Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2006. Вып. 4 (21). С. 139-146
Музеи и информационное пространство: ПРОБЛЕМЫ информатизации и культурное наследие
М.Е. Колесова
к.и.н., доцент ПСТГУ
На древней земле Соловецкой 5-10 июня 2006 г. состоялась десятая ежегодная конференция, организованная ассоциацией «Некоммерческое партнерство „Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии” (АДИТ)» и Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником под эгидой Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Конференция собрала рекордное количество участников. Помимо представителей России, в ней приняли активное участие и белорусские коллеги. Пять дней работы конференции не позволили выслушать доклады всех желавших выступить. Ряд выступлений был представлен в форме стендовых докладов.
Состав конференции демонстрировал, какое значение придается в современном мире использованию компьютерных технологий для популяризации музейного дела. На Соловках собрались представители всемирно известных музеев: Государственного исторического музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, а также многих региональных музеев, например, «Музея Природы и Человека» Ханты-Мансийского автономного округа.
Помимо музеев, на конференцию прислали своих представителей организации, занимающиеся разработкой и внедрением музейных компьютерных технологий: «Комплексная автоматизированная музейная информационная система. КАМИС», корпорация «Электронный архив», ООО «Информационно-аналитические системы».
В качестве информационного спонсора конференции выступил портал «Музеи России www.museum.ru».
Доклады затронули целый ряд очень важных вопросов.
Если представители организаций, занимающихся разработкой компьютерных технологий, рассказывали, в основном, об имеющихся достижениях и возникающих трудностях развития данного направления, то музееведы поднимали и проблемы общего плана.
Во многих докладах и на дискуссиях в рамках Круглого стола звучала тема оценки деятельности музеев в современной России. Не секрет, что посещаемость музеев катастрофически падает. Причин тому множество. Создание виртуального межмузейного пространства и развитие мультимедийных проектов - одно из возможных решений проблемы. Но сразу же встает вопрос: как совместить назначение музеев как культурно-образовательных центров с явным уклоном в развлекательность, что, несомненно, продемонстрировали представленные на конференции компьютерные разработки. И возможно ли в принципе совмещение образовательной функции и развлекательной формы подачи информации?
В рамках конференции работали секции: «Международные стандарты единого информационного пространства в культуре», «Программно-технические комплексы и информационно-коммуникационные технологии в музеях», «Роль и место информационных проектов в менеджменте музея», «Музей будущего: информационные технологии в технологии в пространстве музея и в виртуальном пространстве», «Образ музея в информационном пространстве».
Помимо секций, на которых обсуждались вопросы общего порядка, работали и секции, на которых рассматривались конкретные результаты применения компьютерных технологий в деятельности всемирно известных музеев: «Информационные технологии в крупных музеях: путешествие во времени - Государственный Эрмитаж», «Применение информационных технологий в постоянной экспозиции Государственного исторического музея».
Проводились и секции с обсуждением конкретных вопросов применения компьютерных технологий в музеях: «Малобюджетная автоматизация или дорогостоящий тренд-информатизация музея -плюсы и минусы», «Сканирование и ретроконверсия».
Участники конференции смогли обсудить широкий круг вопросов на Круглых столах: «Здесь решаю я»: директор музея и информационные технологии», «Региональные информационные центры: живые и мертвые», «Чему и как учить».
Презентация мультимедийных проектов - «Музейный компьютерный фестиваль» - происходила ежедневно в конце дня работы конференции.
Каждый конкретный информационный продукт, представленный на суд конференции, подвергался всесторонней конструктивной оценке. Не избежала критики и мультимедийная разработка в формате 3 D «Прогулка по Кремлю», уже после проведения конференции получившая одобрение Президента РФ В.В. Путина.
Организатор конференции Ассоциация по документации и информационным технологиям в музеях (АДИТ) уже более 10 лет занимается внедрением компьютерных технологий в музеях России. АДИТ постоянно контактирует с международными общественными институтами в области музейной информатизации и находится в курсе новейших тенденций развития стандартов музейной документации и стандартов организации доступа к цифровым коллекциям.
