителями дестинации, а также преступность и терроризм. Международный опыт борьбы со сверхтуризмом разработал несколько подходов для решения поставленной проблемы: демаркетинг дестинации, повышение цен и установление туристских и транспортных сборов, а также перенаправление туристического потока на ближайшие к центру дестинации территории.

В Тульской области ежегодно наблюдается рост туристического потока, причем регион привлекает как российских, так и иностранных туристов. Объекты дестинации включены во многие туристические маршруты других регионов страны. Однако, несмотря на весь положительный экономический, политический, социальный и культурный эффект, который дает развитие регионального туризма, территория сталкивается с проблемой сверхтуризма, которая чаще всего выражается в нехватке парковочных мест и антропогенной загруженности отдельных локаций области. В эпицентре этих проблем находятся, прежде всего, музеи федерального значения региона. Для решения негативных последствий сверхтуризма принимаются некоторые меры, которые, в большинстве случае, не дают желаемого результата. Необходима разработка комплексной программы, в которой было бы задействовано не только руководство музеев, но и региональные власти.

Список источников

1. Аигина Е.В. Сверхтуризм и туризмофобия: новые явления или старые проблемы? // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018.Т. 12. №4. С. 41-55. DOI: 10/24411/1995-0411-2018-10404.

2. Richards G. Cultural tourism: A review of recent research and trends // Hospitality and Tourism Management.

2018. Vol.36. Iss.3. Pp. 12-21.

3. Seraphin H., Sheeran P., Pilato M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination // Destination Marketing & Management. 2018. Vol.9. Iss.3. Pp. 374-376.

4. Cohen A.S., Hopkins D. Autonomous vehicles and the future of urban tourism // Annals of Tourism Research. 2019. Vol.74. Iss.2. Pp. 33-42.

5. Boivin M., Tanguay A.G. Analysis of the determinants of urban tourism attractiveness: The case of Québec City and Bordeaux // Destination Marketing & Management. 2019. Vol.11. Iss.1. Pp. 67-79.

6. Koens K., Melissen F., Mayer I., Aall C. The Smart City Hospitality Framework: Creating a foundation for collaborative reflections on overtourism that support destination design // Destination Marketing & Management. 2019. Vol.13. Iss.3. Pp. 1-10.

7. Insch A. The challenges of over-tourism facing New Zealand: Risks and responses // Destination Marketing & Management. 2019. Vol.13. Iss.3. Pp. 32-41.

8. Lalicic L. Solastalgia: An application in the overtourism context // Annals of Tourism Research. 2019. Vol.78. Iss.5. Pp. 27-37.

9. Мишунина Г.Е., Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Российский событийный туризм. Опыт Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. №2. С. 54-66.

10. Seraphin H., Gowreesunkar V., Zaman M., Bourliataux-Lajoinie S. Community based festivals as a tool to tackle tour-ismphobia and antitourism movements // Hospitality and Tourism Management. 2019. Vol. 39. Iss.2. Pp. 219-223.

11. Александрова А.Ю. Сверхтуризм и туризмофобия в европейских городах-дестинациях (кейс Барселоны) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №4. С. 56-68. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405.

12. Zahang C.X., Pearce P., Chen G. Not losing our collective face: Social identity and Chinese tourists' reflections on uncivilised behavior // Tourism Management. 2019. Vol.73. Iss.4. Pp. 71-82.

13. Семеркова Л.Н., Зинченко С.В., Бижанова Е.М. Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.

2019. Т.49. №1. С. 168-178. DOI: 10/21685/2072-3016-2019-1-17.

14. Tasci A.D.A., Sönmez S. Lenient gun laws, perceived risk of gun violence, and attitude towards a destination // Destination Marketing & Management. 2019. Vol. 13. No 4. P. 24-38.

15. George B., Henthorne T., Korstanje M.E. Cuba's historical tryst with economic development and future pathways // Service and Tourism: Current Challenges. 2018. Vol.12. Iss.4. Pp. 7-24. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10401.

16. Chaudhry P., Cesareo L., Pastore A. Resolving the jeopardies of consumer demand: Revisiting demarketing concepts // Business Horizons. 2019. Vol.62. Iss.5. Pp. 663-677.

17. Танкиева Т.А., Королёв А.В. Бренды территории как основа продвижения региона (на примере Тульской области) // Сервис Plus. 2018. Т.12. №4. С. 56-69. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10406.

18. Малафий А.С., Фатуева А.А., Промыслова К.С. Туризм впечатлений: ресурсы и перспективы развития в Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 101-111. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10209.

