УДК 72(470.23-25)"19"
А. М. Тимофеев
Музеефикация и перепрофилирование промышленных памятников архитектуры на примере солодовни завода «Бавария»
Здание солодовни завода «Бавария» на Петровском острове построено в конструктивно-функциональном стиле в начале XX в. Этот промышленных памятник является уникальной постройкой, в которой сочетаются конструктивные новаторские тенденции в строительстве и применение новых для своего времени материалов, нетрадиционность формы и стиля. Сохранение здания солодовни может стать своего рода символом обновления производственных построек Петербурга, которое становится возможным в новую эпоху. Современные художественные идеи ищут возможности своего воплощения в памятниках прошлого, а использование заводских построек прошлого, которые имеют статус культурных ценностей, является важным стимулом развития творческого потенциала. Следование современным тенденциям, когда производственные постройки превращаются в арт-объекты и становятся коммерческими проектами - это верный вектор перепрофилирования петербургских производственных зданий, в том числе и для солодовни завода «Бавария». В данном случае предлагается превращение солодовни в центр проведения дегустаций, проект «Петровская Солодовня».
Ключевые слова: солодовня «Бавария», Петровский остров, памятники промышленной архитектуры, производственные постройки, модерн в промышленной архитектуре, культурная ценность, памятник истории и культуры, арт-объект, проект «Петровская Солодовня», перепрофилирование, реставрация, музеефикация, актуализация, лофт-проект, виртуальная площадка.
Anton M. Timofeev
Acquisition by museums and the reshaping of industrial monuments of architecture on the example of malting plant «Bavaria»
Building malting plant «Bavaria» in Petrovsky Island was built in a constructive and functional style in the early XXth century. This industrial monument is a unique building, that combines innovative design trends in the construction and application of new materials for its time, not the traditional form and style. Saving malt buildings could become a symbol of renewal of industrial buildings of St. Petersburg, which made possible a new era. Modern art ideas are seeking his incarnation in the monuments of the past, and the use of factory buildings of the past, which have the status of cultural property is an important stimulus for the development of creative potential. Following current trends, where industrial buildings are transformed into art objects, and become commercial projects - this is the right vector conversion of industrial buildings in St. Petersburg, including for malting plant «Bavaria». In this case, the proposed conversion of the malt house in the center of the tasting, the project «Peter Malt».
Keywords: malt «Bavaria», Petrovsky island, the monuments of industrial architecture, industrial buildings, modern architecture in the industrial, cultural value, historical and cultural monument, the art-object, the project «Peter Malt» conversion, restoration, museumification, updating, loft project, a virtual playground.
Промышленное производство в России имеет длительный путь развития. Одним из этапов расширения производств является бурное развитие в начале XX в. петербургских промышленных предприятий, связанных с механизированными и электрифицированными способами производства. Расширение производственных мощностей, начало использования в строительстве таких материалов, как железобетон, каркасные металлические конструкции, требовали особого подхода к возведению зданий. Промышленная архитектура «стала самостоятельной областью строительства со своим художественно-образным языком и конструктивно-функциональными особенностями. В этот период архитекторам требовались углубленные
знания инженерного дела, тонкостей технологических процессов и умение создать оригинальный образ здания»1.
Одним из пионеров использования железобетона в промышленной архитектуре начала XX в. стал гражданский инженер Лев Алексеевич Серк. Для него период начала века «стал весьма плодотворным: всего за 10 лет им было построено свыше 100 промышленных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде. В Петербурге - это оригинальный по конструкции комплекс Фильтроозонной станции на Пеньковской ул. (по тому времени самый крупный и передовой в мире по технологии), а также здания для АО «Сименс и Шуккерт», «Сименс и Гальске», «Треугольник» и другие»2. Однако наиболее значительным
с архитектурной точки зрения сооружением, которое стало уникальным памятником промышленной архитектуры начала XX в., стала построенная в 1911 г. в стиле модерн солодовня пивоваренного завода «Бавария»3. Среди большинства промышленных сооружений начала века эта постройка выделяется новизной функционально-конструктивного решения4.