Доклад К.А. Наседкина и Н.В. Браккер был посвящен проекту Bricks (Building Resources for Integrated Cultural Knowledge Services), объединяющему 24 партнера (европейские академические научные учреждения, музеи и библиотеки, государственные и частные организации). От России в проекте участвует Российская сеть культурного наследия (РСКН). Цель проекта - создание организационных и технологических основ Цифровой библиотеки на уровне European Digital Memory, т.е. глобальной сетевой системы услуг, в которой для всех пользователей будут доступны коллекции мультимедийных цифровых документов из самых разных областей знаний, в том числе Цифровые музеи и Цифровые архивы.
В выступлении заведующего научно-производственным отделом информационных систем Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» А.В. Дремайлова говорилось о радикальном изменении роли информационных технологий не только в музейном деле, но и в сфере культуры в целом. Доступ к информации о национальном и мировом культурном наследии - неотъемлемое право гражданского общества. Мощное развитие развлекательной индустрии приводит к тому, что сфера культурного наследия вынуждена противостоять натиску шоу-бизнеса. При этом существует опасность манипулирования информацией о культурном наследии - экспонируется только то, что хотят экспонировать.
Так зачем же внедряются компьютерные технологии? Чтобы облегчить рутинные операции сотрудникам архивов? Или реализовать право на свободный доступ к информации сферы культуры?
Ежегодные конференции, созываемые АДИТ, позволяют обсудить все насущные вопросы. Конечно, многие проблемы пока так и остаются нерешенными, но по многим вопросам удалось достичь консолидированного мнения. Самое главное достижение проводи-
мых конференций - обмен опытом вхождения в единое информационное пространство. Особенно это ценно для региональных музеев, которым труднее прорваться в информационное поле современного мира. Последнее положение хорошо продемонстрировали интересные выступления представителей региональных музеев.
В докладе сотрудников Государственного Русского музея А. С. Дриккера и Т. И. Чуклиной была поднята очень важная проблема, прозвучавшая и в других докладах, а также ставшая предметом дискуссий на Круглых столах: роль информационных компьютерных технологий (ИКТ) в музейной экспозиции. По этому поводу существуют два противоположных мнения: 1) цифровые технологии очень полезны, но не способны решить никакие задачи, кроме служебных; 2) мультимедийные программы есть сильнейшее средство для оживления экспозиции и привлечения посетителей в музей. По мнению авторов доклада, бурный технологический прогресс не внес изменений принципиального характера. Информационные достижения практически не сказались на посещаемости музеев. Компьютерная экскурсия есть увлекательная игра, но ее возможности конкурировать с музеем нельзя даже обсуждать. Единственной функциональной новацией является включение в Интернет. Использовать преимущества ИКТ лучше в автономном пространстве: выставочном, виртуальном.
Подробный анализ использования информационных технологий при организации, сопровождении и продвижении выставочных проектов был изложен в докладе представителей Саратовского государственного художественного музей им. А.Н. Радищева Л.Л. Калининой (заместитель директора музея), И.В. Пролеткина и М.Е. Шпак.
Развитие ИКТ затрагивает не только музеи, но и библиотеки. Созданию Электронной библиотеки удмуртской этнографии был посвящен доклад сотрудника Удмуртского государственного университета А.В. Коробейниковой.
Представитель Государственной Третьяковской галереи Д.Г. Перцев выступил с докладом «От виртуальных галерей к базам знаний». Согласно формулировке автора, под это понятие попадает любая база данных, состоящая из описаний и изображений объектов, сформированных по тематическому признаку. Уже сейчас созданы объемные виртуальные галереи, например база данных икон из собрания Государственной Третьяковской галереи и опубликованных икон ряда других музеев (около 17 тыс. изображений). Трудность представляет выработка критериев, позволяющих формировать изобразительный ряд. В традиционных каталогах подобные критерии от-
сутствуют, что ставит вопрос о необходимости унификации научного описания объекта. Автор предлагает внеличностный критерий отбора элементов описания. Для проверки предложенного критерия в отделе информатики Третьяковской галереи была разработана экспертная система определения иконографии в древнерусской сюжетной иконе. В разработке системы непосредственное участие принимал специалист по древнерусской живописи.
Во многих выступлениях отмечалось положительная сторона внедрения ИКТ - возможность создания виртуальных музейных экспозиций, позволяющих создавать трехмерный континуальный видеоряд.