Irina Yu. PONOMAREVA a Kristina S. PROMYSLOVA b Anastasia A. FATUEVA c

a-c Tula State University (Tula, Russia)

a PhD in Technical, Associate Professor, Professor; e-mail: iup05@yandex.ru; b Undergraduate; e-mail: were_wolf96@mail.ru; c Undergraduate; e-mail: agnessa_se@mail.ru

MUSEUMS AND OVERTOURISM. PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE DEVELOPING DESTINATIONS

Special attention of visitors to many tourist objects leads to such negative phenomenon as overtourism. Researchers assign a number of the problems related with it: wear of infrastructure and cultural and historical objects because of the high anthropogenic loading, traffic collapse, environmental pollution by consumption waste, gas pollution and noise. All of this can lead to environmental disaster and discontent of local population with consequences inevitably introduced by the tourism development, including increase of crime rate, terrorism, cultural depreciation of national holidays, etc. The solutions of the problems offered by several authors rely on the demarketing strategy for the territories exposed to overtourism. But it entails certain risks. Rapid tourism development in Tula region has also led to emergence of overtourism problem of the region. The museums of federal importance, such as «Yasnaya Polyana», «Museum of Weapon», «Kulikovo Field» and «Polenovo» the first have faced the challenges of overtourism. The article analyzes their attendance in 2018, considers tour operator's programs of other region that include these objects, and describes examples of the negative consequences of overtourism in destinations of Tula region. The authors offer solutions of the overtourism problem for every considered tourist object and conclude that addressing the overtourism problem requires multipurpose programs.

Keywords: overtourism, tourist flow, destination demarketing, federal museums, Tula region

References

1. Aigina, E. V. (2018). Sverhturizm i turizmofobiya: novye yavleniya ili starye problemy? [Overtourism and tourismo-phobia: New phenomena or old problems?]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 41-55. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10404. (In Russ.).

2. Richards, G. (2018). Cultural tourism: A review of recent research and trends. Hospitality and Tourism Management, 36(3), 12-21.

3. Seraphin, H., Sheeran, P., & Pilato, M. (2018). Over-tourism and the fall of Venice as a destination. Destination Marketing & Management, 9(3), 374-376.

4. Cohen, A. S., & Hopkins, D. (2019). Autonomous vehicles and the future of urban tourism. Annals of Tourism Research, 74(2), 33-42.

5. Boivin, M., & Tanguay, A. G. (2019). Analysis of the determinants of urban tourism attractiveness: The case of Québec City and Bordeaux. Destination Marketing & Management, 11(1), 67-79.

6. Koens, K., Melissen, F., Mayer, I., & Aall, C. (2019). The Smart City Hospitality Framework: Creating a foundation for collaborative reflections on overtourism that support destination design. Destination Marketing & Management, 13(3), 1-10.

7. Insch, A. (2019). The challenges of over-tourism facing New Zealand: Risks and responses. Destination Marketing & Management, 13(3), 32-41.

8. Lalicic, L. (2019). Solastalgia: An application in the overtourism context. Annals of Tourism Research, 78(5), 27-37.

9. Mishunina, G. E., Ponomareva, I. Yu., & Tankieva, T. A. (2019). Rossijskij sobytijnyj turizm. Opyt Tul'skoj oblasti [Russian event tourism. Experience of Tula region]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: looking into the future], 6(3), 54-66. (In Russ.).

10. Seraphin, H., Gowreesunkar, V., Zaman, M., & Bourliataux-Lajoinie, S. (2019). Community based festivals as a tool to tackle tourismphobia and antitourism movements. Hospitality and Tourism Management, 39(2), 219-223.

11. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Overtourism and tourismofobia in European cities-destinations (the case of Barcelona). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 56-68. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10405. (In Russ.).

12. Zahang, C. X., Pearc, P., & Chen, G. (2019). Not losing our collective face: Social identity and Chinese tourists' re-

flections on uncivilised behavior. Tourism Management, 73(4), 71-82.

13. Semerkova, L. N., Zinchenko, S. V., & Bizhanova, E. M. (2019). Aktual'nye problemy neravnomernogo raspredele-niya turistskih potokov [Actual problems of uneven distribution of tourist streams]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki [Proceedings of Higher Educational Institutions. Volga region. Social science], 49(1), 168-178. doi: 10/21685/2072-3016-2019-1-17. (In Russ.).

14. Tasci, A. D. A., & Sönmez, S. (2019). Lenient gun laws, perceived risk of gun violence, and attitude towards a destination. Destination Marketing & Management, 13(4), 24-38.

15. George B., Henthorne T., & Korstanje, M. E. (2018). Cuba's historical tryst with economic development and future pathways. Service and Tourism: Current Challenges, 12(4), 7-24. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10401.

16. Chaudhry, P., Cesareo, L., & Pastore, A. (2019). Resolving the jeopardies of consumer demand: Revisiting demarketing concepts. Business Horizons, 62(5), 663-677.

17. Tankieva, T. A., & Korolyov, A. V. (2018). Brendy territorii kak osnova prodvizheniya regiona (na primere Tul'skoj oblasti) [Brands of the territory as a basis of promotion of the region (on the example of Tula region)]. Services plus, 12(4), 56-69. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10406. (In Russ.).

18. Malafiy, A. S., Fatueva, A. A., & Promyslova, K. S. (2019). Turizm vpechatlenij: resursy i perspektivy razvitiya v Tul'skoj oblasti [Experience tourism: resources and development prospects in Tula region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 101-111. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10209. (In Russ.).

Пономарева И.Ю., Промыслова К.С., Фатуева А.А.

Музеи и сверхтуризм. Проблемы и пути решения в развивающихся дестинациях // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №4. С. 148-159. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10415.

Дата поступления статьи: 7 октября 2019 г.

Ponomareva, I. Yu., Promyslova, K. S. & Fatueva, A. A. (2019). Museums and overtourism. Problems and solutions in the developing destinations. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(4), 148-159. doi: 10.24411/19950411-2019-10415. (In Russ.).

Received October 7, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.