Здание солодовни расположено па Петровском острове, в северной его части, в зеленой зоне на берегу реки Ждановки. Оно находится на участке неправильной формы в окружении промышленных сооружений завода «Бавария». С юга участок ограничен Петровским проспектом, с запада и востока соседними участками. Северным фасадом здание обращено к реке. С северной и западной стороны к нему примыкали постройки, не имеющие исторической и архитектурной ценности, которые в настоящее время разобраны.
Здание солодовни построено в конструктивно-функциональном стиле, который сформировался в начале XX в. в промышленной архитектуре Петербурга. Углы декорированы пилястрами. Декор выделен белым цветом5.
«В 1988 г. здание солодовни было включено в „Список памятников истории и культуры местного значения" как пример творчества выдающегося архитектора и образец промышленного зодчества начала века. Однако охранный статус не способствовал сохранению этого памятника промышленной архитектуры.
В настоящее время завод „Бавария", преобразованный в акционерное общество, носит то же название, что и прежде, и продолжает традиции пиво-медоварения в Петербурге. Однако если другие заводские сооружения, хоть и основательно перестроенные, используются по своему первоначальному назначению, то солодовенный корпус - шедевр индустриальной архитектуры - зияет пустыми окнами. Это один из наглядных примеров разрушения пустующего здания, являющегося памятником истории и культуры и состоящего под охраной государства»6. Состояние солодовни вызывает опасения, здание находится в аварийном техническом состоянии, доступ в интерьеры закрыт7. Более того, в здание невозможно войти из-за риска обрушения старых полуразрушенных перекрытий, которые разрушаются под воздействием агрессивной внешней среды. Кирпичная кладка 1-4-го этажей северного фасада сильно разрушена (на отдельных участках на глубину до 50 см). Декор утрачен. Сохранился карниз над 6-м этажом в восточной части фасада (2 оси). Верхний 3-й этаж выполнен из монолитного железобетона. Оконные проемы деформированы,
металлические перемычки окон и дверей проемов коррозированы8.
На сегодняшний день солодовня не имеет хозяина и находится на балансе по договору права хозяйственного ведения у собственников пивоваренного завода. Ссылаясь на финансовые проблемы, владельцы не обеспокоены судьбой памятника, а инвесторы предпочитают расчистить заводскую территорию и построить там новые корпуса9. Участия государства или городских министерств в жизни этого памятника так же не наблюдается.
Здание солодовни завода «Бавария» - это образец железобетонного здания скелетного типа, выполненного в конструктивно-функциональном стиле, один из первых примеров использования железобетона в промышленной архитектуре Петербурга. Оно отличается новаторским конструктивным решением, соединившим многоярусную железобетонную структуру с тремя сушильными камерами10. Эта постройка является свидетельством одной из граней богатства петербургской архитектуры, двуликой и буржуазной, революционной и либеральной, консервативной и живой. Особенность его заключается в туманной красоте, которая с наступлением вечерних сумерек проявляет свои монументальные черты. Для Петербурга этот промышленный памятник является уникальной постройкой, в которой сочетаются конструктивные новаторские тенденции в строительстве и применение новых для своего времени материалов, нетрадиционность формы и стиля.
Сохранение здания солодовни может стать своего рода символом обновления производственных построек, которое становится возможным в новую эпоху, способствовать движению общества в будущее, основанное на прочном фундаменте прежних поколений. В этом залог успешного развития культуры. Современные художественные идеи ищут возможности своего воплощения в памятниках прошлого, а использование заводских построек прошлого, которые имеют статус культурных ценностей, является важным стимулом развития творческого потенциала.