Сотрудники Российского института культурологии (Москва) А.В. Лебедев и В.Ю. Дукельский рассказали об интересном проекте виртуальной экспозиции по истории архитектуры Московского Кремля. Информационные технологии позволяют воспроизвести не только архитектуру Кремля XV в., но и продемонстрировать задуманные, но не реализованные проекты построек с XV в. по наши дни. Экспозицию предполагается разместить в помещениях колокольни Ивана Великого. Общая линия экспозиции следующая; город уступает место цитадели - крепость превращается в резиденцию - резиденция становится символом власти, исторической традиции и преемственности. Триаде функций соответствует триада «действующих лиц»; «Князь - Митрополит - Горожане». Виртуальные проекции, будучи привязанными к конкретной стене, нише или камере, являются как бы входом в свой временной и пространственный континуум. Таким образом, малое пространство интерьеров колокольни соединяется с гигантским внешним пространством Кремля. Благодаря проекции стены то раздвигаются, то вновь сдвигаются. В конце каждого раздела экспозиция гаснет, и посетитель остается наедине с архитектурой.
Естественно, для развития и внедрения ИКТ необходимо обеспечение музеев квалифицированными специалистами, вопросы подготовки которых были затронуты во многих выступлениях.
Интересный опыт подготовки историков и историков-архивис-тов, владеющих компьютерными технологиями, был изложен в докладе преподавателей Уральского государственного университета Ю.А. Русиной и Л.Н. Мазур. Помимо обязательного курса по информатике студентам читается дисциплина «Математические методы в гуманитарных исследованиях», а для магистрантов разработан практикум «Компьютерные технологии в исторических исследованиях». Полученные теоретические знания закрепляются при прохождении музейной и архивной практики. Для документоведов предусмотрен
более широкий спектр дисциплин; информационные системы в управлении, программное обеспечение информационно-аналитической деятельности, компьютерные информационные технологии в документальном управлении, сетевые информационные технологии, информационное обеспечение управления, информационная безопасность и защита информации, информационные ресурсы. В перспективе университет планирует создание кафедры исторической информатики, по примеру МГУ.
Проблеме подготовки специалистов в области информационных технологий был посвящен и доклад представителей РГПУ им. А.И. Герцена Е.В. Кашириной и А.Ю. Петрова.
С докладом о разработке межпредметного комплекса «Культурное наследие» выступила заместитель директора Института новых технологий (Москва) Т.А. Фиалкова. Цель предмета - формирование информационной базы, облегчающей процесс вхождения ученика в систему мировой культуры. Для этого предполагается объединить в единый комплекс сборники цифровых информационных материалов, создающих представление о культуре исторических эпох, для использования в рамках преподавания разных предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки.
С интересными разработками в области ИКТ участников конференции ознакомили представители региональных музеев. Так, например, доклад директора «Музея Природы и человека» (Ханты-Мансийск) носил красноречивое название «Музей нового поколения на Югорской земле». К 75-летию Ханты-Мансийского автономного округа, 8 декабря 2005 г. музей открыл новую экспозицию под названием «Связь времен». По замыслу авторов экспозиция иллюстрировала историю края в трехмерности различных концепций времени; 1) мифологическое время (мифо-ритуальный цикл); 2) историческое время. Структура выставки подчинена не экспонированию отдельного предмета, а научно-драматургической идее. Тематические и пространственно сгруппированные экспонаты складываются в исторические и мифологические сюжеты, дополненные аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами и кинохроникой. Аудиосопровождение представляет композицию природных, бытовых и синтезированных звуков с аутентичными записями фольклора и голосов политических лидеров разных эпох. Таким образом, создается эффект объемности и полифоничности мифо-ритуального и исторического пространства. На основе экспозиции «Связь времен» планируется выпуск компьютерных игр, ориентированных на молодежную аудиторию.
Вопрос о подготовке мультимедийных развлекательных проектов вызвал на конференции оживленные дискуссии. Насколько правомерно обучать, развлекая? Не превратится ли способ подачи материала (т.е. форма, в которую облачено содержание, призванное внедрять культурные ценности) в самодостаточную категорию? Видимо, при подготовке мультимедийных проектов необходимо четко определять цели и задачи данного проекта, возрастной и образовательный уровень аудитории, на которую ориентирован проект.