По мнению доктора архитектуры М. С. Штиглиц, «возможности использования этого здания с оригинальным внутренним пространством площадью 8000 квадратных метров могут быть самыми разными: здесь можно разместить небольшие помещения офисно-клубного характера и большие торгово-выставочные залы. Они вполне могут соседствовать с напоминающими о первоначальной функции объекта - пивным и дегустационным залами, музеем истории пивоварения и т. п. Устройство набережной, необхо-
димой для подъезда к корпусу, стало бы первым шагом в возрождении этой части Петровского острова. Ныне захламленный безликой промышленной и другой застройкой, он потенциально привлекателен для занятия спортом и отдыха -рядом с ним находятся крупнейшие спортивные сооружения. Безусловно, реновация объекта сопряжена с серьезными проблемами, но все они решаемы при объединении усилий городских властей и инвесторов. Идея преобразования старых промышленных комплексов для новых нужд актуальна для всех крупных городов Европы. Реконструкция и перепрофилирование солодовни может стать первым подобным шагом, здание солодовни „Старой Баварии" имеет право на вторую жизнь»11.
Вывод производства и преобразование промышленных территорий под новые функции - распространенное явление во всем мире. Универсальность производственных пространств позволяет гибко приспосабливать их под разнообразные функции. Степень свободы при разработке новых планов здесь выше, чем в других областях. Этому способствуют и архитектурные тенденции, заключающиеся в отказе от детерминизма12 формы и функции. Создание новой структуры здесь в основном проводится с учетом существующей и определяется исторически сложившимся типом промышленного комплекса, методика перепрофилирования которого предполагает следующие действия: определение историко-культурного потенциала окружающего пространства - зона охраны, тип городского ландшафта, наличие и ценность окружающей застройки; выявление исторически сложившегося типа промышленного комплекса, наличие ценных элементов и характер взаимосвязей внутри структуры - учет существующей, устранение диссонансов, добавление новых элементов; определение оптимального использования отдельных компонентов, исходя из их конструктивно-типологических особенностей и социально-экономических потребностей13. Концептуальная модель использования памятников петербургского промышленного зодчества должна охватывать все направления, принятые в современной практике сохранения культурного наследия.
В отношении солодовни завода «Бавария» предпочтительным является сохранение внешнего облика со сменой прежней роли производственного здания. Решение здесь может быть найдено путем актуализации здания солодовни, когда памятник становится объектом арт-показа, приобретает новый способ «экспонирования». Музеефикация в этом случае становится способом сохранения целостности здания, его кон-
структивных особенностей, однако при этом подразумевает реорганизацию внутреннего пространства, наполнение его новой функцией, к примеру, создание центра современного искусства.
Наполнение здания новой функцией должно способствовать его актуализации. На сегодняшний день существует несколько предложений от частных инвесторов о перепрофилировании здания, одно из наиболее вероятных способов будущего использования - это обустройство здания под лофт-проект. Проводятся аукционные торги по продаже здания солодовни. По условиям сделки победитель торгов должен будет произвести реконструкцию здания и впоследствии сможет адаптировать его под лофт14.
Трансформация функции заводских сооружений подобным образом распространена в Европе. В зарубежной практике существует множество примеров перепрофилирования под коммерческие, жилые и смешанные функции промышленных зданий и комплексов. Они могут быть классифицированы по разным признакам - по первоначальной функции или по вновь приобретенной: коммерческие, деловые; новые производства, бизнес-центры, торговые и офисные центры, рестораны, склады; культурные и учебные заведения, библиотеки, архивы, музыкальные, художественные центры, кинотеатры, театры, выставочные залы, художественные мастерские и музеи и т. д.; жилые - общежития для студентов, жилье для престарелых, рабочие жилые комплексы, элитное жилье; смешанный тип, так называемые многофункциональные комплексы.
Примером такого рода является пивоваренный завод Перони в Риме, выдержанный в стиле ар-нуво, построенный в 1901 г. (архитектор Г. Джованни), в 1971 г. прекратил свою деятельность, а в 1999 г. по проекту архитекторов А. Сиболотти, М. Рапунти, Ф. Стефшюри его помещения были приспособлены под выставки, медиатеку, библиотеку, лаборатории, книжный магазин, кафе. В нем экспонируются не только произведения искусства, но и старая техника15.
В ряду похожих европейских проектов перепрофилирование солодовни завода «Бавария» может не быть первым, но имеет возможность стать уникальным для Петербурга явлением музеефикации производственного сооружения и его ревитализации16. По мнению автора данного исследования, на первоначальном этапе сохранения здание солодовни должно быть переведено из плоскости реальной в виртуальную. Виртуальное пространство дает возможность на отдалении создавать концепцию
развития реального пространства, будущего грамотного и современного перепрофилирования. Достаточно зафиксировать всю конструкцию в ее современном состоянии и после анализа и положительной резолюции начать работу по восстановлению памятника, при этом делая в электронном виде оттиски конструкций, переводя их в трехмерное пространство. Имеющиеся архивные и полученные данные - чертежи, макеты, размеры, анализы состояния здания и почвы - дадут достаточные основание для углубленного процесса изучения и поиска наилучшей формы реорганизации и использования памятника. Такой способ позволит не только и не столько привлечь инвестора к проблеме сохранения памятника, сколько акцентирует внимание общества к проблеме его сохранения. Для здания солодовни завода Бавария принципиально важным является сохранение фасадной части, тогда как внутренние конструкции требуют модернизации.
По мнению автора, следование современным тенденциям, когда производственные постройки превращаются в арт-объекты и становятся коммерческими проектами - это верный вектор перепрофилирования петербургских производственных зданий, в том числе и для солодовни завода «Бавария».
В данном случае предлагается превращение солодовни в центр проведения дегустаций, проекта с названием «Петровская Солодовня». Новая функция состоит в том, чтобы это здание превратить в дегустационный центр, место, где хранятся вино и пиво лучших сортов. Где еще может храниться вино, как не в «ларце» постройки начала XX в.? Здесь могут быть созданы условия хранения дорогих сортов вина и пива при определенной температуре и влажности. Эти же эксплуатационные условия лучшим образом отразятся и на сохранении здания. «Петровская Солодовня» - это как погреб для вина в памятнике промышленной архитектуры Петербурга постройки начала XX в. Отношение к вину как благородному и выдержанному напитку может способствовать успешному развитию проекта по перепрофилированию здания солодовни, привлечению интереса как со стороны как жителей, так и со стороны гостей города.
Примеры подобного перепрофилирования существуют в нескольких странах мира, в их числе самый большой в Дании пивоваренный завод «Карлсберг», расположенный в Копенгагене. Он открыт с 1979 г. для посещения публикой. Во время посещения этого завода посетители могут присутствовать при изготовлении пива традиционными методами17. В Испании существуют многочисленные винные погреба, кото-
рые посещают ежегодно более двухсот тысяч человек. Большой славой пользуются погреба в местах неподалеку от Барселоны, архитектура которых представляет большую ценность18.
Россия во всем мире известна традициями изготовления крепких алкогольных напитков. Этот факт нельзя обозначить как положительный или отрицательный, скорее это данность, воспитанная в сознании жителей соседствующих стран. Однако следует признать, что в России отсутствует культура потребления алкогольных напитков. В то же время в разных странах мира существуют такие традиции, как культура виноделия во Франции, изготовление виски или скотча в Англии, фестивали пива в Германии. В почете к национальным алкогольным напиткам проявляется менталитет культур, которые хранят прежние традиции. В этом отношении России не следует стоять в стороне. Говоря о пивоваренном заводе «Бавария» в Петербурге, нужно заметить, что создание производства для варения пива при Петре I было очень важной государственной задачей, так как именно пиво помогало морякам, долгое время находящимся в море, спасаться от цинги.
Солодовня завода «Бавария» должна стать культурной площадкой, где посетитель может познакомиться с различными национальными напитками, такими как медовый сироп, винные напитки, хмельной мед и многими другими. Здание солодовни станет объектом искусства снаружи и культуры внутри. Внешне - это отреставрированный памятник промышленной архитектуры в стиле модерн постройки начала XX в., внутри - центр культурного досуга, где посетитель имеет возможность познакомиться со старыми русскими традициями варения пива, увидеть способы изготовления этого напитка, узнать о значении пива в царской России. Кроме пива и производных от него, посетитель может увидеть экспозицию, посвященную водке, вину и коньяку.