Об успехах виртуального портала Музеи России, уже более 10 лет работающего в сегменте компьютерных услуг, рассказала Н.И. Трегуб. Портал посещает около 9 тыс. пользователей ежедневно. Наиболее популярны следующие разделы. «Всероссийский реестр музеев» содержит информацию о более 3 тыс. музеев, и работа над ним продолжается. Следующий посещаемый раздел, «Альбом», помимо визуальной информации содержит сведения о работе музеев. На третьем месте - «Каталог сайтов музеев». Раздел «Новости» - самый динамичный, обновляется ежедневно. Раздел «Форум» является интерактивным, что позволяет создать обратную связь; посетитель - музей. Все перечисленные разделы, несомненно, являются популярными, рассчитанными на обычного музейного посетителя. Но присутствует и небольшой раздел, обращенный к профессионалам. Он так и называется - «Музейному профессионалу». В нем помещаются сообщения о конференциях, научных изданиях, грантах и т.д.
Своего посетителя ищет сайт музея-заповедника «Кижи», действующий с 1998 г. Сотрудники музея ведут постоянный мониторинг посещаемости различных ресурсов сайта, однако этого явно не достаточно. Основные пользователи сайта - историки, краеведы, музейщики, реставраторы. Большой процент аудитории составляют туристы, а также, как было сказано в докладе, «те, кто ищет красивые фотографии». Музей надеется путем разработки новых проектов и ресурсов на привлечение внимания молодежной аудитории.
Ряд специалистов-музейщиков, например, представитель Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.В. Знаменский и сотрудница Национального музея Республики Татарстан Н.А. Бугрова рассказали о применении в их музеях системы КАМИС.
О первых шагах в информатизации Государственного Русского музея и Государственного исторического музея рассказал ведущий сотрудник ГИМ К.Е. Полуэктов. Опыт создания информационных ресурсов постоянной экспозиции ГИМ был освещен в докладе К.А. Меерова.
Коллеги из Беларуси И.Ф. Богданова и Н.Ф. Богданова (Минский институт подготовки научных кадров Академии Наук Беларуси) рассказали о web-ресурсах Национального парка «Беловежская пуща» и виртуальном пространстве Белорусского археологического музея «Берестье».
К сожалению, на конференции фактически не была представлена архивная отрасль. Конечно, создать виртуальный образ предметного музейного экспоната легче, чем аналогичный образ многостраничного архивного документа. Федеральные архивы и большинство архивов субъектов Российской Федерации имеют свои архивные сайты. Но получить информации на них можно только о тематике, хронологических рамках хранимых документов, основных архивных фондах, т. е. то, что можно узнать, ознакомившись с путеводителем по архиву. Ошибаются те, кто думает, что близок день, когда можно будет читать документы с компьютерного монитора. Даже уже проводящаяся работа по оцифровке документов есть еще только начало долгого пути. К тому же оцифрованный документ - только образ архивного документа, а изучения образа документа не может заменить изучение самого документа.
Поэтому важный современный момент применения информационных технологий в архивах - создание электронных каталогов и тематических баз данных. Этой проблеме был посвящен доклад главного специалиста Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) И.Л. Решетниковой, в котором рассказывалось о создании базы данных «Изобразительные источники РГАЛИ».
В заключение необходимо отметить отличную организацию работы конференции, в чем, наряду с АДИТ, немалая заслуга Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Осенью 2005 г. наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф, директор Соловецкого музея-заповедника М.В. Лопаткин и глава администрации муниципального образования «Соловецкий район» Д.Д. Луговой подписали пакет документов, регулирующих церковно-государственные отношения в сфере использования памятников, связанных своим происхождением с исторической Соловецкой обителью. «Соловецкие соглашения» разрешили все проблемы, относящиеся к праву пользования памятниками и инфраструктурой островов. Данные документы были опубликованы в специальном выпуске «Соловецкого сборника» (Архангельск, 2006). Остается надеяться, что добрый почин соловчан будет продолжен в плане плодотворного сотрудничества Православной Церкви и государственных музеев России.