Подобного рода перепрофилирование промышленного сооружения - это способ привлечения внимания к нему дополнительного интереса с целью повышения статуса производственных сооружений в глазах общественности. Несмотря на то, что многие городские жители хорошо знакомы с петербургскими дворцами, императорскими резиденциями и замками, о промышленной архитектуре знают они очень мало, и дело здесь не столько в незаинтересованности, сколько в сложности доступа к таким памятникам, в их отдельности и отдаленности, отстраненности от жизни мегаполиса.
Название проекта «Петровская Солодовня» обуславливает топонимическое местонахожде-
ние памятника. Предполагается, что отреставрированное здание будет иметь подсветку в вечернее время, которая придаст ему еще большую чем при дневном свете монументальность. Внутренняя организация пространства подчиняется задаче разграничения зон по наполнению экспозиций. Особенность памятника в том, что являясь культурной площадкой и местом проведения экскурсий и программ, рассчитанных на знакомство посетителей с особенностями русских национальных напитков, это же здание является своего рода хранилищем, погребом, где хранятся сорта элитных вин, коньяка, пива и других хмельных напитков, традиционных для русской культуры. Предполагается, что в здании будут оборудованы помещения, где будут поддерживаться соответствующие условия хранения. Это как своего рода сейф, за аренду которого взимается плата. Для состоятельных людей - это имиджевое место, музей с личным кабинетом.
«Петровская Солодовня» выполнит несколько функций:
- собирательная (различные национальные русские напитки собраны в одном месте);
- выставочная (несколько экспозиций с разной тематикой);
- познавательная (рассчитана на жителей города, отечественных и иностранных туристов);
- место проведения торгов по элитным сортам вин;
- торговая площадка;
- погреб, где хранятся эксклюзивные напитки;
- виртуальная площадка, имеющая свой сайт, контент, где посетителям созданы условия для ознакомления с историей памятника промышленной архитектуры, существует его 3D модель, визуализационные материалы.
Важным аспектом является то, что «Петровская Солодовня» должна стать местом изысканным, но не элитарным. Это пространство, где каждый желающий может с интересом для себя провести время, приобрести новые знания, повысить уровень культуры, узнать о прошлом страны, ее традициях и особенностях. Также здесь он может попробовать русскую кухню (предполагается наличие ресторана), поучаствовать в торгах или просто купить понравившийся напиток. «Петровская
Солодовня» - это первая площадка, которая может стать перспективным коммерческим проектом, способствующим развитию культуры общения между людьми, жителями и гостями города на Неве.
Примечания
1 Штиглиц М. С. Право на вторую жизнь (солодовня завода «Бавария») II Дизайн и строительство. 2OOO. № 1. С. 29.
2 Там же.
3 Ефремов Г. Петровский остров II Блокнот агитатора. 1971. № 1, янв. C. 41.
4 Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга I М. С. Штиглиц, В. И. Лелина, М. А. Гордеева, Б. М. Кириков. СПб., 2OO3. C. 114.
5 Солодовня пивоваренного завода «Новая Бавария». п. 794, инв. № 1273 п.: [акт экспертизы техн. состояния; результаты обследования пром. объекта] I Правительство Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; сост. Е. И. Лущеко, В. Е. Чабаненко. СПб., 2OO7. Рукоп.
6 Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии». СПб.: Белое и Черное, 2OO3. С. 159.
7 Солодовня пивоваренного завода «Новая Бавария».
8 Там же. С. 3.
9 Штиглиц М. С. Право на вторую жизнь. С. 29.
10 Солодовня пивоваренного завода «Новая Бавария».
11 Штиглиц М. С. Право на вторую жизнь. С. 29.
12 Философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.
13 Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XX в.: ист.-культ. проблемы: дис. ... д-ра архитектуры. СПб., 2OO2. С. 24S.
14 Лофт - это переоборудованное под жилье помещение или здание заброшенной фабрики или другого здания промышленного назначения. Солодовня завода «Бавария» станет лофтом. URL: http: II news. zem. ru (дата обращения O1.O9.2O11).
15 Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XX в. С. 214.
16 Понятие, используемое в научной и практической деятельности, характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания.
17 Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XX в. С. 194.
1S Там же. С. 195.